Отказ в оплате коммунальных услуг

Содержание статьи:

Отказ от платежей услуги ЖКХ

Более 60% граждан недовольны качеством коммунальных услуг. 70% считают, что дальнейший рост тарифов ЖКХ сделает оплату коммунальных услуг непосильной для семейного бюджета. Отказ от платежей коммунальные услуги — экстремизм или законная борьба за свои права.

Рост коммунальных тарифов превышает прогнозы

Более 60% граждан недовольны качеством коммунальных услуг. 70% считают, что дальнейший рост тарифов ЖКХ сделает оплату коммунальных услуг непосильной для семейного бюджета.

Итоги «горячей линии» Комиссии Общественной палаты по соцвопросам.

Елена Николаева,
председатель социальной комиссии Общественной палаты РФ:

«Рост тарифов в том виде, в котором он происходит последние 20 лет, свидетельствует о порочности подхода к тарифной политике. »

Получив за три месяца более 4,5 тыс. жалоб, ОП пришла к выводу: «подавляющее большинство граждан не устраивает работа Управляющих компаний, на балансе которых находится их жилое помещение». В ОП считают, что граждане недовольны постоянными перебоями в электро-, водо-, газоснабжении и совершенно не готовы платить по возрастающим и часто незаконным пунктам платежных квитанций.

Примечательно, что эксперты ОП постарались письменно ответить на жалобы граждан, и очень часто в ответах содержатся прямые рекомендации «не платить» или «не платить, предупредив о возражениях в письменном виде». При этом самым эффективным способом борьбы за «справедливые тарифы» называется консолидация жителей – «народом давно используется и достаточно широко самый верный способ выражения своего локального протеста и несогласия: неуплата коммунальных услуг вообще».

Призывы отказаться от оплаты коммунальных счетов можно посчитать экстремизмом. Но знакомство с конкретными жалобами показывает, что отказ от платежей может быть оправданным. Так, в Дмитровском районе Подмосковья цены на природный газ за последние четыре года выросли на 300% (с 1,109 руб., до 3,3 руб. за кубометр). Жители Астрахани сообщают, что тарифы на вывоз мусора в 2010 году поднялись на 100%. В Москве жители также отмечают рост коммунальных тарифов более чем на 30%. На сайте ОП собраны десятки и сотни подобных жалоб из разных регионов, что в ОП считают «нарушением установленного правительством 15-процентного предела роста тарифов». Однако аномальный рост тарифов – это не досадное недоразумение, а осмысленная государственная политика.

«Рост тарифов в том виде, в котором он происходит последние 20 лет, свидетельствует о порочности подхода к тарифной политике в России, неэффективности управления администраций регионов, городов и сел в сфере ЖКХ. Чем больше растут тарифы, тем безразличнее к нуждам людей относится руководство края, области, города, поселка, тем наглее и алчнее ведут себя дирекции коммунальных предприятий, поставщиков ресурсов по всей технологической цепочке:

  1. генерации (энергетических станций, ТЭЦ, централизованных котельных, водозаборов),
  2. транспортировки (магистрали, трубопроводы, электролинии),
  3. сбыта коммунальных энергоресурсов потребителям.

При существующей политике завышения тарифов у поставщиков напрочь отсутствует мотивация к снижению собственных производственных издержек» — отмечают эксперты ОП. Они не особенно утруждают себя повышением качества своей продукции и товара: занижают температуру теплоносителя, не обеспечивают бесперебойной поставки, не ответственны за перепады и скачки в напряжении электросетей, состав питьевой воды. Как следствие: плановые и внеплановые отключения воды, электричества, тепла. «Попытка жильцов дома уменьшить плату за некачественные и не поставленные ресурсы не имеют успеха, даже через суд», – отмечают в ОП.

Выводы экспертов подтверждают и опросы населения. По данным опросов работоспособных граждан (проводил портал SuperJob.ru), улучшение в сфере ЖКХ замечают менее 10% респондентов. Половина граждан считают, что качество услуг ЖКХ за последний год не изменилось, а около трети уверены, что это качество ухудшилось.

Нынешнюю работу ЖКЖ считают «нормальной» только 23% россиян. А около 67% работоспособных граждан считают, что ЖКЖ работает «плохо» или «очень плохо». Оценки «хорошо» и «очень хорошо» ставят лишь 4% и 1% респондентов соответственно.

В качестве альтернативы нынешней тарифной системе эксперты предлагают методы народного контроля и народного сопротивления. Кроме рекомендаций отказаться от оплаты счетов в ОП планируют создать контрольную сеть для мониторинга тарифов на базе региональных ОП. Однако при этом многие эксперты признают, что непрозрачность расходов энергетических и коммунальных компаний, а также их прямая связь с местными властями и судами не позволяют гражданам надеяться на скорый успех.

Полный список причин отказа в назначении субсидии на оплату ЖКУ в 2018 году

В мае нынешнего года Кабмин внес изменения в правила оформления государственной помощи на оплату жилищно-коммунальных услуг.

В текущем году механизм предоставления компенсации регламентируется постановлением кабинета министров Украины №848, редакция от 1.05.2018 .

Как стало известно Domik.ua , правительство Украины расширило перечень причин, по которым потребителям будет отказано в начислении субсидии в 2018 году.

1. Общая площадь квартиры больше 120 кв. м или частного дома, больше 200 кв.м. Такая норма не распространяется на детские дома семейного типа, приемные семьи, а также семьи, в которых не меньше года проживает трое и больше детей, учитывая тех, на которые оформлена опека или попечительство.

2. Наличие у одного из членов семьи или лица из состава домохозяйства транспортного средства, с момента выпуска которого прошло меньше 5-ти лет. Не учитывается мопед или транспортное средство, полученные бесплатно или на льготных условиях через органы социальной защиты населения. При оформлении субсидии в декларации о доходах и расходах следует отметить наличие транспортного средства. «Если право собственности или владения на транспортное средство приобретено при получении субсидии, субсидиант обязан, в течение 30 календарных дней, сообщить об этом структурному подразделению по вопросам социальной защиты населения независимо от размера стоимости транспортного средства», — говорится в постановлении Кабмина.

3. В составе домохозяйства или семьи пребывают лица, которые достигли 18-летнего возраста на начало периода, за который учитывались доходы. В этом периоде:

  • по информации ДФС, Пенсионного фонда, у них отсутствуют доходы, которые учитываются при начислении субсидии;
  • они получали среднемесячный совокупный доход меньше, чем размер минимальной заработной платы;
  • они не уплатили единый взнос за общеобязательное государственное социальное страхование в размере, не меньше минимального, суммарно в течение 3-х месяцев в период, за который учитываются доходы.

Субсидии начисляются, если 18-летние граждане обучались на дневной форме или зарегистрированы в службе занятости населения. Если они получали один из следующих видов дохода:

  • пенсию, стипендию, пособие при рождении (усыновлении) ребенка;
  • помощь лицам с инвалидностью с детства и детям с инвалидностью;
  • помощь по уходу за лицами с инвалидностью I и II группы вследствие психического расстройства;
  • помощь лицам с инвалидностью;
  • временную государственную социальную помощь неработающему лицу, которое достигло общего пенсионного возраста, но не получило право на пенсионную выплату;
  • пособие по безработице.

4. Если член семьи или домохозяйства в течение 12-ти месяцев до обращения за начислением субсидии:

купил или приобрел право собственности на земельный участок, квартиру или частный дом, транспортное средство, строительные материалы и другие товары долгосрочного использования;

оплатил единовременно любые услуги на сумму более 50 000 грн. Не учитывается оплата медицинских, образовательных жилищно-коммунальных услуг.

5. Наличие просроченной более 2-х месяцев задолженности по оплате ЖКУ, общая сумма которой превышает 20 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан.

6. Наличие у семьи, которая получала субсидию в отопительном сезоне 2017-2018 гг., просроченной более 2-х месяцев задолженности оплаты обязательной части платежа за ЖКУ на сумму более 20 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан на день начисления субсидии на следующий отопительный сезон.

В отопительном сезоне 2018-2019 гг. будут действовать новые нормы потребления газа и электричества для отопления жилья, на которые будет начисляться субсидия

Чтобы получить субсидию при наличии задолженности, указанной в п. 5 и 6, необходимо предоставить документальное подтверждение:

  • оплаты задолженности;
  • оформления договора реструктуризации;
  • обжалования задолженности в судебном порядке (постановления об открытии производства по делу).

Если документы будут предоставлены в течение 2-х месяцев с начала отопительного или неотопительного периода, то субсидия будет начислена с начала сезона.

Детальней ознакомиться с новыми правилами начисления компенсации на оплату ЖКУ, которые действуют в Украине в нынешнем году можно на форуме субсидии и льготы: оформление, права, условия получения .

Главные «сюрпризы» нового закона о коммуналке

Нормы закона начнут действовать только с 10 мая 2018 года — а, значит, еще есть надежда на внесение поправок.

В середине декабря вступил в силу закон «О жилищно-коммунальных услугах», который приготовил для украинцев множество «сюрпризов». Предлагаю на примере многоквартирного дома разобраться, к чему нужно готовиться украинцам.

УПРАВИТЕЛИ ВМЕСТО ЖЭКОВ

Если раньше за безопасность дома, бесперебойную работу инженерных сетей и прочего оборудования отвечал ЖЭК, то теперь все обязательства легли на владельцев квартир. А точнее, на привлеченного за счет жильцов управителя — грубо говоря, менеджера здания.

Этим заведующим по договору может стать отдельный человек — предприниматель, ООО и даже тот же ЖЭК, в связи с реформой ставший управляющей компанией и сменивший вывеску. Если же совладельцы дома не проявят инициативу по назначению управителя, его может назначить орган местного самоуправления. Управитель будет обязан обеспечивать надлежащее содержание и ремонт имущества дома и придомовой территории, а также удовлетворительные условия проживания людей.

Каждого управителя местные органы власти будут оценивать на предмет порядочности и четкого исполнения своих обязанностей. Цены на его услуги зависят от подписанного договора и от состояния инженерных сетей и оборудования дома. Кроме того, управитель несет ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью, имуществу совладельцев.

РЕМОНТ ЗА СВОЙ СЧЕТ

Детально изучив все положения закона, можно сделать вывод, что ответственность за дом переложили с жилконтор на плечи собственников квартир. А в случае неудовлетворительного состояния дома услуги по содержанию помещения вырастут, что скажется на бюджете обывателей. Более того, отныне жильцы должны сами собирать деньги на ремонт и оплачивать услуги, а не просто каждый отдельно оплачивать счета.

КОММУНАЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ

Исходя из нового закона, можно сделать вывод, что демонополизация коснется исключительно жилищных услуг, а вот предоставлять коммунальные услуги продолжат монополисты (Город_энерго, водоканал и пр.).

Депутаты утверждают, что изменения будут способствовать повышению качества коммунальных услуг, однако устаревшее оборудование и нецелесообразное использование топлива не дадут таким переменам заработать. Новый закон не определяет и требования к монополистам касательно оптимизации услуги. Получается, что все прорывы магистрали, «латки» старых котлов, дорогие запчасти насосов и зарплаты всего административного персонала будут включены в наши тарифы.

С 10 мая 2018 года жилищно-коммунальные услуги будут предоставляться на основе заключенных договоров. Их можно заключать как на индивидуальной основе, так и коллективно. Коммунальные услуги по газу, а также электроэнергии предоставляются исключительно на основании индивидуальных договоров. Форму новых соглашений еще не утвердили, но учитывая монополизм на рынке коммунальных услуг, рассчитывать на серьезные штрафы или повышенную ответственность монополистов було бы легковерно.

Ответственность за дом переложили с жилконтор на плечи собственников квартир

Отказ потребителя от заключения договора является основанием для прекращения услуги потребителю и не освобождает его от оплаты использованных коммунальных услуг.

Согласно новому закону о ЖКХ, в случае предоставления ему некачественной услуги жилец составляет акт-претензию, и в течение пяти рабочих дней исполнитель должен или решить изложенную в документе проблему, или выдать (направить) потребителю обоснованный письменный отказ в ее удовлетворении. Если же ответ на протяжении 5 дней не будет направлен потребителю, его претензии автоматически зачтутся признанными. И вот тут нестыковка не в пользу граждан.

То есть, если у вас не греют батареи, «Город_енерго» обязан самостоятельно провести перерасчет стоимости услуги и уплатить неустойку (штраф, пеню). А если не пересчитает? Конечно же, составим акт-претензию. Но сколько шансов, что требования будут удовлетворены? Скорей всего, получим «шаблонный» письменный отказ. Получается, если исполнитель не согласен с требованиями претензии или их не выполняет, жильцам не остается ничего другого, как платить (иначе отключат) за некачественные или отсутствующие услуги, дополнительно за юридическую помощь, обращаться в суд и ждать справедливого решения.

Новый закон предусматривает пеню за просроченную оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 0,01% за каждый просроченный день. К примеру, имея долг за коммунальные услуги в размере 1000 гривен, за каждый день должнику будет начислена пеня в размере 10 копеек. За год получится сумма 36 гривен 50 копеек. Более того, закон дает исполнителю право прекратить или приостановить подачу тепла/воды/электричества в случае их неуплаты в полном объеме в течение 30 дней со дня получения потребителем предупреждения от исполнителя.

Предупреждение с такими новостями отправляется рекомендованным письмом, его должны вручить его владельцу квартиры или проживающим там людям под роспись. Но это, по сути, не обязательное условие, поскольку в случае отказа жильца получить весточку или его элементарного отсутствия по адресу будет априори считаться, что человек уведомлен надлежащим образом. Предупреждение отправляется не ранее следующего рабочего дня после истечения срока оплаты коммунальной услуги.

ПЛАТИТЬ И ЕЩЕ РАЗ ПЛАТИТЬ

Исходя из этого, напрашивается только один вывод: не успели вовремя оплатить — ждите предупреждение. Получаете некачественные или не в полном объеме услуги — отправляйте акт-претензию исполнителю и спешите оплатить (во избежание пени и отключения тепла/воды/света, пока монополисты будут разбираться с вашей проблемой).

Радует пока то, что нормы закона начнут действовать по истечении 6 месяцев со дня вступления в силу — с 10 мая 2018 года. Нормы об уплате пени за несвоевременно оплаченную коммуналку и ответственность исполнителя за некачественные услуги вступят в силу лишь с 1 января 2019 года. А это значит, что есть шанс на урегулирование самых острых вопросов в интересах граждан, а не провластных монополистов.

Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги на facebook и следите за обновлениями раздела!

Оплата коммунальных услуг

Простой, быстрый и надежный способ оплатить услуги ЖКХ онлайн банковской картой Visa, MasterCard,
пополнить мобильный телефон или услуги провайдера через интернет

Оплачивайте коммунальные услуги онлайн с помощью банковской карты быстро и безопасно на сайте ONLINE.UA : ПЛАТЕЖИ

Оплата квитанций по коммунальным услугам проходит в течение считанных минут

Все платежи надежно в соответствии с международными стандартами мировой безопасности PCI DSS

Вам не нужно ходить в отделение банка для оплаты квитанций — все можно сделать через интернет

Квитанцию об оплате коммунальных услуг вы получите на ваш email

Вы можете удобно оплатить услуги через интернет по реквизитам

Оплатить коммунальные платежи через интернет можно в любое время суток и без выходных

Комиссия 1.5% + 3 грн (для оплаты коммунальных услуг)

Комиссия 2% + 4 грн (для всех остальных платежей)

Перевод денежных средств осуществляется на следующий банковский день. Зачисление денежных средств на Р/с получателя происходит на протяжении трех рабочих дней, но, чаще всего это происходит на протяжении 24 часов. При отказе в проведении операции возврат средств гарантируется.

PCI DSS (Payment Card Industry Data Security Standard) — это международный стандарт безопасности данных индустрии платёжных карт, который был разработан Советом по стандартам безопасности индустрии платежных карт (Payment Card Industry Security Standards Council, PCI SSC).

Visa и Mastercard. Все онлайн оплаты с использованием банковских карт Visa и Mastercard осуществляются с учетом мер безопасности международных платежных систем Visa и Mastercard.

