Часть 8 статья 34 фз 44-фз

Содержание статьи:

В начале мая 2017 года, после вступления в силу Федерального закона от 01.05.2017 N 83-ФЗ (которым ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) дополнена частью 13.1), исполнителем ряда государственных контрактов, подписанных после 01.05.2017, в адрес государственных заказчиков направлены дополнительные соглашения об изменении сроков оплаты контрактов в соответствии с вновь принятым федеральным законом. При этом по некоторым из контрактов, извещения о закупках размещены в ЕИС в срок до 01.05.2017, по некоторым из них извещения размещены после 01.05.2017, но условия по оплате поставленных товаров противоречат нормам части 13.1 Закона N 44-ФЗ. Вместе с тем всеми заказчиками подписаны дополнительные соглашения, сроки оплаты по контрактам изменены. 1. Насколько правомерными в данном случае будут действия исполнителя государственных контрактов, направленные на изменения их условий? 2. Не образуют ли указанные действия сторон государственных контрактов состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 ст. 7.32 КоАП РФ?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В данном случае при заключении контрактов, извещения об осуществлении закупок по которым были размещены в единой информационной системе в сфере закупок после 01.05.2017, были допущены нарушения императивных норм законодательства о сроках оплаты оказываемых услуг. По нашему мнению, устранение таких нарушений путем внесения в контракт изменений в соответствии с заключенным сторонами дополнительным соглашением закону не противоречит.
Дополнительные соглашения об изменении сроков оплаты товаров (работ, услуг) по контрактам, извещения об осуществлении закупок по которым были размещены до 01.05.2017, могут рассматриваться как нарушающие требование закона о недопустимости изменений условий контракта, за исключением отдельных случаев, в том числе по соглашению сторон. Заключение таких соглашений может повлечь за собой неблагоприятные последствия для сторон контракта, в том числе для поставщика (подрядчика, исполнителя).

Обоснование вывода:
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) основывается на положениях в том числе Гражданского кодекса РФ (ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ), а контракт, заключаемый в соответствии с Законом N 44-ФЗ, представляет собой гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги, заключаемый заказчиками (п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ). Поэтому к отношениям по контрактам должны применяться положения Гражданского кодекса РФ с учетом особенностей, предусмотренных Законом N 44-ФЗ.
В соответствии с п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 ГК РФ). Пунктом 1 ст. 422 ГК РФ предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты заказчиком товара, работы или услуги.
Федеральным законом от 01.05.2017 N 83-ФЗ в ч. 13.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ внесены изменения, согласно которым срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ, за исключением, в частности случая, указанного в ч. 8 ст. 30 Закона N 44-ФЗ. Данные изменения вступили в силу с 01.05.2017.
В соответствии с п. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы, но обязательно применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Поэтому условия заключаемых с 01.05.2017 контрактов о сроках оплаты должны соответствовать упомянутым выше нормам.
Соответственно, в отношении тех контрактов, извещения об осуществлении закупок по которым были размещены в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) после 01.05.2017, заказчиками в рассматриваемом случае были допущены нарушения императивных норм законодательства о сроках оплаты оказываемых услуг.
Как показывает правоприменительная практика, несоответствие условий контракта положениям ч. 8 ст. 30, ч. 13.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, устанавливающих сроки оплаты по контракту, может быть квалифицировано как правонарушение, которое может являться основанием для привлечения должностных лиц заказчика к административной ответственности, предусмотренной ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ (смотрите решение Якутского УФАС России от 29.06.2017 N 06-600/17т, решение Мордовского УФАС России от 09.06.2017 N 359, решение Кемеровского УФАС России от 23.05.2017 N 08/4545, решение Алтайского республиканского УФАС России от 18.05.2017 N 92-К/170, решение Оренбургского УФАС России от 18.05.2017 N 08-07-445/2017).
Необходимо заметить, что формально из ч. 2 ст. 34, ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ следует, что стороны контракта — заказчик и его контрагент — могут изменять условия контракта только в случаях, предусмотренных этим Законом, среди которых приведение условий контракта в соответствие с законодательством не приводится. Однако, по нашему мнению, в данном случае действия, формально направленные на изменение контракта, не должны квалифицироваться как правонарушение, за которое предусмотрена ответственность. Из буквального прочтения ч. 13.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ следует, что конкретный срок оплаты устанавливается именно в контракте — в очерченных этой нормой пределах. Поскольку в данном случае условие не соответствует закону, выходя за указанные рамки (30 дней), оно должно быть признано недействительным.
Соответственно, по существу речь должна идти не об изменении условий контракта по волеизъявлению сторон, а об исполнении императивных предписаний Закона N 44-ФЗ, об установлении условия, которое в противном случае должно считаться неустановленным.
В связи с этим мы полагаем, что заключение дополнительных соглашений к контрактам, извещения об осуществлении закупок по которым было размещено в ЕИС после 01.05.2017, в настоящей ситуации не противоречит требованиям закона, поскольку такие соглашения направлены на приведение условий контракта в соответствие с императивными нормами Закона N 44-ФЗ, распространявшимися на отношения по контракту с момента его заключения.
Иной вывод можно сделать в отношении тех контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, извещение об осуществлении закупки которых было размещено в ЕИС до 01.05.2017. Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт (ч. 1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Отсюда следует, что условия о сроке оплаты товаров, работ, услуг, сформулированные в извещении об осуществлении закупки в соответствии с редакцией норм Закона N 44-ФЗ, действовавшей до 01.05.2017, и включенные в контракт, сохраняют свое действие и после этой даты. К такому же выводу приходят представители антимонопольных органов (решение Карачаево-Черкесского УФАС России от 18.05.2017 N 73, решение Кемеровского УФАС России от 17.05.2017 N 08/4298, решение Челябинского УФАС России от 15.05.2017 N 262-ж/2017).
Следовательно, соглашения об изменении условия о сроке оплаты поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, отдельных этапов исполнения контракта применительно к контрактам, извещения об осуществлении закупок по которым были размещены в ЕИС до 01.05.2017, могут быть признаны противоречащими требованиям ч. 2 ст. 34, ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, поскольку право на изменение условий контрактов в указанном случае законом не предусмотрено. Заключение таких соглашений может быть основанием для применения административных санкций в соответствии с ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ, причем санкции могут быть применены в том числе к поставщику (подрядчику, исполнителю) и его должностным лицам (постановление Тамбовского УФАС России от 08.09.2016 N АП2-142/16).
Вместе с тем должны заметить, что практика применения норм ч. 13.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в подобных ситуациях еще не вполне сформировалась, и однозначно оценить правовые последствия таких действий сторон контракта мы не можем. Соответственно, изложенные выводы являются нашим экспертным мнением. За официальными разъяснениями рекомендуем обратиться в ФАС России (пп. 5.3.1.12 пп. 5.3 п. 5, пп. 6.3 п. 6 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

1 сентября 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Дата исполнения контракта

Вопрос-ответ по теме

Подскажите пожалуйста. Контракт заканчивается в августе, но счет фактура в сентябре. От кого числа считать выполнение услуг.

Как работать с электронными торговыми площадками

Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

С учетом ч. 1 ст. 94 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) можно выделить следующие этапы исполнения контракта, реализуемыех в соответствии с гражданским законодательством и Законом № 44-ФЗ:

  1. Исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по контракту в части поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (исполнения отдельных этапов контракта);
  2. Экспертиза поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги (отдельных этапов исполнения контракта), проведенная в соответствии с Законом № 44-ФЗ;
  3. Приемка поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, (отдельных этапов исполнения контракта);
  4. Оплата заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги (отдельных этапов исполнения контракта);
  5. Взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае:
    — изменения контракта в соответствии со ст. 95 Закона № 44-ФЗ;
    — расторжения контракта в соответствии со ст. 95 Закона № 44-ФЗ;
    — применения мер ответственности и совершении иных действий при нарушении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.

Статья 34. Контракт

Общие положения

Ст. 34 44-ФЗ с изменениями посвящена заключению контракта по итогам закупок. С ее содержанием полезно ознакомиться до процедуры заключения контракта. Она регулирует обязательные условия, которые должны быть отражены в договоре, который подписывается по итогам госзакупок.

Закупка может проводиться по типовому контракту, для них в ЕИС создана специальная библиотека, которая постоянно пополняется новыми документами.

Кому и как помогает в работе

Ст. 34 44-ФЗ с комментариями помогает понять, какая информация должна содержаться в контракте.

При этом и для победителя, и для заказчика важно, чтобы в подписываемом контракте содержались ровно те же условия, что были предусмотрены как в извещении, так и в приглашении принять участие в закупке.

Несмотря на то, что закупка может оформляться по типовому или самостоятельно разработанному контракту, в него должны быть включены такие условия, как:

  • обязательные (предмет, цена, сроки, взаимные права и обязанности и т. п);
  • дополнительные (требования к исполнителям по части миграционного законодательства).

А также должны присутствовать важные пункты:

  • ответственность обеих сторон за нарушение исполнения контракта;
  • порядок и сроки оплаты (19.04.17 года были изменены сроки оплаты для СМП и СОНКО — теперь это 15 календарных дней, для всех остальных — 30 календарных дней);
  • если договор заключается на 3 года и на сумму более 100 млн рублей, то необходим график его исполнения (данный момент важен для энергосервисных закупок);
  • возможность отказа от исполнения в одностороннем порядке в том случае, если контракт подпадает под ст. 95 или изменения объемов;
  • информация о неустойке, если заказчик или поставщик нарушают условия оплаты;
  • информация о банковском сопровождении, если выполняются условия ст. 35 44-ФЗ.

Последняя редакция статьи 34 44-ФЗ была сделана 26.07.2017 года в связи с увеличением оснований для закупок у единственного поставщика (ст. 93).

34 статья 44 ФЗ: описание, изменения, текст

Закупки товаров, услуг и работ на государственном и муниципальном уровне осуществляются только по правилам Федерального Закона №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В статьях настоящего закона содержится вся необходимая информация для осуществления подобной торговли.

Последние изменения ст 34 ФЗ 44

Статья 34 настоящего Федерального Закона предусматривает положения, касающиеся заключения контракта по государственным закупкам. Основные положения данной статьи гласят:

  • подобный вид договора заключается при условиях, указанных в извещении, по которому осуществляется закупка, документация о закупке и так далее;
  • при подписании договора указывается цена. По закону, цена должна быть твердой и определяться на период исполнения условий контракта;
  • ценовая политика при государственных закупках может определяться согласно положениям Федерального Закона №275 «О государственном оборонном заказе»;
  • в заключаемом контракте указывается ответственность сторон за неисполнение своих обязательств;
  • если один из участников сделки не выполняет своих обязательств, то вторая сторона вправе требовать возмещения ущерба в виде штрафов, пени или неустоек;
  • пеня рассчитывается при возникновении просрочки выплат или за просрочку предоставления товара (работ, услуг), начисляется за каждый день несоблюдения обязательств;
  • штраф возлагается на нарушителя за несоблюдение правил исполнения условий контракта;
  • нарушитель условий договора вправе не платить пени и штрафы, если докажет, что возникшие обстоятельства, помешавшие выполнить условия контракта, это следствие непреодолимой силы или по вине второго участника сделки;
  • заказчик вправе заключать контракты с несколькими участниками, но об этом обязательно следует указать в заказе;
  • в контракте необходимо указать график исполнения договора, при условии, что заказ оформлен более чем на 3 года и цена составляет больше 100 млн. руб.;
  • по желанию сторон в договоре можно описать пункт об одностороннем отказе от исполнения обязательств по контракту, при этом необходимо ссылать на положения ст 95.

Условий для исполнения контракта множество, все они описаны в 34 статье настоящего закона №44. В связи с изменением экономической ситуации в стране, статьи данного закона были изменены. Она претерпела внесение нескольких дополнений и поправок с 2012 года по 2017. В 2017 году, статья 34 дважды претерпела внесение изменений — в январе и в мае.

Заключение контракта

Заключение контракта осуществляется после проведения торгов. Согласно Федеральному Закону №44, торги по госзакупкам проводятся путем:

  • конкурсов (глава 2);
  • аукционов (глава 2);
  • запроса котировок (глава 3);
  • запроса предложений (глава 4);
  • проведения закрытого способа определения поставщика, подрядчика или исполнителя (глава 5);
  • заключения сделки с одним участником (глава 6).

Заключение контракта с одним участником сделки осуществляется на основании статьи 93 настоящего закона. Заключается контракт с одним поставщиком, подрядчиком или исполнителем в следующих ситуациях:

  • когда закупка относится к области деятельности субъектов естественных монополий, в соответствии с Федеральным Законом №147;
  • когда существует соответствующий приказ Президента России;
  • когда сумма контракта менее 100 000 руб., при условии, что годовой объем госзакупок не составит больше 2 млн. руб.;
  • когда госзакупки проводятся с целью сохранения объектов культурного наследия;
  • при возникновении иных ситуаций, описанных в настоящей статье.

