Неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим своих служебных обязанностей

Статья 14. Ответственность государственного служащего

Статья 14. Ответственность государственного служащего

1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) на государственного служащего могут налагаться органом или руководителем, имеющим право назначать государственного служащего на государственную должность государственной службы, следующие дисциплинарные взыскания:

3) строгий выговор;

4) предупреждение о неполном служебном соответствии;

2. Государственный служащий, допустивший должностной проступок, может быть временно (но не более чем на месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Отстранение государственного служащего от исполнения должностных обязанностей в этом случае производится распоряжением руководителя, указанного в пункте 1 настоящей статьи.

О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы см. Указ Президента РФ от 6 июня 1996 г. N 810

3. Порядок применения и обжалования дисциплинарных взысканий устанавливается федеральным законом.

4. Государственный служащий в случае сомнения в правомерности полученного им для исполнения распоряжения обязан в письменной форме незамедлительно сообщить об этом своему непосредственному руководителю, руководителю, издавшему распоряжение, и вышестоящему руководителю. Если вышестоящий руководитель, а в его отсутствие руководитель, издавший распоряжение, в письменной форме подтверждает указанное распоряжение, государственный служащий обязан его исполнить, за исключением случаев, когда его исполнение является административно либо уголовно наказуемым деянием.

Ответственность за исполнение государственным служащим неправомерного распоряжения несет подтвердивший это распоряжение руководитель.

5. Государственный служащий несет предусмотренную федеральным законом ответственность за действия или бездействие, ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим своих служебных обязанностей

по состоянию на 25 января 2005 года

>> (далее – Закон о государственной службе) в ст. 56 предусматривает, что государственные служащие за неисполнение или ненадлежащее исполнение по их вине возложенных на них служебных обязанностей, превышение должностных полномочий, нарушение трудовой и исполнительской дисциплины, а равно за несоблюдение установленных законом ограничений, связанных с государственной службой, несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством. Ответственность выражается в применении к государственным служащим мер наказания, взысканий, предусмотренных законодательством за виновное совершение ими правонарушения.

Дисциплинарная ответственность государственного служащего заключается в наложении руководителем государственного органа или уполномоченным лицом на государственных служащих, совершивших должностные проступки, установленных законом дисциплинарных взысканий. Дисциплинарная ответственность применяется к государственным служащим за должностной проступок, т.е. виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него служебных обязанностей.

Должностной проступок состоит из следующих элементов:

§ субъект должностного проступка – конкретный государственный служащий;

§ субъективная сторона состава – отношение государственного служащего к совершенному им деянию в виде вины;

§ объект состава – интересы государства, права, обязанности, интересы государственного органа, руководителя, служебные правила и т.д.;

§ объективная сторона состава – конкретные действия (бездействие), нарушающие правила, интересы, права, обязанности. Объективную сторону составляют также время, место, обстановка, средства должностного проступка.

Условием дисциплинарной ответственности является противоправность действий (бездействия) служащего государственного аппарата. Противоправными являются действия (бездействие), которые не соответствуют законам, иным нормативным правовым актам, в том числе определяющим служебные обязанности государственного служащего (должностные инструкции, положения и др.). Отсутствие противозаконности является основанием для непризнания неисполнения и ненадлежащего исполнения служащим государственного аппарата своих обязанностей должностным проступком и лишает права применить за такого рода деяния меры дисциплинарной ответственности.

Дисциплинарную ответственность следует отличать от административной ответственности, которая наступает за совершение лицом административного проступка, состоящего в нарушении установленных полномочными органами государственного управления общеобязательных правил поведения (правил дорожного движения, противопожарных правил, правил по технике безопасности и т.п.). Административная ответственность (обычно в виде штрафа) применяется органами или должностными лицами, с которыми нарушитель не связан отношениями подчиненности по работе и службе (например, органами милиции, судьями, государственными инспекторами по охране труда, инспекторами государственной противопожарной службы, главными санитарными врачами и др.).

В отдельных случаях правонарушение может содержать одновременно признаки как дисциплинарного, так и административного проступка и влечет, соответственно, два вида ответственности.

Нарушение должностным лицом правил по охране труда и законодательства о труде может вызвать применение к нему мер со стороны руководителя государственного органа (дисциплинарная ответственность) и наложение денежного штрафа государственными инспекторами по охране труда (административная ответственность).

В настоящее время отсутствует специальный нормативный акт о дисциплинарной ответственности государственных служащих. Общие положения о дисциплинарной ответственности государственных служащих содержатся в Законе о государственной службе. Вместе с тем в отдельных отраслях и сферах государственной деятельности действуют уставы и положения о дисциплине отдельных категорий государственных служащих, например в судах, органах прокуратуры, таможенных органах и др.

Статьей 57 Закона о государственной службе установлено, что к государственным служащим за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей могут применяться следующие дисциплинарные взыскания:

§ предупреждение о неполном служебном соответствии;

§ понижение в классе государственного служащего на срок до шести месяцев;

§ увольнение с занимаемой должности в соответствии с законом о государственной службе, законодательством о труде и иными законодательными актами.

К государственным служащим могут применяться и иные меры дисциплинарного взыскания, предусмотренные законодательством.

На государственных служащих распространяется общий порядок наложения, снятия и обжалования дисциплинарных взысканий, установленный трудовым законодательством. Следовательно, при применении дисциплинарных взысканий к государственным служащим и их обжаловании необходимо руководствоваться ст. 197–204 Трудового кодекса Республики Беларусь. Об этом указано в ч. 4 ст. 57 Закона о государственной службе: порядок и сроки применения дисциплинарных взысканий, органы, руководители, правомочные применять дисциплинарные взыскания, порядок обжалования, снятия и погашения дисциплинарных взысканий определяются законодательством о труде и иными актами законодательства.

Следует отметить, что в дисциплинарном производстве (в отличие от других видов юридической ответственности) отсутствует перечень нарушений, которые являются дисциплинарным проступком и могут влечь применение дисциплинарных взысканий. Как указывает В.М. Манохин, такой перечень составить практически невозможно из-за большого разнообразия проступков и различных условий2. Должностным проступком служащего государственного аппарата являются любые действия или бездействие, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением им должностных обязанностей. Они могут выражаться в умышленном нарушении правил служебного распорядка, должностных инструкций, приказа руководителя, правил работы со служебной информацией, отказе участвовать в служебных мероприятиях, отказе от служебной командировки и т.д.

При решении вопроса о привлечении государственного служащего к дисциплинарной ответственности следует руководствоваться Законом о государственной службе. Злоупотребление правами, как и неисполнение обязанностей, несоблюдение правоограничений, в любом случае является должностным проступком и может влечь дисциплинарную ответственность. Это общие права, обязанности и правоограничения. Каждому государственному служащему устанавливаются конкретные права и обязанности в должностных инструкциях. Неисполнение обязанностей, содержащихся в должностной инструкции, также является должностным проступком.

§ Ведущий специалист отдела жилищной политики администрации одного из районов г. Минска привлечена к дисциплинарной ответственности за нарушение сроков подготовки материалов по постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

§ Начальник юридического управления министерства привлечен к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, выразившихся в визировании правовых актов, несоответствующих закону.

§ Судья одного из районов г. Минска привлечен к дисциплинарной ответственности за нарушение сроков рассмотрения дела о восстановлении на работе.

Право привлечения к дисциплинарной ответственности предоставлено органу или руководителю органа, имеющему право принимать (назначать) государственного служащего на государственную должность. Закон не требует применения мер дисциплинарных взысканий в той последовательности, в которой они названы в законе.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. В то же время к государственным служащим, совершившим дисциплинарный проступок, независимо от применения мер дисциплинарного взыскания могут быть применены дополнительные меры правового воздействия: лишение премий, изменение времени предоставления трудового отпуска и др.

За отсутствие на работе более трех часов специалисту 1 категории Ш. руководитель государственного органа объявил выговор, лишил премии за месяц, в котором имело место нарушение, уменьшил отпуск на один день. Применение всех этих мер является законным.

Если после применения дисциплинарного взыскания служащий продолжает не выполнять возложенные на него обязанности, то возможно применение к нему нового дисциплинарного взыскания. В данном случае имеет место продолжающийся дисциплинарный проступок, который прекращается лишь надлежащим выполнением требуемого.

Например, государственному служащему в связи с необходимостью выполнения работы, входящей в его должностные обязанности, вне места нахождения государственного органа дано указание выехать в служебную командировку. Госслужащий без уважительных причин отказался от выезда в командировку, за что ему было объявлено дисциплинарное взыскание и предложено выполнить указание о выезде в командировку. При невыполнении такого приказа служащий может быть вновь привлечен к дисциплинарной ответственности.

Дисциплинарное взыскание оформляется приказом (распоряжением), постановлением государственного органа. Приказ (распоряжение), постановление о дисциплинарном взыскании с указанием мотивов объявляется государственному служащему под роспись в пятидневный срок.

Государственный служащий, не ознакомленный с приказом (распоряжением), постановлением о дисциплинарном взыскании, считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Отказ от ознакомления с приказом (распоряжением), постановлением оформляется актом с указанием присутствующих при этом свидетелей.

К. обратился в суд с иском о восстановлении на работе и в заявлении указал, что работал у ответчика ведущим специалистом отдела по рассмотрению обращений. Приказом руководителя государственного органа уволен по п. 4 ст. 42 ТК за систематическое неисполнение служебных обязанностей. Считает увольнение незаконным, т.к. ранее дисциплинарные взыскания на него не налагались, приказы о применении к нему дисциплинарных взысканий были предъявлены вместе с приказом об увольнении.

При рассмотрении дела судом было установлено, что истец не был ознакомлен с приказами о наложении на него дисциплинарных взысканий, акты об отказе от ознакомления с приказами отсутствуют, на приказах имеется лишь отметка руководителя о том, что истец с приказом ознакомлен. При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что увольнение истца является незаконным и восстановил его на работе.

>> с последующими изменениями и дополнениями предусмотрено, что меры дисциплинарной ответственности, установленные законодательством, применяются уполномоченными должностными лицами и органами в пределах их компетенции самостоятельно или по предложению:

§ Совета Министров Республики Беларусь – в отношении работников республиканских органов государственного управления, государственных организаций, за исключением руководителей организаций, непосредственно подведомственных Президенту Республики Беларусь, должностных лиц, им назначаемых, а также должностных лиц высших органов законодательной и судебной власти;

§ Администрации Президента Республики Беларусь;

§ Комитета государственного контроля и его территориальных органов – в отношении лиц, деятельность которых проверяется этим Комитетом (его органами) в пределах полномочий, установленных законодательством Республики Беларусь;

§ отраслевых республиканских органов государственного управления – в отношении работников нижестоящих органов управления соответствующей отрасли (по согласованию с соответствующими местными органами исполнительной власти), а также руководителей подведомственных организаций;

§ областных (Минского городского) и районных исполнительных комитетов – в отношении работников организаций соответственно районного и областного подчинения.

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано в установленном порядке. Согласно ст. 20 Закона о государственной службе государственный служащий вправе обратиться в вышестоящие государственные органы и (или) в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой, в том числе по вопросам поступления на государственную службу, ее прохождения, реализации прав государственного служащего, перевода на другую государственную должность, дисциплинарной или материальной ответственности, несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты, освобождения от занимаемой должности (увольнения), в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Наиболее серьезными должностными проступками являются те, которые приводят к нарушению или неисполнению законов, указов Президента и решений судов. Декретом Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 установлено, что неисполнение Конституции Республики Беларусь, решений Президента Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, постановлений Совета Министров Республики Беларусь и судебных постановлений при осуществлении должностных обязанностей считается грубым нарушением трудовых обязанностей.

Закон о государственной службе установил правило, согласно которому государственный служащий несет ответственность за неправомерность своих действий. В случае сомнения в правомерности полученных для исполнения приказа, распоряжения государственный служащий должен незамедлительно сообщить об этом в письменной форме своему непосредственному руководителю, руководителю, издавшему приказ, распоряжение, и вышестоящему руководителю. Если вышестоящий руководитель, а в его отсутствие руководитель, издавший приказ, распоряжение, в письменной форме подтверждает указанные приказ, распоряжение, государственный служащий обязан их исполнить, за исключением случаев, когда их исполнение является административно либо уголовно наказуемым деянием. Ответственность за последствия исполнения государственным служащим неправомерных приказа, распоряжения несет подтвердивший эти приказ, распоряжение руководитель (ст. 58 Закона о государственной службе).

судья Конституционного Суда Республики Беларусь,

кандидат юридических наук,

заслуженный юрист Республики Беларусь

Закон Республики Казахстан от 23.07.1999 N 453-I
«О государственной службе»

Глава 7. Ответственность за нарушение законодательства о государственной службе

Статья 28. Ответственность государственных служащих

1. За неисполнение и ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей, совершение коррупционного правонарушения, превышение должностных полномочии, нарушение государственной и трудовой дисциплины, а равно за несоблюдение установленных настоящим Законом ограничений, связанных с пребыванием на государственной службе, на государственного служащего могут налагаться дисциплинарные взыскания:

3) строгий выговор;

4) предупреждение о неполном служебном соответствии;

5) увольнение с занимаемой должности.

2. Дисциплинарное взыскание:

1) налагается лицами, имеющими такое право в соответствии с должностными полномочиями;

2) не может быть наложено за деяние, совершение которого влечет предусмотренную законом Республики Казахстан иную ответственность;

3) налагается в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

3. Административный государственный служащий, допустивший дисциплинарный проступок, может быть временно отстранен от исполнения должностных обязанностей руководителем, назначившим его до решения вопроса об ответственности в установленном порядке.

4. Государственный служащий несет ответственность за неправомерность своих действий. При сомнениях в правомерности полученного для исполнения распоряжения он должен незамедлительно сообщить об этом в письменной форме своему непосредственному руководителю и руководителю, давшему распоряжение. В случае, если вышестоящий по должности руководитель письменно подтверждает данное распоряжение, государственный служащий обязан его исполнить, если выполнение его не влечет действий, которые относятся к уголовно наказуемым деяниям. Ответственность за последствия исполнения государственным служащим неправомерного распоряжения несет подтвердивший это распоряжение руководитель.

5. Государственные служащие в случае совершения ими преступлений и иных правонарушений несут соответственно уголовную, административную, материальную ответственность на основаниях и в порядке, установленных законами Республики Казахстан.

Дисциплинарная ответственность госслужащих

За что может быть привлечен государственный гражданский служащий к дисциплинарной ответственности? Каков порядок привлечения к дисциплинарной ответственности?

В первую очередь необходимо отметить, что отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего (далее также — гражданский служащий) регулируются федеральным законом от 27 апреля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее Закон о гражданской службе).

Статьей 57 указанного закона предусмотрена дисциплинарная ответственность гражданского служащего за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей. Понятие служебные обязанности неразрывно связано с должностными обязанностями, определенными служебным контрактом и должностным регламентом гражданского служащего.

Всего предусмотрено четыре вида дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение с гражданской службы.

Порядок применения к гражданским служащим дисциплинарных взысканий установлен ст. 58 Закона о гражданской службе. В первую очередь законодатель оговорил, что дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения. В этот срок не включается период временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также время проведения служебной проверки. Не может быть применено дисциплинарное взыскание к гражданскому служащему позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

Перед применением дисциплинарного взыскания обязательно проводится служебная проверка, назначаемая представителем нанимателя, полномочия которого в органах внутренних дел Российской Федерации определены приказом МВД России от 27 апреля 2011 г. № 335 «О возложении отдельных полномочий представителя нанимателя на начальников территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации». Право применения (снятия) дисциплинарных взысканий, назначения служебных проверок, контроля своевременности и правильности их проведения в отношении гражданских служащих территориального органа МВД России, а также гражданских служащих подчиненных территориальных органов МВД России предоставлено начальнику территориального органа на региональном уровне.

Важно отметить, что служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении, и Законом о гражданской службе не предусмотрено продление срока проведения служебной проверки.

Частью первой статьи 58 Закона о гражданской службе на представителя нанимателя возложена обязанность до применения дисциплинарного взыскания затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения, подписанного руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа, а также в случае их участия другими участниками служебной проверки.

При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

Виды ответственности, применяемые к государственным служащим

К государственным служащим применяются все известные виды юридической ответственности: дисциплинарная, административная, уголовная и материальная. За материальные последствия иногда отвечает государственный орган, где состоит служащий. Случай, когда описано применение принципа внепартийности ответственности »номенклатурных работников», приведен М. Восленским: председателя колхоза, растратчика, предают суду, только с предварительным исключением его из коммунистической партии’.

Дисциплинарная ответственность является основным видом ответственности государственных служащих в современном государственном аппарате Российской Федерации в силу ее непосредственности, оперативности и возможности учета конкретной обстановки правонарушения совершенно компетентным в ситуации лицом — вышестоящим начальником государственного служащего.

В Федеральном законе от 31 декабря 1999 г. № 228-ФЗ «О выборах президента РФ» в ст. 16 «Статус члена избирательной комиссии» давалось определение непосредственного подчинения: «Под непосредственным подчинением в настоящем Федеральном законе понимаются служебные отношения между руководителем и подчиненным, при которых первый обладает в отношении последнего властно-распорядительными полномочиями, то есть имеет право приема на работу и увольнения подчиненного или в пределах должностных полномочий имеет право отдавать ему приказы, распоряжения, давать указания, обязательные для исполнения, применять меры поощрения и дисциплинарного взыскания». Пункт 8 статьи 23 в заменившем его Федеральном законе от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента РФ» этого определения уже не содержит, а оно важно в плане выяснения иерархии органов и должностных лиц. для правильной организации разрешения споров.

Вызывает научную дискуссию характер ответственности, если она применяется судом: трудовая, служебная или административная. Дисциплинарная ответственность — это ответственность по подчиненности. По существу, под дисциплиной понимают повиновение установленным порядкам. Сознательное выполнение своих обязанностей иногда предполагает неповиновение, например, при неправомерном приказе.

Основанием ответственности является дисциплинарный (должностной) проступок. Можно считать должностным упущением и некачественные акты управления, издаваемые должностными лицами. В дальнейшем они могут порождать иски граждан. Так. Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ рассматривался казус, когда территориальная Госналогинспекция № 2 города Костромы обратилась в Арбитражный суд Костромской области с иском к индивидуальному предпринимателю Скрынник С. А. о взыскании 10 тысяч рублей заниженного дохода, штрафа в размере заниженного дохода и недоимки по подоходному налогу. Местный арбитражный суд быстро все требования инспекции удовлетворил, а Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ установил, что уже вступил в действие новый Налоговый кодекс, которым ответственность смягчена и применима к данному казусу, и что штраф признается не равным заниженной налогооблагаемой базе, а только 20% от ее величины, и другие обстоятельства не вполне судом изучены1. То есть государственным служащим тоже свойственно совершать ошибки, может быть, и не всегда по умыслу. Обычно такие последствия действий должностного лица не являются основанием для применения дисциплинарной ответственности.

Кроме дисциплинарного проступка, особым основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности руководителя организации, его заместителей является требование представительного органа работников. Оно регулируется ст. 195 Трудового кодекса РФ. Там предусмотрено: «Работодатель обязан рассмотреть заявление представительного органа работников о нарушении руководителем организации, его заместителями законов и иных нормативных правовых актов о труде, условий коллективного договора, соглашения и сообщить о результатах рассмотрения представительному органу работников. В случае, если факты нарушений подтвердились, работодатель обязан применить к руководителю организации, его заместителям дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения». Это либо широкая уступка профсоюзному движению, либо фикция, так как диспозиция статьи имеет совершенно безразмерные формулировки, легко подпадающие под субъективное толкование.

Дисциплинарные взыскания, предусмотренные ст. 192 Трудового кодекса РФ. отличаются большой лаконичностью: «За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

3) увольнение по соответствующим основаниям».

Эта же статья ограничивает возможность установления иных взысканий: «Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания. Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине».

Дисциплинарная ответственность государственного служащего определяется н. 1 ст. 57 »Дисциплинарные взыскания» Федерального закона № 79-ФЗ. который предусматривает, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

3) предупреждение о неполном должностном соответствии;

4) освобождение от замещаемой должности гражданской службы;

5) увольнение с гражданской службы по специальным основаниям. Причем за каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

В сравнении с видами взысканий, установленными в предыдущем Федеральном законе № 115-ФЗ 1995 г.. в числе наказаний отсутствует «строгий выговор», зато добавилось наказание в виде освобождения от замещаемой должности гражданской службы. Это совершенствование палитры наказаний представляется правильным. Одновременно необходимо отметить, что список взысканий за правонарушения, вытекающие из отношений государственной службы, не совпадает со списком дисциплинарных взысканий, закрепленных в ст. 192 ТК РФ. Это также говорит о разграничении отношений государственной службы и отношений трудового найма по Трудовому кодексу.

Особенности административной процедуры применения и снятия дисциплинарного взыскания (статья 58 Федерального закона № 79-ФЗ) дополнительно говорят о самостоятельности служебного нрава в сравнении с трудовыми правоотношениями.

Закон предусматривает, что до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме, а перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения. В любом случае дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.

Особенностью процедуры применения дисциплинарного взыскания к государственному служащему является проведение служебной проверки, которая регулируется статьей 59 Федерального закона № 79-ФЗ. Именно в силу ее специфичности она представляет специальный интерес.

Служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего. При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены: 1) факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; 2) вина гражданского служащего; 3) причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка; 4) характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка; 5) обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки. Проведение служебной проверки поручается подразделению государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа. Гражданский служащий, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах, не может участвовать в проведении служебной проверки. Более того, гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть временно отстранен от замещаемой должности гражданской службы на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы. Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Она заканчивается письменным заключением, в котором должны содержаться факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки, а также предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания. Оно приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка.

Положительным качеством дисциплинарной ответственности являются оперативный характер ее применения. Быстро, непосредственно, поучительно для работника. Сильно ее моральное влияние на сотрудника из-за огласки в коллективе. Недостатками является ее ведомственный характер, при котором, хотя служащий и приучается повиноваться своему начальнику и быть ему приятным, народ, ради которого и существует государственный аппарат, не осведомлен о справедливости дисциплинарных наказаний и даже о самом факте их существования, публичной регистрации дисциплинарной ответственности нет, она отсутствует. И даже хорошие предложения Ю. Н. Старилова о принятии Дисциплинарного кодекса всей государственной службы1, а не только дисциплинарных уставов в отдельных отраслях народного хозяйства, не изменяет таких ее качеств, если специально не заложить в проект кодекса обязанность публиковать сведения о дисциплинарных наказаниях государственных служащих. Надеяться же на такое развитие событий нет оснований, так как в открытой публикации нет сведений даже и о предприятиях на «свободном» рынке в России, нет фиксации движения капитала и возможности народу убедиться в непреступном его характере. При таких условиях надеяться на иное развитие событий в отношении дисциплинарной ответственности государственных служащих нет смысла.

Дисциплинарная ответственность нехороша еще и тем. что часто правонарушение служащего остается незамеченным его руководителем, а иногда им и разделяемым. А ничто так не разлагает народ и служащих, как отсутствие последствий, наказания после правонарушения. Внешний по отношению к государственному служащему государственный орган административной юстиции в этом отношении более беспристрастен, проводит унифицированную правоприменительную практику и не может оставить без внимания или логического завершения поступившее дело.

Некоторые замечания о дисциплинарной ответственности в зарубежных странах.

В Японии предусмотрены только четыре вида дисциплинарных взысканий: увольнение, приостановка пребывания в должности, сокращение заработной платы, предупреждение (ст. 82). Дисциплинарные взыскания применяются тем же лицом, которое имело и право найма (ст. 84-1). Важной гарантией нрав служащего является требование Закона об обязательном представлении принимающим дисциплинарные меры лицом письменного объяснения лицу, подвергающемуся дисциплинарному наказанию, о причинах принятия серьезных дисциплинарных мер к нему вопреки его воле (ст. 89, п. 1). К серьезным мерам относятся, в частности, сокращение заработной платы, понижение, временное отстранение от должности, увольнение и подобные меры. Закон определяет также и некоторые реквизиты такого объяснения, такие как срок и место обжалования взыскания.

Французский закон 1984 г. содержит широкий набор мер взыскания, позволяющий варьировать наказания без излишней жестокости, но с возможностью мягкой легализации их применения (ст. 66). отсрочки исполнения наказания. По французскому закону государственный служащий пенсии может быть лишен и после ухода на пенсию (ст. 72). Срок рецидива увеличен до 3 или 5 лет. Взыскания могут применяться как основные, так и дополнительное, каковым является исключение из списка повышения в должности. Среди взысканий варьируются меры экономического наказания (прекращение выплат всякого вознаграждения). Само назначение наказания обусловлено предварительным заключением дисциплинарного совета (ст. 67), что очевидно снижает субъективный характер применения наказания соответствующего органа, уполномоченного применять наказания.

В Римской курии ответственность служащих, применение дисциплинарной ответственности производится Дисциплинарной комиссией Римской курии (ст. 45, параграф 4). Среди взысканий (ст. 65 Устава Римской курии) преобладают наказания, связанные с ограничениями в работе, как основном смысле служебной деятельности служащего. За нарушение без уважительной причины рабочего графика следует денежное взыскание в размере, не превышающем половины заработка за один день (ст. 67 Устава). Особо оговариваются нарушения, такие как «нарушения правил и порядков в частной жизни, которые наносят ущерб репутации ведомства» (ст. 69, и. 6), «уголовное преследование, что делает служащего не заслуживающим доверия» (ст. 69, п. 7). «Споры между двумя или более ведомствами, связанные с разграничением полномочий, рассматриваются Верховным трибуналом апостольской сигнатуры». — гласит ст. 113 Устава Римской курии. Трудовые споры «рассматриваются Службой труда Апостольского Престола» (параграф 5 ст. 120 Устава Римской курии).

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 КАП РФ 2002 г.). Причем этот вид ответственности определяется той особенностью, что, как пишет Ю. Н. Старилов, «основанием для привлечения должностных лиц к административной ответственности является совершение ими административных правонарушений, связанных с несоблюдением правил, обеспечение которых входит в их служебные (должностные) обязанности»1. В связи с этим возникает проблема двойной ответственности за одно и то же нарушение: в дисциплинарном и в административном порядке. Также возникает проблема реальности реакции общества на правонарушение, так как действиями (бездействием) государственного служащего в качестве должностного лица могут быть причинены такие убытки обществу (например, заражение природы радиоактивными отходами), которые он не в состоянии когда-либо компенсировать. И тогда встает проблема ответственности государственного органа, где данное лицо трудится, орган отвечает также. И перед лицом убытков возникает для общества проблема допуска отдельных граждан к тому или иному виду государственной службы, проблема учета его правонарушений, проблема соизмерения качеств служащего с риском для общества от выполнения обязанностей его должности, со средствами дублирующего контроля и резерва на опасных участках.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (п. 3 ст. 2.1 КоАП РФ 2002 г.).

Административная ответственность государственных служащих имеет выгодные черты по сравнению с дисциплинарной в том. что она внешняя но отношению к органу, где работает служащий. Кроме того, она сопровождается материальными убытками для нарушителя в виде штрафа, как преобладающего вида административных наказаний. Кроме того, хотя и келейно, ведомственно, но административная ответственность фиксируется или обязана быть фиксируема в государственных органах, но крайней мере, ее применивших, так как административная ответственность предполагает рецидив, и при повторном в течение года совершении аналогичного административного проступка нарушитель несет повышенную административную ответственность или даже уголовную. Это возможно, если правильно налажен учет совершенных административных правонарушений.

Уголовная ответственность является наиболее тяжелой ответственностью в российском законодательстве, так как в большом числе своих составов предусматривает лишение свободы, штрафы очень большие, а исполнение ответственности оставляет порочащее свойство для индивида в виде судимости. Судимость в некоторых законодательно определенных случаях ограничивает возможности гражданина пользоваться некоторыми нравами человека и гражданина.

Наиболее распространенное преступление — «злоупотребление должностными полномочиями» предусмотрено ст. 285 УК РФ.

1. Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением нрава занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет. либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления. — наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия. — наказываются лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Предусмотрено уголовное наказание за служебный подлог, который статьей 292 УК РФ определяется следующим образом.

Служебный подлог, то есть внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности, наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей, или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет. либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет. При существенном нарушении прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства служебный подлог наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Не менее жестокие наказания установлены в Уголовном кодексе за получение взятки. Статья 290 УК РФ предусматривает, что получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям

(бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство но службе — наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие) — наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Указанные деяния, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, — наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением нрава занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Те же деяния, если они совершены группой лиц но предварительному сговору или организованной группой, с вымогательством взятки или в крупном размере — наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового. При этом крупным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие сто пятьдесят тысяч рублей.

Государственные служащие иногда игнорируют решения судов и арбитражей, не выплачивают присужденные суммы, не выполняют требуемые действия в натуре. Уголовный кодекс РФ содержит специальную статью 315 «Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта», которая гласит:

«Злостное неисполнение представителем власти, государственным служащим, служащим органа местного самоуправления, а также служащим государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению — наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лег.

Таким образом, законодательство содержит достаточно диспозиций, чтобы гарантировать правомерное поведение государственного служащего, однако коррумпированность государственного аппарата в период правления В. В. Путина достигла ужасающих размеров, когда даже должности в государственном аппарате для их занятия оценены на суммы взяток. Профессор В. В. Лунеев. констатируя, что все необходимые нормы для борьбы с коррупцией давно четко прописаны в трех конвенциях Совета Европы и ООН. сокрушается: «Мы их подписали, но, как видим, их никто не собирается выполнять». «Коррупция стала нашей конституцией, а безответственность за нее — повседневной практикой», — вполне объективно оценивает он ситуацию в Российской Федерации.

Соглашаясь с оценочной констатацией В. В. Лунеевым фактов коррупции, не хочется воспринять захватившие его безнадежные пессимизм и уныние, выраженные в его словах: «все правильные слова о коррупции уже сказаны, необходимые документы многократно разработаны и переработаны, опыт других стран, где с успехом борются с коррупцией, изучен, и поэтому ничего нового сказать или предложить уже невозможно. Интеллектуальные возможности исчерпаны»4. Наука, действительно, не может подменить собой примитивного деятеля с государственной должностью, но выработать программу действий, чтобы «не тратить речи по-пустому, где нужно власть употребить», — мы можем.

Законодательство зарубежных стран также регулирует некоторые правоотношения, связанные с привлечением государственного служащего к уголовной ответственности. Так. ст. 80 Устава Римской курии предусматривает, что порядок дисциплинарных взысканий не применяется при увольнении в связи с вынесением компетентными органами власти государства-города Ватикан или других государств обвинительного приговора за совершение умышленного преступления. То есть применяется один вид ответственности, или дисциплинарная, или уголовная. В Японии привлечение к уголовной ответственности (ст. 109-111) не препятствует применению и дисциплинарной ответственности, так следует из ст. 85 Закона Японии.

Материальная ответственность государственного служащего — значительно менее ощутимый для него вид государственного воздействия. Никакой государственный служащий законно не может иметь такой уровень материального благосостояния, которое давало бы ему возможность в случае причинения ущерба государству рассчитаться с государством из своих собственных материальных запасов. Поэтому государственно организованный народ всегда очень рискует, давая согласие на занятие тем или иным лицом государственной должности, так как на должности от имени всего народа. СССР, недобросовестный М. С. Горбачев наделает столько долгов от внешних займов — никакой народ не рассчитается.

В Великобритании этого и не пытаются достичь. «За соблюдение обязательств по договору, в который он вступил от имени Короны, личной ответственности гражданский служащий обычно не несет». — пишет Д. Гарнер. «Ему нельзя предъявить иск и о нарушении договорных гарантий, данных им от ее имени. Если он совершит правонарушение, находясь при исполнении должностных обязанностей, то в большинстве случаев отвечать за него будет его наниматель, т. е. Корона. Но. как правило, он не может избежать ответственности, сославшись в свое оправдание на приказ вышестоящего должностного лица или на государственную необходимость, если правонарушение совершено им не на службе ее величества и если истец не является британским подданным».

В буржуазных странах среди мер ответственности государственных служащих распространены материальные взыскания: сокращение жалованья, отстранение от службы без сохранения жалованья и другие. В Российской Федерации такие наказания не распространены.

Статья 25 швейцарского закона обязывает должностное лицо добросовестно и разумно выполнять служебные приказы своих начальников, ответственность за которые несет начальник. А вот в суд он может идти только по разрешению компетентного органа (ст. 28). Статья 29 Закона Швейцарии предусматривает, что Конфедерация отвечает перед третьими лицами за содержание специальных постановлений федерального права, но в этом случае она подает жалобу в суд против виновного должностного лица. Это право иска Конфедерация сохраняет и после прекращения служебных обязанностей должностного лица. С этим связаны и последствия ответственности государственных служащих. В Законе Швейцарии прямо закреплено, что ответственности государственный служащий может подвергаться дважды или трижды за одно и то же деяние. В 1958 г. именно эта статья была отменена. Статья 30 Закона гласит, что «дисциплинарная мера недействительна в отношении ответственности за причиненный ущерб и в отношении уголовной ответственности должностного лица». То есть за одно деяние могут быть применены три наказания. Третий абзац ст. 31 гласит: «в исключительных случаях могут одновременно налагаться несколько дисциплинарных взысканий». Но срок рецидива увеличен (ст. 32. ч. 4). нужно пять лет, чтобы считалось, что служащий не привлекался к дисциплинарной ответственности.

Отметим симптоматическое для государственной службы правонарушение, наказываемое по Закону о реорганизации в Иране (ст. 26. п. 10). в соответствии с которым наказывается «активное участие в заключении при прежнем режиме грабительских или наносящих стране убытки договоров, как внутренних, так и внешних, военных и невоенных в форме внесения предложений, утверждения несправедливых цен, разработки и утверждения нереальных обоснований, вмешательства, руководство и участие в их парафировании, подписании и т. д.». Правда, наказанием там предусмотрено только увольнение со службы в государственных учреждениях без права приема на государственную службу в будущем. Вместе с тем содержание этой статьи имеет прямую проекцию и на российские реформы.

В истории России применялись и другие способы ответственности государственных служащих. Так. Петр Шафиров. член Сената при Петре I. ослушался регламента, по которому полагалось выйти в определенный момент из Сената. Но когда возникла перепалка в Сенате и прокурор потребовал от Шафирова выйти, тот не вышел. За такое нарушение регламента Петр I предал Шафирова суду. Суд приговорил его к смертной казни. Казнь совершили в Москве. Палач поднял топор и в момент отрубания головы опустил топор рядом с головой. В этот момент Шафирову объявили, что он помилован. Так Петр I ценил, уважал параграф и шведский порядок государственной службы, сообщал 30 января 2002 г. на канале «Культура» центрального телевидения РФ Феликс Разумовский в программе «Кто мы?».