223 фз ст 9

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

С изменениями и дополнениями от:

6 декабря 2011 г., 30 декабря 2012 г., 7 июня, 2 июля, 21, 28 декабря 2013 г., 12 марта, 29 декабря 2014 г., 29 июня, 13 июля, 29 декабря 2015 г., 5 апреля, 3 июля, 28 декабря 2016 г., 7 июня, 29, 31 декабря 2017 г., 29 июня, 3 августа 2018 г.

Принят Государственной Думой 8 июля 2011 года

Одобрен Советом Федерации 13 июля 2011 года

См. Нормативные правовые акты, принятые в целях реализации настоящего Федерального закона

См. Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением настоящего Федерального закона, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 16 мая 2018 г.

См. Обзоры изменений законодательства для специалистов по госзакупкам

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

Москва, Кремль
18 июля 2011 г.
N 223-ФЗ

Принят Закон о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юрлиц.

Речь идет о госкомпаниях, субъектах естественных монополий, госкорпорациях, организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов. Он также распространяется на унитарные предприятия, автономные учреждения, хозяйственные общества с долей государственного (муниципального) участия более 50%, на «дочек» и «внучек» перечисленных юрлиц.

Установлены основные требования к проведению закупок. Это, в частности, информационная открытость; отсутствие дискриминации участников и необоснованных ограничений конкуренции; целевое и экономически эффективное расходование средств на приобретение товаров, работ, услуг. Преимущественными способами закупок являются открытые торги в форме конкурса или аукциона. Установлено требование о повышении доли закупок инновационной продукции.

На заказчиков возлагается обязанность разработать положение о закупках и разместить его на официальном сайте по госзакупкам. В положении можно указывать иные (кроме конкурса или аукциона) способы закупки. В этом случае разъясняется порядок проведения закупки таким методом.

Правительство России определяет перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме.

Предусмотрено ведение реестров заключенных договоров и недобросовестных поставщиков.

Определены случаи, когда участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган действия (бездействие) заказчика.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 г., за исключением положений, для которых предусмотрен иной срок.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 г., за исключением части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона, вступающей в силу с 1 января 2015 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 22 июля 2011 г. N 159, в Собрании законодательства Российской Федерации от 25 июля 2011 г. N 30 (часть I) ст. 4571

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 августа 2018 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 341-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2018 г.

Федеральный закон от 29 июня 2018 г. N 174-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 июня 2018 г., за исключением пунктов 2, 3 и подпункта «в» пункта 4 статьи 1, вступающих в силу с 1 июля 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 505-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2018 г., за исключением изменений, вступающих в силу с 31 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 496-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июня 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 481-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 470-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 января 2018 г.

Федеральный закон от 7 июня 2017 г. N 108-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 474-ФЗ

Изменения вступают в силу c 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 321-ФЗ

Изменения вступают в силу c 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 236-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2016 г.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 249-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 159-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2015 г.

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 156-ФЗ

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 26-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 408-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г., за исключением дополнения частью 8.1 статьи 3 , вступающего в силу с 1 января 2017 г. и частью 21 статьи 4, вступающего в силу с 1 января 2016 г., и статьей 4.1, вступающей в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 379-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2014 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 115-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 324-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Статья 3.2. Порядок осуществления конкурентной закупки

О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (223-ФЗ)

  • проверено сегодня
  • закон от 01.09.2018
  • вступила в силу 01.07.2018

Ст. 223-ФЗ в последней действующей редакции от 4 августа 2018 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Статья 3.2. Порядок осуществления конкурентной закупки

1. Конкурентная закупка осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьёй, и на основании требований, предусмотренных статьями 3.3 и 3.4 настоящего Федерального закона.

2. Любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.

3. В течение трёх рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

4. Разъяснения положений документации о конкурентной закупке не должны изменять предмет закупки и существенные условия проекта договора.

5. Заказчик вправе отменить конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке.

6. Решение об отмене конкурентной закупки размещается в единой информационной системе в день принятия этого решения.

7. По истечении срока отмены конкурентной закупки в соответствии с частью 5 настоящей статьи и до заключения договора заказчик вправе отменить определение поставщика (исполнителя, подрядчика) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.

8. Для определения поставщика (исполнителя, подрядчика) по результатам проведения конкурентной закупки заказчик создает комиссию по осуществлению конкурентной закупки.

