Гражданство рф курсовая конституционное право

Конспекты юриста

Гражданство

План курсовой работы

1. Понятие и принципы гражданства РФ.

  • 1.1. Понятие гражданства.
  • 1.2. Принципы гражданства.

2. Гражданство РФ.

  • 2.1. Основания и порядок приобретения гражданства РФ.
  • 2.2. Восстановление, подтверждение, отказ в гражданстве.
  • 2.3. Двойное гражданство.

Список использованной литературы.

Жители каждой современной страны неоднородны. В его структуре выделяются разные категории в зависимости от пола, возраста, национальности, вероисповедания, места жительства, профессиональной принадлежности. Для того чтобы обнаружить отличия, связанные с объемом прав и обязанностей, нужно определить характер взаимоотношений с государством всех этих групп, и кроме того обратиться к понятию гражданства.

Гражданство считается одним из базовых правовых институтов современного общества. Гражданство Российской Федерации представляет из себя устойчивую правовую связь человека с Россией, которая выражается в совокупности взаимных прав и обязанностей гражданина и государства.

Наличие у человека российского гражданства дает ему возможность воспользоваться всей совокупностью прав и свобод, имеющихся у граждан Российской Федерации, соблюдение и охрана которых является обязанностью государства. Россия должна гарантировать своему гражданину покровительство и защиту за пределами страны. Хотя, факт наличия у человека гражданства Российской Федерации, прикладывает на него определенные, прямые обязанности, распространяющиеся только лишь на граждан Российской Федерации, которые следует непременно соблюдать и исполнять.

Во всех сферах взаимоотношений, регулируемых правом, человек и гражданин выступает как субъект надлежащих прав, свобод и обязанностей, которые определены нормами конкретной отрасли. Всеми отраслями права учтены и условия его участия в виде субъекта тех и других видов правоотношений, при реализации им собственной правоспособности.

Гражданство считается одним из основных элементов правового положения человека. Основы правового статуса играют главную, решающую роль в определении положения.

Актуальность работы состоит в том, что собственно гражданство – один из главных элементов правового статуса лица, качественный определитель принципиальных начал отношений государства и личности, то единое, основное условие, которое нужно будет для распространения на него всего объема прав, свобод и обязанностей, признаваемых за гражданином, а также для защиты его государством, где бы это лицо ни находилось. Обладание гражданством считается всеобщим, универсальным условием абсолютной правосубъектности лица.

Цель работы состоит в углубленном изучении и закреплении знаний о гражданстве РФ.

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

  • 1. Изучить понятие и принцип гражданства Российской Федерации;
  • 2. Раскрыть порядок приобретения гражданства Российской Федерации;
  • 3. Рассмотреть способы восстановления, подтверждения, отказ и двойного гражданства в Российской Федерации.

Объектом исследования является законодательные и конституционно-правовые положения о статусе личности.

Предметом исследования данной работы является конституционные положения о гражданстве.

Курсовая работа состоит из оглавления, введения, из двух глав, заключения и из спизка использованной литературы. Каждые главы имеют по две подглавы. Для написания курсовой работы использовались различные учебники по конституционному праву, единые программные курсы конституционного права Российской Федерации и различные нормативные акты о гражданстве.

Гражданство РФ понятие и принципы

Главная > Курсовая работа >Государство и право

Глава 1. Понятие гражданства РФ………………………………………….4

Развитие законодательства о гражданстве РФ……………………. 8

Принципы гражданства РФ………………………………………….12

Глава 2. Основания и порядок приобретения и прекращения

2.1. Порядок приобретения гражданства РФ……………………………20

2.2. Прекращение гражданства РФ………………………………………29

2.3. Порядок изменения гражданства детей…………………………….31

2.4. Порядок решения дел о гражданстве……………………………….34

Без лишнего преувеличения можно сказать, что для жителей России, а равно и для миллионов людей, проживающих в соседних независимых государствах и за пределами бывшего СССР, принятый закон «О Гражданстве РФ» имеет огромное значение, так как этот документ является основным регулятором норм гражданства. Значимость гражданства для определения правового положения индивида заключается в том, что только граждане обладают полным объемом прав и свобод и более высоким уровнем их защиты государством, включая право на дипломатическую защиту. Взамен государство вправе потребовать от граждан выполнения некоторых обязанностей. Гражданство дает возможность личности принимать активное участие в политической жизни государства, поскольку именно институт гражданства наделяет ее избирательными и другими политическими правами, давая возможность участвовать в формировании органов государственной власти.

Данная тема весьма актуальна. Ее актуальность продиктована важными факторами, среди которых:

Содержание понятия «гражданство» менялось во времени. Российский ученый Н.О. Куплеваский считал подданство или гражданство постоянной связью отдельного лица с государством (страной, правительством), основанной на обязанности человека подчиниться государству и быть ему верным, т.е. обязанным способствовать повышению благосостояния государства. 1

В.М. Гессен в работе «Подданство, его установление и прекращение» считал, что быть гражданином – значит иметь права и нести обязанности по отношению к государству. 2

До вступления на престол Александра I (1777 – 1825 гг.) в России приносили присягу в том, чтобы быть верным, добрым и послушным рабом и подданным. Нередко подданство в те времена рассматривалось как частноправовой институт рабства. Слово подданный происходит от слова «дань», а слово гражданин – от слова «горожанин». Ж.-Ж. Руссо определял гражданство как выражение сочленства лиц в государстве. В настоящее время термин «подданный» используется в монархических государствах, но по своему содержанию он соответствует содержанию современного понятия гражданства. Согласно ст. 1 Конвенции, регулирующей вопросы, связанные с коллизией законов о гражданстве, каждое государство само определяет в соответствии со своим законодательством, кто является его гражданином. Все современные государства являются государствами национальными, считают многие государствоведы в мире. В национальном государстве люди считаются гражданами. Принадлежность к нации люди определяют как общий набор символов, верований, традиций, которые обеспечивают индивиду причастность к единой социальной общности. Таким образом, люди ощущают чувство гордости от принадлежности к англичанам, немцам, французам, американцам, русским. Гражданство – это связь человека с государством, не основанная на этнической принадлежности. Все граждане России являются россиянами или русскими с разными этническими корнями.

Цель настоящей работы – определить понятие гражданства, рассмотреть основные принципы российского гражданства как института гражданства в целом, а также основания и порядок приобретения и прекращения гражданства РФ.

Исходя из цели, автор ставит перед собой следующие задачи:

Изучить литературу и нормативно – правовые акты по данной теме

Рассмотреть понятие гражданства и его принципы;

Рассмотреть основания и порядок приобретения и прекращения гражданства РФ;

В заключении сделать выводы.