Иногда, наряду с госзаказами у единственных поставщиков, есть потребность в заключении сделки с несколькими участниками. Согласно статье 34, заключение контракта с несколькими участниками по 44 ФЗ допускается в случаях:

  • поставки технических средств реабилитации инвалидов;
  • создания произведений литературы (искусства);
  • осуществление научно-исследовательских работ;
  • предоставления услуг в области образования;
  • предоставление услуг по лечению и оздоровлению в санаториях;
  • предоставление услуг по оздоровлению детей.

При вышеуказанных ситуациях, заказчик обязан указывать в документации о госзакупке право на заключение сделки с несколькими участниками.

Признание контракта недействительным

По 44 закону России, для признания контракта по государственным закупкам недействительным необходимы основания. В качестве оснований могут быть:

  • сделка признана мнимой;
  • сделка признана притворной;
  • один из участников сделки был отстранен от торгов без веских причин;
  • при проведении торгов безосновательно не была принята наиболее выгодная цена;
  • продажа осуществилась ранее указанного срока в извещении;
  • были допущены нарушения правил при проведении торгов;
  • контракт заключен под влиянием угрозы;
  • заключение контракта проводилось при влиянии обмана;
  • участник контракта был введен в заблуждение.

Согласно положениям 34 статьи Федерального Закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», недействительность сделки может быть признана только в судебном порядке. По закону, обратиться с подобной просьбой в суд, вправе лица:

  • участники торгов (заказчик или исполнитель);
  • контрольный орган в области госзакупок.

По закону, обращение в судебную инстанцию с исковым заявлением возможно в течении года со дня проведения торгов. На основании всех принятых доказательств, суд выносит решение о признании сделки недействительной или наоборот.

Скачать текст статьи 34 ФЗ 44

Согласно закону, для заключения контракта по государственным и муниципальным закупкам, необходимо правильно оформить документацию об электронном аукционе. По закону, обязательным критерием является указание требований к содержанию и составу заявки на участие в торгах. Важно соблюдать сроки подачи заявок:

  • срок начала подачи документации;
  • срок окончания подачи заявок;
  • период рассмотрения.

Чтобы принять участие в аукционе по государственным и муниципальным заказам, нужно знать положения Федерального Закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который содержит все условия, касающиеся процедуры госзакупок. Скачать последнюю редакцию настоящего закона можно по ссылке.

Комментарии к ст 34 44 ФЗ

Комментарии к законодательным актам оформляют юристы. Необходимы они для более детального понимания рассматриваемого закона. 34 статья Федерального Закона № 44 гласит о порядке заключения, изменения и расторжения договора. В ней описаны общие принципы заключения контракта. Условия для заключения сделки обязательно обусловлены в извещении, в приглашении, в некоторой документации, в заявке и в окончательном предложении.

Исходя из положений статьи закона № 44, средний срок заключения сделки составляет от 10 до 20 дней, с момента публикации протокола. В предусмотренный период времени, поставщик вносит обеспечение исполнения условия договора. По закону, в качестве обеспечения исполнения контракта выступает банковская гарантия.

По закону, заказчик вправе увеличить ценовую политику контракта на любую сумму, но не превышающую 10% от первоначальной цены, если увеличивается количество товара. Порядок заключения контракта зависит от вида определения поставщика. Например, порядок заключения договора при проведении аукциона и при запросе котировок будут отличаться.

О применении статьи 34 Закона 44-ФЗ

Статьи по теме

Система госзаказа, объединяющая заказчиков, поставщиков и выполняемые ими действия, называется контрактной. Основным документом в госзакупках является контракт. В контракте прописывают все условия закупки, ответственность сторон, порядок оплаты и приемки результатов и др. Какие требования предъявляет к контрактам 44 фз, рассмотрим в данной статье.

Назначение статьи 34 закона 44-ФЗ

Контракту посвящена ст. 34 главного федерального закона о закупках. 44-ФЗ диктует условия, на которых должен заключаться контракт. Контракты должны заключаться на условиях, содержащихся в извещении о закупке, иной документации к ней, заявке, окончательном предложении победителя.

Порядок заключения контракта может различаться в зависимости от способа определения поставщика. По закону, для конкурса срок заключения контракта – 10-20 дней с момента размещения в ЕИС протокола оценки заявок. При этом контракт может быть заключен, только когда победитель предоставил обеспечение исполнения контракта.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

При аукционе процедура будет следующая. Заказчик в течение пяти дней с момента размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов публикует проект контракта без своей подписи. Победителю законом дается пять дней на то, чтобы подписать его. Заказчик должен сделать то же самое в течение трех дней.

Победителя могут признать уклонившимся от заключения контракта. Такое понятие предусмотрено в контрактной системе. По закону о закупках, это может произойти, если участник вовремя не подписал контракт или не предоставил обеспечение. При этом заказчик по закону имеет право требовать компенсации своих убытков.

Контроль за исполнением контракта: все сроки для отчета и реестра

Обязательные условия контракта по статье 34 44 фз

В ст. 34 перечислены обязательные условия, которые должны быть в каждом контракте, а также дополнительные. К обязательным фз о закупках относит:

  • Цена (следует указать, что стоимость контракта является твердой и действительна на весь срок его исполнения);
  • Ответственность сторон;
  • График исполнения контракта, если он заключается на три года и больше, а цена составляет более 100 миллионов рублей;
  • Порядок и сроки оплаты, приемки;
  • Для контрактов, заключаемых с физлицами, обязательно условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате поставщику или исполнителю, на размер налоговых платежей;
  • Срок возврата обеспечения исполнения контракта (по условиям статьи 96).

При необходимости включают также положение о банковском сопровождении контракта , возможности одностороннего отказа сторон и др. В статье, посвященной контракту, также сказано о возможности изменения его условий. По фз о закупках, стороны по согласованию могут увеличить количество поставляемого товара, но стоимость не может превышать максимальную цену контракта.

Применение ст 34 44 фз

Разберем один из случаев применения положений рассматриваемой нами статьи. Выше мы указали, что одним из условий в контракте может быть возможность одностороннего отказа от его исполнения . Рассмотрим, когда заказчики могут применить это на практике. Односторонний отказ от исполнения контракта возможен, когда:

  • Поставщик грубо нарушил условия контракта;
  • Поставщик или его товар не соответствуют требованиям, указанным в законе и документации о закупке;
  • Был расторгнут государственный инвестиционный контракт, на основе которого проводилась закупка.

В каждом из этих случаев порядок действий будет разным. Он прописан в ст. 95 закона о закупках.

Материалы по теме:

Пени и штрафы по ст 34 44 фз

Также в ст. 34 указана ответственность сторон за нарушения условий контракта. Согласно закону 44, за нарушение сроков контракта и ненадлежащее исполнение его условий предусмотрено разное наказание. Если была допущена просрочка (например, поставок товара или его оплаты), то начисляются пени. Пеня составляет одну трехсотую действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования и начисляется за каждый день просрочки.

Если сторона контракта не исполнила его условия или сделала это ненадлежащим образом, ее штрафуют. Размер штрафа устанавливают в контракте в виде фиксированной суммы. 9 сентября изменились штрафы за неисполнение контракта. Обо всех ситуациях, когда штрафуют по-новому, читайте в статье »

Когда контракт могут признать недействительным

Рассматриваемая нами статья диктует условия, при которых контракт могут признать недействительным. Согласно п. 22 указанной статьи это возможно, если будет установлена личная заинтересованность заказчика в заключении и исполнении контракта. Причем заинтересованы в определенных результатах закупки могут быть и руководитель предприятия-заказчика, и контрактный управляющий.

Это выражается в том, что указанные лица могут получить от заключения контракта личные доходы, какую-либо выгоду, права имущественного характера и т.д. Недействительными контракты признает суд. Это возможно, в том числе, по обращению антимонопольной службы.

Разъяснение статьи 34 44 фз

Система госзаказа предусматривает заключение в ходе закупки особого документа – контракта. 44 фз детально описывает процедуру заключения государственного контракта. Этому вопросу посвящена статья 34. Там перечислены обязательные условия, которые должны содержаться в договоре, требования, установленные законом. Также в статье содержится регламентированный законом порядок начисления пени и штрафов. Кроме того, фз о закупках диктует условия, когда договор могут признать недействительным.

Ответы на самые интересные вопросы о закупках вы найдете в новом номере журнала «Госзаказ в вопросах и ответах» Полистать журнал

Статья 34. Контракт

2. При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.

3. Особенности определения цены государственного контракта на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги по государственному оборонному заказу с учетом требований, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, могут устанавливаться Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

4. В контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

См. Типовые положения, включаемые в проект контракта документации о закупке в целях установления размера неустойки (штрафа, пени), а также условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу в случае заключения с ним контракта, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, направленные письмом ФАС России от 21 октября 2014 г. N АЦ/42516/14

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ в часть 5 статьи 34 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г.

5. В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ в часть 6 статьи 34 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г.

6. В случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 390-ФЗ в часть 6.1 статьи 34 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2016 г.

Часть 6.1 статьи 34 настоящего Федерального закона действует до 1 января 2017 г.

6.1. В 2015 и 2016 годах в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).

7. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ в часть 8 статьи 34 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г.

8. Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

9. Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

10. Допускается заключение контрактов на поставки технических средств реабилитации инвалидов, создание нескольких произведений литературы или искусства, выполнение научно-исследовательских работ либо оказание услуг в сфере образования или услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению, услуг по организации отдыха детей и их оздоровления, в том числе по предоставлению путевок, с несколькими участниками закупки. При этом право заключения контракта с несколькими участниками закупки устанавливается заказчиком в документации о закупке.

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 216-ФЗ в часть 11 статьи 34 внесены изменения

11. Для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты,типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

12. Если контракт заключается на срок более чем три года и цена контракта составляет более чем сто миллионов рублей, контракт должен включать в себя график исполнения контракта.

13. В контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.

14. В контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 — 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.

Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 469-ФЗ в часть 15 статьи 34 внесены изменения

15. При заключении контракта в случаях, предусмотренных пунктами 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44, 45 и 46 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, требования частей 4 — 9, 11 — 13 настоящей статьи заказчиком могут не применяться к указанному контракту. В этих случаях контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок.

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ часть 16 статьи 34 изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2014 г.

16. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, заключается контракт, предусматривающий закупку товара или работы (в том числе при необходимости проектирование, конструирование объекта, который должен быть создан в результате выполнения работы), последующие обслуживание, ремонт и при необходимости эксплуатацию и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта (контракт жизненного цикла).

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 365-ФЗ статья 34 дополнена частью 16.1, вступающей в силу с 1 сентября 2016 г.

16.1. Предметом контракта может быть одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства. Порядок и основания заключения таких контрактов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

17. В случае, если Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона в отношении конкретной закупки принято решение о необходимости включения в контракт дополнительных условий его исполнения, в том числе не связанных с предметом контракта, в документации о закупке должна быть указана информация о таких дополнительных условиях.

18. При заключении контракта заказчик по согласованию с участником закупки, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право заказчика предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе. При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное от деления цены контракта, указанной в заявке на участие в конкурсе или предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении конкурса или аукциона.

19. Утратила силу с 1 января 2014 г.

См. текст части 19 статьи 34

20. Утратила силу с 1 января 2014 г.

См. текст части 20 статьи 34

21. Утратила силу с 1 января 2014 г.

См. текст части 21 статьи 34

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ часть 22 статьи 34 изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2014 г.

22. Контракт может быть признан судом недействительным, в том числе по требованию контрольного органа в сфере закупок, если будет установлена личная заинтересованность руководителя заказчика, члена комиссии по осуществлению закупок, руководителя контрактной службы заказчика, контрактного управляющего в заключении и исполнении контракта. Такая заинтересованность заключается в возможности получения указанными должностными лицами заказчика доходов в виде денег, ценностей, иного имущества, в том числе имущественных прав, или услуг имущественного характера, а также иной выгоды для себя или третьих лиц.

23. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.

24. Указанная в части 23 настоящей статьи информация предоставляется заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком. При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредоставление указанной информации путем взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя) пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком в соответствии с настоящей частью. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства.

25. В случае непредоставления заказчику указанной в части 23 настоящей статьи информации поставщиком (подрядчиком, исполнителем) информация об этом размещается в единой информационной системе. Непредоставление указанной информации поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не влечет за собой недействительность заключенного контракта по данному основанию.

Часть 26 статьи 34 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 июля 2014 г.

26. В контракт включается условие о банковском сопровождении контракта в случаях, установленных в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.

27. В контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ статья 34 дополнена частью 28, вступающей в силу с 1 января 2014 г.

28. В контракт включается дополнительное условие о продаже лесных насаждений для заготовки древесины при заключении контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с положениями статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации.

Статья 35 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 июля 2014 г.