Конституция российской федерации статья 95

Статья 95 Конституции России

Текст Ст. 95 Конституции РФ в действующей редакции на 2018 год:

1. Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

2. В Совет Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации — по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти; представители Российской Федерации, назначаемые Президентом Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации — представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

3. Член Совета Федерации — представитель от законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации наделяется полномочиями на срок полномочий соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

4. Президент Российской Федерации не может освободить назначенного до его вступления в должность члена Совета Федерации — представителя Российской Федерации в течение первого срока своих полномочий, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

5. Государственная Дума состоит из 450 депутатов*(18).

Комментарий к Ст. 95 Конституции Российской Федерации

1. Федеральное Собрание является двухпалатным органом. Такая структура закреплена в ст. 11 гл. 1 Конституции РФ, что означает недопустимость ее изменения в рамках действия Конституции РФ. Двухпалатная структура парламента является характерным признаком федеративных государств мира.

Анализируя природу обеих палат Федерального Собрания РФ, необходимо отметить их неоднозначность.

Особенно четко это прослеживается на примере Совета Федерации, природа которого такова, что позволяет говорить минимум о двух значениях данной палаты российского парламента.

До настоящего времени дебатируется главный вопрос о целесообразности Совета Федерации. Так, в марксистской теории двухпалатная структура парламента рассматривается как нежелательное явление, поскольку зачастую верхняя палата парламента входит в компромисс с нижней, что препятствует продуктивной работе парламента. В настоящее время в большинстве стран верхние палаты не пользуются сколько-нибудь значительными полномочиями. В Великобритании, например, палата лордов очень редко выдвигает возражения против законопроектов, принятых палатой общин. В современных условиях верхняя палата рассматривается скорее как орган, призванный обеспечить всестороннюю, взвешенную оценку законопроекта*(463).

Первый вице-спикер Государственной Думы О.В. Мороз полагает, что вопрос о роли и месте Совета Федерации пока не нашел своего политического и правового решения, а потому по прошествии некоторого времени может появиться повод для более серьезного и глубокого рассмотрения вопроса о том, нужен ли России двухпалатный парламент*(464). Представляется, что это довольно спорное заявление.

Говоря о целесообразности второй палаты, известный французский государствовед М. Прело подчеркивал, что бикамеральное устройство имеет естественную основу только в федеративных государствах. Такая конструкция органично вписывается в конституционные традиции современных федераций. «В федеральном государстве, — указывает бельгийский профессор А. Ален, — двухпалатная система далеко не лишняя, поскольку при федеральном устройстве с однопалатной системой парламент рассматривается как представитель территориальных единиц и является одним из элементов центробежных сил. Отсюда участие территорий в принятии решений на общенациональном уровне, особенно по вопросам их статуса, что является существенной чертой федерального государства. Такая процедура — прерогатива второй государственной палаты, где представлены территориальные образования»*(465). Суждений, доказывающих существование связи между формой государственного устройства и организационной структурой парламента, много. «Двухпалатность Федерального Собрания, — замечает по этому поводу профессор, доктор юридических наук М.В. Баглай, — выступает фундаментальной основой реального федерализма, призванного расширить права и самостоятельность народа»*(466).

Другой аргумент в пользу целесообразности верхней палаты связан со специфической конституционной функцией, осуществляемой ею. Она представляет собой противовес нижней палате. Средоточие парламентской власти в руках единственной палаты расценивается как политический риск, от которого требуется действенная защита. Доказывая полезность учреждения американской конституцией двухпалатного парламента, Дж. Мэдисон и А. Гамильтон отмечали, что необходимость сената указывает «на наклонность всех законодательных ассамблей поддаваться внезапным вспышкам бурных страстей, и, идя на поводу у крамольных верховодов, принимать непродуманные пагубные решения»*(467).

Известный французский исследователь парламентов М. Амеллер в пользу двухпалатной системы выдвигал два аргумента: во-первых, стремление к более устойчивому равновесию сил между исполнительной и законодательной властями, при котором ничем не ограниченная власть одной палаты сдерживается второй палатой, формируемой на иной основе; во-вторых, желание заставить парламентскую машину работать если и не более эффективно, то, по крайней мере, более гладко благодаря наличию так называемой контрольной палаты, в обязанность которой входит осуществление тщательной проверки подчас поспешных решений первой палаты*(468).

Разделение Федерального Собрания РФ способствует уравновешиванию законодательной власти. В этом смысле Совет Федерации выступает элементом внутрипарламентской системы «сдержек» и «противовесов». По выражению Б.Л. Вишневского, в современной России, решившей реализовать подобную модель, к «законодательному двигателю» в лице Государственной Думы приставили «законодательный тормоз» в образе Совета Федерации*(469). Даже в инициированном самим Советом Федерации процессе повышения его роли в законотворческой деятельности усматривается проявление того самого сдерживающего, тормозящего начала. Реализуя его, Совет Федерации вынуждает Государственную Думу действовать осмотрительнее.

