Статья 33 закона об охране здоровья граждан

Статья 33 вступает в силу с 1 января 2017 г.

Внести в Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2013, N 27, ст. 3459, 3477; N 30, ст. 4038; N 48, ст. 6165) следующие изменения:

1) пункт 6 части 4 статьи 13 после слов «федеральных органов исполнительной власти» дополнить словами «и федеральных государственных органов»;

а) часть 3 после слов «федеральным органам исполнительной власти» дополнить словами «и федеральным государственным органам»;

б) часть 4 после слов «федеральными органами исполнительной власти» дополнить словами «и федеральными государственными органами»;

в) часть 6 после слов «в федеральных органах исполнительной власти» дополнить словами «и федеральных государственных органах»;

3) часть 2 статьи 61 после слов «в федеральных органах исполнительной власти» дополнить словами «и федеральных государственных органах».

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Внести в статью 15 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2013, N 48, ст. 6165; 2014, N 49, ст. 6927) следующие изменения:

1) пункт 3 части 7 признать утратившим силу;

2) в пунктах 1 и 2 части 10 слова «по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти» исключить;

3) дополнить частью 13 следующего содержания:

«13. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья, предусмотренные настоящим Федеральным законом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».».

Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323-ФЗ ст 33 (ред. от 03.08.2018)

Статья 33. Первичная медико-санитарная помощь

1. Первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.

2. Организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях, с учетом положений статьи 21 настоящего Федерального закона.

3. Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием.

4. Первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами).

5. Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь.

6. Первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.

7. В целях оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не сопровождающихся угрозой жизни пациента и не требующих экстренной медицинской помощи, в структуре медицинских организаций могут создаваться подразделения медицинской помощи, оказывающие указанную помощь в неотложной форме.

Статья 33. Отказ от медицинского вмешательства

Гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 настоящих Основ.

При отказе от медицинского вмешательства гражданину или его законному представителю в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия. Отказ от медицинского вмешательства с указанием возможных последствий оформляется записью в медицинской документации и подписывается гражданином либо его законным представителем, а также медицинским работником.

При отказе родителей или иных законных представителей лица, не достигшего возраста, установленного частью второй статьи 24 настоящих Основ, либо законных представителей лица, признанного в установленном законном порядке недееспособным, от медицинской помощи, необходимой для спасения жизни указанных лиц, больничное учреждение имеет право обратиться в суд для защиты интересов этих лиц.

Скачать ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН (утв- ВС РФ 22-07-93 5487-I) (ред от 07-12-2011) (2018) Актуально в 2018 году

Читать далее:

  • Рубрикатор
  • Федеральное законодательство
  • Региональное законодательство
  • Налоговый учет
  • Бухгалтерский учет
  • Кадровое делопроизводство
  • Производственный календарь 2017
  • Образец договора дарения
  • Сервисы
  • Формы документов
  • Юридический словарь
  • Cоглашение о разделе имущества супругов
  • План счетов
  • Курсы, ставки, индекс
  • Правила бух. учета
  • Как оформить загранпаспорт
  • Навигация и возможности
  • Помощь
  • Поиск
  • Вступление в наследство по завещанию
  • Как получить материнский капитал
  • Как получить паспорт на квартиру
  • Как оформить развод
  • Образец нового полиса ОМС
  • О сайте
  • О системе
  • Условия использования сайта
  • Технические требования
  • Статьи и обзоры
  • Документы для открытия ИП
  • Регистрация граждан

Сайт использует файлы cookie.Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
© 2010—2018. Справочно-правовая система «ЗаконПрост».

Статья 33. Отказ от медицинского вмешательства. Закон об охране здоровья граждан

В отношениях между пациентами и медицинским учреждением возникают самые разные взаимоотношения. В некоторых ситуациях больные отказываются от медицинского вмешательства. Какие права имеет каждый гражданин, как правильно оформить отказ от медицинского вмешательства, в каких случаях это сделать невозможно — все это подробно прописано в Федеральном законе № 323 «Об основах охраны здоровья граждан». В статье более детально рассмотрим, кто может подписать отказ, в каких случаях медики могут действовать без согласия пациента, и другие вопросы.

Добровольный отказ от медицинского вмешательства

Федеральный закон в статье 20 подробно описывает категории и группы лиц, которые имеют право отказаться от помощи медиков. Право на отказ оглашает статья 33-я закона. Итак, подписать отказ могут:

  • Сами потенциальные пациенты.
  • Законные представители потенциальных пациентов.

В вышеуказанном законе во всех деталях рассматриваются те группы лиц, за кого отказ от медицинского вмешательства имеют право подписать их законные представители. В эти категории включаются:

  • Несовершеннолетние лица до 15-летнего возраста, наркозависимые до 16-летнего возраста.
  • Несовершеннолетние лица до 18-летнего возраста, которые нуждаются в пересадке тканей и человеческих органов.
  • Недееспособные граждане РФ, не способные самостоятельно выражать свою волю.
  • Несовершеннолетние подростки, страдающие наркозависимостью, в момент прохождения освидетельствования или оказания необходимой наркологической помощи.

Защита здоровья пациентов

В медицинской практике встречались случаи, когда законные опекуны, подписывая отказ от медицинского вмешательства, подвергали жизнь пациента рискам, которые угрожали жизни, приводили к гибели. Чтобы избежать подобных ситуаций, в Федеральном законе об охране здоровья граждан четко прописаны критерии, которые дают разрешение на подписание законными представителями отказа от вмешательства медиками.

Если возникает необходимость в подписании отказа от вмешательства, которое, возможно, спасет жизнь пациента, законные представители недееспособного пациента обязаны известить об этом органы опеки. Как только отказ будет оформлен и подписан, сразу же на следующий день информация должна дойти до соответствующих инстанций.

Несмотря на принятое решение законных опекунов, лечащий доктор, дабы спасти жизнь пациента, имеет в некоторых исключительных случаях право обратиться в суд, оспорить отказ.

От чего можно отказаться

Перед проведением какого-либо медицинского вмешательства доктор обязан получить от пациента информированное добровольное согласие на любые манипуляции. Подписывается этот документ сразу при первом обращении в медицинское учреждение. Несмотря на это, на любом из этапов лечения больной имеет право написать отказ от медицинского вмешательства. Пункты 9 и 10 министерского Приказа № 1177н (о подписании информированного согласия) уточняют, что отказ может быть оформлен в двух формах:

  • Пациент полностью отказывается от любых медицинских услуг.
  • Пациент частично отказывается от какой-либо конкретной услуги медиков.

Не следует забывать, что положения эти распространяются не только на бесплатные лечебные учреждения, где соблюдаются все условия Программы государственных гарантий, но также на все медицинские заведения, которые осуществляют лечебную легальную практику.

Отказ от медицинского вмешательства: образец

Каждый гражданин (пациент лечебного учреждения) имеет право на самостоятельное принятие решения о полном либо частичном отказе от вмешательства медиков в свое здоровье.

Вы имеете право написать отказ от операции, от переливания крови. Выбирая полный отказ от вмешательства, гражданин фактически прекращает любые виды сотрудничества с данным медицинским учреждением. С этого мгновения медицинские сотрудники снимают с себя ответственность за здоровье и даже жизнь пациента.

Перед тем как пациент подпишет отказ, лечащий врач должен подробно информировать его обо всех возможных результатах и последствиях принятого решения. На специальном бланке в доступной для обыденного понимания форме излагаются все осложнения, вероятность смерти, другие варианты исхода отказа.

Для оформления отказа Министерством был разработан специальный бланк, где подробно расписаны все важные положения (образец смотрите на фото).

Подписывая данный документ, пациенты или их законные представители должны четко осознавать вероятные последствия, осложнения и возможный летальный исход.

Оформление отказа

Оформление отказа от медицинского вмешательства осуществляется путем составления документа, бланк которого обязаны предоставить работники поликлиники, медицинского учреждения. Оформленный в письменном виде отказ приобщается в медицинскую документацию больного.

Право на данный отказ подтверждает статья 33-я Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан».

Подробные Положения о даче Информированного добровольного согласия, а также на отказ от вмешательства прописаны в приказе № 1177н Минздрава РФ.

Установленные правила, а также образцы бланков распространяются именно на те медицинские учреждения, которые поддерживают Программу государственных гарантий. Платные организации не являются участниками этой программы, они имеют право использовать собственные разработанные бланки. Однако учитывать положения Закона № 323 они просто обязаны. Любая практикующая медицинская организация должна соблюдать ст. 33 «Отказ от медицинского вмешательства» и заполнять всю необходимую документацию.

Невозможность отказа

Хорошее здоровье — главнейший показатель комфортной жизни любого человека. Именно поэтому относиться к нему нужно с особой ответственностью. К сожалению, часто приходится прибегать к медицинскому вмешательству. Лучший вариант, когда пациент может самостоятельно выбрать клинику, доктора, которому полностью доверяет свое здоровье и даже жизнь. Но бывают случаи, когда пациенты не способны принимать самостоятельных добровольных решений.

Закон № 323 подробно излагает ситуации, когда отказ от вмешательства медиков просто недопустим, рассматриваются варианты и положения, когда медицинские услуги должны и могут оказываться без подписания согласия.

Вмешательство без согласия пациента

В статье 34 прописываются положения, когда медицинское вмешательство оказывается без согласия пациента. Госпитализация, изоляция, наблюдение или медицинское освидетельствование допускается по отношению к тем, кто страдает заболеваниями, опасными для окружающих, психическими расстройствами, совершившими опасные для общества деяния.

Также не требуется согласие пациента в таких случаях:

  • Когда жизнь пациента под угрозой, он находится в экстренно-тяжелом состоянии и не может выражать свои желания, необходима экстренная помощь.
  • Требуется экстренная помощь, а законных представителей нет рядом.
  • При наличии заболеваний, которые подвергают здоровье и жизнь окружающих опасности. Сюда относятся различные вирусные лихорадки, ВИЧ, гепатиты В, С, дифтерия, лепра, педикулез, малярия, половые инфекции, мелиоидоз и сап, туберкулез, сибирская язва, чума, холера.
  • Серьезные тяжелые психические расстройства.
  • При судебно-медицинских экспертизах, а также судебно-психиатрических.
  • При совершении лицом преступления.

Решение о любом медицинском вмешательстве без открытого согласия пациента принимает лечащий доктор либо консилиум докторов. На это дает право законодательство РФ. Если невозможно провести консилиум, а лечащий доктор не желает брать на себя ответственность, решение о необходимости вмешательства может принять суд.

Платные услуги, оказываемые медучреждениями

В 2012 году были узаконены платные услуги, предоставляемые медиками. Именно поэтому современные клиники предлагают пациентам целый спектр услуг за плату. Пациент, заключивший договор на оказание платных медицинских услуг, на основании закона в любой момент имеет право его расторгнуть. Но в этом случае пациент должен оплатить расходы, которые понесла медицинская организация на момент исполнения условий договора.

Если пациент полностью удовлетворен оказываемыми услугами, договор остается в силе, то после полного лечения медицинская организация выдает на руки все документы: копию Договора, заключения врачей, выписки об оказываемых услугах.

В любой платной клинике доктор обязан информировать пациентов о том, что по действующей Программе государственных гарантий услуги могут быть предоставлены в поликлинике бесплатно. Больные должны знать об альтернативном лечении.

Право пациентов на информацию о состоянии собственного здоровья — статья 31

Закон об охране здоровья граждан дает право каждому пациенту получать полную информацию о состоянии собственного здоровья. Это прописано в статье 31 Закона. Под информацией подразумеваются сведения о наличии заболевания, о результатах обследования, диагнозе, прогнозе, рисках, связанных с лечением, всевозможных вариантах вмешательства, последствиях, а также результатах лечения.

Информацию может получить сам пациент. Если больному не исполнилось 15 лет или гражданин недееспособен, то информацию имеют право забрать законные представители от лечащего врача, заведующего отделением, других специалистов, участвующих в обследовании.

Каждый пациент, ознакомившись с документами, где отражается состояние его здоровья, может получить по ним консультацию у других специалистов. По требованию гражданин может получить копии всех своих медицинских документов.

Вся информация по состоянию здоровья фиксируется в медицинской документации, является врачебной тайной и не может предоставляться третьим лицам без внушительных оснований, которые прописаны в статье 61.

Согласие на вмешательство — статья 32

Закон об охране здоровья граждан в статье 32 повествует о необходимости взятия с пациента перед любым медицинским вмешательством информированного добровольного согласия.

В случаях если больной находится в состоянии, когда невозможно выразить собственную волю, а вмешательство крайне необходимо, вопрос решается на консилиуме или непосредственно лечащим врачом, после чего уведомляются должностные лица медицинского учреждения.

За несовершеннолетних лиц до 15 лет, а также недееспособных граждан информированное согласие подписывают их законные представители. При их отсутствии решение также принимается консилиумом либо лечащим врачом.

Важно учитывать

Рассмотрев основные законодательные акты об отказе на медицинское вмешательство, можно сделать главные выводы, что пациент имеет право на:

  • Получение медицинской помощи, которая будет ему оказана в любом экстренном случае.
  • Самостоятельный выбор лечебного медицинского учреждения, а также на отказ в силу любых обстоятельств от медицинского вмешательства.
  • На получение бесплатных медицинских услуг в рамках программы Госгарантий и на альтернативные платные услуги.

Российские граждане, независимо от местонахождения, имеют право получить медицинскую помощь на всей территории РФ по полису ОМС.

Статья 33 закона об охране здоровья граждан

ВЕРХОВНАЯ РАДА УКРАИНЫ

Основы законодательства Украины о здравоохранении

Каждый человек имеет естественное неотъемлемое и непреложное право на охрану здоровья. Общество и государство ответственны перед современным и будущими поколениями за уровень здоровья и сохранение генофонда народа Украины, обеспечивают приоритетность здравоохранения в деятельности государства, улучшение условий труда, обучения, быта и отдыха населения, решение экономических проблем, совершенствование медицинской помощи и внедрение здорового образа жизни.

Основы законодательства Украины о здравоохранении определяют правовые, организационные, экономические и социальные начала здравоохранения в Украине, регулируют общественные отношения в этой области в целях обеспечения гармоничного развития физических и духовных сил, высокой трудоспособности и долголетней активной жизни граждан, устранения факторов, вредно воздействующих на их здоровье, предупреждения и снижения заболеваемости, инвалидности и смертности, улучшения наследственности.

Раздел 1. Основные положения

Статья 1. Законодательство Украины о здравоохранении

Законодательство Украины о здравоохранении базируется на Конституции Украины и состоит из настоящих Основ и иных принятых в соответствии с ними актов законодательства, регулирующих общественные отношения в области здравоохранения.

Статья 2. Международные договоры Украины в области здравоохранения

Если международным договором, в котором принимает участие Украина, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Украины о здравоохранении, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Понятия и термины, применяемые в законодательстве о здравоохранении

В настоящих Основах и иных актах законодательства о здравоохранении основные понятия-имеют следующие значения:

здоровье — состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов;

здравоохранение — система мер, направленных на обеспечение сохранения и развития физиологических и психологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности человека при максимальной биологически возможной индивидуальной продолжительности жизни;

учреждения здравоохранения — предприятия, учреждения и организации, задачей которых является обеспечение разнообразных потребностей населения в области здравоохранения путем предоставления медико-санитарной помощи, включая широкий спектр профилактических и лечебных мероприятий или услуг медицинского характера, а также выполнение иных функций на основе профессиональной деятельности медицинских работников;

медико-санитарная помощь — комплекс специальных мероприятий, направленных на содействие улучшению здоровья, повышение санитарной культуры, предупреждение заболеваний и инвалидности, на раннюю диагностику, помощь лицам с острыми и хроническими заболеваниями и реабилитацию больных и инвалидов.

Содержание других понятий и терминов определяется законодательством Украины и специальными словарями понятий и терминов Всемирной организации здравоохранения.

Статья 4. Основные принципы здравоохранения

Основными принципами здравоохранения в Украине являются:

признание здравоохранения приоритетным направлением деятельности общества и государства, одним из главных факторов выживания и развития народа Украины;

соблюдение прав и свобод человека и гражданина в области здравоохранения и обеспечение связанных с ними государственных гарантий;

гуманистическая направленность, обеспечение приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, групповыми или индивидуальными интересами, повышенная медико-социальная защита наиболее уязвимых слоев населения;

равноправие граждан, демократизм и общедоступность медицинской помощи и других услуг в области здравоохранения;

соответствие задачам и уровню социально-экономического и культурного развития общества, научная обоснованность, материально-техническая и финансовая обеспеченность;

ориентация на современные стандарты здоровья и медицинской помощи, сочетание отечественных традиций и достижений с мировым опытом в области здравоохранения;

предупредительно-профилактический характер, комплексный социальный, экологический и медицинский подход к здравоохранению;

многоукладность экономики здравоохранения и многоканальность ее финансирования, сочетание государственных гарантий с демонополизацией и поощрением предпринимательства и конкуренции;

децентрализация государственного управления, развитие самоуправления учреждений и самостоятельности работников здравоохранения на правовой и договорной основе.

Статья 5. Охрана здоровья — общая обязанность общества и государства

Государственные, общественные или другие органы, предприятия, учреждения, организации, должностные лица и граждане обязаны обеспечить приоритетность здравоохранения в собственной деятельности, не причинять ущерба здоровью населения и отдельных лиц, в пределах своей компетенции предоставлять помощь больным, инвалидам и пострадавшим от несчастных случаев, способствовать работникам органов и учреждений здравоохранения в их деятельности, а также исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством о здравоохранении.

Раздел II. Права и обязанности граждан в области
здравоохранения

Статья 6. Право на охрану здоровья

Каждый гражданин Украины имеет право на охрану здоровья, предусматривающее:

а) жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилье, медицинский уход, социальное обслуживание и обеспечение, необходимый для поддержания здоровья человека;

б) безопасную для жизни и здоровья окружающую природную среду;

в) санитарно-эпидемическое благополучие территории и населенного пункта, где он проживает;

г) безопасные и здоровые условия труда, обучения, быта и отдыха;

д) квалифицированную медико-санитарную помощь, включая свободный выбор врача и учреждения здравоохранения;

е) достоверную и своевременную информацию о состоянии своего здоровья и здоровья населения, включая существующие и возможные факторы риска и их степень;

є) участие в обсуждении проектов законодательных актов и внесение предложений по формированию государственной политики в области здравоохранения;

ж) участие в управлении здравоохранением и проведении общественной экспертизы по этим вопросам в порядке, предусмотренном законодательством;

з) возможность объединения в общественные организации в целях содействия здравоохранению;

и) правовую защиту от любых незаконных форм дискриминации, связанных с состоянием здоровья;

і) возмещение причиненного здоровью ущерба;

ї) обжалование неправомерных решений и действий работников, учреждений и органов здравоохранения;

й) возможность проведения независимой медицинской экспертизы в случае несогласия гражданина с заключениями государственной медицинской экспертизы, применения к нему мер принудительного лечения и в других случаях, когда действиями работников здравоохранения могут быть ущемлены общепризнанные права человека и гражданина.

Законодательством Украины могут быть определены и иные права граждан в области здравоохранения.

Гражданам Украины, находящимся за границей, гарантируется право на охрану здоровья в формах и объеме, предусмотренных международными. договорами, в которых принимает участие Украина.

Статья 7. Гарантии права на охрану здоровья

Государство согласно Конституции Украины гарантирует всем гражданам реализацию их прав в области здравоохранения путем:

а) создания разветвленной сети учреждений здравоохранения;

б) организации и проведения системы государственных и общественных мероприятий по охране и укреплению здоровья,

в) предоставления всем гражданам гарантированного уровня медико-санитарной помощи в объеме, устанавливаемом Кабинетом Министров Украины;

г) осуществления государственного и возможности общественного контроля и надзора в области здравоохранения;

д) организации государственной системы сбора, обработки и анализа социальной, экологической и специальной медицинской статистической информации;

е) установления ответственности за нарушение прав и законных интересов граждан в области здравоохранения.

Статья 8. Государственная защита права на охрану здоровья

Государство признает право каждого гражданина Украины на охрану здоровья и обеспечивает его защиту.

В случае нарушения законных прав и интересов граждан в области здравоохранения соответствующие государственные, общественные или другие органы, предприятия, учреждения и организации, их должностные лица и граждане обязаны принять меры по восстановлению нарушенных прав, защите законных интересов и возмещению причиненного ущерба. Судебная защита права на охрану здоровья осуществляется в порядке, установленном законодательством.

Статья 9. Ограничения прав граждан, связанные с состоянием их здоровья

На основаниях и в порядке, предусмотренных законами Украины, граждане могут быть признаны временно или постоянно не пригодными по состоянию здоровья к профессиональной или иной деятельности, связанной с повышенной опасностью для окружающих, а также с выполнением определенных государственных функций.

Применение принудительных мер медицинского характера в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния, ограничение прав других граждан в виде принудительного медицинского осмотра или принудительной госпитализации, а также в связи с проведением карантинных мероприятий допускается только на основаниях н в порядке, предусмотренных законами Украины.

Решения об ограничениях прав граждан, связанных с состоянием их здоровья, могут быть обжалованы в судебном порядке.

Статья 10. Обязанности граждан в области здравоохранения

Граждане Украины обязаны:

а) заботиться о своем здоровье и здоровье детей, не вредить здоровью других граждан;

б) в предусмотренных законодательством случаях проходить профилактические медицинские осмотры и делать прививки;

в) оказывать неотложную помощь другим гражданам, находящимся в угрожающем для их жизни и здоровья состоянии;

г) исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством о здравоохранении.

Статья 11. Права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Украины, пользуются такими же правами и несут такие же обязанности в области здравоохранения, как и граждане Украины, если иное не предусмотрено международными договорами или законодательством Украины.

Права и обязанности в области здравоохранения иностранных граждан и лиц без гражданства, временно находящихся на территории Украины, определяются законодательством и соответствующими международными договорами.

Раздел III. Основы организации здравоохранения

Статья 12. Здравоохранение — приоритетное направление государственной деятельности

Здравоохранение — одно из приоритетных направлений государственной деятельности. Государство формирует политику здравоохранения в Украине и обеспечивает ее реализацию.

Государственная политика здравоохранения обеспечивается бюджетными ассигнованиями в размере, отвечающем ее научно обоснованным потребностям, но не менее десяти процентов национального дохода.

Статья 13. Формирование государственной политики здравоохранения

Основу государственной политики здравоохранения формирует Верховный Совет Украины путем закрепления конституционных и законодательных начал здравоохранения, определения его цели, главных задач, направлений, принципов и приоритетов, установления нормативов и объемов бюджетного финансирования, создания системы соответствующих кредитно-финансовых, налоговых, таможенных и иных регуляторов, утверждения перечня комплексных и целевых общегосударственных программ здравоохранения.

Для решения вопросов формирования государственной политики здравоохранения при Верховном Совете Украины могут создаваться совещательные и экспертные органы из ведущих специалистов в области здравоохранения и представителей общественности. Порядок создания и деятельности этих органов определяется Верховным Советом Украины.

Составной частью государственной политики здравоохранения в Украине является политика здравоохранения в Республике Крым, местные и региональные комплексные и целевые программы, формируемые Верховным Советом Республики Крым, органами местного и регионального самоуправления и отражающие специфические потребности охраны здоровья населения, проживающего на соответствующих территориях.

Статья 14. Реализация государственной политики здравоохранения

Реализация государственной политики здравоохранения возлагается на органы государственной исполнительной власти.

Личную ответственность за нее несет Президент Украины. Президент Украины в своем ежегодном докладе Верховному Совету Украины предусматривает отчет о состоянии реализации государственной политики в области здравоохранении

Министерства, ведомства и другие центральные органы государственной исполнительной власти в пределах своей компетенции разрабатывают программы и прогнозы в области здравоохранения, определяют единые научно обоснованные государственные стандарты, критерии и требования, которые должны способствовать охране здоровья населения, формируют и размещают государственные заказы в целях материально-технического обеспечения отрасли, осуществляют государственный контроль и надзор, иную исполнительно-распорядительную деятельность в области здравоохранения.

Совет Министров Республики Крым, Представители Президента Украины и подчиненные им органы местной государственной администрации, а также исполнительные комитеты сельских, поселковых и городских Советов народных депутатов реализуют государственную политику здравоохранения в пределах своих полномочий, предусмотренных законодательством.

Статья 15. Органы здравоохранения

Специально уполномоченным центральным органом государственной исполнительной власти в области здравоохранения является Министерство здравоохранения Украины, компетенция которого определяется положением, утверждаемым Кабинетом Министров Украины.

Функции специально уполномоченных органов государственной исполнительной власти в административно-территориальных единицах Украины возлагаются на отдел здравоохранения Совета Министров Республики Крым и органы местной государственной администрации.

Статья 16. Учреждения здравоохранения

Непосредственную охрану здоровья населения обеспечивают санитарно-профилактические, лечебно-профилактические, физкультурно-оздоровительные, санаторно-курортные, аптечные, научно-медицинские и другие учреждения здравоохранения.

Учреждения здравоохранения создаются предприятиями, учреждениями и организациями с разными формами собственности, а также частными лицами при наличии необходимой материально-технической базы и квалифицированных специалистов. Порядок и условия создания учреждений здравоохранения, государственной регистрации и аккредитации этих учреждений, а также порядок лицензирования медицинской и фармацевтической практики определяются актами законодательства Украины.

Учреждение здравоохранения осуществляет свою деятельность на основании устава, утверждаемого собственником или уполномоченным им органом.

Независимо от юридического статуса учреждения здравоохранения руководство им может осуществлять только лицо, отвечающее установленным государством единым квалификационным требованиям. Руководителю учреждения здравоохранения должна быть обеспечена независимость в решении всех вопросов, связанных с охраной здоровья.

Кабинет Министров Украины и уполномоченные им органы, а также в пределах своих полномочий органы местного самоуправления имеют право прекратить деятельность любого учреждения здравоохранения в случае нарушения им законодательства о здравоохранении, невыполнения государственных требований в отношении качества медицинской помощи и иной деятельности в области здравоохранения или совершения действий, противоречащих его уставу.

Статья 17. Индивидуальная предпринимательская деятельность в области здравоохранения

Государство поддерживает и поощряет индивидуальную предпринимательскую деятельность в области здравоохранения.

Разрешение (лицензия) на осуществление такой деятельности выдается в порядке, предусмотренном законодательством. Споры об отказе в выдаче разрешения (лицензии) рассматриваются в судебном порядке. Занятие медицинской и фармацевтической практикой без наличия соответствующей лицензии влечет ответственность, предусмотренную законодательством.

Статья 18. Финансирование здравоохранения

Финансирование здравоохранения осуществляется за счет Государственного бюджета Украины, бюджета Республики Крым, бюджетов местного и регионального самоуправления, фондов медицинского страхования, благотворительных фондов и любых других источников, не запрещенных законодательством.

Средства Государственного бюджета Украины, бюджета Республики Крым, бюджетов местного и регионального самоуправления, ассигнованные на здравоохранение, используются для обеспечения населению гарантированного уровня медико-санитарной помощи, финансирования государственных и местных программ здравоохранения и фундаментальных научных исследований по этим вопросам.

Объемы бюджетного финансирования определяются на основании научно обоснованных нормативов из расчета на одного жителя.

За счет Государственного бюджета Украины, бюджета Республики Крым, бюджетов местного и регионального самоуправления финансируются общедоступные для населения учреждения здравоохранения. Средства, не использованные учреждением здравоохранения, не изымаются и соответствующее уменьшение финансирования на предстоящий период не производится.

Ведомственные и другие учреждения здравоохранения, обслуживающие лишь отдельные категории населения по профессиональному, ведомственному или иному, не связанному с состоянием здоровья человека признаку, финансируются, как правило, за счет предприятий, учреждений и организаций, которые они обслуживают. Допускается финансовая поддержка таких учреждений за счет государственного или местного бюджетов, если работники соответствующего ведомства, предприятия, учреждения или организации составляют значительную часть населения данной местности.

Все учреждения здравоохранения имеют право использовать для повышения качественного уровня своей работы средства, добровольно переданные предприятиями, учреждениями, организациями и отдельными гражданами, а также с разрешения собственника или уполномоченного им органа устанавливать плату за услуги в области здравоохранения.

Государство обеспечивает создание и функционирование системы медицинского страхования населения. Страхование граждан осуществляется за счет Государственного бюджета Украины, средств предприятий, учреждений, организаций и собственных взносов граждан. Вопросы организации медицинского страхования населения и использования страховых средств определяются соответствующим законодательством.

Статья 19. Материально-техническое обеспечение здравоохранения

Государство организует материально-техническое обеспечение здравоохранения в объеме, необходимом для предоставления населению гарантированного уровня медико-санитарной помощи. Все учреждения здравоохранения имеют право самостоятельно решать вопросы своего материально-технического обеспечения. Государство содействует производству медицинской аппаратуры, инструментария, оборудования, лабораторных реактивов, лекарств, протезных и гигиенических средств и других изделий, необходимых для охраны здоровья, а также развитию торговли этими изделиями.

В этих целях обеспечивается реализация государственных программ приоритетного развития медицинской, биологической и фармацевтической промышленности, поощряются предпринимательство и международное сотрудничество в области материально-технического обеспечения здравоохранения, создается система соответствующих налоговых, ценовых, таможенных и иных льгот и регуляторов.

Государство может ограничивать экспорт товаров, необходимых для здравоохранения, и сырья для их изготовления, если это может повредить интересам охраны здоровья населения Украины.

Для обеспечения надлежащего качества изделий, необходимых для здравоохранения, их применение разрешается лишь после обязательной апробации, осуществляемой в порядке, согласованном с Министерством здравоохранения Украины.

Статья 20. Научное обеспечение здравоохранения

Государство содействует развитию научных исследований в области здравоохранения и внедрению их результатов в деятельность учреждений и работников здравоохранения. Исследования, проводимые академическими и ведомственными научными учреждениями, учебными заведениями и другими научными учреждениями и подразделениями или отдельными научными работниками финансируются на конкурсной основе из государственного бюджета, а также за счет любых других источников финансирования, не противоречащих законодательству.

Все государственные программы в области здравоохранения и наиболее важные меры по их осуществлению подлежат обязательной предварительной научной экспертизе в ведущих национальных и международных учреждениях, определенных Кабинетом Министров Украины.

Высшим научным медицинским учреждением Украины со статусом самоуправляемой организации и независимым в проведении исследований и разработке направлений научного поиска является Академия медицинских наук Украины.

Статья 21. Налоговые и иные льготы в области здравоохранения

Учреждения здравоохранения, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в области здравоохранения, а также субъекты хозяйствования, производящие продукцию, необходимую для обеспечения деятельности учреждений здравоохранения, пользуются налоговыми и иными льготами, предусмотренными законодательством.

Статья 22. Государственный контроль и надзор в области здравоохранения

Государство через специально уполномоченные органы исполнительной власти осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства о здравоохранении, государственных стандартов, критериев и требований, направленных на обеспечение здоровой окружающей природной среды и санитарно-эпидемического благополучия населения, нормативов профессиональной деятельности в области здравоохранения, требований Государственной Фармакопеи, стандартов медицинского обслуживания, медицинских материалов и технологий.

Статья 23. Высший надзор за соблюдением законодательства о здравоохранении

Высший надзор за соблюдением законодательства о здравоохранении осуществляют Генеральный прокурор Украины и подчиненные ему прокуроры.

Статья 24. Участие общественности в охране здоровья

Органы и учреждения здравоохранения обязаны содействовать реализации права граждан на участие в управлении здравоохранением и проведении общественной экспертизы по этим вопросам,

При органах и учреждениях здравоохранения могут создаваться общественные консультативные или наблюдательные советы, которые будут оказывать содействие их деятельности н обеспечивать информированность населения и общественный контроля в области здравоохранения,

В определении содержания и путей выполнения общегосударственных и местных программ здравоохранения, осуществлении соответствующих конкретных мероприятий, решении кадровых, научных и других проблем организации государственной деятельности в этой области могут участвовать профессиональные общественные организации работников здравоохранения и другие объединения граждан, в том числе международные.

Раздел IV. Обеспечение здоровых и безопасных
условии жизни

Статья 25. Поддержание необходимого для здоровья жизненного уровня населения

Государство обеспечивает жизненный уровень населения, включая пищу, одежду, жилье, медицинский уход, социальное обслуживание и обеспечение, необходимый для поддержания его здоровья.

С этой целью на основе научно обоснованных медицинских, физиологических и санитарно-гигиенических требований устанавливаются единые минимальные нормы заработной платы, пенсий, стипендий, социальных пособий и иных доходов населения, организуется натуральное, в том числе бесплатное, обеспечение наиболее уязвимых слоев населения продуктами питания, одеждой, лекарствами и другими предметами первой необходимости, осуществляется комплекс мероприятий по удовлетворению жизненных потребностей беженцев, беспризорных и других лиц, не имеющих определенного места жительства, бесплатно оказывается медицинская помощь и предоставляется социальное обслуживание лицам, находящимся в тяжелом материальном положении, угрожающем их жизни и здоровью.

Медицинские, физиологические и санитарно-гигиенические требования относительно жизненного уровня населения утверждаются Верховным Советом Украины.

Статья 26. Охрана окружающей природной среды

Государство обеспечивает охрану окружающей природной среды как важной предпосылки жизни и здоровья человека путем охраны живой и неживой природы, защиты людей от отрицательного экологического воздействия, путем достижения гармоничного взаимодействия личности, общества и природы, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Отношения в области охраны окружающей природной среды регулируются соответствующим законодательством Украины и международными договорами.

Статья 27. Обеспечение санитарно-эпидемического благополучия территорий и населенных пунктов

Санитарно-эпидемическое благополучие территорий и населенных пунктов обеспечивается системой государственных стимулов и регуляторов, направленных на строгое соблюдение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм, комплексом специальных санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических мероприятий и организацией государственного санитарного надзора.

В Украине устанавливаются единые санитарно-гигиенические требования к планированию и застройке населенных пунктов; строительству и эксплуатации промышленных и других объектов; очистке и обезвреживанию промышленных и коммунально-бытовых выбросов, отходов и отбросов; содержанию и использованию жилых, производственных и служебных помещений и территорий, на которых они расположены; организации питания и водоснабжения населения; производству, применению, хранению, транспортировке и захоронению радиоактивных, ядовитых и сильнодействующих веществ; содержанию и убою домашних и диких животных, а также к иной деятельности, которая может угрожать санитарно-эпидемическому благополучию территорий и населенных пунктов.

Статья 28. Создание благоприятных для здоровья условий труда, обучения, быта и отдыха

В целях обеспечения благоприятных для здоровья условий труда, обучения, быта и отдыха, высокого уровня трудоспособности, профилактики травматизма и профессиональных заболеваний, отравлений и предотвращения иного возможного ущерба здоровью устанавливаются единые санитарно-гигиенические требования к организации производственных и других процессов, связанных с деятельностью людей, а также к качеству машин, оборудования, зданий, потребительских товаров и иных объектов, которые могут оказывать вредное воздействие на здоровье. Все государственные стандарты, технические условия и промышленные образцы обязательно согласовываются с органами здравоохранения в порядке, установленном законодательством.

Собственники и руководители предприятий, учреждений и организаций обязаны обеспечить в их деятельности выполнение правил техники безопасности, производственной санитарии и других требований по охране труда, предусмотренных законодательством о труде, не допускать вредного воздействия на здоровье людей и окружающую среду.

Государство обеспечивает надзор и контроль за созданием благоприятных для здоровья условий труда, обучения, быта и отдыха, содействует общественному контролю в этих вопросах.

Статья 29. Сохранение генофонда народа Украины

В интересах сохранения генофонда народа Украины, предотвращения демографического кризиса, обеспечения здоровья будущих поколений и профилактики наследственных заболеваний государство осуществляет комплекс мероприятий, направленных на устранение факторов, вредно влияющих на генетический аппарат человека, а также создает систему государственного генетического мониторинга, организует медико-генетическую помощь населению, содействует обогащению и распространению научных знаний в области генетики и демографии.

Запрещается медицинское вмешательство, которое может вызвать расстройство генетического аппарата человека.

Статья 30. Предупреждение инфекционных заболеваний, опасных для населения

Государство обеспечивает планомерное научно обоснованное предупреждение, лечение, локализацию и ликвидацию массовых инфекционных заболеваний.

Лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных заболеваний, опасных для населения, отстраняются от работы и иной деятельности, которая может способствовать распространению инфекционных болезней, и подлежат медицинскому наблюдению и лечению за счет государства с выплатой в случае необходимости пособия по социальному страхованию. По отдельным особо опасным инфекционным заболеваниям могут осуществляться обязательные медицинские освидетельствования, профилактические прививки, лечебные и карантинные меры в порядке, установленном законами Украины.

В случае угрозы возникновения или распространения эпидемических заболеваний Президентом Украины в соответствии с законами Украины и рекомендациями органов здравоохранения могут вводиться особые условия и режимы труда, обучения, передвижения и перевозки на всей территории Украины или в отдельных ее местностях, направленные на предупреждение распространения и ликвидацию этих заболеваний.

Органы местной государственной администрации, регионального и местного самоуправления обязаны активно содействовать осуществлению противоэпидемических мероприятий.

Перечень особо опасных и опасных инфекционных заболеваний и условия признания лица инфекционно больным или носителем возбудителя инфекционного заболевания определяются Министерством здравоохранения Украины и публикуются в официальных источниках.

Статья 31. Обязательные медицинские осмотры

В целях охраны здоровья населения организуются профилактические медицинские осмотры несовершеннолетних, беременных женщин, работников предприятий, учреждений и организаций с вредными и опасными условиями труда, военнослужащих и лиц, профессиональная либо иная деятельность которых связана с обслуживанием населения или повышенной опасностью для окружающих.

Собственники и руководители предприятий, учреждений и организаций несут ответственность за своевременность прохождения своими работниками обязательных медицинских осмотров и за вредные последствия для здоровья населения, вызванные допуском к работе лиц, не прошедших обязательный медицинский осмотр.

Перечень категорий населения, которые должны проходить обязательные медицинские осмотры, периодичность, источники финансирования и порядок этих осмотров определяются Кабинетом Министров Украины.

Статья 32. Содействие здоровому образу жизни населения

Государство содействует утверждению здорового образа жизни населения путем распространения научных знаний по вопросам здравоохранения, организации медицинского, экологического и физического воспитания, осуществления мер. направленных на повышение гигиенической культуры населения, создание необходимых условий, в том числе медицинского контроля, для занятия физкультурой, спортом и туризмом, развитие сети профилакториев, баз отдыха и других оздоровительных учреждений, на борьбу с вредными для здоровья человека привычками, установление системы социально-экономического стимулирования лиц, ведущих здоровый образ жизни.

В Украине проводится государственная политика ограничения курения и потребления алкогольных напитков, запрещается в любых формах реклама табачных изделий, алкогольных напитков и других товаров, вредных для здоровья человека.

С целью предотвращения ущерба здоровью населения запрещается проведение без специального разрешения Министерства здравоохранения Украины рассчитанных на массовую аудиторию лечебных сеансов и иных аналогичных мероприятий с использованием гипноза и других методов психического или биоэнергетического воздействия.

Раздел V. Лечебно-профилактическая помощь

Статья 33. Обеспечение лечебно-профилактической помощью

Гражданам Украины оказывается лечебно-профилактическая помощь поликлиниками, больницами, диспансерами, клиниками научно-исследовательских институтов и другими аккредитованными учреждениями здравоохранения, службой скорой медицинской помощи, а также отдельными медицинскими работниками, имеющими соответствующее разрешение (лицензию).

Для обеспечения лечебно-профилактической помощью граждан Украины, имеющих соответствующие льготы, установленные законодательством, создаются специальные лечебно-профилактические учреждения.

Статья 34. Лечащий врач

Лечащий врач может выбираться непосредственно пациентом или назначаться руководителем учреждения здравоохранения или его подразделения. Обязанностями лечащего врача является своевременное и квалифицированное обследование и лечение пациента. Пациент вправе требовать замены врача.

Врач имеет право отказаться от дальнейшего ведения пациента, если последний не выполняет медицинских предписаний или правил внутреннего распорядка учреждения здравоохранения, при условии, что это не будет угрожать жизни больного и здоровью населения.

Врач не несет ответственности за здоровье больного в случае отказа последнего от медицинских предписаний или нарушения пациентом установленного для него режима.

Статья 35. Виды лечебно-профилактической помощи

Государство гарантирует предоставление доступной социально приемлемой первичной лечебно-профилактической помощи как основной части медико-санитарной помощи населению, предусматривающей консультацию врача, простую диагностику и лечение основных наиболее распространенных заболеваний, травм и отравлений, профилактические меры, направление пациента для оказания специализированной и высокоспециализированной помощи. Первичная лечебно-профилактическая помощь оказывается преимущественно по территориальному признаку семейными врачами или другими врачами общей практики.

Специализированная (вторичная) лечебно-профилактическая помощь оказывается врачами, которые имеют соответствующую специализацию и могут обеспечить более квалифицированное консультирование, диагностику, профилактику и лечение, нежели врачи общей практики.

Высокоспециализированная (третичная) лечебно-профилактическая помощь оказывается врачом или группой врачей, имеющих соответствующую подготовку в области сложных для диагностики и лечения заболеваний, при лечении болезней, требующих специальных методов диагностики и лечения, а также с целью установления диагноза и проведения лечения редко встречающихся заболеваний.

Статья 36. Направление больных на лечение за границу

Граждане Украины могут направляться для лечения за границу в случае необходимости оказания того или иного вида медицинской помощи больному и невозможности ее оказания в учреждениях здравоохранения Украины.

Государственные органы обязаны содействовать выезду граждан Украины за границу и нахождению там в период лечения.

Порядок направления граждан Украины за границу для лечения устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Статья 37. Оказание медицинской помощи в неотложных и экстремальных ситуациях

Медицинские работники обязаны оказывать первую неотложную помощь при несчастных случаях и острых заболеваниях. Медицинская помощь обеспечивается службой скорой медицинской помощи или ближайшими лечебно-профилактическими учреждениями независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности с дальнейшим возмещением расходов.

В неотложных случаях, когда оказание медицинской помощи ввиду отсутствия медицинских работников на месте невозможно, предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны предоставлять транспорт для перевозки больного в лечебно-профилактическое учреждение. В этих случаях первую неотложную помощь также должны оказывать сотрудники милиции, пожарной охраны, аварийных служб, водители транспортных средств и представители других профессий, на которых эта обязанность возложена законодательством и служебными инструкциями.

В случае угрозы жизни больного медицинские работники и другие граждане имеют право использовать любое имеющееся транспортное средство для проезда к местонахождению больного с целью оказания неотложной помощи или транспортировки его в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение.

Оказание бесплатной медицинской помощи гражданам в экстремальных ситуациях (стихийные бедствия, катастрофы, аварии, массовые отравления, эпидемии, эпизоотии, радиационное, бактериологическое и химическое загрязнение и т. п.) возлагается прежде всего на специализированные бригады постоянной готовности службы экстренной медицинской помощи с возмещением необходимых расходов местных учреждений здравоохранения в полном объеме за счет централизованных фондов.

Гражданам, которые во время неотложной или экстремальной ситуации участвовали в спасании людей и содействовали оказанию медицинской помощи, гарантируется в случае необходимости в порядке, установленном законодательством, бесплатное лечение и материальная компенсация ущерба, причиненного их здоровью и имуществу.

Ответственность за несвоевременное и некачественное обеспечение оказания медицинской помощи, повлекшее тяжелые последствия, несут органы власти и специальные учреждения, обслуживающие лечебные учреждения.

Статья 38. Выбор врача и лечебного учреждения

Каждый пациент имеет право свободного выбора врача, если последний может предложить свои услуги.

Каждый пациент имеет право, когда это оправдано его состоянием, быть принятым в любом государственном лечебно-профилактическом учреждении по своему выбору, если это учреждение имеет возможность обеспечить соответствующее лечение.

Статья 39. Обязанность предоставления медицинской информации

Врач обязан объяснить пациенту в доступной форме состояние его здоровья, цель предложенных исследований и лечебных мероприятий, прогноз возможного развития заболевания, в том числе наличия риска для жизни и здоровья.

Пациент вправе знакомиться со своей историей болезни и другими документами, которые могут служить для дальнейшего лечения.

В особых случаях, когда полная информация может причинить ущерб здоровью пациента, врач может ее ограничить. В этом случае он информирует членов семьи или законного представителя пациента, учитывая личные интересы больного. Таким же образом врач действует, когда пациент находится в бессознательном состоянии.

Статья 40. Врачебная тайна

Медицинские работники и другие лица, которым в связи с исполнением профессиональных или служебных обязанностей стало известно о болезни, медицинском обследовании, осмотре и их результатах, интимной и семейной сторонах жизни гражданина, не имеют права разглашать эти сведения, кроме предусмотренных законодательными актами случаев. При использовании информации, составляющей врачебную тайну, в учебном процессе, научно-исследовательской работе, в том числе в случаях ее публикации в специальной литературе, должна быть обеспечена анонимность пациента.

Статья 41. Освобождение от работы на период болезни

На период болезни с временной потерей трудоспособности гражданам предоставляется освобождение от работы с выплатой в установленном законодательством Украины порядке пособия по социальному страхованию.

Статья 42. Общие условия медицинского вмешательства

Медицинское вмешательство (применение методов диагностики, профилактики или лечения, связанных с воздействием на организм человека) допускается лишь в том случае, когда оно не может причинить ущерб здоровью пациента.

Медицинское вмешательство, связанное с риском для здоровья пациента, допускается как исключение в условиях острой необходимости, когда возможный вред от применения методов диагностики, профилактики или лечения меньше того, который предполагается в случае отказа от вмешательства, а устранение опасности для здоровья пациента иными методами невозможно.

Рискованные методы диагностики, профилактики или лечения признаются допустимыми, если они отвечают современным научно обоснованным требованиям, направлены на предотвращение реальной угрозы жизни и здоровью пациента, применяются с согласия информированного об их возможных вредных последствиях пациента, а врач предпринимает все надлежащие в таких случаях меры для предотвращения вреда жизни и здоровью пациента.

Статья 43. Согласие на медицинское вмешательство

Согласие объективно информированного дееспособного пациента необходимо для применения методов диагностики, профилактики и лечения. Если последний не достиг пятнадцатилетнего возраста или был признан судом недееспособным либо по физическому Состоянию не может сообщить о своем решении, медицинское вмешательство возможно с согласия родителей или других законных представителей пациента. В отношении лиц в возрасте от пятнадцати до восемнадцати лет либо признанных судом ограниченно дееспособными такое вмешательство проводится с их согласия и согласия их родителей или других законных представителей.

В неотложных случаях, когда имеется реальная угроза жизни больного, согласие больного или его законных представителей на медицинское вмешательство не требуется.

Если отсутствие согласия может повлечь тяжелые для пациента последствия, врач обязан ему это объяснить. Если и после этого пациент отказывается от лечения, врач вправе взять от него письменное подтверждение, а при невозможности его получения — засвидетельствовать отказ соответствующим актом в присутствии свидетелей.

Если отказ дает законный представитель пациента и он может иметь для пациента тяжелые последствия, врач должен уведомить об этом органы опеки и попечительства.

Статья 44. Применение методов профилактики, диагностики, лечения и лекарственных средств

В медицинской практике врачи обязаны применять методы профилактики, диагностики, лечения и лекарственные средства, разрешенные Министерством здравоохранения Украины.

В интересах излечения больного и с его согласия, а в отношении несовершеннолетних и лиц, признанных судом недееспособными,- с согласия их родителей, опекунов или попечителей врач может применять новые, научно обоснованные, но еще не допущенные к всеобщему применению методы диагностики, профилактики, лечения и лекарственные средства. В отношении лиц в возрасте от пятнадцати до восемнадцати лет либо признанных судом ограниченно дееспособными применение таких методов и средств проводится с их согласия и согласия их родителей или других законных представителей.

Порядок применения указанных методов диагностики, профилактики, лечения и лекарственных средств устанавливает Министерство здравоохранения Украины.

Статья 45. Медико-биологические эксперименты на людях

Применение медико-биологических экспериментов на людях допускается в общественно полезных целях при условии их научной обоснованности, преимущества возможного успеха над риском причинить тяжелые последствия для здоровья или жизни, гласности применения эксперимента, полной информированности и добровольного согласия лица, подлежащего эксперименту, относительно требований его применения, а также при условии сохранения в необходимых случаях врачебной тайны. Запрещается проведение научно-исследовательского эксперимента на больных, заключенных или военнопленных, а также терапевтического эксперимента на людях, заболевание которых не имеет непосредственной связи с целью опыта.

Порядок проведения медико-биологических экспериментов регулируется законодательными актами Украины.

Статья 46. Донорство крови и ее компонентов

Сдача крови для лечебного применения осуществляется гражданами добровольно. Запрещается взятие донорской крови принудительно, а также от людей, заболевания которых могут передаваться реципиенту или причинить ущерб его здоровью. Органы и учреждения здравоохранения при содействии собственников и руководителей предприятий, учреждений и организаций обязаны всесторонне развивать донорство.

Донорам предоставляются льготы, предусмотренные законодательством Украины.

Статья 47. Трансплантация органов и других анатомических материалов

Применение метода пересадки от донора к реципиенту органов и других анатомических материалов осуществляется в определенном законодательством порядке при наличии их согласия или согласия их законных представителей при условии, если использование иных средств и методов для поддержания жизни, восстановления или улучшения здоровья не дает желаемых результатов, а причиненный при этом вред донору меньше, чем тот, который угрожал реципиенту.

Статья 48. Искусственное оплодотворение и имплантация эмбриона

Применение искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона осуществляется согласно условиям и порядку, установленным Министерством здравоохранения Украины, по просьбе дееспособной женщины, с которой производится такое действие, при условии наличия письменного согласия супругов, обеспечения анонимности донора и сохранения врачебной тайны.

Раскрытие анонимности донора может быть осуществлено в порядке, предусмотренном законодательством.

Статья 49. Применение методов стерилизации

Применение методов стерилизации может осуществляться по собственному желанию или с добровольного согласия пациента в аккредитованных учреждениях здравоохранения по медицинским показаниям, устанавливаемым Министерством здравоохранения Украины.

Статья 50. Добровольное искусственное прерывание беременности

Операция искусственного прерывания беременности (аборт) может быть проведена по желанию женщины в аккредитованных учреждениях здравоохранения при беременности сроком не более 12 недель.

Аборт при беременности от 12 до 28 недель по социальным и медицинским показаниям может быть произведен в отдельных случаях и в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Украины.

Статья 51. Изменение (коррекция) половой принадлежности

По просьбе пациента в соответствии с медико-биологическими и социально-психологическими показаниями, устанавливаемыми Министерством здравоохранения Украины, ему может быть произведено путем медицинского вмешательства в аккредитованных учреждениях здравоохранения изменение (коррекция) его половой принадлежности.

Лицу, которому было осуществлено изменение половой принадлежности, выдается медицинское свидетельство, на основании которого в дальнейшем решается вопрос о соответствующих изменениях в его правовом статусе.

Статья 52. Оказание медицинской помощи больному в критическом для жизни состоянии

Медицинские работники обязаны оказывать медицинскую помощь в полном объеме больному, находящемуся в критическом для жизни состоянии. Такая помощь может также оказываться специально созданными учреждениями здравоохранения, пользующимися льготами со стороны государства.

Активные меры по поддержанию жизни больного прекращаются в том случае, когда состояние человека определяется как необратимая смерть. Порядок прекращения таких мер, понятие и критерии смерти определяются Министерством здравоохранения Украины в соответствии с современными международными требованиями.

Медицинским работникам запрещается осуществление эутаназии преднамеренного ускорения смерти или умерщвления неизлечимо больного с целью прекращения его страданий.

Статья 53. Специальные меры профилактики и лечения социально опасных заболеваний

В целях охраны здоровья населения органы и учреждения здравоохранения обязаны осуществлять специальные меры профилактики и лечения социально опасных заболеваний (туберкулез, психические, венерические заболевания, СПИД, лепра, хронический алкоголизм, наркомания), а также карантинных заболеваний.

Порядок осуществления госпитализации и лечения таких больных, в том числе и в принудительном порядке, устанавливается законодательными актами Украины.

Раздел VI. Обеспечение лекарственными и протезными средствами

Статья 54. Порядок обеспечения лекарственными средствами и иммунобиологическими препаратами

Граждане обеспечиваются лекарственными средствами и иммунобиологическими препаратами через аптечные и лечебно-профилактические учреждения.

Порядок обеспечения граждан бесплатно или на льготных условиях лекарственными средствами и иммунобиологическими препаратами определяется законодательством Украины.

Аптечные и лечебно-профилактические учреждения могут отпускать лишь такие лекарственные средства и иммунобиологические препараты, которые разрешены к применению Министерством здравоохранения Украины, и несут ответственность за обеспечение надлежащего режима их хранения и реализации, а также за поддержание обязательного ассортимента лекарственных средств и иммунобиологических препаратов, в том числе необходимого запаса на случай эпидемических заболеваний, стихийных бедствий и катастроф.

Министерство здравоохранения Украины регулярно информирует работников здравоохранения и население о лекарственных средствах и иммунобиологических препаратах, разрешенных к применению.

Статья 55. Производство лекарственных средств и иммунобиологических препаратов

Производство новых лекарственных средств и иммунобиологических препаратов для медицинских.целей допускается с разрешения Министерства здравоохранения Украины после установления их лечебной или профилактической эффективности.

Качество лекарственных средств и иммунобиологических препаратов должно отвечать требованиям Государственной Фармакопеи Украины и техническим условиям, утвержденным в установленном порядке.

Контроль за качеством лекарственных средств и иммунобиологических препаратов, изготовляемых предприятиями Украины, осуществляется Министерством здравоохранения Украины.

Статья 56. Обеспечение протезной помощью

Граждане в необходимых случаях обеспечиваются протезами, ортопедическими, корригирующими изделиями, очками, слуховыми аппаратами, средствами лечебной физкультуры и специальными средствами передвижения.

Категории лиц, подлежащих бесплатному или льготному обеспечению указанными изделиями и предметами, а также условия и порядок обеспечения ими устанавливаются законодательством Украины.

Раздел VII. Охрана здоровья матери и ребенка

Статья 57. Поощрение материнства. Гарантии охраны здоровья матери и ребенка

Материнство в Украине охраняется и поощряется государством. Охрана здоровья матери и ребенка обеспечивается организацией широкой сети женских, медико-генетических и других консультаций, родильных домов, санаториев и домов отдыха для беременных женщин и матерей с детьми, яслей, садов и других детских учреждений; предоставлением женщине отпуска в связи с беременностью и родами с выплатой пособия по социальному страхованию и установлением перерывов в работе для кормления ребенка; выплатой в установленном порядке пособия в связи с рождением ребенка и пособия на время ухода за больным ребенком; запрещением применения труда женщин на тяжелых и вредных для здоровья производствах, переводом беременных женщин на легкую работу с сохранением среднего заработка; улучшением и оздоровлением условий труда и быта; устранением отрицательных экологических факторов; государственной и общественной помощью семье и иными мерами в порядке, установленном законодательством Украины.

В целях охраны здоровья женщины ей предоставляется право самой решать вопрос о материнстве.

Статья 58. Обеспечение медицинской помощью беременных женщин и новорожденных

Учреждения здравоохранения обеспечивают каждой женщине квалифицированное медицинское наблюдение за течением беременности, стационарную медицинскую помощь при родах и лечебно-профилактическую помощь матери и новорожденному ребенку.

Статья 59. Забота об укреплении и охране здоровья детей и подростков

Родители обязаны заботиться о здоровье своих детей, их физическом и духовном развитии, ведении ими здорового образа жизни. В случае нарушения этой обязанности, если оно причиняет существенный вред здоровью ребенка, виновные в установленном порядке могут быть лишены родительских прав.

С целью воспитания здорового молодого поколения с гармоничным развитием физических и духовных сил государство обеспечивает развитие широкой сети детских садов, школ-интернатов, здравниц, лагерей отдыха и других детских учреждений.

Детям, находящимся на воспитании в детских учреждениях и обучающимся в школах, обеспечиваются необходимые условия для сохранения и укрепления здоровья и гигиеничного воспитания. Условия учебно-трудовой нагрузки, а также требования относительно режима проведения занятий определяются по согласованию с Министерством здравоохранения Украины.

Статья 60. Обеспечение детей и подростков медицинской помощью

Медицинская помощь детям и подросткам обеспечивается лечебно-профилактическими и оздоровительными учреждениями, детскими поликлиниками, отделениями, диспансерами, больницами, санаториями и другими учреждениями здравоохранения. В государственные детские санатории путевки детям предоставляются бесплатно. Дети и подростки находятся под диспансерным наблюдением.

Статья 61. Детское питание

Государство обеспечивает детей в возрасте до трех лет изготовленными на промышленной основе из экологически чистого сырья качественными детскими смесями и иными продуктами детского питания.

Контроль за выполнением санитарно-гигиенических и других нормативных требований в отношении продуктов детского питания возлагается на органы государственного санитарного надзора.

Статья 62. Контроль за охраной здоровья детей в детских воспитательных учреждениях и учебных заведениях

Контроль за охраной здоровья детей и проведением оздоровительных мероприятий в детских воспитательных учреждениях и учебных заведениях осуществляют органы и учреждения здравоохранения совместно с органами и учреждениями народного образования при участии общественных организаций.

Статья 63. Государственная помощь гражданам в осуществлении ухода за детьми
с дефектами физического или психического развития

Дети с дефектами физического или психического развития, нуждающиеся в медико-социальной помощи и специальном уходе, по желанию родителей или лиц, их заменяющих, могут содержаться в домах ребенка, детских домах и других специализированных детских учреждениях за государственный счет.

Семьям или лицам и учреждениям, на содержании которых находятся такие дети, предоставляется медико-социальная помощь в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Статья 64. Льготы, предоставляемые матерям в случае болезни детей

При невозможности госпитализации или отсутствии показаний к стационарному лечению больного ребенка мать или другой член семьи, ухаживающий за ребенком, может освобождаться от работы с выплатой пособия из фондов социального страхования в установленном порядке. При стационарном лечении детей в возрасте до шести лет, а также тяжелобольных детей старшего возраста, нуждающихся по заключению врачей в материнском уходе, матери или другим членам семьи предоставляется возможность находиться с ребенком в лечебном учреждении с обеспечением бесплатного питания и условий для проживания и выплатой пособия по социальному страхованию в установленном порядке.

Статья 65. Контроль за трудовым и производственным обучением и условиями работы подростков

Производственное обучение подростков разрешается в соответствии с законодательством по тем профессиям, которые соответствуют их возрасту, физическому и умственному развитию и состоянию здоровья. Трудовое и производственное обучение осуществляется под систематическим медицинским контролем.

Контроль за условиями труда подростков, а также проведением специальных мер, направленных на предупреждение заболеваний подростков, осуществляют органы и учреждения здравоохранения совместно с собственниками предприятий, учреждений, организаций, а также органами профессионально-технического образования, органами народного образования, общественными организациями.

Статья 66. Обязательные медицинские осмотры работающих подростков

Медицинский осмотр подростков обязателен для решения вопроса о приеме их на работу. Медицинские осмотры работающих подростков должны проводиться регулярно, но не реже одного раза в год.

Раздел VIII. Медико-санитарное обеспечение санаторно-курортной
деятельности и отдыха

Статья 67. Медико-санитарное обеспечение санаторно-курортной деятельности

Санаторно-курортные учреждения осуществляют свою деятельность в порядке, предусмотренном законодательством о курортах. В целях обеспечения оказания в них надлежащей лечебно-профилактической помощи открытие санаторно-курортного учреждения, установление его специализации (медицинского профиля) и медицинских показаний и противопоказаний для санаторно-курортного лечения осуществляется по согласованию с Министерством здравоохранения Украины или уполномоченным им на это органом.

Необходимость в санаторно-курортном лечении определяется врачом по состоянию здоровья больного и оформляется медицинскими документами в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Украины образцом.

Органы здравоохранения обязаны оказывать санаторно-курортным учреждениям научно-методическую и консультативную помощь.

Государственный контроль за оказанием лечебно-профилактической помощи в санаторно-курортных учреждениях осуществляют Министерство здравоохранения Украины и уполномоченные им органы, имеющие право в установленном законодательными актами порядке приостанавливать деятельность этих учреждений за нарушение законодательства о здравоохранении или законных прав и интересов граждан.

Статья 68. Медико-санитарное обеспечение отдыха

Собственники и руководители домов отдыха, пансионатов, туристских баз, других предприятий, учреждений и организаций, деятельность которых связана с организацией отдыха населения, обязаны создать здоровые и безопасные условия для отдыха, соблюдать законодательство о здравоохранении и санитарно-гигиенические нормы, обеспечить возможность оказания лицам, которые отдыхают, необходимой лечебно-профилактической помощи.

Государственный контроль за медико-санитарным обеспечением отдыха населения осуществляют органы здравоохранения.

Раздел IX. Медицинская экспертиза

Статья 69. Медико-социальная экспертиза потери трудоспособности

Экспертиза временной нетрудоспособности граждан осуществляется в учреждениях здравоохранения врачом или комиссией врачей, которые устанавливают факт необходимости предоставления отпуска в связи с болезнью, увечьем, беременностью и родами, по уходу за больным членом семьи, в период карантина, для протезирования, санаторно-курортного лечения, определяют необходимость и сроки временного перевода работника в связи с болезнью на другую работу в установленном порядке, а также принимают решение о направлении на медико-социальную экспертную комиссию для определения наличия и степени длительной или стойкой потери трудоспособности.

Экспертиза длительной или стойкой потери трудоспособности осуществляется медико-социальными экспертными комиссиями, которые устанавливают степень и причину инвалидности, определяют для инвалидов работы и профессии, доступные им по состоянию здоровья, проверяют правильность использования труда инвалидов согласно заключению экспертной комиссии и оказывают содействие восстановлению трудоспособности инвалидов.

Заключения органов медико-социальной экспертизы об условиях и характере труда инвалидов обязательны для собственников и администрации предприятий, учреждений и организаций.

Порядок организации и проведения медико-социальной экспертизы устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Статья 70. Военно-врачебная экспертиза

Военно-врачебная экспертиза определяет пригодность к военной службе призывников, военнослужащих и военнообязанных, устанавливает причинную связь заболеваний, ранений и травм с военной службой и определяет необходимость и условия применения медико-социальной реабилитации и помощи военнослужащим.

Военно-врачебная экспертиза осуществляется военно-врачебными комиссиями, которые создаются при военных комиссариатах и учреждениях здравоохранения Министерства обороны Украины, Службы безопасности Украины и других воинских формирований.

Порядок организации и проведения военно-врачебной экспертизы устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Статья 71. Судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы

Проведение судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертизы назначается лицом, производящим дознание, следователем, прокурором или судом в порядке, установленном законодательством, для решения вопросов, требующих специальных знаний в области судебной медицины или судебной психиатрии.

Организационное руководство судебно-медицинской и судебно-психиатрической службами осуществляет Министерство здравоохранения Украины.

Статья 72. Патологоанатомические вскрытия

Патологоанатомические вскрытия трупов производятся с целью установления причин и механизмов смерти больного.

В обязательном порядке патологоанатомические вскрытия осуществляются при наличии подозрения на насильственную смерть, а также когда смерть больного наступила в учреждении здравоохранения, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи. При наличии письменного заявления близких родственников или задокументированного волеизъявления покойного и отсутствии подозрения на насильственную смерть, исходя из религиозных и других уважительных мотивов, патологоанатомическое вскрытие может не производиться. Порядок проведения патологоанатомического вскрытия определяется Министерством здравоохранения Украины.

Статья 73. Альтернативная медицинская экспертиза

В случае несогласия гражданина с заключениями государственной медицинской экспертизы и в других предусмотренных законодательством случаях по требованию гражданина проводится альтернативная медицинская (медико-социальная, военно-врачебная, судебно-медицинская, судебно-психиатрическая и др.) экспертиза или патологоанатомическое вскрытие.

Альтернативная медицинская экспертиза осуществляется специалистами соответствующего профиля и квалификации. Граждане самостоятельно выбирают экспертное учреждение и экспертов.

Порядок и условия проведения альтернативной медицинской экспертизы определяются Кабинетом Министров Украины.

Раздел X. Медицинская и фармацевтическая деятельность

Статья 74. Занятие медицинской и фармацевтической деятельностью

Медицинской и фармацевтической деятельностью могут заниматься лица, имеющие соответствующее специальное образование и отвечающие единым квалификационным требованиям.

В порядке исключения по специальному разрешению Министерства здравоохранения Украины или уполномоченного им органа здравоохранения лицам без специального образования разрешается деятельность в области народной и нетрадиционной медицины.

Единые квалификационные требования к лицам, занимающимся определенными видами медицинской и фармацевтической деятельности, в том числе в области народной и нетрадиционной медицины, устанавливаются Министерством здравоохранения Украины. Ответственность за соблюдение указанных квалификационных требований несут руководители учреждения здравоохранения и те органы, которым предоставлено право выдавать разрешение (лицензию) на занятие индивидуальной предпринимательской деятельностью в области здравоохранения.

Лица, прошедшие медицинскую или фармацевтическую подготовку в учебных заведениях зарубежных стран, допускаются к профессиональной деятельности после проверки их квалификации в порядке, установленном Министерством здравоохранения Украины, если иное не предусмотрено законодательством или международными договорами, в которых принимает участие Украина.

Статья 75. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации медицинских и фармацевтических работников

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации медицинских и фармацевтических работников осуществляются соответствующими средними специальными и высшими учебными заведениями и научными учреждениями, учреждениями повышения квалификации и переподготовки кадров, а также через интернатуру, клиническую ординатуру, аспирантуру и докторантуру согласно законодательству об образовании.

Учебные планы и программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации медицинских и фармацевтических работников в установленном порядке согласовываются с Министерством здравоохранения Украины.

Статья 76. Присяга врача Украины

Выпускники медицинских специальностей высших медицинских учебных заведений приносят Присягу врача Украины.

Текст Присяги врача Украины утверждается Кабинетом Министров Украины.

Статья 77. Профессиональные права и льготы медицинских и фармацевтических работников

Медицинские и фармацевтические работники имеют право на:

а) занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в соответствии со специальностью и квалификацией;

б) надлежащие условия профессиональной деятельности;

в) повышение квалификации, переподготовку не реже одного раза в пять лет в соответствующих заведениях и учреждениях;

г) свободный выбор апробированных форм, методов и средств деятельности, внедрение в установленном порядке современных достижений медицинской и фармацевтической науки и практики;

д) бесплатное пользование социальной, экологической и специальной медицинской информацией, необходимой для исполнения профессиональных обязанностей;

е) обязательное страхование за счет собственника учреждения здравоохранения в случае причинения вреда их жизни и здоровью в связи с исполнением профессиональных обязанностей в случаях, предусмотренных законодательством;

є) социальное пособие со стороны государства в случае заболевания, увечья или в иных случаях потери трудоспособности, наступившей в связи с исполнением профессиональных обязанностей;

ж) установление в государственных учреждениях здравоохранения средних ставок и должностных окладов на уровне не ниже средней заработной платы работников промышленности;

з) сокращенный рабочий день и дополнительный оплачиваемый отпуск в случаях, установленных законодательством;

и) льготные условия пенсионного обеспечения;

і) льготное предоставление жилья и обеспечение телефоном;

ї) бесплатное пользование квартирой с отоплением и освещением тем, кто проживает в сельской местности, предоставление льгот по уплате земельного налога, кредитованию, обзаведению хозяйством и строительству собственного жилья, приобретению автомототранспорта;

й) первоочередное получение лечебно-профилактической помощи и обеспечение лекарственными и протезными средствами;

к) создание научных медицинских обществ, профессиональных союзов и других общественных организаций;

л) судебную защиту профессиональной чести и достоинства.

Законодательством могут быть предусмотрены другие права и льготы для медицинских и фармацевтических работников. На них также могут распространяться льготы, устанавливаемые для своих работников предприятиями, учреждениями и организациями, которым они оказывают медико-санитарную помощь.

Статья 78. Профессиональные обязанности медицинских и фармацевтических работников

Медицинские и фармацевтические работники обязаны:

а) содействовать охране и укреплению здоровья людей, предупреждению и лечению заболеваний, оказывать своевременную и квалифицированную медицинскую и врачебную помощь;

б) бесплатно оказывать первую неотложную медицинскую помощь гражданам при несчастном случае и в других экстремальных ситуациях;

в) распространять научные и медицинские знания среди населения, пропагандировать, в том числе собственным примером, здоровый образ жизни;

г) соблюдать требования профессиональной этики и деонтологии, хранить врачебную тайну;

д) постоянно повышать уровень профессиональных знаний и мастерства;

е) оказывать консультативную помощь своим коллегам и другим работникам здравоохранения.

Медицинские и фармацевтические работники несут также другие обязанности, предусмотренные законодательством.

Раздел XI. Международное сотрудничество

Статья 79. Международное сотрудничество в области здравоохранения

Украина — участник международного сотрудничества в области здравоохранения, член Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и других международных организаций. Государство гарантирует указанным организациям надлежащие условия деятельности на территории Украины, содействует расширению и углублению участия Украины в проводимых ими мероприятиях.

В соответствии со своими международно-правовыми обязательствами государство принимает участие в реализации международных программ здравоохранения; осуществляет обмен экологической и медицинской информацией; содействует профессиональным и научным контактам работников здравоохранения, обмену прогрессивными методами и технологиями, экспорту и импорту медицинского оборудования, лекарственных препаратов и других товаров, необходимых для здоровья, деятельности совместных предприятий в области здравоохранения; организует совместную подготовку специалистов, развивает и поддерживает все другие формы международного сотрудничества, не противоречащие международному праву и национальному законодательству.

Учреждения здравоохранения, граждане и их объединения имеют право в соответствии с действующим законодательством самостоятельно заключать договоры (контракты) с иностранными юридическими и физическими лицами о любых формах сотрудничества, принимать участие в деятельности соответствующих международных организаций, осуществлять внешнеэкономическую деятельность.

Неправомерные ограничения международного сотрудничества со стороны государственных органов и должностных лиц могут быть обжалованы в установленном порядке, в том числе и в суд.

Раздел XII. Ответственность за нарушение
законодательства о здравоохранении

Статья 80. Ответственность за нарушение законодательства о здравоохранении

Лица, виновные в нарушении законодательства о здравоохранении, несут гражданскую, административную или уголовную ответственность согласно законодательству.

Президент Украины Л. КРАВЧУК

г. Киев, 19 ноября 1992 года
N 2801-XII