Глава 1. Понятие гражданства РФ

Понятие гражданства сформулировано в статье 3 Федерального закона от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве РФ». Оно определяется как устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. 3

Гражданство обеспечивает личности, которая его имеет защиту существующих прав и свобод. Как правило, большая часть населения каждой страны автоматически приобретает гражданство в силу рождения на территории своей страны и не испытывает потребности его изменить на протяжении всей своей жизни. Вместе с тем, на территории земного шара постоянно имеют место определенные миграционные потоки – перемещения больших групп людей из одной страны в другую, связанные с ростом международных экономических связей, а также вызванные локальными национальными конфликтами и войнами. Такие передвижения — индивидуальные и групповые, весьма распространенные в РФ, а также браки, заключаемые между гражданами различных государств, постоянно порождают проблемы приобретения и изменения гражданства.

Обладание российским гражданством либо отсутствие такового предполагает наличие у конкретного индивида того или иного объема прав, свобод и обязанностей. Проживающие на территории России лица, не обладающие российским гражданством, преимущественно имеют права и свободы, присущие им от природы (права человека), но не имеют большинства политических, многих социально – экономических прав и свобод. 4

Конституция РФ, различая права человека и права гражданина, наделяет гражданина РФ не только естественными, данными человеку от рождения правами и свободами (основными правами человека), но и правами, вытекающими из его устойчивой правовой связи с Российской Федерацией (основными правами собственно российских граждан). То же самое касается закрепления за гражданами РФ дополнительных обязанностей (например, обязанности военной службы Отечеству).

Е.И. Колюшин считает, что понятие «российское гражданство» имеет триединое смысловое значение: взаимоотношение гражданина с РФ, конституционное право гражданина РФ, составляющая конституционного строя РФ. Ученый не разделяет существующую характеристику гражданства только как совокупность взаимных прав и обязанностей гражданина и государства, поскольку такая «перечислительная» трактовка (это – можно, это – должно, это – нельзя) принижает правовой статус гражданина как личности.

Обосновывая триединое смысловое значение термина «российское гражданство», Е.И. Колюшин отмечает, что гражданин России беспрепятственно пользуется законодательно предоставленными ему правами и свободами, одновременно находясь под защитой государства, как на территории РФ, так и за ее пределами. 5

Основной составляющей правовой связи лица с Российской Федерацией является необходимость постоянного проживания на территории страны. Подтверждением такого утверждения является наличие условия постоянного проживания в правовых нормах, определяющих статус «российское гражданство». Автор считает, что постоянное проживание на территории государства должно являться основой всех известных определений гражданства.

Н.В. Витрук считает гражданство совокупностью объективных и субъективных прав, определяя первую составляющую гражданства как институт права и законодательства, а вторую составляющую – как законодательно установленную процедуру по определению принадлежности лица к определенному государству.

Высказывая свое мнение, автор выделяет самостоятельность признания государством факта принадлежности лица к нему и последующее возникновение обязанности государства по защите такой принадлежности. Н.В. Витрук не согласен с теоретиками юриспруденции, которые представляют гражданство как систему взаимосвязанных прав и обязанностей государства и лица.

«Гражданство, — указывает он, — отлично от правового статуса личности и других правовых последствий, предпосылкой которых выступает. Однако самостоятельность указанных явлений нельзя преувеличивать. Это – самостоятельность неразрывно связанных явлений. Именно в органической связи гражданства и правового статуса личности кроется причина того, что многие ученые раскрывают содержание гражданства через систему прав, свобод и обязанностей личности, обладающей этим гражданством. По нашему мнению, с гражданством прямо и непосредственно связаны как правовой статус личности, так и юрисдикция, включающая юридическую ответственность лица перед государством и юридическую защиту со стороны последнего. Гражданство служит тем юридическим основанием, в силу которого лицо обладает в полном объеме всеми правами и свободами, выполняет обязанности, установленные конституцией и другими законами, отвечает за их нарушения, а также пользуется защитой государства, где бы это лицо ни находилось, в том числе и за пределами государства, гражданином которого оно является». 6

Гражданство – правовое, а не фактическое состояние. Отношения гражданства не связаны напрямую с фактом проживания человека в стране. Немало граждан России проживают за границей, а население России включает не только граждан, но и постоянно пребывающих на её территории иностранных граждан и лиц без гражданства. Все эти категории лиц составляют население страны, понятие которого характеризуется не как правовое, а как демографическое.

Гражданином государства лицо является не в силу проживания на его территории, а вследствие существующих между лицом и государством особых связей, составляющих содержание гражданства. Эти связи основаны на юридическом оформлении отношений государства. Государство в законе устанавливает основания, по которым то или иное лицо признается его гражданином, основания приобретения и прекращения гражданства, порядок решения этих вопросов.

Гражданство каждого индивидуального человека юридически оформляется документами. Ими являются паспорт гражданина РФ, свидетельство о рождении, иной документ, содержащий указание на гражданство. Государство регистрирует такие акты гражданского состояния как рождение и смерть гражданина. Устойчивость отношений гражданства заключается в их постоянном характере: они длятся обычно от рождения до смерти гражданина, для них установлен особый порядок прекращения, не допускающий расторжения их гражданином в одностороннем порядке. Прекращение отношений гражданства по ходатайству гражданина требует согласия государства, оформляемого в соответствующем индивидуальном акте уполномоченного на то органа. По инициативе государства в настоящее время они вообще не могут быть расторгнуты. 7

Гражданство Российской Федерации понятие, принципы, основание приобретения и прекращения

Главная > Курсовая работа >Государство и право

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Удмуртский государственный университет »

Институт права, социального управления и безопасности

Кафедра теории и истории государства и права

по Конституционному праву РФ

на тему: Гражданство Российской Федерации: понятие, принципы, основание приобретения и прекращения.

Студент: Прокопьева Л.В. гр. 2009-0211СВ Специальность: «Юриспруденция», 2 курс, заочная форма обучения

1. Общие положения по гражданству Российской Федерации

1.1. Понятие, основные принципы гражданства 4

1.2. Основания, порядок приобретения гражданства 9

1.3. Основания, порядок прекращения гражданства 13

1.4. Гражданство детей, родителей, опекунов. Изменение гражданства детей 15

1.5. Особый институт двойного гражданства 17

2. Правовое регулирование решения дел о гражданстве Р.Ф.

2.1. Порядок решения дел о гражданстве 21

2.2. Государственные органы Р.Ф., ведающие делами о гражданстве 22

Список литературы 28

В настоящее время в нашей стране формируется гражданское общество, основанное на свободе народа, и новое государство, признающее приоритет прав человека. В связи с этим важным на сегодняшний день являются вопросы гражданства Российской Федерации, не ущемляющие права человека, а защищающие.