Стоп-лист. До интернет перевода денежных средств с карты плательщика на счет поставщика товаров или услуг, система автоматически производит проверку наличие платежной карты клиента в стоп-листе, который содержит информацию о заблокированных картах в связи с их утратой. Эта мера безопасности позволяет отклонить запрос об интрнет оплате, если платежная карта клиента несанкционировано используется третьими лицами.

Протокол HTTPS. Этот протоколо обеспечивает получение идентификации от удаленного компьютера. Обязательно обратите Ваше внимание на адресную строку Вашего браузера, при входе в систему. Так как веб-узел сервиса платежей ONLINE.UA имеет подлинный и действительный сертификат безопасности, при входе в систему онлайн платежей коммунальных услух, в адресной строке браузера должны отображаться первые символы адреса https:// вместо http://.

На сайте ONLINE.UA : ПЛАТЕЖИ в интересующем Вас разделе выберите компанию, услуги которой Вы хотите оплатить. Заполните все необходимые поля интернет платежа и нажмите «Оплатить».

На следующей странице необходимо ввести ревизиты платежной банковской карты: 16-значный номер карты, срок ее действия и СVV-код – три цифры на обороте карты. После этого нажмите «Оплатить».

После успешной интернет-оплаты Вы сможете сохранить квитанцию онлайн платежа или отправить ее на электронную почту.

В случае отказа в совершении платежа со стороны банка Вы можете повторить эту операцию еще раз или связаться со службой поддержки [email protected] 044 200-09-02.

Ниже приведены несколько подсказок о том, как правильно заполнить онлайн форму и оформить оплату коммунальных услуг через интернет

К оплате коммунальных услуг и сервисов через интернет принимаются все виды платежных карт, которые были выпущены международными платежными системами Visa, Visa Electron, Mastercard, Maestro в любым украинским или международным банке.

Обращаем ваше внимание, что карты Mastercard Electronic не принимаются для онлайн оплаты в интернете из-за ограничений платежной системы Mastercard.

При пополнении мобильного телефона через интернет, то есть интернет оплате услуг мобильного оператора, денежные средства зачисляются обычно в течение 15 минут.

При оплате коммунальных услуг и любых других услуг по реквизитам через интернет, денежные средства зачисляются в течение трех рабочих дней, не считая дня оплаты и выходных.

Онлайн перевод денег с карты на карту через интернет – в 95% случаев зачисление денеженых средств происходит в течение 30 минут, в других случаях – от 1 до 5 рабочих дней, не считая дня оплаты. Скорость зачисления денег на банковскую карту зависит от банка получателя.

Размер комиссии, ее наличие и величина, за услуги онлайн платежей будут указаны на странице подтверждения инетрнет-платежа после ввода данных банковской карты. Для этого выберите интересующую услугу, которую вы хотите оплатить онлайн, укажите свои данные (к примеру, телефонный номер, лицевой счёт и т.п.), необходимую сумму для внесения на счёт, и нажмите клавишу «Продолжить». На следующей странице Вы увидите общую сумму онлайн оплаты, которая будет списана с Вашей банковской карты.

Сервис онлайн переводов с карты на карту и онлайн платежей реализован в партнерстве с portmone.com.ua для удобства наших пользователей.

Круглосуточную техническую поддержку сервиса оказывает Portmone по телефону или email:

Коммунальные услуги от А до Я

Правовые аспекты и правила предоставления коммунальных услуг, льгот, пени и задолженности согласно новому закону о жилищно-коммунальных услугах в Украине.

Кредит наличными

Кредит на карту

Кредит под 0%

Кредитную карту

Страховку

Краткое содержание и ссылки по теме

Видео по теме

Простоправо ТВ рассказывает о правилах предоставления коммунальных услуг согласно закону о жилищно-коммунальных услугах в Украине.

Подписывайтесь на наш канал на Youtube, чтобы не пропустить новое полезное видео о правах граждан и бизнеса в Украине.

9 ноября 2017 года парламент принял новый Закон «О жилищно-коммунальных услугах». Безусловно, самой обсуждаемой новеллой является начисление пени за несвоевременную оплату жилищно-коммунальных услуг. Кроме того, законом установлен порядок заключения индивидуального и коллективного договора о предоставлении коммунальных услуг, порядок составления претензий потребителя в случае жилищных или коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также предусмотрена ответственность исполнителя за непредоставление услуги, ее предоставление не в полном объеме или ненадлежащего качества. Закон вводится в действие с 1 мая 2019 года. Что еще нового привнесет Закон «О жилищно-коммунальных услугах», что делать с задолженностью, кто имеет право на льготы на оплату коммунальных услуг – расскажет Prostopravo.

Закон о жилищно-коммунальных услугах

Законом выделены понятия «индивидуального» и «коллективного» потребителя жилищно-коммунальных услуг.

Индивидуальный потребитель — физическое или юридическое лицо, являющееся владельцем (совладельцем) недвижимого имущества, или с согласия собственника другое лицо, которое пользуется объектом недвижимого имущества и получает жилищно-коммунальную услугу для собственных нужд, и которым или от имени которого заключен соответствующий договор о предоставлении жилищно-коммунальной услуги.

Коллективный потребитель — юридическое лицо, которое объединяет потребителей в здании и в их интересах заключает договор о предоставлении коммунальной услуги.

В свою очередь, коллективный договор о предоставлении коммунальных — договор о предоставлении коммунальных услуг, который заключается с исполнителем коммунальных услуг по решению совладельцев (на условиях, определенных в решении совладельцев (ОСМД) и является обязательным для выполнения всеми совладельцами.

