Новый проект закона о госслужбе 2016

Содержание статьи:

Сегодня вступил в силу новый закон о госслужбе

Сегодня вступил в силу новый закон «О государственной службе», которые дает старт реформе системы государственного управления.

Закон определяет принципы, правовые и организационные основы обеспечения публичной, профессиональной, политически беспристрастной, эффективной, ориентированной на граждан государственной службы, которая функционирует в интересах государства и общества, а также порядок реализации гражданами Украины права равного доступа к государственной службе, базирующегося на их личных качествах и достижениях.

Закон предусматривает такие реформаторские новации: вступление на все должности государственной службы будет проходить только по конкурсу на основании личных качеств и достижений кандидатов, исключаются любые коррупционные механизмы при поступлении и прохождении государственной службы, государственная служба станет деполитизированной, устанавливается прозрачная модель оплаты труда, разработанная с учетом лучшего европейского опыта, вводится компетентностная модель управления человеческими ресурсами, оценки результатов работы государственных служащих, их карьерная мотивация, повышаются квалификационные требования.

Также закон вводит должность секретаря министерства. Это будет государственный служащий высшей категории, который будет вести управление кадрами, управление министерством и помогать министру в его работе.

Действие закона распространяется на государственных служащих, в частности, секретариата Кабинета министров Украины, министерств и других центральных органов исполнительной власти; местных государственных администраций; органов прокуратуры; органов военного управления; иностранных дипломатических учреждений Украины.

В то же время действие закона не распространяется, в частности, на президента Украины; главу Администрации президента Украины и его заместителей, членов Кабинета министров Украины, первых заместителей и заместителей министров; народных депутатов Украины и депутатов местных советов.

Принятие закона о реформе госслужбы, проект которого был подготовлен Кабинетом министров Украины и согласован с Европейским Союзом, позволит правительству вести переговоры с Еврокомиссией о создании специального фонда для финансирования дополнительных выплат украинским чиновникам.

Принятие закона о госслужбе предусмотрено Соглашением об ассоциации между Украиной и Евросоюзом.

Как сообщал УНИАН, заместитель главы Администрации президента Дмитрий Шимкив заявлял, что принятие закона о госслужбе было одним из требований для получения Украиной макрофинансовой помощи в размере 600 млн евро от Европейского Союза.

21 апреля комиссар Евросоюза по вопросам расширения и политики соседства Йоханнес Хан сообщил, что Еврокомиссия готова выделить 90 млн евро на реформу госслужбы, но ожидает от правительства и Верховной Рады введения норм соответствующего закона.

В Украине принят новый закон о госслужбе: ключевые положения, оценки и прогнозы экспертов

Политики утратят тотальный контроль над министерствами, а первые позитивные изменения будут заметны уже в конце следующего года, считают эксперты

Систему государственной службы в Украине ждут серьезные изменения.

Сегодня, 10 декабря, Верховная Рада приняла во втором чтении и в целом законопроект № 2490 «О государственной службе».

Решение поддержал 261 народный депутат. 104 голоса дал «Блок Петра Порошенко», 81 – «Народный фронт», 22- «Самопомощь», 17 – «Батькивщина», Радикальная партия Ляшко – 1, 2 – «Оппозиционный блок», 1 – группа «Возрождение», 13 – группа «Воля народа», 30 – внефракционные.

В первом чтении закон был принят еще в апреле 2015 года, однако рассмотрение его во втором чтении постоянно откладывалось. Изначально предполагалось, что закон вступит в силу с 1 января 2016 года, однако в итоге, если подпишет президент, закон вступит в силу с 1 мая 2016 года.

Как сообщил председатель Верховной Рады Владимир Гройсман, этот закон даст возможность построить систему, в которой начнут формироваться профессиональные кадры в сфере государственного управления. По его словам, за несколько лет функционирования этой системы Украина получит новую и качественную государственную службу.

