Материальная помощь в соответствии с законодательством

Информация: Материальная помощь, оказываемая работникам организации, и порядок ее налогообложения

МАТЕРИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ, ОКАЗЫВАЕМАЯ РАБОТНИКАМ ОРГАНИЗАЦИИ, И ПОРЯДОК ЕЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Материальная помощь — экономический термин, трактуемый как помощь, оказываемая нуждающимся работникам организации, в денежной или вещественной формах.

В данном случае следует обратить внимание на два момента:

1) определение критерия «нуждаемости»;

2) «добровольность» предоставления помощи.

Законодателем не определен критерий «нуждаемости», и соответственно работодатель самостоятельно устанавливает основания и размеры материальной помощи.

Предоставление материальной помощи не связано с результатами деятельности организации и относится к выплатам непроизводственного характера.

Рассматривая материальную помощь как объект налогообложения, можно выделить три основных ее вида:

1) материальная помощь, оказываемая в соответствии с действующим законодательством;

2) материальная помощь, оказываемая нуждающимся работникам в связи с чрезвычайными ситуациями (стихийные бедствия, смерть близких родственников, рождение ребенка и др.);

3) материальная помощь, оказываемая в иных случаях.

Нина Анищенко, экономист

Журнал «Главный Бухгалтер» № 38, 2008 г.

От редакции: С 1 января 2009 г. в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.1999 № 115 «Об утверждении Перечня видов выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 09.10.2008 № 1489 внесены изменения и дополнения.

С 1 января 2009 г. в Закон Республики Беларусь от 23.12.1991 № 1330-XII «О налогах на доходы и прибыль» на основании Закона Республики Беларусь от 13.11.2008 № 449-З внесены изменения и дополнения.

С 1 января 2009 г. в Закон Республики Беларусь от 23.12.1991 № 1327-XII «О подоходном налоге с физических лиц» на основании Закона Республики Беларусь от 13.11.2008 № 449-З внесены изменения и дополнения.

Материальная помощь в соответствии с законодательством

Документ : Материальная помощь

Основанием для подготовки настоящей консультации послужили письма, поступившие от читателей еженедельника «Баланс» — из Управления газового хозяйства (г. Днепродзержинск), ЗАО «Термоизоляция» (г. Днепропетровск), от Н. Янцо (г. Мукачево Закарпатской области) и др.), которых интересуют вопросы, связанные с выплатой материальной помощи, а именно:

1. Включается ли материальная помощь:

— в фонд оплаты труда;

— в среднюю зарплату при расчете отпускных, больничных;

— в доход работника, подлежащий учету при удержании алиментов;

— в совокупный налогооблагаемый доход работающих и неработающих пенсионеров;

— в заработок, из которого рассчитывается пенсия;

— в совокупный доход, учитываемый при назначении субсидий ?

2. Облагается ли материальная помощь налогами ?

3. Удерживаются ли из материальной помощи подоходный налог и взносы в Пенсионный фонд ?

Порядок начисления и выплаты материальной помощи регламентируется следующими законодательными и нормативными документами:

1*. Законом Украины от 24.03.95 г. «Об оплате труда».

* Далее по тексту при упоминании документов, включенных в данный перечень, приводится только название документа и его порядковый номер согласно перечню. (Прим. редакции.)

2. Законом Украины от 23.01.97 г. N 20/97-ВР «О внесении изменений в отдельные законы Украины по оплате труда».

3. Законом Украины от 10.09.96 г. N 357/96-ВР «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Закона Украины «Об оплате труда».

4. Порядком исчисления средней заработной платы от 08.02.95 г. N100, с изменениями и дополнениями, утвержденными постановлениями Кабинета Министров Украины от 16.05.95 г. N 348 и от 24.02.97 г. N 185.

5. Постановлением Верховной Рады Украины от 07.02.96 г. N 36/96-ВР «О внесении изменений в постановление Верховной Рады Украины «О порядке введения в действие Закона Украины «О внесении изменений и дополнений в Закон Украины «О пенсионном обеспечении».

6.Законом Украины от 05.11.91 г. N 1788-XII «О пенсионном обеспечений» (статья 66).

7.Декретом Кабинета Министров Украины от 26.12.92 г. N 13-92 «О подоходном налоге с граждан» (подпункт «а» статьи 5).

8. Письмом Пенсионного фонда Украины от 28.05.96 г. N 04/1148 «О начислении страховых взносов на суммы материальной помощи».

9.Письмом Пенсионного фонда Украины от 14.06.96 г. N 04/1331 «О начислении страховых взносов на суммы материальной помощи».

10. Инструкцией по статистике заработной платы, утвержденной приказом Министерства статистики Украины от 11.12.95 г. N 323.

11.Письмом Главной государственной налоговой инспекции Украины от 19.08.96 г. N 19-213/11- 5345.

12. Разъяснениями Пенсионного фонда Украины от 20.11.96 г. N 04/3127 и от 27.12.96 г. N 04/ 3484.

13. Декретом Кабинета Министров Украины от 30.04.93 г. N 43-93 «О внесении изменений и дополнений в некоторые декреты Кабинета Министров Украины о налогах».

14. Письмом Государственной налоговой администрации Украины от 24.01.97 г. N 15-0214/10-595 «О начислении страховых взносов в Пенсионный фонд на суммы материальной помощи».

15. Инструкцией о подоходном налоге с граждан, утвержденной приказом Главной государственной налоговой инспекции Украины от 21.04.93 г. N 12, с изменениями и дополнениями.

16. Постановлением Кабинета Министров Украины от 26.02.93 г. N146 «О видах заработка (дохода), которые подлежат учету при удержании алиментов».

17.Постановлением Кабинета Министров Украины от 26.07.96 г. N 837 «О размере помощи на погребение».

