Понятие особенности и система источников административного права

§ 4. Система источников административного права

Все действующие источники административного права образуют целостную, не самоуправляемую систему, изменять которую вправе многие субъекты. Признак, который лежит в основе этой совокупности, – наличие в каждом из них действующих норм административного права.

Нередко систему источников административного (финансового, семейного и других отраслей права) называют административным (финансовым, семейным и т. д.) законодательством. Это некорректно. Известно, что нормы административного права содержатся не только в законах, их очень много в подзаконных актах. В п. 2 ст. 3 ГК РФ сказано: «Гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. ». И административное законодательство следует понимать как систему законов, в которых имеются нормы административного права. А всю совокупность действующих источников этой отрасли можно назвать системой источников административного права (СИАП). Административное законодательство образует ядро, важную часть СИАП.

В этом первая особенность СИАП, резко отличающая ее от системы источников уголовного права.

Во-вторых, ст. 72 Конституции России устанавливает, что административное и административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении Федерации и ее субъектов. Уточняет это положение ч. 2 ст. 76 Конституции: «По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации».

В-третьих, особенность СИАП – многообразие источников. В нее входят законы и подзаконные акты федеральных, региональных, муниципальных органов. Изменяют административное право своими актами и законодательная, и исполнительная, и судебная власти, а кроме того, и Президент, и Банк России, и Генеральный прокурор. Акты органов всех ветвей государственной власти являются источниками административного права.

В-четвертых, СИАП огромна по числу входящих в нее источников. Это прежде всего объясняется универсализмом и иными особенностями административной власти. Поэтому требуется большое число федеральных и региональных, материальных и процессуальных, регулятивных и охранительных, общих и внутриаппаратных норм, регулирующих деятельность государственной администрации во многих сферах общественной жизни. В этом нетрудно убедиться, ознакомившись с общеправовым классификатором отраслей законодательства*, в котором нет раздела «административное законодательство», а соответствующие источники помещены в разделы законодательства об административных правонарушениях, о государственной службе, об обороне, о безопасности, о транспорте и связи, об охране общественного порядка и в десятки других разделов классификатора. Кстати, в классификаторе тоже некорректно используется термин «законодательство», хотя речь идет о системе источников соответствующих норм, в которую входят даже ведомственные инструкции.

* СЗ РФ. 1996. № 7. Ст. 679.

Пятая особенность СИАП – ее мобильность, изменчивость. В систему административно-правовых норм часто вносятся изменения новыми источниками, а старые источники отменяются, изменяются. Нестабильность СИАП объясняется многими объективными факторами. На предметную, универсальную, организующую деятельность государственной администрации непосредственно влияют экономика, политика, тем более в условиях российских реформ, а также огромные размеры самого административного права и системы его источников и др. Нестабильность СИАП связана и с субъективными факторами: ошибками, политическими пристрастиями тех, кто готовит, принимает акты, содержащие нормы административного права. К тому же в СИАП много подзаконных актов, которые нетрудно отменить, изменить новому министру, губернатору и Правительству России.

В-шестых, СИАП, а значит, административно-правовые нормы, не систематизированы.

Наличие большого числа источников разной юридической силы, принятых в разное время, – объективный факт, который отрицательно сказывается на состоянии систематизации отрасли. Единого административного кодекса нет, и его невозможно создать. Почему? Во-первых, потому что нельзя в один акт поместить такое огромное число норм, которое требует правовое регулирование и деятельность государственной администрации. Во-вторых, кодификация означала бы чрезмерную централизацию и концентрацию правотворчества, а значит, лишение возможности административного правотворчества федеральных органов исполнительной власти, органов субъектов Федерации. Полная кодификация административного права означала бы нарушение ст. 72 Конституции России.

Систему административно-правовых актов необходимо совершенствовать. Основные направления этой работы:

• повышение качества, взаимосвязи правовых норм;

• принятие всех необходимых для проводимых реформ норм;

• усиление роли законов в регулировании прав граждан, формировании и функционировании государственной администрации. Необходимо отметить, что в этом направлении за сравнительно небольшой срок много сделано. Взамен союзных подзаконных актов приняты законы Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии, оперативно-розыскной деятельности, государственной тайне и др.;

• устранение пробелов в административно-правовом регулировании (путем принятия актов, регулирующих правовое положение студентов и учащихся, гражданскую альтернативную службу и др.).

Один из важных аспектов проблем СИАП для всех юристов – поиск нужных источников. Существует система изданий, в которых публикуются официальные тексты актов.

Все федеральные законы, указы и распоряжения Президента, постановления и нормативные распоряжения Правительства должны быть опубликованы в Российской газете и в Собрании законодательства Российской Федерации. Официальное издание общих ведомственных нормативных актов осуществляется в Российской газете и Бюллетене нормативных актов министерств и ведомств. Кроме того, многие центральные ведомственные органы (Центробанк, Государственный таможенный комитет и др.) издают свои вестники, бюллетени.

Акты субъектов Федерации публикуются в одной из газет, издаваемой на территории субъекта, а также в Собрании законодательства или в журнальном издании с иным названием, специально созданном для официальных публикаций актов субъекта Федерации.

Акты федеральных судов можно найти в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, Вестнике Высшего арбитражного Суда Российской Федерации, Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации. Постановления Конституционного Суда РФ также подлежат обязательному опубликованию в Российской газете и Собрании законодательства Российской Федерации.

К сожалению, с публикацией источников административного права не все обстоит благополучно. Не решен вопрос об официальном издании внутриаппаратных ведомственных актов федеральных органов, нормативных административных договоров, актов муниципальных органов и ряда других источников административного права.

Конечно, юристам трудно пользоваться большим количеством газет и журналов, в которых содержатся тексты нормативных актов. В какой-то степени эти недостатки преодолеваются путем использования компьютерных вариантов систематизации законодательства («Консультант плюс», «Кодекс», «Ваше право», «Гарант» и др.), но это многим недоступно, к тому же тексты, извлеченные из компьютеров, не официальны. Представляется, что полезно было бы издавать еженедельную федеральную газету, которая оперативно доводила бы до всей страны официальные тексты всех федеральных органов. Подобные издания могли бы учредить и субъекты Федерации.

Источники административного права

Источники административного права: понятие и виды

Источники административного права — это внешние конкретные формы его выражения, т. е. нормативные правовые акты, содержащие нормы административного права.

Содержанием источников административного права являются правовые нормы, регулирующие конкретные административно-правовые отношения. Они начинают существовать только в результате возникновения правового источника. Нормы административного права содержатся в многочисленных законодательных и иных нормативных актах, действующих в Российской Федерации. Сложность и масштабность управленческой деятельности обусловливает необходимость принятия в этой сфере как законов, так и управленческих актов. В современных условиях система источников административного права усложняется, поскольку в субъектах РФ принимаются законодательные акты, определяющие порядок управления в этих субъектах.

Правовые источники административного права подразделяются на федеральные источники права (принимаемые федеральными государственными органами и действующими на территории всей страны) и источники права субъектов РФ (принимаемые органами государственной власти субъектов РФ и действующие на территории этого субъекта).

В соответствии с положениями Конституции РФ (ст. 15) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором, в котором Россия является участником, установлены иные положения и правила, чем предусмотренные законодательством РФ, то действуют и применяются нормы этого договора.

К числу правовых источников административного права относятся:

  • Конституция РФ;
  • федеральные конституционные законы; федеральные законы;
  • постановления Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ;
  • правовые акты, устанавливающие правовой статус федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств;
  • нормативные акты федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

На уровне субъектов РФ источниками административного права являются:

  • законодательные и иные нормативные акты представительных и исполнительных органов (конституции республик — субъектов РФ, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов);
  • правовые акты органов местного самоуправления, их администрации и исполнительных органов, принимаемые в пределах предоставленных им полномочий.

Нормативные правовые акты органов федеральной исполнительной власти и субъектов РФ, а также органов местного самоуправления, являясь источниками административного права, представляют собой форму реализации компетенции данных органов.

В силу многообразия административных правовых норм возникает проблема их систематизации, кодификации и инкорпорации. Теория источников административного права позволяет систематизировать эти нормативные акты.

СИСТЕМА И ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА. АДМИНИСТРАТИВНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ И АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО

Основания и виды систематизации норм административного права

Административное право, как и любая другая отрасль права, имеет свою систему, которая указывает, как, каким образом внутри данной отрасли группируются составляющие ее нормы права.

По масштабу действия нормы административного права делятся на две большие группы. Одна группа административно-правовых норм действует в масштабе всей сферы реализации государственной исполнительной власти, всех отраслей и сфер государственного управления.

Другая группа административно-правовых норм действует только в отдельных конкретных отраслях и сферах реализации государственной исполнительной власти (государственного управления). По этому признаку (масштабу действия) административное право как отрасль права делится на общую часть, которую составляет первая группа административно-правовых норм, масштаб действия и области применения которых охватывают все отрасли и сферы государственного управления, и особенную часть, которую составляет вторая группа административно-правовых норм, масштаб действия которых ограничен отдельными конкретными отраслями и сферами государственного управления.

В общей части административного права рассматриваются основные институты административного права, например, такие, как институт субъектов административного права, институт государственной службы, институт административного принуждения и т.д.

Особенная часть состоит из разделов, в которых изучается система государственного управления в важнейших сферах, рассматриваются особенности организации государственного управления, сущность отраслевого и межотраслевого государственного управления. Административное право как отрасль права подразделяется на административно-правовые институты, т.е. такие группы норм, которые представляют собой совокупность по масштабу действия и объему меньшую, чем отрасль права, и регулируют отдельные группы однородных и взаимосвязанных отношений: институты административно-правового статуса граждан и общественных объединений; институты органов исполнительной власти, государственной службы; институт административной ответственности; институты административно-правового регулирования в промышленном, строительном, агропромышленном комплексах, образовательном и социально-культурном комплексах и др.

Источники административного права и их систематизация

Источники административного права – это нормативные акты, содержащие в себе административно-правовые нормы. Из нормативных актов складывается эта отрасль права. С точки зрения правовых свойств источников административного права они представляют собой стройный иерархический ряд соподчиненных между собой нормативных актов следующих разновидностей.

Конституция РФ и федеральные конституционные законы (например, от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и др.) – это государственные правовые акты с высшими юридическими свойствами, и содержащиеся в них административно-правовые нормы составляют основу и фундамент отрасли административного права.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, например, Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. (вступила в действие 21 сентября 1970 г.). В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы, и если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Федеральные кодификационные законы, например, ГрК РФ, КоАП РФ и другие кодексы, содержащие в себе нормы административного права.

Федеральные системно-инкорпорационные законы, например, Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Указы Президента РФ но своим правовым свойствам стоят ниже законов. Они должны издаваться на основе Конституции РФ и федеральных законов в их развитие или для восполнения пробелов в законодательном правовом урегулировании соответствующих областей и сфер государственной и общественной жизни.

Нормативные правовые акты Правительства РФ (постановления, распоряжения и другие акты) должны развивать и конкретизировать нормы, содержащиеся в законах, указах Президента РФ и актах Правительства РФ, и быть направлены на их исполнение и претворение в жизнь.

Статусные законы и иные нормативные правовые акты высших органов государственной власти субъектов РФ, например, конституции республик в составе России (Башкортостан, Татарстан и др.), уставы (основные законы) краев, областей и других субъектов РФ, законы об администрациях или правительствах субъектов РФ и др.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ (министерств и ведомств) в виде приказов, постановлений, инструкций отраслевого или межотраслевого регулирования.

Нормативные правовые акты исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований также могут быть источниками административного права, но лишь в пределах территории данного муниципального образования.

Правовые свойства всех перечисленных источников административного права указывают на иерархическое место каждого из них в системе данной отрасли права, их сравнимость и соподчиненность. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, все другие законы и иные правовые акты РФ и ее субъектов не могут противоречить Конституции РФ и должны соответствовать указам Президента РФ, актам Правительства РФ и высших органов государственной власти субъектов РФ, а также актам федеральных органов исполнительной власти, принятым в установленном порядке и в пределах предоставленной им компетенции.

Источники административного права отличаются друг от друга не только своими правовыми свойствами, но и формами: кодексы, уставы, положения, правила, инструкции, иные акты текущей законодательной и управленческой деятельности (регламенты, концепции и другие нормативные правовые акты). Все эти формы источников административного права определяются их внутренней структурой, характером и содержанием объединяемых правовых норм, а нс правовыми свойствами каждого из них.

Существуют три вида (формы) систематизации административного законодательства: кодификация, инкорпорация, хронологические издания источников административного права. Кодификация как высшая форма систематизации законодательства позволяет объединить действующие административно-правовые нормы в кодексы по различным административно-правовым институтам, при этом перерабатываются, отменяются устаревшие и создаются новые объединяемые кодексом правовые нормы. Инкорпорация административного законодательства представляет собой такую форму его упорядочения, когда нормативный материал объединяется по каким-либо вопросам в Собрания, Своды, Сборники законодательства и систематизируется в них по определенным рубрикам и главам без какого-то кардинального изменения содержания имеющихся нормативных правовых актов. Хронологическая систематизация административного законодательства осуществляется в форме периодических изданий – Собрание законодательства Российской Федерации и Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.

Кроме этого, многие федеральные органы исполнительной власти, например, Минобрнауки России, Минюст России, издают свои отраслевые бюллетени, вестники и прочие периодические издания, в которых публикуются нормативные правовые акты отраслевого масштаба и характера.

Источники административного права: понятие, особенности, виды

Источники административного права — это формы внешнего выражения административно-правовых норм.

Источники административного права характеризуются следующими особенностям и:
1) разнообразием и множеством источников административно-правовых норм. Это обусловлено предметом отрасли: разнообразием и большим числом управленческих отношений, требующих правовой регламентации. Кроме того, согласно п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, административное и административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов. Таким образом, к источникам относятся не только федеральные нормативные правовые акты, но и нормативные правовые акты субъектов РФ. Административно-правовые нормы вправе принимать законодательные органы и органы исполнительной власти (закрепляя их в соответствующих подзаконных нормативных правовых актах), что также детерминирует разнообразие и множественность источников административного права;
2) отсутствием системообразующего нормативного правового акта, как, например, в гражданском (ГК РФ), трудовом (ТК РФ), семейном (СК РФ) праве и других отраслях. Нет единого административного кодекса; по мнению не только ученых, но и современного законодателя, его невозможно создать: слишком много, и слишком разные общественные отношения регулирует административное право, чтобы регламентировать их в едином акте:
3) мобильностью и изменчивостью, что порождает необходимость ее периодической систематизации в разнообразных формах.

Источники административного права можно классифицировать по двум основным критериям.
1. По уровню принятия:
• международные акты, в которых содержатся нормы административного права (ч, 4 ст. 15 Конституции РФ):
— федеральные акты (Конституция РФ, Федеральные конституционные законы, кодексы, федеральные законы, нормативные указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты иных федеральных органов исполнительной власти):
— акты субъектов РФ (конституции и уставы субъектов РФ, кодексы, законы, нормативные акты высших должностных лиц и органов исполнительной власти субъектов РФ):
— локальные акты (например, уставы образовательных учреждений).

2. По юридической силе:
• законодательные акты (конституции, кодексы, законы и т. п.);
• подзаконные нормативные правовые акты (указы, постановления, приказы и т. п.).

26.Источники административного права: понятие, система

Источники административного права — это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, т.е.

Многообразие административно-правовых норм предполагает и многообразие содержащих и выражающих их источников. К их числу относятся:

1. Конституция РФ, многие из норм которой имеют прямую административно-правовую направленность. Вместе с тем источниками административного права являются конституции республик, входящих в состав Российской Федерации; уставы (основные законы) краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

2. Законодательные акты Российской Федерации, а также ее субъектов. Наибольшее значение при этом имеют законы Российской Федерации, поскольку они содержат административно-правовые нормы, действие которых распространяется и на ее субъекты.

В настоящее время законодательная форма источников административного права значительно расширена. Соответственно административно-правовые нормы могут найти свое выражение и в законодательных актах представительных органов всех субъектов Федерации.

3. Нормативные указы Президента РФ (ст. 90 Конституции РФ), а также утверждаемые его указами положения.

Следует указать также на утверждаемые им положения о федеральных органах исполнительной власти (например, о Министерстве юстиции РФ и др.).

Источниками административного права являются и указы высших должностных лиц субъектов РФ.

4. К числу источников административного права относятся также нормативные постановления Правительства РФ (ст. 115 Конституции РФ).

Источниками административного права могут быть также нормативные постановления правительств субъектов Федерации.

5. В межотраслевом и отраслевом масштабе в качестве источников административного права служат нормативные акты федеральных министерств, служб и агентств Российской Федерации, а также исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации.

6. Источниками административного права являются также нормативные акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления в случае наделения этих органов законом необходимыми государственными полномочиями (ст. 132 Конституции РФ).

7. Административно-правовые нормы могут найти свое выражение в межгосударственных соглашениях, которые в таких случаях следует рассматривать в качестве источников административного права.

8. Наконец, источниками административного права внутриорганизационного характера можно назвать нормативные акты руководителей государственных корпораций, концернов, объединений, предприятий и учреждений (или акты их коллективных органов). Действие содержащихся в них норм ограничено рамками данного формирования, например, Правилами внутреннего трудового распорядка. В некоторых случаях нормативные акты государственных корпораций, концернов могут выходить за границы данных коллективных образований (например, в сфере топливно-энергетического комплекса).

Приведенная многообразная система источников административного права остро ставит проблему систематизации и кодификации административно-правовых норм.

Административное право относится к числу самых несистематизированных, а тем более — некодифицированных отраслей правовой системы России. Во многом это объясняется его многопрофильностью.

Долгие годы четких подходов к его систематизации не наблюдалось. Между тем административное право по сравнению с многими другими отраслями права отличается исключительной мобильностью (постоянные изменения, преобразования, модификация). Конституция РФ создает прочную правовую базу для проведения такого рода работы, включая формирование стабильного законодательства по кардинальным вопросам организации функционирования механизма исполнительной власти, упорядочения огромного массива действующих административно-правовых норм различного уровня, нередко устаревших и противоречивых.

По существу, сейчас кодифицирован лишь один институт российского административного права. Имеется в виду Кодекс РФ об административных правонарушениях, объединивший нормы материального и процессуального административного права. Но это лишь частичная кодификация. Конечно, трудно представить возможность общей административно-правовой кодификации. В силу этого на первый план выдвигается задача систематизации административно-правовых норм, приведения их в соответствие с потребностями сегодняшнего дня, с интересами проводимой социально-экономической и административной реформ, с институтами, закрепленными в Конституции. Разумеется, при этом требуется существенное обновление соответствующего административно-правового нормативного материала, а также устранение довольно частых пробелов в административно-правовом регулировании управленческих общественных отношений, инкорпорация административного права (объединение и расположение в систематизированном порядке норм по его важнейшим институтам) и т.п.

ТЕМА 3 ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

1. Понятие источники административного права

2. Виды источников административного права

3. Систематизация административно-правовых актов административного права

1 Понятие источники административного права

Источники права — это установленные государством или признанные ею официально-документальные формы проявления и закрепления норм права, что придает им юридического, общеобязательного значения есть источники выступают ь официальным способами внешнего выражения и закрепления норм права.

В рамках правовой системы источников права расположены по принципу их иерархичности и подчиненности, образуют целостную систему, ее вертикальная структура строится таким образом, что распоряжение одних х источников права выдаются на основе вышестоящих источников. Четкая подчиненность источников права, законодательно закреплена и обеспечена с помощью юридических механизмов, и имеет важное социально-политическое зн ачення. Единство системы источников права означает единство выраженной в законе верховной государственной воллі.

Относительно административного права необходимо отметить, что оно состоит из большого количества правовых норм: законов, указов. Президента, постановлений. Кабинета. Министров, положений, уставов, решений и распоря ний и т.п., необходимо благоустраивать. Так, нормы административного права содержатся в различных нормативно-правовых актах, которые часто относятся к разным отраслям права, но акты можно считать источников ом административного права лишь в том случае, если они содержат положения относительно государственного управления, управленческой деятельности, организации управления, правового положения граждан и должностных лиц, т.е. когда закон будет наполнен административно-правовом смыслем.

В отличие от конституционного права, источником которого выступает конституция государства и некоторые конституционные законы, административное право имеет достаточно разветвленную систему правовых источников

Источниками административного права могут быть и общие акты, принимаемые государственными органами и органами общественных. Объединенных

К источникам административного права относятся:

— нормативные акты законодательного органа, содержащие административно-правовые предписания;

— нормативные акты органов исполнительной власти;

— нормативные акты органов местного самоуправления

Таким образом, источник административного права — это акт правотворчества органов государственной власти, состоящее из административно-правовых норм или даже одного правила поведения и регулирующего исполнительно-р зпорядчу деятельность [3,. С36].

Специфика источников административного права проявляется в следующем:

все они основываются на нормах. Конституции Украины и ее законов;

источники — нормативные акты высших органов исполнительной власти всех звеньев служат юридической базой для источников — нормативных актов, принимаемых нижестоящими органами исполнительной власти;

источники — нормативные акты высших органов исполнительной власти характеризуются большим масштабом действия, чем аналогичные акты низших органов;

источники — нормативные акты отраслевого (ведомственного) характера основываются на источниках общего характера

2 Виды источников административного права

Правовые системы государств различаются прежде всего тем, какое из источников права преобладает в национальной правовой системе данного государства, т.е. какими специфическими способами и в каких особых формах нормы пра ава приобретают свой общеобязательного характера, кем и как они объективируются.

В теории государства и права до источников (форм) права принадлежат [10, с121]

касается вопроса видов источников административного права необходимо отметить, что их количество, соотношение между собой зависят от типа правовой системы и конкретных исторических предпосылок развития государства и и общества [28, с 100].

Вышеупомянутое полной мере касается и источников административного права Украины. В нашей стране исторически сложилась своя система источников, которые соотносятся с предметом и методами правового регулирования и зависят от особенностей и этапов государственного развитияу.

С советского административного права украинским законодательством был унаследован влияние государства на формирование и развитие источников этой отрасли, но это обстоятельство не препятствует влиянию источников администратором ивного права иностранных государств, особенно европейских, на украинских законодательства.

Учитывая разнообразие источников административного права, их целесообразно разделить на следующие виды [2, с 29]

-. Законодательные акты Украины:

— кодексы, положения, уставы и иные кодифицированные акты управленческого направления

Постановления. Верховной. Рады Украины, содержащие административно-правовые нормы организационно-правового характера

Указы и распоряжения. Президента Украины. Нормативные акты органов исполнительной власти Украины:

— нормативные постановления и распоряжения. Кабинета. Министров Украины;

— положения, уставы, правила, инструкции, другие акты, утвержденные. Кабинетом. Министров Украины;

— нормативные приказы, инструкции руководителей министерств, государственных комитетов и ведомств Украины

Нормативные приказы руководителей государственных предприятий, объединений, учреждений и организаций

Нормативные акты местных советов, их исполнительных органов

Распоряжения местных государственных администраций (их председателей)

Международные соглашения Украины с другими государствами и международно-правовые акты, ратифицированные и признанные нашим государством

Акты. Конституционного. Суда Украины

Для классификации источников административного права важное значение имеют такие факторы:

— административно-территориальное деление государства;

— соответствие и соотношение актом, на основании которого они принимаются;

— формы государственного правления, государственного устройства, государственного режима;

— подчиненность органов власти и управления между собой, их отношение к высшего органа власти

Так, по масштабу своего действия источники административного права можно классифицировать на следующие, имеющие общий, отраслевой, местный или внутренне-субъективный характер

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая