По части 1 статьи 73 коап рф

Дело N4А-479/2016. Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по абз. 5 ч. 1 ст. 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях.

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

от 3 ноября 2016 г. по делу N 4А-479/2016

Заместитель председателя Калининградского областного суда Мухарычин В.Ю., рассмотрев жалобу В. на вступившие в законную силу решение судьи Центрального районного суда г. Калининграда от 23 июня 2016 года, решение судьи Калининградского областного суда от 8 сентября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном абз. 5 ч. 1 ст. 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях, в отношении руководителя обособленного подразделения «Калининградский» ООО «Главное управление жилищным фондом» В.,

Постановлением заместителя начальника отдела Административно-технического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области К. от 20 апреля 2016 года N руководитель обособленного подразделения «Калининградский» Общества с ограниченной ответственностью «Главное управление жилищным фондом» (далее ОП «Калининградский» ООО ГУЖВ) В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного абз. 5 ч. 1 ст. 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 11000 рублей.

Решением судьи Центрального районного суда г. Калининграда от 23 июня 2016 года вышеуказанное постановление оставлено без изменения, жалоба В. без удовлетворения.

Решением судьи Калининградского областного суда от 8 сентября 2016 года решение Центрального районного суда г. Калининграда от 23 июня 2016 года оставлено без изменения.

В жалобе, поступившей в Калининградский областной суд 26 сентября 2016 года, заявитель просит отменить вынесенные судебные акты, производство по делу прекратить.

Определением заместителя председателя Калининградского областного суда от 29 сентября 2016 года жалоба принята к рассмотрению, истребовано дело об административном правонарушении в отношении В., которое поступило в Калининградский областной суд 4 октября 2016 года.

Проверив в соответствии с требованиями ст. 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело в полном объеме, нахожу состоявшиеся судебные постановления подлежащими оставлению без изменения в связи со следующими обстоятельствами.

Частью 1 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях в редакции Закона Калининградской области от 2 июля 2015 года N 438, действовавшей на момент совершения вмененного административного правонарушения, установлена ответственность за невыполнение требований нормативных правовых актов органов местного самоуправления в сфере благоустройства, не повлекшее нарушения экологических, санитарно-эпидемиологических требований, требований технической эксплуатации жилищного фонда, установленных законодательством Российской Федерации, выразившееся, в том числе, в непроведении предусмотренных правовыми актами органов местного самоуправления работ по содержанию и уборке территорий и объектов благоустройства, повлекшем их загрязнение и засорение, либо в нарушении установленных сроков и порядка проведения указанных работ (абз. 5 ч. 1 ст . 73 ).

Как установлено судом, в период времени с 16 часов 7 минут 14 марта 2016 года по 10 часов 21 минуту 16 марта 2016 г. на ул. Осенней, д. 14, в г. Калининграде руководитель ОП «Калининградский» ООО ГУЖВ В. при производстве работ по вырубке (сносу) зеленых насаждений своевременно не обеспечил вывоз порубочных остатков после окончания работ, чем нарушил требования п. п. 3.6.2, 3.6.2.6, 3.6.6, 3.6.6.1, 3.6.7 3.6.7.4 Правил благоустройства территории ГО «Город Калининград» утвержденных решением городского Совета депутатов г. Калининграда от 20 мая 2015 года N 161.

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения руководителя ОП «Калининградский» ООО ГУЖВ В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного абз. 5 ч. 1 ст. 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях.

Вопреки доводам жалобы, факт совершения руководителем ОП «Калининградский» ООО ГУЖВ В. административного правонарушения и его виновность подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств: протоколом N об административном правонарушении от 21 марта 2016 года, фототаблицей, приказом (распоряжением) о приеме работника на работу от 1 декабря 2015 года, анкетой дома, свидетельством о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения, свидетельством о государственной регистрации юридического лица, доверенностью N от 3 декабря 2015 года, дополнительным соглашением N к трудовому договору от 2 декабря 2015 года N, договором N от 30 октября 2015 года и иными материалами дела, которым судом дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности, достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, содержит в себе все необходимые данные, указывающие на наличие события и состава вмененного руководителю ОП «Калининградский» ООО ГУЖВ В. административного правонарушения.

Законом Калининградской области от 17 июня 2016 года N 540 «О внесении изменений в Закон Калининградской области «Кодекс Калининградской области об административных правонарушениях» (далее — Закон Калининградской области от 17 июня 2016 г. N 540) ст. 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях изложена в новой редакции. Как верно указано судом, при сопоставлении положений ч. 1 ст. 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях в редакции Закона Калининградской области от 2 июля 2015 года N 438 и в редакции Закона Калининградской области от 17 июня 2016 года N 540, и, исходя из материалов дела, публично-правовая ответственность за рассматриваемое правонарушение не устранена и не смягчена.

Часть 1 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях в редакции Закона Калининградской области от 17 июня 2016 года N 540 предусматривает административную ответственность за нарушение требований по обеспечению и повышению комфортности условий проживания граждан, поддержанию и улучшению эстетического состояния территории муниципальных образований Калининградской области, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, не влекущее нарушения экологических, санитарно-эпидемиологических требований, требований технической эксплуатации жилищного фонда, установленных законодательством Российской Федерации, выразившееся, в том числе, в нарушении установленной правилами благоустройства территории поселений (городских округов) периодичности проведения работ по уборке территории лицами, ответственными за осуществление соответствующих работ (абзац 2).

Согласно п. 3.6.2.6 Правил благоустройства территории ГО «Город Калининград», утвержденных решением городского Совета депутатов г. Калининграда от 20 мая 2015 года N 161, юридические лица обязаны обеспечивать надлежащий уход за зелеными насаждениями в соответствии с технологиями ухода. Вырубку (снос), обрезку и пересадку зеленых насаждений проводить в соответствии с нормативным правовым актом органа местного самоуправления. Порубочные остатки (кряжи, ветви), образовавшиеся в результате проведения работ по валке и обрезке деревьев, корчевке и обрезке кустарников, подлежат вывозу ежедневно после окончания работ.

Часть 1 статьи 25.15 КоАП РФ об административных правонарушениях предусматривает, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату (часть 1). Извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства (часть 2).

Согласно разъяснений, изложенных в п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п.).

Из материалов дела усматривается, что руководитель ОП «Калининградский» ООО ГУЖВ В. о рассмотрении дела об административном правонарушении административным органом, назначенном на 20 апреля 2016 года на 09 часов 00 минут, уведомлен посредством направления определения о назначении времени и места рассмотрения дела по факсу на абонентский номер , принадлежащий ОП «Калининградский» ООО ГУЖВ. Указанное уведомление согласно отчету было получено 19 апреля 2016 года в 10 часов 29 минут. При этом отчет об отправке факса позволяет установить отправителя факса, его получателя, а также результат отправки факса — «нормально». Принадлежность указанного номера факса ОП «Калининградский» ООО ГУЖВ подтверждается материалами дела.

Довод жалобы о том, что В. не был извещен надлежащим образом о рассмотрении дела об административном правонарушении, поскольку уведомлялся не по адресу его места жительства, отмены вынесенных по делу решений не влечет. Как верно указано судом, дело об административном правонарушении возбуждено в отношении должностного лица — руководителя ОП «Калининградский» ООО ГУЖВ В., а не в отношении гражданина. КоАП РФ не содержит запрета извещения должностного лица о проводимых процессуальных действиях путем направления извещений по месту его работы.

С учетом изложенного доводы жалобы о нарушении административным органом требований ч. 2 ст. 25.1 и ст. 25.15 КоАП РФ, о несоблюдении в связи с этим гарантий защиты прав лица, привлекаемого к административной ответственности, несостоятельны.

Суд правомерно не усмотрел оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ в связи с наличием у руководителя ОП «Калининградский» ООО ГУЖВ В. возможности для предотвращения нарушения закона при проявлении им должной заботливости и осмотрительности.

Иных доводов, влекущих отмену оспариваемых судебных актов, в жалобе не приведено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.17 , 30.18 КоАП РФ,

Решение судьи Центрального районного суда г. Калининграда от 23 июня 2016 года, решение судьи Калининградского областного суда от 8 сентября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном абз. 5 ч. 1 ст. 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях, в отношении руководителя обособленного подразделения «Калининградский» ООО «Главное управление жилищным фондом» В., оставить без изменения, жалобу В. — без удовлетворения.

Статья 7.13 КоАП РФ. Нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (действующая редакция)

1. Нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.

2. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные в отношении отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия, либо на территориях указанных объектов или в их зонах охраны, на территориях достопримечательных мест, историко-культурных заповедников (музеев-заповедников) или в их зонах охраны, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до трехсот тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей; на юридических лиц — от одного миллиона до двадцати миллионов рублей.

3. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные в отношении выявленных объектов культурного наследия или на их территориях, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до одного миллиона рублей.

4. Неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом возложенных на него должностных обязанностей, повлекшие причинение вреда объекту культурного наследия, в том числе выявленному объекту культурного наследия, либо уничтожение объекта культурного наследия, в том числе выявленного объекта культурного наследия, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до шестисот тысяч рублей.

5. Нарушение требований к архитектурному решению объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом в границах территории исторического поселения, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до одного миллиона рублей.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 7.13 КоАП РФ

1. Отношения в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов, связанные с землепользованием и градостроительной деятельностью, регулируются земельным законодательством РФ, законодательством РФ о градостроительной и об архитектурной деятельности, законодательством РФ об охране окружающей среды и Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Согласно ст. 3 указанного Федерального закона к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — объекты культурного наследия) относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Объекты культурного наследия подразделяются на следующие виды:

памятники — отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, специально предназначенные для богослужений); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (далее — объекты археологического наследия);

ансамбли — четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи;

достопримечательные места — творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения религиозных обрядов.

2. Порядок ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ определен гл. IV Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Согласно ст. 15 указанного Федерального закона в РФ ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, содержащий сведения об объектах культурного наследия.

Реестр представляет собой государственную информационную систему, включающую в себя банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования, методов и формы ведения реестра.

Сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия при формировании и ведении государственного земельного кадастра, государственного градостроительного кадастра, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию.

3. Применительно к ч. 2, 3 комментируемой статьи под территорией объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) понимаются земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия. Данные земельные участки относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством и Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (см. ст. 5 указанного Федерального закона).

Согласно п. 2 ст. 18 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты, которые представляют собой историко-культурную ценность и в отношении которых вынесено заключение государственной историко-культурной экспертизы о включении их в реестр как объектов культурного наследия, относятся к выявленным объектам культурного наследия со дня поступления в Минкультуры России или в орган исполнительной власти субъекта Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, документов, указанных в ст. 17 названного Федерального закона.

Особенности проектирования и проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории объекта культурного наследия и в зонах охраны объекта культурного наследия, а также меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия при проектировании и проведении землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, а также порядок приостановления проведения работ, проведение которых может причинить вред объектам культурного наследия, определены ст. 35 — 37 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Согласно п. 3 ст. 35 рассматриваемого Федерального закона характер использования территории достопримечательного места, ограничения на использование данной территории и требования к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству на территории достопримечательного места определяются Минкультуры России в отношении объектов культурного наследия федерального значения и органом исполнительной власти субъекта Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, вносятся в правила застройки и в схемы зонирования территорий, разрабатываемые в соответствии с Градостроительным кодексом РФ.

В соответствии с п. 4 ст. 63 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» впредь до начала проведения историко-культурной экспертизы в порядке, установленном указанным Федеральным законом, но не позднее 31 декабря 2010 г. сохраняются порядок согласования градостроительной и проектной документации и порядок согласования и выдачи разрешений на проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, установленные ст. 31, 34, 35, 40, 42 Закона РСФСР от 15 декабря 1978 г. «Об охране и использовании памятников истории и культуры».

Согласно ст. 31, 40, 42 Закона РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» (в ред. Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ) реставрация, консервация и ремонт памятников истории и культуры осуществляются только с ведома государственных органов охраны памятников и под их контролем.

Проекты реставрации, консервации и ремонта памятников истории и культуры подлежат согласованию с государственными органами охраны памятников и утверждаются в установленном порядке.

Реставрация, консервация и ремонт памятников истории и культуры производятся специальными научно-реставрационными организациями, а также строительными, ремонтными и ремонтно-строительными организациями под наблюдением специалистов-реставраторов.

Проекты планировки, застройки и реконструкции городов и других населенных пунктов, имеющих памятники истории, археологии, градостроительства и архитектуры, монументального искусства, подлежат согласованию с Минкультуры России.

Строительные, мелиоративные, дорожные и другие работы, которые могут создавать угрозу для существования памятников истории и культуры, производятся только по согласованию с государственными органами охраны памятников и после осуществления мероприятий, обеспечивающих сохранность памятников.

Проекты строительных, мелиоративных, дорожных и других работ должны быть согласованы с государственными органами охраны памятников и предусматривать мероприятия, обеспечивающие сохранность памятников истории и культуры.

Предприятия, учреждения и организации в случае обнаружения в процессе ведения работ археологических и других объектов, имеющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, обязаны сообщить об этом государственному органу охраны памятников и приостановить дальнейшее ведение работ.

4. К категориям культурных ценностей, вывоз которых запрещен ст. 9 Закона РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей», относятся:

— движимые предметы, представляющие историческую, художественную, научную или иную культурную ценность и отнесенные в соответствии с действующим законодательством к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, независимо от времени их создания;

— движимые предметы, независимо от времени их создания, охраняемые государством и внесенные в охранные списки и реестры в порядке, установленном законодательством РФ;

— культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, других государственных хранилищах культурных ценностей РФ. По решению уполномоченных государственных органов данное правило может быть распространено на иные музеи, архивы, библиотеки;

— культурные ценности, созданные более 100 лет назад, если иное не предусмотрено настоящим Законом.

5. В соответствии с п. 5 ст. 27 ЗК находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, ограничиваются в обороте.

По смыслу п. 2 ст. 129 ГК оборот указанных земель допускается только по специальному разрешению.

Согласно п. 10 ст. 85 ЗК в пределах черты городских, сельских поселений могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие историко-культурное, эстетическое и иное особо ценное значение.

Земельные участки, включенные в состав зоны особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными ст. 94 — 100 ЗК.

Земельные участки, на которых находятся объекты, не являющиеся памятниками истории и культуры, но расположенные в границах зон охраны памятников истории и культуры, используются в соответствии с градостроительными регламентами, установленными с учетом требований охраны памятников истории и культуры.

В соответствии с п. 2 ст. 94 ЗК земли историко-культурного назначения относятся к землям особо охраняемых территорий, применительно к которым согласно п. 1 указанной статьи установлен особый правовой режим.

Согласно п. 1 ст. 99 ЗК земли объектов культурного наследия народов РФ (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия, относятся к землям историко-культурного назначения.

6. Обеспечение сохранности памятников истории и культуры является обязанностью граждан и юридических лиц при осуществлении градостроительной деятельности.

Сохранение территории объектов историко-культурного наследия — одно из основных градостроительных требований, учитываемых в процессе разработки программ социально-экономического развития территорий Российской Федерации, субъектов в ее составе, территорий муниципальных образований, а также при подготовке соответствующей градостроительной документации (см. ст. 30, 35 Градостроительного кодекса РФ).

7. Правила использования памятников истории и культуры предусматривают осуществление отдельных видов деятельности на основе лицензии. В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» обязательному лицензированию подлежит деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). Согласно Перечню федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 135, лицензирование по указанному виду деятельности отнесено к ведению Минкультуры России. В соответствии с Положением о лицензировании деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 2003 г. N 96, под деятельностью по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) понимаются научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях выявления и сохранения объектов культурного наследия. Лицензирующим органом по рассматриваемому виду деятельности является Минкультуры России. Согласно п. 4 данного Положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении деятельности по реставрации объектов культурного наследия являются:

наличие в штате юридического лица специалистов, имеющих высшее, среднее специальное или дополнительное образование в области реставрации объектов культурного наследия и стаж работы в этой области не менее 5 лет;

наличие у индивидуального предпринимателя высшего, среднего специального или дополнительного образования в области реставрации объектов культурного наследия и стажа работы в этой области не менее 5 лет;

осуществление юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями лицензируемой деятельности в соответствии с нормативными правовыми актами и техническими документами, устанавливающими требования к проведению работ по реставрации объектов культурного наследия.

Безлицензионная деятельность по реставрации объектов культурного наследия либо нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий, в зависимости от статуса объекта культурного наследия, квалифицируется в соответствии с ч. 1 — 3 комментируемой статьи. К нарушителю могут быть применены санкции в виде приостановления действия лицензии либо ее аннулирования, предусмотренные ст. 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», независимо от применения административных наказаний, установленных комментируемой статьей (см. также п. 6 комментария к ст. 14.1).

8. Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения (общероссийских) утвержден Указом Президента РФ от 20 февраля 1995 г. N 176.

9. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются должностными лицами Минкультуры России и его территориальных органов, указанными в ч. 2 ст. 23.57 (см. также п. 1 комментария к названной статье).

Статья 1.3 КоАП РФ. Предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях (действующая редакция)

1. К ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:

1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;

2) перечня видов административных наказаний и правил их применения;

3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

4) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

5) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

2. В соответствии с законодательством о судебной системе настоящий Кодекс определяет подсудность дел об административных правонарушениях судам.

3. В соответствии с законодательством о защите прав несовершеннолетних настоящий Кодекс определяет подведомственность дел об административных правонарушениях комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав.

4. В соответствии с установленной структурой федеральных органов исполнительной власти настоящий Кодекс определяет подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральным органам исполнительной власти.

5. В соответствии с задачами и функциями, возложенными на органы государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами, настоящий Кодекс определяет подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 1.3 КоАП РФ

1. Общие положения и принципы законодательства об административных правонарушениях определены гл. 1 — 4 разд. I КоАП, перечень видов административных наказаний определен ст. 3.2 КоАП (см. комментарии к соответствующим статьям).

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» под предметами ведения РФ понимается сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией РФ исключительно к компетенции РФ.

Применительно к указанному Федеральному закону предметы ведения РФ определены ст. 71 Конституции РФ, однако данной статьей не установлены предметы ведения РФ в области законодательства об административных правонарушениях. В соответствии с ч. 1 ст. 72 Конституции РФ административное, административно-процессуальное законодательство отнесены к предметам совместного ведения РФ и субъекта РФ (далее — предметы совместного ведения), под которыми в соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» понимается сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией РФ и к компетенции РФ, и к компетенции субъектов РФ. В контексте конституционной регламентации разграничения предметов ведения и полномочий РФ и субъектов в ее составе законодательство об административных правонарушениях рассматривается как элемент административного законодательства, а в части регулирования процессуальных прав, обязанностей органов административной юрисдикции, а также лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, является также и элементом административно-процессуального законодательства.

По смыслу ч. 2 ст. 77 Конституции РФ в предметах совместного ведения выделяется федеральная составляющая — совокупность полномочий, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти. Таким образом, ч. 1 комментируемой статьи впервые устанавливает содержание полномочий РФ в области законодательства об административных правонарушениях, отнесенных исключительно к компетенции федеральных органов государственной власти.

2. К источникам, устанавливающим административную ответственность, относятся наряду с КоАП, федеральными законами, вносящими в него изменения и дополнения, также и законы субъектов Федерации.

Проблема соотношения федеральных правоустанавливающих актов с законами субъектов Федерации является одной из самых насущных. КоАП допускает противоречивое истолкование предписаний о разграничении предметов ведения РФ и субъектов в ее составе в области законодательства об административных правонарушениях. Согласно п. 2, 3 ч. 1 комментируемой статьи к ведению РФ относится установление перечня видов административных наказаний, а также административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение; по смыслу ч. 1 ст. 2.1 КоАП допускается установление административной ответственности также и в законах субъектов Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению. Очевидно, что применение административной ответственности сопряжено с ограничением конституционных прав и свобод, предусмотренных ч. 1, 2 ст. 35 Конституции РФ (при применении административных наказаний в виде административного штрафа, возмездного изъятия или конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения), ч. 1 ст. 22 Конституции РФ (при применении административного наказания в виде административного ареста), а также в иных случаях.

В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ ограничение конституционных прав и свобод возможно только федеральным законом. Вместе с тем КоАП допускает установление административного наказания в виде административного штрафа и соответственно обусловленные его применением ограничения имущественных прав лица законом субъекта Федерации (см. ч. 1 ст. 2.1, ч. 3 ст. 3.2). Подобный метод законодательной регламентации едва ли можно назвать легитимным: ч. 3 ст. 55 Конституции РФ предписывает возможность ограничения прав и свобод граждан РФ в форме федерального закона независимо от того, отнесена ли регламентация прав и свобод к ведению Федерации (ст. 71 Конституции РФ), к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ (ч. 1 ст. 72 Конституции РФ) или к ведению субъектов Федерации (ст. 73 Конституции РФ). КоАП, напротив, допускает установление таких ограничений в зависимости от того, отнесена ли защита правоохраняемых интересов к ведению Федерации или к ведению субъектов в ее составе (ср. п. 3 ч. 1 ст. 1.3 и ч. 1 ст. 2.1). Таким образом, применение административных наказаний, установленных в соответствии с КоАП законами субъектов Федерации, во всяком случае, оспоримо.

3. Согласно ст. 2 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и указанным Федеральным конституционным законом.

По смыслу ч. 2 комментируемой статьи подразумеваются федеральные суды общей юрисдикции, а также мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ. Подсудность дел об административных правонарушениях мировым судьям предусмотрена и подп. 9 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации». Согласно подп. 3 п. 1 ст. 7 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» военным судам подсудны дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, а также гражданами, проходящими военные сборы.

Под подсудностью дел об административных правонарушениях судам понимается компетенция суда, в соответствии с которой он должен рассмотреть дело о конкретном административном правонарушении.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов, судьями районных судов, судьями арбитражных судов, а также мировыми судьями (см. комментарий к ст. 23.1).

4. О подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП, районным (городским), районным в городах комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав см. комментарий к ст. 23.2.

5. Структура федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с которой определяется подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП, федеральным органам исполнительной власти, утверждена Указом Президента РФ от 17 мая 2000 г. N 867 (в ред. Указа Президента РФ от 11 марта 2003 г. N 311).

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, рассматривают в пределах своих полномочий их должностные лица (см. комментарий к ст. 22.2).

Статья 15.26 КоАП РФ. Нарушение законодательства о банках и банковской деятельности (действующая редакция)

1. Осуществление кредитной организацией производственной, торговой или страховой деятельности —

влечет наложение административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Нарушение кредитной организацией установленных Банком России нормативов и иных обязательных требований —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

3. Действия, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, если они создают реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), —

влекут наложение административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 15.26 КоАП РФ

1. Согласно ст. 1 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (в ред. Федерального закона от 7 августа 2001 г.) кредитная организация — это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные указанным Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Запрет на осуществление кредитной организацией производственной, торговой и страховой деятельности установлен ст. 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».

Применительно к ст. 209 Трудового кодекса РФ под производственной деятельностью понимается совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 20 ноября 1999 г. N 204-ФЗ) страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).

2. Обязательные нормативы, устанавливаемые Банком России для кредитных организаций, определены Федеральным законом от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

К указанным нормативам относятся:

— минимальный размер уставного капитала для создаваемых кредитных организаций, размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций в качестве условия создания на территории иностранного государства их дочерних организаций и (или) открытия их филиалов, получения небанковской кредитной организацией статуса банка, а также получения кредитной организацией статуса дочернего банка иностранного банка (ст. 63 указанного Федерального закона);

— предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации;

— максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (ст. 64);

— максимальный размер крупных кредитных рисков (ст. 65);

— нормативы ликвидности кредитной организации (ст. 66);

— нормативы достаточности собственных средств (капитала) (ст. 67);

— размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков (ст. 68);

— минимальный размер резервов, создаваемых под риски (ст. 69);

— нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц (ст. 70);

— максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией (банковской группой) своим участникам (акционерам) (ст. 71 рассматриваемого Федерального закона).

Указанные обязательные нормативы могут устанавливаться Банком России для банковских групп.

3. По смыслу ч. 2 комментируемой статьи к иным обязательным требованиям, устанавливаемым Банком России, относятся методики определения собственных средств (капитала), активов, пассивов и размеров риска по активам для каждого из указанных обязательных нормативов с учетом международных стандартов и консультаций с кредитными организациями, банковскими ассоциациями и союзами. Согласно ст. 72 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России вправе устанавливать дифференцированные нормативы и методики их расчета по видам кредитных организаций.

О предстоящем изменении нормативов и методик их расчета Банк России официально объявляет не позднее чем за месяц до их введения в действие.

В целях определения величины собственных средств (капитала) кредитной организации Банк России проводит оценку ее активов и пассивов на основании методик оценки, устанавливаемых нормативными актами Банка России. Кредитная организация обязана отразить в своей бухгалтерской и иной отчетности размер собственных средств (капитала), определенный Банком России.

К иным обязательным требованиям, устанавливаемым Банком России и упомянутым в ч. 2 комментируемой статьи, относятся предписания Банка России кредитным организациям об устранении выявленных в их деятельности нарушений. Указанные предписания принимаются по результатам проверки деятельности кредитных организаций и обусловлены функциями Банка России в области банковского надзора (см. ст. 73 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»).

4. В случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1% от размера минимального уставного капитала либо ограничивать проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев.

Исчерпывающий перечень санкций, применяемых Банком России к кредитным организациям в случае невыполнения ими в установленный Банком России срок предписаний об устранении нарушений, а также в случае, если эти нарушения или совершенные кредитной организацией операции или сделки создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), определен ст. 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Согласно ст. 75 указанного Федерального закона в случае возникновения ситуаций, угрожающих законным интересам кредиторов (вкладчиков), наряду с указанными санкциями Банк России вправе по решению Совета директоров осуществлять мероприятия по финансовому оздоровлению кредитных организаций.

5. По смыслу Положения о порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России, утвержденного Приказом Банка России от 15 сентября 1997 г. N 02-395 (в ред. указания ЦБ РФ от 24 июня 1998 г. N 262-У), обязательные нормативы, а также дифференцированные нормативы и методики их расчета устанавливаются Банком России в форме нормативных правовых актов — указаний, положений или инструкций.

Согласно п. 1.5 вышеназванного Положения нормативные акты Банка России принимаются в форме указаний, если их содержанием является установление отдельных правил по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России.

Нормативные акты Банка России принимаются в виде указаний об изменении и дополнении действующего нормативного акта Банка России, если содержат положения об изменении отдельных положений действующего нормативного акта Банка России и (или) о дополнении нормативного акта Банка России.

Нормативные акты Банка России принимаются в виде указаний об отмене действующего нормативного акта Банка России, если ими отменяется действующий нормативный акт Банка России в целом.

Нормативные акты Банка России принимаются в форме положений, если их основным содержанием является установление системно связанных между собой правил по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России.

Нормативные акты Банка России принимаются в виде инструкций, если их основным содержанием является определение порядка применения положений федеральных законов, иных нормативных правовых актов по вопросам компетенции Банка России (в том числе указаний и положений Банка России).

В соответствии с п. 7.1 вышеназванного Положения нормативные акты Банка России, непосредственно затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, после регистрации в Банке России должны быть зарегистрированы в Минюсте России в порядке, установленном для регистрации нормативных актов федеральных министерств и ведомств.

Нормативные акты Банка России, непосредственно затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, вступают в силу после государственной регистрации в Минюсте России и опубликования в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Распорядительные акты, выносимые Банком России применительно к выявленному факту правонарушения кредитной организации, в том числе и предусматривающие применение санкций к нарушителям (см. п. 4 комментария к данной статье), не относятся к нормативным правовым актам.

Распорядительные акты Банка России, так же как и принимаемые им нормативные акты, обязательны для исполнения кредитной организацией.

6. Привлечение к административной ответственности кредитной организации в соответствии с комментируемой статьей КоАП не исключает назначения административного наказания за данный проступок виновному должностному лицу кредитной организации — нарушителя (см. ч. 3 ст. 2.1 КоАП). Учитывая критерии определения размера административного штрафа, исчисляемого в величине, кратной МРОТ, а также его предельные размеры, установленные ч. 2 — 4 ст. 3.5 КоАП, должностное лицо кредитной организации может быть субъектом проступка, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, в случае нарушения валютного законодательства, при этом предельный размер административного штрафа, налагаемого на должностное лицо, не может превышать 200 МРОТ. Субъектом административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 и 3 комментируемой статьи, может быть только кредитная организация.

7. Согласно п. 2 письма ЦБ России от 2 июля 2002 г. N 84-Т «О Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях» ст. 15.26 КоАП вводит особый состав административного правонарушения — нарушение законодательства о банках и банковской деятельности.

В ст. 15.26 КоАП не выделяются специальные субъекты административной ответственности. С учетом п. 2 и 3 ст. 2.1, ст. 2.4 и п. 1 ст. 2.10 КоАП ст. 15.26 КоАП может применяться как к кредитным организациям, так и к должностным лицам кредитных организаций.

8. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов, а в случаях, не требующих проведения административного расследования, — мировыми судьями (ср. ч. 1 ст. 23.1 и абз. 2, 4 ч. 3 данной статьи; о случаях проведения административного расследования см. ч. 1 ст. 28.7 КоАП).