Перечень жилищно-коммунальных услуг

Законом выделены услуги, которые относятся к жилищно-коммунальным услугам.

    1. жилищная услуга — услуга по управлению многоквартирным домом.

Услуга по управлению многоквартирным домом включает:

    • содержание общего имущества многоквартирного дома, в том числе уборка внутридомовых помещений и придомовой территории, выполнение санитарно-технических работ, обслуживание внутридомовых систем (кроме обслуживания внутридомовых систем, используемых для предоставления соответствующей коммунальной услуги в случае заключения индивидуальных договоров о предоставлении такой услуги, по условиям которых обслуживание таких систем осуществляется исполнителем), содержание лифтов и т.д.;
    • покупку электрической энергии для обеспечения функционирования общего имущества многоквартирного дома;
    • текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома;
  1. коммунальные услуги — поставка и распределение природного газа, поставка и распределение электрической энергии, поставки тепловой энергии, снабжение горячей водой, централизованное водоснабжение, водоотведение, обращение с бытовыми отходами.

Какие права есть у потребителя коммунальных услуг?

Новый Закон «О жилищно-коммунальных услугах» наделяет потребителя правами в отношении контроля цены и качества поставляемых услуг, как-то:

  • без дополнительной оплаты получать от исполнителя жилищно-коммунальных услуг информацию о ценах / тарифах, общей стоимости месячного платежа, структуре цены / тарифа, нормах потребления и порядке предоставления соответствующей услуги, а также о ее потребительских свойствах;
  • получать от управляющего, исполнителей коммунальных услуг штраф в размере, определенном договорам о предоставлении соответствующих жилищно-коммунальных услуг, за превышение нормативных сроков проведения аварийно-восстановительных работ;
  • на проверку количества и качества жилищно-коммунальных услуг в установленном законодательством порядке;
  • без дополнительной оплаты получать от исполнителя соответствующей услуги или другого уполномоченного на распределение коммунальной услуги лица детальный расчет распределения объема потребленных коммунальных услуг между потребителями многоквартирного дома;

Также законом предусмотрено право потребителя в установленном законодательством порядке отключиться от систем централизованного теплоснабжения и поставки горячей воды.

Расторгнуть договор о предоставлении коммунальной услуги можно будет, предупредив об этом исполнителя соответствующей коммунальной услуги не менее чем за два месяца до даты расторжения договора, при условии допуска исполнителя для осуществления технического прекращения предоставления соответствующей услуги. Это право не распространяется на договор о поставках тепловой энергии, заключенный с потребителями в многоквартирном доме, кроме случая расторжения такого договора коллективным потребителем.

Цены и тарифы на коммунальные услуги

Цены (тарифы) на жилищно-коммунальные услуги устанавливаются по договоренности сторон, кроме случаев, когда в соответствии с законом цены (тарифы) являются регулируемыми. В таком случае цены (тарифы) устанавливаются уполномоченными законом государственными органами или органами местного самоуправления в соответствии с законом.

Стоимость услуг по управлению многоквартирным домом определяется по договоренности сторон, кроме случая избрания управляющего органом местного самоуправления.

Цена услуги по управлению многоквартирным домом при определении управляющего органом местного самоуправления на конкурсной основе в соответствии с Законом Украины «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме» определяется на уровне цены, предложенной в конкурсном предложении победителем конкурса. Такая цена в течение срока действия договора управления может изменяться исключительно по согласованию сторон по основаниям и в порядке, определенным таким договором.

Цена услуги по управлению многоквартирным домом устанавливается договором о предоставлении услуг по управлению многоквартирным домом в расчете на один квадратный метр общей площади жилого или нежилого помещения, если иное не определено договором о предоставлении услуг по управлению многоквартирным домом, и включает:

  1. расходы на содержание многоквартирного дома и придомовой территории и текущий ремонт общего имущества многоквартирного имущества в соответствии со сметой расходов на содержание многоквартирного дома и придомовой территории, кроме расходов на обслуживание внутридомовых систем, используемых для предоставления соответствующей коммунальной услуги, в случае заключения индивидуальных договоров о предоставлении такой услуги, по условиям которых обслуживание таких систем осуществляется исполнителем;
  2. вознаграждение управляющему, которое определяется по соглашению сторон.

Договор о предоставлении жилищно-коммунальных услуг

Существенными условиями договора о предоставлении жилищно-коммунальной услуги являются:

  1. перечень услуг;
  2. требования к качеству услуг;
  3. права и обязанности сторон;
  4. ответственность сторон за нарушение договора;
  5. цена услуги;
  6. порядок оплаты услуги;
  7. порядок и условия внесения изменений в договор, в том числе по цене услуги;
  8. срок действия договора, порядок и условия продления его действия и расторжения.

Договор о предоставлении коммунальной услуги заключается между исполнителем соответствующих услуг и потребителем или лицом, которое в соответствии с договором или законом заключает такой договор в интересах потребителя, или с управляющим многоквартирного дома с целью поставки электрической энергии для обеспечения функционирования общего имущества многоквартирного дома.

Исполнитель коммунальной услуги, который занимает монопольное положение на рынке, при наличии у него технических возможностей предоставления коммунальной услуги не вправе отказать в заключении соответствующего договора.

Договор о предоставлении коммунальных услуг заключается сроком на один год. Если за один месяц до истечения указанного срока ни одна из сторон не уведомит письменно другую сторону об отказе от договора, договор считается продленным на очередной однолетний срок.

С предложением о заключении договора о предоставлении коммунальных услуг или внесении изменений в него может обратиться любая сторона, предоставив письменно другой стороне проект соответствующего договора (изменений к нему), составленный в соответствии с типовым договором.

Если в течение 30 дней после получения проекта договора (изменений к нему) исполнитель коммунальной услуги, который получил проект договора (изменений в договор) от потребителя, не сообщил о своем отказе от заключения договора и не предоставил своих возражений или протокола разногласий к нему и при этом не прекратил предоставление коммунальной услуги этому потребителю (или другим способом показал свою волю к оказанию соответствующей коммунальной услуги потребителю), договор (изменения к нему) считается заключенным в редакции, предложенной потребителем.

Если потребитель, получивший проект договора (изменений к нему) от исполнителя коммунальной услуги, не сообщил в течение 30 дней о своем отказе от заключения договора (внесения изменений) и не предоставил своих возражений или протокола разногласий к нему, а совершил действия, свидетельствующие о его воле к получению (продолжению получения) соответствующей коммунальной услуги от этого исполнителя (в том числе осуществил оплату оказанных услуг), договор (изменения к нему) считается заключенным в редакции, предложенной исполнителем коммунальной услуги.

Необоснованный отказ потребителя от заключения договора является основанием для прекращения в одностороннем порядке исполнителем предоставления соответствующей коммунальной услуги такому потребителю.

Также отказ потребителя от заключения договора с исполнителем коммунальной услуги не освобождает его от обязанности оплаты фактически потребленной коммунальной услуги, предоставленной таким исполнителем.

Особенности заключения, изменения и прекращения договоров о предоставлении коммунальных услуг в многоквартирном доме

По решению совладельцев многоквартирного дома (уполномоченного органа управления объединения совладельцев многоквартирного дома), принятому в соответствии с законом, договор о предоставлении коммунальной услуги заключается с исполнителем соответствующей коммунальной услуги:

  1. каждым совладельцем многоквартирного дома самостоятельно (индивидуальный договор)
  2. от имени и за счет всех совладельцев многоквартирного дома управляющим или другим уполномоченным совладельцами лицом (коллективный договор)
  3. объединением совладельцев многоквартирного дома или другим юридическим лицом, которое объединяет всех совладельцев такого дома и в их интересах заключает соответствующий договор о предоставлении коммунальных услуг, как коллективным потребителем;

Совладельцы многоквартирного дома (ОСМД) самостоятельно выбирают одну из моделей организации договорных отношений по каждому виду коммунальной услуги. В пределах одного многоквартирного дома разрешается избрание различных моделей организации договорных отношений по различным видам коммунальных услуг.

      Коммунальные услуги по поставке и распределению природного газа, поставке и распределению электрической энергии предоставляются исключительно на основании индивидуальных договоров.

В случае если совладельцы многоквартирного дома самостоятельно не выбрали одну из моделей организации договорных отношений или не пришли к согласию с исполнителем о размере платы за обслуживание внутридомовых систем многоквартирного дома, обеспечивающих поставки соответствующей коммунальной услуги, между исполнителем соответствующей коммунальной услуги и каждым совладельцем заключается индивидуальный договор о предоставлении коммунальной услуги с учетом следующих особенностей:

  1. исполнитель обеспечивает соответствие количественных и качественных характеристик услуги установленным нормативам на границе централизованных инженерно-технических систем снабжения услуги исполнителя и внутридомовых систем многоквартирного дома;
  2. в плату исполнителю коммунальной услуги по индивидуальному договору не включается плата за обслуживание внутридомовых систем многоквартирного дома, обеспечивающих поставки соответствующей коммунальной услуги
  3. техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонты внутридомовых систем многоквартирного дома, обеспечивающих поставки соответствующей коммунальной услуги, осуществляются совладельцами или привлеченными ими уполномоченными на выполнение таких работ лицами за счет совладельцев.

Коммерческий учет коммунальных услуг

Коммерческий учет коммунальных услуг по поставке тепловой энергии, горячей воды, централизованного водоснабжения осуществляется узлами учета соответствующих коммунальных услуг, обеспечивающих общий учет их потребления в здании, его части (подъезде), оборудованной отдельным инженерным вводом, согласно показаниям средств измерительной техники.

Взносы за установку, обслуживание и замену узлов коммерческого учета коммунальных услуг по поставке тепловой энергии, горячей воды, централизованного водоснабжения включаются в плату исполнителю соответствующей коммунальной услуги и в счете отражаются отдельно.

Коммерческий учет коммунальных услуг по поставке и распределению природного газа и по снабжению и распределению электрической энергии в многоквартирном доме осуществляется установленными в жилых и нежилых помещениях потребителей узлами учета, обеспечивающими индивидуальный учет потребления соответствующей коммунальной услуги в квартирах (помещениях) многоквартирного дома.

Ответственность и пеня за несвоевременную оплату жилищно-коммунальных услуг.

В случае несвоевременного осуществления платежей за жилищно-коммунальные услуги потребитель обязан уплатить пеню в размере, установленном в договоре, но не выше 0,01 процента суммы долга за каждый день просрочки. Общий размер уплаченной пени не может превышать 100 процентов общей суммы долга.

Начисление пени начинается с первого рабочего дня, следующего за последним днем предельного срока внесения платы за жилищно-коммунальные услуги.

Исполнитель коммунальной услуги имеет право ограничить (прекратить) предоставление соответствующей коммунальной услуги ее потребителю независимо от выбранной модели организации договорных отношений в случае непогашения в полном объеме задолженности за потребленные коммунальные услуги в течение 30 дней с дня получения потребителем предупреждения от исполнителя. Такое предупреждение направляется потребителю не ранее следующего рабочего дня после истечения предельного срока оплаты коммунальной услуги, определенного законодательством и / или договором о предоставлении соответствующей коммунальной услуги.

Поставка коммунальной услуги восстанавливается в полном объеме в течение следующего дня с даты полного погашения задолженности за фактически потребленные услуги или с даты заключения соглашения о реструктуризации задолженности.

Ответственность исполнителя за услуги ненадлежащего качества

Исполнитель коммунальной услуги или управляющий многоквартирного дома обязан самостоятельно произвести перерасчет стоимости коммунальной услуги или услуги по управлению многоквартирным домом за весь период их непредоставления, предоставления не в полном объеме или несоответствующего качества, а также уплатить потребителю неустойку (штраф, пеню) в порядке и размере, определенных законодательством или договором.

Исполнитель коммунальной услуги не несет ответственности за ее непредоставление, предоставление не в полном объеме или несоответствующего качества, если докажет, что в точке учета такой услуги (в случае заключения индивидуального договора — на грани внутридомовых систем многоквартирного дома и инженерно-технических систем помещения потребителя )ее качество соответствовало требованиям, установленным Законом, другими актами законодательства и договором.

Оформление претензий потребителя

В случае непредоставления, предоставления не в полном объеме или ненадлежащего качества коммунальных услуг или услуг по управлению многоквартирным домом потребитель имеет право вызвать исполнителя коммунальных услуг (или управляющего) для проверки количества и / или качества предоставляемых услуг.

Порядок проверки качества предоставления коммунальных услуг и качества услуги по управлению многоквартирным домом устанавливается Кабинетом Министров Украины, если иное не предусмотрено законом.

По результатам проверки качества предоставления коммунальных услуг или качества услуг по управлению многоквартирным домом составляется акт-претензия, который подписывается потребителем и исполнителем коммунальной услуги или управляющим (по услуге по управлению многоквартирным домом).

Исполнитель коммунальной услуги или управитель обязаны прибыть на вызов потребителя в сроки, определенные в договоре о предоставлении услуги, но не позднее чем в течение суток с момента получения уведомления потребителя.

Акт-претензия составляется исполнителем коммунальной услуги или управляющим и потребителем и должен содержать информацию о том, в чем заключалось непредоставление, предоставление не в полном объеме или ненадлежащего качества коммунальной услуги или услуги по управлению многоквартирным домом, дату ( срок) ее непредоставления, предоставления не в полном объеме или ненадлежащего качества, а также другую информацию, характеризующую непредоставление услуг, предоставление их не в полном объеме или ненадлежащего качества.

В случае проведения проверки качества предоставляемых услуг по централизованному водоснабжению, централизованному снабжению горячей воды или поставке природного газа потребитель вправе осуществить забор проб. Информация о заборе проб включается в акт-претензию. В случае установления по результатам исследования отобранных проб факта поставки услуг ненадлежащего качества расходы потребителя на оплату проведенных исследований проб подлежат компенсации за счет исполнителя соответствующей услуги.

В случае неприбытия исполнителя коммунальной услуги или управляющего в установленный срок или необоснованного отказа подписать акт-претензию такой акт подписывается потребителем, а также не менее чем двумя потребителями соответствующей услуги, проживающими в соседних зданиях (в помещениях — если услуга предоставляется в многоквартирном доме), и направляется исполнителю коммунальной услуги или управляющему заказным письмом .

Исполнитель коммунальной услуги или управляющий в течение пяти рабочих дней решает вопрос об удовлетворении требований, изложенных в акте-претензии, или выдает (направляет) потребителю обоснованный письменный отказ в удовлетворении его претензии. В случае непредоставления исполнителем (управляющим) ответа в установленный срок претензии потребителя считаются признанными.

Как видим, Закон наделяет потребителя правами по контролю качества предоставляемых услуг, но также устанавливает и его ответственность в виде неустойки за просрочку оплаты жилищных или коммунальных услуг.

Задолженность за коммунальные услуги

Рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги в Украине привел и к увеличению числа должников по ним. Что делать, если накопилась большая задолженность за квартиру, горячую или холодную воду, централизованное отопление или другие коммунальные услуги?

  1. Заключите договор о реструктуризации задолженности, трезво оценив свои финансовые возможности. Не берите на себя невыполнимых обязательств.
  2. Постарайтесь не доводить дело до суда. При принудительном взыскании задолженности, Ваш долг вырастет на 30%-100% за счет штрафных санкций, инфляционных потерь, судебного и исполнительного сбора, компенсации правовой помощи.
  3. Если избежать суда не удалось, — защищайтесь. Если Вы уже получили судебный приказ о взыскании с Вас задолженности, воспользуйтесь правом оспорить его в течение 10 дней. Важно не пропускать процессуальные сроки и пользоваться своими правами своевременно.
  4. Если Вы не согласны с насчитанным долгом в принципе или в какой-то части, воспользуйтесь правовой помощью адвоката. Адвокат владеет специальными знаниями в сфере права, которые позволят разработать эффективную тактику Вашей защиты и сократить сумму долга.
  5. Если услуги Вам не предоставлялись, Вы не обязаны за них платить. Но заранее позаботьтесь о соответствующих доказательствах отсутствия отопления или горячей воды, капитального ремонта дома и пр. Если у Вас нет договора с поставщиком коммунальных услуг, то его обязанностью в суде является доказать факт предоставления услуг, свои права на их предоставление и их надлежащее качество. Сам по себе расчет задолженности таким доказательством быть не может, потому что не является источником доказывания в гражданском процессе.

