Административно правовые нормы структура

Лекция 2. Административно-правовые нормы и их особенности

2.1. Понятие административно-правовой нормы и ее структура

Норма права является структурной единицей права. Административно-правовым нормам присущи все характеристики общих норм, составляющих правовую систему. Вместе с тем они имеют ряд отличительных особенностей, что обусловлено спецификой регулируемых административным правом отношений. Свою реализацию административное право находит именно в правовых нормах.

Административно-правовые нормы — установленные государством правила поведения, регулирующие отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе осуществления государственной власти.

Административно-правовые нормы имеют следующие особенности:

Административно-правовые нормы выражают сущность исполнительной власти.

Они имеют собственные средства защиты от посягательств (в случае неисполнения их или ненадлежащего исполнения). За нарушение административно-правовых норм наступает административная ответственность. В некоторых случаях может наступать дисциплинарная ответственность.

Иногда административно-правовые нормы регулируют общественные отношения, составляющие предмет иных отраслей права. Такое регулирование наблюдается в области земельного, финансового, природоохранного, трудового права и пр. С помощью административных норм может осуществляться и защита норм указанных отраслей права. Так, нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.27 КоАП).

Рассматриваемые нормы часто устанавливаются субъектами исполнительной власти в ходе ее реализации, для которых эти нормы впоследствии являются обязательными.

Административно-правовыми нормами обеспечивается применение законодательства в целом. Во исполнение законов органы исполнительной власти принимают постановления и распоряжения, которые являются подзаконными нормативными актами.

Административно-правовая норма имеет традиционную структуру:

Гипотезу — условие действия нормы.

Диспозицию — само правило поведения (предписания, запреты и дозволения).

Санкцию — меры административного или дисциплинарного воздействия (поощрения и наказания).

ВОПРОС 12. Структура административно-правовой нормы

2. Особенности структуры административно-правовой нормы.

1. Административно-правовая норма так же, как и нормы других отраслей права, имеет свою структуру (внутреннее строение).

гипотеза — условия действия административно-правовой нормы; V диспозиция — предписания, запреты и дозволения;

• санкция — меры административного или дисциплинарного воздействия.

2, Особенности структуры административно-правовых норм:

• не во всех случаях четко выражена гипотеза. В некоторых случаях она изла-1 гается в виде юридических фактов (например, достижение определенного возраста, совершения административного правонарушения и т. п.);

• структура многих административно-правовых норм не содержит санкций, в этих случаях санкции предусматриваются другими актами. На-! пример, административно-правовые нормы, регулирующие управленчес-] кую деятельность, исходят из того, что отношения между вышестоящими j и нижестоящими административно-управленческими работниками стро-

ятся на началах дисциплинарной власти. В данном случае санкции содержатся в нормах общего характера, которые относятся к институту государственной службы. В нормах, предусматривающих конкретные составы административных правонарушений, закреплены конкретные административные санкции;

для административно-правовых санкций характерно многообразие: административные санкции, дисциплинарные, административно-материальные, административно-процессуальные;

санкции в административном праве разделяют на абсолютно — определенные и относительно — определенные.

Структура административно-правовых норм

В структурном отношении административно-правовая норма, как правило, состоит из трех традиционно выделяемых элементов: гипотеза, диспозиция и санкция.

Гипотеза характеризует условия, при которых должны применяться предписания соответствующей правовой нормы. Фактически гипотеза предусматривает обстоятельства, служащие основанием возникновения, изменения, прекращения административных правоотношений. Гипотеза обычно отсутствует в административно-правовых нормах, регулирующих организацию и деятельность, а равно определяющих полномочия органов государственного управления, их должностных лиц. В административно-правовых нормах, предусматривающих составы административных правонарушений, гипотеза сливается с диспозицией. Гипотеза может находиться также не в самой административно-правовой норме, а в общих положениях нормативного акта (вводная часть, преамбула) и даже в других правовых положениях.

Диспозиция — это формулировка правила должного поведения. Этот элемент структуры административно-правовой нормы выражается в прямых предписаниях, устанавливающих обязательные правила поведения, запреты, ограничения на те или иные действия.

Санкция — это указание на меры ответственности, применяемые в случае нарушений административно-правовой нормы. Чаще всего санкции предусматривают меру дисциплинарного или административного воздействия на нарушителя.

§2. Административно-правовые нормы: понятие, особенности, структура, виды

Административно-правовые нормы — это установленные государством правила поведения, регулирующие отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе государственной деятельности.

Особенности административно-правовых норм проявляются в том, что они: выражают сущность исполнительной власти, устанавливая правовое положение и исполнительную компетенцию государственных органов; регулируют деятельность по осуществлению исполнительно-властных пол­номочий государственных органов; регулируют формы и методы их осуществления; устанавливают определенный порядок взаимоотношений между субъектами управления. Кроме того, административно-правовые нормы отличаются тем, что имеют собственные средства защиты от посягательств (в случае неисполнения их или ненадлежащего исполнения). За их нарушение наступает административная ответственность, а в некоторых случаях и дисциплинарная ответственность. Административно­правовыми нормами обеспечивается применение законодательства в целом. Во исполнение законов органы исполнительной власти принимают постановления и распоряжения, которые являются подзаконными нор­мативными правовыми актами. Рассматриваемые нормы часто устанавливаются субъектами исполнительной власти в процессе ее реализации, для которых эти нормы впоследствии являются обязательными. Посредством административ-ноправовых норм устанавливается и обеспечивается режим законности и государственной дисциплины в сфере государственного управления. Нормы административного права оп­ределяют должное поведение всех лиц и организаций, действующих в данной сфере.

Административно-правовая норма имеет традиционную структуру: гипотезу — условие действия нормы; диспозицию — предписания, запреты, дозволения; санкцию — меры административного или дисциплинарного воздействия.

Для административно-правовых норм характерно многообразие, которое отражает их различие по видам, классифицируемых по ряду оснований.

1. По способу воздействия на поведение субъектов административного права: обязывающие (предписывают обязательное совершение

определенных действий, устанавливая обязанность действовать в соответствии с требованиями данной нормы, например обязанность подчинения законному распоряжению представителя власти), запретительные (устанавливают запрет на совершение определенных действий в условиях, предусмотренных правовой нормой), уполномочива­ющие или дозволительные (предоставляют возможность действовать по своему усмотрению, используя или не используя предоставленное субъективное право), стимулирующие или поощрительные (мотивированно побуждают к совершению каких-либо действий с помощью средств морального или материального воздействия, например предоставлением льгот и стимулов (государственным служащим), рекомендательные (устанавливают варианты желательного и целесообразного поведения).

2. По целевому назначению: регулятивные (регулируют общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления) и охранительные (обеспечивают защиту государственно-управленческих отношений).

3. По содержанию предмета регулирования: материальные (устанавливают комплекс прав, обязанностей и ответственность участников административно-правовых отношений, т.

4. По юридической силе: законодательные (оформленные актами, имеющими силу законов) и подзаконные (оформленные подзаконными актами, например содержатся в актах Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления).

5. По конкретному содержанию и уровню обобщенности: общие (регулируют государственно-управленческие отношения общего характера) и особенные (регулируют особенности управления в конкретной сфере общественных отношений).

6. По предмету ведения органов публичной власти: федеральные (относящиеся к компетенции федеральных органов исполнительной власти и изданные федеральными нормативными правовыми актами), субъектов федерации (относящиеся к компетенции органов исполнительной власти субъектов федерации и закрепление в их актах), местного самоуправления (принятые актами органов местного самоуправления по предметам их ведения).

7. По территориальному масштабу: общегосударственные (действуют в пределах юрисдикции государства), территориальные (действуют в административных границах соответствующего субъекта федерации), межтерриториальные (действуют в границах нескольких территориальных образований).

8. По объекту регулирования отраслей государственного управления: общеотраслевые (регламентируют наиболее важные стороны

государственно-управленческой деятельности, распространяясь на все сферы и отрасли), межотраслевые (регламентируют все или несколько отраслей государственного управления, отличаясь специализацией,

например административно-правовые нормы, имеющиеся в таможенном, налоговом законодательстве), отраслевые (регулируют управленческие отношения в определенных отраслях).

9. По адресату регулирования — регламентирующие общий и специальный административно-правовой статус субъектов государственно­управленческих отношений (граждан, организаций, органов исполнительной власти, государственных служащих и т. д.).

10. По кругу лиц: распространяющиеся на физических (распространяют действие на всех граждан либо на отдельные их группы, например распространение льгот для муниципальных служащих) и юридических лиц (распространяют действие на все организации, предприятия, учреждения, независимо от форм собственности, например по уплате налогов, либо на отдельные их категории, например по уплате налогов страховыми организациями).