Таким образом, необходимо отметить, что Совет Федерации выражает федеративный характер государственного устройства России, соединяет в единое целое интересы федерального центра и регионов. Одновременно Совет Федерации — это орган, обеспечивающий в структуре Федерального Собрания РФ внутреннее равновесие палат.

2. В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Общее число его членов составляет 178 человек.

Следует заметить, что только представители указанных органов могут входить в Совет Федерации. Депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации, главы субъектов Федерации, а также члены исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации в течение срока своих полномочий не могут быть членами Совета Федерации.

В соответствии с Федеральным законом «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией РФ правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.

Решение об избрании представителя в Совете Федерации принимается тайным голосованием и оформляется постановлением указанного органа, а двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ — совместным постановлением обеих палат.

Что касается представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, то он назначается высшим должностным лицом субъекта Федерации (например, президентом республики, губернатором, главой администрации) на срок его полномочий. Согласно Федеральному закону от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», срок исполнения обязанностей глав субъектов Федерации не может быть более пяти лет.

Решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ оформляется его указом (постановлением), который в трехдневный срок направляется в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации на очередном или внеочередном заседании рассматривает представленную кандидатуру и принимает свое решение голосованием. Названный указ главы субъекта Федерации вступает в силу, если 2/3 от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации не проголосуют против назначения данного представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

После принятия решения об избрании представителя законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ и о назначении представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в Совет Федерации РФ, но не позднее чем на следующий день после дня вступления решения в силу, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший это решение, телеграммой уведомляет Совет Федерации о содержании решения, о дате его вступления в силу и не позднее пяти дней со дня вступления решения в силу направляет его в Совет Федерации.

Избранный (назначенный) член Совета Федерации РФ слагает с себя полномочия, несовместимые со статусом члена Совета Федерации, о чем ставит в известность Совет Федерации, направив туда копию приказа (иного документа) об освобождении от таких обязанностей.

Федеральным законом от 11 декабря 2004 г. N 159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» был изменен порядок замещения должностей глав исполнительной власти субъектов РФ. Если ранее они избирались непосредственно населением соответствующего региона, то после принятия указанного Федерального закона наделение полномочиями руководителя высшего исполнительного органа субъекта РФ осуществляется по представлению Президента РФ законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации*(470). На практике это означает прямое назначение глав регионов Президентом РФ. Новый механизм замещения должностей глав регионов существенно усиливает влияние Президента РФ на органы власти субъектов РФ.

Выходом из этой ситуации видится выборный принцип формирования Совета Федерации. Кстати, на переходный период (два года после принятия Конституции РФ) Совет Федерации уже избирался: из расчета по два мандата на один регион. Конечно, оценить деятельность того Совета Федерации представляется сложным, учитывая именно переходный период политического развития страны. Однако с учетом опыта США, использующих именно выборную систему формирования верхней палаты — Сената, такое предложение кажется вполне рациональным. При этом ни в коем случае неприемлемы предложения о полном упразднении верхней палаты*(471).

3. Тенденцией последних десятилетий является установление фиксированной численности палат, при этом в нижней палате нигде не бывает больше 651 члена, обычно же их значительно меньше. В Великобритании на скамьях в зале заседаний нижней палаты всего около 400 мест, т.е. заранее предполагается, что не все члены (651 человек) явятся на заседание*(472).

Увеличение числа человек в парламенте приводит к препятствиям для депутатов участвовать в обсуждении законопроектов. Как пример — Съезд Народных депутатов РФ (1989-1993 гг.), высший орган государственной власти РФ, состоявший из 1 068 депутатов. Всекитайское собрание народных представителей — верховный орган государственной власти, в составе которого должно быть не более 3 тыс. человек. В настоящее время в нем около 3 тыс. депутатов. В такой коллегии трудно вести деловое обсуждение, заседания зачастую приобретают парадный, заранее отрегулированный характер*(473).

Численный состав представительного органа должен обеспечивать все параметры его функционирования, исключать какие-либо препятствия для депутатов участвовать в обсуждении законопроектов. Обсуждение законопроекта — один из этапов формирования государственной воли как равнодействующей волеизъявлений депутатов. Поэтому процессуально должна быть обеспечена возможность выступления (участия в дискуссии) в любой момент любого депутата, выразившего такое желание. Без обеспечения депутату возможности выступить по существу проблемы (концепции законодательного акта, обоснование внесенной поправки и т.п.) в данный, конкретный, нередко единственно оправданный момент дискуссии в целях достижения оптимального результата при формировании законопроекта нельзя говорить о соответствии данного представительного органа задачам законодательного процесса*(474).

Государственная Дума Федерального Собрания РФ состоит из 450 депутатов. Такое количество человек определено законодателем как оптимальное решение в связи с практикой работы Государственной Думы в первый ее созыв и на основе исторического опыта. Кроме того, широкий количественный состав Государственной Думы позволяет ей образовать значительное число депутатских комитетов и комиссий, охватывающих основные направления внутренней и внешней политики.

