Расходы на создание некоммерческой организации

Содержание статьи:

Регистрация некоммерческих организаций в России: пошаговая инструкция

Выбор формы юридического лица — важный вопрос для любого будущего социального предпринимателя. Некоммерческая организация (НКО) — один из наиболее приемлемых решений в таком случае. Сегодня государство относится к НКО с особым вниманием: разработаны и уже применяются на практике особые меры поддержки социально ориентированных НКО как на федеральном, так и региональном уровнях.

Если вы остановили выбор именно на НКО, прежде всего изучите основ-ные требования со стороны государства, сравните их со своими целями и задачами и убедитесь, что все установочные документы в порядке и мо-гут быть поданы своевременно. Тогда удастся избежать массы возможных проблем с отчетностью и требованиями законодательства.

Согласно Федеральному закону «О некоммерческих организациях», некоммерческой организацией (НКО) признается «организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками».

Некоммерческая организация создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено в уставе организации — ее основном учредительном документе.

Цели создания некоммерческой организации должны быть направлены на достижение общественных благ. К ним относятся, например, следующие цели:

  • социальные
  • благотворительные
  • культурные
  • образовательные
  • научные
  • управленческие
  • охрана здоровья граждан
  • развитие физической культуры и спорта
  • удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей граждан
  • защита прав, законных интересов граждан и организаций
  • разрешение споров и конфликтов
  • оказание юридической помощи

На данный момент государство допускает создание НКО в виде:

  • общественных или религиозных организаций (объединений)
  • общин коренных малочисленных народов Российской Федерации
  • казачьих обществ
  • некоммерческих партнерств
  • учреждений
  • автономных некоммерческих организаций
  • социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов

Кто может создать НКО?

Участником некоммерческой организации могут стать как физические лица — граждане России или иностранцы, так и юридические лица. Число учредителей некоммерческой организации не ограничено. У НКО может быть вообще один учредитель (кроме случаев создания некоммерческих партнерств, ассоциаций или союзов).

Учредительные документы НКО

Учредительные документы некоммерческой организации — главный источник информации о целях, структуре и условиях работы вашей будущей организации. Именно по ним контролирующие органы дадут первую оценку вашей заявке на регистрацию, а от этого во многом будет зависеть исход всей процедуры оформления НКО.

Согласно федеральному закону, основным учредительным документом НКО является устав, утвержденный учредителями (участниками, собственником имущества) для общественной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства, автономной некоммерческой организации, частного или бюджетного учреждения.

В учредительных документах НКО должны содержаться:

  • наименование организации с указанием характера деятельности и организационно-правовой формы
  • юридический адрес
  • предмет и цели деятельности
  • порядок управления деятельностью
  • права и обязанности участников
  • сведения о филиалах и представительствах организации
  • условия приема и порядок выхода участников из НКО
  • порядок внесения изменений в учредительные документы
  • источники формирования имущества и порядок его использования

Регистрация НКО: куда обращаться?

На данный момент вопросами регистрации некоммерческих организаций занимается Министерство юстиции Российской Федерации. Минюст и его территориальные отделения принимают решения о госрегистрации НКО, включая вопросы ее создания, реорганизации или ликвидации. Все изменения в учредительные документы НКО и включение конкретной организации в Единый государственный реестр юридических лиц также осуществляется Минюстом.

Какие документы необходимы для регистрации НКО?

Пакет документов, обязательных для регистрации некоммерческой организации, включает в себя:

  • Заявление — 2 шт.
  • Учредительные документы, иными словами, устав будущей некоммерческой организации (Устав) — 3 шт.
  • Решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов (Протокол) — 2 шт.
  • Сведения об учредителях — 2 шт.
  • Документ об уплате государственной пошлины — оригинал и копия.
  • Сведения об адресе (о местонахождении) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией (Договор об аренде, свидетельство собственности и др.).
  • При использовании в наименовании некоммерческой организации имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования — документы, подтверждающие правомочия на их использование.
  • Выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус учредителя — иностранного лица.
  • Заявление о включении некоммерческой организации в предусмотренный пунктом 10 настоящей статьи реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, — для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента

NB! Министерство юстиции не вправе требовать предоставления других документов, кроме вышеперечисленных (Проверить перечень документов, актуальный в данный момент, можно в Федеральном законе «О некоммерческих организациях»).

Порядок регистрации НКО

Пошаговая инструкция регистрации НКО в 2016 году включает в себя ряд этапов:

1. Выбор учредителя/учредителей НКО

  • Участником некоммерческой организации может стать как гражданин России, так и иностранец, а также юридические лица.

2. Определение рода деятельности

  • Выбранный род деятельности должен соответствовать целям создания НКО, указанным в уставе.
  • В уставе НКО необходимо указать все виды планируемой деятельности.
  • В реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) необходимо предоставить сведения о виде деятельности каждого типа организации некоммерческого характера.

3. Выбор наименования НКО

  • Название НКО — строго на русском языке.
  • Наименование должно содержать в себе указание на организационно-правовую форму и характер деятельности НКО.
  • Зарегистрировав название НКО, вы будете иметь исключительное право на его использование.
  • Необходимо быть осторожным с использованием наименований Россия и Российская Федерация. В данном случае есть несколько нюансов, ознакомиться с которыми можно в ФЗ «О некоммерческих организациях» и в особом постановлении правительства.

4. Выбор юридического адреса

  • Необходимо указать действующий юридический адрес.
  • Если помещение берется в аренду — в Минюст требуется предоставить договор об аренде, если офис состоит в собственности учредителя, необходим документ, подтверждающий это

5. Подготовка документов

6. Оплата госпошлины на регистрацию НКО

7. Предоставление документов в Минюст

  • Необходимо подать пакет документов не позднее 3 месяцев с момента принятия решения об открытии НКО.
  • Подать документы можно через портал госуслуг, где есть все формы необходимых документов.

8. Получение свидетельства о регистрации НКО

  • В случае положительного решения, Минюст выдает Свидетельство о регистрации НКО в течение одного месяца. Данный документ гарантирует то, что НКО успешно прошла регистрацию. В нем указывается наименование организации, ее юридический адрес и индивидуальный код — номер регистрации.

Госпошлина на регистрацию НКО

За регистрацию некоммерческой организации взимается государственная пошлина. В 2016 году предусмотрены следующий порядок и размер взимания госпошлины:

Бухгалтерский учет в некоммерческой организации

Статьи по теме

Бухгалтер, начинающий вести учет в некоммерческой компании, задается вопросом: как организовать бухучет в НКО? Беспокойство вполне обоснованно. Поскольку точно такая же проблема волнует и многих из тех, кто уже ведет учет в некоммерческой организации (НКО). Основные правила схожи с теми, которые действуют в коммерческих фирмах. Но есть и свои нюансы. О них мы и поговорим в данной статье.

Операции по уставной и коммерческой деятельности НКО в бухучете учитывают раздельно

Доходы и расходы по уставной (некоммерческой) деятельности НКО должна учитывать на счете 86 «Целевое финансирование». А по предпринимательской (коммерческой) — на счете 90 «Продажи» или на счете 91 «Прочие доходы и расходы» — в зависимости от того, обычная это деятельность или прочая.

Особое внимание стоит уделить счету 86. По кредиту этого счета (в корреспонденции со счетом 76 или сразу со счетами учета денежных средств) некоммерческая организация отражает сведения о суммах, полученных от своих источников финансирования. Их может быть несколько. Тогда на счете 86 создайте несколько соответствующих субсчетов. То есть организуйте раздельный учет по всем источникам финансирования, а если это возможно, то и по финансируемым программам или проектам. Расходы, которые вы списываете за счет средств целевого финансирования, отражайте по дебету счета 86.

Требования каких ПБУ некоммерческие организации могут не соблюдать*

Название ПБУ

ПБУ, которые не распространяются на все без исключения НКО

События после отчетной даты

Информация о связанных сторонах

Информация по сегментам

Учет государственной помощи

Информация по прекращаемой деятельности

Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы

Информация об участии в совместной деятельности

Отчет о движении денежных средств

ПБУ, которые все НКО вправе применять (или не применять) по собственной инициативе

Учет расчетов по налогу на прибыль организаций

ПБУ, которые вправе не соблюдать потребительские кооперативы, относящиеся к субъектам малого предпринимательства, и социально ориентированные НКО

Учет договоров строительного подряда

Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы

* Внимание: на государственные и муниципальные учреждения не распространяется действие всех существующих ПБУ.

Если НКО ведет предпринимательскую деятельность, то для отражения выручки, поступающей от бизнеса, и расходов по такой деятельности используйте счет 90 «Продажи». При необходимости также создайте несколько аналитик (субсчетов). Например, один вид деятельности НКО может облагаться в рамках «упрощенки», а другой — в рамках «вмененки». Без раздельного учета по счету 90 в таком случае не обойтись — только так вы сможете рассчитать налоги (п. 8 ст. 346.18 НК РФ).

Прочие доходы и расходы, полученные в рамках бизнеса, учитывайте на счете 91. Например, на счете 91 отражаются проценты, полученные по вкладам в банках.

Обратите внимание: социально ориентированные НКО вправе признавать доходы в бухучете кассовым методом. Такое же право имеют потребкооперативы — субъекты малого предпринимательства, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг (абз. 9 п. 12 и абз. 2 п. 16 ПБУ 9/99 «Доходы организации»). Так вот данным категориям НКО важно закрепить в бухгалтерской учетной политике метод отражения средств на счетах 86, 90 и 91 — в момент их непосредственного получения (кассовый метод) или же когда имеется уверенность в том, что целевое финансирование будет получено (метод начисления). Обычно НКО, как и коммерческие фирмы, избирают для бухучета метод начисления, это удобней и понятней.

Прибыль от коммерческой деятельности НКО в бухучете

Предпринимательская деятельность, которую может вести НКО, носит для нее вспомогательный характер. И прибыль от такой деятельности должна быть направлена на достижение уставных (некоммерческих) целей компании. То есть полученные от бизнеса доходы являются одним из источников осуществления уставной деятельности и формирования имущества НКО. Распределять между участниками компании заработанные средства нельзя. Технически это выглядит так. Ежемесячно делаются проводки:

ДЕБЕТ 90 субсчет «Прибыль/убыток от продаж» КРЕДИТ 99

— отражена прибыль, полученная по итогам месяца.

По окончании отчетного года счет 99 закрывается. Для этого выполняется следующая запись:

ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 84 субсчет «Прибыль отчетного года»

— отражена сумма чистой прибыли за отчетный год.

Далее идет последнее действие:

ДЕБЕТ 84 субсчет «Прибыль отчетного года» КРЕДИТ 86 субсчет «Прибыль от предпринимательской деятельности»

— сумма чистой прибыли за отчетный год направлена на финансирование уставной деятельности НКО.

Если есть убыток, то ежемесячно делают запись:

ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 90 субсчет «Прибыль/убыток от продаж»

— отражен убыток, полученный по итогам месяца.

А по окончании отчетного года:

ДЕБЕТ 84 субсчет «Убыток отчетного года» КРЕДИТ 99

— отражена сумма убытка за отчетный год.

Убыток покройте за счет источника, определенного в решении уполномоченного органа вашей организации. Таким источником могут быть дополнительные взносы участников компании, неиспользованная прибыль прошлых лет, резервный и иные фонды. Проводки будут такие:

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 84 субсчет «Убыток отчетного года»

— погашен убыток за счет взносов участников НКО;

ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 84 субсчет «Убыток отчетного года»

— погашен убыток за счет прибыли прошлых лет;

ДЕБЕТ 82 КРЕДИТ 84 субсчет «Убыток отчетного года»

— погашен убыток средствами резервного капитала.

Пример 1. Списание финансового результата по коммерческой деятельности НКО

НКО «Свет» оказывает платные услуги. Доходы в 2016 году составили 525 000 руб. Расходы, связанные с осуществлением этой деятельности, равны 400 000 руб.

В течение года бухгалтер сделал проводки:

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка»

— 525 000 руб. — отражена выручка от оказания платных услуг;

ДЕБЕТ 90 субсчет «Себестоимость продаж» КРЕДИТ 20

— 400 000 руб. — списана себестоимость оказанных услуг;

ДЕБЕТ 90 субсчет «Прибыль/убыток от продаж» КРЕДИТ 99

— 125 000 руб. (525 000 руб. – 400 000 руб.) — отражен финансовый результат от оказания платных услуг.

31 декабря 2016 года сделаны записи:

ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 84

— 125 000 руб. — списана чистая прибыль отчетного года;

ДЕБЕТ 84 КРЕДИТ 86 субсчет «Прибыль от предпринимательской деятельности»

— 125 000 руб. — включена в состав целевого финансирования чистая прибыль отчетного года.

По основным средствам НКО начисляют износ

В отношении учета имущества НКО также есть несколько особенностей. Правила, по которым коммерческие и некоммерческие фирмы должны учитывать основные средства, мы сравнили в табл. ниже. И прежде всего хотим сказать, что НКО начисляют по объектам не амортизацию, а износ. И хотя сумма износа у некоммерческих организаций на «упрощенке» практически ни на что не влияет, рассчитывать износ все равно нужно. Остальные НКО данные по износу используют для исчисления налога на имущество со среднегодовой стоимости основных средств (п. 3 ст. 375 НК РФ). «Упрощенцы» же такой налог не уплачивают. Фирмы на УСН начиная с 2015 года платят только налог на имущество исходя из его кадастровой стоимости (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

Обратите внимание: поскольку износ отражается на забалансовом счете, в бухгалтерском балансе НКО показывают основные средства по первоначальной стоимости. Иначе, если вы поставите стоимость за минусом износа, актив баланса не сойдется с вашим пассивом.

Пример 2. Начисление износа по основному средству некоммерческой организации

НКО «Луч» в сентябре 2016 года приобрела легковой автомобиль. Его первоначальная стоимость, сформированная в бухучете, составляет 180 000 руб. При постановке имущества на учет (также в сентябре 2016 года) был установлен срок полезного использования автомобиля, равный 5 годам. В учетной политике компании предусмотрено, что по основным средствам износ начисляется ежемесячно.

Бухгалтер рассчитал годовую норму износа по указанному автомобилю. Она равна 20% [(1 : 5 лет) × 100%]. Итого годовая сумма износа составляет 36 000 руб. (180 000 руб. × × 20%). А месячная сумма — 3000 руб. (36 000 руб. : 12 мес.).

31 октября 2016 года бухгалтер первый раз начислил износ, сделав проводку:

ДЕБЕТ 010

— 3000 руб. — начислен износ по автомобилю за текущий месяц.

Такую проводку бухгалтер будет делать ежемесячно последним днем месяца вплоть до полного списания стоимости объекта либо до выбытия авто.

Метка: расходы НКО

Ведение раздельного учета средств в НКО

Почему так важно вести раздельный учет средств?

Имущество, полученное НКО в рамках целевого финансирования, а также целевые поступления на их содержание и ведение ими уставной деятельности, налогом на прибыль не облагаются. При этом НКО, получившие целевые средства, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования (целевых поступлений).

При отсутствии раздельного учета у организации, получившей целевое финансирование, указанные средства рассматриваются как подлежащие обложению налогом на прибыль с даты их получения. Это означает, что необходимость ведения раздельного учета некоммерческими организациями закреплена законодательно и обусловлена строго определенной целью — средства целевого финансирования не должны рассматриваться как подлежащие налогообложению.

Здесь речь идет о налоговом учете и, соответственно, ведении самостоятельных регистров налогового учета. Тем не менее их можно и не вести. Если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ, то налогоплательщик вправе дополнять применяемые им регистры бухгалтерского учета специальными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета (ст. 313 НК РФ).

Поскольку дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета определенными реквизитами менее трудоемко, чем вести самостоятельные регистры налогового учета, то НКО, осуществляющим наряду с уставной некоммерческой предпринимательскую деятельность, проще вести раздельный учет доходов (расходов), полученных в рамках целевого финансирования (целевых поступлений), и доходов (расходов) по коммерческой деятельности непосредственно в бухгалтерском учете.

Что следует понимать под ведением раздельного учета — ни в налоговых, ни в бухгалтерских нормативных документах не сказано. На практике под организацией раздельного учета подразумевается любой метод, который позволяет достоверно:

  • отразить на счетах бухгалтерского учета данные, характеризующие доходы и расходы по разным видам деятельности;
  • определить показатели, необходимые для полноты исчисления какого-либо налога.

Избранный метод раздельного учета следует обязательно закрепить в своей учетной политике, причем как для бухгалтерского, так и для налогового учета.

Раздельный учет доходов

Бухгалтерский учет доходов и расходов ведется НКО в соответствии с требованиями Положений по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 и «Расходы организации» ПБУ 10/99.

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов сумма выручки от продажи товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг (если они есть) отражается НКО по счету 90 «Продажи», а средства целевого финансирования учитываются на счете 86 «Целевое финансирование».

Таким образом, раздельный учет доходов у НКО, занимающихся предпринимательской деятельностью, возникает автоматически — в связи с отражением выручки и средств целевого финансирования на разных синтетических счетах, а вот с раздельным учетом целевых поступлений дело обстоит несколько сложнее.

НКО обычно имеет несколько источников целевого финансирования — это могут быть как субсидии, полученные из бюджета, так и пожертвования от физических и юридических лиц. Для разделения полученных целевых средств, следует, как и в случае с доходами от предпринимательской деятельности, воспользоваться возможностями синтетических счетов, а именно различными субсчетами. Как уже было сказано выше, целевые доходы НКО отражаются на счете 86 «Целевое финансирование». Аналитический учет по этому счету ведется в соответствии с назначением целевых средств и в разрезе источников поступления.

Рассмотрим пример:

Некоммерческая организация в течении 1 квартала получила средства целевого финансирования из нескольких источников: субсидия на содержание помещения, пожертвования от частных лиц на уставную деятельность, пожертвования от частных и юридических лиц на проведение акции, средства от благотворительного фонда на реализацию программы. В данном случае, аналитический учет в разрезе 86 счета будет выглядеть следующим образом:

86.1 – субсидия на содержание помещения

86.2 – пожертвования от частных лиц на уставную деятельность

86.3 – пожертвования от частных и юридических лиц на проведение акции

86.4 — средства от благотворительного фонда на реализацию программы

Таким образом, мы получаем возможность разделить источники финансирования и вести установленный законодательством учет целевых поступлений.

Раздельный учет расходов

Напомним, что целевые средства некоммерческие организации должны расходовать строго по назначению. То есть только на те цели, которые указаны организацией (физическим лицом) — источником целевых средств. В соответствии с пунктом 4 статьи 582 Гражданского Кодекса РФ, иное использование пожертвования возможно только с согласия жертвователя. Использование пожертвования не в соответствии с назначением, указанным жертвователем, дает ему право требовать отмены пожертвования. При изменении целевого назначения средств без согласия лица, являющегося источником целевых поступлений, у некоммерческой организации могут возникнуть налоговые последствия. Средства целевого финансирования и целевые поступления, использованные не по целевому назначению (исключая бюджетные средства), признаются внереализационным доходом и включаются в налоговую базу при исчислении налогооблагаемой прибыли (п. 14 ст. 250 НК РФ). Это происходит в момент фактического использования целевых средств не по целевому назначению либо в момент нарушения условий, на которых они предоставлялись. Так сказано в подпункте 9 пункта 4 статьи 271 НК РФ. Таким образом, НКО должны не только вести раздельный учет расходов по предпринимательской и уставной деятельности, но также организовать раздельный учет расходования целевых средств, поступивших на содержание и ведение уставной деятельности НКО. Это можно осуществить с помощью сметы.

Смета — это финансовый план поступления и расходования денежных средств на покрытие расходов по уставной деятельности организации. Для выполнения целевых программ по уставной деятельности некоммерческой организации следует иметь смету, рассчитанную на определенный период времени — месяц, квартал, год, ряд лет.

Требования к составлению финансового плана (сметы доходов и расходов) законодательно не определены. НКО может самостоятельно определять статьи доходов и расходов сметы, планировать их размер в соответствии с имеющимися источниками средств и направлениями своей деятельности. Если некоммерческая организация выполняет несколько целевых программ, необходимо составлять отдельные сметы по каждой из них. Ведь по окончании отчетного периода либо после выполнения каждой целевой программы нужно составлять отчет об исполнении сметы. Те или иные расходы НКО при согласовании сметы должны быть ограничены только целями и задачами, определенными учредительными документами организации. Жертвователи, грантодатели и учредители вправе определить цели, на которые ими предоставлены средства (в пределах целей и задач, определенных уставными документами некоммерческой организации).

Если некоммерческая организация выполняет одновременно несколько целевых программ, то при распределении административно-хозяйственных расходов она вправе самостоятельно выбрать метод их учета и распределения. Выбранный метод нужно обязательно отразить в учетной политике организации. К административно – хозяйственным (или распределяемым) расходам относят обычно расходы на связь, Интернет, обслуживание помещения и пр. Т.е те расходы, которые необходимы для функционирования организации не только во время реализации проекта. Если целевые программы рассчитаны на несколько лет, целевые средства расходуются в течение всего срока реализации этих программ.

Обычно некоммерческие организации распределяют такие расходы следующим образом:

  • путем списания всех административно-хозяйственных расходов на выполнение тех программ, в которых сметой предусмотрены такие расходы и определены их конкретные размеры;
  • путем списания расходов пропорционально удельному весу средств, поступивших на каждую из программ.
  • применяя оба метода.

Первый метод распределения расходов производится на основании сумм, указанных в утвержденной жертвователем смете и подходит скорее для тех НКО, у которых есть только один или два источника целевого финансирования.

Что касается второго метода, то здесь существует определенная методика распределения расходов, основанная опять же на сметах организации. Для того, что бы правильно распределить общехозяйственные расходы, организации необходимо определить долю каждого источника финансирования в общем бюджет. Эта доля рассчитывается путем деления общей суммы финансирования по отдельному проекту на сумму всех целевых поступлений организации. В случае если сумма целевых поступлений организации изменяется (например, добавляется новый источник финансирования), доля отдельных проектов может быть пересчитана на соответствующий период. В законодательстве не предусмотрены формы, отражающие данный расчет, но организация вправе самостоятельно ввести новый внутренний документ, отражающий распределение общехозяйственных расходов.

Третий метод распределения расходов наиболее оптимальный, т.к. позволяет совместить оба способа распределения расходов.

Что касается аналитического учета расходования целевых средств, то стандартные рекомендации бухгалтерского учета здесь не очень подходят – определяемые для разнесения расходов счета 20 «Основные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы» не слишком приспособлены для отражения средств целевого финансирования. По этому, НКО вправе относить целевые расходы сразу на 86 счет по соответствующим субсчетам.

При раздельном отражении в бухгалтерском учете доходов и расходов по целевой и предпринимательской деятельности очень важно правильно оформлять первичные документы. Необходимо ставить пометки на первичных документах, которые помогут быстро и правильно отнести указанный вид расхода к тому или иному источнику финансирования.

Как это выглядит на практике

Готовя проект или получая пожертвования, мы всегда составляем смету и планируем свои расходы (более подробно о финансовом плане организации можно прочитать в одноименной статье). Очень часто, расходы по разным проектам перекликаются (например, расходы на содержание помещения, которые можно разделить на несколько проектов, канцелярские товары, расходы на связь и т.д.) Начиная реализовывать полученные финансы, желательно заранее продумать, каким образом будут документально подтверждены наши расходы. Проще всего, заказывая, например, канцелярские товары, попросить у поставщика выставить несколько счетов на нужные суммы и оплатить разным платежными поручениями (это касается и сумм выплачиваемой заработной платы). Можно (и нужно) воспользоваться указанным выше способом добавления дополнительных реквизитов не только к регистрам налогового учета, но и первичным документам.

Это наиболее удобный вариант, который не позволит произойти путанице и способствует достаточно беспроблемному учету целевых средств.

Например, можно указать номер договора целевого финансирования в графе «наименование платежа» в платежном поручении, указать название проекта авансовом отчете и т.п.

Но так получается далеко не всегда. Например, счета на оплату расходов по содержанию помещения разделить вряд ли удастся. В таких случаях следует воспользоваться вторым способом распределения расходов, а именно, распределение в соответствии с долей проекта в общем бюджете организации.

Расходы на содержание помещения в организации составляют 15000 р. в месяц.

Средства целевого финансирования из нескольких источников:

(А)субсидия на содержание помещения – 100000 р. на 12 месяцев,

(Б)пожертвования от частных лиц на уставную деятельность – 10000 р.

(В)средства от благотворительного фонда на реализацию программы 700000 р. на 12 месяцев

Общая сумма целевых средств: 100000+10000+7000000 = 810000 р. На 12 месяцев.

Определим долю каждого проекта:

(А): 100000/810000 = 12%

(Б): 10000/810000 = 1%

(В): 700000/810000 = 87%

Соответственно, распределение суммы расходов на содержание помещения по нескольким проектам будет выглядеть следующим образом:

На проект (А): 15000*12% = 1800 р. в месяц

(Б): 15000*1% = 150 р.

(В): 15000*87% = 13050 р.

Точно так же можно распределять и другие «общие» для всех проектов расходы.

Что касается отражения этих расчетов в первичных документах, то, конечно, можно оплатить данные расходы разными платежами. Но не возбраняется сделать запись от руки как на выставленном счете, так и на самом платежном поручении (или другом отчетном документе, подтверждающем расход).

Расходы некоммерческих организаций

Общая характеристика расходов некоммерческих организаций

Организуя основную деятельность и деятельность, приносящую доходы, некоммерческая организация осуществляет определенные затраты материальных, трудовых и информационных ресурсов. Анализируя, какие факторы производства и в каком количестве использовала некоммерческая организация, мы оцениваем структуру материальных ресурсов, трудовых ресурсов, информационных ресурсов, которые были привлечены ею для создания общественного блага.

В условиях рыночной экономики все затраты приобретают стоимостную оценку, превращаясь в расходы. В этом случае мы определяем, во сколько обошлась некоммерческой организации созданная услуга, работа или продукт. Денежная оценка понесенных затрат играет важное значение в теории формирования и использования финансовых ресурсов некоммерческой организации. Она обеспечивает сопоставимость объемов использования материально-вещественных факторов производства; необходима для определения достаточности поступлений и доходов некоммерческой организации.

Понятие «расходы» имеет общее значение как для некоммерческой, так и для коммерческой организации.

Независимо от характера деятельности организации расходы – это денежная оценка затрат, целесообразных для производства товаров или общественных благ, произведенных в течение определенного времени и имеющих документарное подтверждение.

Безусловно, определенные характеристики расходов некоммерческой организации будут совпадать с характеристиками расходов коммерческой организации, но особенности деятельности некоммерческой организации придают специфику и ее расходам.

Общими для расходов некоммерческой и коммерческой организации будут требования документарного подтверждения и их целесообразности. Первое требование определяется условиями ведения финансово-хозяйственной деятельности в любой национальной экономике. Документы должны быть оформлены в соответствии с требованиями национального законодательства. В качестве документов выступают договор, счета-фактура и пр. Такое оформление необходимо в целях налогообложения и организации бухгалтерского учета.

Требование целесообразности для любой организации определяется условиями рыночного механизма. Нарушение принципа целесообразности для коммерческой и некоммерческой организации будет иметь различные последствия. Если расходы коммерческой организации будут нецелесообразны, то она будет нести убытки. Тем самым создаются условия для ее самоликвидации. Если расходы некоммерческой организации будут нецелесообразны, то в этом случае она будет нарушать принцип соответствия ее деятельности требованиям устава, потеряет возможность получения целевых поступлений, тем самым создадутся условия для ее ликвидации. Но потребители лишатся в этом случае определенного количества общественных благ.

Существует определенное сходство и в структуре расходов коммерческой и некоммерческой организации. Для любой организации будут характерны расходы на оплату труда сотрудников некоммерческой организации и на уплату обязательных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Расходы на приобретение материально-вещественных факторов производства будут присутствовать в структуре расходов некоммерческой организации, как и в структуре расходов коммерческой организации.

Состав прочих расходов для коммерческой и некоммерческой организации будет различен, так как зависит от характера их деятельности. Например, в составе расходов коммерческой организации довольно большое место занимают прочие расходы, в которые включаются расходы на обслуживание деятельности: комиссионные и прочие платежи коммерческим банкам и другим кредитным институтам, представительские и командировочные расходы, на выплату некоторых налогов и пр. Прочие расходы некоммерческой организации будут состоять из консультационных расходов, расходов на оплату Интернета и (или) телефонной связи; расходов на проведение общественных собраний, съездов и пр.

Материально-вещественный состав расходов некоммерческой организации включает:

• расходы на плату труда сотрудников некоммерческой организации;

• обязательные страховые взносы в государственные внебюджетные фонды;

• расходы на оплату коммунальных услуг;

• расходы на создание резервов;

• прочие расходы, в том числе:

– расходы на оплату услуг Интернета, телефонной связи,

– расходы на проведение общественных собраний, съездов,

– расходы на аренду и содержание помещения,

– почтовые расходы, канцелярские расходы, расходы на копировальные работы для нужд офиса,

– расходы по проведению обязательного аудита,

– расходы на ремонт, осуществляемый подрядным способом.

Среди всех расходов значительный удельный вес занимают расходы на выплату заработной платы и сопровождающих ее расходов на оплату обязательных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Зарубежный опыт [1]

Тенденция к доминированию расходов на оплату работников некоммерческой организации характерна и для некоммерческих организаций других стран. В структуре расходов некоммерческой организации в зарубежных странах расходы на оплату персонала, налоги, командировки и социальный пакет, как правило, превышают 60% от общего объема расходов.

Удельный вес различных видов расходов в общем объеме расходов некоммерческой организации зависит от организационно-правовой формы и вида деятельности.

Некоммерческая организация самостоятельно определяет структуру расходов, хотя для некоторых некоммерческих организаций существуют нормативные ограничения или рекомендации. Прежде всего, это касается потребительских кооперативов, благотворительных фондов, казенных учреждений и товариществ собственников жилья (ТСЖ).

Структура расходов не должна противоречить национальному законодательству. Например, российское законодательство запрещает любое вознаграждение участников или учредителей организации за счет доходов, полученных некоммерческой организацией.

Расходы некоммерческой организации должны осуществляться постоянно (в данном случае предполагается, что некоммерческие организации находят постоянные источники финансирования), но для их количественной или денежной (стоимостной) оценки выбирают определенный временной интервал. Этим интервалом является год, квартал, месяц. Именно в этот период расходы производятся с целью использования полученных денежных поступлений для выполнения взятых обязательств по производству общественных благ.

Расходами некоммерческой организации называется денежная оценка произведенных затрат материальных, трудовых и информационных ресурсов для реализации уставной цели деятельности.

Бухгалтерский учет и налогообложение товарных знаков и других средств индивидуализации деятельности некоммерческой организации

к.э.н., гл. редактор журнала «Некоммерческие организации в России»

Согласно пункту 3 ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов», утвержденного Приказом Минфина РФ от 16 октября 2000 года № 91н, при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве нематериальных необходимо единовременное выполнение следующих условий:

«а) отсутствие материально — вещественной (физической) структуры;

б) возможность идентификации (выделения, отделения) организацией от другого имущества;

в) использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

г) использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

д) организацией не предполагается последующая перепродажа данного имущества;

е) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем;

ж) наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т.п.)».

Обычно считается, что такой объект учета, как нематериальные активы, в некоммерческой организации, не ведущей предпринимательскую деятельность, отсутствует. Однако возникающая необходимость индивидуализации некоммерческой организации ставит вопрос о том, что все же товарный знак ей бывает нужен. Например, некоммерческая организация может использовать товарный знак для маркировки пакетов, в которых комплектуется раздаточный материал для конференций, или для маркировки футболок, которые будут подарены участникам спортивных мероприятий, и т.п., примеров можно привести много.

Если предпринимательская деятельность некоммерческой организацией не ведется, то условие пункта «е» не выполняется. Однако пунктом 4 этого ПБУ исключительное право владельца на товарный знак относится к нематериальным активам.

Поэтому у НКО есть 2 пути:

Первый путь: списать расходы по созданию товарного знака за счет целевых поступлений. Этотпуть могут использовать организации, не предполагающие в дальнейшемиспользовать товарный знак в предпринимательской деятельности.

Второй путь: вести учет товарного знака по общим для всех организаций правилам.

Рассмотрим учет товарного знака в том и другом случае на примере.

Некоммерческая организация оплатила специализированной организации стоимость работ по изготовлению товарного знака, который предполагается использовать, в частности, для маркировки пакетов, в которых комплектуется раздаточный материал для конференций. Сумма оплаты — 18 000 руб., в том числе НДС 3000 руб. Расходы по регистрации товарного знака в Патентном ведомстве составили: за рассмотрение заявки и проведение экспертизы — 500 руб., за регистрацию товарного знака и выдачу свидетельства — 200 руб.

В первом случае все расходы, связанные с приобретением товарного знака (считаем, что для НКО он не считается нематериальным активом) списываются за счет целевых поступлений. Делаются следующие бухгалтерские проводки:

Таким образом, расходы на уставную непредпринимательскую деятельность НКО увеличились вследствие приобретения товарного знака на 18700 руб.

Рассмотрим второй случай.

В пункте 6 ПБУ 14/2000 говорится об оценке нематериальных активов.«Нематериальные активы принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальнойстоимости.

Первоначальнаястоимость нематериальных активов, приобретенных за плату, определяется каксумма фактических расходов на приобретение, за исключением налога надобавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев,предусмотренных законодательством Российской Федерации).

Фактическими расходами на приобретение нематериальных активов могут быть:

  • суммы, уплачиваемые в соответствии с договором уступки (приобретения) прав правообладателю (продавцу);
  • суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением нематериальных активов;
  • регистрационные сборы, таможенные пошлины, патентные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с уступкой (приобретением) исключительных прав правообладателя;
  • невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением объекта нематериальных активов;
  • вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект нематериальных активов;
  • иные расходы, непосредственно связанные с приобретением нематериальных активов».

Приэтом такой нематериальный актив, как исключительное право на товарный знак,считается созданным в случае, если свидетельство на товарный знак выдано на имяорганизации.

В рассматриваемой ситуации фактические расходы на создание товарного знакавключают стоимость его разработки, уплачиваемую специализированной организации(без НДС), а также расходы, связанные с регистрацией в Патентном ведомстве.

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учетафинансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом МинфинаРоссии от 31.10.2000 № 94н, для обобщения информации о расходах организации насоздание объектов, которые будут приняты к учету в качестве нематериальныхактивов, предназначен счет 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 08-5«Приобретение нематериальных активов».

Сформированнаяпервоначальная стоимость объектов нематериальных активов, принятых вэксплуатацию и оформленных в установленном порядке, списывается со счета 08«Вложения во внеоборотные активы» в дебет счета 04 «Нематериальные активы».

СуммуНДС, уплаченную специализированной организации за работы по изготовлениютоварного знака, организация имеет право принять к вычету на основанииподп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 Налогового кодексаРФ при наличии счета — фактуры и документов, подтверждающих оплату, послепринятия исключительных прав на товарный знак в состав нематериальных активов.

Еслитоварный знак используется в предпринимательской деятельности НКО, то онявляется объектом учета, подлежащим амортизации.

Согласнопунктам 14—17 ПБУ 14/2000 стоимость нематериальных активов погашаетсяпосредством амортизации, если иное не установлено ПБУ 14/2000. Амортизациянематериальных активов может производиться линейным способом, при которомгодовая сумма начисления амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальнойстоимости нематериальных активов и нормы амортизации, исчисленной исходя изсрока полезного использования этого объекта.

Срокполезного использования нематериальных активов определяется организацией припринятии объекта к бухгалтерскому учету, в данном случае исходя из срокадействия свидетельства на товарный знак — 10 лет с даты поступления заявки вПатентное ведомство 2 . Таким образом,годовая норма амортизационных отчислений в данном случае составляет 10% (100% /10 лет). Эта норма используется и в бухгалтерском, и в налоговом учете. Поэтомуразницы между бухгалтерским и налоговым учетом не возникает.

Сумма амортизационных отчислений по нематериальным активам является для некоммерческой организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, расходами по обычным видам деятельности (п.5 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н).