Согласно закону «О гражданстве Российской Федерации» 1 , гражданство – устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Вопросы гражданства Российской Федерации регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, ФЗ «О гражданстве РФ», а также принимаемыми в соответствии с ними другими нормативными и правовыми актами Российской Федерации.

В своей совокупности граждане Российской Федерации составляют народ, но на территории государства могут проживать иностранные граждане и лица без гражданства, которые имеют иное правовое положение по сравнению с гражданами этого государства. Лишь граждане Российской Федерации в полном объеме пользуются правами и несут обязанности, но это, конечно, не означает, что иностранцы и лица без гражданства бесправны.

В данной курсовой работе мы рассмотрим понятия, основные принципы и сущность гражданства, порядок решения дел о гражданстве, отметим государственные органы, ведающие делами о гражданстве, порядок приобретения и прекращения гражданства.

Общие положения по гражданству Российской федерации

Согласно Конституции Российской Федерации: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и зашита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» 1 . Основы правового статуса человека и гражданина отражают, прежде всего, взаимоотношения государства и личности, и это включает в себя принадлежность к гражданству и регулирование отношений по поводу него. Действующая Конституция закрепляет право на гражданство, закрепляет порядок, согласно которому гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с Федеральным Законом. Таким законом в настоящее время является Федеральный Закон Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года, с изменениями от 28 июня 2009 года.

Понятие, основные принципы гражданства

«Гражданство – один из ключевых политико-правовых институтов демократического государства, неотъемлемая связь основ его конституционного строя» 2 .

Значение и ценность гражданства подчеркивается в ряде статей Конституции Российской Федерации. В первую очередь это статьи: 6, 61, 62, 63.

Под гражданством, как трактует М.В. Баглай в учебнике «Конституционное право Российской Федерации» 3 , понимается правовая принадлежность лица к данному государству, т.е. признание государством этого лица в качестве полноправного субъекта конституционно-правовых отношений. Состояние гражданства создает права и обязанности для лица не только на территории своего государства, но и за рубежом.

С этим связана ответственность гражданина, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Это означает отказ от прежней тоталитарной формулировки понятия гражданства как принадлежности лица государству. Такое определение отличается от того, которое существовало в Законе о гражданстве СССР 1990 г. (оно характеризовало гражданство как политико-правовую связь лица с государством).

«Обладание гражданством – предпосылка полного распространения на данное лицо всех прав и свобод, признаваемых законом, защиты лица государством и не только внутри страны, но и за ее пределами» 1 .

Для подавляющего большинства людей в каждой стране установление гражданства не представляет чего-то сложного, так как они являются гражданами данного государства с самого рождения и сохраняют это правовое состояние на протяжении всей жизни. И все же по ряду причин, и прежде всего вследствие межнациональных конфликтов и растущей интернационализации экономики, возникают различные миграционные потоки, т.е. перемещение больших групп людей из одной страны в другую. Такие передвижения, являющиеся как индивидуальными, так и групповыми, распространенные и в Российской Федерации, а также и браки, заключаемые между гражданами различных государств, постоянно порождают проблемы приобретения и изменения гражданства.

Значительная часть практических вопросов, связанных с определением гражданства, разрешается с помощью международного права (по соглашениям, заключаемым между государствами.)

Гражданство это правовое, а не фактическое состояние: гражданин сохраняет связи с государством и тогда когда он находится за пределами страны или просто проживает за рубежом. Что касается граждан других государств, то они могут постоянно проживать в России, но они не связанны с ней отношениями гражданства. Иностранные граждане, лица без гражданства, лица, родившиеся на территории данного государства, могут стать его гражданами, если они удовлетворяют определенным требованиям. Такие требования в разных государствах не одинаковы.

Наряду с обычным состоянием гражданства в России возможно почетное гражданство. Оно может быть предоставлено только лицу, не являющемуся гражданином РФ, за выдающиеся заслуги перед Россией и мировым сообществом. Российский гражданин может приобрести гражданство и иного государства и одновременно иметь два и более гражданства – двойное и множественное гражданство. Такая ситуация может сложиться как автоматически (при вступлении в брак с иностранцем), так и по желанию гражданина. Однако это не означает, что в России такой гражданин будет признан лицом с двойным или множественным гражданством.

Конституция и Закон о гражданстве устанавливает, прежде всего, те общие принципы, которые определяют сущностные черты отношений гражданства. Среди них надо выделить следующие:

1. Гражданство РФ является единым. В силу федеративного устройства этот принцип важнейший и закрепляется в Конституции (ст.6).

2. Гражданство в РФ является равным независимо от оснований приобретения. Законодательством не предусмотрены какие-либо отличия и особенности в правовом статусе лиц, ставших гражданами РФ по различным основаниям: по рождению, в связи с принятием в гражданство, восстановлением в гражданстве, усыновлением и т.д. Не имеет правового значения и время приобретения гражданства.

3. Гражданство РФ имеет свободный характер. Это означает, что гражданин РФ вправе изменить свое гражданство, выйдя из российского гражданства. Право на выход связано с тем, что гражданство – это не принадлежность лица государству, а двусторонняя связь, что предполагает расторжение ее по взаимному согласию.

4. Гражданство РФ экстерриториально, то есть проживание гражданина за пределами РФ не прекращает его гражданства. Российский гражданин вправе жить в том месте, которое он избирает.

5. Гражданство РФ неотъемлемо. Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства. Этот принцип является новым в законодательстве о гражданстве. Лишение — это расторжение гражданских связей по инициативе государства, в одностороннем порядке, не предусматривающее в качестве условия согласие гражданина. Раньше это широко применялось.

6. В основе изменения гражданства РФ лежит волеизъявление лица. Автоматический характер приобретения или утраты гражданства исключается.

7. Российское гражданство, как и гражданство других стран, предполагает, с одной стороны, защиту и покровительство государства на его территории и за его пределами, с другой – обязанности гражданина по отношению к государству. Гражданам могут предоставляться более благоприятные условия, социальные пособия со стороны государства, льготы которых не имеют иностранцы и лица без гражданства.

Россия поощряет приобретение гражданства лицами без гражданства проживающими на территории РФ, но при этом необходимо доказать факт безгражданства, как и иностранное гражданство.