11. По пределу действия во времени: бессрочные (действуют постоянно, т. е. без указания срока действия вплоть до официальной отмены компетентным органом) и срочные (действуют временно, т. е. в течение указанного срока действия).

12. По условиям действия: обычные (действуют в обычных условиях при ординарных обстоятельствах) и экстраординарные (действуют в чрезвычайных ситуациях при экстраординарных обстоятельствах).

Административно правовые нормы структура

Нормы административного права выполняют функцию регулятора общественных отношений. Они отличаются от норм других отраслей тем, что предметом их регулирования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере управленческой, исполнительной деятельности государства.

Однако, помимо общественных отношений в сфере исполнительной дея­тельности государства нормы административного права регулируют отношения, возникающие в связи с разрешением органами представительной власти, суда, прокуратуры, местного самоуправления вопросов государственной и муниципальной службы, а также внутриорганизационных вопросов управленческого характера. Административно-правовые нормы регулируют также общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением общественными и иными негосударственными объединениями переданных в их ведение функций органов государственного управления (например, Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» регулируется отношения связанные с деятельностью общественных организаций, объединений, партий в период проведения предвыборной агитации ).

Вышесказанное позволяет сделать следующий вывод: норма административного права – установленное государством правило поведения, целью которого является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в сфере государственного управления, а также отношений управленческого характера, возникающих в иных сферах государственной деятельности 7 .

Наряду с научным определением понятия нормы права в действующем законодательстве мы можем встретить и официальное. Так, в Постановлении Государственной Думы от 11 ноября 1996 г. N 781-II ГД указано, что под нормой права принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.

Особенности административно-правовых норм:

объектом регулирования выступают особого рода общественные отношения – управленческие (возникающие в административно-политической, социально-экономической и культурной сферах);

административно-правовые нормы — средство реализации публичных интересов в сфере государственного управления;

устанавливаются органами государственной власти, местного самоуправления, администрацией предприятий, учреждений организаций (Президент, Государственная Дума, Правительство, Министр, начальник ОВД и т.д.);

содержатся в нормативных правовых актах различной юридической силы (законах и подзаконных нормативных правовых актах);

действенность административно-правовой нормы гарантируется принудительной силой государства;

административно-правовые нормы нередко защищают общественные отношения, урегулированные иными отраслями права (например, финансового, земельного, экологического, трудового и др.).

Назначение норм административного права сводится к организации, упорядочиванию, охране и совершенствованию отношений, которые складываются в сфере управления. Именно посредством таких норм определяется правовое положение, статус и компетенция большинства органов управления, физических и юридических сил в сфере государственного управления.

Административно-правовая норма, также как и нормы других отраслей права имеет свою структуру, под которой понимается внутреннее строение нормы, совокупность логически обусловленных элементов.

В соответствии с традиционной точкой зрения административно-правовая норма состоит из следующих элементов:

— гипотеза — та часть административно-правовой нормы, которая указывает на условия, при наступлении которых норма начинает действовать. Данные условия (обстоятельства) являются юридическими фактами (порождают, изменяют, прекращают административные правоотношения) и проявляют себя в совокупности таких фактов, как достижение лицом возраста привлечения к административной ответственности, невменяемость, действия в состоянии крайней необходимости, малозначительность административного правонарушения, место совершения административного правонарушения и т.д. (например, в ст. 7.27 КоАП РФ «Мелкое хищение», гипотезой — т.е. условиями, при наступлении которых начнет действовать норма, будут являться возраст лица, совершившего мелкое хищение, его дееспособность, размер похищенного, место совершения правонарушения и т.д.).

диспозиция — часть административно-правовой нормы, содержащая правило должного поведения субъектов управления. Диспозиция в административно-правовых нормах преимущественно излагается в виде предписаний и запретов (ограничений).

В зависимости от изложения, выделяют соответствующие названным виды диспозиции (примером запрещающего вида диспозиции могут являться большинство статей КоАП РФ – ст. 12.5 «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена»; ст. 12.12 «Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика).

Следует отметить, что такие элементы как гипотеза и диспозиция всегда присутствуют в административно-правовой норме.

санкция — часть административно-правовой нормы, указывающая на последствия, наступающие в результате нарушения диспозиции (меры административного принуждения), применяемые к нарушителю. При этом санкция содержит указание не на любые меры административного принуждения, а лишь на такие, которые предусмотрены нормой административного права в связи с правонарушением (например, штраф за мелкое хищение – ст. 7.27 КоАП РФ, предупреждение за курение в вагонах- ст.11.17 КоАП РФ , конфискация продукции за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии – ст. 14.1 КоАП РФ).

Некоторые авторы 8 в структуру нормы административного права включают 4-й элемент – поощрение, т.е публичное признание заслуг физического или юридического лица в выполнении правовых обязанностей или общественного долга. Основание поощрения – действия, поведение лица указанное в норме права, которое стимулируется государством.

По нашему мнению, выделение поощрения в качестве элемента нормы административного права является не целесообразным, так как представляет собой вид управомочивающей либо обязывающей диспозиции (примером может служить норма, закрепленная в п.8 постановления Совета Министров СССР №683 от 29.06.1984г 9 ., в соответствии с которой, лицам, обнаружившим и сдавшим клад, причитающееся вознаграждение выплачивается финансовыми органами в месячный срок со дня определения в установленном порядке стоимости клада. В данном случае, названные нами признаки такого элемента как поощрение присутствуют, однако приведенная норма представляет собой обязанность финансовых органов выплатить вознаграждение в зависимости от стоимости клада в установленные сроки, т.е. представляет вид обязывающей диспозиции).

Интересным представляется вопрос о соотношении таких понятий как статья и норма административного права. Статья представляет собой способ оформления нормы права. Норма права далеко не во всех случаях совпадает со статьей закона или иного нормативного акта. Не всегда в сформулированной законодателем статье можно обнаружить три известных нам элемента нормы права. Норма права может быть изложена в двух и более статьях одного нормативного акта (например, ст. 19.3 КоАП РФ «Неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции…». Гипотеза настоящей административно-правовой нормы «растворена» в статьях общей части КоАП РФ. В самой статье закреплены диспозиция и санкция). И, напротив, в одной статье может содержаться две и более норм права (та же ст. 19.3 КоАП РФ содержит три части, каждая из которых представляет собой отдельную административно-правовую норму).

Виды административно-правовых норм. Административно-правовые нормы различны по своей регулятивной направленности и, соответственно, по своему юридическому содержанию. Наиболее полно выявить характерные черты таких норм позволяет классификация их по следующим основаниям:

По предмету регулирования:

материальные (нормы, закрепляющие права, обязанности, ответственность — административно-правовой статус, участников регулируемых административным правом управленческих отношений. Это «статичные» нормы. Например, нормы, устанавливающие объем компетенции должностного лица; права и обязанности лица, привлекаемого к административной ответственности; нормы, устанавливающие виды мер государственного принуждения и т.д.).

процессуальные (нормы, регулирующие порядок реализации, применения норм материального права. Это, например нормы, регулирующие порядок приема, рассмотрения и разрешения жалоб и заявлений граждан; нормы, устанавливающие порядок производства по делам об административных правонарушениях).

По методу воздействия на поведение субъектов административного права:

обязывающие (при наступлении условий, предусмотренных нормой, предписывают совершить определенные действия. Например, в случае задержания несовершеннолетнего об этом в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители – ст. 27.3 КоАП РФ; при получении жалоб, заявлений граждан, не требующих дополнительной проверки, руководитель предприятия, учреждения, организации обязан разрешить их в срок не позднее 15 дней 10 ).

запрещающие (предусматривают запрет на совершение тех или иных действий в условиях определенных нормой. Например, запрет (ограничение) на проведение митингов, демонстраций, шествий в условиях чрезвычайного положения – ст. 11 Федерального конституционный закон «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001г. №3-ФКЗ; запрет на применение огнестрельного оружия в отношении беременных женщин, лиц, с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних – ст. 15 Федерального закона «О милиции» от 18 апреля 1991г. №1026-1).

уполномочивающие или дозволительные нормы (диспозитивные) (предусматривают возможность адресата действовать в рамках требований данной нормы по своему усмотрению. Такие нормы не содержат запретов либо предписаний. Например, это нормы, закрепляющие право гражданина обжаловать действия и решения, нарушающие его права и свободы 11 ; право на выбор места жительства; профессии и т.д.).

рекомендательные (рекомендуют субъекту права в условиях предусмотренных диспозицией нормы придерживаться определенных правил поведении. Например, Методические рекомендации по применению главы 28 Налогового кодекса РФ «Транспортный налог», утв. Приказом МНС РФ от 10.04.2003г.)

общие (например, нормы Трудового кодекса РФ);

отраслевые (например, Положение о прохождении службы в ОВД РФ).

в пространстве (бывают общероссийские; местные; межтерриториальные и действующие на определенной части территориальной единицы).

во времени (выделяют срочные нормы, т.е. с заранее определенным сроком их действия – например, срок действия чрезвычайного положения, установленный ст. 9 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» не может превышать 30 суток и бессрочные нормы – не имеющие заранее установленного срока действия – примером таких норм является большинство нормативно-правовых актов).

Правила применения законодательства об административных правонарушениях во времени и пространстве установлены ст. 1.7 КоАП РФ.

по субъектам (существуют нормы, регулирующие поведения граждан в сфере государственного управления; деятельность государственных органов; деятельность государственных служащих; деятельность юридических лиц и общественных объединений).

Подводя итог данному вопросу следует отметить разнообразие видов административно-правовых норм, которое не исчерпывается приведенными выше основаниями классификации.

2. Административно-правовые нормы: понятие, структура, виды и способы их реализации

В административно-правовых нормах непосредственно выражается регулятивная роль административного права, которая проявляется в следующем:

во-первых, они преследуют цель обеспечения должной упорядоченности организации и функционирования как всей системы ис-полнительной власти (государственного управления), так и ее отдельных звеньев, рационального их взаимодействия;

во-вторых, определяют тот или иной вариант должного, т. е. соответствующего интересам правового государства, поведения всех лиц и организаций, действующих непосредственно в сфере государственного управления и выполняющих тот или иной объем его функций (губернатор города, области), либо тем или иным образом затрагивающих своими действиями интересы этой сферы (граждане, общественные объединения);

в-третьих, предназначены для исполнения, проведения в жизнь требований законов Российской Федерации и законов ее субъектов. Тем самым они выражают сущность исполнительной ветви единой государственной власти;

в-четвертых, служат интересам установления и обеспечения прочного режима законности и государственной дисциплины в общественных отношениях, возникающих в процессе управленческой деятельности;

в-пятых, в отличие от многих других отраслей российского права, имеют свои собственные юридические средства защиты от посягательств на них. Имеется в виду административная ответственность, как правило, наступающая в административном порядке;

в-шестых, могут выступать в роли регулятора иных общественных отношений, а не только их защитника. Так, с их помощью обеспечивается регулирование финансовых, земельных, трудовых и иных отношений; определяется порядок взимания налогов, сборов; осуществляется государственный контроль за соблюдением налогового, природоохранного, трудового законодательства; устанавливаются основные организационные начала предпринимательской деятельности и т. п.

Административно-правовые нормы имеют следующие особенности:

они устанавливаются органами исполнительной власти и всегда вторичны по отношению к законодательным актам, поскольку законы первичны и обладают большей юридической силой;

нормы федеральных законов не всегда имеют характер прямого действия, так как устанавливают наиболее общие правила поведения, поэтому для их реализации принимаются правовые акты федеральными органами исполнительной власти, а также нормативные акты законодательных и исполнительных органов субъектов Федерации;

административно-правовые нормы обязательны, прежде всего, для органов исполнительной, а не законодательной власти;

административно-правовые нормы не регулируют отношения между гражданами, для этого есть гражданско-правовые, семейно- правовые и другие нормы, не носящие характер властности, присущий административно-правовым нормам.

Административно-правовая норма, так же как и нормы других отраслей права, имеет свою структуру, под которой понимается внутреннее строение нормы, определенный порядок взаимосвязи, взаимообусловленности составных частей элементов нормы. Согласно наиболее распространенному мнению административно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза как часть административно-правовой нормы содержит указание на фактические условия реализации нормы, т. е. на те факты, которые порождают административно-правовые отношения (достижение определенного возраста, совершение правонарушения и т. п.). Гипотеза выражается либо в форме гипотетического суждения, либо не формулируется вообще, но может быть выведена из содержания нормы путем логического анализа последней.

Диспозиция — правило поведения, предписываемое нормой. Она выражается в виде предписаний (получить лицензию), запретов (запрещена продажа вино-водочных изделий без кассового аппарата) и дозволений (посещение определенных местностей иностранными гражданами только с разрешения органов исполнительной власти).

Санкция как элемент административно-правовой нормы содержит указание на меры воздействия, применяемые к нарушителю. При этом важно иметь в виду, что она указывает не на любое административное воздействие, а лишь на такое, применение которого предусмотрено самой нормой в связи с правонарушением.

Административно-правовые нормы по различным основаниям классифицируются на определенные виды. Наиболее полно выявить характерные черты норм административного права и их юридические свойства позволяет классификация по следующим основаниям:

по предмету регулирования (содержанию);

по методу воздействия на поведение субъектов административного права;

по форме предписания;

по пределу действия (в пространстве, во времени, по субъектам).

По предмету регулирования (содержанию) административно-правовые нормы подразделяются на материальные и процессуальные.

Материальные нормы характеризуются тем, что они юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников регулируемых административным правом управленческих отношений, т. е. фактически их административно-правовой статус.

Процессуальные нормы регулируют порядок реализации, применения права, т. е. направлены на проведение в жизнь материальных норм.

По методу воздействия на поведение субъектов административного права нормы подразделяются на обязывающие (регистрация по месту пребывания или жительства), уполномочивающие (право на обжалование неправомерных действий (бездействия) органов исполнительной власти), запретительные (переход перекрестка на красный сигнал светофора), поощрительные (стимулирующие).

По форме предписания административно-правовые нормы подразделяются на категорические (императивные), рекомендательные и диспозитивные.

Категорические нормы содержат правила строгого поведения уча-стников административных правоотношений (указы Президента РФ о призыве на военную службу и увольнении с военной службы).

Рекомендательные нормы содержат определенные советы о целе-сообразности совершения субъектами административного прав тех или иных действий. Например, многие постановления Правительства РФ обращены к органам исполнительной власти субъектов Федерации в виде рекомендаций об исполнении федеральных законов или указов Президента РФ по тем или иным вопросам государственного управления.

Диспозитивные нормы содержат правило, которое предоставляет возможность участникам административного правоотношения в рамках нормы самим определять права и обязанности. И только в случае отсутствия взаимного соглашения вступает в силу правило нормы (определение руководителем органа исполнительной власти его структуры, должностных обязанностей служащих).

По пределу действия (в пространстве, во времени, по субъектам).

Административно-правовые нормы действуют в пределах Российской Федерации и за ее границами (для органов, учреждений и граждан России). Соответственно территориальным масштабам различают нормы:

действующие в пределах территорий субъектов Федерации;

По действию во времени административно-правовые нормы делятся на срочные (с заранее определенным сроком действия) и бессрочные, не имеющие установленного срока действия. Как срочные, так и бессрочные могут быть длительными и кратковременными. Разновидностью срочных норм являются чрезвычайные нормы, т. е. ограниченные во времени исключительными обстоятельствами: стихийными бедствиями и другими чрезвычайными ситуациями.

Административно-правовые нормы по субъектам (адресатам) регулируют поведение граждан (физических лиц) в сфере государственного управления, а также деятельность государственных органов, общественных объединений, государственных служащих и служащих общественных объединений в сфере государственного управления.

Реализация норм административного права представляет собой процесс практического претворения их в жизнь.

В теории права принято различать несколько способов реализации правовых норм: соблюдение, исполнение, использование и при- 17

Реализация административно-правовых норм в форме соблюдения характеризуется добровольным подчинением субъекта права требованиям указанных норм. Сущность данной формы состоит в воздержании субъекта от совершения действий, запрещенных нормами. Таким образом, соблюдение может осуществляться без вступления субъекта в конкретные административно-правовые отношения.

Реализация административно-правовых норм в форме испол-нения заключается в активных правомерных действиях субъекта права по выполнению предписаний, содержащихся в этих нормах.

Использование как форма реализации административно- правовых норм состоит в добровольном совершении субъектами права правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления.

Сущность применения административно-правовых норм состоит в принятии компетентным органом государства, должностным лицом властного решения, т. е. в разрешении на основе административно-правовых норм индивидуально-конкретных управленческих дел и вопросов (привлечение к административной ответственности за правонарушение или, наоборот, поощрение государственных служащих, граждан, участвующих в охране общественного порядка).