Среди прочего закон № 2490 вводит:

  • конкурсы на все должности государственной службы;
  • разделение политических должностей и должностей государственной службы. Закон выводит из госслужбы политиков – то есть депутатов и министров, а также их помощников, советников, пресс-секретарей, обслуживающий персонал;
  • перечень причин для увольнения чиновника и запрет для высшей категории госслужащих быть членами политических партий;
  • увеличение зарплаты чиновникам и уменьшение доли премий и доплат в структуре оплаты труда госслужащего;
  • введение 3-х категорий должностей, вместо существующих на данный момент 7-и: «А» – высший корпус госслужбы, «Б» – руководители структурных подразделений и «В» – остальные госслужащие;

В результате закона появится новая должность – государственный секретарь. Именно он будет назначать руководителей аппаратов министерства. Также будет создана комиссия по вопросам высшего корпуса госслужбы. В нее войдут представители Верховной Рады, АП, Кабмина, Национальных агентств и общественности (не менее ¼ от общего состава). Комиссия будет выбирать чиновников категории «А». Остальных госслужащих выберут в результате конкурса, который проведут сами руководители.

Политиков отделят от государственной службы

Эксперты высоко оценивают принятый законопроект. Как сообщил Сегодня.ua менеджер рабочей группы по реформе публичной администрации Реанимационного Пакета Реформ Николай Выговский, в итоговом тексте законопроекта удалось сохранить все лучшие наработки в сфере реформы госслужбы.

«К счастью, удалось сохранить все ключевые позиции, которые мы хотели сохранить, поэтому мы оцениваем текст, как близкий к идеальному. Удалось все отстоять. Плохие правки не прошли», – сказал он.

По словам эксперта, законопроект содержит ряд важных норм, которые окажут существенное влияние на систему государственной службы в Украине. «Ключевые моменты: конкурсы на все должности, включая высшие и полная деполитизация высших чиновников (категория А), а также запрет на членство в политических партиях и запрет на участи в руководящих органах политических партий чиновников категории Б и В. Также разделение политических и административных должностей. Вводится должность госсекретаря в министерствах. Это будет государственный служащий, который будет выбираться на прозрачном конкурсе и при смене Кабинета министров он будет продолжать руководить аппаратом министерства. Кроме того, топовых чиновников категории А будет выбирать специально созданная комиссия по формированию государственной службы, которая на треть будет состоять из представителей общественности. Общественность впервые в истории Украины получит реальное влияние на назначение топ-должностей в государстве», – рассказал он.

Директор института глобальных стратегий Вадим Карасев, в свою очередь, указал, что главный позитив от этого закона – это отделение политики от государственной службы.

«Для любой страны очень важно разделить политику и экономику. А в самой политике разделить административную сферу и политическую сферу. Госслужба функционирует на основе меритократического принципа (по принципу заслуг), поэтому очень важно, чтобы госслужбу возглавляли профессионалы своего дела. Политики – эксперты и профессионалы во всем. Но государственный аппарат нуждается не просто в профессионалах, а в экспертах узкого отраслевого, секторального профиля, без этого государственная служба неэффективна. Этот закон дает возможность отделить административный аппарат от политической системы. Политики приходят и уходят и, если чиновников будут менять вместе с политиками, никакое государство нормально не заработает», – сказал он Сегодня.ua.

При этом эксперт напомнил, что любой украинский политик, становясь министром, любая партия, заходя в парламент, тащила за собой целую свору помощников, консультантов экспертов, которые затем занимали места в министерствах и вместе с политиками потом уходили. «Поэтому государственный аппарат министерства постоянно лихорадило», – пояснил он.

Почему так долго тянули и когда ждать изменений

Николай Выговский отмечает, что законопроект в соответствии с коалиционной соглашением должны были принять еще в конце 2014 года но это решение постоянно откладывалось.

«Это конец эры политической коррупции в Украине, большие политические партии понимают, что назначения по квотному принципу уже не пройдут. Когда руководители фракций коалиции решали, кто и сколько выгодных должностей займет от каждой фракции и речь не шла ни о профессионализме, ни о управленческом опыте», – пояснил он проволочки в принятии.

Вадим Карасев также считает, что со стороны политиков было сопротивление в принятии этого закона. «Теперь министры, которых делегируют партии на посты в результате выборов, будут иметь меньше контроля над министерствами. Теперь у них очень ограниченные возможности для того, чтобы тащить за собой разного рода помощников, знакомых и назначать их на ключевые должности в министерстве», – сказал он.

Еще одна причина по его словам – это споры относительно того. по какой модели должна строится новая государственная служба. «Это сложный процесс. Никак не могли определиться, какая модель должна быть американская – неолиберальная, либо континентальная с достаточно сильным государственным аппаратом отделенным от политики», – сказал он, отметив, что в итоге выбор был остановлен на континентальной немецкой модели.

По словам Николая Выговского, первые результаты от реформы госслужбы можно будет ожидать уже в конце следующего года. «В целом позитив начнет ощущаться до конца 2016 года, а на полную закон заработает в 2017-2018 году, когда пойдет оздоровление и на средней и на низовом звене. Этот закон не будет иметь моментального действия, но он закладывает базу для оздоровления госслужбы в Украине», – сказал он.

Ранее в интервью Сегодня.ua глава Нацагенства по госслужбе Константин Ващенко прогнозировал, что реформа госслужбы должна завершиться к 2018-2019 году. «По итогу в органах исполнительной власти останется тысяч 150 государственных служащих, и тысяч 200 будут работать в органах местного самоуправления», – сказал он.

Кроме того, по его словам, закон о госслужбе не решает всех проблем. «Сегодня мы должны рассматривать в комплексе и новый закон о госслужбе и о службе в органах местного самоуправления и по противодействию коррупции и о Кабинете министров и центральных органах власти, который также находятся в процессе разработки. Все это должно создать новую систему государственного управления», – сказал он.

Вступил в силу новый закон о государственной службе

1 мая вступает в силу новый закон «О государственной службе», который дает старт реформе системы государственного управления.

Закон определяет принципы обеспечения профессиональной, политически непредубежденной, ориентированной на граждан государственной службы, а также равного доступа граждан к ней.

По закону, вступление на все должности государственной службы отныне будет происходить только по конкурсу на основании личных качеств и достижений кандидатов на должности, исключаются какие-либо коррупционные механизмы при вступлении и прохождении государственной службы.

Также устанавливается прозрачная модель оплаты труда, разработанная с учетом европейского опыта.

Кроме того, вводится компетентностная модель управления человеческими ресурсами, оценивание результатов работы государственных служащих, их карьерная мотивация, повышаются квалификационные требования.

Также вводится должность секретаря министерства. Это будет государственный служащий высшей категории, который будет осуществлять управление кадрами, управление министерством и будет помогать министру в его работе.

Действие закона распространяется на государственных служащих, в частности, секретариата Кабинета министров; министерств и других центральных органов исполнительной власти; местных государственных администраций; органов прокуратуры; органов военного управления; заграничных дипломатических учреждений Украины.

Действие закона не распространяется на президента; главу Администрации президента и его заместителей, членов Кабинета министров, первых заместителей и заместителей министров; народных депутатов и депутатов местных советов.

Предполагается, что принятие закона о реформе госслужбы, проект которого согласован с Европейским Союзом, позволит Кабмину вести переговоры с Еврокомиссией о создании специального фонда для финансирования дополнительных выплат украинским чиновникам.

Принятие закона о госслужбе предусмотрено Соглашением об ассоциации между Украиной и ЕС.

Заместитель главы Администрации президента Дмитрий Шимкив заявлял, что принятие закона о госслужбе было одним из требований для получения Украиной макрофинансовой помощи в размере 600 млн евро от Евросоюза, отмечает УНИАН.

21 апреля комиссар Евросоюза по вопросам расширения и политики соседства Йоханнес Ган сообщил, что Еврокомиссия готова выделить 90 млн евро на реформу госслужбы, но ожидает от правительства и Верховной Рады ведения норм соответствующего закона.

Премьер-министр Владимир Гройсман заявлял, что закон о профессиональной госслужбе вступит в силу 1 мая, несмотря на предложения отсрочить его.

Европейская правда

Выбор редакции

Парламент ЕС одобрил запрет на использование одноразового пластика

Суд ЕС принял решение, которое может открыть путь к экстрадиции Фирташа в США

Украина создаст «трансграничную» должность на волне конфликта с Венгрией

Суд Швейцарии раскрыл информацию об отказе Абрамовичу в виде на жительство

Изменения в закон о госслужбе угрожают реформе — Форум гражданского общества

Законопроект «О внесении изменений в Закон Украины «О государственной службе» относительно урегулирования отдельных вопросов прохождения государственной службы» представляет угрозу для реформирования государственной службы.

Об этом говорится в заявлении Украинской национальной платформы Форума гражданского общества Восточного партнерства.

«Законопроект несет очевидную угрозу реформе государственной службы, которая началась со времени вступления в силу нового закона о государственной службе, а также противоречит взятым Украиной на себя обязательствам в рамках Соглашения об ассоциации Украины-ЕС в части внедрения государственного управления на основе европейских принципов надлежащего управления», — говорится в заявлении.

Новым законом о государственной службе установлено, что отбор на должности председателей местных государственных администраций осуществляется путем открытого конкурса Комиссией по вопросам высшего корпуса государственной службы, в которой есть и представители Кабинета министров и президента.

«Вместо этого законопроект 4370-1 предлагает неконституционную альтернативу, чтобы конкурс на должности глав местных государственных администраций, осуществляла специально созданная комиссия при президенте Украины», — отмечают эксперты.

Народных депутатов призывают решительно отклонить законопроект и не допустить надругательства над нормами Конституции и ревизии реформы государственной службы.

В то же время Форум готов поддержать компромиссную модель, предусматривающую перевод должностей председателей районных государственных администраций в категорию Б и предусмотреть их отбор или в комиссиях при областных государственных администрациях, или специальной комиссией при Кабинете министров.

Как сообщалось, в Совете Европы заявили, что коалиционный проект изменений в закон о госслужбе, который должен быть рассмотрен Радой 6 октября, противоречит рекомендациям Венецианской комиссии и неоправданно усиливает президента, нарушая баланс между ветвями власти.

Верховная Рада утвердила изменения в закон о госслужбе

Законопроект «О внесении изменений в некоторые законы Украины об отдельных вопросах прохождения государственной службы» Верховная Рада приняла в первом чтении и в целом после того, как из документа исключили пункт о политической деятельности.

Верховная Рада 9 ноября приняла за основу и в целом законопроект №7126 «О внесении изменений в некоторые законы Украины об отдельных вопросах прохождения государственной службы». Об этом сообщает корреспондент издания «ГОРДОН».

«Целью законопроекта является приведение отдельных положений законов Украины «О местных государственных администрациях», «О центральных органах исполнительной власти», «О Кабинете Министров Украины» и «О государственной службе» в соответствие со статьями 106, 116, 118 Конституции Украины», – говорится в пояснительной записке.

Члены комитета Верховной Рады Украины по вопросам государственного строительства, региональной политики и местного самоуправления поддержали законопроект, за исключением нардепа от «Батьківщини» Алены Шкрум.

«Законопроект противоречит не только закону о госслужбе, но и требованиям о политической непредвзятости госслужащих и невозможности самой высокой категории госслужащих быть членами политпартий и руководить политпартиями на местах. Законом предусмотренно выведение из-под действия закона о госслужбе руководителей местных госадминистраций, их первых заместителей и заместителей. Они снова могут быть членами политпартий, могут вновь объединять законодательную и исполнительную власть. » – сказала Шкрум.

Л идер парламентской фракции Блока Петра Порошенко Артур Герасимов заявил, что законопроект «напрямую касается сферы нацбезопасности и обороны».

«Что касается пункта о политической деятельности, то мы можем исключить его из закона. С учетом этого, я просил бы Радикальную партию поддержать этот закон», – сказал политик.

После этого документ поставили на голосование за основу и в целом с учетом предложений профильного комитета. Законопроект поддержали 234 народных депутата.

Новый закон «О госслужбе» Верховная Рада приняла 10 декабря 2015 года . 18 декабря его подписал председатель парламента Владимир Гройсман , а 31 декабря – президент Петр Порошенко .

Принятие документа было одним из условий выполнения Киевом соглашения о финансировании контракта для Украины по развитию государства, подписанного 13 мая 2014 года в Брюсселе.

Законом предусматривается конкурсный порядок приема на госслужбу и определяется порядок его проведения. При этом вакантные должности, на которые не объявлен конкурс, подлежат сокращению. Среди требований к госслужащим – владение государственным языком и наличие соответствующего опыта работы.

4 сентября 2017 года в Украине должен начаться конкурс на должности в 10 реформируемых министерствах. ЕС планирует предоставить €100 млн на реформу госуправления в 2017–2020 годах.

Ожидается, что отобранные в результате конкурса специалисты, руководители групп и директоратов будут иметь заработную плату в размере 30–60 тыс. грн (уже с вычетом налогов). Всего планируется набрать около тысячи «специалистов по реформам».

Реформа госслужбы: новая война за распределение полномочий между ветвями власти

С начала мая по всей Украине начинается очередной этап реформы государственной службы. На этот раз, кроме поднятия окладов чиновникам, ожидается и новый подход к конкурсному отбору на должности.

Новый подход в работе госслужбы – пожалуй, одна из самых фундаментальных реформ, осуществления которой ожидают граждане. Ведь внедряемые изменения должны коснуться жизни каждого украинца и должны поменять философию отношений между государством и гражданином.

Новый закон «О государственной службе», преодолевая яростное сопротивление системы, был принят в конце 2015 года. Почти все его нормы были положительно оценены экспертами. Общее направление в подходе к реформированию госслужбы действительно революционный: речь идет об уничтожении «связи» между политиком и чиновником, и создания качественной сервисной услуги. В общем, речь идет о 4 основных аспектах:

вводятся неполитические должности государственных секретарей, которые не будут полностью зависеть от министров и их политической принадлежности;

вводится исключительно конкурсный отбор на все должности государственной службы;

происходит деполитизация должностей государственной службы;

вводятся серьезные изменения в формировании должностных окладов чиновников, к тому же, некоторые льготы, наоборот, значительно сокращаются.

В конце апреля этого года четверо народных депутатов, якобы не без содействия Администрации Президента, уже пытались внести законопроект о приостановлении реформы госслужбы. В это же время по инициативе Кабмина был внесен еще один законотворческий акт, предусматривающий существенное сокращение количества госслужащих, внося и определенные изменения в распределение полномочий между правительством и Президентом. Не приведут ли такие действия к очередному политическому кризису?

Реформа на марше

В этом месяце главные изменения коснутся повышения должностных окладов для госслужащих и новых подходов к конкурсам.

Должностные оклады государственных служащих вырастут всего на 10%. Но это только первый шаг: реформа продлится 2 следующих года и зарплата чиновников должна вырасти более существенно. Так, по словам вице-премьер-министра Павла Розенко, на первом этапе рост окладов должен составить:

– в госорганах центрального уровня – от 3,6 тысяч до 12 000 гривен;

– в областях – от 2,5 тысяч до 10 000 гривен;

– на районном уровне – от 1,7 тысяч до 8 600 гривен.

Основная задача состоит в том, чтобы изменить саму логику нынешней оплаты труда госслужащих, по которой оклад составляет 30% зарплаты, тогда как различные надбавки — 70%. Подобная система является источником коррупции, неэффективного и волюнтаристского подхода к оплате труда чиновников. Новый закон «О государственной службе» предусматривает, что с 1 января 2017 минимальная зарплата госслужащего будет составлять не меньше двух минимальных заработных плат (с 1 мая этого года она составит 1450 грн.).

Еще одно существенное нововведение — система конкурсного отбора на должности. Согласно ей, конкурс на замещение государственной должности предусматривает 9 этапов и 4 уровня оценки компетенции кандидата: предварительное рассмотрение представленных документов на конкурс на соответствие требованиям закона, тестирование, решение ситуационных заданий, собеседование. При этом тестирование должно проходить в электронном режиме, а кандидат, чтобы получить высокий балл, должен дать верный ответ на 32 из 40 тестовых вопросов.

Процедурой отбора чиновников высшего звена будет заниматься Комиссия по вопросам высшего корпуса государственной службы. Сейчас между ветвями власти продолжается борьба за рычаги влияния на ее полномочия. Так, согласно новому закону «О государственной службе», Президент фактически теряет влияние на назначение руководителей местных государственных администраций. Отныне именно по решению Комиссии по вопросам высшего корпуса госслужбы Кабмин вносит представление Президенту, после чего последний назначает их на должности. Недавние попытки отдельных нардепов приостановить действие закона «О государственной службе» как раз и были связаны с возможностью внести в него изменения, которые бы позволяли назначать руководителей местных госадминистраций на основании решения специально созданной комиссии при Администрации Президента. То есть одними чиновниками высокого ранга должна заниматься общая Комиссия, созданная коллегиальным путем из 12 членов (1/3 которой формируют представители общественности, а 2/3 — от Верховной Рады, Кабмина и АП). Тогда как подбором глав местных администраций якобы должна заниматься специально созданная для этого комиссия при АП. Впрочем, пока что профильный парламентский комитет по вопросам государственного строительства, региональной политики и местного самоуправления не поддержал внесение подобных изменений в закон в повестку дня пленарного заседания Верховной Рады.

Новые правила от Кабмина

Однако и это еще не все. Правительство подготовило свои изменения в ряд подзаконных актов, которые должны быть приняты для выполнения закона «О государственной службе». Все нововведения перечислены в законопроекте №4526, который был внесен в парламент по инициативе Кабмина уже под руководством премьер-министра Владимира Гройсмана.

В частности, документ предусматривает и сокращение количества государственных чиновников путем изменения их статуса в ряде законодательных актов о государственных органах. Так, в правительстве планируют лишить статуса госслужащих главы и членов Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, членов Центральной избирательной комиссии, членов Счетной палаты. Планируется лишить статуса госслужащих работников коммунальных и государственных СМИ.

Кроме того, в документе предлагается лишить главу ЦИК полномочий назначать и увольнять руководителя Секретариата ЦИК, Службы распорядителя Государственного реестра избирателей и других должностных лиц. А вот работникам офиса Уполномоченного по правам человека, Пенсионного фонда и его территориальных органов предлагается предоставить статус госслужащих.

Однако законопроект вносит и ряд интересных особенностей в распределении полномочий между ветвями власти. Несколько интересных особенностей законопроекта касаются статуса руководителей СНБО, Антимонопольного комитета и Фонда госимущества. В частности, в законе «Об СНБО» предлагается убрать упоминание о том, что правовой статус главы ведомства определяется Президентом согласно закону о госслужбе. Тогда как аппарат СНБО, согласно изменениям, будет возглавлять руководитель, который будет иметь статус госслужащего.

Существенные изменения коснутся назначения и увольнения глав Антимонопольного комитета и Фонда госимущества. Согласно нормам предложенного законопроекта, предполагается, что эти руководители ведомств будут назначаться по представлению премьер-министра и освобождаться от исполнения полномочий по решению Верховной Рады. До сих пор глав АМК и ФГИ назначали и увольняли с должности по представлению Президента, подкрепленного согласием парламента. Так же, как и в остальных государственных органах, в АМК появится должность руководителя аппарата.

Но пока все переформатирования на государственной службе не решают 2 главных вопроса: где найти профессиональных государственных служащих с новыми подходами к работе и не имеющих отношения к старым коррупционным схемам и как будет происходить сотрудничество между политическими назначенцами и госсекретарями? Ведь зарплата чиновников, хотя и будет увеличиваться в последующие 3 года, не является основным мотивационным фактором для действительно профессиональных специалистов. Можно предположить, что должности госсекретарей займут не профессиональные чиновники, а вчерашние партийные функционеры, которые будут оставаться верными той или иной политической силе.

Похоже, настоящее решение вопросов мотивации государственных служащих и поиска квалифицированных кадров отложено на потом, а пока происходит перераспределение полномочий и первые неуверенные попытки наладить новый механизм управления государственными структурами.

Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»

Подписывайтесь на наши аккаунты в Telegram и Facebook, чтобы первыми получать важные новости и аналитику.