9. Для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

10. Заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

11. Участник конкурентной закупки вправе подать только одну заявку на участие в такой закупке в отношении каждого предмета закупки (лота) в любое время с момента размещения извещения о её проведении до предусмотренных документацией о закупке даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке. Участник конкурентной закупки вправе изменить или отозвать свою заявку до истечения срока подачи заявок. Заявка на участие в такой закупке является измененной или отозванной, если изменение осуществлено или уведомление об отзыве заявки получено заказчиком до истечения срока подачи заявок на участие в такой закупке.

12. Протоколы, составляемые в ходе осуществления конкурентной закупки, а также по итогам конкурентной закупки, заявки на участие в конкурентной закупке, окончательные предложения участников конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, извещение о проведении запроса котировок, изменения, внесенные в документацию о конкурентной закупке, разъяснения положений документации о конкурентной закупке хранятся заказчиком не менее трёх лет.

13. Протокол, составляемый в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), должен содержать следующие сведения:

  • 1) дата подписания протокола;
  • 2) количество поданных на участие в закупке (этапе закупки) заявок, а также дата и время регистрации каждой такой заявки;
  • 3) результаты рассмотрения заявок на участие в закупке (в случае, если этапом закупки предусмотрена возможность рассмотрения и отклонения таких заявок) с указанием в том числе:
    • а) количества заявок на участие в закупке, которые отклонены;
    • б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует такая заявка;
  • 4) результаты оценки заявок на участие в закупке с указанием итогового решения комиссии по осуществлению закупок о соответствии таких заявок требованиям документации о закупке, а также о присвоении таким заявкам значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом конкурентной закупки предусмотрена оценка таких заявок);
  • 5) причины, по которым конкурентная закупка признана несостоявшейся, в случае её признания таковой;
  • 6) иные сведения в случае, если необходимость их указания в протоколе предусмотрена положением о закупке.

14. Протокол, составленный по итогам конкурентной закупки (далее — итоговый протокол), должен содержать следующие сведения:

  • 1) дата подписания протокола;
  • 2) количество поданных заявок на участие в закупке, а также дата и время регистрации каждой такой заявки;
  • 3) утратил силу с 1 июля 2018 года. — Федеральный закон от 29.06.2018 N 174-ФЗ;
  • 4) порядковые номера заявок на участие в закупке, окончательных предложений участников закупки в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора, включая информацию о ценовых предложениях и (или) дополнительных ценовых предложениях участников закупки. Заявке на участие в закупке, окончательному предложению, в которых содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке, окончательных предложениях содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, окончательному предложению, которые поступили ранее других заявок на участие в закупке, окончательных предложений, содержащих такие же условия;
  • 5) результаты рассмотрения заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке, извещением об осуществлении закупки на последнем этапе проведения закупки предусмотрены рассмотрение таких заявок, окончательных предложений и возможность их отклонения) с указанием в том числе:
    • а) количества заявок на участие в закупке, окончательных предложений, которые отклонены;
    • б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке, каждого окончательного предложения с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют такие заявка, окончательное предложение;
  • 6) результаты оценки заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке на последнем этапе её проведения предусмотрена оценка заявок, окончательных предложений) с указанием решения комиссии по осуществлению закупок о присвоении каждой такой заявке, каждому окончательному предложению значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом закупки предусмотрена оценка таких заявок);
  • 7) причины, по которым закупка признана несостоявшейся, в случае признания её таковой;
  • 8) иные сведения в случае, если необходимость их указания в протоколе предусмотрена положением о закупке.

15. Договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. В случае необходимости одобрения органом управления заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации заключения договора или в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки договор должен быть заключён не позднее чем через пять дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки.

16. Под конкурсом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признаётся участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

17. Заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении конкурса и документацию о закупке не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.

18. Под аукционом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признаётся лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину (далее — «шаг аукциона»). В случае, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля, аукцион проводится на право заключить договор. В этом случае победителем аукциона признаётся лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее высокую цену за право заключить договор.

19. Заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении аукциона и документацию о закупке не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

20. Под запросом котировок в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признаётся участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.

21. При проведении запроса котировок извещение о проведении запроса котировок размещается в единой информационной системе не менее чем за пять рабочих дней до дня истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок.

22. Под запросом предложений в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признаётся участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определёнными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

23. При проведении запроса предложений извещение об осуществлении закупки и документация о закупке размещаются заказчиком в единой информационной системе не менее чем за семь рабочих дней до дня проведения такого запроса.

24. Конкурентные закупки могут включать в себя один или несколько этапов.

25. Заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке требование обеспечения заявок на участие в конкурентных закупках, в том числе порядок, срок и случаи возврата такого обеспечения. При этом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке должны быть указаны размер такого обеспечения и иные требования к такому обеспечению, в том числе условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок на участие в закупках предусмотрен положением о закупке заказчика в соответствии с настоящим Федеральным законом). Обеспечение заявки на участие в конкурентной закупке может предоставляться участником конкурентной закупки путем внесения денежных средств, предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, за исключением проведения закупки в соответствии со статьёй 3.4 настоящего Федерального закона. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке из числа предусмотренных заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке осуществляется участником закупки.

26. Возврат участнику конкурентной закупки обеспечения заявки на участие в закупке не производится в следующих случаях:

  • 1) уклонение или отказ участника закупки от заключения договора;
  • 2) непредоставление или предоставление с нарушением условий, установленных настоящим Федеральным законом, до заключения договора заказчику обеспечения исполнения договора (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке установлены требования обеспечения исполнения договора и срок его предоставления до заключения договора).

27. Заказчик не устанавливает в документации о конкурентной закупке требование обеспечения заявок на участие в закупке, если начальная (максимальная) цена договора не превышает пять миллионов рублей. В случае, если начальная (максимальная) цена договора превышает пять миллионов рублей, заказчик вправе установить в документации о закупке требование к обеспечению заявок на участие в закупке в размере не более пяти процентов начальной (максимальной) цены договора.

28. По итогам конкурентной закупки заказчик вправе заключить договоры с несколькими участниками такой закупки в порядке и в случаях, которые установлены заказчиком в положении о закупке.

Обзор нарушений Федерального закона № 223-ФЗ

Автор: А. Павелин

О том, какие нарушения выявляются в ходе контроля за соблюдением государственными (муниципальными) учреждениями положений Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ, рассказал наш эксперт.

Автономные учреждения здравоохранения при осуществлении закупок товаров, работ или услуг обязаны руководствоваться требованиями Федерального закона № 223-ФЗ[1]. Бюджетные учреждения должны осуществлять закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и иных средств согласно Закону о контрактной системе[2]. Исключениями являются случаи, предусмотренные ч. 2 и 3 ст. 15 данного закона, когда бюджетное учреждение осуществляет закупки в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ. В статье рассмотрим наиболее распространенные нарушения, выявляемые в ходе контроля за соблюдением государственными (муниципальными) учреждениями Федерального закона № 223-ФЗ.

Нарушения при организации и планировании закупок

В силу ч. 3 ст. 2 Федерального закона № 223-ФЗ для осуществления закупок в соответствии с положениями указанного закона автономные и бюджетные учреждения здравоохранения обязаны:

  • разработать положение о закупках на основании ч. 3 ст. 2 Федерального закона № 223-ФЗ;
  • опубликовать его до начала года на официальном сайте РФ, на котором приводится информация о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг.

Отметим, что положение о закупках является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (ч. 2 ст. 2 Федерального закона № 223-ФЗ).

Принятое учреждением здравоохранения положение о закупках в соответствии с разработанным и размещенным на официальном сайте положением о закупках или Законом о контрактной системе не может быть изменено в текущем году.

Необходимо отметить: если согласно БК РФ или иным нормативным правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения, государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, являющиеся государственными или муниципальными заказчиками, передают свои полномочия по осуществлению закупок на безвозмездной основе на основании договоров (соглашений) бюджетным учреждениям, такие учреждения в пределах переданных им полномочий осуществляют в лице указанных органов закупки товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, которые регулируют деятельность государственного и муниципального заказчиков.

Закупки в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ должны осуществляться на основании плана закупок на срок не менее одного года.

В плане закупок приводятся сведения о закупке товаров (работ, услуг), необходимых для удовлетворения потребностей заказчика. При этом в план закупок с учетом ч. 15 ст. 4 названного закона не включаются сведения о закупке товаров (работ, услуг), составляющие государственную тайну, при условии что данные сведения содержатся в извещении о закупке, документации о закупке или проекте договора, а также информация о закупке, по которой Правительством РФ принято решение согласно ч. 16 ст. 4 Федерального закона № 223-ФЗ. Кроме того, в плане закупок с учетом ч. 15 ст. 4 закона могут не отражаться сведения о закупке товаров (работ, услуг), если их стоимость не превышает 100 тыс. руб., а если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более 5 млрд руб. – сведения о закупке товаров (работ, услуг), стоимость которых не превышает 500 тыс. руб.