Конституция российской федерации статья 95

Глава 5. Федеральное Собрание

Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

1. Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

2. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

3. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет.

2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами.

1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.

1. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.

2. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.

3. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.

4. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются.

1. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.

2. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.

3. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

1. Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей.

2. Председатель Совета Федерации и его заместители, Председатель Государственной Думы и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.

3. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.

4. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.

5. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

1. К ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации;

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

2. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

1. К ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

ж) объявление амнистии;

з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

2. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой.

2. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

4. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

5. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

1. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

2. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

3. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

1. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.

2. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

1. Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации.

2. В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

3. Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания.

4. Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации.

5. Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации.

Статья 95 Конституции Российской Федерации

Последняя редакция Статьи 95 Конституции РФ гласит:

1. Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

2. В Совет Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации — по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти; представители Российской Федерации, назначаемые Президентом Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации — представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

3. Член Совета Федерации — представитель от законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации наделяется полномочиями на срок полномочий соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

4. Президент Российской Федерации не может освободить назначенного до его вступления в должность члена Совета Федерации — представителя Российской Федерации в течение первого срока своих полномочий, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

5. Государственная Дума состоит из 450 депутатов*(18).

Комментарий к Ст. 95 КРФ

1. В ч. 1 комментируемой статьи определена структура Федерального Собрания как двухпалатного органа. Двухпалатная структура парламента получила значительное распространение в мире благодаря по крайней мере двум своим преимуществам: а) возможности обеспечить наряду с общим представительством интересов всей совокупности граждан (всей нации) также особое представительство коллективных интересов населения крупных регионов (в федеративном государстве — субъектов Федерации) либо интересов иных групп общества, играющих в нем важную роль, и б) возможности оптимизировать законодательный процесс, установив тормоз и противовес вероятным поспешным и недостаточно продуманным законодательным решениям одной палаты. За эти преимущества приходится платить большей численностью членов парламента и сотрудников его аппарата, а следовательно, большей дороговизной его работы, и замедлением процесса принятия решений.

Конституция РФ не называет палаты Федерального Собрания верхней и нижней, однако сложившееся в мировой практике различие между верхней и нижней палатой парламентов наблюдается и в Федеральном Собрании. Это дает основание характеризовать Совет Федерации как верхнюю, а Государственную Думу как нижнюю палату Федерального Собрания. Такая характеристика не унижает Государственную Думу, поскольку во всем мире нижняя палата пользуется не меньшим уважением, чем верхняя, а полномочий часто имеет больше и они нередко более значимы, чем полномочия верхней палаты.

Двухпалатная структура российского парламента принадлежит к тому типу, который определяется относительной слабостью верхней палаты. Это выражается в возможности для Государственной Думы преодолевать возражения Совета Федерации в случае разногласий между палатами в ходе законодательного процесса, в ее исключительных правах объявлять амнистию, давать или не давать согласие на кандидатуру главы Правительства, в определенной мере контролировать деятельность Правительства и др., хотя Совет Федерации имеет некоторые важные специальные полномочия, отсутствующие у Государственной Думы (см. комм. к ст. 93, 102, 103, 106).

2. Совет Федерации основывается на паритетном представительстве субъектов Федерации, каждый из которых представлен в палате двумя членами — по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Исходя из того что, согласно ч. 1 ст. 65 Конституции, Российская Федерация имеет в настоящее время 83 субъекта, Совет Федерации должен насчитывать 166 членов. Это общее число его членов, которое служит основой для определения долей, необходимых для принятия решений Совета Федерации или осуществления групповых инициатив его членов (Постановление Конституционного Суда от 12 апреля 1995 г. N 2-П о толковании ст. 103 (ч. 3), 105 (ч. 2 и 5), 107 (ч. 3), 108 (ч. 2), 117 (ч. 3) и 135 (ч. 2) Конституции Российской Федерации//СЗ РФ. 1995. N 16. Ст. 1451).

Очевидно, что под исполнительным органом субъекта Федерации Конституция понимает его исполнительный орган общей компетенции — Президента, Губернатора, Главу, являющегося главой исполнительной власти, или Правительство (Совет Министров). Данное положение Конституции само по себе допускает различные способы формирования Совета Федерации. При толковании, однако, необходимо учитывать и ряд других конституционных положений.

ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 5 декабря 1995 г. N 192-ФЗ (СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4869) установил, что представителями субъектов Федерации в Совете Федерации являются по должности глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органа государственной власти. Если законодательный орган субъекта Федерации двухпалатный, то его представитель в Совете Федерации определяется совместным решением палат. Закон, однако, не определил, как следует поступать, если, например, в республике при наличии Президента исполнительная власть возложена на Правительство или на его главу.

Нельзя не отметить, что указанный Закон оставлял без внимания некоторые положения Конституции. Он, по существу, превращал Совет Федерации в орган, действующий непостоянно, ибо члены его были руководителями субъектов Федерации и основное место работы у них находилось именно там. В то же время, согласно ч. 1 ст. 99 Конституции, все Федеральное Собрание, а следовательно, и Совет Федерации являются постоянно действующим органом. Игнорировал закон и то обстоятельство, что в ч. 7 и 9 (абз. 2) разд. второго Конституции «Заключительные и переходные положения» говорится о Совете Федерации первого созыва, из чего следует, что должны иметь место второй и последующие созывы (в противном случае речь шла бы не о первом созыве, а о первом составе Совета Федерации); Законом же это исключалось. В упомянутом абз. 2 ч. 9 разд. второго сказано также, что депутаты Совета Федерации первого созыва осуществляют свои полномочия на непостоянной основе, из чего опять же можно заключить, что правилом должно быть осуществление полномочий на постоянной основе (см. комм. к ч. 1 ст. 99 и ч. 7 и 9 разд. второго).

5 августа 2000 г. Президент РФ подписал новый ФЗ N 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3336; с изм.), который устранил большинство из отмеченных дефектов предыдущего Закона. Новый Закон более последовательно придерживается соответствия конституционному тексту: представители субъектов Федерации суть вместе с тем представители их законодательных и исполнительных органов, которые избираются или назначаются каждый раз этими органами именно в данном качестве; они работают в Совете Федерации на постоянной основе, и сама палата получила возможность функционировать постоянно. Федеральными законами, принятыми в 2004 и 2006 гг. (соответственно N 160-ФЗ и 128-ФЗ//СЗ РФ. 2004. N 51. Ст. 5128; 2006. N 31. Ч. 1. Ст. 3427), порядок формирования Совета Федерации частично изменен и уточнен, однако вопрос о созывах Совета Федерации так и остался без изменений: у палаты нет срока полномочий, срок этот есть лишь у ее членов (см. комм. к ч. 2 ст. 96). Впрочем, уже можно встретить утверждения, что нынешний состав Совета Федерации — это его третий созыв. Такие утверждения, конечно, представляют собой натяжку, ибо законодательно регулярное обновление целиком всего Совета Федерации не предусмотрено, так что «третий созыв», как в свое время «второй», может длиться неопределенно долго.

Новые предложения, касающиеся изменения порядка формирования Совета Федерации, содержаться в Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 г. (см. комм. к ч. 2 ст. 96).

Ни Конституция РФ, ни упомянутый ФЗ не определяют долю состава палаты, которая должна быть укомплектована, чтобы палата считалась правомочной. Однако, поскольку основная часть решений палаты принимается голосами большинства ее членов (ч. 3 ст. 102 Конституции), можно считать, что палата правомочна, если избрано (назначено) большинство общего числа ее членов, определяемого на основе ч. 1 ст. 65 и комментируемой части ст. 95 Конституции. Регламент Совета Федерации, утвержденный его Постановлением от 30 января 2002 г. N 33-СФ (СЗ РФ. 2002. N 7. Ст. 635; с изм.), предусмотрел в ч. 3 ст. 44, что заседание Совета Федерации правомочно, если на нем присутствует более половины общего числа членов палаты.

Еще в Постановлении от 12 апреля 1995 г. N 2-П о толковании ст. 103 (ч. 3), 105 (ч. 2 и 5), 107 (ч. 3), 108 (ч. 2), 117 (ч. 3) и 135 (ч. 2) Конституции Российской Федерации Конституционный Суд указал, что возможная неполнота состава палат Федерального Собрания не должна быть значительной, ибо в противном случае его представительный характер может быть поставлен под сомнение.

3. Установленный в этой части комментируемой статьи численный состав Государственной Думы — 450 депутатов — это общее число депутатов, исходя из которого Конституция определяет долю, необходимую для принятия решений Государственной Думой и осуществления групповых инициатив ее депутатов (вышеупомянутое Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 1995 г. N 2-П). Так, если, согласно ч. 3 ст. 103 Конституции, постановления Государственной Думы принимаются, как правило, большинством голосов общего числа депутатов, это большинство следует исчислять от 450 депутатов, а не от того их числа, которое на данный момент избрано или присутствует.

В отношении Государственной Думы ни Конституция, ни ФЗ от 18 мая 2005 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (СЗ РФ. 2005. N 21. Ст. 1919; с изм.) также не установили минимального числа депутатов, которое необходимо избрать для правомочности палаты. Конституция в ч. 3 ст. 103 предусмотрела необходимость абсолютного большинства голосов состава палаты для принятия основной части ее решений, а согласно Регламенту Государственной Думы, утвержденному постановлением палаты от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД (СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 801; с изм.), заседание Государственной Думы правомочно, если на нем присутствует большинство общего числа депутатов палаты (ч. 2 ст. 44). Следовательно, если число избранных депутатов окажется менее 226, палата не будет правомочной.

Статья 95 Конституции РФ

1. Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

2. В Совет Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации — по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти; представители Российской Федерации, назначаемые Президентом Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации — представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

3. Член Совета Федерации — представитель от законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации наделяется полномочиями на срок полномочий соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

4. Президент Российской Федерации не может освободить назначенного до его вступления в должность члена Совета Федерации — представителя Российской Федерации в течение первого срока своих полномочий, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

5. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

Комментарий к Статье 95 Конституции РФ

1. Комментируемое положение ч. 1, именуя Совет Федерации и Государственную Думу палатами Федерального Собрания, тем самым устанавливает двухпалатную структуру парламента РФ. При этом Конституция закрепила принципиально новое для России содержание двухпалатного парламента в гл. 5 и сопряженных с ней нормах других глав Конституции. Устанавливая такую структуру, конституционный законодатель преследовал решение по крайней мере следующих задач: а) обеспечение возможно полного представительства в Федеральном Собрании исторически сложившегося проживающего в России ее многонационального народа; б) структурно-функциональное закрепление в Конституции законодательной власти, соответствующее природе Российской Федерации как федеративного правового государства; в) создание постоянно действующего механизма формирования и выражения воли народа в законодательном процессе. С учетом и оценкой отечественного и зарубежного опыта установленные Конституцией нормы — принципы российского парламентского права прошли проверку почти 15-летней практикой и в основном показали свою эффективность.

Исходным является положение, также составляющее основу конституционного строя, о самостоятельном характере органов законодательной, равно как исполнительной и судебной, власти (см. комментарий к ст. 10). При этом самостоятельность Федерального Собрания выражается в конституционно установленных полномочиях и рамках самостоятельности (самоорганизации) его палат — Совета Федерации и Государственной Думы. В Конституции не закрепляются какие-либо полномочия за Федеральным Собранием в целом, не предусмотрены какие-либо его органы; только раздельно заседают и Совет Федерации, и Государственная Дума. Не является заседанием Федерального Собрания или совместным заседанием Совета Федерации и Государственной Думы, как иногда ошибочно понимается, и заслушивание их членами посланий Президента. Именно «для заслушивания» могут палаты «собираться совместно», а порядок этого «сбора» на практике устанавливается актами Президента РФ (см. комментарий к ст. 100).

Место и роль каждой из палат в осуществлении функций представительного и законодательного органа РФ, реализации других полномочий, традиционных для парламентов (их палат), — предмет конституционного регулирования (ст. 102-108). При этом Конституция не предусматривает принятия каких-либо законов, в том числе федеральных конституционных законов, о статусе парламента или его палат.

Полномочия Совета Федерации и Государственной Думы последовательно разделены, у них нет так называемой конкуренции. Такое «внутрипарламентское разделение властей» проведено Конституцией и в отношении полномочий палат в законодательном процессе: федеральные законы вносятся в Государственную Думу, принимаются Государственной Думой и подлежат одобрению, в том числе по умолчанию, или отклоняются Советом Федерации. При этом Совет Федерации не вправе изменять текст закона, поступивший к нему из Государственной Думы. Конституцией предусмотрено и единственное исключение из этого порядка: в случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

Совету Федерации в целом, в отличие от Государственной Думы, равно как и его отдельным членам, Конституцией предоставлено право законодательной инициативы, т.е. внесения законопроекта в Государственную Думу (ст. 104 и 105). Таким образом, в Российской Федерации принята конституционная модель «последовательного» участия каждой из палат в законодательном процессе в отличие от практики ряда государств, имеющих двухпалатные парламенты, в которых каждая из палат вправе принимать законопроекты к своему рассмотрению.

Помимо законодательной деятельности Конституцией предусмотрено участие и Совета Федерации, и Государственной Думы в рассмотрении и решении отдельных вопросов. К ним относятся отрешение Президента от должности (п. «е» ч. 1 ст. 102, п. «ж» ч. 1 ст. 103, ст. 93), образование Счетной палаты (п. 5 ст. 101, п. «и» ч. 1 ст. 102, п. «г» ч. 1 ст. 103). Конституция очерчивает круг вопросов, федеральные законы по которым, принятые Государственной Думой, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации: федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия; ратификация и денонсация международных договоров РФ; статус и защита государственной границы; война и мир (см. комментарий к ст. 106).

И наконец, Конституция установила перечни государственной важности вопросов, окончательные решения по которым принимаются только Советом Федерации или только Государственной Думой (ст. 102 и 103). Однако и в этом случае в развитие конституционных норм федеральными законами установлена необходимость безотлагательного информирования другой палаты (проект федерального бюджета, военное положение, чрезвычайное положение и другие вопросы). Такая деятельность палат также призвана обеспечивать выполнение парламентом РФ его конституционной роли.

Конституцией гарантируется самостоятельность каждой из палат в организации собственной деятельности: избрание председателей палат и их заместителей, образование комитетов и комиссий, принятие своего, т.е. обязательного для палаты, регламента, решение вопросов внутреннего распорядка своей деятельности (см. комментарий к ст. 101). Вместе с тем, хотя Совет Федерации и Государственная Дума являются органически взаимосвязанными частями Федерального Собрания как единого представительного и законодательного органа РФ, Конституция не содержит каких-либо норм об особенностях работы Совета Федерации в период роспуска Государственной Думы (см. комментарий к ст. 109).

Конституционное требование о том, что никто не может присваивать власть в Российской Федерации (ч. 4 ст. 3), безусловно, распространяется и на все без исключения властные полномочия парламента. Конституция не допускает создания каких бы то ни было «замещающих» или «параллельных» Федеральному Собранию и его палатам структур. Поэтому не иначе как совещательными, подготовительными, консультативными или осуществляющими сугубо общественный контроль следует рассматривать такие образованные в последние годы «близкие» к парламенту субинституты, как федеральные округа и полпреды Президента в них, Общественная палата, Государственный Совет и его президиум, Совет законодателей и др. Подтверждением тому является запрет на пересмотр положений гл. 1, 2 и 9 Конституции Федеральным Собранием и возможность созыва для этого в конституционной процедуре Конституционного Собрания (см. комментарий к ст. 135).

2. Частью 2 комментируемой статьи закреплен принцип формирования состава Совета Федерации, в который входят по два представителя от каждого субъекта Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. В свою очередь это является развитием более общих конституционных положений о Российской Федерации, которая состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Федерации, государственную власть в которых осуществляют образуемые ими — субъектами Федерации — органы государственной власти (см. комментарии к ст. 5 и ч. 2 ст. 11). Тем самым исходными для формулы представительства в Совете Федерации являются названные основы конституционного строя и их особый статус, непосредственно закрепленный Конституцией (см. комментарии к ст. 16 и 135).

Анализ названных норм показывает: на уровне конституционного регулирования, во-первых, установлено, что представители, входящие в Совет Федерации, — это именно представители субъектов Федерации, т.е. населения, проживающего на их территории. Во-вторых, каждый из субъектов Федерации вне зависимости от его особенностей имеет в палате равное представительство, а значит и равное число голосов при принятии решений. В-третьих, также непосредственно из Конституции вытекает, что как представительный, так и исполнительный органы государственной власти субъекта РФ имеют равные права в определении персонального состава кандидатов, которые при наделении их соответствующими полномочиями будут представлять данный субъект РФ в Совете Федерации. И наконец, в-четвертых, каждый из этих двух представителей, которых Конституция именует членами Совета Федерации, имеет равный статус.

Непосредственно Конституцией решается и вопрос о количественном составе Совета Федерации. Ответ на него следует из системного взаимоувязанного применения комментируемой нормы и ст. 65 Конституции, закрепляющей как состав Российской Федерации в лице всех находящихся в ней субъектов Федерации, так и порядок принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта, устанавливаемый федеральными конституционными законами (см. комментарий к ст. 65). Число членов Совета Федерации должно равняться числу конституционных субъектов РФ, поименованных в ст. 65, умноженному на два. Вопрос представительства нового субъекта Федерации в Совете Федерации может решаться только после внесения изменений в ч. 1 ст. 65 в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 137 Конституции (см. комментарий к ней).

Законом о порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта изменения в ч. 1 ст. 65 Конституции вносятся на основании федерального конституционного закона об образовании в составе РФ нового субъекта и учитываются при переиздании текста Конституции (ч. 2 ст. 13). В настоящее время в составе Российской Федерации находятся 83 субъекта, и общее число членов Совета Федерации составляет 166, большинство, 2/3 и 3/4 голосов которых составляют 83, 112 и 126 соответственно.

Из конституционной природы Федерального Собрания как представительного органа РФ, неразрывной органической частью которого является Совет Федерации, равно как и из содержания возлагаемых на него конституционных полномочий, вытекает и необходимость адекватной легитимации его членов как полноправных представителей субъектов Федерации, единственным источником власти в которых (субъектах) являются граждане РФ, проживающие на их территориях. Именно из этого источника в конечном счете обретают свою легитимность и образуемые субъектами РФ органы государственной власти. Поэтому, как следует из ч. 2 ст. 95 в системной связи с другими названными конституционными положениями, первичным для члена Совета Федерации является представительство субъекта РФ, всех проживающих на его территории граждан (см. комментарий к ст. 94).

На основе указанных и иных требований Конституции федеральным законом должен устанавливаться порядок формирования Совета Федерации (см. комментарий к ч. 2 ст. 96). При этом термин «формирование» вряд ли следует рассматривать как противопоставление «выборам» депутатов Государственной Думы. Отечественная и зарубежная практика не исключают образования (формирования, сложения) состава палаты парламента с использованием избирательного права. Так был впервые сформирован на двухгодичный срок состав Совета Федерации на основании Указа Президента РФ от 11.10.1993 N 1626 «О выборах в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (в ред. от 10.01.2003) путем выборов двух депутатов от каждого субъекта Федерации по мажоритарной системе по двухмандатным избирательным округам, образуемым в границах соответствующих субъектов Федерации.

Снятие кажущегося противоречия в формуле «формирования путем выборов» происходит при учете конституционной природы Совета Федерации, призванного выражать и в составе, и во всей деятельности характер и принципы федеративного государства, субъекты которого должны обладать достаточной автономией. Конституция гарантирует каждому субъекту Федерации право иметь свою конституцию (устав) и законодательство, осуществлять государственную власть образуемыми ими (субъектами РФ) органами государственной власти (см. комментарии к ч. 2 ст. 5, ч. 2 ст. 11). Развитием этих конституционных основ и является комментируемое положение, гарантирующее каждому субъекту Федерации право иметь свое представительство в Федеральном Собрании.

Такой подход согласуется и с тем, что в ведении РФ находится формирование федеральных органов государственной власти, а значит и формирование Совета Федерации и Государственной Думы, порядок формирования (в том числе выборов) которых, в свою очередь, устанавливается соответствующими федеральными законами (см. комментарии к п. «г» ст. 71 и ч. 2 ст. 96). Принимая такие федеральные законы, Российская Федерация реализует свое полномочие по формированию Совета Федерации как палаты парламента. При установлении (восстановлении) в таком федеральном регулировании принципа выборности гражданами своих представителей от субъекта Федерации, при безусловном соблюдении конституционного механизма участия в этом процессе его органов государственной власти федеральный законодатель не более чем подтверждает конституционные пределы самостоятельности субъектов РФ, в том числе их конституционное право иметь своих полномочных представителей в Совете Федерации.

К сожалению, практика реализации комментируемой конституционной нормы федеральным законодателем свидетельствует о систематическом изменении критериев порядка формирования Совета Федерации. Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», в отличие от первоначального порядка, предусматривал, что в состав палаты по должности входят председатель законодательного (представительного) органа и руководитель исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации. В таком составе Совет Федерации функционировал в течение пяти лет. Конституция, следует отметить, устанавливает, что постоянно действующим является Федеральное Собрание (ч. 1 ст. 99), однако, в отличие от депутатов Государственной Думы, не требует, чтобы члены Совета Федерации работали на профессиональной постоянной основе.

Федеральным законом от 05.08.2000 N 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (в ред. от 21.07.2007) процедура формирования была вновь изменена. Теперь членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин РФ, достигший возраста 30 лет и обладающий в соответствии с Конституцией правом избирать и быть избранным в органы государственной власти (ст. 1).

Данным Законом установлен следующий порядок формирования палаты: член Совета Федерации — представитель законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации избирается этим органом на срок его полномочий (ст. 2); представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации назначается его высшим должностным лицом (с учетом нового порядка наделения последнего полномочиями) на срок его полномочий, с условием, если против назначения кандидата не проголосуют 2/3 от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти данного субъекта Федерации (ст. 4, 5).

Избранные (назначенные) члены Совета Федерации должны быть освобождены от обязанностей, не совместимых со статусом члена Совета Федерации, т.е. работать в палате, как и депутаты Государственной Думы, на профессиональной постоянной основе. Полномочия члена Совета Федерации могут быть прекращены досрочно избравшим (назначившим) его органом государственной власти в порядке, аналогичном его избранию (назначению). Кроме того, Закон допустил регулирование Регламентом палаты установление порядка принятия Советом Федерации решений о подтверждении полномочий вновь избранных (назначенных) членов Совета Федерации и решений о прекращении полномочий членов Совета Федерации (ст. 9).

Согласно поправкам, внесенным в указанный Закон Федеральным законом от 21.07.2007 N 189-ФЗ, членом Совета Федерации может быть избран гражданин России, проживший не менее 10 лет в совокупности на территории соответствующего субъекта Федерации (не распространяется на членов Совета Федерации на момент вступления данных поправок в силу); при этом федеральный законодатель установил исключение из этого условия для граждан, занимающих должности военной и правоохранительной службы. Вместе с тем исчерпывающий перечень ограничений на занятие государственных должностей РФ, установленных Конституцией, закреплен в самой Конституции (см. комментарии к ч. 2 ст. 81, ч. 3 и 4 ст. 32, ч. 2 ст. 97), а возрастной ценз для членов парламента установлен только для депутатов Государственной Думы — 21 год (ч. 1 ст. 97).

И, наконец, с 1 января 2011 г. кандидатом для избрания (назначения) в Совет Федерации может быть депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ или представительного органа местного самоуправления на этой же территории, а также отменяются так называемый «ценз оседлости» (не менее 10 лет) для членов палаты и условие о блокировании назначения члена Совета Федерации от исполнительного органа государственной власти — 2/3 депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ (в ред. Федерального закона от 14.09.2009 N 21-ФЗ).

Основной вопрос о природе представительства в Совете Федерации продолжает трактоваться противоречиво. Хотя действующий Закон и воспроизводит положение ч. 2 ст. 95 Конституции, из которого следует, что речь идет о представительстве субъектов Федерации (ст. 1), однако далее он сводит его только и исключительно к представительству их органов государственной власти (ст. 2, 4). Другими словами, допускается отождествление двух различных конституционных категорий: субъект Федерации и его органы государственной власти. Неопределенность в том, кого представляют члены Совета Федерации и можно ли быть одновременно представителем и субъекта Федерации и представителем его органов государственной власти, а точнее только одного из них (представительного или исполнительного), требует своего преодоления прежде всего федеральным законодателем. Естественно, при условии соответствия такого решения Конституции, которая закрепила баланс двух палат парламента и которой Федеральное Собрание должно руководствоваться в законодательной и иной своей деятельности.

У палаты, как постоянно действующей, нет срока полномочий, срок полномочий имеет каждый член Совета Федерации.

3. Комментируемое положение о количественном составе Государственной Думы — 450 депутатов, — равно как и иные конституционные нормы, не является формальным. Данный состав Государственной Думы, как и ее избрание на определенный срок (см. комментарий к ч. 2 ст. 96), выступают существенными конституционными гарантиями представительного характера Федерального Собрания, выполнения законодательных и других полномочий не только собственно Государственной Думой, но и Советом Федерации, т.е. парламентом в целом. Оптимальный количественный состав данной палаты парламента и соответствующая избирательная система должны обеспечивать представительство в ней граждан из всех субъектов Федерации, от всех слоев общества, национальностей и народов страны, мужчин и женщин, лиц различного возраста и профессиональной принадлежности, имеющих опыт политической и парламентской деятельности, членов политических партий, а также беспартийных, которых в России абсолютное большинство.

Такой количественный состав Государственной Думы и практика работы в таком составе в период формирования четырех созывов (1993 г., 1995 г., 1999 г., 2003 г.) на основе смешанной мажоритарно-пропорциональной системы оцениваются как близкие к оптимальному. При этом следует учитывать «сосуществование» Государственной Думы, как и всего парламента, с очевидным режимом президентской республики в Российской Федерации, с соответствующим механизмом формирования и ответственности федерального Правительства. Сравнение Государственной Думы с аналогичными («нижними») палатами парламентов ряда зарубежных государств (США, ФРГ, Франция, Великобритания) показывает, что в ней (Думе) примерно на 150-200 депутатов меньше. Вместе с тем это всегда выбор конституционного законодателя каждой страны.

Положение о вхождении в состав Государственной Думы 450 депутатов, избираемых периодически и на альтернативной основе, является также важной гарантией права граждан РФ избираться и быть избранными в органы государственной власти. При этом пассивное избирательное право при выборах в Государственную Думу безотносительно к принятой законодателем избирательной системе в соответствии с Конституцией в равной мере имеют и граждане, не состоящие в политических партиях (см. комментарии к ч. 2 и 3 ст. 3, ст. 19, ч. 2 и 3 ст. 32, ст. 96 и 97).

В связи с этим требует принципиальной оценки уже первая практика реализации нового Закона о выборах депутатов ГД ФС РФ (пятый созыв), когда в период избирательной кампании 2007 г. правом на самовыдвижение кандидатами в депутаты воспользовались только 68 беспартийных граждан Российской Федерации, и лишь 19 из них были включены в федеральные списки партий в порядке самовыдвижения. В этом плане требуют совершенствования и средства судебной защиты прав не состоящих в политических партиях граждан при реализации ими пассивного избирательного права.

2 декабря 2007 г. имела место практика баллотировки на выборах в Государственную Думу действующего беспартийного Президента РФ во главе федерального списка одной из партий с последующим отказом от депутатского мандата.

450 депутатов — это конституционное общее число депутатов Государственной Думы, исходя из которого Конституцией устанавливаются условия принятия палатой законов и постановлений, осуществление различных групповых инициатив депутатов. Разрешая данный вопрос по запросу Государственной Думы о толковании ряда положений Конституции, Конституционный Суд РФ постановил: положения об общем числе депутатов Государственной Думы, содержащееся в ч. 3 ст. 103, ч. 2 и 5 ст. 105, ч. 3 ст. 107, ч. 2 ст. 108, ч. 3 ст. 117 и ч. 2 ст. 135 Конституции, следует понимать как число депутатов, установленное для Государственной Думы ч. 3 ст. 95 Конституции, — 450 депутатов; положение об общем числе членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, содержащееся в Конституции, следует понимать как предусматривающее голосование раздельно по палатам и определение его результатов соответственно от численности каждой палаты, установленной ч. 2 и 3 ст. 95 Конституции (Постановление КС РФ от 12.04.1995 N 2-П*(991)). Большинство голосов (простое или квалифицированное) от общего числа депутатов Государственной Думы или членов Совета Федерации — это большинство от 450 депутатов, от конституционного состава членов Совета Федерации, — 166 (в настоящее время), а не от фактически избранного (назначенного) их числа.

С учетом общего числа депутатов и пропорционально представленных в палате политических партий в целях реализации конституционных полномочий определяется внутренняя структура и организация работы Государственной Думы.

По запросам 1/5 депутатов Государственной Думы или 1/5 членов конституционного состава Совета Федерации Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента, палат парламента (в том числе их регламентов), Правительства РФ, актов субъектов Федерации (см. комментарий к ч. 2 ст. 125).