Источник: Москаленко Анастасия Владимировна, адвокат, партнер ЮФ «Москаленко и Партнеры»

Льготы на коммунальные услуги

Льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг предоставляются предприятиями и организациями в безналичной форме путем уменьшения или освобождения от оплаты за услуги, и учитываются как скидка оплаты за фактически потребленный объем льготных услуг, но не более установленных норм потребления (при наличии приборов учета), или объем услуг, определенный по нормам потребления (при отсутствии приборов учета).

Потребитель, который имеет право на установленные законодательством льготы по оплате потребленных услуг, сообщает в письменном заявлении предприятие или организацию о своем праве на льготу со ссылкой на соответствующий законодательный акт.

Перечень льготных категорий:

  1. участник боевых действий
  2. участник войны
  3. инвалид войны 1,2,3 группы
  4. член семьи погибшего ветерана войны
  5. член семьи погибшего ветерана войны из числа участников антитеррористической операции и Революции Достоинства
  6. лицо с особыми заслугами перед Родиной, родители умершего лица с особыми заслугами, вдова (вдовец) лица с особыми заслугами
  7. лицо с особыми трудовыми заслугами, родители умершего с особыми трудовыми заслугами, вдова (вдовец) лица с особыми трудовыми заслугами
  8. дети войны
  9. жертвы нацистских преследований
  10. реабилитированное лицо
  11. многодетная семья
  12. детский дом семейного типа
  13. приемная семья
  14. семья опекуна (попечителя)
  15. опекун детей умершего гражданина, смерть которого связана с ЧАЭС
  16. Лицо ЧАЭС — 1 категория
  17. Лицо ЧАЭС — 2 категория — ликвидатор
  18. Лицо ЧАЭС — 2 категория — пострадавший
  19. Жена (муж) (ЧАЭС) умершего гражданина (1 категория)
  20. Жена (муж) (ЧАЭС) умершего гражданина (2 категория)
  21. Жена (муж) (ЧАЭС) умершего гражданина (3 категория)
  22. Ребенок (ЧАЭС) инвалид
  23. Ветеран военной службы
  24. Вдова (вдовец) ветерана военной службы
  25. Ветеран органов внутренних дел
  26. Вдова (вдовец) ветерана органов внутренних
  27. Ветеран государственной пожарной охраны
  28. Вдова (вдовец) ветерана государственной пожарной охраны
  29. Ветеран Государственной службы специальной связи
  30. Вдова (вдовец) ветерана Государственной службы спец. связи
  31. Ветеран службы гражданской защиты
  32. Вдова (вдовец) ветерана службы гражданской защиты
  33. Ветеран Государственной уголовно-исполнительной службы
  34. Вдова (вдовец) ветерана Государственной уголовно-исполнительной службы
  35. Ветеран налоговой милиции
  36. Вдова (вдовец) ветеран налоговой милиции
  37. Родители и члены семьи работника Государственной службы специальной связи, погибшего, пропавшего без вести или ставшего инвалидом
  38. Сотрудник службы гражданской защиты на пенсии
  39. Родители и члены семьи работника службы гражданской защиты, который погиб (умер) или пропал без вести
  40. Военнослужащий СБУ на пенсии
  41. Вдова (вдовец) военнослужащего, ее (его) дети
  42. Жена (муж) военнослужащего, который пропал без вести, ее (его) дети
  43. Родители погибшего военнослужащего
  44. Инвалид военной службы.

Для некоторых категорий льгота предоставляется, если среднемесячный доход семьи в расчете на одного человека не превышает величину дохода, который дает право на налоговую социальную льготу. В таком случае льготник имеет право на получение льгот в течение шести месяцев с месяца определения соответствующего права, каждые 6 месяцев это право нужно подтверждать.

Согласно п. 169.4.1 Налогового кодекса Украины, налоговая социальная льгота применяется к доходу, начисленному в пользу плательщика налога в течение отчетного налогового месяца как заработная плата (другие приравненные к ней в соответствии с законодательством выплаты, компенсации и вознаграждения), если его размер не превышает суммы, равной размеру месячного прожиточного минимума, действующего для трудоспособного лица на 1 января отчетного налогового года, умноженного на 1,4 и округленного до ближайших 10 гривен.

Прожиточный минимум в расчете на одного человека для трудоспособных лиц по состоянию на 01.01.2018 составляет — 1762,0 грн.
Размер дохода, дающего право на налоговую социальную льготу в 2018 году составляет — 2470,0 грн (1762,0 грн. * 1,4).

Для определения права на получение льгот по оплате за жилищно-коммунальные услуги, гражданин должен подать декларацию о доходах семьи льготника, а также справки о доходах свои и членов семьи (кроме справок о размере пенсии и социальной помощи) за шесть месяцев, предшествующих месяцу обращения, или документы, подтверждающие отсутствие доходов за такой период.
Для неработающих льготников, которые получают только пенсию и социальные пособия, право на получение льготы рассчитывается автоматически согласно информации, полученной от территориальных органов Пенсионного фонда Украины по результатам обмена электронными базами данных.

Кредитную карту

Ячейку

Автокредит

Страховку

Ипотеку

Перевод с карты на карту

Кредит наличными

Кредит на карту

Пластиковую карту