Согласно ч. 3 ст. 4 Федерального закона № 223-ФЗ план закупок инновационной, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств размещается заказчиком в единой информационной системе (ЕИС) на период от пяти до семи лет. План закупок товаров, работ, услуг заказчиков, определенных Правительством РФ исходя из п. 2 ч. 8.2 ст. 3 обозначенного закона, должен содержать раздел о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с утвержденными такими заказчиками перечнями товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется у данных субъектов.

План закупок инновационной, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств заказчиков, установленных Правительством РФ согласно п. 1, 2 ч. 8.2 ст. 3 Федерального закона № 223-ФЗ, должен содержать раздел о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с утвержденным заказчиком перечнем товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется у таких субъектов.

План закупок товаров, работ, услуг конкретных заказчиков, определенных Правительством РФ согласно п. 1 ч. 8.2 ст. 3 Федерального закона № 223-ФЗ, должен содержать перечень инновационной, высокотехнологичной продукции, закупаемой у субъектов малого и среднего предпринимательства, в годовом объеме, определяемом Правительством РФ в соответствии с указанным пунктом.

Напомним, что критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупок такой продукции устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по нормативно-правовому регулированию в определенной сфере деятельности. На основании указанных критериев учреждением должны быть разработаны и утверждены:

  • перечень товаров, работ, услуг, удовлетворяющих критериям отнесения к инновационной, высокотехнологичной продукции;
  • положения о порядке и правилах применения (внедрения) товаров, работ, услуг, соответствующих критериям отнесения к инновационной, высокотехнологичной продукции.

В силу п. 3 ст. 2 Федерального закона № 223-ФЗ положение о закупках утверждается:

  • наблюдательным советом автономного учреждения – если в роли заказчика выступает автономное учреждение;
  • органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, – если заказчиком является государственное (муниципальное) бюджетное учреждение.

Порядок утверждения и согласования положения о закупках устанавливает учредитель.

При составлении положения о закупках медицинское учреждение вправе использовать типовое положение, разрабатываемое учредителем. Так, типовое положение о закупках для федеральных бюджетных учреждений здравоохранения направлено Письмом Минздрава РФ от 10.02.2014 № 22-5/10/2-855 «О Положениях о закупках товаров, работ, услуг».

Осуществление закупок в соответствии с Законом о контрактной системе

Как мы уже отмечали, бюджетные учреждения вправе не применять положения Закона о контрактной системе в случаях, предусмотренных ст. 15 данного закона. Во всех остальных случаях они обязаны руководствоваться нормами этого закона.

Что же касается автономных учреждений, в силу ч. 4 ст. 15 Закона о контрактной системе при предоставлении им средств из бюджетов бюджетной системы РФ на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности при планировании и осуществлении ими закупок за счет этих средств на них распространяются положения Закона о контрактной системе, регулирующие отношения, указанные в п. 1 – 3 ч. 1 ст. 1 данного закона.

Если в соответствии с БК РФ или иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления передают свои полномочия по осуществлению закупок на безвозмездной основе на основании договоров (соглашений) автономным учреждениям здравоохранения, последние в пределах переданных им полномочий осуществляют от лица указанных органов закупки товаров, работ, услуг согласно положениям Закона о контрактной системе, которые регулируют деятельность государственного и муниципального заказчиков (ч. 6 ст. 15 Закона о контрактной системе).

В силу ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП РФ осуществление закупок товаров, работ, услуг в случае, если они должны осуществляться в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, в ином порядке влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц – в размере от 20 000 до 30 000 руб.;
  • на юридических лиц – в размере от 50 000 до 100 000 руб.

Несоблюдение установленных требований при составлении документации о закупке

В соответствии с положениями Федерального закона № 223-ФЗ в извещении о закупке должны быть указаны в том числе следующие сведения:

  • способ закупки (открытый конкурс, открытый аукцион или иной предусмотренный положением о закупках способ);
  • наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика;
  • предмет договора с указанием количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг;
  • место поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
  • сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);
  • срок, место и порядок представления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за представление документации, если такая плата установлена заказчиком, за исключением случаев представления документации в форме электронного документа;
  • место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.

Сведения, которые должны содержаться в документации о закупке, поименованы в ч. 10 ст. 4 Федерального закона № 223-ФЗ.

Несоблюдение предусмотренных Федеральным законом № 223-ФЗ требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 2 000 до 3 000 руб., а на юридических лиц – от 5 000 до 10 000 руб. (ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ).

Также к указанной группе нарушений можно отнести предъявление требований к участникам закупок, закупаемым товарам, работам, услугам и (или) условиям договора либо оценку и (или) сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Пунктом 9 ч. 10 ст. 4 Федерального закона № 223-ФЗ установлено, что заказчикам необходимо указать в документации о закупке в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых ими для подтверждения их соответствия установленным требованиям, требования к описанию участниками закупки предмета договора, а также иные требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Согласно ч. 6 ст. 3 Федерального закона № 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, закупаемым товарам, работам, услугам и условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, закупаемым товарам, работам, услугам и условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, предлагаемым ими товарам, работам, услугам, условиям исполнения договора.

В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к ее участникам.

Учреждение самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых ими, с учетом положений действующего законодательства РФ.

Необходимо отметить, что предъявление требований к участникам закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, закупаемым товарам, работам, услугам и (или) условиям договора либо оценка и (или) сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке, влекут наложение административного штрафа (ч. 8 ст. 7.32.3 КоАП РФ):

  • на должностных лиц – в размере от 2 000 до 3 000 руб.;
  • на юридических лиц – в размере от 5 000 до 10 000 руб.

Нарушения при выборе способа осуществления закупки

Напомним, что в соответствии с ч. 3 ст. 3 Федерального закона № 223-ФЗ в положении о закупках могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы осуществления закупок. При этом учреждение обязано установить в положении о закупках порядок проведения закупок указанными способами.

Наиболее характерным примером данной группы нарушений являются случаи осуществления закупки иным способом, если такая закупка должна производиться в электронной форме.

Напомним, что Перечень товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме утвержден Постановлением Правительства РФ от 21.06.2012 № 616. Согласно п. 2 указанного нормативного акта закупка товаров, работ и услуг, включенных в данный перечень, не осуществляется в электронной форме:

  • если информация о закупке в соответствии с ч. 15 ст. 4 Федерального закона № 223-ФЗ не подлежит размещению на официальном сайте в Интернете для публикации информации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг;
  • если потребность в закупке возникла вследствие произошедшей аварийной ситуации, непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а также в целях предотвращения угрозы их возникновения;
  • если закупка осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с положением о закупках, предусмотренным ст. 2 Федерального закона № 223-ФЗ.

Совершение данного правонарушения влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб., а на юридических лиц – от 100 000 до 300 000 руб. (ч. 1 ст. 7.32.3 КоАП РФ).

Необходимо отметить, что если указанное нарушение совершит лицо, ранее подвергнутое административному наказанию за аналогичное административное правонарушение более двух раз, на него будет наложен штраф в размере от 40 000 до 50 000 руб. или оно будет дисквалифицировано на срок от шести месяцев до года. В силу ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым названному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Неразмещение информации о закупках в ЕИС

В соответствии с требованиями ст. 4 Федерального закона № 223-ФЗ автономные и бюджетные учреждения здравоохранения обязаны размещать в ЕИС следующую информацию:

1. положение о закупках, а также изменения, вносимые в него;

2. план закупок товаров, работ, услуг, а также поправки к нему;

3. план закупок инновационной, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, а также изменения к нему;

4. информацию о закупке (а также изменения, вносимые в нее), в том числе:

  • извещение о закупке;
  • документацию о закупке и разъяснения к ней;
  • проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке;
  • протоколы, составляемые в ходе закупки;

5. сведения о количестве и общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам:

  • закупки товаров, работ, услуг;
  • закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);
  • закупки, сведения о которой составляют государственную тайну или в отношении которой Правительством РФ приняты решения в соответствии с ч. 16 ст. 4 Федерального закона № 223-ФЗ;
  • закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства, включая сведения о количестве, общей стоимости договоров, предусматривающих осуществление закупок конкретными заказчиками, определенными Правительством РФ, инновационной, высокотехнологичной продукции у таких субъектов в годовом объеме, определяемом согласно п. 1 ч. 8.2 ст. 3 Федерального закона № 223-ФЗ;

6. иную информацию, размещение которой в ЕИС предусмотрено Федеральным законом № 223-ФЗ и положением о закупках, за исключением случаев, установленных ч. 15 и 16 ст. 4 Федерального закона № 223-ФЗ.

Порядок размещения названных сведений и информации в ЕИС установлен Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 № 908 (далее – Порядок № 908).

Согласно п. 4 Порядка № 908 информация о закупке размещается в ЕИС только после подписания документа, содержащего указанную информацию, усиленной квалифицированной электронной подписью лица, уполномоченного на размещение в ЕИС информации от имени автономного учреждения. Изменение опубликованной в ЕИС информации о закупке осуществляется с размещением документа, содержащего перечень внесенных поправок.

Необходимо отметить, что неразмещение в ЕИС информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено Федеральным законом № 223-ФЗ, влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 30 000 до 50 000 руб., а на юридических лиц – от 100 000 до 300 000 руб.

Федеральным законом № 223-ФЗ установлены следующие требования к срокам размещения информации в ЕИС:

1. изменения, вносимые в положение о закупках, подлежат обязательному размещению в ЕИС не позднее чем в течение 15 дней со дня утверждения (ч. 1 ст. 4);

2. извещение о проведении конкурса или аукциона размещается не менее чем за 20 дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе (ч. 2 ст. 3);

3. если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с прописанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение 10 дней со дня внесения изменений в договор в ЕИС размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий (ч. 5 ст. 4);

4. изменения, вносимые в извещение о закупке, документацию о закупке, разъяснения положений такой документации размещаются заказчиком в ЕИС не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных поправок, представления названных разъяснений. Если закупка осуществляется путем проведения торгов и изменения в извещение о закупке, документацию о закупке внесены заказчиком позднее чем за 15 дней до даты окончания подачи заявок на участие в закупке, срок подачи заявок на участие в закупке должен быть продлен так, чтобы со дня размещения в ЕИС внесенных поправок до даты окончания подачи заявок на участие в закупке такой срок составлял не менее 15 дней (ч. 11 ст. 4);

5. протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются на сайте не позднее чем через три дня со дня их подписания (ч. 12 ст. 4);

6. не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, необходимо размещать сведения о количестве и общей стоимости договоров, заключенных по результатам (ч. 19 ст. 4):

  • закупки товаров, работ, услуг;
  • закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);
  • закупки, сведения о которой составляют государственную тайну или в отношении которой Правительством РФ приняты решения в соответствии с ч. 16 ст. 4;
  • закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства. Начиная с 01.01.2016 указанная информация должна также включать в себя сведения о количестве, общей стоимости договоров, предусматривающих осуществление закупки конкретными заказчиками, определенными Правительством РФ, инновационной, высокотехнологичной продукции у данных субъектов в годовом объеме, устанавливаемом в соответствии с п. 1 ч. 8.2 ст. 3.

Кроме того, отметим, что согласно требованиям п. 2, 3 ст. 3 Федерального закона № 223-ФЗ учреждения размещают в ЕИС план закупок товаров, работ, услуг на срок не менее одного года.

План закупок инновационной, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств размещается в ЕИС на период от пяти до семи лет.

Таким образом, положения обозначенного закона являются императивными и обязывают заказчиков размещать на официальном сайте два плана: ежегодный план закупок и план закупок инновационной, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств.

При этом в соответствии с Правилами формирования плана закупок товаров (работ, услуг), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 № 932, в плане закупок могут не отражаться сведения о закупках товаров (работ, услуг), если их стоимость не превышает 100 тыс. руб., а если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более 5 млрд руб. – сведения о закупках товаров (работ, услуг), стоимость которых не превышает 500 тыс. руб.

В связи с этим, если закупки лекарственных средств не превысили указанные суммы, учреждение публикует пустой план закупок инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств (Письмо Минэкономразвития РФ от 22.05.2015 № Д28и-1315).

Нарушение сроков размещения в ЕИС информации о закупках товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено Федеральным законом № 223-ФЗ, за исключением случаев, названных в ч. 6 ст. 7.32.3 КоАП РФ, влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 2 000 до 5 000 руб., на юридических лиц – от 10 000 до 30 000 руб. Кроме того, нарушение установленных Федеральным законом № 223-ФЗ сроков размещения в ЕИС изменений, вносимых в правовые акты, регламентирующие правила закупок товаров, работ, услуг, заказчиком влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 5 000 до 10 000 руб., а на юридических лиц – от 10 000 до 30 000 руб.

Как мы могли убедиться, список нарушений, допускаемых учреждениями здравоохранения при проведении процедур размещения заказов, довольно обширен. При этом совершение большинства из них влечет привлечение учреждения к ответственности и применение к нему санкций. Надеемся, что наша статья поможет вам избежать финансовых потерь в случае проведения проверки контрольными органами.

[1] Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

[2] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд