Конституционное право в рф связано с

«Шпаргалка по конституционному (государственному) праву России»

1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА И ОТРАСЛЬ НАУКИ

Конституционное право РФ – отрасль российского права, регулирующая общественные отношения во всех областях жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной сферах и т. д., обеспечивающая реализацию конституционных норм через осуществление конституционного контроля.

Конституционное право – самостоятельная отрасль системы российского законодательства. Она имеет: 1) собственный предмет правового регулирования; 2) собственные, специфические методы регулирования общественных отношений.

Система конституционного права – совокупность норм конституционного права, структура которой обусловлена системой конституционно-правовых отношений. Система конституционного права включает: 1) нормы; 2) институты.

Конституционно-правовой институт – совокупность норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу. Институты конституционного права: 1) основы конституционного строя; 2) основы правового статуса человека и гражданина; 3) федеративное устройство государства; 4) система органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Помимо конституционного права как отрасли права, выделяется конституционное право России как наука. Наука конституционного права – совокупность идей, теорий и взглядов о конституционно-правовых институтах и отношениях, а также о практике применения норм конституционного права и его историческом развитии в России.

Наука конституционного права – самостоятельная наука. У нее есть собственный предмет изучения и специфические методы, благодаря чему она и выделяется в самостоятельную науку.

Предмет изучения науки конституционного права: 1) сущность, структура отрасли российского конституционного права, его источники; 2) фактические отношения, регулируемые нормами конституционного права; 3) практика реализации норм данной отрасли; 4) история самой науки конституционного права, построение прогнозов ее развития.

Методы науки конституционного права: 1) исторический; 2) сравнительно-правовой; 3) системный; 4) статистический; 5) конкретно-социологический и др.

Конституционное право РФ тесно связано с другими отраслями российского права. Оно является основой всей системы права РФ. Связь с уголовным правом РФ выражается в том, что именно Конституция РФ содержит нормы о правах человека и гражданина, принципы защиты естественных прав человека, основы гуманизации уголовного права.

Гражданское право не менее тесно связано с конституционным, так как в Конституции РФ закрепляется право частной собственности, которое является основным для гражданских правоотношений.

Конституционное право России связано и с другими отраслями права РФ: с трудовым – в Конституции закреплено право граждан на труд и отдых, основные гарантии безопасности и оплаты труда; с административным – конституционные нормы устанавливают компетенцию высших федеральных органов власти и принципы деятельности всех других органов; с экологическим – Конституция содержит положение о всеобщем праве на экологически чистые условия жизни и т. д.

Тест с ответами по Конституционному праву

Скачивание файла

Введите число с картинки:

Контрольный тест по Конституционному праву РФ B-I.

Конституционное право РФ как отрасль – это:

A) основное право гражданина, закрепленное в Конституции России;

B) ведущая отрасль права РФ;

C) правовая наука;

D) совокупность правовых норм, регулирующих определенную сферу жизнедеятельности.

К правовым источникам избирательного права в РФ относятся:

A) Конституция РФ;

B) Федеральные законы;

C) все перечисленное;

D) нормативные акты субъектов Федерации.

Республика в составе России имеет свои:

D) акты местного самоуправления.

Идеологический и политический плюрализм предполагает:

A) запрещение устанавливать какую-либо идеологию в качестве государственной или обязательной;

B) равенство всех общественных объединений перед законом;

C) все перечисленное;

D) запрещение общественных объединений, выступающих против существующего режима.

Положения глав 1, 2 и 9 Конституции РФ:

A) не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием РФ;

B) пересматриваются Президентам РФ;

C) пересматриваются Конституционным Судом;

D) могут быть пересмотрены на Референдуме.

Нормативно-правовой акт субъекта РФ:

A) не может противоречить Федеральному закону;

B) не может противоречить Конституции РФ;

C) может действовать в противоречии Федеральному закону по предметам собственного ведения;

D) может действовать в противоречии Конституции РФ по предметам своего ведения.

Инициативная группа по проведению Референдума обязана собрать:

A) не менее 100 тысяч подписей;

B) не менее 1 млн. подписей;

C) не менее 2 млн. подписей;

D) более 2 млн. подписей.

Конституция РФ провозглашает единственным источником власти:

Первый в истории России акт о гражданских свободах:

A) Манифест от 17 октября 1905 г.;

B) Манифест от 1861 г.;

C) Основные законы от 23 апреля 1906 г

D) Указа от 08 ноября 1723г.

Президент России является:

A) главой Правительства РФ;

B) главой государства;

C) главой Парламента;

D) главой Государственной Думы.

Достоинство личности в РФ:

A) может умаляться по приговору суда;

B) по заключению судебно-медицинской экспертизы;

C) не должно умаляться;

D) может не гарантироваться в отношении недееспособных лиц.

В соответствии с Конституцией РФ:

A) человек обязан указывать свою национальность;

B) человек вправе указывать свою национальность;

C) никто не может быть принужден к указанию своей национальности;

D) человек обязан указывать свою национальность при поступлении на работу или учебу.

Агитация по вопросам Референдума может проводиться:

A) посредством проведения массовых мероприятий;

B) посредством раздачи листовок в общественных местах;

C) посредством распространения рукописных материалов;

D) посредством отправления религиозных культов.

Порядок выборов президента РФ определяется:

A) Конституцией РФ;

B) Федеральным Конституционным законом;

C) Федеральным законом;

D) международным правом.

Верховенство в РФ имеют:

A) Конституция РФ;

B) конституции субъектов Федерации на соответствующей территории;

C) Федеральные законы;

D) акты органов местного самоуправления на соответствующей территории.

Контрольный тест по Конституционному праву РФ B-II.

Права человека в РФ:

A) происходят из естественного права;

B) происходят из позитивного права;

C) имеют фундаментальный характер;

D) могут быть ограничены государством.

Конституционное право РФ связано с:

B) государственным строем;

C) политической системой;

D) правами и свободами человека и гражданина.

Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ могут вносить:

A) Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ;

B) Конституционный Суд;

C) Генеральный прокурор;

D) группа депутатов Государственной Думы и Совета Федерации не менее 1/5 численности.

A) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом;

B) распускает Государственную Думу в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом;

C) назначает выборы в Совет Федерации в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным Конституционным законом;

D) распускает Совет Федерации в соответствии с Конституцией РФ и ФКЗ.

В систему комиссий Референдума входят:

A) Центральная избирательная комиссия РФ;

B) все перечисленное;

C) территориальные избирательные комиссии;

D) участковые комиссии Референдума.

Права и свободы в РФ могут быть ограничены в целях:

A) обеспечения обороны страны и безопасности государства;

B) развития экономики и повышения уровня жизни;

C) защиты нравственности;

D) идеологической борьбы.

К видам конституций по порядку принятия относятся:

Право на мирные собрания и публичные манифестации принадлежит:

A) принадлежит каждому человеку;

B) принадлежит только гражданам РФ;

C) принадлежит всем гражданам;

D) принадлежит гражданам, кроме случаев, предусмотренных федеральным законодательством.

Согласно Конституции РФ:

A) каждый имеет право на труд;

B) каждый обязан трудиться;

C) каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;

D) признается право на забастовку.

Президент Российской Федерации:

A) назначает Председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы;

B) принимает решение об отставке Правительства РФ с согласия Государственной Думы;

C) назначает и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы;

D) осуществляет управление федеральной собственностью.

Парламент РФ является:

A) исполнительным органом РФ;

B) представительным органом РФ;

C) законодательным органом субъектов РФ;

D) судебным органом РФ.

Действующая Конституция РФ принята:

A) путем Референдума;

B) после распада СССР;

C) во время существования СССР;

D) Федеральным Собранием РФ.

Конституционное право в тоталитарном государстве:

A) реально регулирует конституционно-правовые отношения;

B) защищает права и свободы человека и гражданина;

C) формально существует

D) регулирует отношения власти-подчинения.

Государственное устройство России:

Разделение властей в РФ это:

A) разделение на законодательную, исполнительную, судебную власти;

B) разделение власти на федеральном уровне и уровне субъекта Федерации;

C) порядок, согласно которому парламент может принять к своему рассмотрению любой вопрос функционирования государства;

D) система, которая предполагает, что представительные органы не имеют верховенства по отношению к другим ветвям власти.

Контрольный тест по Конституционному праву РФ B-III.

A) обязывает заботиться о нетрудоспособных родителях;

B) обязывает родителей заботиться о детях;

C) защищает материнство и детство;

D) наделяет родителей правом заботиться о детях.

Российская Федерация состоит из:

Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ:

A) более двух сроков;

B) более двух сроков подряд;

C) будучи старше 70 лет;

D) будучи старше 60 лет.

Судьями могут быть граждане РФ, достигшие:

Органы местного самоуправления в РФ:

A) решают вопросы местного значения;

B) решают вопросы федерального бюджета;

C) принимают местные законы;

D) организуют проведение Референдума.

Гражданство России является:

C) равным, независимо от оснований приобретения;

К признакам РФ как правового государства можно отнести:

A) независимость суда;

B) независимость Парламента;

C) независимость Правительства;

D) независимость Президента.

Конституция РФ устанавливает, что смертная казнь:

A) регламентируется только Федеральным законом;

B) может быть назначена только судом присяжных заседателей;

C) в военное время может быть назначена в упрощенном порядке;

D) может быть осуществлена по приговору Международного суда.

РФ может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий:

A) в соответствии с международными договорами;

B) если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина;

C) если это не противоречит основам конституционного строя РФ;

D) все перечисленное.

Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший:

Федеральные законы принимаются:

A) Президентом РФ;

B) Государственной Думой;

C) Советом Федерации;

D) Федеральным Собранием.

Край, область, город федерального значения, автономная область, автономные округа имеют свои:

A) акты местного самоуправления;

К конституционным принципам экономики РФ относятся:

A) поддержка предпринимательства;

B) защита экономического пространства каждого субъекта РФ;

C) установление таможенных сборов при пересечении грузами административных границ на территории РФ;

D) единство экономического пространства.

Права и свободы в РФ могут быть ограничены:

A) Федеральным законом;

B) Указом Президента РФ;

C) Законом субъекта Федерации;

D) Резолюцией Совета безопасности ООН.

Принципы избирательного права:

A) прямое избирательное право;

B) равное избирательное право;

C) все перечисленное;

D) всеобщее избирательное право.

Контрольный тест по Конституционному праву РФ B-IV.

Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае:

A) противоречия этих актов Конституции РФ и Федеральным законам;

B) противоречия международным обязательствам РФ;

C) нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса судом;

D) все перечисленное.

Количество видов субъектов РФ:

Гражданство РФ приобретается и прекращается:

A) в соответствии с Федеральным законом;

B) в соответствии с Указом Президента РФ;

C) в соответствии с Инструкцией МВД РФ;

D) в соответствии с международным правом.

Согласно Конституции РФ каждый обязан:

A) платить налоги;

B) защищать отечество;

C) бережно относиться к природным богатствам;

D) все перечисленное.

Ограничение перемещения товаров и услуг на территории РФ:

A) не допускается;

B) может вводиться в соответствии с Федеральным законом;

C) может вводиться органами исполнительной власти, если это необходимо для обеспечения безопасности;

D) может вводиться Указом Президента РФ.

Принципы избирательного права:

A) прямое избирательное право;

B) равное избирательное право;

C) все перечисленное;

D) всеобщее избирательное право.

Парламент РФ является:

A) исполнительным органом РФ;

B) представительным органом РФ;

C) законодательным органом субъектов РФ;

D) судебным органом РФ.

Порядок выборов депутатов Государственной Думы и формирования Совета Федерации устанавливается:

A) международным правом;

B) Конституцией РФ;

C) Федеральным Конституционным законом;

D) Федеральным законом.

A) правовую связь лица с конкретным государством;

B) взаимные права и обязанности гражданина и государства;

C) право государства избавляться от преступников путем лишения их гражданства и высылки за рубеж;

D) обязанность государства защищать гражданина за границей.

Конституционное право в демократическом государстве:

A) юридическая основа демократии;

B) основополагающая отрасль права;

C) ограничивает права и свободы человека в интересах общества на основе права;

D) свод традиций народовластия.

Основания конституционно-правовой ответственности:

A) наличие нарушенной конституционно-правовой нормы;

B) судебное решение;

C) наличие субъекта;

Смертная казнь в РФ применяется:

A) в исключительных случаях;

B) не применяется, так как Президентом наложен мораторий;

C) не применяется только при помиловании;

D) при военном положении.

К гарантиям права на неприкосновенность частной жизни относится:

A) неприкосновенность жилища;

B) запрет на распространение информации о частной жизни лица без его согласия;

C) обязанность компетентных органов обеспечить каждому возможность ознакомления с материалами, затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом;

D) свобода передвижения.

В РФ активное избирательное право предоставляется:

A) всем гражданам, достигшим возраста 18 лет;

B) всем гражданам, в том числе иностранным;

C) всем гражданам, не отбывающим наказание в местах лишения свободы по приговору суда;

D) всем гражданам, постоянно проживающим на территории России.

Президент Российской Федерации:

A) обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;

B) все перечисленное;

C) определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;

D) представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ОТРАСЛЬ И ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА: ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И МЕТОД РЕГУЛИРОВАНИЯ, МЕСТО В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ПРАВА

Актуальность исследования состоит в том, что поскольку Конституция Российской Федерации выступает основным законом Российской Федерации, как для государства в целом, так и для всех его субъектов, его правовое значение нельзя умолять.

Современное конституционное право выступает как отрасль права и как наука ее изучение выступает важнейшим принципом организации демократии и организации власти.

Конституционное право выступает основополагающей и актуальной темой современности, особенно теперь, поскольку на доктринальном уровне возникает множество противоречий в сфере прав и свобод граждан, взаимодействия органов власти на всех уровнях и т.д.

Предметом регулирования конституционного права, как и любой отрасли права, являются общественные отношения, которые с одной стороны способны поддаваться нормативно-правовому воздействию и с другой стороны в интересах общества требуют такого воздействия. Общественные отношения, составляющие предмет конституционного права имеют свои характерные особенности позволяющие выделить их из всей совокупности общественных отношений регулируемых правом.

Взаимоотношения государства с обществом показывает, что общество контролирует государственную власть, а государственная власть контролирует общественные отношения путем принятия нормативно-правовых актов, а так же государственного аппарата принуждения. Именно Конституция определяет границы вмешательства государства в общественную и политическую жизнь общества. Конституционные нормы так же устанавливают и внутреннее устройство государства.

Наука конституционного права и конституционного право, как отрасль права позволяют со всех сторон рассмотреть основные институты конституционного права, выявить их несовершенства и внести изменения в конституционно-правовую систему современности.

Целью курсовой работы выступает рассмотрение конституционного права Российской Федерации в контексте науки и отрасли права, а так же выявления основных путей развития данных направлений.

Исходя из поставленной цели, можно выделить основные задачи научного исследования:

— рассмотреть понятие и предмет конституционного права как отрасли права;

— охарактеризовать специфику и виды конституционно-правовых норм;

— рассмотреть систему конституционного права и его источников;

— выделить тенденции развития российского конституционного права как отрасли права;

— рассмотреть содержание и предмет науки конституционного права;

— охарактеризовать конституционное право, как систему права;

— рассмотреть развитие российской науки конституционного права;

Предметом курсовой работы выступает само конституционное право в рамках изучения его как науки и как отрасли права.

Объектом курсовой работы выступают общественные отношения, которые регулируются нормами конституционного права.

Теоретическую основу исследования составили нормативно-правовые акты, в частности Конституция Российской Федерации, а так же федеральные законы. Другой стороной теоретического исследования послужили доктринальные исследования в данной области.

Методологическую основу исследования составила совокупность таких методов как научно-прикладного, системно-логического, сравнительно-правового метода и метода системного анализа.

Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА Понятие и предмет конституционного права

Конституционное право выступает одной из ведущих отраслей права, как Российской Федерации, так и других стран, поскольку в большинстве своем Конституция выступает основным законом государства. Конституционное право в любом случае представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют четко определенные общественные отношения, которые являются общеобязательными и обеспечиваются со стороны государства применением аппарата принуждения в случае их нарушения 1 .

Данные правовые нормы характеризуются определенной внутренней связью и определены общими, присущими только нормам конституционного права, признаками, которые отличают нормы конституционного права от других правовых норм. При этом, поскольку конституционные нормы регулируют только определенную сферу общественных отношений, именно данная сфера отграничивает нормы конституционного права от иных норм. Поскольку регулируемые нормами права общественные отношения именуются предметом отрасли права, необходимо сказать, что все отрасли права отграничиваются по предмету своего правового регулирования 2 .

Таким образом, при определении понятия конституционного права, необходимо рассмотреть те общественные отношения, которые они регулируют. Необходимо отметить, что общественные отношения, которые регулируются нормами конституционного права имеют широкий спектр, в отличии например от других правовых дисциплин (гражданских, уголовных, административных), и распространяются как на экономические, социальные, политические и иные сферы жизнедеятельности общества. Иные же отрасли права обычно воздействуют на какую-то одну область жизни, например трудовое право регулирует только отношения, которые возникают на фоне труда, трудовых отношений между работником и работодателем.

При этом правовое регулирование всех сфер жизни, которые регулируются всеми нормами конституционного права, не одинаково в отношении того предмета, который данное право регулирует. В основном нормы конституционного права закрепляют только основополагающие начала, которые выступают основой иных правовых норм, которые выступают более локальными, нежели обобщенные нормы конституционного права. Примером такой локации может служить экономическая сфера, где предметом конституционного права выступают только те правоотношения, которые выступают основополагающими началами в экономике, в полном же объеме экономические правоотношения регулируются нормами гражданского, хозяйственного, предпринимательского права и иными смежными правовыми дисциплинами.

С другой стороны, некоторые общественные отношения регулируются нормами конституционного права целиком и полностью. К таким правоотношениям относят отношения, которые связаны с государственным устройством, организацией государственной власти, вопросы политической системы страны, а так же другие общественные отношения, связанные с вопросами построения государственной власти и регулирования деятельности страны.

Таким образом, можно подвести итог о том, что нормами конституционного права регламентируются базовые отношения на территории государства, регулирующие целостность общества, единство его организационно-правовой структуры 1 .

Определяя предмет конституционного права, можно выделить следующие общественные отношения, которые их регулируют:

— нормы конституционного права, которые регулируют основополагающие принципы регулированная государственного устройства государства и общества. Данные отношения регулируют в частности качественные характеристики государства, такие как его суверенитет, организационно-правовую форму, определяет субъектов государственной власти, административно-территориальное устройство страны и т.д.

— нормы конституционного права, которые закрепляют основополагающие положения регулирования правового статуса членов общества при его взаимодействии как с государством, так и с гражданином. Данные правовые нормы регулируют права и обязанности человека и гражданина, например такое право, как право на труд, право на гражданство, приобретенное или врожденное и иные права.

— если рассматривать данный вопрос в рамках Российской Федерации, то следующими правовыми нормами, регулирующими предмет конституционного права, выступают правоотношения, регулирующие взаимоотношения как между субъектами федерации, так между центром и субъектами федерации и их органами. Если рассматривать данный вопрос в рамках унитарного государства, то тут регулируется вопрос между центром и административно-территориальными единицами государства, а так же между органами государственной власти и органами власти на местах и органами местного самоуправления.

— нормы конституционного права, которые регулируют взаимодействие и организацию всех ветвей власти (исполнительной, законодательной и судебной). Данное взаимодействие достаточно важно и в дальнейшем раскрывается на уровне законов 1 .

В выводе к данному вопросу необходимо отметить, что конституционное право выступает ведущей отраслью права, которая представляет из себя совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения в сфере организации деятельности общества и государства на определенной территории, закрепляющие основы правового статуса человека и гражданина, устройство государства, деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Специфика и виды конституционно правовых норм

Рассматривая специфику конституционно-правовой нормы для начала необходимо определить ее признаки. К таким признакам можно отнести:

— особенность структуры конституционно-правовой нормы, поскольку в классическом понимании и определении структуры конституционно-правовой нормы она состоим из гипотезы, диспозиции и санкции, однако конституционно-правовые нормы, как правило, не содержат в себе санкций, он состоят из гипотезы (например, указание на то, что Россия независимое и суверенное государство), другие нормы состоят только из диспозиции, однако, как правило, они содержат в себе только гипотезы. Данное суждение содержит в себе то, что нормы носят диспозитивный характер и обусловлены предметом конституционного права, однако это не в коем случае не влияет на характер этих норм и не умоляет их значимости.

— нормы конституционного права, как правило, выступают нормами-дефинициями, поскольку не все нормы конституционного права закрепляют конкретные права и обязанности участников правоотношений, но это не влияет на обязательность их исполнения, поскольку все правовые нормы обязательны для исполнения 1 .

Таким образом, необходимо сказать, что нормы конституционного права особенны по своей природе, поскольку выступают нормами основного закона страны и закрепляют основополагающие начала, а не конкретные права и обязанности участников конституционных правоотношений.

Переходя к определению конституционно-правовой нормы, необходимо отметить, что это формально определенное, установленное и санкционированное народом или государством четко определенное правило поведения, которое регулирует общественные отношения, являющиеся предметом конституционного права и обеспечивается средствами государственного принуждения, предусмотренное нормами действующего законодательства.

Видовое разнообразие конституционно-правовых норм позволяет классифицировать конституционные нормы по нескольким основаниям.

Так, в зависимости от объекта правового регулирования можно выделить:

— нормы, которые определяют основы конституционного строя государства;

— нормы, регулирующие вопрос гражданства, то есть принадлежности граждан к тому или иному государству;

— нормы, регулирующие вопрос территориального устройства страны и государственного правления;

— нормы, регулирующие основные принципы деятельности органов государственной власти;

— нормы, регулирующие основу деятельности и основополагающие признаки органов местного самоуправления 1 ;

В зависимости от роли механизма правового регулирования конституционно-правовые нормы делятся на:

— нормы общего содержания – это те нормы, которые регулируют основополагающие принципы построения государства и деятельности граждан на территории государства. Нормы общего содержания определяют основополагающие принципы, понятия и категории, которые имеют важное юридическое значение и пронизывают в дальнейшем все отрасли российского права. Данные нормы имеют важное значение и подлежат обязательному учету при характеристике правовой системы Российской Федерации.

— конкретные конституционно-правовые нормы, которые непосредственно устанавливают права и обязанности сторон, а так же условия их реализации на практике;

В зависимости от характера обязательности предписаний, которые в них содержатся:

— нормы, которые носят диспозитивный характер, которые допускают регулировку отношений по соглашению сторон и устанавливают правило только при отсутствии договоренности между сторонами;

— конституционно-правовые нормы, которые носят императивный характер, данные нормы всегда обязательны для исполнения и не допускают ной договоренности между сторонами нежели той, которая закрепляется в норме права;

— конституционно-правовые нормы, которые имеют альтернативный характер, данные нормы позволяют различные варианты поведения, которые возникают в зависимости от конкретного юридического факта;

В зависимости от характера основного назначения предписания, конституционно-правовые нормы делятся на:

— нормы, имеющие обязывающий характер, то есть нормы побуждающие совершать определенные действия или же воздержатся от совершения конкретных действий, определенных конкретной нормой права;

— нормы, имеющие уполномочивающий характер, то есть определяющие конкретные права субъектов в совершении того или иного деяния и ли возможности воздержания от совершения данного деяния;

— нормы, которые имеют запрещающий характер, которые вводят запрет на совершение предусмотренных в данной норме права действий;

Исходя из такого критерия, как территория действия конституционно-правовые нормы могут иметь:

— общегосударственный характер, то есть распространять свое действие на всю территорию государства, то есть на территорию государства Российской Федерации;

— местный или локальный характер. Данные нормы имеют императивную силу на территории определенного региона, при этом данные нормы закреплены в конкретных актах субъекта.

Таким образом, в выводе к данному вопросу необходимо отметить, что конституционные нормы имеют все признаки, которые присущи нормам права, однако они имеют так же определенные особенности. К таким особенностям относят то, что данные нормы имеют особенный источник формирования, исключительный механизм реализации, закрепляют эталоны основополагающих общественных отношений, а так же имеют свою, характерную только им структуру.

Система конституционного права и его источники

Любая отрасль права имеет свое материальное выражение, материальное выражение норм права называется источником права.

Если говорить о признаках источников права, то тут необходимо отметить, что они имеют в себе два взаимосвязанных аспекта:

источник права в любом случае выступает внешней формой выражения конституционного права;

закрепление нормы права в конкретном источнике и делает норму права таковой, то есть придает ей общеобязательный характер;

При этом конституционное право имеет свою систему источников права. Под системой источников конституционного права подразумевается все их многообразие, то есть совокупность, которые характеризуется их взаимосвязью. Данная система не хаотична, она имеет определенную иерархию в зависимости от их юридической силы.

Если говорить о российской системе источников конституционного права, то особенность именно данной системы кроется в федеративном устройстве Российской Федерации. В систему источников конституционного права Российской Федерации входит:

— Конституция Российской Федерации, как основной закон страны, являющийся основным источником конституционного права Российской Федерации имеющий определенные особенности. Так, Конституция Российской Федерации принимается народом и для народа, таким образом, она выражает норму самого народа. Конституционные нормы устанавливают основные принципы существования государства, основы государственной власти, права и обязанности граждан и т.д. Конституция в своих правовых нормах иногда делает ссылки на другие источники конституционного права, таким образом, некоторые нормы Конституции имеют отсылочный характер. Как уже отмечалось выше, Конституция Российской Федерации является основным законом государства, на основе именно данного закона принимаются иные нормы права. Конституция имеет важное общественно-политическое и идеологическое значение, таким образом, она выступает нечто большим, нежели источником права. Множество норм конституционного права охватывают широкий круг общественных отношений, практически проникая в каждую сферу жизнедеятельности общества 1 .

Наряду с Конституцией Российской Федерации действуют так же конституции ее республик, а так же уставы иных субъектов федерации, которые обладают такими же признаками, однако уже на локальном уровне. При этом данные уставы и конституции не должны противоречить основному закону государства.

— Законы Российской Федерации, как отражение основополагающих черт Конституции Российской Федерации. При этом к источникам конституционного права относятся только те законы, которые содержат в себе конституционно-правовые нормы. К таким законам относят федеральный конституционный закон, который принимается только по вопросам, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации. При этом федеральные конституционные законы имеют приоритет между федеральными законами. Так же в данном блоке можно отметить, что к источникам конституционного права относится закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации. При противоречии указанных конституционно-правовых норм и норм субъектов федерации действуют первые.

— акты палат Федерального Собрания Российской Федерации.

— Указы Президента Российской Федерации, которые издаются на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов.

— Постановления Правительства Российской Федерации, данные нормативно правовые акты принимаются на основании Конституции Российской Федерации и они могут приниматься только в рамках нормативно закрепленных полномочий;

— Акты органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, поэтому данные нормативно-правовые акты выступают внешней формой выражения конституционных норм. При этом данные нормы выступают отсылочными по отношению к Конституции Российской Федерации.

— Конституционно-правовые договоры и соглашения, которые заключаются субъектами конституционного права в рамках определенных для них полномочий. К таким источникам права можно отнести федеративный договор, который закрепляет взаимоотношения между центром и субъектами федерации, договоры между Российской Федерацией и субъектом Федерации о разграничении предметов ведения и делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Федерации, договоры между органами государственной власти автономного округа и органами государственной области края, соглашения об изменении статуса субъекта Российской Федерации, договоры между органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

— нормы международного права и международные договоры, которые ратифицированы на территории Российской Федерации. Для данных источников конституционного права характерен распад данной нормы на две составные части. Одной составной частью выступает именно норма, которая закрепляется на международно-правовом уровне. Второй же составной частью выступает закон, который ратифицирует данную международно-правовую норму и придает ей юридическую силу на территории Российской Федерации.

— решения Конституционного Суда Российской Федерации, данные источники конституционного права являются источниками толкования, поскольку именно Конституционный Суд РФ вправе давать оценку соответствия того или иного источника права Конституции Российской Федерации.

Некоторые ученые к данным общепризнанным источникам конституционного права так же относят нормы естественного права, которое закрепляет в себе те естественные права и свободы, которые являются неотъемлемыми от личности. При этом, общепризнанным фактом, считается то, что именно эти права становятся источником отдельных положений Конституции Российской Федерации, то есть выступают ее первоисточником.

В выводе к вопросу необходимо отметить, что систему конституционного права Российской Федерации составляет совокупность ее источников, которые регулируют отдельные сферы правоотношений на территории Российской Федерации. Данные источники достаточно многообразны, относительно включения тех или иных источников в данную систему среди ученых-правоведов до сих пор ведутся споры, однако это еще раз указывает на многогранность такого основополагающего понятия как конституционное право.

Тенденции развития российского конституционного права как отрасли

Поскольку конституционное право выступает ведущей отраслью российского права, некоторым может показаться, что данное право неизменно, поскольку отражает основополагающие принципы страны, однако это не так. Конституционное право изменяется вместе с изменение политических, социальных и экономических процессов в обществе, которые являются достаточно динамичными.

Для развития современного конституционного права Российской Федерации можно выделить основополагающие задачи, которые необходимо решить на нормативном уровне. К данным задачам можно отнести:

— завершение процесса формирование нормативно-правовой базы, в частности конституционных законов и федеральных законов;

— совершенствование действующего конституционного законодательства. На доктринальном уровне ученые-правоведы часто спорят относительно несовершенства того или иного конституционного закона и его несоответствия конституционно-правовой доктрине. В частности такого совершенствования требует избирательное право Российской Федерации, а так же иные сферы жизни общества – экономическая, политическая и т.д.

— повышение степени механизма реализации конституционно-правовых норм на практики, усиление степени ответственности за их неисполнение;

— устранение коллизий между законодательством субъектов Федерации и конституционно-правовым законодательством 1 .

В выводе к вопросу следует отметить, что конституционное право на современном этапе активно развивается, при этом серьезное внимание уделяется административной реформе, судебной системе, искоренению недостатков конституционного законодательства, демократизации обеспечения прав и свобод личности.

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО КАК НАУКА 2.1. Содержание и предмет науки конституционного права

Понятие предмета наук конституционного права следует отличать от понятия предмета конституционного права как отрасли права. Для определения предмета конституционного права как науки необходимо, для начала, дать определение данному понятию.

Наукой конституционного права выступает совокупность познаний, взглядов, принципов и идей, которые развиваются на доктринальном уровне о конституционном праве как отрасли права, а так же о регулируемых конституционным правом общественных правоотношений. Наука конституционного права представляет собой частью учения о праве, поскольку конституционное право выступает одной из отраслей права, при этом наука конституционного права выступает частью государствоведения. Наука конституционного права изучает закономерность образования и развития государственных институтов.

Предметом конституционного права, как отрасли права выступает:

— конституционно-правовые институты, при этом не только их современное нормативно-правовое закрепление, но и динамика их развития, а так же анализ на сколько прошлый опыт развития данных институтов повлиял на современное правовое закрепление их деятельности, а так же позволяет сделать анализ их развития в дальнейшем;

— объединение норм права, а так же закономерности их взаимодействия и тенденции развития такого взаимодействия вплоть до их усовершенствования;

— правоотношения, которые связаны со всеми проявлениями государственной власти на всех уровнях, вплоть до изучения вопросов распределения власти на отдельных территориях, между субъектами федерации, а так же рассматривает вопрос взаимодействия между государством и человеком;

— вопросы, которые связаны с интересами человека, общества и государства;

— конституционно-правовой статус личности, политических партий и других общественных объединений, различных социальных общностей 1 ;

Если говорить от взаимодействии науки конституционного права и других правовых дисциплин, то можно сказать, что наука конституционного права тесно взаимодействует с теорией государства и права, философией права и иными доктринальными дисциплинами. При этом многие выводы, теоретические положения и принципы, которые были разработаны в науки конституционного права, становятся основополагающими для других отраслевых дисциплин 2 .

Наука конституционного права связана и с наукой международного права. В связи с тем, что общепризнан­ные принципы и нормы международного права согласно Конституции 1993 года включены в национальную пра­вовую систему, имеют приоритетный характер над внут­ренним законодательством, конституционно-правовые нормы и институты должны быть согласованы с норма­ми международного права,

В выводе к данному вопросу необходимо сказать, что предметом науки конституционного права выступают те научные заключения, принципы и закономерности, которые позволяют исследовать свойства конституционно-правовых норм, институтов и отношений, которые существуют в конституционно-правовой сфере, а так же позволяет найти закономерности построения и совершенствования тех или иных конституционно-правовых институтов.

Конституционное право – система знаний

Поскольку наука конституционного права Российской Федерации выступает системой знаний, идей, представлений и учений о конституционно-правовых нормах и процессах, которые происходят как в рамках территории Российской Федерации, так и за ее пределами данная система имеет свою четко определенную структуру.

В науке конституционного права, как и в правоведении в целом, происходят процессы дифференциации знаний, в результате чего вся их совокупность обособляется в отдельные блоки. В своем единстве, взаимодействии они образуют единую систему науки конституционного права.

Под системой науки обычно понимается структура расположения накопленных знаний в их логической последовательности. При рассмотрении этой системы наиболее часто применяются два подхода, опирающиеся на систему отрасли конституционного права, на структуру Конституции. Один из них предполагает следующую структуру системы науки конституционного права:

— общетеоретические вопросы науки и отрасли конституционного права. Наука конституционного нрава, относящаяся к числу отраслевых, изучает элементы отрасли конституционного права. Этим ее задачи не ограничиваются, ибо она наряду с познанием составных частей исследует то общее, что присуще отрасли конституционного права в целом, т. е. характер и особенности ее предмета, специфику теории, особенности регулируемых конституционно-правовых отношений.

В рамках данного раздела изучаются предмет, задачи, методология, источники науки конституционного права, взаимосвязь с другими науками, понятие, предмет, источники конституционного права как отрасли, конституционно-правовые нормы и конституционно-правовые отношения, система отрасли, методы регулирования общественных отношений, тенденции развития отрасли, ее значение в подготовке юристов.

— учение о Конституции. Конституция является основным источником конституционного права как отрасли. Поэтому целый раздел системы науки конституционного права посвящен этому феномену. В этом разделе изучаются сущность, особенности и юридические свойства Конституции, ее виды, форма, этапы конституционного развития; взаимосвязи конституций различных видов внутри Российской Федерации; формы и механизм реализации конституционных норм, охрана и защита Конституции.

— основы конституционного строя (конституционные основы устройства общества и государства). Это новый раздел в науке конституционного права. Его появление обусловлено введением одноименного института в Конституцию РФ 1993 г 1 .

Наука конституционного права призвана сформулировать понятие основ конституционного строя, дать соотношение конституционного строя с государственным и общественным строем, выяснить, какие принципы в своей совокупности могут составлять эти основы, объективно ли введены в Конституцию правовые нормы, составляющие этот институт.

— конституционный статус индивидов, их объединений. Раздел посвящен анализу взаимоотношений государства и граждан, их объединений, учению о правах, свободах и характеристике их отдельных видов. Это целый комплекс проблем, вытекающих из положения человека и гражданина в государстве и обществе, из конституционного закрепления прав, свобод, обязанностей граждан, их гарантий, юридической природы данных прав и свобод. Сюда же примыкают такие проблемы, как демократия и личность, права человека и общие принципы демократии, их соотношение.

— территориальная организация государственной (публичной) власти. В этом разделе изучаются вопросы, связанные с территориальной организацией государственной власти, распределением этой власти по вертикали в соответствии с теми или иными формами государственного устройства.

— конституционные основы системы государственных органов, их организации и деятельности. В этом разделе объединяются исследования по многочисленным вопросам организации и осуществления государственной власти. Объектами таких исследований являются система и виды государственных органов, конституционно-правовые статусы конкретных государственных органов, принципы построения этой системы, статус и формы деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, конституционные основы организации местного самоуправления.

Другие же ученые в систему науки включают:

конституционное право как юридическую науку;

конституционное право как отрасль права;

конституционные основы устройства общества и государства;

конституционные основы правового положения личности;

конституционные основы территориальной организации государственной власти;

конституционные основы системы государственных органов и их конституционно-правовое положение.

В этих двух подходах нет существенных различий, за исключением того, что во втором из них наука и отрасль включены в систему науки в качестве отдельных разделов и исключен как самостоятельный раздел «Учение о Конституции».

Имеются и иные схемы системы науки конституционного права.

В выводе к данному разделу отметим, что наука конституционного права представляет под собой определенную систему, которая состоит из определенных блоков, однако доктрина конституционного права не имеет однозначного определения данных блоков. В науке конституционного права, как и в правоведении в целом, происходят процессы дифференциации знаний, в результате чего вся их совокупность обособляется в отдельные блоки. В своем единстве, взаимодействии они образуют единую систему науки конституционного права.

2.3. Развитие российской науки конституционного права

Российская наука конституционного права получила свое самостоятельное существование и развитие только после распада СССР, поскольку ранее данная правовая дисциплина входила в систему советского государственного права, в советский период данная наука сформировалась как наука социалистического типа.

Используя теоретический потенциал предшествующего этапа развития науки государственного права, наука конституционного права освобождается от догматического подхода к исследованию проблем отрасли. Расширяется методологическая основа науки. Узкоклассовая трактовка государственно-правовых институтов, характерная для предшествующего этапа, не соответствует новым ориентирам, положенным в основу развития общества на современном этапе.

Признание приоритета общечеловеческих ценностей, необходимость формирования гражданского общества, освобожденного от глобального огосударствления, присущего социалистическому этапу развития страны, отказ от монополии марксистско-ленинской идеологии либо любой другой, от принципа однопартийности – отправные ориентиры современных конституционно-правовых исследований.

Изменяются и подходы науки к трактовке правовых форм регулирования экономической жизни общества. Переход на рыночную формухозяйствования, утверждение множественности форм собственности, в том числе частной собственности, требуют новых подходов к теоретическому анализу конституционных положений в этой сфере.

Важными задачами науки конституционного права Российской Федерации являются теоретическая разработка проблем федеративных отношений, обоснование концепций российской Конституции, которая в концентрированной форме закрепила основные принципы устройства государства и общества, дала общую характеристику исходных начал всех конституционно-правовых институтов.

Современный этап в развитии науки конституционного (государ­ственного) права в нашей стране связан прежде всего с переходом от тоталитарного к демократическому праву. Уже в 80-х гг. в науке стали зарождаться и крепнуть идеи перехода к демократизации страны, дей­ствительного признания и соблюдения прав и свобод человека, утверж­дения правового государства, подлинного разделения властей, обнов­ления федерализма, использования местного самоуправления и др. Ко­нечно, решающую роль здесь сыграло коренное изменение социально-политической обстановки в стране на рубеже 80—90-х гг., прежде всего события августа 1991 г. и их последствия. Но нельзя не видеть, что переход к демократизации страны во многом опирался и на достижения нашей конституционно-правовой науки 1 .

Сегодня общепризнанным является факт признания большого вклада российской юридической науки в разработку, принятие и пре­творение в жизнь первой в истории нашей страны демократической Конституции Российской Федерации и многих других важнейших конституционно-правовых актов.

Вывод. Период становления науки конституционного права приходится на период распада Советского Союза, поскольку ранее учение о науке государственного права входило в разряд государствоведения. При этом развитие науки конституционного права нельзя не связывать с теми доктринальными исследованиями, которые делаются на уровне диссертационных исследовании и круглых столов, именно в споре рождается истина усовершенствования конституционного права как отрасли права, это и выступает девизом науки конституционного права.

На основании поставленных задач научного поиска, можно сделать ряд выводов:

Конституционное право выступает ведущей отраслью права, которая представляет из себя совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения в сфере организации деятельности общества и государства на определенной территории, закрепляющие основы правового статуса человека и гражданина, устройство государства, деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Нормами конституционного права регламентируются базовые отношения на территории государства, регулирующие целостность общества, единство его организационно-правовой структуры.

Определяя предмет конституционного права, можно выделить следующие общественные отношения, которые их регулируют:

— нормы конституционного права, которые регулируют основополагающие принципы регулированная государственного устройства государства и общества.

— нормы конституционного права, которые закрепляют основополагающие положения регулирования правового статуса членов общества при его взаимодействии как с государством, так и с гражданином.

— если рассматривать данный вопрос в рамках Российской Федерации, то следующими правовыми нормами, регулирующими предмет конституционного права, выступают правоотношения, регулирующие взаимоотношения как между субъектами федерации, так между центром и субъектами федерации и их органами.

— нормы конституционного права, которые регулируют взаимодействие и организацию всех ветвей власти (исполнительной, законодательной и судебной).

Конституционные нормы имеют все признаки, которые присущи нормам права, однако они имеют так же определенные особенности. К таким особенностям относят то, что данные нормы имеют особенный источник формирования, исключительный механизм реализации, закрепляют эталоны основополагающих общественных отношений, а так же имеют свою, характерную только им структуру.

Если говорить о признаках источников права, то тут необходимо отметить, что они имеют в себе два взаимосвязанных аспекта:

источник права в любом случае выступает внешней формой выражения конституционного права;

закрепление нормы права в конкретном источнике и делает норму права таковой, то есть придает ей общеобязательный характер;

В систему источников конституционного права Российской Федерации входит — Конституция Российской Федерации, законы Российской Федерации, как отражение основополагающих черт Конституции Российской Федерации, акты палат Федерального Собрания Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, акты органов местного самоуправления, конституционно-правовые договоры и соглашения, нормы международного права и международные договоры, которые ратифицированы на территории Российской Федерации, решения Конституционного Суда Российской Федерации

Наукой конституционного права выступает совокупность познаний, взглядов, принципов и идей, которые развиваются на доктринальном уровне о конституционном праве как отрасли права, а так же о регулируемых конституционным правом общественных правоотношений.

Предметом конституционного права, как отрасли права выступает:

— конституционно-правовые институты, при этом не только их современное нормативно-правовое закрепление, но и динамика их развития, а так же анализ на сколько прошлый опыт развития данных институтов повлиял на современное правовое закрепление их деятельности, а так же позволяет сделать анализ их развития в дальнейшем;

— объединение норм права, а так же закономерности их взаимодействия и тенденции развития такого взаимодействия вплоть до их усовершенствования;

— правоотношения, которые связаны со всеми проявлениями государственной власти на всех уровнях, вплоть до изучения вопросов распределения власти на отдельных территориях, между субъектами федерации, а так же рассматривает вопрос взаимодействия между государством и человеком;

— вопросы, которые связаны с интересами человека, общества и государства;

— конституционно-правовой статус личности, политических партий и других общественных объединений, различных социальных общностей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 декабря; СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 152; 2005. № 42. Ст. 4212.

Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации / М. В. Баглай. – М., 2010. – 796 с.

Братановский С. Н. Конституционное право России; РИОР, Инфра-М — Москва, 2014. — 384 c

Васильева С. В., Виноградов В. А., Мазаев В. Д. Конституционное право России; Эксмо — Москва, 2013. — 560 c.

Конституционное право; Проспект — Москва, 2013. — 584 c.

Конституционное право России; АСТ, Сова — Москва, 2014. — 160 c.

Конституционное право России; Юнити-Дана — Москва, 2014. — 616 c.

Конституционное право. Учебник; БЕК — Москва, 2014. — 464 c.

Козлова Е. И. Конституционное право России: учебник / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин; Моск. гос. юрид. акад. им. О. Е. Кутафина. — М., 2010. — 603 с.

Киселев А. И. Теория и практика конституционного права: учебное пособие / А. И. Киселёв; Новосиб. гос. техн. ун-т. — Новосибирск, 2009. — 267 с.

Мархгейм М.В., Смоленский М.Б., Тонков Е.Е. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. — М.: Феникс, 2011. – 116 с.

Нарутто С.В. Конституционное право России / С.В. Нарутто, Н.Е. Таева, Е.С. Шугрина. – М.: Ифра-М. 2013. – 413 с.

Нудненко, Л. А. Конституционное право России : учебник для бакалавров / Л. А. Нудненко. — М. : Издательство Юрайт, 2012. — 581 с.

Современное конституционное право; ИНИОН РАН — Москва, 2013. — 210 c.

Стрекозов В. Г. Конституционное право России (Гриф МО). -3-е изд., испр.и доп. — М.: Юрайт,2012. – 245 с.

1 Киселев А. И. Теория и практика конституционного права: учебное пособие / А. И. Киселёв; Новосиб. гос. техн. ун-т. — Новосибирск, 2009. – С. 87.

2 Конституционное право России; АСТ, Сова — Москва, 2014. – С. 34.

1 Конституционное право. Учебник; БЕК — Москва, 2014. – С. 21.

1 Конституционное право России; Юнити-Дана — Москва, 2014. – С. 154.

1 Денисов С.А. Официальное и реальное государственное (конституционное) право / С.А. Денисов // Конституционное и муниципальное право. — 2007. — №20. — С. 6

1 Васильева С. В., Виноградов В. А., Мазаев В. Д. Конституционное право России; Эксмо — Москва, 2013. – С. 114.

1 Братановский С. Н. Конституционное право России; РИОР, Инфра-М — Москва, 2014. – С. 112.

1 Нудненко, Л. А. Конституционное право России : учебник для бакалавров / Л. А. Нудненко. — М. : Издательство Юрайт, 2012. — С. 88.

1 Мархгейм М.В., Смоленский М.Б., Тонков Е.Е. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. — М.: Феникс, 2011. – С. 112.

2 Стрекозов В. Г. Конституционное право России (Гриф МО). -3-е изд., испр.и доп. — М.: Юрайт,2012. – С. 65.

1 Современное конституционное право; ИНИОН РАН — Москва, 2013. – С. 52.

1 Козлова Е. И. Конституционное право России: учебник / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин; Моск. гос. юрид. акад. им. О. Е. Кутафина. — М., 2010. – С. 215.

Студенческий научный форум — 2015
VII Международная студенческая научная конференция

В рамках реализации «Государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» и направления «Вовлечение молодежи в инновационную деятельность и научно-техническое творчество» коллективами преподавателей различных вузов России в 2009 году было предложено совместное проведение электронной научной конференции «Международный студенческий научный форум».