Форум трудовой кодекс рф 2018

Содержание статьи:

Ст. 256 ТК РФ: вопросы и ответы

Ст. 256 ТК РФ: официальный текст

Ст. 256 ТК РФ: вопросы и ответы

Ст. 256 ТК РФ посвящена такому понятию, как отпуск по уходу за ребенком. Вопросов, возникающих в связи с ним, достаточно много. Рассмотрим некоторые из них в нашей статье.

Является ли отпуск по уходу за ребенком декретным?

Отпуск по уходу за ребенком надо отличать от декретного, которым является отпуск, предоставляемый в связи с беременностью и родами (ст. 255 ТК РФ) и оформляемый больничным листом. Название его восходит к изданному в 1917 году в России декрету «О пособии по беременности и родам».

Декретный отпуск обязателен и дается только матери. Отпуск же по уходу за ребенком до 1,5 лет (ст. 256 ТК РФ) берется по желанию, может использоваться частями, быть предоставленным не только матери, но и иным лицам, фактически ухаживающим за ребенком, и допускает возможность продолжения (возобновления) работы во время него на условиях неполной занятости.

Может ли самовольный уход в отпуск по уходу за ребенком привести к увольнению?

Получение отпуска по уходу зависит только от выраженного в заявлении желания матери ребенка его оформить. Возможности не предоставить такой отпуск у работодателя нет. Так что, написав нужное заявление, женщина может уйти в отпуск, не дожидаясь решения работодателя. Даже если последнего не устраивает такая ситуация, он не сможет уволить работницу за прогул (определение Московского городского суда от 12.11.2012 по делу № 11-6805).

Подробнее о том, как оформляется заявление на отпуск по уходу за ребенком, читайте в статье «Заявление на отпуск по уходу за ребенком — бланк и образец».

Если соответствующий отпуск оформляет не мать, а отец или другое лицо, одновременно с заявлением работодателю надо представить документ, подтверждающий, что мать ребенка (или оба родителя, если отпуск берет не родитель) либо работает (и на работе такой отпуск не оформлен), либо является безработной. На человека, оформившего такой отпуск, в полном объеме распространяются все гарантии, предоставляемые статьей 256 Трудового кодекса РФ:

  • сохранение за ним рабочего места;
  • возможность использовать отпуск частями;
  • получение пособия в связи с уходом;
  • возможность возобновить работу на условиях неполной занятости с сохранением пособия;

О том, каким должно быть сокращение рабочего дня, чтобы сохранилось пособие, читайте здесь.

  • учет времени отпуска в стаже.

Какие пособия платят во время отпуска по уходу за ребенком в 2017–2018 годах?

За лицом, взявшим отпуск для ухода за ребенком, статья 256 ТК РФ закрепляет право получать на работе пособия, относящиеся к этому отпуску. В т. ч. пособия платятся и в случае работы с неполной занятостью. Причем неважно, где на таких условиях продолжает трудиться работник: там, где ему платят пособие, или в другом месте.

Виды и размеры пособий, предусмотренных статьей 256 ТК РФ (с комментариями 2017–2018 годов), следующие:

  • Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет (ст. 14 закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 № 81-ФЗ). Оно оценивается как 40% от среднего заработка работника, определенного за предшествующие отпуску 2 года. Однако существует верхний предел его размера, определяемый как сумма максимальных величин, с которых в каждом расчетном году производилась уплата взносов в ФСС, поделенная на 730 (п. 3.3 ст. 14 закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29.12.2006 № 255-ФЗ). Законодательно определена и минимальная величина пособия, подлежащая ежегодной индексации. На 2018 год пособие установлено в следующих размерах:
    • минимум при уходе за первым из детей — 3 142,33 руб.;
    • за вторым — 6 284,65 руб.;
    • максимум для служащих по контракту военных, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических, таможенных органов, а также лиц, уволенных в период отпуска по уходу, — 12 569,33 руб.

Эти показатели действуют с 01.02.2018 (постановление Правительства РФ от 26.01.2018 № 74).

Подробности см. здесь.

В случае прерывания отпуска и выхода на работу в полноценном режиме выплата пособия прекращается (письмо Минтруда РФ от 16.05.2013 № 13-7/3030623-2831).

  • Ежемесячная компенсация в сумме 50 руб. (указ Президента РФ от 30.05.1994 № 1110), выплачиваемая до достижения ребенком 3 лет и начисляемая с учетом районного коэффициента (постановление Правительства РФ от 03.11.1994 № 1206).
  • Установленные региональными законами доплаты, осуществляемые не реже 1 раза в квартал (ст. 16 закона № 81-ФЗ).

Таким образом, отпуск по уходу за ребенком, предусмотренный ст. 256 ТК РФ, с учетом комментариев относительно сроков выплаты пособий во время него, делится на 2 части:

  • до 1,5 лет, для которого обязательны выплаты всех видов установленных пособий, в т. ч. ежемесячного пособия по уходу;
  • от 1,5 до 3 лет, во время которого пособие по уходу не платится, но продолжает выплачиваться компенсация, установленная указом № 1110, а также доплаты, установленные в регионе (если в указанный период действует соответствующий региональный законодательный акт).

Исключение составляет пособие по уходу, оплачиваемое гражданам, пострадавшим от воздействия радиации во время катастрофы на ЧАЭС. Для них оно установлено в двойном размере и платится до исполнения ребенку 3 лет (постановление Правительства РФ от 16.07.2005 № 439, приказ Минздравсоцразвития РФ от 01.12.2008 № 692н).

С какими комментариями и оговорками применима ст. 256 ТК РФ (ч. 3) в 2017–2018 годах?

Ст. 256 Трудового кодекса РФ позволяет человеку, оформившему отпуск по уходу за ребенком, при наличии желания работать во время отпуска в режиме неполного рабочего времени. Работодатель должен предоставить такую возможность (письмо Роструда от 12.09.2013 № 697-6-1) и не может принудить работника отказаться от этой работы.

Вместе с тем нередки ситуации, когда работник не справляется с объемом работы, допускает ошибки или нарушает установленный для него режим труда (опаздывает или прогуливает), т. е. совершает дисциплинарные проступки. Можно ли применить к нему дисциплинарные взыскания?

ТК РФ не содержит запрета на это. Однако существуют 2 противоположные точки зрения относительно применения в качестве дисциплинарной меры увольнения:

  • оно допустимо (письмо Минтруда РФ от 10.09.2013 № 14-2/3045-623-4334);
  • оно противозаконно, т. к. работа осуществляется во время отпуска, а уволить работника в этот период (ст. 81 ТК РФ) нельзя (определение Приморского краевого суда от 03.05.2012 по делу №33-4035).

Таким образом, дисциплинарное взыскание в виде увольнения в период отпуска по уходу за ребенком с большой долей вероятности будет признано незаконным. Безопасными мерами дисциплинарного воздействия на таких работников следует считать:

Можно также повлиять на результаты труда через депремирование в связи с наличием у работника проступков дисциплинарного характера, если оно предусмотрено действующим у работодателя положением о премировании.

Подробнее о том, в каких случаях депремирование оказывается связанным с дисциплинарным проступком, читайте в материале «Какие в ТК РФ есть основания для лишения работника премии?».

В каких случаях работника можно уволить во время отпуска по уходу за ребенком?

Ст. 256 Трудового кодекса РФ декларирует обязанность сохранять на время отпуска по уходу за ребенком за работником рабочее место. Т. е. уволить его в обычной стандартной ситуации по инициативе работодателя нельзя.

Однако есть ситуации, когда увольнение, обусловленное инициативой работодателя, во время такого отпуска или до достижения ребенком возраста 3 лет все-таки происходит. К ним относятся (ст. 261 ТК РФ):

  • ликвидация (прекращение деятельности) работодателя;
  • завершение действия трудового договора, заключавшегося на определенный срок;
  • увольнение работника, досрочно вышедшего из отпуска по уходу за ребенком, в связи с грубыми нарушениями трудовой дисциплины (например, прогулом, кражей, разглашением тайны, аморальным поступком).

При этом нет ограничений на увольнение в этот период работника по собственной инициативе. Оно происходит в обычном порядке.

Подробнее о дисциплинарных проступках, считающихся грубыми, читайте в статье «Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение».

Женщины, уволенные или уволившиеся в период, когда у них есть право на получение пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, далее могут быть:

  • Трудоустроены до завершения периода выплаты пособия. Тогда его оплату продолжит новый работодатель согласно собственному расчету.
  • Не трудоустроены. Тогда пособие можно будет получать в органах соцзащиты. Но придется сделать выбор между 2 пособиями: по безработице и по уходу (п. 40 приказа Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 № 1012н).

Каких дополнений требует статья 256 ТК РФ в отношении стажа?

В РФ вопрос об учете отпуска по уходу за ребенком может оказаться значимым при расчете всех существующих видов стажа:

  • Общего трудового. С 2002 года он потерял значение как одно из определяющих условий для установления пенсии, но продолжает использоваться в одном из алгоритмов оценки пенсионных прав, заработанных по состоянию на 01.01.2002. В этом расчете берется весь отпуск (3 года) в отношении каждого из детей, но не более 9 лет.
  • Непрерывного. Его учет перестал быть обязательным с 2007 года, но остается востребованным в случаях установления его одним из критериев для принятия работодателем решения о премировании работника или специальной региональной комиссией для присвоения звания ветерана труда.

По продолжающим использоваться для оценки этого стажа правилам, утвержденным постановлением Совмина СССР от 13.04.1973 № 252, для женщин с детьми в возрасте до 14 лет (детьми-инвалидами — до 16 лет) увольнение не приводит к утрате непрерывности стажа при условии их трудоустройства до наступления у ребенка соответствующего возраста.

  • Страхового. С 2002 года он стал одним из главных критериев для установления пенсии, а с 2007 года — условием для определения процента, применяемого к фактически начисленной сумме пособия по болезни.

Для пенсии в страховой стаж в качестве нестрахового периода, учитываемого в нем, входят первые 1,5 года отпуска по уходу за ребенком, относящиеся к каждому из детей, в отношении которых у человека был оформлен этот отпуск, но не более 6 лет (подп. 3 п. 1 ст. 12 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Для целей расчета пособия по болезни отпуск по уходу за ребенком в страховой стаж не входит (п. 1.1 ст. 16 закона № 255-ФЗ).

Подробнее о формировании страхового стажа для пенсии читайте в статье «Какой стаж работы для начисления пенсии по старости?».

  • Льготного, дающего возможность досрочно оформить пенсию. В продолжительности стажа работы в особых условиях отпуск по уходу за ребенком не учитывается (ст. 256 Трудового кодекса). Но он играет свою роль при оценке величины необходимого для льготной пенсии страхового и общего трудового стажа.

Новости трудового законодательства

Минтруд России на своем официальном сайте 19.10.2018 разместил Комментарий Минтруда России о введении электронной трудовой книжки и кадрового документооборота в электронном виде.

Федеральный закон от 11.10.2018 № 360-ФЗ «О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации»

Президент России подписал Федеральный закон от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий»

Федеральный закон от 03.10.2018 № 352-ФЗ «О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации»

Федеральный закон от 03.10.2018 № 353-ФЗ «О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации»

Постановление Правительства РФ от 01.10.2018 N 1163 «О переносе выходных дней в 2019 году»

Напомним, что 6 сентября 2018 года Президент России внес на рассмотрение Государственной Думой РФ законопроект № 544570-7 «О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации (об установлении уголовной ответственности за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение лица по мотивам достижения им предпенсионного возраста)».
Менее месяца потребовалось Государственной Думе на принятие законопроекта, и 26.09.2018 документ был направлен в Совет Федерации.

Постановление Правительства РФ от 22.09.2018 N 1129 «Об утверждении Правил аккредитации частных агентств занятости на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»

Президент России внес на рассмотрение Государственной Думой РФ законопроект № 544570-7 «О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации (об установлении уголовной ответственности за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение лица по мотивам достижения им предпенсионного возраста)».

Минтруд России предложил для общественного обсуждения проект Федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части совершенствования механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права)» (ID проекта — 00/03-22750/01-15/28-13-4).

Минтруд России предложил для общественного обсуждения законопроект «О внесении изменения в часть третью статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации» (ID проекта — 02/04/07-18/00082492).

На сайте ФСС РФ обновлен список похищенных (утерянных) бланков листков нетрудоспособности за период с 01.07.2011 по 30.06.2018.

Изменения внесены федеральным законом от 03.08.2018 N 315-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в целях обеспечения участия представителей работников в заседаниях коллегиального органа управления организации»

Изменения внесены федеральным законом от 03.08.2018 N 304-ФЗ «О внесении изменения в статью 193 Трудового кодекса Российской Федерации».

Правительство РФ постановлением от 26.07.2018 N 873 утвердило изменения в типовую форму трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека проинформировала, какие условия должны быть организованы при работе на жаре как на открытой местности, так и в производственных и общественных помещениях без кондиционирования.

Минтруд России приказом от 31.05.2018 N 336н внес изменения в Правила по охране труда в строительстве, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 01.06.2015 N 336н.

Приказ Минтруда России от 12.07.2018 N 470н «О внесении изменений в приложения N 1 — 3 к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 декабря 2017 г. N 848н «О распределении по субъектам Российской Федерации утвержденных Правительством Российской Федерации на 2018 год квот на выдачу иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию на основании визы, разрешений на работу и приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности»

Приняты федеральные законы от 19.07.2018 N 215-ФЗ «О внесении изменения в статью 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» и от 19.07.2018 N 216-ФЗ и «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Увеличение срока замены банка, в который перечисляется зарплата

Минтруд России подготовил проект постановления Правительства РФ о переносе выходных дней в 2019 году.

Правительство РФ разработало новый законопроект – в КоАП РФ предлагается внести статью, которая позволит особо штрафовать организации за несоблюдение режима труда и отдыха работников-водителей.

Госдума РФ в первом чтении приняла изменения в Трудовой кодекс РФ.

Внесены изменения в ч. 9 ст. 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (изменения внёс Федеральный закон от 03.07.2018 N 188-ФЗ)

В Госдуму внесен законопроект о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ, который предусматривает запрет на увольнение работников, которые отправляются в армию или на альтернативную службу.

На рассмотрении в Госдуме РФ находится законопроект, включающий в ТК РФ новую статью – ст. 53.1 об участии представителей работников в заседаниях коллегиальных органов управления организаций

Государственной Думой РФ в первом чтении принят законопроект N 217278-7 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (о порядке предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска работникам, имеющим трех и более детей)».

Рекомендации по организации и проведению вводного инструктажа по гражданской обороне (утверждены МЧС России 05.06.2018 N 2-4-71-13-8)

Росстандарт на своем официальном сайте опубликовал текст Изменения № 1 ГОСТ Р 7.0.97—2016 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов. Изменение утверждено и введено в действие Приказом Росстандарта от 14.05.2018 № 244-ст

Минтруд России предложил для общественного обсуждения проект постановления Правительства РФ «Об установлении на 2019 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности» (ID проекта — 02/07/06-18/00081471).

Приказ Минтранса России от 03.05.2018 N 170 «О внесении изменений в Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденное приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20 августа 2004 г. N 15»

В Государственную Думу РФ внесен законопроект № 471874-7 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части обеспечения трудоустройства молодежи, окончившей средние профессиональные и высшие образовательные организации».

В Государственную Думу РФ внесен законопроект № 472915-7 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации». Предложено дополнить Трудовой кодекс РФ новой статьей, направленной на защиту трудовых прав беременных и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет.

Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения в целом по Российской Федерации, составила на 1 мая 2018 года 757,9 тыс. человек, что на 3,4% меньше, чем на 1 апреля 2018 года (784,8 тыс. человек).

Президент внес изменения в Указ от 09.05.2017 N 202 «Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года».

Минтруд России предложил для общественного обсуждения проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 г. № 225 «О трудовых книжках»» (ID проекта — 01/01/04-18/00080322) и проект Приказа «О Порядке ведения и хранения трудовых книжек» (ID проекта — 01/02/04-18/00080312).

Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части допуска к управлению транспортными средствами водителей при осуществлении ими предпринимательской или трудовой деятельности» (ID проекта — 02/04/07-17/00068393) был разработан Минтрансом России в июле 2017 года, и за это время уже прошел этапы независимой антикоррупционной экспертизы и публичного обсуждения. В настоящее время Минэкономразвития России подготовило заключение об оценке регулирующего воздействия на данный проект.

Трудовое законодательство, ТК РФ

Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:

  • организации труда и управлению трудом;
  • трудоустройству у данного работодателя;
  • подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников непосредственно у данного работодателя;
  • социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
  • участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;
  • материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;
  • государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • разрешению трудовых споров;
  • обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Трудовой кодекс Российской Федерации

(в редакции, действующей по состоянию на 10.01.2016)

Внесено изменение в статью 131 Трудового кодекса

Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменения в статью 131 Трудового кодекса Российской Федерации».

Федеральный закон принят Государственной Думой 24 января 2018 года, одобрен Советом Федерации 31 января 2018 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральным законом статья 131 Трудового кодекса Российской Федерации дополняется положением, в соответствии с которым в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, выплата заработной платы работникам может производиться в иностранной валюте.

Федеральный закон направлен на снятие требования по выплате заработной платы в валюте Российской Федерации (в рублях) находящимся за пределами территории Российской Федерации гражданам Российской Федерации в связи с выполнением ими за пределами территории Российской Федерации своих трудовых обязанностей по трудовым договорам, заключаемым с юридическими лицами – резидентами.

Изменения в трудовом законодательстве с 2018 года: МРОТ, проверки, индексация заработной платы, новые пособия и годовая отчетность о стаже

Какие изменения в трудовом законодательстве с 2018 году важны для кадровых работников? Изменится ли Трудовой кодекс РФ? Отменят ли трудовые книжки? Какие новые размеры пособий выплачивать в 2018 году? Потребуется проводить индексацию заработной платы всем работникам? Как будут проходить проверки Роструда в новом году? Как подготовиться к сдаче годового отчета СЗВ-СТАЖ? Приведем перечень основных изменений.

Заработная плата

МРОТ увеличили до 9489 рублей

Размер минимального размера оплаты труда (МРОТ) с 1 января 2018 года с 7800 рублей увеличен до 9489 рублей (Федеральный закон от 28 декабря 2017 года № 421-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения»). Эта сумма больше на 1 689 руб. (9489 руб. – 7800 руб.).

От нового МРОТ зависит расчет множества выплат, в том числе, пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет, а также многочисленных социальных выплат, величина которых привязана к минимальному размеру оплаты труда. См. «Размер МРОТ с 1 января 2018 года». В этой статье мы также расскажем о новых размерах выплат, рассчитанных из нового МРОТ.

МРОТ поэтапно приравняют к прожиточному минимуму

С 2018 года начнется поэтапное повышение МРОТ до прожиточного минимума.

Прожиточный минимум – минимальный уровень дохода, который считается необходимым для обеспечения определённого уровня жизни в России. Это стоимость условной потребительской корзины.

Величина прожиточного минимума как правило устанавливается по результатам прошедшего периода, поэтому используется формулировка «за квартал». За II квартал 2017 года величина прожиточного минимума в целом по России установлена в следующих размерах: на душу населения 10 329 рублей, для трудоспособного населения — 11 163 рубля, пенсионеров — 8506 рублей, детей — 10 160 рублей.

Планируется произвести повышение МРОТ в два этапа:

  • с 1 января 2018 года;
  • с 1 января 2019 года.

В результате, с 1 января 2019 года МРОТ приравнивают к прожиточному минимуму. Причем будут брать значение на второй квартал предыдущего года.

С 1 января 2018 года минимальный размер оплаты труда вырастет до 9489 рублей — это 85 процентов от прожиточного минимума трудоспособного населения за II квартал 2017 года. Ста процентов он достигнет с 1 января 2019 года. Ожидается, что в 2019 году МРОТ составит 11 598 рублей, в 2020 году — 11 946 рублей. Таким образом, МРОТ за 2018—2020 годы повысится на 53 процента.

С 1 января 2018 года нужно повысить заработную плату

ТК РФ устанавливает гарантированный зарплатный минимум, на который вправе претендовать работник. В соответствии со ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период положенную норму рабочего времени, не может быть ниже МРОТ

С 1 января 2018 года МРОТ будет повышен до 85% от прожиточного минимума и составит 9 489 рублей в месяц. Соответственно, с 1 января 2018 года работодатель, уплачивающий своим сотрудникам минимальную зарплату, обязан ее повысить до новых значений.

Иногда работодатель также не обязан придерживаться МРОТ. Это, например, работа в условиях неполного рабочего дня (ст. 93 ТК РФ) и работа по совместительству (ст. 284 ТК РФ). В отношении таких работников работодатель не обязан оформлять никаких дополнительных соглашений в связи с повышением МРОТ.

Во всех других случаях, которые прямо не указаны в ТК РФ, работодатели не могут платить своим работникам зарплату ниже МРОТ. В противном случае их могут привлечь к ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ. Штраф за выплату зарплаты ниже МРОТ для юридических лиц составляет от 30 000 до 50 000 рублей. Повторное нарушение повысит штраф до 70 000 рублей.

Индексация заработной платы с 2018 года: обязательно или нет?

Многие кадровики слышали, что с 2018 года работодателей обяжут ежегодно индексировать заработную плату своих работников. Правда ли это?

В Госудуме, действительно, находится законопроект, предусматривающий индексацию заработка одни раз в год в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Величина индексации должна быть не ниже уровня инфляции в конкретном регионе. Однако этот законопроект пока не одобрен.

Однако, несмотря на это, по Трудовому кодексу РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы уже включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения индексируют зарплату в порядке, который установлен трудовым законодательством. Правительство запланировало проиндексировать заработную плату работников федеральных государственных учреждений на 4 процента: в 2018 году — с 1 января, в 2019 и 2020 годах — с 1 октября. Средства в федеральном бюджете предусмотрены.

При этом коммерческие компании и ИП индексируют зарплату на основании коллективных договоров, соглашений, локальных нормативных актов. Если в таких документах ничего про обязательную индексацию с 2018 года не сказано, что индексировать заработок работодатель не обязан.

Имейте в виду, что Конституционный Суд РФ в Определении от 19.11.2015 № 2618-О отметил, что ТК РФ не позволяет работодателю, не относящемуся к бюджетной сфере, уклоняться от индексации зарплаты. Индексация направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания зарплаты, ее покупательной способности. По своей правовой природе индексация представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников и должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору. Таким образом, работодателю не стоит уклоняться от повышения заработной платы.

При этом законодательство не устанавливает точной величины индексации. Поэтому установление размера индексации производится по усмотрению самого работодателя с учетом мнения профсоюза. Применять официальный уровень инфляции работодатель не обязан.

Индексация бюджетникам с 1 января 2018 года

Распоряжением Правительства РФ от 06.12.2017 №2716-р предусмотрено повышение заработной платы бюджетникам. Согласно распоряжению, с 1 января 2018 года на 4% будет повышена оплата труда работников бюджетного сектора экономики, занятых в учреждениях федерального подчинения.

Это повышение распространяется на все федеральные учреждения – автономные, бюджетные и казенные. К таким учреждениям отнят, в том числе учреждения социальной сферы и науки, лесного хозяйства, гидрометеорологической службы, ветеринарии, службы занятости и другие.

Специальная оценка условий труда

Работодатели должны завершить спецоценку условий труда до конца 2018 года. Согласно части 6 статьи 27 Федерального закона от 28.12.13 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», все работодатели должны в первоочередном порядке провести спецоценку на рабочих местах с опасными и вредными производственными факторами. На всех прочих рабочих местах, в том числе офисных, разрешено проводить спецоценку поэтапно. При этом последний этап необходимо завершить не позднее 31 декабря 2018 года. Таким образом, все компании и ИП, нанявшие сотрудников, обязаны в 2018 году провести спецоценку, и по ее итогам указать в трудовых договорах класс условий труда

С 2018 года трудовые инспекторы начнут приходить на проверки с листами-опросниками

С 1 января 2018 года проверочные листы будут применяться при плановых проверках работодателей. В опросниках приводится закрытый перечень вопросов для компании. Заметим, что сначала новые правила коснутся только компаний, которым Роструд присвоил умеренный класс риска. А с 1 июля 2018 года этот порядок распространят на всех работодателей. Основание: Постановление Правительства РФ от 08.09.2017 № 1084.Ознакомиться с вопросами и понять, что именно интересует проверяющих, может каждый. А пройти виртуальную проверку и понять свои слабые места позволит «Электронный инспектор» на сайте онлайн-инспекция.рф (приказ Роструда от 10.11.2017 № 655).

С 1 марта 2017 года при проверках применяется риск-ориентированный подход (Постановление Правительства РФ от 16.02.2017 N 197). Все работодатели (организации и ИП) отнесены по основному виду деятельности к категориям риска в зависимости от показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда.

Категорий риска существует всего пять:

  • высокий риск – если показатель потенциального риска составляет 1 и более;
  • значительный риск – если показатель потенциального риска составляет от 0,99 до 0,75;
  • средний риск – если показатель потенциального риска составляет от 0,74 до 0,5;
  • умеренный риск – если показатель потенциального риска составляет от 0,49 до 0,25;
  • низкий риск – если показатель потенциального риска составляет менее 0,24.

Решения о присвоении деятельности работодателей категории риска принимают должностные лица Роструда. Если решение о присвоении работодателю категории риска не вынесено, он считается отнесенным к категории низкого риска и плановые проверки в отношении его не проводят. По запросу работодателя Роструд должен предоставлять информацию о присвоенной его деятельности категории риска, а также использованные для этого сведения. А работодателям предоставлено право обжаловать решение о присвоенной им категории риска.

Вопрос о внесении изменений в «Раздел X. Охрана труда Трудового кодекса РФ» обсужден на совещании в ООР «РСПП»

05 июля 2018 года в РСПП Управляющий директор Управления рынка труда и социального партнерства РСПП М.В. Москвина провела совещание по обсуждению проекта федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части совершенствования механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права)».

В совещании приняли участие представители Минтруда России: Заместитель Министра труда и соцзащиты РФ, Г.Г. Лекарев, Директор Департамента условий и охраны труда Минтруда России В.А. Корж, представители объединений работодателей, эксперты и члены рабочей группы РТК по охране труда, промышленной и экологической безопасности.

М.В. Москвина открыла совещание, обратив внимание участников на тот факт, что обсуждение наиболее значимых изменений законодательства в сфере охраны труда традиционно происходит с участием представителей Минтруда России, что положительно сказывается на результатах обсуждения.

Г.Г. Лекарев пояснил, что цель разработки законопроекта – это сформировать превентивно-профилактическую модель управления охраной труда, которая могла бы предотвращать предпосылки, риски и опасности наступления травматизма.

В ходе совещания были подробно рассмотрены и обсуждены замечания и предложения стороны работодателей в части исключения дублирования в сфере охраны труда (Роструд, Роспотребнадзор, Ростехнадзор), приведения терминов и определений к мировым стандартам, законодательству о специальной оценке условий труда, совершенствования контрольно-надзорной деятельности и проведения обязательных медосмотров работников, а также ряд других.

Участники совещания обратили внимание представителей Минтруда России на тот факт, что в законопроекте недостаточно прослеживается ключевой принцип современного подхода к управлению профессиональными рисками – максимизация эффективности мер управления при заведомо ограниченных ресурсах. Для этой цели риски, связанные с каждой выявленной опасностью, должны быть проранжированы, и затем, в зависимости от приоритета риска, по ним должны быть разработаны мероприятия по снижению (исключению), только при таких условиях управление рисками начнет активно внедряться в систему управления охраной труда российских компаний, а не превратится в формализованную процедуру, существующую только «для галочки».

В.А. Корж пояснил, что вопросы, связанные с выявлением опасностей, ранжированием рисков, будут изложены в подзаконных актах, разработка которых предусматривается законопроектом, касающимся методических рекомендаций по выявлению опасностей и методических рекомендаций по выбору метода оценки профессионального риска. Форма данных документов (рекомендаций) в полной мере соответствует одной из главных задач законопроекта – уходу от жесткого регулирования и введению большей гибкости в установлении мер безопасности.

В дискуссии по обсуждению законопроекта принимали активное участие представители ПАО «Мечел», Объединения РаЭл, РСПП, АО «СУЭК», ОООР «Союз работодателей атомной промышленности, энергетики и науки», ОООР «Ассоциация промышленников горно-металлургического комплекса России», Ассоциации «СИЗ».

В ходе обсуждения стороной работодателей были отмечены риски работодателей, связанные с административной и финансовой нагрузкой на бизнес, риски невозможности исполнения ряда требований законопроекта.

В процессе обсуждения замечаний и предложений стороны работодателей, большая часть которых была поддержана Минтрудом России, было решено, что они найдут отражение в новой редакции законопроекта и подзаконных актах, разрабатываемых Минтрудом России.

От Объединения РаЭл в совещании приняла участие руководитель Дирекции по регулированию вопросов охраны труда в электроэнергетике В.А. Анкудинова.