Дети имеют право на жилище

Дети имеют право на жилище

Жилье и права детей

Важнейшей политической, социальной и экономической задачей является всесторонняя гарантированная защита государством и обществом детства, семьи и материнства нынешнего и будущих поколений.

Наряду с гарантией гражданам Республики Беларусь права на жилище (ст.48 Конституции Республики Беларусь) законодательство содержит и ряд специальных норм, гарантирующих право на жилище детям. Так, ст.18 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» (от 19.11.1993 №2570-XII) предусмотрено, что каждый ребенок имеет право на жилище. Реализация данного права осуществляется в порядке, установленном жилищным законодательством Республики Беларусь.
В Кодексе Республики Беларусь о браке и семье (от 09.07.1999 г. №278-3) определено (ст.192), что каждый ребенок имеет право на жилище, соответствующее по размеру и качеству принятым в Республике Беларусь нормам и стандартам. Ребенок, являющийся членом семьи нанимателя или собственника жилого помещения, независимо от места его проживания пользуется наравне с нанимателем или собственником правом на занимаемое им жилое помещение.

Местом жительства гражданина согласно Гражданскому кодексу Республики Беларусь (ст.19) признается тот населенный пункт, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних в возрасте до 14 лет или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их родителей, усыновителей или опекунов.
Соответствующие положения содержатся и в Кодексе Республики Беларусь о браке и семье. Так, согласно ст.74 Кодекса местом жительства ребенка считается место жительства его родителей. Место жительства ребенка в случае отдельного проживания родителей вследствие расторжения брака или по другим причинам определяется по обоюдному согласию родителей. При отсутствии согласия между родителями спор о том, с кем будет проживать ребенок, разрешается судом исходя из интересов ребенка и с учетом его желания. Суд учитывает, кто из родителей проявляет большую заботу и внимание к ребенку, возраст ребенка и привязанность к каждому из родителей, личные качества родителей, возможность создания надлежащих материально-бытовых условий и нравственно-психологической атмосферы, обеспечения надлежащего уровня воспитания.

В Законе Республики Беларусь «О правах ребенка» наряду с закреплением права каждого ребенка жить в семье, знать своих родителей, а также права на их заботу, совместное с ними проживание (за исключением случаев, когда разлучение с одним или обоими родителями необходимо в интересах ребенка) определена и норма (ст.15), дающая ребенку право выбора одного из родителей для совместного проживания по достижении им десяти лет. Ребенок, оставшийся без попечения родителей, при невозможности передать его на воспитание в семью определяется в государственные и негосударственные детские интернатные учреждения на патронатное воспитание (ст.30).
Таковы общие законодательные нормы. Вместе с тем, реализация гарантированных ребенку прав обеспечивается и рядом других нормативных правовых документов.

Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий
В соответствии с действующим Жилищным кодексом Республики Беларусь и Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Республике Беларусь (утверждены постановлением Совета Министров от 22.09.1999 г. №1468) граждане имеют право самостоятельно состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента приобретения полной дееспособности.
По гражданскому законодательству способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении 18-летнего возраста.
В случае, когда законодательством допускается эмансипация (ст.26 Гражданского кодекса) или вступление в брак до достижения 18 лет, гражданин, не достигший 18-летнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме соответственно с момента принятия решения об эмансипации или со времени вступления в брак. Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака. При признании брака недействительным суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, определяемого судом.

Несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору (контракту) или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органов опеки и попечительства с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя, а при отсутствии такого согласия — по решению суда.
До приобретения полной дееспособности дети принимаются в установленном порядке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий вместе с родителями в составе семей, в которых они проживают в данном населенном пункте. Причем семья вправе состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства, а также по месту работы каждого ее члена.
Наряду с общим основанием, дающим право для принятия на квартирный учет (обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 м2), законодательство содержит и другие (не зависящие от уровня обеспеченности общей площадью) самостоятельные основания для принятия на учет семей с детьми. Так, в соответствии со статьей 43 ЖК признаются, в частности, нуждающимися в улучшении жилищных условий граждане, родившие (усыновившие) и воспитывающие детей без вступления в брак, не имеющие отдельной квартиры, а также проживающие в однокомнатной квартире или одной комнате с другим гражданином независимо от его пола, кроме супругов.

Вместе с тем, в ходе подготовки и обсуждения специалистами проекта Закона Республики Беларусь «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» выявлено несовершенство норм, регламентирующих учет детей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
По мнению Национального центра законопроектной деятельности, имеется несогласованность ряда норм действующего Жилищного кодекса (стст. 12, 42, 83 и 84). Так, для реализации предусмотренного статьей 84 права на внеочередное получение жилого помещения социального пользования детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, необходимо встать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Статьей же 42 ЖК установлено, что граждане имеют право самостоятельно состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента приобретения полной дееспособности. То есть получается, что ребенку-сироте необходимо дождаться наступления полной дееспособности и только после этого встать на квартирный учет и ожидать в течение определенного времени реализации своего права на указанную льготу наряду с другими льготными категориями граждан, имеющими право на получение во внеочередном порядке жилого помещения социального пользования (это граждане, жилые помещения которых в результате стихийного бедствия, техногенных и социальных катастроф стали непригодными для проживания, больные активной формой туберкулеза и некоторые другие). Это ставит детей в худшее положение при реализации их жилищных прав по сравнению с другими гражданами, претендующими на получение социального жилья.

В целях устранения указанной коллизии Министерством образования еще в 2000 году предлагалось предусмотреть в Жилищном кодексе, что местные исполнительные и распорядительные органы, являющиеся в соответствии с Кодексом о браке и семье органами опеки и попечительства, должны осуществлять учет несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся во внеочередном обеспечении жильем, с момента поступления их под опеку и до направления их в детские интернатные учреждения, к опекуну (попечителю), а не по достижении совершеннолетия. Дело в том, что большинство воспитанников выходят из детских учреждений после получения базового образования в 16 лет с правом внеочередного получения жилого помещения социального пользования. И для них вопрос постановки на квартирный учет для реализации своих жилищных прав является делом первостепенной важности. Предполагалось, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, будут приниматься на учет на основании справок отдела образования, исполняющего функции органа опеки (попечительства) в отношении данного несовершеннолетнего, об устройстве его на воспитание в детское интернатное учреждение, под опеку (попечительство), в приемную семью и отсутствии закрепленного за ним жилого помещения. В случае, если за таким ребенком было закреплено жилое помещение, но вселение в него невозможно, принимается решение местного исполнительного и распорядительного органа о невозможности его вселения в данное жилое помещение и обеспечении его вне очереди равноценным жилым помещением.

Решение данной проблемы заложено в проекте новой редакции Жилищного кодекса (который должен рассматриваться во втором чтении на сессии Парламента). Проектом предусмотрен новый порядок учета детей-сирот, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а именно: они должны приниматься на квартирный учет до наступления совершеннолетия, с даты окончания пребывания в детском интернатном учреждении, у опекунов (попечителей), в приемной семье. Предусматривается также, что за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, сохраняется право состоять на квартирном учете (если они были приняты на учет ранее) при их устройстве на воспитание в детское интернатное учреждение, к опекуну (попечителю), в приемную семью или в других случаях устройства их на воспитание.

Предоставление жилых помещений
В соответствии с Жилищным кодексом обязательный для всех местных исполнительных и распорядительных органов, предприятий, учреждений, организаций порядок предоставления жилых помещений гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, установлен Правилами, утвержденными постановлением Совета Министров от 22.09.1999 г. №1468 (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением от 30.06.2000 г. №988). Государственные организации предоставляют жилые помещения в соответствии с Жилищным кодексом, указанными Правилами и коллективными договорами. Организации негосударственной формы собственности вправе устанавливать иной порядок предоставления жилых помещений, не ущемляя при этом прав граждан, предусмотренных жилищным законодательством Республики Беларусь.

Следует отметить, что по ранее действовавшему жилищному законодательству (до введения в действие с 01.07.1999 г. нового Жилищного кодекса Республики Беларусь) жилые помещения предоставлялись в порядке очередности гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, преимущественно на условиях договора найма в домах государственного и общественного жилищного фонда. Жилые помещения предоставлялись в бессрочное пользование в пределах нормы жилой площади (12 м2 на каждого члена семьи включая детей независимо от их возраста), но не менее 8 м2 на одного члена семьи. При предоставлении жилых помещений не допускалось заселение одной комнаты лицами разного пола старше 9 лет, кроме супругов.
Действовали и определенные льготы при улучшении жилищных условий семей, воспитывающих детей. Так, в частности, в первую очередь жилые помещения предоставлялись: матерям, которым присвоено звание «Мать-героиня», либо награжденным орденом «Материнская слава» или медалью «Медаль материнства»; многодетным семьям, имеющим трех и более несовершеннолетних либо состоящих на иждивении родителей детей (право на получение жилых помещений в первую очередь сохранялось за указанными семьями, состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, и в случаях достижения детьми совершеннолетия или прекращения иждивения); одиноким матерям; семьям при рождении близнецов; семьям, воспитывающим детей-инвалидов.

Вне очереди жилые помещения предоставлялись детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в том числе находившимся под опекой или попечительством, по окончании пребывания в детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей либо с их согласия после обучения в высшем, среднем специальном, профессионально-техническом учебном заведении, по окончании срока службы в Вооруженных Силах, если за ними не сохранилось жилое помещение или они не могут быть по другим причинам вселены в жилое помещение, из которого выбыли. Жилые помещения указанным лицам предоставлялись исполнительным комитетом местного Совета депутатов, предприятием, учреждением, организацией. Перечисленные выше категории граждан имели соответственно и право на первоочередное и внеочередное вступление в члены жилищно-строительного кооператива.

С введением в действие с 1.07.1999 г. нового Жилищного кодекса изменился и порядок обеспечения жильем граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно ст. 12 ЖК малообеспеченные нетрудоспособные граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, получили право на получение жилого помещения социального пользования (это жилое помещение типовых потребительских качеств государственного жилищного фонда, предоставляемое гражданам на условиях договора найма и не подлежащее приватизации, разделу и обмену). К таким малообеспеченным гражданам законодательством отнесены: пенсионеры, достигшие возраста 55 лет (женщины) и 60 лет (мужчины); инвалиды I и II групп, у которых среднемесячный совокупный доход на каждого члена семьи не превышает утвержденного бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (постановлением Совета Министров от 6.08.2004 г. №949 БПМ утвержден в размере 128390 рублей), исчисленного за 12 месяцев, предшествующих месяцу постановки на учет (и на день предоставления жилого помещения социального пользования), и располагающим заявленным имуществом, общая стоимость которого не превышает размера стоимости квартиры типовых потребительских качеств исходя из максимальной нормы предоставления общей площади жилого помещения социального пользования (20 м2 на одного члена семьи). К совместно проживающим членам семьи претендента на получение жилого помещения социального пользования относятся супруг (супруга), их нетрудоспособные дети и родители.

Другие нетрудоспособные родственники, а также нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи претендента, если они проживают совместно с ним, ведут общее хозяйство и дали согласие на совместное улучшение жилищных условий. К членам семьи могут быть отнесены и иные нетрудоспособные граждане, в судебном порядке признанные членами семьи претендента.
При предоставлении жилого помещения социального пользования учитывается имущественное положение нетрудоспособного претендента и других нетрудоспособных членов семьи. В состав имущества семьи включаются принадлежащие на праве собственности:
— жилой дом (квартира), часть (доля) жилого дома (квартиры), иные строения и объекты незавершенного строительства, а также их части, доли (в том числе находящиеся в других населенных пунктах);
— дачи и садовые домики в коллективных садоводческих товариществах;
— гаражи, хозяйственные и складские помещения, а также другие строения и сооружения;
— автомобили и другие транспортные средства, стоимость которых превышает 35-кратный размер утвержденного среднедушевого минимального потребительского бюджета семьи из четырех человек, действующего на момент постановки на учет (за исключением спецтранспорта, предоставленного в соответствии с заключением МРЭК органами социальной защиты безвозмездно или на льготных условиях). Сведения о доходах семьи представляются заявителем за 12 месяцев, предшествующих месяцу постановки на учет.
Жилые помещения социального пользования предоставляются указанным гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности исходя из времени принятия на учет. Вне очереди такие жилые помещения предоставляются:
— гражданам, жилые помещения которых в результате стихийного бедствия, техногенных и социальных катастроф стали непригодными для проживания;
— детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находившимся в детских учреждениях, у родственников, под опекой (попечительством), по окончании пребывания в детских учреждениях, у родственников, опекунов (попечителей) либо с их согласия после обучения в высшем, среднем специальном, профессионально-техническом учебном заведении, по окончании срока службы в Вооруженных Силах Республики Беларусь, если за ними не сохранилось жилое помещение или если они не могут быть по другим причинам вселены в жилое помещение, из которого выбыли;
— больным активной формой туберкулеза;
— в иных случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

При улучшении жилищных условий по месту работы на предприятиях, в учреждениях, организациях, семьям, в которых имеются дети, жилые помещения могут предоставляться и на условиях обычного договора найма (такое жилье может быть в установленном порядке приватизировано, оно также подлежит обмену и разделу), если это предусмотрено в коллективных договорах. Причем в этих коллективных договорах могут быть предусмотрены и льготные основания предоставления жилых помещений на условиях обычного договора найма (например, многодетным семьям или семьям, воспитывающим детей-инвалидов и т.д.).

Виктор САВИЦКИЙ, ответственный секретарь Республиканского межведомственного совета по проведению жилищной реформы и развитию населенных пунктов

Урок «Дети имеющие право на особую заботу и помощь»

Цели: формирования правовой культуры обучающихся и приобщение их к общечеловеческим ценностям с помощью ситуационного моделирования.

Задачи: Научить:

  1. обсуждать проблемы, учитывая противоположные точки зрения;
  2. обосновывать свою точку зрения;
  3. планировать решения;
  4. делать выводы и заключения;
  5. оценивать собственный мыслительный процесс.
  6. формировать у детей понятия “Права”, “Обязанности”;
  7. организация самоопределения детей в школьной жизни, через осознание собственных возможностей, выбор своей позиции, выбор правил, регулирующих школьную жизнь, осознание и выбор правил взаимоотношений с одноклассниками.

Ключевые навыки, которые смогут развить учащиеся в ходе дискуссии:

  • умение критически мыслить;
  • информационно-коммуникационные навыки;
  • исследовательские навыки;
  • организационные навыки.
  • После завершения дискуссии мы ожидаем получить:

    по теме урока, а так же повышение уровня правовой культуры осознание и ценность роли и значения прав и обязанностей ребенка, а так же книжку-малышку “Права и обязанности первоклассников”.

    Средства обучения: компьютер, мультимедиа — проектор, экран, документ- камера

    Урок — дискуссия подготовлен для проведения открытого урока по “Окружающему миру” в мае.

    В предварительный период (2 недели) учащиеся получают задание познакомиться с правами и обязанностями детей, выполнить рисунки по данной теме. Задания даются по группам (группы постоянного состава). Ребята выполняют задания, приносят их в класс, вывешивают на информационные стенды.

    Учащиеся знакомятся с информационно-игровым “Детским правовым сайтом” (http://mir.pravo.by/library/azbuka/ , с сайтом “Права ребенка” http://oldfio.novgorod.ru/projects/Project732), выполняют в нем игровые задания, которые повышают уровень правовой культуры. (1 неделя)

    Урок проводится по презентации. Вся презентация выстроена на гиперссылках и кнопках возврата к предыдущему слайду, если нет кнопки или гиперссылки, то переход осуществляется нажатием мыши.

    На уроке учащиеся объединяются в новые группы, которые распределяются методом жеребьевки по цветовому принципу, поэтому во время занятия они распределяют роли между собой. До выполнения работы в группе дети должны познакомиться с критериями оценки результатов своей работы.

    Прежде чем группы начнут работать самостоятельно, обязательно нужно повторить правила работы в группе, форму отчета группы перед всем классом. Во время обмена информацией участники других групп задают отвечающим возникшие вопросы. Урок заканчивается рефлексией и самооценкой работы каждой группы.

    Оборудование: карточки — брошюры для творческой работы, “Конвенция о правах ребёнка”

    1. Организационный момент.

    Перед работой разобьемся на группы, чтобы распределение было справедливым, проведем жеребьевку по цветовому принципу.

    (Учитель предлагает детям жетоны разных цветов, в зависимости от цвета жетона, который достался ребенку, дети делятся на группы.)

    Обратите внимание, что у вас лежат на столах игровые учебные пособия, которые вы будете использовать в своей работе на уроке.

    2. Актуализация знаний:

    К нам в класс почтальон принёс посылку.

    * Хотелось бы вам посмотреть, что в этой посылке? (да)

    * А мы можем её открыть? (нет) / если да/ Мы знаем кому она адресована? (нет)

    Тогда можно её открывать? (нет)

    *А почему нельзя? (потому что есть правила, что брать и раскрывать чужое нельзя, докажите н-р: можно ли бегать по школе? Нет, так как есть правила поведения; правила дорожного движения)

    * А если правила устанавливаются государством, то, как тогда они называются? (Закон)

    * Как вы понимаете, что такое закон? / слайд 2/

    * А какой главный закон нашей страны? (Конституция

    – основной закон, по которому мы с вами живём).

    * Что записано в Конституции? (права наших граждан)

    • Какой закон есть у всех детей мира? (Конвенция о правах ребенка)

    • Какова главная мысль этого документа? (дети имеют право на особую заботу и помощь)

    * А что такое права? (правила, по которым живут люди…)

    Обратите внимание на словарную статью из толкового словаря Ожегова. С.И.

    *Что вы узнали из неё?

    — Вспомните и назовите права ребёнка./слайд 7- 16/

    Участники: Судья, ведущий, Золушка, сёстры.

    Если права не соблюдаются, кто заступится за ребенка? (суд)

    Наш кабинет превращается в зал суда.

    Вы – присяжные заседатели. Я судья.

    Судья: Поступило заявление от Золушки. Она просит у суда защиты. Дело в том, что ее обижает мачеха и ее дочери. “Уважаемый суд, прошу разобраться в злодеяниях мачехи и ее дочерей. Защитите и помогите.”

    Истец Золушка, расскажите суду поподробнее о том, что произошло. Уважаемые присяжные заседатели, выслушаем внимательно и примем справедливое решение.

    (Звучит музыка из к\ф “Золушка”)

    Золушка: Мой отец женился, когда умерла моя мать, на женщине сварливой и высокомерной. У нее есть две дочери. Все им не так, заставляют делать самую грязную и тяжелую работу в доме. Я молчу и не решаюсь пожаловаться отцу, так как он смотрит на меня глазами мачехи. Я боюсь, что он будет бранить за неблагодарность и непослушание. Вечером, окончив работу, я сажусь в уголок возле камина на ящик с золой, поэтому они меня прозвали Золушкой.”

    (На стульчик садится Золушка и что-то шьет).

    Голос: Внимание! Внимание! Сегодня вечером принц устраивает бал. Приглашаются все знатные люди!

    1 сестра. Золушка! Ты слышала? Нас пригласили на бал принца.

    2 сестра. Помоги нам поправить наряды. (Золушка помогает)

    1 сестра. А что, Золушка, хотелось бы тебе поехать на бал?

    Золушка. Что вы, сестрицы? Вы смеетесь надо мной! Разве пустят во дворец в этом платье и башмаках?

    Мачеха (дочерям) Красавицы мои, вы собрались?

    2 сестра. Сейчас, маменька, только в зеркало посмотрим. Золушка копается, никак нас не оденет.

    Золушка. Матушка, можно мне я тоже поеду Я надену какое-нибудь из старых платьев сестриц?

    Мачеха. И думать забудь! Не хватало еще, чтобы ты в таком виде показалась в приличном обществе. Да у тебя и дел много: пол подмести, ужин приготовить, посуду перемыть, посадить розы у меня под окном, перебрать гречку и горох. Ну а если управишься, то можешь потом приехать на бал.

    Золушка. Я и за три дня не смогу все это переделать!

    Судья: Все понятно. Оказывается, сказочные герои абсолютно не знают права ребенка.

    Присяжные заседатели, займемся этим делом серьёзно.

    (инсценировка заканчивается, учитель продолжает урок)

    — Открываем наши буклеты, в которых вы увидите несколько ситуаций из сказки “Золушка”

    * Прочитайте и проанализируйте, какие права соблюдаются или нарушаются в сказке Шарля Перро “Золушка”?

    (показ на интерактивной доске)

  • “У бедной Золушки работы и заботы стало ещё больше, чем всегда. Ей пришлось гладить сёстрам платья, крахмалить их юбки, плоить воротники и оборки.”
  • (нарушение прав — рабство, непосильный труд)

    2. “Вечером, окончив работу, она забиралась в уголок возле камина и сидела там на ящике с золой. Поэтому сестры, а за ними и все в доме прозвали ее Золушкой.” (нарушаются права на имя)

    3. “ -Что с тобой, дитя мое?- спросила фея. Но Золушка так горько плакала, что даже не могла ответить.

    — Тебе хотелось бы поехать на бал, не правда ли? – спросила крестная.

    — Правда, — сказала Золушка, всхлипывая.

    — Что ж, будь тогда умницей,- сказала фея, — а я уж позабочусь о том, чтобы ты могла побывать сегодня во дворце.” (соблюдается право ребенка на помощь)

    4. “Спала она на чердаке, под самой крышей, на колючей соломенной подстилке А у обеих сестриц были комнаты с паркетными полами…”

    (право на жилище нарушается)

    * Представьте, если бы все люди пользовались только правами, то что бы было? (ответы детей… должны быть не только права, но и обязанности)

    * А почему. докажите

    *В каком документе записаны обязанности? (Всеобщая декларация прав человека) записано:

    “Каждый человек имеет не только права, но и обязанности, перед обществом, в котором живёт, и должен вести себя так, чтобы его права и свободы не мешали правам и свободам других людей”).

    4. Творческая работа в группах.

    Сейчас будете работать в группах.

    Назовите основные правила работы в группе

    Памятка: “Правила работы в группе”. слайд 24

    1. Выслушивай товарища до конца.

    2. Говори только по делу.

    3. Помни: от твоей работы зависит результат всей группы

    4. Работай дружно.

    5. Хорошее настроение – успех в работе.

    5. Создание книжки – малышки для первоклассников.

    Вы выпускники нашей школы и сегодня на уроке попробуем создать для подарка будущим первоклассникам книжку-малышку – какие должны быть у них права и обязанности.

    Когда вы будете оформлять страничку к книжке – малышке, то вам поможет набор картинок в буклете.

    Так как у первой группы сложное задание, то я вам помогу.

    А вторая и третья группа работаю самостоятельно.

    1 группа: слайд 26

    Задание: создать страницу социальной рекламы о правах ребёнка,

    в виде рисунков.

    Что такое социальная реклама?

    Это демонстрация и пропаганда соблюдения правил и норм в обществе. Она передаёт общественное мнение. Ёё цель – изменить отношение человека к какой-либо проблеме, создать новые социальные ценности. В социальной рекламе говорится не только положительное, но и отрицательное отношение к проблеме.

    1. Выбрать социальное явление, что хотите отобразить по правам ребёнка: положительное или отрицательное.

    2. Выбрать героя или сюжет рисунка.

    3. Подобрать надпись к рисунку.

    2 группа: слайд 27-28

    Задание: создать страничку к книжке – малышке по обязанностям школьника.

    1.Из данных предложений выбрать только те, которые относятся к обязанностям школьника.

    2. Подобрать к этим предложениям картинки.

    Беречь только свое имущество

    Соблюдать этику поведения

    Соблюдать школьный режим

    Беречь школьное имущество

    Беречь свое здоровье и здоровье окружающих

    Соблюдать правила поведения

    Соблюдать чистоту и порядок

    Слушаться только тех учителей, которые преподают в твоем классе.

    Слушаться всех взрослых, которые работают в школе.

    Беречь свое здоровье.

    3 группа: слайд 29

    Задание: создать страничку прав для первоклассников.

    Вам нужно подумать и выбрать самые важные права для первоклассников,

    которые, по вашему мнению, лучше помогут адаптироваться в классе, школе:

    будь внимательным на уроках; будь усидчивым; целеустремлённым; на уроках не кричать и не баловаться; хорошо вести себя в общественных местах; внимательно слушать учителя и не перебивать его; участвовать в классных и школьных мероприятиях; посещать библиотеку, кружки и секции.

    (представитель каждой группы рассказывает о выполненном задании использование документ – камеры

    6. Подведение итогов.

    Рефлексия слайд 30-31

    Что вызвало у вас наибольший интерес? Дети идут к доске с магнитиками и голосуют за определённый этап урока.

    — Посмотрите сколько нового вы сегодня узнали.

    — Этот фрагмент урока получил наибольшее количество голосов. Почему?

    Вывод: в результате нашей социально значимой работы вы узнали, что и в сказке могут встретиться те же права и обязанности, что и в нашей жизни по которым мы живём.

    Вы узнали о социальной рекламе и сделали книжку – малышку для будущих первоклассников.

    Жилищные права несовершеннолетних детей

    Глава 11 Семейного кодекса РФ посвящена правам несовершеннолетних детей. В числе таких прав, заключающихся в проживании в семье, в общении с родителями, в выражении своего мнения и т.д., определены и имущественные права.

    Статья 60 Семейного Кодекса Российской Федерации, пункт 3, первый абзац: «…Ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка…»

    Более того, семейное законодательство чётко отграничивает имущественные права детей и родителей, указав в этой же статье – ребёнок не имеет права собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество ребёнка. И в случае раздела совместного имущества между родителями дети претендовать на долю, например, в квартире не смогут.

    Таким образом, рассматривая жилищные права несовершеннолетних детей, следует руководствоваться и гражданским, и семейным законодательством. Как защитить права ребенка на жилье и какие права у детей в приватизированной квартире?

    Важно! Если вы сами разбираете свой случай связанный с жилищными правами несовершеннолетних, то вам следует помнить, что:

    • Каждый случай уникален и индивидуален.
    • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
    • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

    Права несовершеннолетних, не являющихся собственниками жилого помещения

    Когда в семье появляется ребёнок, то в течение месяца с даты его рождения родители должны оформить ему все документы, в том числе – и зарегистрировать малыша по месту его проживания.

    Важно! Согласно положениям статьи 20 Гражданского кодекса РФ дети до 14 лет проживают совместно с родителями. И поскольку это правило является обязательным, то регистрация ребёнка у родителей или одного из родителей производится в особом порядке.

    То есть, в этом случае никто не спросит согласия собственника квартиры или других проживающих в квартире граждан. Такое согласие не требуется, главное, чтобы в этой квартире был зарегистрирован как минимум один из родителей.

    Такое право у ребёнка на проживание в квартире с родителями сохраняется до тех пор, пока либо родители не сменят адрес проживания и регистрации, либо ребёнок не достигнет совершеннолетия.

    Важно! В этом плане даже смена собственника квартиры, куда родители зарегистрировали ребёнка, не повлияет на его право проживания по месту регистрации.
    Ни один суд не выселит несовершеннолетнего гражданина по требованию собственника жилья, если у ребёнка нет иного места для постоянного проживания.

    Впрочем, есть ситуации, когда собственник может устранить такое обременение своей квартиры в судебном порядке.

    Суд по требованию заинтересованного лица (собственника или нанимателя) может признать ребёнка утратившим право пользования квартирой и снять с регистрационного учёта в том случае, если в течение длительного времени (как минимум год) он в этой квартире не проживает, его родители не участвуют в оплате содержания жилья, а самое главное – если у его родителей имеется возможность зарегистрировать ребёнка по другому адресу. То есть, при наличии всех этих обстоятельств снятие с регистрации несовершеннолетнего вполне возможно.

    Права ребенка на жилье при разводе родителей

    В случае раздела квартиры после развода дети не участвуют в этом разделе, то есть жильё делится только между родителями. Однако как бы ни была разделена недвижимость, если ребёнок зарегистрирован в квартире, то он вправе проживать в ней до своего совершеннолетия, независимо от отсутствия у него права собственности, потому что он остаётся членом семьи собственника даже после раздела и не может быть выселен.

    Права несовершеннолетних собственников жилого помещения

    Дети могут быть собственниками как квартиры, так и долей в квартире. Основания возникновения такой собственности общие – то есть, те же самые, что и у взрослых дееспособных граждан.

    Это может быть участие в приватизации, получение недвижимости в дар или в наследство, участие в обмене квартирами и даже в купле-продаже. Просто в случае участия в сделке несовершеннолетнего процедура её проведения несколько усложняется и требует участия органа опеки, на который законодательством возложена охрана и защита имущественных прав детей.

    Правила статьи 37 Гражданского кодекса РФ устанавливают порядок совершения сделок по отчуждению недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетним собственникам – любое действие, результатом которого является уменьшение имущества детей, должно быть согласовано с опекой.

    Действия, которые могут привести к уменьшению имущества несовершеннолетних.

    1. Продажа квартиры либо доли в квартире.
    2. Отказ от наследственного имущества либо его доли. Редко, но бывает и такое. Например, когда в состав наследуемого имущества входят также долги наследодателя либо обязательства по ипотечному кредитованию.
    3. Предоставление имущества в залог.
    4. Отказ от участия в приватизации.
    5. Отказ от преимущественного права покупки.

    Права детей при продаже квартиры

    Продажа недвижимого имущества, собственником которого является несовершеннолетний, может быть вызвана необходимостью смены места жительства семьи или покупкой другого, более комфортного жилья.

    Важно! В случаях, когда собственник не достиг 14-летнего возраста, продажа его имущества возможна с письменного разрешения органа опеки.

    Если ребёнку уже исполнилось 14 лет, то для сделки потребуется не только письменное разрешение на отчуждение имущества несовершеннолетнего, выданное органом опеки, но и нотариально удостоверенное согласие одного из родителей на эту сделку.

    Отказ от наследства от имени несовершеннолетнего бывает редко. Но существуют обстоятельства, при которых родители не желают делать своего ребёнка наследником. К таким обстоятельствам относятся, к примеру, долговые обязательства, переходящие по наследству. Правда, положениями статьи 1175 Гражданского кодекса РФ определено, что размер перешедших по наследству обязательств не может превышать стоимости наследуемого имущества.

    Если несовершеннолетний наследник ничего, кроме долгов, от наследодателя не получает, то эти долги на него не распространяются.

    Но бывают случаи, когда несовершеннолетний наследник получает ипотечную квартиру – стоимость такого имущества весьма приличная, а потому и кредитные обязательства переходят на наследника. А поскольку ответственность по таким обязательствам дети нести не могут, то бремя кредитных выплат ложится на родителей. И вполне понятно, что для родителей такое наследство может быть непосильным, и они спешат к нотариусу подать отказ от принятия наследства своими детьми.

    Однако отказ от наследования несовершеннолетним жилья допустим только при наличии письменного разрешения органа опеки. И вот здесь опека будет рассматривать индивидуально по каждой ситуации, учитывая имущественные интересы несовершеннолетних. Чаще всего в этих случаях родители получают отказ, который потом обжалуют в суде. И не всегда суды встают на их сторону.

    Предоставление в залог недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему собственнику, обычно осуществляется при кредитовании – когда в целях обеспечения кредитных обязательств заемщики предоставляют залог. Обычно это практикуется при ипотечном кредитовании, когда приобретаемая в кредит квартира покупается в долевую собственность. Сейчас такое практикуется всё реже и реже, потому что и банки не желают брать в залог имущество несовершеннолетних, а опека даёт разрешение в исключительных случаях.

    Отказ от участия в приватизации от имени несовершеннолетнего в настоящее время недопустим, поскольку судебная практика, сформировавшаяся по спорам о приватизированном жилье, показала, что такой отказ ущемляет имущественные права несовершеннолетних.

    Важно! Отказ от преимущественного права покупки, предусмотренного положениями статьи 250 Гражданского кодекса РФ, также возможен только с разрешения органа опеки.

    В этом действии, касающемся жилищного права несовершеннолетнего, нет уменьшения его имущества, но есть отказ от приобретения этого имущества.

    Отказ обычно требуется при продаже доли в квартире или в жилом доме. Прежде, чем продать её, долевой собственник обязан сначала предложить выкупить остальным участникам долевой собственности. И если к числу таких участников относятся несовершеннолетние, то отказ либо покупка осуществляется по тем же правилам – с письменного разрешения опеки и одобрения одного из родителей.

    Важно! Разрешение на отказ от преимущественного права покупки доли в квартире опека даёт в тех случаях, когда у родителей нет финансовой возможности купить ребёнку эту долю.

    При выдаче письменного разрешения на сделку с недвижимым имуществом несовершеннолетнего собственника опека устанавливает для родителей обязательные условия, которые должны быть соблюдены.

    При продаже имущества ребёнка родители обязаны либо предоставить ребёнку иное жильё в собственность в размере, не меньшем, чем продаваемое, либо внести деньги от продажи на счет в банке, открытый на имя несовершеннолетнего. Второй вариант, кстати, для родителей иногда бывает привлекательнее первого. Но следует знать, что деньги, внесённые на вклад несовершеннолетнего, потратить на какие-то нужды, кроме как на покупку жилья вкладчику, невозможно. И даже такое направление средств возможно с письменного разрешения опеки. По крайней мере, до тех пор, пока ему не исполнится 18 лет. Именно таким образом закон защищает имущественные права детей, чья недвижимость была продана.

    ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже.

    Права несовершеннолетних детей на жилье

    Правительство Российской Федерации проявляет заботу о детях, и одним из проявлений такой заботы являются права несовершеннолетних детей на жилье. Дети не могут защитить себя от неправомерных действий со стороны взрослых, но именно правительство взяло на себя такую роль.

    Иногда и родственники затрагивают интересы ребенка и действуют по своим правилам и сиюминутным желаниям. Взрослые также не думают о дальнейшем.

    Правительство создало специальную систему, которая контролирует действия родственников и опекунов, оберегая несовершеннолетного ребенка от неправомерного воздействия. Это касается права на неприкосновенность имущественного характера.

    К таким сложным ситуациям можно отнести приватизацию, продажу и покупку недвижимости за счет выданного материнского капитала, получение в наследство жилплощади.

    Общие права несовершеннолетних

    По принятому законодательству несовершеннолетний ребенок обязан находиться на территории родителей. Даже если они разводятся, нахождение детей определяется судебной коллегией или попечительским советом. Он остается жить с одним из них. В связи с чем родители в ответственности за обеспечение ребенка жилплощадью. Это прописывается в действующем законодательстве, а точнее в Жилищном кодексе Российской Федерации.

    Ребенок, так как является членом семьи собственника, вправе проживать на территории с родителем. Законодательство не предполагает такого ограничения, как неправомерность проживания ребенка с родственниками.

    По правилам Жилищного кодекса все несовершеннолетние собственники обладают следующими правами:

    1. Проживание на территории собственника. В том числе он имеет право пользоваться всем имуществом, находящимся в квартире наравне с родителем.
    2. Использовать помещение по своему усмотрению.
    3. Обеспечивать сохранность имущества и самой собственности.

    Такими же правами обладает ребенок при социальном найме. Только тогда, когда в пользовании находится муниципальная собственность. Права таких граждан аналогичные.

    Приватизация и особенности

    При приватизации собственности с несовершеннолетними детьми, согласно Жилищному кодексу, должны соблюдаться несколько правил:

    1. Жилплощадь приватизируется в случае письменного согласия всех граждан в квартире. Дети-подростки обязаны дать соглашение, иначе сделка может быть опровергнута. В случае, если возраст ребенка составляет менее 14 лет, письменного соглашения детей не требуется.
    2. Если дети прописаны на жилплощади и их возраст менее 14 лет, действие осуществляется только по письменному соглашению опекунов и с согласия государственного органа попечительства.
    3. При регистрации детей 14–18 лет, действие осуществляется на основании заявления, но с письменного соглашения органов опеки.
    4. При смерти родственника или опекунов, действие ложится на плечи органов попечительства или опекунов. Все процедуры завершаются в течение квартала, при этом расходы несет государственный орган.

    Юридические документы оформляются на общих правах и на всех проживающих граждан на территории. Подростки вправе не участвовать в таком процессе. А несовершеннолетние не вправе отказаться от этого. И родители не вправе отказываться от приватизации.

    Но люди с юридическим образованием находят выходы из ситуации, если необходимо срочно продать жилье с прописанными несовершеннолетними детьми. Предварительно выписать ребенка в другое помещение – это выход из ситуации, как считают эксперты. Как итог, дети теряют право собственности по вине собственных родителей. Такие действия вправе быть опровергнуты в суде прокуратурой или государственными органами.

    Права детей при приобретении квартиры на материнский капитал

    Средства, выделяемые государством на поддержание рождаемости, могут использоваться на обучение ребенка, пенсию матери и улучшение жилищных условий. Ими может быть оплачена вся стоимость квартиры или ее часть, а также ипотечный кредит.

    В любом случае государство, таким образом, обеспечило правом собственности ребенка. Ведь при покупке жилья на такую субсидию родителей обязывают распределить правомерно доли в собственности. Если такие обязательства нарушаются, то сделка оспаривается, и деньги возвращаются выдавшему органу власти.

    Многие финансовые учреждения предлагают обналичить денежные средства. Это незаконное действие угрожает не только правам детей, но и родителей. Под такие незаконные действия создаются целые организации. Например, семья покупает квартиру, сговаривается с продавцом. Тот формально оформляет соглашение и получает деньги от Пенсионного фонда. Затем, средства делятся между участниками, а собственность возвращается продавцу.

    Государство старается бороться с такими махинациями, но пока не могут найти нужные рычаги.