Некоммерческие организации правовые формы

Содержание статьи:

Организационно-правовые формы некоммерческих организаций формы и виды некоммерческих организаций

Организационно-правовые формы некоммерческих организаций формы и виды некоммерческих организаций

Чтобы сделать правильный выбор, предлагаем Вам сначала ознакомиться с предусмотренными законодательством формами некоммерческих организаций и их отличительными чертами.

Согласно закону от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ (в ред. от 23.12.2003 г.), некоммерческой является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

В то же время некоммерческие организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность для достижения уставных целей и имеют ряд льгот в налогообложении.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

ГК РФ и Законом «О некоммерческих организациях» определены следующие организационно-правовые формы некоммерческих организаций:

  • Общественные и религиозные организации (объединения)
  • Потребительские кооперативы
  • Фонды
  • Учреждения
  • Некоммерческие партнерства
  • Автономные некоммерческие организации
  • Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)
  • Государственные корпорации

Общественные и религиозные организации (объединения)

Общим признаком общественных и религиозных организаций (объединений) является цель их создания — они создаются для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Другой признак — общность интересов объединяющихся граждан.

Подробнее об общественных организациях и их регистрации читайте в разделе Общественные организации.

Потребительские кооперативы.

Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. В отличие от других форм некоммерческих организаций, доходы от предпринимательской деятельности кооператива распределяются между его членами.

Признаками фонда как некоммерческой организации являются — отсутствие членства, имущественная база, созданная за счет добровольных имущественных взносов. Фонд является своеобразным некоммерческим «банком», где сначала аккумулируются средства за счет пожертвований, а затем распределяются на уставные цели фонда — социальные, культурные, образовательные и иные общественно полезные цели. Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.

Учреждения

Учреждением является организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера и финансируемая частично или полностью этим собственником. При этом имущество закреплено за учреждением на праве оперативного управления, а не собственности. При недостаточности денежных средств учреждения субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник.

Некоммерческие партнерства

Некоммерческим партнерством является основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение общественно полезных целей. Отличительным признаком некоммерческого партнерства является право его членов на часть имущества в случае ликвидации партнерства или выхода из него. Некоммерческое партнерство удобно как объединение лиц свободных профессий (юристов, врачей, писателей и т.п.)

Автономные некоммерческие организации

Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и пр. Имущество, переданное учредителями организации, принадлежит ей на праве собственности.

Эта форма некоммерческих организаций наиболее удобна для деятельности в сфере услуг.

Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)

Коммерческие и некоммерческие организации могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) в целях координации их деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов. Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.

Государственная корпорация

Новая форма некоммерческих организаций, введенная Федеральным законом № 140-ФЗ от 08.07.1999 г.

Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Создается на основании закона, которым устанавливаются особенности ее правового статуса.

Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации. В настоящее время государственная регистрация некоммерческих организацией (за исключением общественных организаций) осуществляется в ИМНС.

Учредителями некоммерческой организации в зависимости от ее организационно-правовых форм могут выступать граждане и (или) юридические лица.

Число учредителей некоммерческой организации не ограничено, если иное не установлено федеральным законом.

Некоммерческая организация может быть учреждена одним лицом, за исключением случаев учреждения некоммерческих партнерств, ассоциаций (союзов) и иных случаев, предусмотренных федеральным законом.

Для регистрации некоммерческой организации согласно закону необходимы следующие учредительные документы:

  • Устав, утвержденный учредителями (участниками), для общественной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства и автономной некоммерческой организации;
  • Учредительный договор, заключенный их членами, и устав, утвержденный ими, для ассоциации или союза;
  • Решение собственника о создании учреждения и устав, утвержденный собственником, для учреждения.

Наш адрес: Россия, 105064, город Москва
улица Земляной вал, дом 7, комната 506

Мы работаем:
понедельник: 9-00 до 18-00
вторник: 9-00 до 18-00
среда: 9-00 до 18-00
четверг: 9-00 до 18-00
пятница: 9-00 до 18-00

суббота: выходной
воскресение: выходной

Выбор организационно-правовой формы НКО

В России, как и во всем мире, люди часто объединяются по собственной инициативе для совместной деятельности в общих целях – для решения житейских проблем и совместного отдыха, для помощи ближним и общения с теми, кто разделяет твои интересы; для отстаивания своих прав и совместного творчества.

С точки зрения законодательства России, все такие устойчивые группы – хор ветеранов и туристический клуб, шахматный кружок и домовый комитет и др. – являются общественными объединениями: добровольными, самоуправляемыми некоммерческими формированиями, созданными по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей (ФЗ «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ, ст.5. Далее – ФЗ № 82-ФЗ).

Общественное объединение считается созданным с момента принятия на общем собрании его членов или участников решения о создании, утверждения устава и формирования руководящих и контрольно-ревизионного органов (ФЗ № 82-ФЗ, ст.18). Общественные объединения могут функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица (ФЗ № 82-ФЗ, ст. 3) как угодно долго.

Многочисленные ветеранские, женские, детские и молодежные объединения, особенно в малых городах и сельских районах, десятилетиями действуют без статуса юридического лица, получая поддержку в «натуральном виде» и от местного бизнеса (бесплатные подарочные наборы для ветеранов, продукты для малоимущих, сувениры для детских фестивалей и т.п.), и от органов власти – бесплатные помещения для занятий, информирование общественности о мероприятиях и т.п.

Как правило, необходимость регистрации в качестве юридического лица у таких объединений возникает тогда, когда их социально значимая деятельность становится объемной, требующей существенных финансовых затрат, и настолько значимой для общества, что у коммерческих фирм и различных структурных подразделений органов государственной исполнительной власти и местного самоуправления возникает желание поддержать объединение финансовыми пожертвованиями или субсидиями за счет бюджетных средств. В этом случае возникает необходимость в расчетном счете, который может быть открыт только для юридического лица.

Значительно чаще инициативные группы граждан, объединившиеся для решения какой-либо острой социальной проблемы, изначально планируют привлекать для своей деятельности бюджетные средства и крупные пожертвования на расчетный счет и, соответственно, нуждаются в регистрации своей организации как юридического лица.

Вот тут и возникает вопрос – какую организационно-правовую форму некоммерческой организации выбрать? Ведь только два основных закона, регулирующих деятельность некоммерческих организаций – уже упоминавшийся «Об общественных объединениях» № 82-ФЗ и закон «О некоммерческих организациях» №7-ФЗ от 12 января 1996 года – предлагают двенадцать различных организационно-правовых форм неполитических объединений и организаций, учредителями которых могут выступать физические лица (граждане).

Прежде всего, инициаторы регистрации нового юридического лица – некоммерческой организации должны решить, что наиболее важно для их дальнейшей деятельности:

  1. Привлечь к деятельности и объединить как можно больше людей
  2. Предоставлять какие-то услуги другим гражданам и организациям
  3. Собирать и аккумулировать имущество (в том числе и в первую очередь – финансы) для вложения его в решение различных общественных проблем.

В первом случае нужно выбирать организационно-правовую форму такого юридического лица, которое основано на членстве физических лиц

Во втором случае — организационно-правовую форму такого юридического лица, которое создается в целях оказания услуг

В третьем случае – такую организационно-правовую форму, как фонд.

Если вы выбрали какую-то из организационно-правовых форм общественных объединений, надо ответить на второй вопрос – о территориальном статусе будущей организации: общероссийская она будет, межрегиональная, региональная или местная.

Общероссийское объединение осуществляет свою деятельность на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения; межрегиональное — на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения; региональное — в пределах территории одного субъекта Российской Федерации; местное — в пределах территории органа местного самоуправления.

При этом надо помнить, что независимо от территориального статуса, будущая организация сможет действовать на всей территории страны – например, местная организация может осуществлять свои проекты не только в поселении, муниципальном районе или городском округе, но по всему региону и за его пределами. Выбор территориального статуса зависит от того, какие проблемы вы хотите решать в первую очередь и преимущественно – своего поселка или страны…

Виды и формы некоммерческих организаций

Некоммерческие организации — виды и их формы являются предметом настоящей статьи. Подробнее о том, что такое некоммерческая организация, по каким признакам они разделяются, а также какие юридические лица относятся к корпоративным и унитарным некоммерческим организациям, рассказывается далее в статье.

Некоммерческие организации: правовые основы

Действующее законодательство предусматривает деление организаций на коммерческие и некоммерческие. При этом к последним относятся те, у кого отсутствует цель получить финансовую прибыль и не предусмотрено распределение приобретенных средств между лицами, входящими в ее состав.

Правовой статус некоммерческих организаций, их виды и формы описываются в Гражданском кодексе РФ, в параграфах 6 и 7 гл. 4. Кроме того, деятельность некоторых некоммерческих организаций (далее — НКО) регулируется специальными нормативными правовыми актами, такими как:

  • закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (далее — закон № 7-ФЗ);
  • закон «О кредитной кооперации» от 18.07.2009 № 190-ФЗ;
  • закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002 № 63-ФЗ и т. д.

Классификация НКО осуществляется в зависимости от следующих признаков:

  • характера целей их функционирования;
  • имущественных прав основателей;
  • состава основателей;
  • наличия членства в НКО и др. признаков.

Подробнее о правовом статусе НКО рассказывается в статье «Особенности правоспособности некоммерческих организаций».

Согласно ст. 65.1 ГК все организации подразделяются на корпоративные и унитарные. Поэтому существуют следующие виды некоммерческих организаций:

  • некоммерческие корпоративные организации (далее — НККО);
  • некоммерческие унитарные организации (далее — НКУО).

Разница между корпоративными и унитарными НКО заключается в том, что:

  • Основатели НККО относятся к участникам (членам), входят в состав высшего органа, приобретают определенные полномочия в организации управления НКО, уплачивают ежегодные взносы и т. д.
  • Членство основателей или участников в НКУО отсутствует. Они не могут повлиять на деятельность НКО.

Подробнее о членских взносах в НККО читайте в статье «Членские взносы в некоммерческую организацию».

Организационно-правовые формы корпоративных НКО

Список организационно-правовых форм некоммерческих организаций строго ограничен ГК. Так, корпоративные НКО могут создаваться только в таких формах (п. 2 ст. 123.1 ГК), как:

  • потребительский кооператив, цель которого — удовлетворить материальные и другие потребности его участников;
  • общественная организация для удовлетворения духовных и других нематериальных нужд ее членов;
  • ассоциация (союз), члены которой намерены защищать профессиональные и другие интересы или решать общественно полезные и другие задачи;
  • нотариальная палата для защиты интересов нотариусов;
  • товарищество собственников недвижимости, формируемое ими для совместного владения, пользования и в некоторых случаях распоряжения общим имуществом;
  • казачье общество, указанное в Государственном реестре казачьих обществ РФ, формируемое в целях поддержания укоренившегося вида жизни и культуры российского казачества;
  • община коренных малочисленных народов РФ для поддержания изначальных условий их проживания, укоренившегося образа жизни и др.;
  • адвокатские палаты (ст. 123.16-1 ГК) и адвокатские образования, считающиеся юридическими лицами (ст. 123.16-2 ГК), создаваемые для предоставления квалифицированной правовой помощи населению, и др.

Подробнее о таких формах, как потребительский кооператив и ассоциация, рассказывается в статьях:

Что относится к унитарным НКО

К унитарным некоммерческим организациям относятся:

  • фонд, имеющий благотворительные, культурные, образовательные или другие социальные, общественно значимые цели;
  • учреждение (государственное, муниципальное или частное), реализующее управленческие, социально-культурные или другие некоммерческие цели;
  • автономная некоммерческая организация, оказывающая услуги в области образования, здравоохранения, культуры и в др. областях;
  • религиозная организация для коллективного вероисповедания и проповедования.

За исключением учреждения, остальные формы НКУО могут распоряжаться находящимся на их балансе имуществом и отвечают им же по накопившимся долгам. Учреждение, как правило, расплачивается с кредиторами своими финансами, и при их недостатке взыскание обращается на имущество основателя.

Примеры НКО

Разберем подробнее несколько форм некоммерческих организаций, примеры которых вы найдете далее в статье.

Фонд создается физическими лицами или организациями для достижения различных публично значимых целей (ст. 123.17 ГК). Лица, желающие поддержать деятельность данной НКО, передают ей денежные средства или иное имущество. Однако при этом они не становятся членами фонда, поскольку такое понятие, как членство в фонде, отсутствует.

Примерами фондов в РФ являются:

  • благотворительный фонд «Система»;
  • Российский фонд помощи (Русфонд);
  • фонд «Подари жизнь» и др.

ВАЖНО! Фонды могут создаваться также по инициативе РФ. Например, Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства утвержден согласно постановлению Правительства РФ от 07.12.2016 № 1310.

Порядок создания и деятельности общественной организации (далее — ОО) описывается в законе «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ. В зависимости от территориального принципа ОО подразделяются:

  • на общероссийские;
  • межрегиональные;
  • региональные;
  • местные.

Создать ОО могут минимум 3 учредителя. В ОО предусмотрено членство ее участников, которые при этом обязаны осуществлять определенные периодические финансовые вложения и могут быть задействованы в управлении ОО.

Отдельным видом ОО выступают политические партии, правила создания и деятельности которых регламентируются законом «О политических партиях» от 11.07.2001 № 95-ФЗ.

Примерами ОО являются:

  • Союз архитекторов России;
  • Лига здоровья нации;
  • Союз пенсионеров России и др.

Таким образом, деление на виды некоммерческих организаций осуществляется по принципу наличия или отсутствия членства ее основателей и их возможности оказывать влияние на управление НКО. Так, в некоммерческой корпоративной организации учредители становятся ее членами и заседают в высшем органе НКО, а основатели некоммерческих унитарных организаций не имеют данного статуса.

Некоммерческие организации

  • Предпринимательское право и предпринимательская деятельность
  • Предпринимательские правоотношения

Некоммерческая организация

Некоммерческие организации отличаются от коммерческих целями своей деятельности.

Определение некоммерческих организаций дано в ст. 50 ГК РФ. Они рассматриваются как организации, не преследующие извлечение прибыли в качестве цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

Организационной-правовые формы некоммерческих организаций

Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке.

В ГК РФ (ст. 116-121) предусмотрены следующие организационно-правовые формы некоммерческих организаций:

  • потребительские кооперативы;
  • общественные и религиозные организации;
  • фонды;
  • учреждения;
  • объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Потребительские кооперативы

Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также слово «кооператив» или слова «потребительский союз» либо «потребительское общество» (ст. 116 ГК РФ). Отличие потребительского кооператива от производственного заключается в том, что он не является коммерческой организацией, хотя при определенных условиях может иметь характерные для нее признаки.

Общественные и религиозные организации (объединения)

Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные образования граждан, в установленном законом порядке объединившиеся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Общественные и религиозные организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Такие объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности.

Общественные организации создаются по инициативе их учредителей — не менее трех физических лиц. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица — общественные объединения.

Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели (ст. 118-119 ГК РФ).

Имущество, переданное фонду его учредителями, считается собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам фонда. Фонд вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

Учреждение — это организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично (ст. 120 ГК РФ).

Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами (п. 2 ст. 120 ГК РФ). Учреждение полностью или частично финансируется собственником. Имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления.

Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)

Объединения юридических лиц — это ассоциации и союзы, которые создаются в целях:

  • координации предпринимательской деятельности коммерческих организаций;
  • защиты общих имущественных интересов коммерческих организаций;
  • координации защиты интересов.

Учредительными документами ассоциаций (союзов) являются учредительный договор, подписанный ее членами, и утвержденный ими устав. Члены ассоциаций (союзов) сохраняют свою самостоятельность и право юридического лица (ст. 121-123 ГК РФ).

Особенности некоммерческих организаций

В федеральном законе Российской Федерации № 7-ФЗ от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях» определено, что некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на приобретение общественных благ. Закон имеет общее значение и распространяется на все формы некоммерческих организаций (исключение составляют потребительские кооперативы и частично религиозные организации).

Некоммерческие организации могут быть созданы только в определенных организационно-правовых формах, предусмотренных действующим законодательством. Таких форм установлено более двух десятков (рис. 7.1).

Отличительными особенностями некоммерческих организаций являются их бесприбыльная деятельность, ориентация на социальный эффект, необязательность принятия формы юридического лица, ограничения в процедуре банкротства.

Некоммерческие организации функционируют (так же, как и коммерческие) в качестве юридически независимых и хозяйственно-самостоятельных субъектов. Они имеют в своем хозяйственном ведении имущество. Материальную базу некоммерческих организаций могут формировать членские взносы (потребительские кооперативы), носящие регулярный характер, также возможны и добровольные взносы в виде пожертвований, грантов и т. п. Любая некоммерческая организация отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся в ее собственности. Однако деятельность некоммерческих организаций направлена не на максимизацию прибыли от использования имущества, а на реализацию общественной миссии, достижение тех или иных общественных целей, выраженных в программах и проектах.

В то же время не все формы некоммерческих организаций соответствуют такому критерию, как «нераспределение прибыли между участниками».

Например, потребительские кооперативы, относимые ГК РФ к некоммерческим организациям, могут распределять полученные от предпринимательской деятельности доходы между своими членами. В связи с этим на потребительские кооперативы не распространяется пункт 3 ст. 1 федерального закона «О некоммерческих организациях», а их деятельность помимо ГК регламентируется рядом специальных законов (закон РФ от 19 июня 1992 г. «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», законом РФ от 8 декабря 1995 г. «О сельскохозяйственной кооперации», законом РФ от 15 июня 1996 г. «О товариществах собственников жилья» и др.).

Законодательно некоммерческим организациям разрешено заниматься предпринимательской деятельностью, если доходы от этой деятельности направляются на достижение целей, ради которых они созданы.

Данная деятельность для многих некоммерческих организаций является вынужденной и осуществляется для поддержания нормальных условий работы. При необходимости расширения предпринимательской деятельности некоммерческие организации вправе быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, цели которых могут вовсе не соответствовать целям некоммерческих организаций.

Существенным отличием некоммерческих организаций от коммерческих является возможность их функционирования без государственной регистрации. Законодательство РФ о некоммерческих организациях допускает существование без государственной регистрации некоторых разновидностей общественных организаций, учреждений, движений, фондов и органов общественной самодеятельности. В данном случае организации функционируют не имея прав юридического лица и не являясь субъектами гражданских правоотношений (не могут иметь в собственности или в оперативном управлении имущество, от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, иметь счета в банках, печать и т. п.).

В отличие от коммерческих организаций не ко всем некоммерческим организациям может быть применена процедура банкротства. Так, в федеральном законе № 127-ФЗ от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)» оговорено, что действие данного закона не распространяется на учреждения, политические партии и религиозные организации. Особенность ликвидации некоммерческих организаций заключается в отсутствии механизма раздела имущества.

Несмотря на то, что некоммерческие организации создаются на неопределенный срок, федеральный закон «О некоммерческих организациях» допускает возможность создания организации с ограниченным сроком действия, необходимым для достижения поставленных целей.

В остальном к некоммерческим организациям предъявляются те же требования, что и к коммерческим, например, получение лицензии для осуществления некоторых видов деятельности. Действие федерального закона № 128-ФЗ от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» в полной мере распространяется и на некоммерческие организации.

Особенности организации финансов некоммерческих организаций

Особенности некоммерческих организаций находят отражение в формировании, распределении и контроле за финансовыми ресурсами. Основными финансовыми документами в некоммерческих организациях являются финансовый план, а также сметы отдельных проектов, мероприятий и программ. Утверждение финансового плана и внесение в него изменений находятся в компетенции высшего органа управления некоммерческой организации.

Финансовая деятельность некоммерческой организации осуществляется в рамках финансового плана или сметы. Наиболее распространенная форма финансового плана — бюджет.

Финансовый план — основной документ, характеризующий объем, состав и структуру финансовых ресурсов некоммерческой организации. В финансовом плане отражаются источники финансирования и направления использования финансовых ресурсов на определенный временной период.

В настоящее время наиболее популярной формой финансового плана некоммерческой организации является бюджет.

На практике используется четыре вида бюджетов:

  • текущий бюджет, который отражает запланированные доходы и расходы некоммерческой организации обычно на финансовый год и объединяет все программы, проекты и административные расходы;
  • бюджеты заявок на гранты или контракты (это бюджеты по одной программе или проекту, финансирование которых происходит из разных источников);
  • бюджет наличных средств (это краткосрочный бюджет, составленный на основе движения наличности, используемый организацией для своевременной оплаты текущих счетов, выплаты заработной платы);
  • бюджеты по основным средствам, не имеющие официального названия и используемые крупными структурами, так как в них планируются крупные расходы по замене или приобретению капитального имущества.

Разработка бюджетов есть ничто иное, как логическое и обоснованное распределение финансовых ресурсов по программам и проектам некоммерческой организации. Бюджеты являются одним из основных управленческих документов некоммерческой организации.

Составление бюджета некоммерческой организации

Составление бюджета базируется на принципах программно-целевого планирования:

  • на основании данных о прошлых периодах деятельности;
  • на основании расчетов потребности в ресурсах;
  • на реализации уставных задач исходя из имеющихся финансовых ресурсов.

В настоящее время применяются три подхода к составлению бюджетов некоммерческих организаций.

Первый подход предполагает планирование на основе данных предыдущего периода деятельности некоммерческой организации. Он подходит для стабильно действующих организаций, не собирающихся вносить кардинальные изменения в свою деятельность.

Второй подход наиболее предпочтителен для организаций, начинающих или осваивающих новые проекты или программы, т. е. не имеющих данных за предыдущий период по этим направлениям деятельности. Он основан на расчете и оценке потребностей организации в материально-техническом обеспечении с применением экспертных оценок предполагаемых расходов.

Третий подход соединяет в себе первые два. В его основе — соединение данных, полученных от предыдущего периода работы организации, и расчетные элементы для начала новой деятельности.

Исходя из алгоритма разработки программ и проектов некоммерческие организации определяют потребности в материальных и трудовых ресурсах, финансовые затраты и объем финансовых ресурсов.

На рис. 7.2 представлена последовательность процедуры определения финансовых ресурсов в зависимости от поставленных целей где , , … — цели; — комплекс мероприятий, направленных на достижение ; — ресурсы, необходимые для выполнения .

Рис 7.2. Последовательность этапов определения ресурсной базы

На первом этапе задаются стратегические цели, на втором — определяются пути реализации выработанных целей, на третьем — оценивается и определяется ресурсная финансовая база.

На рис. 7.3 представлена схема определения финансовых ресурсов на основе анализа имеющихся или предполагаемых ресурсов, необходимых для достижения целей, где — наличие финансовых ресурсов; , … — комплекс мероприятий, направленных на освоение ; , … — цель или цели, достижение которых возможно при наличии и выполнении .

Рис. 7.3. Последовательность этапов оценки возможности достижения цели

На рис. 7.3 показана процедура принятия решения, где на первом этапе анализируются имеющиеся финансовые ресурсы. На втором этапе идут постановка комплекса задач и поиск путей их реализации, исходя из имеющихся ресурсов. На третьем этапе выбираются цели, достижение которых возможно при имеющихся финансовых ресурсах.

Источники финансов некоммерческих организаций

Ст. 26 закона «О некоммерческих организациях» предусмотрены основные источники формирования финансовых ресурсов некоммерческих организаций:

  • регулярные и (или) единовременные поступления от учредителей (участников, членов);
  • добровольные имущественные взносы и пожертвования;
  • выручка от реализации товаров, работ, услуг;
  • дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
  • доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;
  • другие поступления, не запрещенные законом.

Основным источником финансовых ресурсов являются различные поступления.

Регулярные взносы могут поступать либо в виде членских взносов в некоммерческих организациях, имеющих членство, либо в виде частичного или полного финансирования собственником созданного учреждения. Вступительные и членские взносы являются характерным источником финансирования для общественных объединений, их союзов и ассоциаций, благотворительных организаций, основанных на членстве. За счет этих средств покрываются административно-хозяйственные расходы. Размер взносов и поступлений определяется учредительными документами или решением органов управления, либо в соответствии с решением собственника (для учреждений).

Единовременные поступления обычно вносятся учредителями (участниками) помимо вступительных и регулярных взносов. Они могут носить целевой характер, если переданы на выполнение определенных проектов и программ. Но возможна и нецелевая передача имущества на осуществление уставной деятельности некоммерческой организации.

Пожертвования — основная форма финансовых поступлений.

Пожертвования отличаются от добровольных взносов тем, что поступают от любого лица, не являющегося учредителем (участником) некоммерческой организации. Пожертвования могут быть как целевыми, так и не предназначенными для определенных целей. В качестве пожертвований некоммерческой организации могут быть переданы различные вещи, ценные бумаги, а также денежные средства. Законодательство не содержит специальных ограничений по видам имущества, которое может быть пожертвовано некоммерческой организации (естественно, за исключением имущества, которое изъято из оборота или ограничено в обороте).

Некоммерческая организация самостоятельно определяет направления и способы использования полученных средств в соответствии с законодательством и уставом. В этом случае, если благотворительное пожертвование выделяется в денежной форме, не менее 80% этих средств должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента их получения. Иной порядок использования благотворительных пожертвований возможен при условии, что это установлено благотворителем или благотворительной программой.

Доходы от предпринимательской деятельностью, как правило, не связаны с уставной.

Доходы от предпринимательской деятельности некоммерческой организации составляют:

  • плата за аренду имущества;
  • проценты по вкладам в банках;
  • доходы от реализации (отчуждения) имущества;
  • доходы от размещения рекламы на имуществе некоммерческих организаций и т. д.

Смета некоммерческой организации

Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету. Смету как форму финансового плана используют, как правило, при отсутствии у юридического лица собственных средств дохода, а его финансирование носит целевой характер, направленный на покрытие расходов, не относящихся к производственной деятельности.

Смета представляет собой документ, определяющий стоимость выполненных некоммерческой организацией программ и проектов, а также величину расходов на содержание аппарата управления некоммерческой организации.

Смета составляется руководством некоммерческой организации, утверждается соответствующим органом управления (попечительским советом, собранием участников и т. п.) и служит для планирования и учета объемов принятых к реализации программ и проектов, для организации своевременных расчетов с исполнителями.

По каждой программе или проекту составляется собственная смета на весь комплекс работ, выполняемых как собственными силами некоммерческой организации, так и привлеченными исполнителями. Сводная смета составляется путем объединения отдельных или локальных смет. Если порядок выполнения программы или проекта предусматривает несколько этапов, то на каждый этап составляется своя смета.

Сметное финансирование обеспечивает:

  • достижение целей деятельности некоммерческой организацией в рамках данной деятельности;
  • накладные и административно-управленческие расходы;
  • расходы на предпринимательскую деятельность.

Особенность сметы — жесткое лимитирование статей расходов некоммерческой организации и согласование их с финансовыми возможностями участников некоммерческой организации и жертвователей. Особенностью сметного финансирования является расходование денежных средств в точном соответствии с целевым назначением расходов и их лимитами, установленными на этапе распределения имеющихся ресурсов. Таким образом, смета — основной плановый документ для финансирования расходов некоммерческой организации ее собственником, участниками или жертвователями ввиду особенности ее места и роли в общественно-экономической жизни государства, поскольку ее деятельность направлена на безвозмездное предоставление общественных благ социального характера. В отличие от других финансовых планов, составляемых в форме баланса доходов и расходов, смета отражает односторонний характер финансовых отношений с внешними источниками финансирования, выражающийся в расходовании получаемых денежных средств.

Расходы и доходы некоммерческой организации

Смета состоит из доходной и расходной частей с постатейной разбивкой каждой.

Доходная часть сметы — это всевозможные источники финансирования данной организации, включая финансовые возможности самой организации (доходы от коммерческих видов деятельности), имеющиеся в наличии или предполагаемые. Доходная часть сметы некоммерческой организации формируется с делением ее по программам (проектам) и прочим поступлениям.

Расходная часть сметы сгруппирована по направлениям расходов, определенных финансовым планом или спецификой деятельности организации.

Расходы по направлениям деятельности некоммерческих организаций делятся на три основные группы:

  • расходы на уставную некоммерческую деятельность (расходы на программы или проекты, осуществляемые организацией в рамках данной деятельности);
  • накладные и административно-управленческие расходы;
  • расходы на предпринимательскую деятельность.

Все расходы, направленные на поддержание функционирования самой организации и ее административно-управленческого аппарата, являются текущими. Расходы на ведение уставной деятельности и выполнение целевых программ для некоммерческих организаций законодательно не регламентированы и ограничены только сметами и финансовыми возможностями. Расходы на содержание аппарата управления некоммерческой организации ограничены 20% и должны быть строго распределены. Превышение данных расходов расценивается контролирующими органами как нецелевое использование средств.

Расходы некоммерческой организации делятся на прямые и косвенные.

Расходы, которые непосредственно связаны с определенными направлениями деятельности или программами в некоммерческой организации, являются прямыми и относятся за счет этих видов деятельности или программ.

Однако в текущей деятельности некоммерческих организаций возникают расходы, которые не могут быть прямо отнесены к какому-либо виду деятельности. Например, расходы по содержанию зданий, помещений, автотранспорта, аренде помещений, оплате труда административно-управленческого персонала и др. Данные расходы носят общехозяйственный характер и являются общими для всех видов деятельности. Исходя из экономического содержания данных расходов и особенностей финансирования некоммерческих организаций, они должны быть распределены между всеми видами деятельности, включая предпринимательскую, если она ведется в организации.

Определение величины общехозяйственных расходов опирается на принципы финансирования, как и расходы по отдельным программам и проектам. При отсутствии доходов от предпринимательской деятельности размер общехозяйственных расходов не может превышать 20 % от общей стоимости выполняемых целевых программ и проектов. Исходя из заданного лимита финансирования определяется планируемая величина по каждой статье общехозяйственных расходов. Если некоммерческая организация имеет доход от предпринимательской деятельности, то полученная прибыль исходя из положений закона «О некоммерческих организациях» является целевым источником финансирования. Поэтому некоммерческая организация при определении финансового результата обязана уплатить налог на прибыль, а затем оставшуюся чистую прибыль использовать в качестве источника покрытия расходов, связанных с целями своей деятельности. На финансирование хозяйственных расходов из чистой прибыли может быть направлено не более 20%, если некоммерческая организация выполняет какие-либо социальные программы или проекты, или в размере, определенном высшим органом управления (собранием участников, попечительским советом и т. п.). Таким образом, порядок планирования текущих расходов аналогичен порядку определения расходов по выполняемым программам или проектам: сначала определяется допустимая величина текущих общехозяйственных расходов (лимит финансирования), а затем — величина каждой статьи этих расходов. Степень детализации статей расходов также определяется самой организацией

К расходам по содержанию некоммерческой организации относятся:

  • оплата командировок и служебных поездок;
  • заработная плата административно-управленческого персонала;
  • отчисления в фонды социального страхования;
  • канцелярские и хозяйственные расходы;
  • расходы на приобретение оборудования и инвентаря;
  • капитальный и текущий ремонт;
  • арендная плата;
  • оплата за телефон;
  • почтово-телеграфные расходы;
  • расходы на проведение обязательного аудита;
  • амортизационные отчисления;
  • оплата коммунальных услуг;
  • расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами;
  • прочие расходы.

Таким образом, особенности финансов некоммерческих организаций определяются спецификой их деятельности, базирующейся на потреблении совокупного общественного продукта, создаваемого в коммерческом секторе экономики. Источниками финансирования некоммерческих организаций, как правило, могут быть взносы ее участников и пожертвования. Прибыль, получаемая некоммерческой организацией в процессе предпринимательской деятельности, в соответствии с законодательством является источником целевых расходов. В связи с этим она подлежит обложению налогом на прибыль и затем уже может быть использована в соответствии с целями организации. Неопределенность размеров и регулярность денежных поступлений предъявляют особые требования к финансовому планированию в некоммерческой организации. Оно опирается на принципы программно-целевого планирования, сметного планирования и ориентировано на достижение конечных результатов.