В Российской Федерации основополагающие принципы гражданства относятся к числу основ конституционного строя. 1 Гражданство является единым и равным независимо от оснований приобретения. Гражданин не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

В главе « Права и свободы человека и гражданина» содержатся еще две важные гарантии гражданства» (ст.61). Во-первых, гражданин России не может быть выслан за пределы Российской Федерации или же выдан другому государству. За преступления, совершенные российским гражданином за пределами своей страны, он подлежит уголовной ответственности по ее законам (если деяния, совершенные за границей, в России также считаются преступлениями). Однако административную ответственность (например, штраф за нарушение правил общественного порядка), гражданин может нести и за границей.

Во-вторых, Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

Из приведенных гарантий заключается, что теперь не может быть и речи о высылке нежелательного для властей гражданина, как это не раз бывало раньше. Никакие органы теперь не вправе не принять в страну ее гражданина, находящегося за рубежом и желающего вернуться на Родину.

Невыдача гражданина России, совершившего преступление на территории и по законам другого государства, не означает, что данное лицо освобождается от ответственности. Исходя из международных договоров о правовой помощи, Российская Федерация обязана судить такое лицо по своим законам и информировать об этом заинтересованную сторону. Относительно выдачи (экстрадиции) иностранного гражданина его государству вопрос решается при наличии договора между двумя государствами или по решению компетентных российских органов как проявление доброй воли.

Федеральным законом, регулирующим вопросы гражданства в Российской Федерации, является ФЗ « О гражданстве РФ» (в ред. от 28.06.2009), статья 4 которого указывает на то, что принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Кроме того, принят ряд и других законов и договоров, регулирующих вопросы гражданства в Российской Федерации. Так, Договором о создании Союзного государства России и Белоруссии от 8 декабря 1999г. установлено, что граждане этих государств являются одновременно гражданами Союзного государства (ст.14) 1

Российская Федерация способствует сокращению без гражданства, поощряя приобретение гражданства лицами, не имеющими никакого гражданства. В этом отношении она следует Конвенции о сокращении безгражданства 1961г. 2 , принятой в соответствии с Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН. В этой Конвенции содержится рекомендация государствам предоставлять гражданство апатридам и лицам, проживающим на территории государства, если они не были осуждены за совершение тяжких преступлений.

Закон о гражданстве в полном объеме регулирует вопросы приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации. Закон также устанавливает порядок исполнения и обжалования решений по делам о гражданстве.

Курсовая работа

по курсу: Конституционного права

тема: Порядок приобретения гражданства РФ

студент 2 курса МИУ

Симоненко Виталий Васильевич

Овчинников Алексей Анатольевич

Глава 1. Гражданство как особый правовой статус 6

1.1. Понятие гражданства Российской Федерации 6

1.2. Правовое регулирование гражданства Российской Федерации 11

Глава 2. Способы приобретения гражданства Российской Федерации 14

2.1. Приобретение гражданства Российской Федерации по рождению 14

2.2. Прием в гражданство Российской Федерации 15

2.3. Восстановление в гражданстве Российской Федерации 17

2.4. Приобретение гражданства Российской Федерации по иным основаниям 18

Глава 3. Прекращение гражданства Российской Федерации 22

Список использованных источников и литературы 27

В современной Российской Федерации провозглашен демократический политический режим, что означает не только право граждан на участие в управлении государством, но и широкую систему прав и свобод, принадлежащих человеку и гражданину, гарантии их реализации 1 .

Конституция Российской Федерации установила основные принципы гражданства, в соответствии с которыми права и обязанности гражданина являются едиными по своему объему, равными вне зависимости от оснований приобретения гражданства, наложен запрет на лишение гражданства (в том числе, в качестве кумулятивной санкции за совершение политических преступлений), подтверждено право граждан на множественное и двойное гражданство.

Современное государство характеризуется не только с точки зрения содержания внутригосударственных норм, но и степенью их соответствия ратифицированным общепризнанным принципам международного права.

Всеобщая декларация прав человека 1948 г. провозгласила право каждого человека на гражданство, в том числе право изменения гражданства и запрет лишения гражданства. Таким образом, действующие конституционно-правовые нормы существуют в установленном международно-правовом поле.

В связи с происходящими в современном мире процессами глобализации, открытием границ, свободой передвижения, потоком мигрантов, свободой брачных союзов вне зависимости от гражданства лиц, вступающих в брак вопросы приобретения гражданства носят насущный характер, приобретают новые черты, которые нуждаются в изучении.

Так как Российская Федерация по форме территориального устройства представляет собой федерацию, ее субъекты имеют определенную долю самостоятельности. Но вопросы гражданства отнесены к исключительной компетенции федерации, т.к. гражданство непосредственно влияет на объем прав и обязанностей граждан, преимущественно на политические и социальные права, которые имеют непосредственное значение для сферы государственного управления.

Наиболее острой проблемой института гражданства в современном российском государстве остается вопрос приобретения статуса граждан России лицами, родившимися и проживавшими на территории бывшего СССР. Далеко не все нормы законов о гражданстве 1991 и 2002 годов просты в применении по отношению к данному кругу лиц.

Таким образом, обозначенная актуальность обусловила цель исследования: проанализировать основные пути приобретения гражданства Российской Федерации. Поставленная цель определила необходимость решения следующих задач:

выделить понятие «гражданство Российской Федерации» как особый правовой статус;

охарактеризовать основные принципы гражданства Российской Федерации;

проанализировать основания и способы приобретения гражданства Российской Федерации.

Таким образом, объектом настоящего курсового исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере приобретения гражданства Российской Федерации. Следовательно, предмет исследования составили правовые нормы международного и российского законодательства, регулирующих институт гражданства как элемент конституционно-правового статуса человека.

Вопросы гражданства рассматривались большим количеством исследователей, анализ данного правового института можно найти в работах С.А. Авакьяна, М.В. Баглая, Н.В. Витрука, Б.Н. Габричидзе, Л.Д. Воеводина, Ю.А. Дмитриева, В.Я. Кикотя, Е.И. Козловой, С.А. Комарова, В.М. Курицына, О.Е. Кутафина, Е.А. Лукашевой, С.С. Маилян, В.П. Малахова, Г.В. Мальцева, О.О. Миронова, Н.А. Михалевой, А.В. Мицкевич, А.С. Прудникова, В.Д. Самойлова, Б.А. Страшуна, Б.Н. Топорнина, В.Е. Чиркина, Б.С. Эбзеева и др.

Для выполнения определенных задач и достижения поставленной цели были использованы такие методы научного познания, как синергетический, метод анализа и синтеза, метод исторической ретроспективы, метод сравнительного правоведения и др.

Гражданство РФ (8)

Главная > Курсовая работа >Государство и право

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ» В Г. ЛИПЕЦКЕ

КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО, МУНИЦИПАЛЬНОГО И

по дисциплине «Конституционное право»

на тему: «Гражданство РФ»

студент группы ЮЗС-08-2

к. ю. н., доцент, Лоторев Е.Н.

«___» __________ 200__г.

Методист: Макеева И.Д.

Оценка ____________ __________

«___» _________ 200__г.

1. История развития законодательства о гражданстве 6

2. Понятие и сущность гражданства 10

3. Процедура приобретения и прекращения гражданства 12

Список использованной литературы 21

Гражданство — один из основных элементов правового статуса лица, определяет принципиальные начала взаимоотношений государства и личности, то общее, главное условие, которое необходимо для распределения на него всего объема прав, свобод и обязанностей, признаваемых за гражданином, а также защита его государством, где бы он ни находился.

Такое понимание гражданства получает все большее распространение в доктрине, законодательстве и практике применения прав и свобод во многих странах мира. Гражданство все более утверждается как одно из основных прав человека. Обладание гражданством является всеобщим универсальным условием полной правосубъектности лица.

В настоящее время в нашей стране формируется гражданское общество, основанное на свободе народа, и новое государство, признающее приоритет прав человека. В связи с этим важным на сегодняшний день являются вопросы гражданства Российской Федерации, не ущемляющие права человека, а защищающие.

Согласно закону «О гражданстве Российской Федерации» [2; ст. 3], гражданство – устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Вопросы гражданства Российской Федерации регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, ФЗ «О гражданстве РФ», а также принимаемыми в соответствии с ними другими нормативными и правовыми актами Российской Федерации.

В своей совокупности граждане Российской Федерации составляют народ, но на территории государства могут проживать иностранные граждане и лица без гражданства, которые имеют иное правовое положение по сравнению с гражданами этого государства. Лишь граждане Российской Федерации в полном объеме пользуются правами и несут обязанности, но это, конечно, не означает, что иностранцы и лица без гражданства бесправны.

Актуальность данной темы обусловлена прежде всего вступлением в силу 1 июля 2002г. нового закона о гражданстве. Принятие данного закона продиктовано, прежде всего, необходимостью приведения законодательства в этой сфере в соответствие с Конституцией Российской Федерации. Существующий ранее закон о гражданстве 1992г за десятилетний период своего действия не претерпел существенных изменений ни в связи с подписанием Россией в 1997 г. Европейской конвенции о гражданстве, ни в связи с необходимостью учета сложившихся отношений между Россией и новыми независимыми государствами, образовавшимися в результате распада СССР[7; с 105-110].

Повышенный интерес правоведов к проблемам института гражданства, особенностям его развития обусловлен важным значением данной предметной области для повседневной государственно-правовой деятельности.

Во-первых, утверждение в РФ основополагающих традиций правового государства предполагает определенное и точное соблюдение общепризнанных мировых стандартов в области прав человека. Среди прочих немаловажное значение имеет право на гражданство, его приобретение и изменение. Актуальность избранной темы в значительной степени обусловлена спецификой российской действительности. Незапланированные формы проявления некоторых политических и экономических процессов на территории РФ способствовали тому, что выезд российских граждан за её пределы на постоянное место жительства приобрел массовый и устойчивый характер.

Предметом курсовой работы является совокупность общественных отношений связанных с гражданством Российской Федерации.

Цель данной работы заключаются в изучении и анализе юридической природы и содержания российского гражданства, определении развития этого института на основе изучения исторического опыта, современных нормативно-правовых актов.

Указанной целью обусловлена постановка и решение следующих задач:

— исследовать понятие гражданства, его основные особенности и значение;

— рассмотреть принципы гражданства и их влияние на содержание этого института;

— исследовать основания и порядок приобретения и утраты российского гражданства.

Раскрытие темы производится с позиций общенаучных методов (социологический, системный, структурно-функциональный, конкретно-исторический, статистический), общелогических методов теоретического анализа, частнонаучных методов (сравнительного правоведения, технико-юридического анализа, конкретизации, толкования).

1. История развития законодательства о гражданстве

До 1917 года в Российской империи не существовало даже понятия – гражданин России. Жители России были подданными. При этом подданные делились на несколько разрядов с особым правовым статусом. Законодательство признавало[9; с 230-239]:

1. Природных подданных, которые в свою очередь делились на:

— дворянство (потомственное и личное);

— духовенство ( делилось по вероисповеданию);

— городские обыватели (почетные граждане, купцы, мещане и цеховые);

2. Инородцы (евреи и восточные народы);

3. Финляндские обыватели.

Кроме того, законодательство делило четыре группы природных подданных на два сословия — лица податного состояния и лица неподатного состояния. С принадлежностью к той или иной категории подданных законодательство связывало весьма значительное различие в правах и обязанностях.

Все это шло из глубины веков, носило яркий отпечаток феодальных начал и не основывалось на юридическом равенстве граждан, как уже было в значительном количестве развитых европейских стран.

Крушение царской России повлекло за собой крупные изменения и в правовом регулировании отношений гражданства. Декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов от 11(24) ноября 1917 года не только отменил ранее существовавшее деление жителей России на сословия и связанные с этим делением сословные привилегии и ограничения, но и ввел общее для всех наименование – гражданин Российской Федерации.

Декрет ВЦИК от 1 апреля 1918 года «О приобретении прав российского гражданства» установил право принимать в российское гражданство иностранцев, проживающих на территории РСФСР, местным Советам. Народный комиссариат по внутренним делам лишь регистрировал принятых в российское гражданство иностранцев и публиковал их списки для всеобщего сведения.

Но уже Конституция РСФСР 1918 года за местными Советами оставила право принимать в российское гражданство лишь тех иностранцев, которые, проживая в РСФСР и работая, принадлежали к рабочему классу или трудовому крестьянству.

Эта тенденция повышения уровня органов, правомочных принимать в российское, а с1924 года, в гражданство СССР, получила свое закрепление в дальнейшем развитии законодательства о гражданстве. Очевидно, это было связано с политической линией на дальнейшую централизацию власти.

29 октября 1924 года было утверждено Положение о союзном гражданстве. В соответствии с ним правом принятия в союзное гражданство обладали ВЦИК союзных республик. Трудящихся иностранцев могли принимать в гражданство исполкомы губернских, областных съездов Советов или ЦИК АССР.

Утратившими советское гражданство считались лица[9; с 410-415]:

— лишенные его на основании законов, принятых до Конституции СССР

— не возвратившиеся из-за границы;

— лишенные гражданства по приговору суда.

Положение регламентировало вопрос о гражданстве детей в случае изменения

Новое Положение о гражданстве Союза ССР от 1931 года установило, что каждое лицо, находящееся на территории СССР, признается гражданином СССР, если не была доказана его принадлежность к гражданству иностранного государства. Это положение также закрепило, что гражданин СССР является гражданином той союзной республики, на территории которой он постоянно проживает. Если он по национальности или по происхождению считает себя связанным с другой союзной республикой, то может избрать гражданство этой республики.

Принятие иностранных граждан в гражданство одной из союзных республик, и тем самым в гражданство СССР, осуществлялось постановлением Президиума ЦИК СССР или Президиума ЦИК той союзной республики, в которой они проживали.

Выход из гражданства СССР разрешался не только Президиумом ЦИК СССР, но и президиумами ЦИК союзных республик (если лицо, ходатайствующее о выходе, проживало в пределах СССР).

Лишение гражданства СССР осуществлялось в аналогичном порядке.

Положение устанавливало упрощенный порядок приобретения гражданства СССР и выхода из него в отношении:

— иностранцев – рабочих и крестьян, проживающих в пределах СССР и работающих, а также иностранцев, пользующихся правом политического убежища вследствие преследования их за революционно-освободительную деятельность;

— лиц, меняющих гражданство в связи с вступлением в брак.

В этих случаях приобретение гражданства и выход из него осуществлялись по постановлению краевого (областного) исполнительного комитета, ЦИК АССР и исполнительного комитета автономной области, если заявитель проживал на территории СССР (если же он проживал за границей, вопрос решался постановлением полномочного представителя СССР)[9; с 340-348].

Конституция СССР 1936 года вновь подтвердила принцип единства союзного гражданства и сохранила отнесение к ведению Союза ССР решение вопросов о союзном гражданстве и о правах иностранцев. Принятый на основе новой Конституции Закон о гражданстве Союза ССР от 19 августа 1938 года закрепил ряд новых положений. Теперь гражданами СССР являлись все лица, состоявшие к 7 ноября в подданстве Российской империи и не утратившие советского, гражданства, а также лица, которые приобрели советское гражданство в установленном законом порядке. Все лица, не отвечающие данным условиям и проживающие на территории СССР, признавались лицами без гражданства.

Закон изменил и порядок решения вопросов о выходе из гражданства и о его лишении. Данные вопросы были отнесены к исключительной компетенции Президиума Верховного Совета СССР. Это отражало развивающиеся процессы усиления централизма Советского союзного государства.

Конституция СССР 1977 года выразила важный принцип гражданства: граждане СССР за границей пользуются защитой и покровительством Советского государства.

Принятый на основе новой Конституции Закон о гражданстве СССР 1978 года по новому сформулировал условия принадлежности к гражданству СССР. Теперь основным принципом, по которому определялось принадлежность к советскому гражданству, становилось наличие советского гражданства на день вступления в силу настоящего закона, а не подданство Российской империи. Этот же закон впервые закреплял законодательные права республик в вопросах гражданства[9; с 267-270].

Последним законом советских времен, регулирующим отношения гражданства, был Закон о гражданстве СССР от 23 мая 1990 года.

Понятие и сущность гражданства РФ

Гражданство является важнейшей предпосылкой обязанности каждого государства защищать в полном объеме закрепленные в конституции права и свободы личности.

Под гражданством, как трактует М.В. Баглай в учебнике «Конституционное право Российской Федерации», понимается правовая принадлежность лица к данному государству, т.е. признание государством этого лица в качестве полноправного субъекта конституционно-правовых отношений. Состояние гражданства создает права и обязанности для лица не только на территории своего государства, но и за рубежом[1; с 256-264].

Для подавляющего большинства людей в каждой стране установление гражданства не представляет чего-то сложного, так как они являются гражданами данного государства с самого рождения и сохраняют это правовое состояние на протяжении всей жизни. И все же по ряду причин, и прежде всего вследствие межнациональных конфликтов и растущей интернационализации экономики, возникают различные миграционные потоки, т.е. перемещение больших групп людей из одной страны в другую. Такие передвижения, являющиеся как индивидуальными, так и групповыми, распространенные и в Российской Федерации, а также и браки, заключаемые между гражданами различных государств, постоянно порождают проблемы приобретения и изменения гражданства.

Значительная часть практических вопросов, связанных с определением гражданства, разрешается с помощью международного права (по соглашениям, заключаемым между государствами.)

В государствах с унитарной формой правления существует единое гражданство. В федеративных же государствах лицо считается гражданином союза и одновременно субъекта федерации. На него в связи с этим распространяются не только федеральные законы, но и законодательство данного субъекта федерации. Такое положение характерно и для Российской Федерации.

В любом государстве проживают люди, правовое положение которых отличается от статуса большинства. Большинство жителей всегда являются гражданами данного государства, но значительные группы не имеют гражданства (это апатриды) или же являются иностранными гражданами.

В некоторых государствах признается двойное гражданство и такие граждане называются бипатридами. Различия в правовом положении не означают при этом дискриминации граждан. Государство защищает права этой категории граждан, поскольку многие права, как это установлено международным правом, принадлежат человеку независимо от гражданства. Но тем не менее, в полном объеме государство охраняет права и свободы тех, кто его учредил и несет все обязанности, т.е. своих граждан.

Обширное понятие российского гражданства дается в Федеральном законе РФ « О гражданстве РФ»[2: ст. 3], так ст. 3 гласит:

Гражданство Российской Федерации — устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения.

Проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства.

Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его.

Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству.

Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации.

Процедура приобретения и прекращения гражданства

Необходимо отметить и такое достоинство российского Закона, как широкие основания для приобретения гражданства. В этой связи хотелось бы подчеркнуть, что широкий круг оснований позволяет исправить допущенные советской властью в разные годы несправедливости в отношениях многих сотен тысяч российских граждан, составляющих честь и гордость России, и, тем не менее насильственно выдворенных после Октябрьской революции, во время и после Второй мировой войны. Сегодня новый закон открывает возможность сделать свой свободный выбор всем, кто хочет восстановить свое российское гражданство.

Согласно ст. 11 Закона о гражданстве 2002 г. гражданство РФ приобретается:

— в результате приема в гражданство Российской Федерации;

— в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;

— по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Главным, постоянно действующим основанием получения гражданства является его приобретение по рождению. Это следствие того, что приобретение гражданства зависит от принципов: «право крови» -jus sanginis, то есть с учетом гражданства родителей, и «право почвы» — jus soli, то есть зависимости от места рождения. «В первом случае ребенок получает гражданство РФ, если хотя бы один из его родителей состоит в гражданстве РФ, а другой является лицом без гражданства, признан безвестно отсутствующим или его место нахождения неизвестно. В тех случаях, когда один из родителей гражданин РФ, а другой иностранный гражданин, ребенок приобретает российское гражданство при двух условиях: если он родился на территории России либо, не получая гражданства РФ, он становится лицом без гражданства. Принцип «права почвы» относится к детям, родители которых неизвестны, к детям, родившимся на территории России от граждан других государств, которые не предоставляют ребенку своего гражданства». Отсюда следует, что такие дети становятся гражданами Российской Федерации. «Право почвы» применяется гораздо реже, чем «право крови».

«Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие 18-летнего возраста и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица[12; с 234-240]:

— проживают на территории РФ со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в течении пяти лет непрерывно;

— обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;

-имеют законный источник средств к существованию;

-владеют русским языком;

-обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося у них иного гражданства.

«Срок проживания сокращается до одного года, при наличии одного из следующих условий:

— наличие у лица высоких достижений в области науки, техники или культуры;

— признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом;

— предоставление лицу политического убежища на территории российской федерации».

Гражданство Российской Федерации так же можно получить в упрощенном порядке, то есть без соблюдения условий о проживании предусмотренных ст. 13 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», в случае если эти лица[Прил. №1]:

— имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации;

— имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства;

— являются гражданами государств, входивших в состав СССР, получили образование в образовательных учреждениях Российской Федерации после вступления в силу нового ФЗ « О гражданстве российской Федерации» от 1 июля 2002 года.

В гражданство РФ принимаются в упрощенном порядке и без представления вида на жительство ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории Российской Федерации. Так же в гражданство принимаются без соблюдения условий предусмотренных частью 1 ст. 13 ФЗ « О гражданстве РФ», ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства.

В соответствии со статьей 15 «иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство Российской Федерации, могут быть восстановлены в гражданстве в соответствии с частью 1 ФЗ. При этом срок их проживания на территории Российской Федерации сокращается до 3-х лет». При приеме в гражданство или восстановлении гражданства исключается дискриминация в зависимости от происхождения, социального положения, отношения к религии и иных фактов.

Гражданство Российской Федерации может быть так же приобретено путем усыновления, опекунства, попечительства и др. Эти способы относятся к детям и недееспособным и характеризуются упрощенным порядком приобретения гражданства опекаемым или находящимся под попечительством по воле усыновителя, опекуна, попечителя, но с учетом и исходя из интересов ребенка или опекаемого. В некоторых случаях гражданство ребенка или недееспособного при опеке, попечительстве остается прежним[16; с 105-109].

«При изменении государственной границы Российской Федерации приобретение российского гражданства может осуществляться в порядке оптации то есть выбора гражданства лицами, проживающими на территории, государственная принадлежность которой меняется. Правила оптации и ее сроки устанавливаются соответствующим международным договором РФ».

Заявление о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении гражданства РФ может быть отклонено, если податели заявления выступают за насильственное изменение основ конституционного строя, создают угрозу безопасности РФ; в течении пяти лет, предшествующих подаче заявления, выдворялись из Российской Федерации; использовали подложные документы или сообщили о себе заведомо ложные сведения; состоят на военной службе, в органах безопасности, правоохранительных органах иностранного государства; имеют не снятую или не погашенную судимость за преступления, признаваемые таковыми законами РФ; преследуются в уголовном органами РФ или иностранного государства (до вынесения решения суда); осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы; не проживали непрерывно в течении пяти лет на территории РФ; не имеют законного источника существования на день обращения с заявлением.

Согласно ст. 6 конституции Российской Федерации, каждый российский гражданин может изменить свое гражданство и , следовательно, прекратить его, переходя или не переходя в иное гражданство. Прекращение гражданства возможно, как правило, только на основе добровольного волеизъявления (за исключением малолетних детей и недееспособных, которые не обладают свободой воли, а так же в случае решения об отмене гражданства в связи с представлением ложных сведений при его приобретении). Лишение гражданства государственными органами РФ теперь невозможно. Прекращение гражданства РФ осуществляется федеральным актом (указом президента).

Закон о гражданстве предусматривает несколько оснований его прекращения, в том числе:

— вследствие выхода из гражданства Российской Федерации;

-по иным основаниям, предусмотренным федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Закон предусматривает две формы выхода из гражданства: по ходатайству гражданина Российской Федерации и в порядке регистрации. Если у лица, заявившего о намерении выйти из гражданства Российской Федерации, хотя бы один из родителей, супруг или ребенок имеет иное гражданство, либо если лицо выехало на постоянное место жительства в другое государство в установленном законом порядке и отсутствием препятствий предусмотренных законом.

«Выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории Российской Федерации, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в общем порядке, а если он проживает на территории иностранного государства, то в упрощенном порядке»[2; ст. 19].

Выход из гражданства не допускается, если российский гражданин имеет перед Российской Федерацией обязательство, установленное законом (например, не уплатил налоги), привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу или в отношении его вынесен обвинительный приговор суда, вступивший в законную силу. Существуют также такие обстоятельства, которые исключают возможность выхода из гражданства. Выход не допускается: после получения повестки о призыве на военную или альтернативную службу и до ее окончания.

Решение о прекращении гражданства в связи с отменой решения о приеме в гражданство принимается при представлении заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт представления заведомо ложных сведений и фальшивых документов устанавливается в судебном порядке. Отмена решения о приеме в гражданство не освобождает данное лицо от установленной законом ответственности. Отмена решения осуществляется Президентом РФ, органом, принявшим решение о принятии в гражданство РФ или вышестоящим органом.

Выход из гражданства Российской Федерации ребенка осуществляется по совместному заявлению его родителей либо единственного родителя (если у ребенка единственный родитель, и он является иностранным гражданином).

Лишение гражданства Российской Федерации в качестве наказания, в том числе и как дополнительное наказание за государственные преступления, запрещено.

Отклоненные ходатайства о выходе из гражданства Российской Федерации или отказ в регистрации выхода из гражданства Российской Федерации должны быть мотивированы полномочными органами.

Существует оговорка, что отмена решения о приеме в гражданство не освобождает данное лицо от установленной законом ответственности. Но существует оговорка, что отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации не распространяется на супруга и детей лица, указанного выше, приобретавших гражданство Российской Федерации вместе с ним, если не будет доказана их осведомленность о том, что гражданство Российской Федерации было приобретено незаконным путем.

Кроме того, оговаривается, что отмена решения о приеме возможна только в течение 5 лет после приема.

Я рассмотрела основные положения, касающиеся гражданства Российской Федерации. Конечно, в рамках курсовой работы невозможно охватить весь тот огромный массив информации, имеющий отношение к данной теме, но такая задача и не ставилась.

Подводя краткий итог своей курсовой работы, хочется дать краткое определение понятию «гражданство» Российской Федерации. Так что же такое гражданство? Исходя из выше изложенного можно сделать вывод о том, что гражданство это устойчивая правовая связь человека с государством выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности. То есть лицо, обладающее гражданством, имеет право на все права и свободы, признаваемые законом. Лицо защищено государством не только внутри страны, но и за ее пределами.

Необходимо отметить и такое достоинство российского Закона, как широкие основания для приобретения гражданства. В этой связи хотелось бы подчеркнуть, что широкий круг оснований позволяет исправить допущенные советской властью в разные годы несправедливости в отношениях многих сотен тысяч российских граждан, составляющих честь и гордость России, и, тем не менее насильственно выдворенных после Октябрьской революции, во время и после Второй мировой войны. Сегодня новый закон открывает возможность сделать свой свободный выбор всем, кто хочет восстановить свое российское гражданство[11; с. 55-58].

Так же хочется подчеркнуть и то, что прекращение гражданства возможно только на основе добровольного волеизъявления (за исключением малолетних детей и недееспособных, которые не обладают свободой воли, а так же в случае решения об отмене гражданства в связи с представлением ложных сведений при его приобретении). Лишение гражданства государственными органами РФ теперь невозможно.

Специальную главу (гл.5) Закон о гражданстве посвящает регулированию гражданства детей при изменении гражданства родителей, при усыновлении, опекунстве, попечительстве, максимально полно учитывая интересы ребенка в возможных жизненных ситуациях. Исходным принципом при этом является стремление обеспечить одинаковое гражданство всех членов семьи, принять во внимание желание детей, могущих по возрасту делать сознательный выбор, исключить состояние без гражданства детей, в возможных случаях сохранить российское гражданство детей в их интересах.

В заключение работы можно сделать следующие выводы:

1. Под гражданством понимается устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Именно с российским гражданством связаны наличие и реализация многих конституционных политических прав и свобод.

2. Базируясь на общепризнанных нормах права, Конституция Российской Федерации закрепляет основные принципы российского гражданства. К ним относятся [Прил. №2]:

— единое гражданство Российской Федерации;

— равное гражданство Российской Федерации независимо от оснований приобретения;

— обладание гражданином Российской Федерации на ее территории всеми правами и свободами и несение им равных обязанностей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;

— невозможность лишения российского гражданства или права изменить его;

— защита и покровительство граждан Российской Федерации за ее пределами;

— невозможность высылки за пределы Российской Федерации или выдачи другому государству гражданина Российской Федерации.

3. Согласно Закону « О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002г (ред. от 02.11.2004г.), вопросы гражданства Российской Федерации регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними другими нормативными и правовыми актами Российской Федерации.

4. Гражданами Российской Федерации являются:

а) лица, имеющие гражданство РФ на день вступления в силу настоящего Федерального закона;

б) лица, которые приобрели гражданство РФ в соответствии с настоящим Федеральным законом.

5. Основным документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица[2; ст. 10].

Список использованной литературы

Описание нормативно-правовых актов

Конституция Российской федерации [Текст]: принята на всенародном голосовании 12 дек. 1993 г. // Рос. Газета. – 1993. – 25 дек.

Закон «О гражданстве Российской Федерации» № 62-ФЗ [Текст]: принят Государственной Думой 19 апр. 2002 г. Одобрен Советом Федерации 15 мая 2002 года.

Описание учебной и научной литературы

Аканьян, С.А. Гражданство Российской Федерации. [Текст]// С.А. Аканьян. – М.: Юристъ, 2003 – 368с.

Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов.[Текст]// М.В. Баглай – М.: Изд. НОРМА-ИНФРА.М, 2001 – 468 с.

Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации. Общая теория прав человека. [Текст]// М.В. Баглай, Б.Н. Габричидзе. – М.:Изд. НОРМА, 2004 – 400 с.

Гончаров, И.А. Гражданство России и зарубежных государств: Опыт сравнительного конституционно-правового исследования. [Текст] автореф. Дис. … канд. Юр. наук/ Гончаров. – М., 2006 – 24 с.

Дмитриев, Ю.А. Правовое положение человека и гражданина в РФ.[Текст]// Ю.А. Дмитриев. – М.: Изд. Юристъ, 2007 – 382 с.

Калинин, В.Н. Некоторые проблемы правового регулирования приобретения гражданства. [Текст]// В.Н. Калинин, Е.В. Абрамова. – М.: Изд. Юристъ, 2000 – 219 с.

Калинин, В.Н. Правовое регулирование приобретения гражданства РФ. [Текст]// В.Н. Калинин, В.Н. Яшин. – М.: Изд. Юристь, 2002 – 208 с.

Козлова, Е.И. Конституционное право России. [Текст]// Е.Н. Козлова. – М.:Изд. НОРМА-ИНФРА.М, 2005 – 349 с.

Козлова, Е.Н. Конституционное право России. [Текст]// Е.Н. Козлова, О.Е. Кутафин. – Изд. НОРМА-ИНФРА.М, 2007 – 512 с.

Ковешников, Е.М. Конституционное право Российской Федерации. Краткий курс. [Текст]// Е.М. Ковешников. – М.: Изд. НОРМА, 2001 – 560 с.

Леонова, Н.В. Комментарии к Федеральному Закону «О гражданстве РФ» № 62-ФЗ. [Текст]// Н.В. Леонова, А.А. Пелищенко. – справочно-правовая система Консультант плюс, 2008 – 58с.

Миронов, В.Ф. Гражданство в Российской Федерации. [Текст]// В.Ф. Миронов. – М.: Изд. НОРМА, 2007 – 256 с.

Нечаева, А.М. Семейное право. Курс Лекций. [Текст]//А.М. Нечаева. – М.: Юристъ, 2000 – 378с.

Сырых, В.М. Основы правоведения. [Текст]// В.М. Сырых. – М.: Былина, 2005 – 431 с.

Тишин В.П., Основы Конституции РФ: практическое пособие. [Текст]// В.П. Тишин. – Изд. НОРМА, 2005 – 384 с.

Чиркин, В.Е. Конституционное право. [Текст]//В.Е. Чиркин. – М.: Юристъ, 2005 – 467 с.

Схема №1 «Основания, дающие возможность получить

гражданство РФ в упрощенном порядке»

Схема №2 «Основные принципы российского гражданства»

Российской Федерации независимо от

Обладание гражданином Российской Федерации на ее территории всеми правами и несение им равных обязанностей, предусмотренных Конституцией РФ

Общие принципы российского

лишения российского гражданства или права изменить его

Защита и покровительство

Российской Федерации за ее пределами

Невозможность высылки за пределы Российской Федерации или выдачи другому