18. Постановлением Кабинета Министров Украины от 21.10.95 г. N 848 и Положением о порядке назначения и предоставления субсидий для возмещения затрат на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретение сжиженного газа, твердого и печного бытового топлива.

19.Письмом Главной государственной налоговой инспекции Украины от 30.09.93 г. N 36-103.

20. Приказом Министерства социальной защиты населения Украины, Министерства финансов Украины, Министерства труда Украины, Государственного комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Украины, Фонда социального страхования Украины, Пенсионного фонда Украины от 29.10.96 г. N 148/232/88/95/08-14-759/123 «О внесении изменений и дополнений в Порядок выплаты помощи на погребение», зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 28.03.97 г. под N 99/1903.

21.Кодексом законов о труде Украины.

22. Законом Украины от 16.12.93 г. N 3721-12 «Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан пожилого возраста».

23. Инструкцией о порядке исчисления и уплаты предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами страховых взносов в Пенсионный фонд, а также учета поступления, расходования его средств, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Украины от 06.09.96 г. N 11-1.

I. Порядок, размер и источники выплаты
материальной помощи на предприятии

Всоответствии со статьей 2 Закона (1) материальные и денежные выплаты в составе других поощрительных и компенсационных выплат входят в структуру заработной платы.

Согласно пункту 2.41 Инструкции (10), которая разработана на основании Закона (1), суммы материальной помощи (оздоровительные, экологические и другие выплаты) в составе других поощрительных и компенсационных выплат входят в расходы на оплату труда.

Источником выплаты материальной помощи на предприятии является прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия (фонд материального поощрения).

Периодичность выплаты материальной помощи и ее размер определяются коллективным договором с учетом сложившихся семейных обстоятельств работника, финансовых возможностей предприятия и других факторов.

Всоответствии со статьей 97 КЗоТ (21) формы и системы оплаты труда, нормы труда, расценки, тарифные сетки, ставки, схемы должностных окладов, условия внедрения и размер надбавок, доплат, премий, вознаграждений и других поощрительных, компенсационных и гарантированных выплат устанавливаются предприятиями, учреждениями, организациями самостоятельно в коллективном договоре с соблюдением норм и гарантий, предусмотренных законодательством, генеральным и отраслевыми (региональными) соглашениями. Если коллективный договор на предприятии, в учреждении, организации не заключен, собственник или уполномоченный им орган обязан согласовать эти вопросы с профсоюзным органом, который представляет интересы большинства работников, а в случае его отсутствия — с другим уполномоченным на представительство трудовым коллективом органом.

Следует отметить, что в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины и Национального банка Украины от 31.08.96 г. N 1033 «О мерах по привлечению дополнительных поступлений в бюджет и повышению эффективности использования бюджетных средств для обеспечения финансирования социальных выплат населению» установлено, что на период погашения задолженности по заработной плате работникам бюджетных учреждений, которым условия оплаты труда утверждены постановлением Кабинета Министров Украины от 29.05.96 г. N 565 «Об упорядочении условий оплаты труда работников отдельных отраслей бюджетной сферы», может предоставляться материальная помощь, в том числе на оздоровление, за исключением материальной помощи на погребение, в сумме не более одного должностного оклада в год, т.е. размер ее выплаты в бюджетных учреждениях строго ограничен.

II. Порядок включения материальной помощи в
среднюю заработную плату при расчете
отпускных, в период временной
нетрудоспособности и других выплат

Всоответствии с пунктом 4 «б» раздела 3 Порядка (4) при исчислении средней заработной платы во всех случаях ее сохранения согласно действующему законодательству, а также для обеспечения пособием в связи с временной нетрудоспособностью и пособием по беременности и родам одноразовые выплаты, в том числе материальная помощь, помощь работникам, выходящим на пенсию, не учитываются.

При начислении пенсий суммы материальной помощи, на которые по действующим правилам начисляются страховые взносы, включаются в заработок, являющийся основанием для расчета пенсий. Это следует из постановления (5) и Закона (6).

Всоответствии со статьей 66 Закона (6) в заработок для исчисления пенсий включаются все виды оплаты труда, на которые согласно действующим правилам начисляются страховые взносы, кроме выплат одноразового характера, не обусловленных действующей на предприятии системой оплаты труда.

При удержании алиментов следует руководствоваться постановлением (16). Согласно пункту 12.1 Перечня видов заработка (дохода), которые подлежат учету при удержании алиментов, удержание алиментов не производится из сумм не облагаемого налогом размера материальной помощи.

При расчетах для назначения субсидий в совокупный доход семьи согласно Положению (18) не входит целевая одноразовая помощь. Материальную помощь (кроме одноразовой) необходимо включать в среднемесячный совокупный доход при расчетах для назначения субсидий.

III. Удержание подоходного налога

1. При выплате материальной помощи по основному месту работы

Всоответствии со статьей 5 Декрета (7) суммы материальной помощи, включая стоимость денежных призов и подарков, не включаются в совокупный налогооблагаемый доход граждан, если их сумма не превышает 12 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан за год включительно.

В случае изменения не облагаемого налогом минимума доходов граждан на протяжении года и шкалы ставок прогрессивного налогообложения сумма материальной помощи, которая не включается в совокупный налогооблагаемый доход, определяется по средневзвешенной в соответствии с периодами действия шкалы ставок (19).

Сумма материальной помощи, которая превышает указанный размер, включается в совокупный налогооблагаемый доход того месяца (периода), в котором возникло это превышение.

Следует отметить, что в соответствии с подпунктом «1» статьи 5 Декрета (13) в совокупный налогооблагаемый доход, полученный гражданами в период, за который осуществляется налогообложение, не включаются суммы материальной помощи, как в денежной, так и в натуральной форме, независимо от ее размера, которая выплачивается на основании решений Правительства Украины в связи со стихийным и экологическим бедствием, авариями и катастрофами, местных органов государственной исполнительной власти, профсоюзов, Фонда социального страхования, благотворительных фондов и иностранных государств.

Материальной помощью по решению указанных органов и иностранных государств считается денежная и натуральная помощь, которая выплачивается гражданам при названных условиях (пункт 5.11 Инструкции (15)).

2. При выплате материальной помощи гражданину, не работающему на данном предприятии, и при выплате материальной помощи работнику не по месту основной работы

В том случае, когда предприятие выплачивает материальную помощь гражданину, не работающему на данном предприятии, а также при выплате материальной помощи работнику не по месту основной работы следует руководствоваться Декретом (13).

Из материальной помощи, выданной не по месту основной работы сверх установленного не облагаемого налогом размера, удерживается подоходный налог у источника выплаты по ставке 20 %.

Сведения по форме N 2 в течение 30 дней после выплаты направляются в государственную налоговую администрацию по месту проживания граждан.

3. При выплате одноразовых денежных выплат гражданам пожилого возраста в связи с выходом на пенсию

Следует отметить, что статья 15 Закона (22) предусматривает, что одноразовые денежные выплаты гражданам пожилого возраста в связи с выходом на пенсию, которые осуществляются по решению трудового коллектива за счет средств предприятия, налогообложению не подлежат.

Вместе с тем пункт 8.2 статьи 8 раздела II Инструкции (15) предусматривает включение в состав совокупного налогооблагаемого дохода, полученного по месту основной работы, суммы одноразовой помощи, которая выплачивается работникам, выходящим на пенсию.

Согласно разъяснению Главной государственной налоговой инспекции Украины от 15.06.94 г. N 10- 214/10-2307 с 20 января 1994 года (т.е. с момента опубликования, Закона (22)) одноразовые выплаты за счет средств предприятия не облагаются подоходным налогом.

4. При выдаче путевок и ежегодной помощи на оздоровление детей за счет средств предприятия

Согласно статье 5 Декрета (7) и пункту 5.17 Инструкции (15) в совокупный налогооблагаемый доход, полученный гражданами в период, за который осуществляется налогообложение, не включается стоимость путевок на лечение, отдых и в детские оздоровительные лагеря, кроме туристических и международных, которые предоставляются гражданам за счет средств предприятий.

Что касается материальной помощи, которая выплачивается на оздоровление детей в случаях, не предусмотренных законодательством, то она не включается в совокупный налогооблагаемый доход в размере 12 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан за год.

IV. Обязательные взносы на государственное
социальное страхование

Начиная с 15 февраля 1996 года в соответствии с постановлением (5) изменился порядок уплаты взносов на государственное социальное страхование.

Письмом Государственной налоговой администрации Украины (14) было дано разъяснение о начислении обязательных взносов на государственное страхование с полной суммы материальной помощи, которая выплачивается работнику, без исключения 12 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Кроме того, на основании пункта 2.6 Инструкции (23) все работающие граждане, в том числе работающие по договорам гражданско-правового характера, уплачивают взносы в размере 1% от суммы оплаты труда. Так как материальная помощь относится к расходам на оплату труда, с нее удерживается 1% в Пенсионный фонд.

Всоответствии с письмом Пенсионного фонда Украины (9) за неначисленные страховые взносы с суммы материальной помощи в пределах 12 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан, выплаченных до 01.06.96 г., органы Пенсионного фонда не применяли меры административной ответственности.

Однако следовало произвести доначисление страховых взносов на полную сумму материальной помощи с февраля 1996 года.

V. Выплата материальной помощи пенсионерам,
которые находятся на пенсии и не состоят в
списках предприятий

Согласно пункту 4.10 раздела IV Инструкции (10) выплаты, как в денежной, так и в натуральной форме, за счет средств предприятия работникам, находящимся на пенсии и не значащимся в списках предприятия, а именно: пенсионерам, работавшим на данном предприятии и ушедшим с этого предприятия на пенсию, не входят в состав фонда оплаты труда.

Поскольку эти выплаты относятся к иным выплатам, которые не входят в состав фонда оплаты труда, то в случае выплаты пенсионеру суммы сверх 12 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (в настоящее время 204 грн.) с суммы превышения следует удержать подоходный налог по ставке 20%, удержать 1% в Пенсионный фонд, произвести начисление обязательных взносов на государственное социальное страхование. О сумме удержанного подоходного налога сведения (справка) по форме N 2 в течение 30 дней с момента выплаты направляются в государственную налоговую администрацию по месту проживания граждан.

VI. Материальная помощь на погребение

Всоответствии с постановлением (17) пособие на погребение в случае смерти гражданина, который находится в трудовых отношениях с предприятием, выплачивается предприятием в размере 150 грн. за счет Фонда государственного страхования.

Если среднемесячный совокупный доход на одного члена семьи за предыдущий квартал не превышал 48 грн., семье умершего или лицу, которое его похоронило, кроме указанного выше пособия, выплачивается дополнительное денежное пособие на погребение в размере 90 грн. за счет средств соответствующих фондов (местных бюджетов). Приказом (20) внесены изменения и дополнения в Порядок выплаты пособия на погребение (см. еженедельник «Баланс», 1997, N 24).

Всоответствии со статьей 5 Декрета (7) пособие (помощь) на погребение, которое выплачивается предприятием на основании решений Правительства за счет средств Фонда государственного социального страхования, в совокупный налогооблагаемый доход граждан не включается.

В случае если, кроме указанного пособия, предприятия, учреждения или организации за счет своих средств выплачивают своему работнику или другому гражданину материальную помощь на указанные цели, то такая помощь в размере 12 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан за год не подлежит обложению подоходным налогом. Сумма материальной помощи, которая будет превышать указанный размер, включается в совокупный налогооблагаемый доход работника в том периоде (месяце), в котором возникло превышение. С этих сумм, согласно действующему законодательству (т.е. с сумм свыше 204 грн.), производятся начисления обязательных взносов на государственное социальное страхование и удерживается 1% в Пенсионный фонд.

Вместе с тем в консультации Пенсионным фондом Украины (опубликованной в газете «Праця і зарплата», 1997, N 3) на вопрос: «Начисляются ли страховые взносы на материальную помощь на погребение?» был дан ответ, что «на материальную помощь на погребение, которая выплачивается предприятиями и организациями, страховые взносы не начисляются, поскольку в соответствии с пунктом 4.19 Инструкции по статистике заработной платы, утвержденной приказом Министерства статистики Украины от 11.12.95 г. N 323, такие выплаты не входят в фонд оплаты труда».

В заключение рассмотрим условный числовой пример, отражающий порядок начисления и выплаты материальной помощи, а также порядок исправления ошибок, возникающих при этом.

На проверяемом предприятии за январь 1997 года работнику предприятия была выплачена заработная плата за выполненную работу согласно штатному расписанию в сумме 300 грн. и материальная помощь в связи с уходом в отпуск на оздоровление в размере 250 грн.

При этом бухгалтером предприятия взносы, начисленные в Пенсионный фонд (на сумму 81,4 грн.), Фонд социального страхования (на сумму 11,1 грн.) и Фонд занятости (5 грн.), были неправильно отнесены на себестоимость продукции. С суммы материальной помощи неверно исчислен подоходный налог и излишне начислены взносы в Фонд для осуществления мер по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защите населения (далее — Фонд Чернобыля) (30 грн.).

Эти нарушения были учтены бухгалтером предприятия при расчетах за февраль и 1 квартал 1997 года самостоятельно, поэтому при проверке налоговым инспектором финансовые санкции и административные штрафы не применялись.

Согласно пункту 1.13 Инструкции о порядке заполнения форм годового бухгалтерского отчета предприятия, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 18.08.95 г. N 139 (с изменениями и дополнениями), при выявлении предприятием или другими органами в отчетах как текущего, так и прошедшего года (после их утверждения) искажений отчетных данных исправление производится в отчетах за тот отчетный период, в котором были выявлены приписки и другие искажения. Причем исправления вносятся в данные за отчетный период (квартал с начала года). Если не установлен период искажения отчетных данных, то исправление также производится в отчетах за тот период, в котором были выявлены приписки и другие искажения.

Исправления ошибок (искажений), которые допущены в текущем году и выявлены также в текущем году до утверждения и представления годового отчета за текущий год, осуществляются в бухгалтерском учете исключением (сторнированием) неправильных записей и заменой их правильными в том месяце, в котором они были выявлены, но не позднее отчета за декабрь текущего года.

Материальная помощь в соответствии с законодательством

Рассмотрим, каким образом можно оказать материальную помощь работнику, в частности, в связи с тяжелым материальным положением. А также как правильно документально оформить и отразить ее в учете.

Оформление и налогообложение материальной помощи работникам зависит от ее вида. Ведь материальная помощь может относиться к фонду оплаты труда, может быть разовой или целевой. Такие виды помощи могут облагаться НДФЛ и единым взносом, а могут и не относиться к налогооблагаемому доходу работника.

Предоставление материальной помощи может быть оговорено в коллективном или трудовом договоре. Если же нет, это не означает отсутствия права на нее. В таком случае выплатить материальную помощь можно в соответствии с поданным заявлением от работника и согласовательным приказом руководителя предприятия.

Кстати, определения термина «материальная помощь» в НКУ нет. Но в нем есть такие понятия, как:

1) безвозвратная финансовая помощь (пп. 14.1.257 НКУ и пп. «ґ» пп. 164.2.17 НКУ). Полученная безвозвратная финпомощь подлежит обложению НДФЛ по ставке 15% или 17%, в соответствии с нормами п. 167.1 НКУ;

2) подарок, в частности и в денежной форме (пп. 164.2.10 НКУ, с учетом норм пп. 165.1.15 и 165.1.39 НКУ). К такому доходу, полученному от работодателя, также применяется ставка НДФЛ 15% или 17% в соответствии с п. 167.1 НКУ;

3) помощь на лечение и медицинское обслуживание за счет средств работодателя, в соответствии с пп. 165.1.19 НКУ. Такой доход не облагается налогом при наличии документов, подтверждающих факт целевого использования такой помощи (о чем подробнее далее);

4) благотворительная помощь. Облагается в порядке п. 170.7 НКУ. Одной из форм материального обеспечения работников может быть нецелевая благотворительная помощь, которая также не облагается НДФЛ (об этом тоже подробнее далее).

Конечно, желательно получать именно необлагаемую материальную помощь. Работодатели тоже отдают предпочтение этому виду материальной помощи, ведь она не облагается ЕСВ. Однако, чтобы ее предоставить, работодатель должен проверить, соответствует ли материальная помощь признакам дохода, не облагаемого НДФЛ. То, как доказать, что помощь на лечение не облагается налогом, мы уже знаем — подготовить подтверждающие документы (дополнительно см. в «ДК» №19/2014). А как доказать, что нецелевая благотворительная помощь не относится к фонду оплаты труда предприятия? Об этом и поговорим.

Материальная помощь в качестве зарплаты

Заработная плата состоит из основной и дополнительной заработной платы и других поощрительных и компенсационных выплат (ст. 2 Закона об оплате труда). Согласно пп. 14.1.48 НКУ, заработная плата для целей раздела IV НКУ — это основная и дополнительная заработная плата, другие поощрительные и компенсационные выплаты, которые выплачиваются (предоставляются) плательщику налога в связи с отношениями трудового найма. Так что для целей налогообложения, в частности и НДФЛ, зарплата работника — это выплаты, являющиеся зарплатой в определении, приведенном в Законе об оплате труда.

Система организации оплаты труда работает, в частности, на основании коллективных договоров и/или трудовых договоров (ст. 5 Закона об оплате труда). Соответственно, если выплата матпомощи предусмотрена положениями об оплате труда наемных работников (коллективным договором, трудовым договором и пр.), составленными согласно нормам трудового законодательства, то она для целей налогообложения приравнивается к заработной плате.

Одна из составляющих ФОТ — другие поощрительные и компенсационные выплаты. К ним относятся все выплаты, предусмотренные в п. 2.3 Инструкции №5, в частности: материальная помощь, носящая систематический характер, предоставленная всем или большинству работников (пп. 2.3.3 Инструкции №5).

Критерии признания матпомощи зарплатой:

1) ее предоставление должно быть предусмотрено коллективным и/или трудовым договором и пр.;

2) она предоставляется систематически, т. е. чаще, чем раз в год;

3) она предоставляется всем или большинству работников.

Но в Инструкции №5 не определено, что является большинством работников для данного случая. Поэтому необходимо пользоваться математическими правилами: если матпомощь предоставляется более чем половине работников, это означает ее выплату большинству работников.

Начисленные расходы на оплату основной и дополнительной заработной платы и других видов поощрений, относящихся к фонду оплаты труда (далее — ФОТ), по норме п. 142.1 НКУ относятся к составу расходов. В письме ГНСУ от 07.02.2012 г. №2330/6/15-1215 (см. «ДК» №16/2012) сообщается: «Плательщик налога на прибыль имеет право включать в состав своих расходов выплаты наемным работникам, состоящим в трудовых отношениях с таким плательщиком налога, установленные по договоренности сторон . При этом суммы материальной помощи, которые освобождаются от налогообложения согласно нормам раздела IV Кодекса, не включаются в расходы».

Так что в данном случае расходы на матпомощь будут отнесены к налоговым расходам предприятия, а ее сумма будет базой для начисления ЕСВ и НДФЛ по общим правилам, в составе общей суммы зарплаты.

Дата уплаты НДФЛ с такой материальной помощи зависит от формы ее предоставления. Если нецелевая благотворительная помощь, подлежащая налогообложению, выплачивается наличностью из кассы предприятия, налог уплачивается (перечисляется) в бюджет в течение банковского дня, следующего за днем выплаты (пп. 168.1.4 НКУ). Если помощь работник получает на текущий или карточный счет, НДФЛ следует уплатить при выплате налогооблагаемого дохода (пп. 168.1.2 НКУ).

В налоговом расчете по форме №1ДФ 1 начисленные доходы физлицу отражаются по признаку дохода «101» как доходы в виде заработной платы.

1 Налоговый расчет сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу плательщиков налога, и сумм удержанного с них налога (форма №1ДФ), утвержденный приказом Миндоходов от 21.01.2014 г. №49.

Материальная помощь разового характера

Материальная помощь разового характера, предоставляемая предприятием отдельным работникам по семейным обстоятельствам, на оплату лечения, оздоровление детей, погребение, в соответствии с п. 3.31 Инструкции №5 не относится к фонду оплаты труда. Поэтому расходов в налоговом учете в связи с предоставлением такой матпомощи у предприятия не будет (поскольку это не предусмотрено р. ІІІ НКУ).

Согласно ст. 7 Закона о ЕСВ, предоставление такого вида помощи не является базой для начисления и удержания ЕСВ, ведь такая помощь не выплачивается в соответствии с Законом об оплате труда. Кроме того, в п. 14 раздела І Перечня №1170 уточняется, что ЕСВ не начисляется на матпомощь разового характера, предоставляемую отдельным работникам по семейным обстоятельствам, на оплату лечения, оздоровление детей, погребение. Принадлежность материальной помощи к п. 14 раздела I Перечня №1170 подтверждается заявлением лица или приказом, в которых указано основание для предоставления этой материальной помощи.

Подпункт 170.7.1 НКУ делит благотворительную помощь на целевую и нецелевую. Целевой является благотворительная помощь, которая предоставляется под определенные условия и направления ее расходования. Нецелевой считается помощь, которая предоставляется без установления каких-либо условий или направлений.

Кстати, в п. 170.7 НКУ отсутствует требование, чтобы такие виды помощи предоставлялись на основании заявления от работника, но от себя рекомендуем такие заявления составлять. Ведь именно в этом заявлении будет указано, на каком основании, какую помощь и в какой сумме (что важно для удержания НДФЛ) просит предоставить работник.

Если нецелевая благотворительная помощь предоставляется в течение отчетного налогового года в совокупности в размере, не превышающем сумму предельного размера дохода, определенного согласно абзацу первому пп. 169.4.1 НКУ, установленного на 1 января такого года (в 2014 году это 1710,00 грн), на основании пп. 170.7.3 НКУ эта сумма не включается в облагаемый НДФЛ доход физлица. А сумма превышения над указанным размером включается в общий месячный налогооблагаемый доход работника и подлежит обложению НДФЛ по ставкам 15% либо 17% согласно п. 167.1 НКУ.

Интересно, что налоговики в своих разъяснениях рассматривают разовую материальную помощь и нецелевую благотворительную помощь для целей ее необложения НДФЛ как один и тот же вид дохода (см., в частности, письмо ГНАУ от 22.06.2011 г. №11552/6/17-0715, «ДК» №36/2011, комментарий). Согласно упомянутому письму, в налоговом расчете по форме №1ДФ сумма нецелевой благотворительной помощи отражается с признаком дохода «169» (как облагаемая, так и не облагаемая налогом, одной строкой) 1 . Если из суммы дохода удерживается НДФЛ, в графах 4а «Сума нарахованого податку» и 4 «Сума перерахованого податку» показывается сумма начисленного и перечисленного НДФЛ налоговым агентом (в том налоговом периоде, в котором произошли, соответственно, удержание и уплата НДФЛ).

1 Хотя иногда налоговики разъясняют, что в форме №1ДФ часть благотворительной помощи, которая не облагается НДФЛ, следует отражать с признаком дохода «169», а облагаемую часть — с признаком дохода «126» как дополнительное благо (см. http://rv.minrd.gov.ua/media-ark/local-news/131630.html). По нашему мнению, такое разъяснение противоречит правилам заполнения формы №1ДФ, ведь для нецелевой благотворительной помощи определен только один признак дохода «169».

Дата уплаты НДФЛ налоговым агентом — предприятием зависит от формы предоставления материальной помощи. Если нецелевая благотворительная помощь, подлежащая налогообложению, выплачивается наличностью из кассы предприятия, налог уплачивается (перечисляется) в бюджет в течение банковского дня, следующего за днем выплаты (пп. 168.1.4 НКУ). Если помощь работник получает на текущий или карточный счет, НДФЛ следует уплатить при выплате налогооблагаемого дохода (пп. 168.1.2 НКУ).

Целевая благотворительная помощь в любой сумме, предоставляемая согласно пп. 170.7.4 НКУ, не включается в налогооблагаемый доход физлица. Обратите внимание: если плату за лечение работника (или члена его семьи первой степени родства) работодатель перечисляет напрямую медицинскому учреждению, то, согласно пп. «а» пп. 170.7.4 НКУ, сумма таких средств (без ограничения ее размера) является целевой благотворительной помощью и не облагается НДФЛ. Но этот подпункт НКУ устанавливает другое ограничение — касающееся видов медицинских процедур и лекарств, на которые она может быть израсходована.

Такая помощь не будет базой и для начисления единого взноса на основании п. 13 раздела ІІ Перечня №1170 как «расходы на оплату услуг по лечению работников, которые были предоставлены учреждениями здравоохранения».

Для подтверждения неуплаты НДФЛ и ЕСВ необходимы документы, которые бы подтверждали целевое направление благотворительной помощи, что фактически и является основанием не платить налоги и взносы. В ОНК №235 контролирующий орган приводит перечень подтверждающих документов.

Чем подтвердить целевой характер предоставления денежных средств на оплату лечения или медицинского обслуживания

Такими подтверждающими документами могут быть документы, подтверждающие необходимость физического лица — плательщика налога в лечении и медицинском обслуживании (в частности, наличие и характеристики болезни, травмы, отравления, патологического состояния плательщика налога), документы об оказании таких услуг, идентифицирующие поставщика услуг и плательщика налога, которому оказываются такие услуги, объемы и стоимость таких услуг: договоры, платежные и расчетные документы, акты оказания услуг, другие соответствующие документы в зависимости от необходимого лечения или медицинского обслуживания, болезни и ее состояния.

Работник предприятия составляет заявление в произвольной форме с просьбой о получении целевой материальной помощи на лечение. В подтверждающих документах предприятия нужно правильно указать адресата полученной оплаты платных услуг по лечению и назначение платежа.

В налоговом расчете по форме №1ДФ выплаченная целевая помощь показывается с признаком дохода «169».

В соответствии с пп. 14.1.257 НКУ, безвозвратная финансовая помощь — это, в частности, сумма средств, переданная налогоплательщику согласно договорам дарения, другим подобным договорам или без заключения таких договоров. То есть по определению безвозвратная финпомощь — это подарок. А подарки в соответствии с пп. 165.1.15 НКУ не облагаются налогом с учетом положений р. IV НКУ (т. е. только в той части подарков, по которым р. IV НКУ предусмотрено, что они не облагаются налогом). Так, пп. 165.1.39 НКУ предусмотрено освобождение от обложения НДФЛ части стоимости подарков 1 , но за исключением денежных выплат в любой сумме. А это значит, что суммы безвозвратной финансовой помощи, предоставленной в денежной форме, относятся согласно пп. «г» пп. 164.2.17 НКУ к налогооблагаемому доходу работника. При этом безвозвратная финансовая помощь признается дополнительным благом работника и подлежит обложению НДФЛ по ставке 15% или 17%, что зависит от общего месячного дохода работника вместе с суммой финпомощи.

1 Если их стоимость не превышает 50% одной минимальной заработной платы (из расчета на месяц), установленной на 1 января отчетного налогового года (пп. 165.1.39 НКУ).

В налоговом расчете по форме №1ДФ сумма безвозвратной финансовой помощи отражается с признаком дохода «126» — как дополнительное благо.

Дата уплаты НДФЛ зависит от того, как предоставляется помощь. Если безвозвратную финпомощь работник получает из кассы предприятия, налог уплачивается (перечисляется) в бюджет в течение банковского дня, следующего за днем выплаты (пп. 168.1.4 НКУ). Если сумма получена на текущий или карточный счет физлица, НДФЛ следует уплатить при выплате налогооблагаемого дохода (пп. 168.1.2 НКУ).

Единый взнос не начисляется, ведь по своему определению такая финпомощь не является базой для начисления ЕСВ.

Пример 1 Работнику в 2014 году на основании поданного им заявления предоставлена нецелевая благотворительная помощь в размере 1700,00 грн. Размер помощи не превышает установленный предельный необлагаемый размер 1710,00 грн, поэтому НДФЛ не удерживается.

Пример 2 Работнику в 2014 году на основании поданного им заявления предоставлена нецелевая благотворительная помощь в размере 4000,00 грн. Начисленная зарплата работника в месяце предоставления помощи составляет 6000,00 грн. Размер помощи превышает установленный предельный размер 1710,00 грн на 2290,00 грн, сумма такого превышения облагается НДФЛ. Ставка НДФЛ составляет 15%, ведь общий месячный налогооблалаемый доход работника составляет 6000,00 + 2290,00 = 8290,00 грн, что не превышает 12180,00 грн (предел применения ставки НДФЛ 15%). Сумма НДФЛ с выплаченной матпомощи: 2290 х 15% = 343,50 грн.

Пример 3 Работник попал в ДТП и получил тяжелую травму. Предприятие перечислило целевую благотворительную помощь на лечение работника в частное медицинское учреждение в размере 50000,00 грн. Для работника предприятия это целевая благотворительная помощь в сумме компенсации стоимости платных услуг по лечению. НДФЛ в этом случае не удерживается. Работник должен предоставить работодателю подтверждающие документы о необходимости в лечении, документы об оказании медицинских услуг, в частности договоры, платежные и расчетные документы, акты оказания услуг, другие соответствующие документы. Работодатель хранит у себя их копии.

  • НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. №2755-VI.
  • Закон об оплате труда — Закон Украины от 24.03.95 г. №108/95-ВР «Об оплате труда».
  • Закон о ЕСВ — Закон Украины от 08.07.2010 г. №2464-VI «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование».
  • Инструкция №5 — Инструкция по статистике заработной платы, утвержденная приказом Госкомстата от 13.01.2004 г. №5.
  • Перечень №1170 — Перечень видов выплат, осуществляемых за счет средств работодателей, на которые не начисляется единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденный постановлением КМУ от 22.12.2010 г. №1170.
  • ОНК №235 — Обобщающая налоговая консультация по отдельным вопросам обложения налогом на доходы физических лиц сумм помощи на лечение и медицинское обслуживание плательщика налога за рубежом за счет благотворительной организации, утвержденная приказом Миндоходов от 10.04.2014 г. №235.

Выплата материальной помощи и ее налогообложение

Работникам учреждения, студентам, находящимся в трудной жизненной ситуации, может быть оказана материальная помощь. Ее выплату также производят при рождении ребенка, уходе в отпуск, регистрации брака и в других случаях. Перечень оснований для выплаты материальной помощи, порядок ее выплаты и размеры должны быть предусмотрены внутренними локальными документами. В статье рассмотрим порядок выплаты материальной помощи. Кроме того, разберемся, возникает ли у учреждения обязанность по удержанию из этой выплаты НДФЛ, начислению страховых взносов и нужно ли учитывать сумму материальной помощи при исчислении налога на прибыль.

Как было указано выше, выплата материальной помощи должна быть регламентирована внутренними актами, например, коллективным договором, положением об оплате труда.

Работник учреждения (студент, бывший работник или родственник), претендующий на получение материальной помощи, должен обратиться к работодателю с письменным заявлением с указанием в нем причин, побудивших его обратиться за материальной помощью, и приложить в необходимых случаях документы, подтверждающие указанную в заявлении причину (копии свидетельств о рождении, браке, смерти и др.).

Решение о выплате работнику (студенту) материальной помощи принимает руководитель учреждения. Принятое им решение об оказании материальной помощи оформляется приказом.

Источником выплаты материальной помощи в государственном (муниципальном) учреждении могут быть как средства бюджета, субсидий, так и средства, полученные от приносящей доход деятельности.

На оказание помощи нуждающимся студентам, обучающимся по очной форме обучения в федеральных государственных образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, выделяются дополнительные средства в размере 25% стипендиального фонда, предусматриваемого в установленном порядке в федеральном бюджете (п. 32 Типового положения [1] ).

Материальная помощь, налоги и страховые взносы

Рассмотрим, являются ли суммы материальной помощи объектами обложения НДФЛ, страховыми взносами во внебюджетные фонды, учитываются ли они при исчислении налога на прибыль.

Налог на доходы физических лиц. Порядок исчисления и уплаты НДФЛ регулируется гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ, из п. 1 ст. 210 которой следует, что при определении налоговой базы учитываются все доходы работника, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.

Если из дохода работника по его распоряжению, решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают налоговую базу.

В то же время в ст. 217 НК РФ приведен перечень видов доходов, не облагаемых НДФЛ. Так, согласно п. 8 этой статьи не облагаются данным налогом суммы единовременных выплат в виде материальной помощи, производимых:

  • налогоплательщикам в связи со стихийным бедствием или с другим чрезвычайным обстоятельством, а также налогоплательщикам, которые являются членами семей лиц, погибших в результате стихийных бедствий или других чрезвычайных обстоятельств, независимо от источника выплаты;
  • членам семьи умершего работника, бывшего работника, вышедшего на пенсию, или работнику, бывшему работнику, вышедшему на пенсию, в связи со смертью члена (членов) его семьи;
  • налогоплательщикам из числа малоимущих и социально незащищенных категорий граждан в виде сумм адресной социальной помощи, оказываемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и внебюджетных фондов в соответствии с программами, утверждаемыми ежегодно соответствующими органами государственной власти;
  • налогоплательщикам, пострадавшим от террористических актов на территории РФ, а также налогоплательщикам, которые являются членами семей лиц, погибших в результате террористических актов на территории РФ, независимо от источника выплаты;
  • работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении, удочерении) ребенка, выплачиваемой в течение первого года после рождения (усыновления, удочерения), но не более 50 000 руб. на каждого ребенка.

Кроме того, не являются объектом обложения НДФЛ суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту, в сумме, не превышающей 4 000 руб. в течение налогового периода (п. 28 ст. 217 НК РФ).

Следовательно, при выплате материальной помощи по иным основаниям, а также с сумм превышения установленных выше размеров нужно производить исчисление и удержание НДФЛ.

Материальная помощь нуждающимся студентам, обучающимся по очной форме обучения в федеральных государственных образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, выдаваемая за счет средств стипендиального фонда, облагается НДФЛ на полном основании. Как указано в письмах ФНС РФ от 06.04.2011 № КЕ-4-3/[email protected] «О налоге на доходы физических лиц», Минфина РФ от 26.04.2011 № 03-04-05/3-301, оснований для освобождения от обложения НДФЛ такой материальной помощи в ст. 217 НК РФ не содержится.

Согласно ст. 230 НК РФ учреждения обязаны вести учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных им налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета, разработанных учреждением самостоятельно. Кроме того, учреждения, используя данные учета, обязаны также представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц за истекший налоговый период и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ за этот налоговый период налогов. Такие сведения представляются ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме 2‑НДФЛ «Справка о доходах физического лица за 200_ год», приведенной в приложении 1 к Приказу ФНС РФ № ММВ-7-3/[email protected] [2] .

В разделе 3 «Доходы, облагаемые налогом по ставке __%» этой формы указываются сведения о доходах, полученных физическими лицами в денежной и натуральной форме, по месяцам налогового периода, в том числе суммы материальной помощи, выданной учреждением работникам (бывшим работникам или родственникам).

Страховые взносы во внебюджетные фонды. Объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Федеральный закон № 212-ФЗ)).

В статье 9 Федерального закона № 212-ФЗ перечислены суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, в частности:

а) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой (пп. 3 п. 1):

  • физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории РФ;
  • работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;
  • работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении, удочерении) ребенка, выплачиваемой в течение первого года после рождения (усыновления, удочерения), но не более 50 000 руб. на каждого ребенка;

б) суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 руб. на одного работника за расчетный период (п. 11 ст. 9).

Материальная помощь нуждающимся студентам, обучающимся по очной форме обучения в федеральных государственных образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, выдаваемая за счет средств стипендиального фонда, не облагается страховыми взносами, так как ее выплата осуществляется не в рамках трудовых отношений с учреждением.

Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Исходя из положений ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Федеральный закон № 125-ФЗ) объектами обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

В статье 20.2 Федерального закона № 125-ФЗ перечислены выплаты материальной помощи, выдаваемой по тем же основаниям, что указаны в ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ, которые не облагаются страховыми взносами.

Таким образом, на материальную помощь, выдаваемую работникам по иным основаниям, и на превышение указанных сумм будут начисляться страховые взносы на травматизм.

На материальную помощь, выдаваемую нуждающимся студентам, обучающимся по очной форме обучения в федеральных государственных образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, за счет средств стипендиального фонда, не начисляются страховые взносы, так как ее выплата осуществляется не в рамках трудовых отношений с учреждением.

Налог на прибыль. Пунктом 23 ст. 270 НК РФ определено, что в целях налогообложения прибыли не учитываются расходы в виде сумм материальной помощи работникам.

Однако в письмах от 03.07.2012 № 03-03-06/1/330, от 15.05.2012 № 03-03-10/47 Минфин привел разъяснения по поводу применения положений этого пункта к единовременным выплатам работникам при предоставлении им ежегодного отпуска. По мнению финансового ведомства, такие выплаты, если они предусмотрены коллективным договором и зависят от размера заработной платы (начисляются в процентах к окладу) и соблюдения трудовой дисциплины, то есть связаны с выполнением работником его трудовой функции, являются элементом системы оплаты труда и не признаются материальной помощью по смыслу ст. 270 НК РФ.

При этом он руководствовался ст. 255 НК РФ, согласно которой в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной форме, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Такой же вывод прозвучал в Постановлении Президиума ВАС РФ от 30.11.2010 № ВАС-4350/10. В нем указано, что к материальной помощи, не учитываемой в составе расходов согласно п. 23 ст. 270 НК РФ, относятся выплаты, которые не связаны с выполнением физическим лицом его трудовой функции и направлены на удовлетворение его социальных потребностей, обусловленных возникновением трудной жизненной ситуации или наступлением определенного события. К таким событиям, в частности, могут быть отнесены причинение вреда в связи со стихийным бедствием или с другим чрезвычайным обстоятельством, смерть члена семьи, рождение или усыновление ребенка, тяжелое заболевание.

Учитывая вышеизложенное, единовременные выплаты работникам учреждения, производимые к отпуску (если они связаны с выполнением трудовых функций), могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль в соответствии со ст. 255 НК РФ, вместе с тем сумма выплаты материальной помощи, производимая по основаниям, не связанным с выполнением трудовой функции, не учитывается при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.

Бухгалтерский учет

Из Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденных Приказом Минфина РФ от 21.12.2011 № 180н, следует, что расходы на выплату материальной помощи относятся на подстатью 211 «Заработная плата» КОСГУ.

В бухгалтерском учете для учета расчетов по выплате материальной помощи используется счет 302 11 000 «Расчеты по заработной плате» (п. 256 Инструкции № 157н [3] ).

Следует обратить внимание, что суммы материальной помощи не формируют себестоимость товаров (работ, услуг), поэтому эти суммы нужно относить на счет 0 401 20 211 «Расходы по заработной плате».

В таблице приведем корреспонденцию счетов, которой отражается в бухгалтерском учете начисление и выдача материальной помощи: