Размер штрафов за неисполнение контракта

Содержание статьи:

Гражданско-правовая ответственность участников закупок: новые и старые правила

Ранее действовавший Закон № 94‑ФЗ критиковали по многим причинам, в том числе и за недостаточную регламентацию ответственности участников закупок. Авторы Закона № 44‑ФЗ постарались этот пробел устранить.

Елена Николаевна ГИРЕВА, ведущий эксперт Центра развития конкурентной политики и государственного заказа ВШГУ РАНХиГС

За время действия Закона № 44‑ФЗ и постановления Правительства РФ от 25 ноября 2013 года № 1063 (далее — Постановление № 1063), принятого для реализации норм данного закона, сложились обширные административная и судебная практики, касающиеся применения мер гражданско-правовой ответственности к сторонам государственного (муниципального) контракта на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Рассмотрим особенности регулирования вопросов гражданско-правовой ответственности в свете закона о контрактной системе подробнее.

Глава 25 ГК РФ посвящена общим вопросам ответственности за нарушение обязательств. В соответствии со статьей 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Приведенная основополагающая норма равно применима к обеим сторонам договора, независимо от того, к какой организационно-правовой форме относятся его участники.

Так, согласно части 4 статьи 34 Закона № 44‑ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. Таким образом, условие об ответственности сторон государственного или муниципального контракта является существенным.

В Постановлении № 1063 ответственность для поставщика (подрядчика, исполнителя) в виде пени определялась по формуле расчета неустойки. Однако с данной формулой было много проблем и неоднозначных подходов к ее применению, в том числе коэффициента К. Суды неоднократно пересматривали вопрос, от какой цены считать неустойку: от полной цены контракта или от цены этапа контракта.

Данная проблема была урегулирована постановлением Правительства РФ от 30 августа 2017 года № 1042 (далее — Постановление № 1042), утвердившим новое правило гражданско-правовой ответственности участников закупок. Итак, в настоящее время пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком, подрядчиком, исполнителем.

Напомним, что с 1 января 2016 года значение ставки рефинансирования приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, а самостоятельное значение ставки рефинансирования не устанавливается (указание ЦБ РФ от 11 декабря 2015 года № 3894-У). По состоянию на 25 сентября 2017 года размер ключевой ставки составляет 8,5% годовых.

Правила применения штрафов изменились

Обратимся к вопросу применения штрафов. На практике контрольные органы ФАС России часто выявляли нарушения, связанные с отсутствием в проекте государственного или муниципального контракта условий об ответственности его сторон или ненадлежащей формулировкой такого условия. Вместе с тем контрольный орган полагает, что в контракте необходимо прописывать не только ответственность, но и порядок ее применения, то есть фактически в нем должны были быть указаны нормы Постановления № 1063, устанавливающие правила определения размера штрафа и пени за нарушение контрактов. Свое мнение ФАС России высказала в письме от 21 октября 2014 года № АЦ/42516/14.

Если же заказчик в проекте контракта, прилагаемого к документации о закупке, оставлял соответствующие графы пустыми или делал ссылку на Постановление № 1063, то это квалифицировалось контрольными органами как действие, содержащее признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ. Мнение ФАС России было основано на грамматическом толковании положений частей 5, 7 и 8 статьи 34 Закона № 44‑ФЗ, предусматривающих, что пеня/размер штрафа «устанавливается контрактом». Минэкономразвития России придерживалось аналогичной позиции (письма от 14 июля 2016 года № Д28и-1814, от 23 мая 2016 года № Д28и-1445).

А что же арбитражные суды? Некоторые поддержали позицию ФАС России и посчитали порядок определения размера штрафных санкций на основании ссылки на постановление Правительства РФ противоречащим положениям Закона № 44‑ФЗ [1] .

Существует и иная судебная практика: если условие контракта об ответственности сформулировано с отсылкой к Постановлению № 1063, то это не является нарушением требования пункта 4 статьи 34 Закона № 44‑ФЗ. Так, например, постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 апреля 2016 года № Ф01-568/2016, Ф01-705/2016 по делу № А79-3538/2015 оставлены в силе решение суда первой инстанции и определение суда апелляционной инстанции, признавшие согласованным условие об ответственности сторон контракта. Этот же вывод содержится в пункте 34 обзора судебной практики, утвержденного президиумом Верховного суда 28 июня 2017 года (далее — Обзор судебной практики).

Верховный суд отметил, что Постановление № 1063 опубликовано официально для общего ознакомления и находится в общем доступе (официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru 28 ноября 2013 года; журнал «Собрание законодательства Российской Федерации» от 2 декабря 2013 года, № 48). То есть все потенциальные участники аукционных процедур, а затем и лицо, с которым заключен контракт, имеют возможность определить, каким образом будет исчисляться размер штрафа в случае ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом.

Чтобы разрешить многолетний спор Правительство РФ радикально изменило правила игры. В новом Постановлении № 1042 штрафы заказчика представлены не в процентном выражении (как это было в Постановлении № 1063), а в виде фиксированной суммы от цены контракта (пункт 9 Постановления № 1042). Стоит заметить, что штрафы, рассчитанные по новым правилам, будут заметно меньше.

Так, раньше за нарушения в закупке на сумму до 3 миллионов рублей заказчика штрафовали на 2,5% от цены контракта. Например, при цене контракта в миллион рублей штраф составлял 25 тысяч рублей, теперь за нарушения по контракту с аналогичной суммой штраф составляет тысячу рублей. При этом не важно, заключает заказчик контракт на 20 тысяч или на 2,5 миллиона рублей, все равно за нарушения его оштрафуют на одну тысячу, поскольку и та, и другая цена контракта входит в диапазон до 3 миллионов рублей.

Следует отметить, что штрафы за ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, в соответствии с новым постановлением считаются либо от цены контракта, либо от цены этапа, если таковые установлены контрактом (пункт 3 и 4 Постановления № 1042). В Постановлении № 1063 такой градации предусмотрено не было и проценты штрафов были выше. Так, если цена контракта превышала 100 миллионов рублей, то штраф в соответствии со старыми правилами устанавливался в размере 0,5%. Теперь, начиная с 9 сентября, штрафы устанавливаются от 0,25 до 0,4%, в случае если цена контракта от 500 миллионов до 5 миллиардов рублей включительно.

В Постановлении № 1042 решен вопрос и о том, что делать, если факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, не имеет стоимостного выражения. В этой ситуации размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы. Например, в случае если поставщик, подрядчик, исполнитель вовремя не уведомил заказчика о смене реквизитов (а такая обязанность была предусмотрена контрактом), штраф устанавливается от 1 тысячи до 100 тысяч рублей в зависимости от цены контракта. Постановление № 1042 внесло ясность и в вопрос об установлении штрафов в случае, если контракт заключается на право заключения контракта: штрафы устанавливаются в процентах от начальной максимальной цены контракта.

Стоит отметить, что Правительство РФ снизило штрафы по контрактам для поставщиков, подрядчиков, исполнителей, которые являются субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными некоммерческими организациями. Теперь штрафы не превышают 3% цены контракта (этапа), и рассчитывать их нужно в особом порядке.

Кроме того, для поставщиков, подрядчиков, исполнителей появилась новая ответственность. Сейчас их могут оштрафовать за непривлечение к исполнению контракта субподрядчиков или соисполнителей из числа СМП, если заказчик установил такое требование. Раньше за несоблюдение такого условия постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2016 года № 1466 была прописана лишь гражданско-правовая ответственность исполнителя, но размер штрафа не был зафиксирован. По новым правилам, если поставщик по условиям контракта обязан привлечь соисполнителей из СМП и СОНО, но не сделал этого, — ему грозит штраф в размере 5% от объема такого привлечения.

Казалось бы, законодатель предусмотрел в Постановлении № 1042 все, что касается правил расчета ответственности, однако при ближайшем рассмотрении документа вновь возникают некоторые вопросы. Так, пунктами 3, 4, 5 Постановления № 1042 предусмотрено, что размер штрафа — 10% от цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 миллионов рублей, 5% — в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 до 50 миллионов рублей (включительно) и др. Возникает вопрос, каким будет размер штрафа, если цена контракта 3 миллиона рублей: 10%, так как в норме постановления закреплено включительно, или 5%, поскольку в документе указано от 3 миллионов рублей? Использование предлога «от» означает, что счет в данном случае начинается именно с 3 миллионов рублей. Подобные коллизии возникают и по другим нормам нового постановления. Очевидно, что их вновь предстоит решать судам.

Также постановление Правительства РФ № 1042 не урегулировало вопрос и о том, как рассчитывать неустойку в случае нарушения поставщиком, подрядчиком, исполнителем гарантийного обязательства? От какой суммы рассчитывать пеню? Можно ли применять положения о штрафах, когда невозможно определить стоимостное выражение?

Ранее Министерство финансов РФ в своем письме от 5 июня 2015 года № 02-04-10/32531 указало: «. к сожалению, положениями Закона № 44‑ФЗ не установлен порядок расчета пеней по гарантийным обязательствам. Следовательно, в рассматриваемом случае полагаем, что до внесения соответствующих изменений в положения Закона № 44‑ФЗ и постановление Правительства РФ от 25 ноября 2013 года № 1063 у заказчика нет возможности корректно сформировать размер пеней за просрочку гарантийного обязательства». Изменения внесены, а ответ на этот вопрос повис в воздухе.

Новые обстоятельства

Следующий момент, на котором мы заострим внимание, касается норм постановления Правительства РФ от 15 мая 2017 года № 570. Напомним: им были внесены изменения в акты Правительства РФ, в том числе и в Постановление № 1063. Так, для подрядчиков были определены дополнительные штрафы за ненадлежащее исполнение обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно, без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту. Размер такого штрафа установлен в размере 5% от стоимости указанных работ, однако условие о том, сколько раз можно штрафовать подрядчика, в документе не прописано. Свет на проблему пролил Верховный суд. В пункте 37 Обзора судебной практики установлено, что в случае совершения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) нескольких нарушений своих обязательств по государственному (муниципальному) контракту допустимо взыскание штрафа за каждый случай нарушения. При этом взыскать несколько штрафов возможно только в длящихся контрактах, то есть когда систематически поставщик (подрядчик, исполнитель) ненадлежаще исполняет контракт.

Идентичная норма закреплена в Постановлении № 1042, только теперь авторы документа прописали, что штрафы начисляются за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком, подрядчиком, исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом.

Вместе с тем, принимая во внимание функцию неустойки как меры ответственности, к обязанностям суда с учетом положений статьи 333 ГК РФ относится установление баланса между применяемой к нарушителю мерой ответственности и отрицательными последствиями, наступившими для кредитора в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства. В связи с этим при выявлении несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства, получения кредитором необоснованной выгоды, отсутствия негативных последствий нарушения обязательства, незначительности нарушений, устранения контрагентом выявленных недостатков неустойка может быть снижена судом в соответствии со статьей 333 ГК РФ по заявлению должника.

Кроме того, Постановлением № 1042 установлено, что общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за ненадлежащее исполнение заказчиком, а также поставщиком, подрядчиком, исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.

Как считать

Следующий интересный момент: исходя из какой цены контракта должен рассчитываться штраф, если до нарушения обязательств стороны договорились об изменении цены контракта? Вопрос возникает в связи с тем, что на практике у сторон часто возникает необходимость изменить цену, когда, к примеру, увеличивается или уменьшается количество товара, объем работ, услуг не более чем на 10%.

В письме от 12 декабря 2016 года № Д28и-3400 Минэкономразвития России разъяснило, что после внесения изменений в контракт начисление пеней и штрафов должно осуществляться с учетом внесенных изменений. То есть, если цена контракта на законных основаниях подвергалась изменениям сторонами, рассчитывать штрафные санкции надо исходя из новой цены контракта. В принципе все логично и понятно. Если штрафы зависят от цены контракта, то естественно, что при ее снижении или повышении меняется и размер штрафов.

Штрафы или пени?

За что заказчик может оштрафовать поставщика (подрядчика, исполнителя)? В большинстве случаев суды указывают на то, что в силу части 8 статьи 34 Закона № 44‑ФЗ штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых на себя обязательств, за исключением просрочки исполнения им таких обязательств (в том числе гарантийного обязательства). В случае если требование заказчика об уплате штрафа основывается только на факте нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) срока поставки товара (выполнения работ, оказания услуг), оснований для привлечения поставщика (подрядчика, исполнителя) к ответственности именно в форме штрафа нет. Судьи считают, что за просрочку исполнения обязательств должна начисляться пеня. Такое мнение озвучено в следующих делах: постановлении ФАС Центрального округа от 26 ноября 2015 года по делу № А09-1788/2015 и от 20 ноября 2015 года по делу № А68-10135/2014, постановлении ФАС Дальневосточного округа от 14 июля 2015 года по делу № А59-5655/2014, постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 10 июня 2015 года по делу № А70-9220/2014.

Суды сходятся во мнении, что взыскание штрафа должно обосновываться ненадлежащим исполнением условий контракта исключительно в части соответствия качества выполнения обязательств, предусмотренных контрактом. То есть говорить о «ненадлежащем исполнении обязательства» мы можем в тех случаях, когда поставщик (подрядчик, исполнитель) поставил некачественный товар, оказал некачественную услугу, некачественно исполнил работу, что в конечном итоге не позволило заказчику принять результат исполнения контракта вне зависимости от наличия или отсутствия просрочки исполнения обязательств.

Однако существует и несколько иная позиция судов. Так в постановлении Пятого арбитражного апелляционного суда от 28 апреля 2015 года по делу № А59-5655/2014 суд признал возможным применение штрафа, установленного в виде процента от цены контракта, если значительность просрочки исполнения привела к утрате интереса к исполнению контракта или к невозможности исполнения заказчиком встречного обязательства по оплате контракта в связи с закрытием бюджетного финансирования.

При этом суд указал на необходимость отражения в контракте названных обстоятельств в качестве самостоятельных оснований для взыскания штрафа, иначе к их числу будет относиться любое нарушение срока поставки, что недопустимо.

В связи с неоднозначностью судебной практики по данному вопросу заказчики подстраховываются тем, что зачастую выставляют поставщику (подрядчику, исполнителю) и штраф, и пени, а там уже пусть суд решает, какую ответственность нужно было применить.

[1] Решения Арбитражного суда Москвы от 16 марта 2015 года № А40-204392/2014, от 9 апреля 2015 года № А40-204396/2014, постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 7 августа 2015 года по делу № А59-5611/2014 и др.

Рассчитываем пени и штрафы по Закону № 44-ФЗ

Нарушение обязательств по договору всегда приводит к ущемлению интересов добросовестного контрагента – но если это касается государственных закупок, то пострадавшей стороной в итоге оказываются обычные граждане.

Поэтому способы расчета штрафов и пеней за нарушение государственных контрактов оговариваются законодателем отдельно, и сегодня этим целям служат Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утв. постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1063 (далее – Правила).

Рассмотрим на примерах, каким образом следует определять сумму неустойки и прописывать в государственном контракте раздел об ответственности сторон.

Ответственность заказчика

Пеня

Размер пени, которая взыскивается за просрочку исполнения обязательств заказчика, Правилами не урегулирован – поэтому ориентироваться нужно непосредственно на Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).

Часть 5 ст. 34 этого закона определяет размер неустойки как 1/300 от ставки рефинансирования за каждый день просрочки от не уплаченной в срок суммы (начиная со следующего дня после истечения срока исполнения обязательства по договору).

К примеру, если цена контракта составляет 500 тыс. руб., последний срок перечисления оплаты поставщику по контракту – 20 марта, а фактически деньги перечислены 31 марта (в полном объеме, без частичной оплаты), то расчет пени за весь период будет выглядеть следующим образом:

500 000 руб. x (1/300 x 8,25%) x 11 (количество дней с 21 марта по 31 марта) = 1512,5 руб.

Если вовремя было перечислено, допустим, только 200 тыс. руб., а остальная сумма (300 тыс. руб.) – с просрочкой, то расчет изменится соответствующим образом:

300 000 руб. x (1/300 x 8,25%) x 11 (количество дней с 21 марта по 31 марта) = 907,5 руб.

Размер пени не может быть изменен по согласованию сторон – ч. 5 ст. 34 Закона № 44-ФЗ не предусматривает такой возможности.

Штраф

Что касается штрафов за все прочие нарушения контракта заказчиком (помимо просрочки), то их размер должен устанавливаться непосредственно в контракте в виде фиксированной суммы. Причем Правила строго регламентируют размер штрафа в зависимости от цены контракта (п. 5 Правил).

Таблица 1. Размеры штрафа, взыскиваемого с заказчика в случае ненадлежащего исполнения им обязанностей по государственному контракту

Введены новые штрафы за неисполнение госконтрактов

Данным постановлением введены новые размеры штрафов за неисполнение заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по госконтракту.

По сравнению с прежними штрафами новые изменились по следующим направлениям:

1) штрафы теперь налагаются за каждый факт неисполнения обязательств, в то время как ранее санкции были предусмотрены за неисполнение контракта как таковое.

2) размеры штрафов снизились:

  • для заказчиков;
  • для отдельных категорий поставщиков;

3) введены новые штрафы для поставщиков.

Сравнение прежних и нынешних цифр приведено в таблице.

ТАБЛИЦА: «Сравнение старых и новых штрафов за неисполнение госконтрактов»

* Аналогичные новые штрафы предусмотрены для поставщиков по контрактам, заключенным с ними в связи с тем, что они предложили наиболее высокую цену за право его заключить.

** Аналогичные новые штрафы предусмотрены для поставщиков за неисполнение обязательств, не имеющих стоимостного выражения.

Помимо штрафов введен новый размер пени за просрочку исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем): вместо специальной формулы для ее расчета теперь установлена фиксированная пеня – 1/300 действующей на дату их уплаты ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему фактически исполненных обязательств.

Наконец, последнее изменение: введена оговорка о том, что общая сумма штрафов и пени, начисленных как поставщикам, так и для заказчикам, не может превышать цену контракта.

Документ включен в СПС «Консультант Плюс»

Штрафы для поставщиков по 44-ФЗ за неисполнение контракта

  • On 27.05.2018
  • 0 Комментарии
  • 44-ФЗ, ЕИС, Нарушения в закупках, СМП

В соответствии с постановлением от 30 августа 2017 года № 1042, введены новые правила формирования штрафных санкций в госзакупках. Теперь размер штрафа указывается непосредственно в контракте. Посмотрим, сколько поставщик заплатит в том или ином случае при ненадлежащем исполнении своих обязательств.

Штрафы: общий случай

Штраф представляет собой фиксированную величину в процентах:

  • от цены контракта;
  • от цены отдельного этапа, если таковые зафиксированы в контракте.

Общий подход таков: чем дороже стоит контракт, тем меньше процент штрафа от его цены. Такая взаимозависимость установлена для того, чтобы поставщикам было по силам уплатить штраф, и чтобы его сумма была соразмерна с допущенным нарушением.

Максимальный размер штрафа установлен для самых недорогих закупок стоимостью до 3 млн рублей и равен 10% от цены контракта. Минимальный штраф — 0,1% от стоимости — назначается при цене контракта более 10 млрд рублей. В следующей таблице представлены все ставки штрафа в зависимости от стоимости контракта.

Таблица 1. Штрафы для поставщиков, применяемые в общем случае

Надо отметить, что такая градация штрафов введена неспроста. В последнее время появляется все больше дорогих контрактов, стоимость которых оценивается миллиардами рублей. Они чаще всего заключаются в рамках целевых программ и приоритетных направлений экономического развития. Приведенная выше линейка штрафов позволяет:

  • защитить интересы заказчика в случае, когда поставщик не выполняет контракт или делает это ненадлежащим образом;
  • создать условия для того, чтобы штраф не привел к несостоятельности поставщика, допустившего нарушение при исполнении госконтракта.

Штрафы при проведении специальных закупок

Отдельная линейка штрафов предусмотрена для контрактов, которые заключены после проведения специальных закупок. Подразумеваются закупки, объявленные для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. Эта категория исполнителей госконтрактов поддерживается государством, что в том числе проявляется и через уменьшенные размера штрафов. Принцип сохраняется тот же — чем выше цена, тем меньше процент штрафа.

Как и в обычных закупках, процент штрафа устанавливается от цены контракта или отдельного этапа. Однако ценовых коридоров выделено гораздо меньше. Ознакомиться со штрафами для данной категории поставщиков можно в следующей таблице.

Штрафы по 44 ФЗ

Федеральный закон № 44 регулирует взаимоотношения заказчика и поставщика услуг. Он устанавливает обязанности обеих сторон, а в случае нарушения договоренностей предусмотрены штрафы по 44 ФЗ. В 2018 году законопроект подвергся значительным изменениям.

Основные изменения в 44 ФЗ в 2018 году: последняя редакция

Ненадлежащее исполнение сторонами условий контракта законодательно регулируется с 2013 года, когда проект был одобрен Госдумой. Последние правки в него внесли в 2018 году. Одним из главных новшеств стал переход на электронную форму закупок.

С 1 июля 2018 г. заказчики могут воспользоваться разными видами конкурсов, а уже с 1 января 2019 г. электронная форма станет единственно возможной. Это делает заключение контрактов проще и прозрачнее, но участники тендеров будут обязаны проходить аккредитацию и регистрацию в Единой информационной системе.

Введение электронной формы закупок предполагает дополнительные изменения в законопроект:

  • обеспечение заявки будет осуществляться не только с использованием денежных средств, но и по банковской гарантии (нововведение позволяет увеличить число участников конкурса);
  • обеспечение не будет требоваться, если сумма начальной максимальной цены контракта не превышает 5 млн. руб. Если она колеблется в пределах от 5 до 20 млн., требуется внести гарантию от 0.5 до 1% от начальной стоимости. Если максимальная цена превышает 20 млн., обеспечение может составить до 5%;
  • следующее требование касается внесения обеспечения. Участников торгов обязали направлять средства на специальные счета, которые должны быть открыты в банках для этих целей. Каждый счет может использоваться только для одного контракта.

Неприятным нововведением станет то, что операторы электронных площадок будут наделены правом взимания средств за участие в госзакупках. До этого участие в торгах было бесплатным.

Какие бывают штрафы по 44 ФЗ

Далеко не всегда участники тендеров действуют строго в рамках установленных законодательством правил. Часто встречаются случаи, когда сами заказчики или поставщики услуг не выполняют взятые обязательства.

В этом случае КоАП (Кодекс об административных нарушениях) предусматривает пени и некоторые другие административные взыскания в отношении нарушителя. Встречаются два наиболее распространенных вида нарушений:

  • неполное исполнение условий контракта, за что заказчик вправе требовать неустойку (товар либо услуга не совпадает с тем, что было указано в договоре);
  • срыв сроков исполнения, за что также накладывается взыскание (если просрочка произошла по вине поставщика, а не заказчика).

Размеры штрафов устанавливают в зависимости от степени нарушения.

Ответственность за нарушение условий контракта

Поставщики обязаны в полной мере соблюдать условия, которые указаны в договоре. Не допускаются отклонения, поскольку они считаются нарушением. Расчет суммы штрафа происходит в процентном соотношении от стоимости самого тендера или применяются фиксированные взыскания.

Незащищенной до последних изменений в законодательстве оставалась сфера государственных торгов. Согласно поправкам теперь предусмотрена ответственность для:

  • должностных лиц официальных ведомств;
  • специализированных компаний;
  • лиц, включенных в состав комиссии по реализации государственных закупок;
  • операторов электронных площадок;
  • всех участников сделки.

Нарушения суммируются, и сумма штрафа растет. Возможно расторжение контракта в случае несоблюдения его условий.

Штрафы для заказчиков

Нарушения встречаются не только со стороны поставщиков товаров или услуг, но и среди заказчиков, хотя и реже. Чаще всего происходят следующие несоблюдения установленных правил:

  • неверный выбор способа определения исполнителя контракта;
  • неправильная форма осуществления тендера;
  • несоблюдение срока возврата средств, направленных на обеспечение торгов.

Минимальный штраф для должностных лиц составляет 5 тыс. руб. и может достигать нескольких сотен тысяч рублей для юридических лиц.

Штрафы для поставщиков

Наиболее крупный штраф предусмотрен для тех поставщиков, которые отказываются от подписания договора, если при этом объект контракта – оборонные товары, не имеющие аналогов, или поставщик – единственный, кто может обеспечить поставку товаров для оборонки в нужном объеме.

В этом случае штрафы устанавливают для должностных и для юридических лиц. Предприятию или компании придется заплатить до 1 млн. руб.

Поставщик обязан предоставить именно те товары, о которых идет речь в договоре. Например, нельзя передавать заказчику изделия, год которых отличается от установленного контрактом. В зависимости от тяжести нарушения предусмотрен штраф в размере от 5 до 15% от стоимости невыполненных обязательств.

Наказание за срыв сроков

На общую сумму штрафных санкций влияет длительность срыва сроков. За каждый день просрочки поставщику придется заплатить неустойку.

Если задержка составляет менее 2 суток, начисляется пеня в размере 3 тыс. руб. (кроме оборонных заказов, где даже за незначительную просрочку придется заплатить 30 тыс.).

В дальнейшем сумма взыскания будет расти. Закону обязаны следовать операторы электронных площадок, которым за несоблюдение периода блокировки назначат штраф в 15 тыс. руб.

Таблица штрафов по 44 ФЗ с изменениями 2018 года

За несоблюдение установленных законом правил и заказчику и поставщику услуг грозят серьезные санкции. Ознакомьтесь с полным перечнем взысканий, который включает таблица штрафов по 44 ФЗ с изменениями этого года.

Скачать официальный текст закона №44

Чтобы не оказаться в ситуации, в которой будут наложены штрафные санкции, необходимо следовать законодательным нормам и следить за последними изменениями редакций проекта. Для этого предлагаем скачать официальный текст закона №44.

Как оплатить штраф по 44 ФЗ

Заказчик, который не удовлетворен исполнением контракта (нарушены условия, сорваны сроки), имеет право обратиться в суд с требованием взыскать с поставщика неустойку. Сделать это нужно до истечения срока давности (3 года). Суд принимает решение, согласно которому нарушителя штрафуют, и выносит постановление о переводе на счет заказчика установленной суммы.

Федеральный закон №44 в полной мере регламентирует обязанности обеих сторон, участвующих в закупках. Нарушение установленных правил чревато внушительными денежными санкциями, как для заказчика, так и для поставщика.

Новые правила расчёта пеней и штрафов по государственным контрактам

С 9 сентября 2017 года правила, по которым начисляют штрафы и пени заказчики по 44-ФЗ, действуют согласно Постановлению Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042. Разберемся с новыми правилами и приведем отдельные примеры сложившейся к настоящему времени практики их применения.

Нужны качественные знания и удостоверение о повышении квалификации? Регистрируйтесь на онлайн курс « Повышение квалификации по программе «Управление государственными и муниципальными закупками по 44-ФЗ», 120 ак.часов ». Программа разработана на основе требований профстандарта «Специалист в сфере закупок» Условие об ответственности сторон является существенным и должно быть согласовано между сторонами контракта. Исключение составляют случаи, определенные ч. 15 ст. 34 для отдельных оснований закупок у единственного поставщика.

В качестве меры ответственности для сторон контракта за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств предусматривается взыскание неустойки в 2 формах: штраф и пени.

Ответственность заказчиков и поставщиков в виде пени устанавливается за нарушение сроков исполнения контрактных обязательств в размере 1/300 действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от неуплаченной в срок суммы.

Пени рассчитывайте по следующей формуле:

Пени = Цена контракта х (1/300 х Размер ключевой ставки) х количество дней просрочки

Минфин РФ в письме от 13.04.2016 № 02-04-06/21780 разъяснил, что пени начисляются за каждый календарный день просрочки, включая выходные и праздничные дни, начиная со дня, следующего после дня истечения срока исполнения обязательства по контракту.

Начислять пени в размере, превышающем 1/300 ключевой ставки недопустимо (см. решение, предписание Омского УФАС от 16.10.2017 № 03.10.1/279-2017).

В случае если поставщик выполнил обязательства не полностью, размер пени уменьшается на сумму, пропорциональную объему исполненных поставщиком обязательств. При расчете количества дней просрочки следует исключить дни, потребовавшиеся заказчику для приемки (оформления ее результатов) поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, если иное не предусмотрено контрактом (Письмо Минфина России от 07.11.2017 № 24-03-08/73293).

Штраф устанавливается за нарушение иных контрактных обязательств, не связанных со сроками, напрмиер, за каждый факт неисполнения сторонами обязательств по контракту. Постановлением Правительства РФ № 1042 установлены фиксированные суммы штрафа. Рассмотрим их разновидности.

Штрафы для заказчика

За каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

  • 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);
  • 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
  • 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
  • 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Расчитывать штраф следует от цены контракта, а не от начальной (максимальной) цены такого контракта (решение и предписание Кемеровского УФАС от 28.11.2017 по делу № 828/3-2017).

Обратите внимание, что независимо от того, заключен ли контракт на 30 000 рублей или на 300 000 рублей, или даже на 3 000 000 рублей размер штрафа будет 1 000 рублей.

Штрафы для поставщика

За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

  • 10% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
  • 5% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
  • 1% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
  • 0,5% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно);
  • 0,4% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 500 млн. рублей до 1 млрд. рублей (включительно);
  • 0,3% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 1 млрд. рублей до 2 млрд. рублей (включительно);
  • 0,25% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 2 млрд. рублей до 5 млрд. рублей (включительно);
  • 0,2% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 5 млрд. рублей до 10 млрд. рублей (включительно);
  • 0,1% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) превышает 10 млрд. рублей.

Из этой линейки штрафов выбирайте соответствующий цене вашего контракта. В ситуациях, когда заказчик прописывает все возможные штрафы, даже с пояснением, что исключит из условий все, кроме общих штрафов на поставщика, когда направит контракт победителю, такие действия заказчика признаются нарушением требований контрактного законодательства (решение Омского УФАС от 23.11.2017 № 03-10.1/298-2017).

Штрафы для поставщика — СМП или СОНО

Особые условия ответственности установлены для случаев заключения контракта с СМП/СОНО.

За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом по результатам закупку у СМП/СОНО, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

  • 3% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
  • 2% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно);
  • 1% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно).

Обратите внимание, что, если вы провели закупку на общих основаниях, а выиграл участник, являющийся СМП/СОНО, тем не менее контракт заключается на условиях объявленной закупки, без изменения условий о штрафах для СМП/СОНО.

Аналогична и ситуация, если объявленная закупка для СМП/СОНО не состоялась из-за признания только 1 заявки соответствующей требованиям и последующего заключения контакта по п. 25 ч. 1 ст. 93 у единственного поставщика, штрафы должны быть прописаны в соответствии с условиями несостоявшейся закупки по п.4 Постановления Правительства РФ № 1042 для субъектов СМП/СОНО (решение Ивановского УФАС от 23.10 2017 № 07–15/2017–189).

Штрафы для поставщика, предложившего наиболее высокую цену за право заключить контракт

За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки, предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

  • 10% начальной (максимальной) цены контракта (далее — НМЦК) в случае, если НМЦК не превышает 3 млн. рублей;
  • 5% НМЦК в случае, если НМЦК составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
  • 1% НМЦК в случае, если НМЦК составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно).

Данные положения применяются только в случае проведения электронного аукциона с так называемым переходом через «0». Соответственно, при проведении аукциона следует уже в проект контракта включать рассматриваемые условия, поскольку заказчик никогда заранее не знает, как сложится ситуация, будут ли участники закупок снижаться до «0». Более того, в отсутствии соответствующих условий антимонопольные органы указывают заказчикам на нарушение требований контрактного законодательства (решение Челябинского УФАС от 30.10.2017 № 732-ж/2017).

Штрафы для поставщика за ненадлежащее исполнение обязательства, которое не имеет стоимостного выражения

За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

  • 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
  • 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
  • 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
  • 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Штраф устанавливается от цены контракта. В контракте должны быть выделены соответствующие обязательства, не имеющие стоимостного выражения, нарушение которых будет являться основанием для применения установленных штрафов. Это могут быть обязательства предоставить соответствующие товаросопроводительные документы, требования к доставке товара, требования о непревышении допустимого уровня брака и пр. При отсутствии в контракте соответствующих мер ответственности за нарушение обязательств, не имеющих стоимостного выражения (при их наличии), заказчика могут оштрафовать за утверждение документации с нарушением требований контрактного законодательства (см. решение Челябинского УФАС от 20.10.2017 по делу № 713-ж/2017).

Постановлением Правительства РФ № 1042 установлены также специальные штрафы для участников закупки за невыполнение отдельных видов требований:

  • Штраф за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту устанавливается в размере 5% стоимости указанных работ.
  • Штраф для поставщика, взыскиваемый в случае если в соответствии с ч.6 ст. 30 контрактом предусмотрено условие о гражданско-правовой ответственности за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП (СОНКО) — устанавливается в размере 5% объема такого привлечения, установленного контрактом.

При описании условий о применении мер ответственности для сторон по контракту, необходимо, помимо прочего, установить условие о том, что общая сумма неустойки не может превышать цену контракта. Отсутствие такого условия расценивается контрольными органами как нарушение требований законодательства о контрактной системе (решение Челябинского УФАС от 03.11.2017 по делу № 257-ВП/2017).

Рассмотренные выше меры ответственности для сторон по контракту требуют от заказчика тщательной проработки проекта контракта, анализа соответствующих условий привлечения к ответственности за неисполнение, ненадлежащее исполнение контрактных обязательств. Заказчику следует прописывать в контракте все особенности применения неустойки. Указание простой отсылки на применение законной неустойки свидетельствует о ненадлежащем исполнении заказчиками своей обязанности по соблюдению требований контрактного законодательства (решение Омского УФАС от 15.11.2017 № 03–10.1/295–2017).

В завершении следует также отметить, что при заключении отдельных контрактов, имеющих специальное нормативное регулирование, заказчику следует руководствоваться соответствующими нормативными актами. Так, например, при заключении договора энергоснабжения устанавливается неустойка, определенная абз. 8 ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике». Данная позиция изложена в том числе в Обзоре судебной практики, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016. Аналогично, при заключении договора на оказание услуг по ОСАГО неустойка устанавливается в соответствии с п. 21 ст.12 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», а не в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе и Постановление Правительства РФ № 1042.