Консультации для родителей диалогическая речь

Консультация для родителей «Развитие диалогической речи»

Консультация для родителей «Развитие диалогической речи».

Взрослые, и в первую очередь родители, должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Мать, отец и другие члены семьи являются первыми собеседниками и учителями малыша на пути его речевого развития.

Овладение связной диалогической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. В диалогической речи совершенствуются речевой слух, правильное звукопроизношение, интонационная выразительность, закрепляются навыки правильной выразительной речи.

Диалогическая речь является психологически наиболее простой и естественной формой речи, возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников и состоит в основном в обмене репликами. Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками.

В семье, в общении с родными предоставляются большие возможности для закрепления речевых навыков.

Например, Вы ведете своего малыша домой из детского сада. Расспросите, чем запомнился ему этот день, что узнал нового, а потом просто поиграйте, рассказывая по ролям стихотворение-шутку «Мы с тобой шли…»:

— Мы с тобой шли? (спрашивает взрослый)

— Шли (отвечает ребенок)

— Мы с тобой шли…(все повторяется сначала)

В следующий раз можно поменяться ролями. Очень важно при этом давать ребенку образец правильной речи и следить за тем как ребенок говорит. Не забывайте об интонационной окраске речи.

Для формирования диалогической речи рекомендуется использовать дома такие приёмы, как словесные поручения, чтение литературных произведений, специально организованные речевые ситуации, разнообразные игры.

1. Словесные поручения.

Выполняя словесные поручения, ребенок должен использовать речь. Дайте ребенку поручение что-нибудь сделать, например, попросить у бабушки тряпочку для мытья кубиков и т.д. Для усвоения информации, важно попросить ребенка повторить поручение. После выполнения поручения, узнайте у ребенка, как он с ним справился.

2. Чтение литературных произведений.

Чтение литературных произведений даёт детям образцы диалогического взаимодействия, правила очередности, помогает усвоить различные виды интонации. У ваших детей должна быть детская библиотека. В неё входят произведения Корнея Чуковского, С.Я. Маршака, А.С. Пушкина, Н. Носова «Приключения Незнайки в солнечном городе», произведения Мамина – Сибиряка, Пришвина, Чарушина и Житкова о животных, стихи Агнии Барто, басни И.Крылова, сказки Братьев Гримм и т.д. Замечательным приемом, обучающим детей умению задавать друг другу вопросы, является проговаривание скороговорок. 3.Специально организованные речевые ситуации

Специально организованные речевые ситуации – это задания дидактического характера. Они побуждают ребенка самостоятельно выстраивать свою развернутую речь. Например, «У бабушки День рождения. Надо её поздравить. Как мы с тобой это сделаем, какие слова ей скажем? А что еще можно добавить? Повтори полное поздравление, которое у нас получилось. Особое место нужно отвести дружеским беседам, в которых дети не демонстрируют свои знания, а делятся жизненными впечатлениями, переживаниями. Тематика дружеских бесед разнообразна: воспоминания о летнем отдыхе, обсуждение прочитанного, рассуждения о дружбе, рассказы об интересных встречах в природе, забавах, и т. п. В дружеской беседе дети удовлетворяют потребность в общении, во внимании к себе окружающих, обмене чувствами, впечатлениями.

4. Разнообразные игры.

Это сюжетно – ролевые игры, дидактические, подвижные, игры – инсценировки, игры – драматизации. Например, «Разговор по телефону», «Магазин», «Почта», «Звонок в цветочный магазин», «Интервью», «Маковое зернышко», «Факты», «Согласен, не согласен», «Что в чудесном мешочке?», «Вопрос с подсказкой», «Да и нет», «Угадай, какой предмет загадан», «Чего не стало? », «Что попало к нам в роток, что попало на зубок?».

Подвижные игры, содержащие диалоги, помогают детям закрепить умение адресовать речь собеседнику, вдумываться в сказанное партнерами, формулировать правильно вопрос. К таким играм относятся: «Гуси – Гуси», «Коршун», «Краски», «Жмурки», «Король», «Кошка и мышка» и др.

В домашних играх – инсценировках и играх – драматизациях ребенок координирует игровые действия с партнером (членом семьи), соблюдает очередность высказываний, учится аргументировано выражать согласие и несогласие с действиями партнера, задавать вопросы, отвечать на них, высказывать просьбы, поручения, побуждения. Ребёнок упражняется в диалогах, заимствованных из литературных произведений. Например, игры – драматизации «Теремок», «Курочка Ряба», «Маша и Медведь», настольный театр «Капитан», «Тим и Том», кукольный театр, игры с пением – хороводы, и др.

Широкие возможности для развития диалогического общения предоставляет изобразительная деятельность. Прежде всего, это сфера самораскрытия, самореализации ребенка, в процессе которой он использует не только карандаш и краски, но и слово, комментируя свои действия и настроение.

Диалог для дошкольника является первой школой овладения родной речью, школой общения, он сопровождает и пронизывает всю жизнь ребенка, все отношения, он по существу — основа развивающейся личности. Ваш ребенок должен чувствовать, что в семье к нему относятся с любовью и уважением, что взрослые считаются с ним, чутко прислушиваясь к его мнению, интересам, потребностям, когда взрослые не только говорят сами, но и умеют слушать его, занимая позицию тактичного собеседника.

Тематическая встреча-консультация «Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста»

Уроки общения

Ребёнок усваивает родную речь так называемым “материнским способом”, подражая близким, поэтому гак важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь, соответствующую правилам речевого этикета. А.С. Макаренко писал о роли примера взрослых, окружающих ребёнка “Ваше собственное поведение — самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы разговариваете с другими людьми и говорите о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газеты — всё это для ребёнка имеет большое значение”.

Необходимо избавить ребёнка от грубостей, исключить из семейного обихода бранные, тем более нецензурные слова.

Понаблюдайте, как разговаривают между собой дошкольники во дворе, в детском саду, на игровой площадке.

Вы без труда заметите таких, кто не говорит, а кричит, безусловно подражая кому — то из взрослого окружения.

А часто ли вы обращаетесь к своему дитяти не в форме приказания, а просьбы и употребляете слово “ пожалуйста”, благодарите его, высказываете своё родительское одобрение по поводу проявленной им вежливости?

Выражения “доброе утро” и “спокойной ночи” являются неотъемлемыми составными речевого этикета ребёнка, как и слова “здравствуйте”, “ до свидания”, произносимые приветливо, с улыбкой.

Ведь мимика и интонация имеют порой не меньший смысл, чем само содержание высказывания. Так, сердито произнесённое приветствие может быть воспринято как выражение неприязни.

Неплохо приучать ребёнка здороваться при посещении быта, если вы туда заходите с ним. А поступаете ли вы так сами?

Слова — приветствия настраивают обе стороны на дружелюбный лад. Такие слова, как “здорово”, “ чао”, “ здрасьте” и т. п., которые так распространены теперь среди подростков, молодых людей, могут проникнуть и в лексикон дошкольников. Нужно объяснить ребёнку, что эти слова применимы только в отношениях со сверстниками, но не со взрослыми.

Приучите ребёнка, когда ему понадобится вещь, принадлежащая другому члену семьи спрашивать разрешение.

“Волшебное слово” — это меткое выражение хорошо известно нашим детям. Но все ли им пользуются? Напоминайте вашему ребёнку, чтобы он не забывал “о волшебной силе” слова “пожалуйста”.

Если двухлетний малыш говорит взрослому “ты”, в его устах это звучит даже мило. Но с четырёх лет дети уже должны, обращаясь к взрослому, говорить ему “вы” и называть по имени и отчеству (кроме родителей, бабушки, дедушки — самых близких родных).

Стоит задуматься и над тем, что в некоторых семьях “мамка”, “папка” — обычное обращение. В литературном отношении правильнее, если дети называют родителей “мама”, “папа”, не избегая, конечно, и ласкательных форм: “мамочка”, “папочка”.

Речь некоторых детей изобилует разного рода оскорбительными кличками, конечно же не ими выдуманными. Если в семье ребёнок то и дело слышит “растяпа”, “дурень”, “разгильдяй”, “негодник”, эти слова прочно входят в его собственный лексикон и никак не украшают ни его речь, ни отношения с теми, кому адресуются. Если вы считаете нужным сделать ребёнку замечание, постарайтесь выбрать тактичные выражения и не выговаривайте ему на людях. Лучше это сделать.

Что делать, если дети приносят чужие вещи или дома берут не принадлежащие им? Прежде всего надо объяснить — раз и навсегда (а не всякий раз, когда с этим приходится сталкиваться), что брать чужое нельзя, и потребовать вернуть вещь. Нужно твёрдо заявить ребёнку: “ Это не твой грузовик. Отдай его хозяину” . Не надо расспрашивать ребёнка, откуда взялись принесённые им вещи. Бесполезно спрашивать его: “Зачем ты это сделал?” Вряд ли он сможет объяснить истинные мотивы своего поступка, а необходимость ответить на ваш вопрос приведет к новой лжи. Важно, чтобы ребёнок почувствовал: близкие ему люди сами не терпят и ему не позволят присваивать чужие вещи.

Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста

Овладение связной диалогической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.

В дошкольном детстве ребенок овладевает прежде всего диалогической речью, которая имеет свои особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи.

Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией.

Диалогическая речь симулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника). Развитие диалогической речи особенно важно учитывать в методике обучения детей родному языку. В ходе обучения диалогической речи создаются предпосылки для овладения повествование, описанием. Связная речь может быть ситуативной и контекстной. Ситуативная речь связана с конкретной наглядной ситуацией и не отражает полностью содержания мысли в речевых формах. Она понятна только при учете той ситуации, о которой рассказывается. Говорящий широко использует жесты, мимику, указательные местоимения. В контекстной речи в отличие от ситуативной ее содержание понятно из самого контекста. Сложность контекстной речи состоит в том, что здесь требуется построение высказывания без учета конкретной ситуации, с опорой только на языковые средства.

В большинстве случаев ситуативная речь имеет характер разговора, а контекстная речь — характер монолога.

В работе с детьми среднего дошкольного возраста воспитатель уже больше внимания уделяет качеству ответов детей; он приучает их отвечать как в краткой, так и в распространенной форме, не отклоняясь от содержания вопроса. Необходимо приучить детей организованно участвовать в беседе на занятии: отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания своих товарищей.

Детей шести-семи лет следует учить более точно отвечать на поставленные вопросы; они должны научиться объединять в распространенном ответе краткие ответы своих товарищей.

Обучение детей умению вести диалог, участвовать в беседе всегда сочетается с воспитанием навыков культурного поведения: внимательно слушать того, кто говорит, не отвлекаться, не перебивать собеседника.

Однако взрослым (воспитателям и родителям) следует помнить, что для ребенка дошкольного возраста первостепенное значение имеет овладение диалогической речью — необходимым условием полноценного социального развития ребенка. Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками. Дети достигают больших успехов в развитии диалогической речи в условиях социального благополучия, которое подразумевает, что окружающие их взрослые (в первую очередь семья) относятся к ним с чувством любви и уважения, а также когда взрослые считаются с ребенком, чутко прислушиваясь к его мнению, интересам, потребностям и т.д. Когда взрослые не только говорят сами, но и умеют слушать своего ребенка, занимая позицию тактичного собеседника.

План-конспект занятия (средняя группа) на тему:
Консультация для родителей «Особенности диалогической речи дошкольников»

Консультация для родителей

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Особенности диалогической речи дошкольников»

Данный материал будет полезен воспитателям, родителям.
Диалогическая речь — является наиболее социально значимой для дошкольника. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми. Об особенностях диалогической речи дошкольников эта публикация.

Особенности диалогической речи дошкольников

Если малыш пяти-шести месяцев жизни видит занимающегося своими делами взрослого, он доступными ему средствами (гудением, лепетом) старается привлечь его внимание. В два года речь ребенка становится основным средством общения с близкими взрослыми, он для них «приятный собеседник».
В три года речь становится средством общения между сверстниками. Однако изучение того, как реагирует младший дошкольник (2—4 года) на незнакомого человека: стремится установить контакт? выжидает? не отвечает на общение? — выявили следующее. Если незнакомый взрослый не обращается к ребенку или выражает свое расположение лишь мимикой и улыбкой, то лишь 2% детей пытаются войти с ним в контакт. Правда, на активное обращение откликается уже каждый восьмой ребенок этого возраста.
Конечно, дети робеют, но главное они не имеют опыта взаимодействия с разными людьми; у них недостаточно развиты мотивы общения и средства для осуществления этой деятельности.
То же можно сказать и о взаимообщении детей. Период его «взлета» (в смысле разнообразия мотивов общения и языковых средств) — пятый год жизни. В старшем дошкольном возрасте наблюдается известный спад: однообразие мотивов общения и простота их языкового выражения.
Психологи считают, что сензитивным (благоприятным в смысле восприимчивости) периодом развития речи яв¬ляется возраст 2—5 лет. А как непосредственно перед школой мы помогаем ребенку освоить родной язык и функции речи (навыки общения, умение понятно изложить, что чувствует, над чем размышляет, о чем узнал)? Насколько прочным является то, чему учили детей на занятиях, т.е. каково «качество» их самостоятельных высказываний и уровень речевой активности? Ответить на эти вопросы можно сопоставив речь детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Для устной речи как монологической, так и диалогической, характерны краткость и простота построения предложений, бессоюзные соединения, эмоциональная непосредственность, интонационная и образная выразительность изложения: насыщенность поговорками, пословицами и так называемой «поговорочной мелочью».
Воспитатели детского сада направляют свои усилия на то, чтобы речь детей была содержательной и понятной для окружающих и само речевое общение проходило в формах, отвечающих требованиям, предъявляемым к поведению человека в обществе.
Содержательность речи зависит от содержательности жизни детей. Запас интересных наблюдений, впечатлений, переживаний, мыслей при воспитанной потребности в речевом выражении обогащает детскую речь.
Добиваясь содержательности речи детей, не следует забывать о том, что они очень любят играть словами и звуками, но это хорошо на своем месте и в свое время. Понятность речи, как результат ясной мысли, достигается умением говорить с достаточной полнотой и последовательностью. Работа над содержательностью и понятностью детской речи — это в то же время работа над формированием мышления ребенка и расширением его кругозора.
Требования программы в части обучения диалогической речи в основном сводятся к тому, чтобы научить детей пользоваться такими необходимыми формами устной речи, как вопрос, ответ, краткое сообщение, развернутый рассказ.
Эти требования осуществляются главным образом на занятиях. В то же время для развития диалогической речи наряду с занятиями большое значение имеет речевое общение детей друг с другом и с воспитателем в повседневной жизни.
Начиная с пятого года жизни, можно наблюдать дифференцированное, в зависимости от ситуации и темы высказывания, использование языковых средств. Так, высказываясь о явлениях природы, дети в 3—7 раз чаще, чем при описании явлений общественной жизни, пользуются прилагательными и наречиями.
Возросшая на пятом году активность и самостоятельность в деятельности облегчает детям освоение функций речи: общение со взрослыми и друг с другом, умения понятно выразить суждение, сопровождать речью свои действия. Благодаря этому на пятом году, как никогда в последующем, высока речевая активность. Ребенок произносит в среднем 180—210 слов в течение 30 минут игры. У детей большая потребность объяснить друг другу то, что они видят и знают — 40% от общего числа поводов возникновения высказываний. В этих ситуациях дети произносят так много сложных предложений, сколько не услышишь от них даже на очень насыщенных в познавательном отношении занятиях по родному языку. Морфологический строй высказывания (в смысле частоты использования глаголов, прилагательных, наречий) при этом не хуже, чем на занятиях.
До четырех лет у детей наблюдаются случаи индукционных отношений между речью и игровыми действиями. Ребенок легко комментирует то, что видит, говорит о том, что собирается сделать или уже сделал, но молчит во время выполнения собственных действий. На пятом году желание и умение подтвердить речью свою деятельность усиливается. Так, ребенок старше 4,5 лет сопровождает речью в среднем каждое второе (бытовое, игровое) действие. Но в отличие от ситуации объяснения высказывания детей в этих случаях на 90% состоят из простых предложений. Однако отражение действий в громкий речи важно тем, что это один из этапов формирования умственных действий.
Таким образом, речевую практику детей не только во время занятий, но и разных видов деятельности можно с успехом использовать для закрепления речевых навыков и совершенствования мышления.
Глаголы в процессе речевого общения дети употребля¬ют преимущественно в форме повелительного наклонения и инфинитива. Но уже к середине года во 2-й млад¬шей группе, а особенно в средней в их речи почти исчезают предложения типа: «Спать!», «Играть!». Обращаясь друг к другу, дети все чаще используют форму императива: «Давай играть! Давай вместе построим гараж!». Описанные формы заключают в себе призыв к совместной деятельности, элементы ее мотивации и планирования. Они наблюдаются, когда ребенок обращается к другу по поводу игры, характеризует чувства, состояния. О движениях дети говорят в форме короткого приказа: «Беги!», «Сядь!».
Ближе к пяти годам в высказываниях увеличивается число глаголов, обозначающих состояния и переживания, а среди существительных те, которые характеризуют нравственный облик («чистюля», «смельчак»).
Нравственный словарь разнообразится именно за счет глаголов и существительных. Употребляемые наречия и прилагательные довольно однообразны. Они характеризуют выполнение правил и оценивают поведение (правильно—неправильно, плохо—хорошо). Это подтверждает, что правила деятельности, общения усваиваются в младшем дошкольном возрасте, а в 4—5 лет становятся регулятором поведения детей.
Наречия и прилагательные, которые служат для характеристики действий, поступков (дружно, заботливо, без спросу, веселый, верный и др.) редко встречаются и в рассказах, и в повседневном общении детей. Поэтому уже в средней группе наряду с навыками общественного поведения у детей следует формировать и соответствующий словарь.
У части воспитанников старших и подготовительных групп в самостоятельных высказываниях заметно возрастает по сравнении с пятым годом жизни число глаголов. При определенных условиях, например, если дети любят совместно со взрослыми или сверстниками рассматривать иллюстрации, картинки, это может совершенствовать пользование речью. И дело не только в том, что вокруг глагола, как активной части речи, легко группируются другие части речи, что естественно усложняет грамматический строй. С помощью глаголов дети нередко характеризуют поступки, выражают свое отношение к людям. (На¬пример, из рассказа о почтальоне: «Он не забывает, кому какие журналы и газеты принести. Доставляет их в любую погоду. Почтальонов надо беречь, помогать им».). Дети 5—7 лет, которые в самостоятельных высказываниях употребляют достаточное количество глаголов, легче домысливают сюжет, т.е. выделяют скрытые связи, высказывают оценочные суждения.
Можно сказать, что в самостоятельных высказываниях детей 6—7 лет, по сравнению с воспитанниками средних групп, существенно не меняется ни морфологический состав, ни уровень сформированности признаков связной речи. Если же дети 5—7 лет пытаются о чем-то рассказать самостоятельно, соподчиненность частей может отсутствовать, мысль прерывается вставкой-перечислением. Так, можно услышать: «Это пограничники стоят в дозоре с собакой». Далее ребенок перечисляет, что нарисованы сосны, ели, пограничные столбы. Рассказ неожиданно заканчивается словами: «Пограничники довольны, что братик подарил им собаку».
В старшей и подготовительной группах речевая активность детей во время игр и других видов самостоятельной деятельности значительно (в 2—3 раза) снижается. Причину этого некоторые авторы склонны искать в совершающемся в этот период переходе внешней речи во внутреннюю. Само по себе снижение речевой активности можно и не считать отрицательным явлением. Но в старшей и подготовительной группах в сравнении со средней уменьшаются случаи объяснения чего-либо товарищу, когда речь наиболее слож¬на в грамматическом отношении и совершенна в лексическом. Среди поводов самостоятельных высказываний в играх преобладают распоряжения, просьбы. Они, как и сами игровые действия, сопровождаются высказываниями, простыми по грамматическому выражению. Названия предметов излишне часто заменяются местоимениями, много частиц и модальных слов. Все это придает речи ситуативный характер. Оценка поступков, событий осуществляется с помощью постоянно используемых наречий («хорошо-плохо») и прилагательных «хороший»—«плохой».
Таким образом, речевые навыки, казалось бы, освоенные в средней группе, оказываются недостаточно прочными.
Список использованной литературы:
1. Арушанова А. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. – 2001. — №5. – с. 51-61.
2. Бородич А. М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981. – 255с.
3. Гербова В. Занятия по развитию речи в средней группе // Дошкольное воспитание. – 2000. — №3. – с. 78-80.
4. Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми 2-4 лет. – М.: Просвещение, 1993. – 127с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Для родителей ребенка дошкольного возраста важнейшей задачей становится подготовка его к обучению в школе. Не все дети одинаково успешно овладевают речью. В процессе формирования устной и, как сл.

В данном комплекте представлены консультации для родителей «Особенности развития речи детей в 3-4 года», «Особенности развития речи детей 4-5 лет», «Особенности развития речи детей в 5-6 лет», «Особен.

Консультация для родителей.

Консультация для родителей «Особенности развития речи детей дошкольного возраста».

Консультация для родителей «Особенности развития речи детей 3-4 лет».

Поддержка и любовь родителей — это лучшая мотивация в достижении успехов.

Дорогие родители, предлагаю вашему вниманию небольшую шпаргалочку, которая поможет вашему ребенку развить умение общаться в диалоге.

Консультация для родителей «Диалог как средство развития речи»

Нина Привалова
Консультация для родителей «Диалог как средство развития речи»

В старшем дошкольном возрасте происходят важные перемены в речи детей. Главная из них заключается в том, что речь ребенка становится контекстной и произвольной. Диалогическое общение со взрослыми и сверстниками приобретает преимущественно речевой характер, хотя невербальные средства также используются, дети могут строить развернутый текст – описание, повествование, рассуждение. Совершенствуется грамматическое и фонетическое построение речи. Развивается элементарное осознание языковой действительности.

Речевая активность детей зависит не только от возраста, но и от опыта диалогического общения со сверстниками. При небогатом опыте у старших дошкольников может наблюдаться эго – речь (монолог, коллективный монолог).

Данные психологов (А. Г. Рузская, А. Э. Рейнстейн) свидетельствуют о том, что в старшем дошкольном возрасте общению со взрослыми дети предпочитают общение со сверстниками. При этом речь, обращенная к сверстнику, более контекстная (дети используют точные глаголы, наречия, грамматически правильно согласуют слова в предложениях).

Диалогическому общению со сверстниками детей надо учить (Н. М. Юреьева, В. И. Яшина, А. А. Павлова). Один из возможных путей такого обучения – организация парного взаимодействия детей в дидактических играх и на фронтальных занятиях.

Общепринятыми методами обучения диалогической речи считаются беседа и разговор воспитателя с детьми, а также разговор родителей с ребенком. Разговор – непроизвольное, неподготовленное общение. Беседа – более организованный коллективный разговор на заданную тему. Беседа может быть вводной, предваряющей наблюдение, экскурсию, чтение; может разворачивать по ходу рассматривания картин, при пересказе. Особое место нужно отвести дружеским беседам, в которых дети не демонстрируют свои знания, а делятся жизненными впечатлениями, переживаниями. Тематика дружеских бесед разнообразна: воспоминания о летнем отдыхе, обсуждение прочитанного, рассуждения о дружбе, рассказы об интересных встречах в природе, забавах, и т. п. В дружеской беседе дети удовлетворяют потребность в общении, во внимании к себе окружающих, обмене чувствами, впечатлениями. В таких беседах разворачивается личностно значимое содержательное общение.

В ходе беседы необходимо вызвать у детей желание рассуждать, аргументировать свои высказывания. Например, почему цыпленок, коза, собака – животные, что между ними общего. И. п.

Традиционным методом обучения диалогу являются мудрые народные игры. В них присутствует диалог партнеров как образец ведения разговора. Таковыми являются «Гуси-гуси», «краски», «Где мы были, мы не скажем», «Садовник».

Специальные приемы в игре призваны воспитывать ориентировку на партнера, его внешний вид, позу, голос («Угадай по голосу», «Что изменилось?», «Совушка», задают установку на ответ («Садовник» и др.)

Традиционные игры несут в себе заряд юмора, содержат перевертыши, игру слов («Метла», «Да и нет не говорите»).

Широкие возможности для развития диалогического общения предоставляет изобразительная деятельность. Прежде всего это сфера самораскрытия, самореализации ребенка, в процессе которой он использует не только карандаш и краски, но и слово, комментируя свои действия и настроение.

Обогащение опыта общения происходит также в процессе приобщения к художественной культуре, рассматривания картин, иллюстраций, художественных альбомов.

Эффективным методом развития диалогической речи, является словесная дидактическая игра с парным взаимодействием. Это такие игры как: «Нанижем бусы», «Угадай на ощупь», «Чего не стало?», «Что попало к нам в роток, что попало на зубок?».

В таких играх дети учатся обращаться друг к другу с просьбами, вопросами и отвечать на них, называя партнера по имени в играх «Угадай предмет», «Угадай мою картинку», В этих играх водящий называет загаданный детьми предмет, картинку, задавая вопросы об их месте, материале, форме, цвете, свойствах.

Замечательным приемом, обучающим детей умению задавать друг другу вопросы, является проговаривание скороговорок. Дети произносят скороговорку, выделяя голосом с вопросительной интонацией каждый раз новое слово. Например: «У реки росла рябина?» (У реки). «У реки росла рябина?» (Рябина).

Главная цель дидактических игр с парным взаимодействием – добиться, чтобы ребенок начал аргументировать свои высказывания, рассуждать. Этому способствуют такие игры, как «Небылицы», «Бывает – не бывает», в которых в процессе отгадывания загадок, чтения перевертышей детям задаются вопросы.

Речевое общение охватывает собой процессы установления социальных контактов, обмена эмоциями, налаживания построения общения речевого взаимодействия. Освоение способов построения общения включает не только ориентировку в языковых отношениях, структуре текста, но главное – налаживание «Диалогических отношений» с партнером (М. М. Батхин). Общение формирует установку на ответ: ожидание ответа и активное ответное отношение.

Обучение диалогу осуществляется не только в форме дидактических игр с парным взаимодействием, но а также игр-драматизаций, традиционных народных игр. В процессе этих игр дети учатся ориентироваться на партнера, слушать и слышать его, соблюдать очередность высказываний, аргументировано выражать согласие и несогласие с действиями партнера, задавать вопросы, отвечать на них, высказывать просьбы, поручения, побуждения. Важной областью диалогического общения детей является сюжетно-ролевая игра. В этом возрасте появляется игра-фантазирование (Н. А. Короткова, близкая по содержанию совместному рассказыванию. Общение взрослого с детьми имеет, кроме коммуникативного (предметно-содержательного, дидактический аспект (С. Н. Цейлин). От искусства взрослого быть интересным собеседником, партнером по играм и занятиям, зависит содержательность, эмоциональность, контекстность общения детей со сверстниками.

1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей дет. сада. – М.: Мозаика-Синтез, 19999.

2. Арушанова А. Г, Дурова Н. В., Иванкова Р. А., Рычагова Е. С. Истоки диалога: Книга для воспитателей/ Под ред. Арушановой А. Г- М.:Мозаика-Синтез, 2004.

3. Короткова Н. А. Формирование способов совместного построения сюжета игры у детей старшего дошкольного возраста: Дис. канд. психологических наук. –М., 1982.

4. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. — М.: Педагогика, 1986.

5. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учебное пособие. – М.: Владос, 2000.

Дидактическая игра как средство формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте Глава 1. Теоретические основы формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте 1.1. Сущность понятий «здоровье»,.

Педсовет «Проблемы развития речи детей дошкольного возраста и пути их решения» Ход педсовета:1. Вступительное слово зав. по теме педсовета. 2. Разминка. 3. Экспресс – опрос «Развитие речи». 4. Аналитическая справка.

Консультации для родителей диалогическая речь

«Развитие диалогической речи у дошкольников, через игровую деятельность»

Диалог для ребёнка является первой школой овладения речью, школой общения, он сопровождает и пронизывает всю его жизнь, все отношения, он, по существу, является основой развития личности.

Определение диалога дал известный русский лингвист Л. П. Якубинский: Диалог – не только форма речи, он ещё «разновидность человеческого поведения». Как форма речевого взаимодействия с другими людьми он требует от ребёнка особых социально-речевых умений, освоение которых происходит постепенно». Для диалога характерны: «сравнительно быстрый обмен речью, когда каждый компонент обмена является репликой и одна реплика в высшей степени обусловлена другой. Обмен происходит вне какого-нибудь предварительного обдумывания; компоненты не имеют особой заданности; в построении реплик нет никакой предумышленной связности, и они в высшей степени кратки».

Диалогическую речь отличает краткость высказываний с преобладанием простых предложений, широкое использование внеречевых средств (жестов, мимики).

Овладение диалогической речью – это одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.

Опыт речевого общения со взрослым ребенок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками. У дошкольника ярко выражено потребность во внимании сверстника, желание донести до партнера цели и содержание своих действий.

Игра – важная и существенная составляющая жизни детей в детском саду. Игры можно включать не только в занятия и в совместную деятельность воспитателя с детьми, но и в самостоятельную деятельность детей. В игре у детей формируются:

Умения пользоваться в диалоге различными видами реплик (вопросами, сообщениями, побуждениями) и соответствующими им ответными реакциями.

Умения соблюдать элементарные правила поведения в диалоге:

– соблюдать очередность в разговоре;

– выслушивать собеседника, не перебивая поддерживать общую тему разговора, не отвлекаться от нее;

– не говорить с полным ртом;

– говорить спокойно, доброжелательным тоном.

Поэтому необходимо:

1. Развивать у детей интерес к игре, воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками).

2. Развивать диалогическое общение в сюжетно – ролевой игре не прямо, а оказывая развивающее влияние на саму игру через создание предметно-игровой среды, через участие взрослого в детских играх в качестве партнера.

3. Включать в игру по любой тематике эпизоды «телефонных разговоров», различных персонажей для активизации ролевого диалога.. Деятельность педагога должна быть направлена на развитие диалогических умений необходимых ребёнку для общения и формирования связной диалогической речи в дошкольном возрасте. Диалог — сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи. Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять в след за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определённый эмоциональный тон; слушать свою речь, чтобы контролировать её нормативность и, если нужно, вносить соответствующие изменения и поправки.

Можно выделить несколько групп диалогических умений:

1. Собственные речевые умения:

§ вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другим);

§ поддерживать и завершать общение (слушать и слышать собеседника); проявлять инициативу в общении, переспрашивать; доказывать свою точку зрения; выражать отношение к предмету разговора — сравнивать, излагать своё мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать, высказываться связно;

§ говорить выразительно, в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога

2. Умения речевого этикета.

В речевой этикет включаются: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность и другие.

3. Умение общаться в паре, в группе из 3- 5 человек, в коллективе.

4.Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждение, участвовать в обсуждении определенной темы.

5.Неречевые (невербальные) умения – уместное использование мимики, жестов.

Вышеназванными умениями ребёнок овладевает, во-первых, повседневно общаясь со взрослыми и сверстниками, а во — вторых, в ходе специального обучения способам ведения диалога.

Таким образом, основная цель развития диалогической речи у дошкольника – научить их пользоваться диалогом как формой общения. Для этого недопустимо сводить задачи обучения диалогу лишь к освоению вопросно-ответной формы.

Основным методом формирования диалогической речи в повседневной жизни и на занятиях является разговор воспитателя с детьми (неподготовленный диалог).

Для разговоров с детьми воспитатель использует все моменты жизни детского сада. Тематика и содержание разговоров определяются задачами воспитания и зависят от возрастных особенностей детей.

Для формирования диалогической речи используется приём словесных поручений. Можно дать ребёнку поручение – попросить у помощника воспитателя тряпочку для мытья кубиков, передать что-либо родителям и т. д. Воспитатель просит повторить поручение, что необходимо для усвоения информации и ее лучшего запоминания. После выполнения поручения надо узнать у ребёнка, как он с ним справился.

Одним из методов формирования диалогической речи является чтение литературных произведений. Чтение даёт детям образцы диалогического взаимодействия. Диалоги с использованием вопросов и ответов позволяют дошкольникам освоить не только форму различных высказываний, но и правила очерёдности, усвоить различные виды интонации, помочь в развитии логики разговора.

Целенаправленное обучение диалогической речи происходит в специально организованных речевых ситуациях направленных на формирование навыков составления диалога по речевой ситуации. Это развитие умений договариваться во время общения, расспрашивать собеседника, вступать в чей-то разговор, соблюдать правила речевого этикета, высказывать сочувствие, убеждать, доказывать свою точку зрения.

Эффективным методом развития диалогической речи являются разнообразные игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, игры-инсценировки и игры-драматизации).

Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию и закреплению диалогических умений. По мнению Н. Я.Михайленко и Н. А.Коротковой, чем богаче и разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества детей. Вместе с тем развитие у детей умений пользоваться разными диалогическими репликами, соблюдать правила поведения в диалоге содействует развитию самой игры. Для активизации детских диалогов в игре необходима соответствующая атрибутика (игрушечные телефоны, радио, телевизор, касса и другие).

Дидактические игры закрепляют усвоенные детьми речевые навыки, развивают быстроту реакции на услышанное. В методике развития речи разработано много дидактических игр (А. К.Бондаренко, О. С.Ушакова и другие): «Факты», « Согласен, не согласен», « Магазин», « Разговор по телефону», « В гостях у куклы».

Полезно использовать подвижные игры, которые содержат диалоги («Гуси — гуси», «Обыкновенные жмурки», « Коршун», « Краски» и другие). В них закрепляются умения адресовывать речь собеседнику, вдумываться в сказанное партнёрами, выражать свою точку зрения, формулировать вопрос правильно(1).

Игры — инсценировки и игры-драматизации объединяют детей, хорошо знакомым текстом и представляющих себе сюжет, последовательность игровых действий. В этих играх ребёнок играет роль сказочного персонажа, принимает его позицию, и тем самым преодолевает свойственный возрасту эгоцентризм. Один и тот же текст может быть инсценирован разными способами: при помощи игрушек, кукол, картинок, через выразительные движения и речь.

Игры — инсценировки доступны уже младшим дошкольникам, они готовят основу для драматизации, в которых дети координируют игровые действия с партнёром и упражняются в диалогах, заимствованных из литературных произведений.

К новым формам организации диалога детей со сверстниками относятся: работа с подгруппами, организации пространства общения, не дисциплинарные формы привлечения и удержания внимания, игровая и коммуникативная мотивация занятия.

Методами и приёмами развития диалога являются групповые беседы, деятельность кооперативного типа (совместное рисование, аппликация, конструирование, художественный труд).

Диалог для ребёнка является первой школой овладения родной речью, школой общения, он, по существу, является основой развивающейся личности. Через диалог дети усваивают грамматику родного языка, его словарь, фонетику, черпают полезную информацию. Как форма речевого взаимодействия с другими людьми диалог требует от ребенка особых социально – речевых умений, освоение которых происходит постепенно.

1. Игры и упражнения, формирующие речевой этикет.

« Незнайка учится здороваться»,

« Незнайка раздает игрушки»,

« Мы идем на прогулку»,

« Незнайка учится просить»,

2. Игры парами

« Разрезные картинки» (предметы одежды), « Да или нет», « Кто как кричит», « Кому что нужно?», « Съедобное – несъедобное», « Магазин»

3. Сюжетно-ролевые игры:

«Дочки-матери», «Магазин», «Парикмахерская», « Поликлиника».

4. Дидактические игры:

« Факты», « Согласен – не согласен», « Не говорить «да» и « нет».

5. Подвижные игры: « Коршун», « Гуси – гуси», « Краски».

6. Игры – инсценировки: русская народная сказка « Теремок», русская народная сказка « Репка», русская народная сказка « Волк и козлята».

7 . Тематика разговоров: « Как ты провел выходной день», « Твоя любимая книга», « Твоя любимая игрушка», « Весна», « Твой любимый сказочный герой», « Как бы ты встретил новенького».

Также необходимо организовать работу по развитию диалогической речи у детей дошкольного возраста в процессе повседневного общения. Работу проводят с детьми с низким и средним уровнем диалогических умений.

Во время беседы воспитатель обращается к нескольким детям с одним и тем же вопросом. Таким образом, дети вовлекаются в общую беседу, приучаются воспринимать информацию и высказываться.

Следует отметить, что дети предпочитают упражнения, построенные на игровых и сказочных ситуациях, а также упражнения с использованием наглядности (игрушки).

В начале работы нужно постоянно направлять детей, помогать организовывать ту или иную игру. Но в последующем, дети сами организовывают и играют в игры, а также самостоятельно вступают в диалог друг с другом и воспитателем.

Дошкольное детство – уникальный период для усвоения родного языка и развития ребенка. Полноценное речевое развитие детей является условием их воспитания и обучения.

Речевое развитие включает процесс формирования у детей языковых обобщений и элементарного осознания ими языковых явлений. Можно сказать, что развитие речи – это процесс глубокого освоения языковых функций, значений языковых знаков, правил и способов их сочетания и употребления. Ориентировка детей в языковых явлениях создает условия для самостоятельных наблюдений за языком, для экспериментирования над языком, для речевого саморазвития.

Овладение речью – важнейшая сторона развития дошкольника, связанная со всеми линиями его психического развития. Школой усвоения всех сторон речи для детей является диалогическая речь. Важность проблемы развития диалогической речи дошкольников подчеркивается многими педагогами и психологами.