1 Система конституционного права

Конституционное право России

Учебники для вузов

1.6. Система конституционного права

Конституционное право как совокупность норм имеет свою систему. Система есть внутреннее строение отрасли, ее структура, определяемая дифференциацией и интеграцией конституционно-правовых норм. Систему конституционного права обусловливают взаимосвязи норм данной отрасли права, их объединение в правовые институты.

Первичным звеном системы отрасли права всегда выступает правовая норма. Совокупности конституционно-правовых норм, регулирующие относительно самостоятельные блоки общественных отношений, называются конституционно-правовыми институтами. Необходимо отметить, что система конституционно-правовых институтов также представляет собой сложную систему: более крупные институты объединяют в себе более мелкие, а те, в свою очередь, также подразделяются на институты.

Основными критериями выделения конституционно-правовых институтов, их отграничения друг от друга выступают несколько признаков:

1) круг общественных отношений, на регулирование которых направлены нормы правового института;

2) специфика правовых норм института, а также правовых отношений, возникающих под воздействием этих норм;

3) круг источников, содержащих нормы правового института. В юридической литературе по конституционному праву не выработано единого подхода к делению отрасли конституционного права на правовые институты. Наиболее принятой является их классификация исходя из строения Конституции как основного источника конституционного права. Так как главным критерием разделения отрасли на институты является существование в ее рамках относительно обособленных и групп общественных отношений — объектов конституционно-правового регулирования, система конституционного права выглядит следующим образом:

1. Институт основ конституционного строя. Данный институт является центральным в системе конституционного права, базой для всей отрасли. В свою очередь, институт основ конституционного строя делится на пединституты:

1) основные принципы отношений человека и государства:

2) основные принципы устройства государства и организации государственной власти.

Институт основ конституционного строя направлен на регулирование концептуальных отношений между обществом и государством, своеобразного их соглашения, устанавливающего основные характеристики государства и места в нем личности. Данный институт имеет в основном конституционное закрепление, ему посвящена первая глава Конституции РФ. В институте основ конституционного строя преобладают общие и декларативные нормы, в результате действия которых возникают, по большей части, общерегулятивные отношения. Свойством норм этого института является повышенная степень их стабильности, гарантированная сложной процедурой внесения изменений в первую главу Конституции РФ.

2. Институт нрав и свобод человека и гражданина. Это самый крупный институт конституционного права, закрепленный в большом количестве источников, начиная с международных конвенций о правах человека. Конституция РФ признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина, признает их неотчуждаемость. Механизм реализации конституционных прав человека и гражданина воплощается в различных нормативных правовых актах. Нормы этого института также носят общий характер, как и возникающие правоотношения. Составные части института прав и свобод человека:

2) права, свободы и обязанности личности и механизмы их реализации;

3) пределы ограничения прав и свобод в условиях чрезвычайного положения;

4) гарантии реализации прав и свобод.

3. Институт федеративного устройства. Нормы данного института закрепляют федеративные отношения, лежащие в основе построения российского государства. В основном, нормы данного института отражены в Конституции РФ (гл. 2), а также в конституционно-правовых договорах (Федеративном договоре, договорах о разграничении предметов ведения между Федерацией и ее субъектами). Круг субъектов — адресатов норм института федеративного устройства — состоит из Российской Федерации и ее субъектов.

4. Институт референдума и выборов как высших непосредственных форм народовластия. Нормы данного института определяют порядок реализации прав граждан на участие в референдуме и в выборах. Основной массив норм находится не в Конституции РФ, а в федеральных конституционных и федеральных законах (например, о референдуме Российской Федерации, об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации).

5. Институт системы органов государственной власти и местного самоуправления. Структура института включает следующие части:

2) Федеральное Собрание Российской Федерации;

3) Правительство РФ:

4) конституционно-правовые основы организации судебной власти в Российской Федерации;

5) конституционно-правовые основы организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Нормы данного института закреплены как в Конституции РФ, так и в иных актах (например, федеральные конституционные законы о Конституционном Суде, о Правительстве РФ). На основе данных норм возникают как общие, так и конкретные правоотношения, в институте организации государственной власти и местного самоуправления значительную часть занимают так называемые «компетенционные» нормы, определяющие полномочия государственных органов.

6. Институт местного самоуправления. Нормы данного института определяют организацию местного самоуправления, которое наряду с государственной властью является формой осуществления народовластия. Конституция РФ содержит основные положения о местном самоуправлении, которые развиваются в текущем законодательстве (федеральные законы об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, о финансовых основах местного самоуправления в Российской федерации и др.).

7. Институт Конституции. Конституция — самостоятельный объект конституционно-правового регулирования, точнее, саморегулирования, так как именно в ней установлены положения о ее верховенстве, непосредственном действии, о порядке изменения положений Конституции. Необходимость выделения этого института обоснована важностью для конституционного права такого объекта регулирования, как Конституция. Ее нормы во многом являются служебными, так как объектом их регулирования выступают также правовые нормы. Однако данный институт содержит немало процессуальных норм, определяющих порядок принятия поправок к Конституции, пересмотра Конституции. Источником данного института является сама Конституция, а также Федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации».

Многие институты конституционного права имеют межотраслевой характер и регулируются нормами других отраслей права. Например, в регламентации института избирательного процесса принимает участие административное право; институт общественных объединений широко регулируется также гражданским правом.

Систему конституционного права можно построить и по другому основанию, выделив в нем две большие части: материальное конституционное право и процессуальное конституционное право. Нормы материального конституционного права определяют содержание правового регулирования тех или иных общественных отношений. Нормы процессуального конституционного права направлены на воплощение в жизнь материальных норм путем установления процедуры их реализации. В процессуальном конституционном праве можно выделить несколько видов процесса:

1) законодательный процесс — совокупность правовых норм, регулирующих порядок инициативы, рассмотрения, принятия, вступления в силу законодательных актов;

2) избирательный процесс — порядок организации и проведения выборов как формы реализации избирательных прав граждан;

3) производство по делам о гражданстве — порядок рассмотрения и разрешения дел, связанных с приобретением и прекращением гражданства Российской Федерации;

4) конституционное судопроизводство — порядок осуществления Конституционным Судом правосудия по конституционным делам.

От системы конституционного права следует отличать систему конституционного законодательства, то есть структурированную совокупность нормативных правовых актов, содержащих конституционно-правовые нормы. Система конституционного законодательства определяется системой конституционного права, но не совпадает с ней.

1 Система конституционного права

Система конституционного права — это сложная, структурированная, динамическая система, которой присущи определенные законы, принципы построения и функционирования. Она охватывает принципы конституционного права, его институт ты и норми.

Принципы конституционного права — это основные принципы, выраженные в содержании данной отрасли права, в соответствии с которыми она формируется как система правовых норм, а также осуществляется конституционно-правовое регулир ния общественных отношений. Они регулируют общественные отношения не напрямую, а через конкретные конституционно-правовые нормыи.

Конституционное право выделяют:

1) общие принципы, которые декларируются конституциями: народный суверенитет, народное представительство, разделение властей, равноправие, неотчуждаемые права. Эти принципы не формулируют конкретных прав и обя зкив и не всегда обеспечены правовыми санкциями, однако они имеют ключевое значение для многих конституций но-правовых норм;

2) принципы, имеющие четкую юридическую форму выражения и непосредственно применяются в государственной деятельности: независимость депутатов от избирателей, судебная защита конституционных прав тощо1

Институт конституционного права — это основная составляющая системы конституционного права, объединяет относительно обособленную группу взаимообусловленных и взаимосвязанных норм конституционного права, регулирую ют конкретные стороны или элементы общественных отношений, определенных конституционным правом.

Как правило, в конституционно-правовых институтов относятся институты:

— основ конституционного строя;

— основ правового статуса человека и гражданина;

— системы государственной власти;

— системы местного самоуправления

Существует точка зрения, согласно которой важную роль в формировании содержания государственно-правовых институтов играет практика. Так,. С. А. Авакьян отмечает, что даже при отсутствии должного количества правовых при иписив практика все же обеспечивает существование конституционно-правового институтуту.

Границы такого понятия, как правовой институт, и в теории, и на практике очень подвижны. Так,. К. И. Козлова отмечает, что это понятие может означать и достаточно узкую группу однородных, близких по содержанию норм, и зн начно более широкую их группу до максимально крупных правовых образованиемень.

О. М. Кокотов предлагает объединять институты конституционного права в. Общую и. Особенную части. По его мнению,. Общая часть — это совокупность конституционных принципов, распространяет свое действие на все ст строю данной отрасли. Особенная часть включает государственное, муниципальное право и гражданско-публичное право6. Среди украинских авторов мнение о необходимости разделения конституционного права Украины на. Общественность ьну и. Особенную части отстаивают, в частности,. О. В. Скрипник,. В. Федоренкоедоренко.

Однако, по нашему убеждению, такое разделение может быть применен только к науке и учебной дисциплины конституционного права Украины. Относительно отрасли права, то действующее законодательство Украины не содержит массива норм, которые бы делали возможным такое разграничение, поскольку институты предмета и метода конституционного права, принципов конституционного права, системы конституционного права, источников конституционного права функций конституционного права, конституционно-правовых отношений, конституционно-правовой ответственности объективно можно выделить только в рамках науки и учебной дисциплины конституционного права.

Институты конституционного права не являются однородными по своему структурно-функциональным направлением. Согласно их конструкции (модели) и функционирования выделяют:

1) подотрасли права (парламентское, избирательное право и т.д.) — это объединение генеральных институтов и других элементов системы конституционного права;

2) генеральные институты это институты, которые охватывают значительный по объему круг общественных отношений и включают в свой состав более мелкие структурные элементы (например, институт основ конституционного л строя Украины, институт конституционно-правового статуса личности и гражданина, институт государственной власти и т.д.)

3) основные институты — это институты, которые, в отличие от генеральных, объединяются по более однородными правовыми признаками — имеют узкую и конкретизованишу предметно-функциональную специализацию правов ного регулирования, не используют весь арсенал приемов и средств конституционно-правового регулирования и т.п.

4) субинституты, имеющие все признаки, присущие классическим институтам права, но эти признаки находятся в более усеченном виде. К субинститутов можно отнести институт привлечение депутата к юридич ческой ответственности, институт депутатского запроса и т.д.;

5) одноэлементные институты являются мелким объединением норм конституционного права им присущ незначительное содержание нормативного материала, ограниченный регулятивное воздействие на элементы общественных отношений и ву узком функциональная направленность. В большинстве случаев одноэлементные институты не входят в состав субинститутов и основных институтов конституционного права, а занимают периферийное место в составе г енеральный институтов (институт государственного герба, институт государственного флага, институт повторных выборов и т.д.));

6) межотраслевые институты, образующихся на границе взаимодействия конституционного права с другими отраслями права (институт финансирования выборов и референдумов, институт информационного обеспечения избирательной к кампании т.д..

В современной науке конституционного права Украины обосновывается теория многоаспектной (многомерной) системы конституционного права Украины, которая, в противовес распространенному пешие линейной систематике конс институциональных-правовых норм и институтов, предполагает существование последовательных уровней конституционного права (естественного и позитивного, общей и особенной части, материального и процессуального, нацио льного и международного права), которые, в свою очередь, охватывают институты и нормы конституционного права и регулируют общественные отношения, являющиеся предметом конституционного права Украины.

На наш взгляд, на сегодня актуальным является постановка вопроса о выделении конституционно-процессуального права Украины в самостоятельную отрасль права. Рассмотрим аргументы, свидетельствующие в пользу этого

Во-первых,. Конституция Украины содержит значительное количество процессуальных норм о внесении изменений в. Конституцию Украины, вступления на пост новоизбранного. Президента Украины, назначение. Премьер-министра Украин ни, формирование правительства и прекращения его деятельности, досрочного прекращения полномочий. Президента Украины в случае невозможности исполнять свои полномочия по состоянию здоровья, устранение с поста в порядк в импичмента, назначение судей. Конституционного. Суда Украины и др.. Наличие большого количества процессуальных норм объясняется тем, что конституции не могут быть документами, которые реально работают, если содержат только материальные норми.

Во-вторых, процессуальные нормы, которые формируют механизм реализации материальных конституционных норм, доминируют в тексте законов — источников конституционного права Украины. Например, действующими законами врегульов вано такие конституционно-процессуальные отношения, как порядок подготовки и проведения выборов, референдумов, статус. Уполномоченного. Верховной. Рады Украины по правам человека, порядок деятельности. Кабинета. Минист ров Украины, полномочия, порядок избрания и деятельности. Конституционного. Суда Украины тощо.

В-третьих, конституционно-процессуальные нормы — это не статические нормы, не имеющие применения. Напротив, они направлены на непосредственную реализацию, причем в основном именно в рамках конституционного поля (в узком смысле, то есть имеется в виду предмет конституционного права), а не поля других отраслей праваа.

В-четвертых, активная деятельность. Конституционного. Суда Украины, которая также происходит на основе процессуальных норм соответствующего закона, дает весьма положительные результаты, которые необходимо учитывать

Итак, предмет конституционно-процессуального права образуют конституционно-процессуальные отношения, урегулированные конституционно-процессуальными нормами. Указанные отношения можно объединить в следующие блоки

1. Процесс принятия конституции и внесение в нее изменений. Так, действующая. Конституция Украины предусматривает возможность изменения ее содержания. Порядок внесения изменений определяется рядом процессуальных норм, содержащихся я как в. Конституции Украины (Раздел XIII) и текущем законодательстве (например, в законах Украины»О. Конституционном. Суде Украины»и»О. Регламенте. Верховной. Рады Украины»), так и в решениях. Конституцией йного. Суда Украины (например,. Решение. Конституционного. Суда Украины от 16042008 г № 6-рп/2008 по делу о принятии. Конституции и законов Украины на референдумеів. України на референдумі).

2. Конституционно-процессуальные основы правового статуса личности. Практически все нормативно-правовые акты, которые существуют в указанной сфере, приняты сравнительно недавно и содержат значительное количество исключительно процесса уальних норм, касающихся механизма решения дел о приобретения и прекращения гражданства, статуса беженца, порядка въезда, пребывания в Украине, транзитного проезда через территорию страны и выезд в из нее иностранных граждан и лиц без гражданства и т.д.. Особый интерес в этом блоке отношений представляют те из них, которые возникают в процессе реализации основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Украинїні.

3. Административно-территориальное процесс. Это конституционно-процессуальные отношения, опосредующие стадии административно-территориального процесса, а именно: реализацию инициативы проведения администра тивно-территориального преобразования, подготовку необходимых материалов и проекта правового акта по административно-территориальному преобразования, оформления документов и, наконец, собственно административно-т ериториальне преобразованииня.

4. Избирательный и референдного процессы. Избирательный процесс, как о нем говорится в профильных законах, — это осуществление ее субъектами избирательных процедур, предусмотренных этими законами. В Украине законодательного определения референдного процесса нет. В научной литературе предлагается понимать это понятие в объективном и субъективном значениях. В объективном референдного процесс — это институт конституционного права, объединяет конституционно-правовые и другие отраслевые нормы права, регулирующие общественные отношения, связанные с инициированием, организацией и проведением всеукраинского и местных референдумов, а также реализацией их решений. В субъективном смысле референдного процесс следует понимать как совокупность нормативно определенных последовательных действий, направленных на реализацию права граждан Украины на участие в референдуме. Несомненно, большинство этих отношений имеет процедурный характер, следовательно, регулируется процессуальными нормамнормами.

5. Конституционные процедуры осуществления государственной власти и местного самоуправления. Указанный блок правоотношений связан с процессуальными вопросами формирования и организации деятельности законодательных исполнительных и судебных органов государственной власти и органов местного самоуправления. В этот блок также относят процессуальные отношения, опосредующие статус парламентариев и депутатов местных рарад.

6. Конституционно-судебный процесс образуется отношениями, возникающими в ходе осуществления процессуальных действий, в совокупности формируют конституционное производство

Названные блоки конституций но-процессуальных отношений представляют собой уже сложившуюся, относительно самостоятельную совокупность правоотношений. Это обстоятельство, наряду с наличием системы норм, которые являются конституционными за п природой, но процедурными по форме, свидетельствует о том, что идет процесс формирования новой отрасли — конституционно-процессуального права Украины. Указанная отрасль выступает как прикладная по материальному к онституцийного права и призвана способствовать наиболее полной реализации принципа прямого действия. Конституции Украины, а также других нормативно-правовых актов, развивающих ее положенияя2.

Относительно соотношения системы конституционного права и системы конституции следует отметить следующее:

1) система конституционного права охватывает все конституционно-правовые нормы, тогда как система конституции — только часть из них;

2) для системы конституционного прана характерен более высокий уровень обобщения правовых норм по предметному признаку, чем для системы конституции;

3) система конституционного права является субъективной категорией постоянно, тогда как система конституции приобретает нормативный характер на время ее действия;

4) система конституционного права и система конституции постоянно развиваются, однако система конституционного права является более изменчивой

В целом же проблема соотношения системы конституционного права с системой конституции является частью более общей проблемы — соотношения системы права и системы законодательства. В системе источников опре ственной степени проявляется система конституционного права, через систему источников правотворческие органы могут влиять на систему конституционного права.

Изучение и правильное понимание вопросов, касающихся системы конституционного права и системы законодательства, имеют важное значение для систематизации законодательства

Место и роль конституционного права в системе права определяется прежде всего тем, что оно регулирует основные общественные отношения, а его нормы являются основополагающими для всех других отраслей права и определяют процесс создания прав.

При разделении правовой системы на публичное и частное право считается, что конституционное право принадлежит к публичному праву. Вместе нормы конституционного права являются базовыми как для публичного, так и п частного права, и в этом смысле конституционное право является публично-частногом.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

СИСТЕМА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА КАК ОТРАСЛИ ПРАВА

Конституционное право состоит из множества разнообразных норм, представляющих собой не хаотичный правовой массив, а организованную сложную систему правовых норм и институтов.

Система конституционного права выражается в его внутреннем строении, обусловленном связями между его нормами, сгруппированными в обладающие внутренним единством правовые институты, расположенные в определенной последовательности.

Первичными элементами системы конституционного права являются нормы, которые группируются во вторичные элементы системы — правовые институты.

Конституционное право как систему характеризует:

• целостность его структуры, взаимосвязанность элементов;

• устойчивость внутрисистемных связей;

• объективность, предопределенная сложившимися общественными отношениями;

• обусловленность историческими, национальными, культурными и иными факторами;

• динамичность развития в результате воздействия внешних факторов.

Система конституционного права предопределена системой Конституции РФ, которая является основным источником отрасли.

Систему конституционного права образуют институты:

1) основ конституционного строя;

2) основ правового статуса человека и гражданина;

3) федеративного устройства;

4) системы государственной власти;

5) системы местного самоуправления.

Среди ученых нет единого мнения относительно элементов, входящих в систему конституционного права. Так, некоторые авторы выделяют подотрасли конституционного права — избирательное, парламентское и др. Оригинальную точку зрения высказал А.Н. Кокотов, включив в систему конституционного права общую и особенную части. К общей части он отнес основные конституционные принципы, в частности положения глав 1, 2 Конституции РФ. Рамками особенной части ученый обособил государственное право (парламентское право, президентское право, избирательное право, конституционно-судебное право, прокурорско-надзорное право, институт государственной символики и др.) и гражданско-публичное право (право политических партий, конфессионально-публичное право, информационное право и др.) [1] .

Конституционно-правовые институты группируются в определенной последовательности. Ведущее место в системе отрасли конституционного права занимает институт основ конституционного строя, содержащий исходные начала для всех других конституционно-правовых институтов. Место института основ правового статуса человека и гражданина предопределено признанием человека, его прав и свобод высшей ценностью в государстве и обществе, во имя которого существуют все государственные и общественные структуры. Институт федеративного устройства предопределяет построение системы государственной власти, включая в нее федеральные органы и органы субъектов РФ.

  • [1]Кокотов А.Н. Конституционное право: Курс лекций. М., 2006. С. 24—25.

Система конституционного права (3)

Главная > Курсовая работа >Государство и право

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЮЖНО-САХАЛИНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

Кафедра государственно-правовых дисциплин

по дисциплине: «Конституционное право»

на тему: «Система конституционного права»

студент 2 курса группы 2.211

очная форма обучения

Калашников Альберт Николаевич

Проверила: Федорченко Т.Г.

Глава 1. Общие положения о системе конституционного права……………….6

. Общие положения о системе конституционного права………. ………. 6

. Система науки конституционного права…………………………………..7

1.3. Характеристика системы конституционного права и Конституции……..8

Глава 2. Система конституционного права…………………………………. 10

2.1. Основы конституционного строя…………………………………………10

2.2. Конституционные основы прав и свобод человека и гражданина……. 12

2.3. Федеративное устройство…. ……………………………………………..16

2.4. Система государственной власти…………………………………………18

2.5. Система органов местного самоуправления……………………………. 22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..36

В юридической науке общепризнанно, что право как социальное явление и универсальный регулятор общественных отношений представляет собой сложноорганизованное полиструктурное образование иерархически взаимосвязанных компонентов: отраслей (подотраслей), институтов и правовых норм. Все отрасли права, будучи основными структурообразующими элементами национальной правовой системы и регулируя принципиально различные по своему предметному содержанию общественные отношения, сходны в одном: они являют собой не хаотичный конгломерат, а организованные совокупности юридических норм, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство, т.е. представляют собой упорядоченные системные образования.

В связи с этим сегодня актуальна следующая проблема: построение научно обоснованной, логически выдержанной и непротиворечивой системы конституционного права как ведущей отрасли национального права, а также детальное исследование юридической специфики структурных подразделений конституционно-правовой материи (институтов и подотраслей).

Объектом исследования являются теоретико-правовые аспекты общей концепции системы отрасли конституционного права Российской Федерации.

Предметом исследования является систематизация внутреннего членения нормативно-правового массива конституционного права, а также исследование юридической специфики его структурных подразделений (институтов и подотраслей).

Целью исследования является построение научно обоснованной, логически непротиворечивой и внутренне согласованной системы конституционного права Российской Федерации, а также комплексный анализ его структурных подразделений (институтов и подотраслей) на основе применения системного подхода как общенаучной методологии.

В соответствии с поставленной целью определен круг задач, теоретическое

решение, которых составляет сущность настоящего исследования. В их число входит следующее:

1) Общие положения о системе конституционного права.

2) Система науки конституционного права.

3) Характеристика системы конституционного права и Конституции.

4) Основы конституционного строя.

5) Конституционные основы прав и свобод человека и гражданина.

6) Федеративное устройство.

7) Система государственной власти.

8) Система органов местного самоуправления.

Следует сказать, что в правоведении вообще отсутствует специальное монографическое исследование, посвященное комплексному анализу рассматриваемых вопросов. Недостаточная разработка вопроса о системе ведущей отрасли права справедливо подчеркивалась еще в 1969 г. в монографии Б.В. Щетинина «Проблемы теории государственного права». И хотя за последние тридцать лет появились работы, в которых освещаются те или иные аспекты конституционного права как системного образования, фундаментальных научных исследований этой проблемы до сих пор нет. Вопросы системы и структуры конституционного права излагаются главным образом в учебной литературе (причем достаточно бегло и поверхностно), в немногочисленных научных статьях, либо параллельно с рассмотрением иных проблем конституционно-правовой науки. Такое положение не позволяет достаточно детально, а главное — в проблемном ключе осветить всю сложность и многогранность анализируемой проблематики.

Изучением отдельных аспектов системы конституционного права как отрасли права занимались С.С. Алексеев, С.А. Авакьян, Н.А.Богданова, М.В. Баглай, Л.Д. Воеводин, А.Н. Кокотов, В.Ф. Коток, Е.И.Козлова, М.И.Кукушкин, О.Е. Кутафин, С.Д. Князев, В.А. Лебедев, А.И. Лепешкин, В.О.Лучин, Е.А. Лукьянова, Л.А. Морозова, Н.А. Михалева, С.М. Равин, И.М.Степанов,

Ю.А. Тихомиров, Я.Н. Уманский, В.Е. Чиркин, П.Е. Щекочихин, А.А. Югов,

Б.В. Щетинин другие.

Конституционно-правовой институт как структурное подразделение (компонент) системы отрасли конституционного права представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих самостоятельный вид качественно однородных общественных отношений (или их отдельные элементы) в пределах предмета отрасли, обладающий устойчивостью, нормативной обособленностью, относительной самостоятельностью и автономностью функционирования.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СИСТЕМЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

1.1. Общие положения о системе конституционного права

Критерием для образования системы конституционного права являются не его источники, а институты, то есть, группы норм, регулирующие относительно самостоятельные сферы конституционно-правовых отношений. Каждый конституционно-правовой институт включает несколько различных источников. Например, институт президентства состоит из норм, закрепленных в Конституции, законах, Постановлениях Конституционного суда, а институт исполнительной власти – из тех же источников плюс указы Президента и т.д.

Система конституционного права объективно обусловлена самим характером этого права, она разделяет нормы по институтам, но не устанавливает непроницаемые перегородки между институтами – напротив, создает принципы их взаимодействия между собой, чем обеспечивается единство конституционно-правового регулирования. Система права, говоря образно, наводит своеобразный порядок в многоэтажном и многоквартирном здании конституционного права, располагая правовые институты и нормы по этажам и квартирам, а, кроме того, устраивая лифты, коридоры, лестницы для сообщения между ними. И сколь бы ни были сложны и разнообразны размеры квартир и внутренние коммуникации, здание все же стоит на одном фундаменте, каковым выступают единые принципы конституционного права: суверенитет народа, естественное право, приоритет охраны прав и свобод, разделение властей, независимое правосудие, правовое государство. 1

1.2. Система науки конституционного права

Наука конституционного права России – это не просто совокупность, сумма знаний о предмете ее изучения, а определенная система этих знаний. Поэтому анализ системы науки конституционного права предполагает выделение составляющих ее компонентов или подсистем и раскрытие их внутренних и внешних связей и отношений, а также методологических блоков конституционно-правовых знаний.

Именно такой анализ осуществлен Н.А. Богдановой в ее монографии «Система науки конституционного права», положениями и выводами.

Н.А. Богданова в результате своего исследования приходит к выводу, что «проблема системы науки в современной отечественной конституционно-правовой литературе не получила должного раскрытия» 2 , и предлагает в зависимости от критерия классификации три варианта системы конституционного права.

Первый вариант, или первая модель системы науки конституционного права, исходит из традиционного членения науки по предметно-тематическому признаку, которая наиболее близка к системе учебной дисциплины. Данная модель системы науки конституционного права включает в 6 разделов, которые формируются в связи с тематической конкретизацией предмета изучения науки и выделением конституционно-правовой характеристики познаваемых объектов:

1) Конституционное право как юридическая наука.

2) Конституционное право как отрасль права.

3) Конституционные основы устройства общества государства.

4) Конституционные основы правового положения личности.

5) Конституционные основы территориальной организации государственной власти.

6) Конституционные основы системы государственных органов и их конституционно-правовое положение.

В основу второго варианта системы науки конституционного права Н.А. Богданова предлагает положить доктринальный конституционно-правовой статус, под которым понимается конструкция, соединяющая конституционно-правовых характеристик, теоретические представления и практику реализации конституционно-правовых представлений. Статусная конструкция системы науки конституционного права опирается на теоретическое обобщение правового положения основанных субъектов конституционно-правовых отношений – государство, общество и личность. 3

1.3. Характеристика системы конституционного права и Конституции

Система отрасли конституционного права по объему правовых норм и по охвату регулируемых общественных отношений не совпадает с системой Конституций РФ.

Система отрасли конституционного права шире, объемнее системы Конституции РФ. И хотя их некоторые комплексные институты по наименованию и совпадают, например, если институт федеративного устройства в Конституции РФ включает лишь нормы этой конституции, то в системе отрасли конституционного права этот институт включает в себя еще целый ряд правовых норм конституции и уставов субъектов Федерации, а также законов РФ, например, Федеральный закон «О национально-культурной автономии» (1996 г.), договоров между органами государственной власти РФ и ее субъектов, а также и других нормативных актов. 4

Одним из элементов системы конституционного права обычно принято

считать избирательное право, однако в системе действующей Конституции оно отсутствует.

По сравнению с системой конституции РФ системе отрасли конституционного права отражает более высокий уровень обобщения норм по их предметному содержанию.

Так если в Конституции РФ в качестве относительно самостоятельных конституционно-правовых норм институтов закреплены такие институты, как:

Система конституционного права (2)

Главная > Реферат >Государство и право

1. Введение___________________________________________________ 1

2. Глава 1_____________________________________________________ 4

3. Глава 2_____________________________________________________ 13

4. Заключение_________________________________________________ 25

5. Глоссарий__________________________________________________ 27

6. Список использованных источников____________________________ 29

7. Приложение________________________________________________ 31

Представленная работа посвящена теме «Система конституционного права. Общие принципы, институты и нормы».

Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.

Тема «Система конституционного права. Общие принципы, институты и нормы» изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики .

Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы «Система конституционного права. Общие принципы, институты и нормы». Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.

Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы «Система конституционного права. Общие принципы, институты и нормы» определяют новизну данного исследования.

Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме «Система конституционного права. Общие принципы, институты и нормы» необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Система конституционного права. Общие принципы, институты и нормы» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Целью исследования является изучение темы «Система конституционного права. Общие принципы, институты и нормы» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи:

1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу системы конституционного права, его общие принципы, институты и нормы;

2. Сказать об актуальности проблемы систематизации конституционного права в современных условиях;

3. Обозначить тенденции развития тематики «Система конституционного права. Общие принципы, институты и нормы»;

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение и библиографический список.

Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации.

Глава первая раскрывает общие вопросы темы «Система конституционного права. Общие принципы, институты и нормы». Определяются основные понятия, обуславливается актуальность звучание вопросов систематизации конституционного права. Рассматриваются различные источники конституционного права.

В главе второй более подробно рассмотрены общие принципы, институты и нормы конституционного права Российской Федерации и зарубежных стран. Глава имеет практический характер и на основе отдельных данных делается анализ современного состояния, а также анализ перспектив и тенденций развития системы конституционного права.

По результатам исследования был вскрыт ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой теме, и сделаны выводы о необходимости дальнейшего изучения/улучшения состояния вопроса.

Таким образом, актуальность данной проблемы определила выбор темы работы «Система конституционного права. Общие принципы, институты и нормы», круг вопросов и логическую схему ее построения.

Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы.

Источниками информации для написания работы послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике работы, справочная литература, прочие актуальные источники информации.

Система конституционного права

Современное конституционное право — это отрасль права, которая закрепляет основные принципы демократии и организации власти. Именно это порождает острую борьбу различных политических сил вокруг Конституции, законов, судебных решений и других правовых актов, составляющих источники конституционного права. Разобраться в этой борьбе — значит понять, кто ведёт страну по пути прогресса, а кто тянет назад. Глубокое изучение конституционного права, таким образом, позволит “войти в политику” и почувствовать дыхание истории.

Конституционное право — совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определённую систему государственной власти.

Поскольку эта отрасль права регулирует столь важную и сложную сферу общественной жизни, она неизбежно приобретает ведущий характер в системе права. Собственно, с конституционного права начинается формирование всей системы национального права, всех отраслей, и в этом его системообразующая роль. Ни одна отрасль национального права той или иной страны не может развиваться, если она не находит опоры в конституционных принципах или нормах конституционного законодательства, а тем более противоречит им.

Конституционное право как совокупность норм имеет свою систему. Система есть внутреннее строение отрасли, ее структура, определяемая дифференциацией и интеграцией конституционно-правовых норм. Систему конституционного права обусловливают взаимосвязи норм данной отрасли права, их объединение в правовые институты.

Первичным звеном системы отрасли права всегда выступает правовая норма. Совокупности конституционно-правовых норм, регулирующие относительно самостоятельные блоки общественных отношений, называются конституционно-правовыми институтами. Необходимо отметить, что система конституционно-правовых институтов также представляет собой сложную систему: более крупные институты объединяют в себе более мелкие, а те, в свою очередь, также подразделяются на институты.

Критерием для образования системы конституционного права являются не его источники, а институты, т.е. группы норм, регулирующие относительно самостоятельные сферы конституционно — правовых отношений.

Каждый конституционно — правовой институт включает несколько различных источников. Формы конституционного права составляют своеобразную иерархию, в которой одни акты выполняют роль актов более высокой юридической силы по отношению к другим (например, Конституция по отношению к закону или указу Президента, а закон по отношению к указу Президента и постановлению Правительства). Далеко не безразлично, в какой форме реализуется правовая норма, регулирующая те или иные отношения, тут должен быть жёсткий порядок, чтобы предупредить “войну” источников. Например, постановлением правительства или даже законом нельзя расширять некоторые полномочия исполнительной власти. Другой пример: государственный флаг, герб и гимн.

Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются только федеральным конституционным законом (ч. 1 ст. 70), а статус столицы Российской Федерации — обычным федеральным законом (ч. 2 ст. 70). Соблюдение порядка оформления правовых норм является важным условием конституционной законности.

Признание того или иного акта источником права влечёт за собой определённые правовые последствия. Это значит, что такой акт может порождать для гражданина какие — то права и обязанности, а следовательно, гражданин вправе требовать защиты своих прав в судебном порядке. Специфика форм, которые присущи нормам конституционного права, не только в их содержании, но и в процедуре принятия соответствующих норм. Закрепление основных прав и свобод гражданина, например, может осуществляться только Конституцией и только в соответствии с установленным порядком её принятия и изменения.

Когда об источниках права говорят как о форме правовых актов, то обычно используют термин “источник права в юридическом смысле”. Таким путём это понятие ограничивается от понятия “источник права в материальном смысле”, под которым понимаются материальные источники формирования права, т.е. условия жизни людей и общества. Эта категория была внедрена в юридическую науку марксистским историческим материализмом для того, чтобы подчеркнуть “неидеалистическую” природу права, материалистический детерминизм его развития. Никакого полезного, прикладного значения для понимания конституционного права она не представляет.

В общей теории права принято различать источники права в материальном и формальном, юридическом смыслах.

В материальном смысле под источником права понимаются те факторы, которые определяют само содержание права. К ним принято относить материальные условия жизни общества, свойственные ему экономические отношения.

В юридическом смысле под источником права понимаются формы, посредством которых устанавливаются и получают обязательную силу правовые нормы. Такую функцию выполняют правовые акты. В этом смысле и рассматриваются источники конституционного права.

Источниками конституционного права являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно — правовые нормы.

К источникам конституционного права, как и других отраслей права, относят только действующие в настоящий период времени нормативные правовые акты.

Существует особый порядок не только принятия нормативных правовых актов, но и их отмены, признания утратившими силу, изменения.

После отмены акта он перестаёт считаться источником действующего права.

Нормативные правовые акты, являющиеся источниками конституционного права, многообразны и делятся на виды.

Закрепление конституционно — правовой нормы в акте того или иного вида не произвольно, а подчинено объективным условиям и зависит от потребности придать норме более или менее высокий уровень юридической значимости, от условий территориального масштаба действия нормы, от установленного порядка разграничения компетенции органов, принимающих конституционно — правовые нормы.

Среди актов первого вида особое место занимает Конституция Российской Федерации. Она является основным источником отрасли конституционного права.

Конституция — основной закон всякого государства. Конституция устанавливает наиболее важные нормы и принципы, из которых потом вырастает детальное правовое регулирование в различных формах. Но определённые нормы конституции могут иметь прямое действие, т.е. для своего применения не нуждается в дополнительном регулировании. Конституция всегда предусматривает особый порядок изменения её статей, в чём проявляется её исключительность по сравнению с обычными законами. Конституция Российской Федерации является основным источником отрасли конституционного права. Эта роль Конституции России обусловлена следующим:

В Конституции устанавливаются конституционно — правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для конституционно — правового регулирования. Все другие источники отрасли исходят из конституционных норм, детализируют их положения.