Статья 40 закона о конституционном суде

Содержание статьи:

Статья 40. Рассмотрение обращений Секретариатом Конституционного Суда Российской Федерации

Статья 40. Рассмотрение обращений Секретариатом Конституционного Суда Российской Федерации

Обращения, поступающие в Конституционный Суд Российской Федерации, подлежат обязательной регистрации.

В случаях, если обращение:

1) явно не подведомственно Конституционному Суду Российской Федерации;

2) по форме не отвечает требованиям настоящего Федерального конституционного закона;

3) исходит от ненадлежащего органа или лица;

4) не оплачено государственной пошлиной, если иное не установлено настоящим Федеральным конституционным законом, Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации уведомляет заявителя о несоответствии его обращения требованиям настоящего Федерального конституционного закона. Заявитель вправе потребовать принятия Конституционным Судом Российской Федерации решения по этому вопросу.

Заявитель после устранения недостатков, указанных в пунктах 2 и 4 части второй настоящей статьи, вправе вновь направить обращение в Конституционный Суд Российской Федерации.

В случае, если обращение явно не подведомственно Конституционному Суду Российской Федерации, Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации может направить его в государственные органы или организации, компетентные решать поставленные в нем вопросы.

Похожие главы из других книг

Статья 3. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации

Статья 3. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской

Статья 6. Обязательность решений Конституционного Суда Российской Федерации

Статья 6. Обязательность решений Конституционного Суда Российской Федерации Решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти,

Статья 7. Гарантии деятельности Конституционного Суда Российской Федерации

Статья 7. Гарантии деятельности Конституционного Суда Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношениях от любых других органов. Финансирование Конституционного Суда

Статья 10. Присяга судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Статья 10. Присяга судьи Конституционного Суда Российской Федерации Председатель Совета Федерации в порядке, установленном Советом Федерации, приводит к присяге лицо, назначенное на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации.Судья Конституционного

Статья 14. Несменяемость судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Статья 14. Несменяемость судьи Конституционного Суда Российской Федерации Судья Конституционного Суда Российской Федерации несменяем.Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по

Статья 19. Отставка судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Статья 19. Отставка судьи Конституционного Суда Российской Федерации Судья считается ушедшим или удаленным в отставку, если его полномочия прекращены по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 3 и 9 части первой и частью второй статьи 18 настоящего Федерального

Статья 24. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации

Статья 24. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации Председатель Конституционного Суда Российской Федерации:1) руководит подготовкой заседаний Конституционного Суда Российской Федерации, созывает их и председательствует на них;(в ред. Федерального

Статья 26. Заместители Председателя Конституционного Суда Российской Федерации

Статья 26. Заместители Председателя Конституционного Суда Российской Федерации (в ред. Федерального конституционного закона от 02.06.2009 № 2-ФКЗ)Заместители Председателя Конституционного Суда Российской Федерации осуществляют по уполномочию Председателя

Статья 28. Регламент Конституционного Суда Российской Федерации

Статья 28. Регламент Конституционного Суда Российской Федерации (в ред. Федерального конституционного закона от 03.11.2010 № 7-ФКЗ)В Регламенте Конституционного Суда Российской Федерации на основе Конституции Российской Федерации и настоящего Федерального

Статья 50. Требования Конституционного Суда Российской Федерации

Статья 50. Требования Конституционного Суда Российской Федерации Требования Конституционного Суда Российской Федерации о предоставлении текстов нормативных и других правовых актов, документов и их копий, дел, сведений и других материалов; о заверении документов и

Статья 80. Обязанность государственных органов и должностных лиц по приведению законов и иных нормативных актов в соответствие с Конституцией Российской Федерации в связи с решением Конституционного Суда Российской Федерации

Статья 80. Обязанность государственных органов и должностных лиц по приведению законов и иных нормативных актов в соответствие с Конституцией Российской Федерации в связи с решением Конституционного Суда Российской Федерации (в ред. Федерального конституционного

Статья 111. Аппарат Конституционного Суда Российской Федерации

Статья 111. Аппарат Конституционного Суда Российской Федерации Деятельность Конституционного Суда Российской Федерации обеспечивает аппарат, состоящий из Секретариата Конституционного Суда Российской Федерации и иных подразделений.Секретариат Конституционного Суда

Статья 112. Официальное издание Конституционного Суда Российской Федерации

Статья 112. Официальное издание Конституционного Суда Российской Федерации Официальным изданием Конституционного Суда Российской Федерации является «Вестник Конституционного Суда Российской

Статья 113. Печать Конституционного Суда Российской Федерации

Статья 113. Печать Конституционного Суда Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим

Статья 115. Местопребывание Конституционного Суда Российской Федерации

Статья 115. Местопребывание Конституционного Суда Российской Федерации Местом постоянного пребывания Конституционного Суда Российской Федерации является город Санкт-Петербург.(часть первая в ред. Федерального конституционного закона от 05.02.2007 № 2-ФКЗ)Заседания

75. Решения Конституционного Суда Российской Федерации

75. Решения Конституционного Суда Российской Федерации Решение, принятое как в пленарном заседании, так и в заседании палаты Конституционного Суда, является решением Конституционного Суда РФ.Итоговое решение Конституционного Суда по существу таких вопросов, как: о

О Конституционном Суде Украины

Раздел I
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД УКРАИНЫ
Глава 1. Общие положения

Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

Глава 3. Судья Конституционного суда

Глава 4. ГАРАНТИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЬИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

Глава 5. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО

Глава 6. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

Раздел II
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО
Глава 7. ОБРАЩЕНИЕ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД

Глава 8. ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ ОБРАЩЕНИЙ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД

Глава 9. Открытие конституционного производства по делу

Глава 10. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ В КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ

Глава 11. ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ СООТВЕТСТВИЯ КОНСТИТУЦИИ УКРАИНЫ (КОНСТИТУЦИОННОСТИ) ЗАКОНА УКРАИНЫ (ИХ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ) ПО КОНСТИТУЦИОННЫМ ЖАЛОБАМ

Глава 12. ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ СООТВЕТСТВИЯ КОНСТИТУЦИИ УКРАИНЫ (КОНСТИТУЦИОННОСТИ) ВОПРОСОВ, ПРЕДЛАГАЕМЫХ ДЛЯ ВЫНЕСЕНИЯ НА ВСЕУКРАИНСКИЙ РЕФЕРЕНДУМ ПО НАРОДНОЙ ИНИЦИАТИВЕ

Глава 13. АКТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

Глава 14. ИСПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЙ И ЗАКЛЮЧЕНИЕМ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

Статья 40 закона о конституционном суде

ВЕРХОВНАЯ РАДА УКРАИНЫ

(Закон утратил силу на основании Закона
N 2136-VІІІ от 13.07.2017)

О Конституционном Суде Украины

Раздел 1. Основы Конституционного устройства

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Статус Конституционного Суда Украины

Конституционный суд Украины — единственный орган конституционной юрисдикции в Украине.

Конституционный Суд Украины является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного Герба Украины и своим наименованием.

Статья 2. Задача Конституционного Суда Украины

Задачей Конституционного Суда Украины является гарантирование верховенства Конституции Украины как Основного Закона государства на всей территории Украины.

Статья 3 Нормативное регулирование деятельности
Конституционного Суда Украины

Организация, полномочия и порядок деятельности Конституционного Суда Украины определяются Конституцией Украины и настоящим Законом.

Конституционный Суд Украины принимает акты, регламентирующие организацию его внутренней работы в соответствии с настоящим Законом.

Статья 4. Основные принципы деятельности
Конституционного Суда Украины.

Деятельность Конституционного Суда Украины основывается на принципах верховенства права, независимости, коллегиальности, равноправия судей, гласности, полного и всестороннего рассмотрения дел и обоснованности принятых им решений.

Статья 5. Состав Конституционного Суда Украины

Конституционный Суд Украины состоит из восемнадцати судей Конституционного Суда Украины.

Президент Украины, Верховная Рада Украины и съезд судей Украины назначают по шесть судей Конституционного Суда Украины.

Статья 6. Порядок назначения судей
Конституционного Суда Украины
Президентом Украины

Президент Украины проводит консультации с Премьер-министром Украины и Министром юстиции Украины по кандидатурам на должности судей Конституционного Суда Украины.

Назначенным на должность судьи Конституционного Суда Украины считается лицо, о назначении которого издан Указ Президента Украины, скрепленный подписями Премьер-министра Украины и Министра юстиции Украины.

В случае прекращения полномочий судьи Конституционного Суда Украины, который назначался президентом Украины, Президент Украины в месячный срок назначает другое лицо на эту должность.

Статья 7. Порядок назначения судей
Конституционного Суда Украины
Верховной Радой Украины

Верховная Рада Украины назначает судей Конституционного Суда Украины тайным голосованием путем подачи бюллетеней.

Предложения о кандидатурах на должности судей Конституционного Суда Украины вносит Председатель Верховной Рады Украины, а также может вносить не менее 1/4 народных депутатов Украины от конституционного состава Верховной Рады Украины; при этом депутат вправе поставить подпись под предложением о выдвижении только одной кандидатуры и эти подписи депутатов не отзываются. Соответствующий Комитет Верховной Рады Украины представляет Верховной Раде свои заключения но каждой кандидатуре на должность судьи Конституционного Суда Украины, внесенной в установленном порядке.

Назначенными на должности судей Конституционного Суда Украины считаются кандидаты, набравшие наибольшее количество голосов депутатов, но более половины голосов депутатов от конституционного состава Верховной Рады Украины. Если несколько кандидатов набрали одинаковое количество голосов и после их назначения было бы превышено необходимое для назначения число судей, в отношении этих кандидатов проводится повторное голосование.

В случае прекращения полномочий судьи Конституционного Суда Украины, который назначался Верховной Радой Украины, Верховная Рада Украины в месячный срок назначает другое лицо на эту должность.

По результатам голосования Председателем Верховной Рады Украины подписываются постановления Верховной Рады Украины о назначении судей Конституционного Суда Украины.

Статья 8. Порядок назначения судей
Конституционного Суда Украины
съездом судей Украины

Съезд судей Украины по предложению делегатов съезда открытым голосованием большинством голосов присутствующих делегатов съезда определяет кандидатуры на должности судей Конституционного Суда Украины для включения в бюллетени для тайного голосования.

Назначенным на должность судьи Конституционного Суда Украины считается кандидат, который в результате тайного голосования получил большинство голосов от числа избранных делегатов съезда судей Украины.

Если голосование проводится по кандидатурам, число которых превышает квоту для назначения на должности судей Конституционного Суда Украины, назначенными считаются кандидаты, которые при условии, определенном в части второй настоящей статьи, набрали больше голосов, чем другие кандидаты на эти должности.

В случае прекращения полномочий судьи Конституционного Суда Украины, который назначался съездом судей Украины, съезд судей Украины в трехмесячный срок назначает другое лицо на эту должность.

По результатам голосования председательствующим и секретарем съезда подписываются решения съезда судей Украины о назначении судей Конституционного Суда Украины.

Статья 9. Срок полномочий судей
Конституционного Суда Украины

Судья Конституционного Суда Украины назначается сроком на девять лет без права быть назначенным повторно.

Статья 10. Форма одежды и нагрудный знак судьи
Конституционного Суда Украины

Судья Конституционного Суда Украины при отправлении своих обязанностей на пленарном заседании, на заседании Конституционного Суда Украины и в Коллегии судей Конституционного Суда Украины должен быть одет в мантию.

Судья Конституционного Суда Украины имеет нагрудный знак, описание и форма которого утверждаются Верховной Радой Украины.

Статья 11. Атрибуты Конституционного Суда Украины

Неотъемлемыми атрибутами Зала заседаний Конституционного Суда Украины являются Государственный Герб Украины и Государственный Флаг Украины.

Статья 12. Местонахождение Конституционного Суда Украины

Конституционный Суд Украины находится в городе Киеве.

Глава 2. Полномочия Конституционного Суда Украины

Статья 13. Полномочия Конституционного Суда Украины

Конституционный Суд Украины принимает решения и дает заключения по делам относительно:

1) конституционности законов и иных правовых актов Верховной Рады Украины, актов Президента Украины, актов Кабинета Министров Украины, правовых актов Верховной Рады Автономной Республики Крым;

2) соответствия Конституции Украины действующих международных договоров Украины или тех международных договоров, которые вносятся в Верховную Раду Украины для дачи согласия на их обязательность;

3) соблюдения конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела о смещении Президента Украины с поста в порядке импичмента в пределах, определенных статьями 111 и 151 Конституции Украины:

4) официального толкования Конституции и законов Украины.

Статья 14. Пределы полномочий
Конституционного Суда Украины

К полномочиям Конституционного Суда Украины не относятся вопросы о законности актов органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления, а также иные вопросы, отнесенные к компетенции судов общей юрисдикции.

Статья 15. Основания для признания
правовых актов неконституционными

Основаниями для принятия Конституционным Судом Украины решения о неконституционности правовых актов полностью либо в их отдельных частях являются:

несоответствие Конституции Украины;

нарушение установленной Конституцией Украины процедуры их рассмотрения, принятия или вступления их в силу;

превышение конституционных полномочий при их принятии.

Глава 3. Судьи Конституционного Суда Украины

Статья 16. Требования к судье
Конституционного Суда Украины

Судьей Конституционного Суда Украины может быть гражданин Украины, достигший на день назначения сорока лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж практической, научной или педагогической работы по специальности не менее десяти лет, владеющий государственным языком и проживающий в Украине в течение последних двадцати лет.

Судьи Конституционного Суда Украины не могут принадлежать к политическим партиям и профсоюзам, иметь представительский мандат, принимать участие в какой бы то ни было политической деятельности, занимать какие-либо иные оплачиваемые должности, выполнять другую оплачиваемую работу, кроме научной, преподавательской и творческой.

Статья 17. Вступление в должность судьи
Конституционного Суда Украины

Судья Конституционного Суда Украины вступает в должность со дня принесения им присяги судьи Конституционного Суда Украины.

Судья Конституционного Суда Украины при вступлении в должность приносит присягу следующего содержания: «Торжественно присягаю честно и добросовестно исполнять высокие обязанности судьи Конституционного Суда Украины, обеспечивать верховенство Конституции Украины, защищать конституционный строй государства, конституционные права и свободы человека и гражданина».

Судья Конституционного Суда Украины приносит присягу на заседании Верховной Рады Украины, которое проводится с участием Президента Украины. Премьер-министра Украины. Председателя Верховного Суда Украины, не позднее чем через месяц после назначения судьей Конституционного Суда Украины.

Статья 18. Статус судьи Конституционного Суда Украины

Статус судьи Конституционного Суда Украины определяется Конституцией Украины, настоящим Законом и законами Украины о статусе судей.

Полномочия судьи Конституционного Суда Украины и его конституционные права и свободы не могут быть ограничены при введении военного либо чрезвычайного положения в Украине или в отдельных ее местностях.

Статья 19. Полномочия судьи Конституционного Суда Украины

Судья Конституционного Суда Украины осуществляет предварительную подготовку вопросов для их рассмотрения Коллегией судей Конституционного Суда Украины, Конституционным Судом Украины, участвует в рассмотрении дел.

Судья Конституционного Суда Украины вправе истребовать от Верховной Рады Украины, Президента Украины, Премьер-министра Украины, Генерального прокурора Украины, судей, органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, политических партий и иных объединений граждан, отдельных граждан необходимые документы, материалы и иную информацию по вопросам, готовящимся к рассмотрению Коллегией судей Конституционного Суда Украины, Конституционным Судом Украины.

Уклонение от дачи объяснений или отказ от предоставления документов, материалов, информации судье Конституционного Суда Украины влечет ответственность виновных лиц согласно закону.

Судья Конституционного Суда Украины вправе публично высказывать свое мнение по вопросам, касающимся производства в Конституционном Суде Украины лишь относительно тех дел, по которым Конституционным Судом Украины принято решение либо дано заключение.

Статья 20. Выборы Председателя Конституционного Суда Украины

Председатель Конституционного Суда Украины избирается на специальном пленарном заседании Конституционного Суда Украины из состава судей Конституционного Суда Украины только на один трехлетний срок тайным голосованием путем подачи бюллетеней с любым числом кандидатур, предложенных судьями Конституционного Суда Украины. В бюллетене может быть оставлено не более одной кандидатуры.

Председателем Конституционного Суда Украины считается избранный кандидат, за которого проголосовало более половины конституционного состава судей Конституционного Суда Украины.

В случае если предложено более двух кандидатов на должность Председателя Конституционного Суда Украины и ни один из кандидатов не был избран, проводится повторное голосование по двум кандидатам, получившим большинство голосов.

В случае если предложено не более двух кандидатов на должность Председателя Конституционного Суда Украины и ни один из кандидатов не был избран или Председатель Конституционного Суда Украины не был избран при повторном голосовании, проводятся новые выборы с выдвижением других кандидатур на должность Председателя Конституционного Суда Украины.

Конституционный Суд Украины избирает из числа судей Конституционного Суда Украины комиссию для организации и проведения выборов Председателя Конституционного Суда Украины.

Статья 21. Полномочия Председателя
Конституционного Суда Украины

Председатель Конституционного Суда Украины возглавляет Конституционный Суд Украины и организует его деятельность.

К полномочиям Председателя Конституционного Суда Украины относятся:

организация работы коллегий судей Конституционного Суда Украины, комиссий и Секретариата Конституционного Суда Украины;

созыв и проведение заседаний, пленарных заседаний Конституционного Суда Украины:

распоряжение бюджетными средствами на содержание и обеспечение деятельности Конституционного Суда Украины в соответствии со сметой, утвержденной Конституционным Судом Украины;

осуществление иных полномочий, предусмотренных настоящим Законом и актами Конституционного Суда Украины, регламентирующими организацию его внутренней работы.

Статья 22. Заместители Председателя Конституционного Суда Украины

Председатель Конституционного Суда Украины имеет двух заместителей Председателя Конституционного Суда Украины.

Заместители Председателя Конституционного Суда Украины выполняют по поручению Председателя Конституционного Суда Украины отдельные его полномочия. В случае отсутствия Председателя Конституционного Суда Украины или невозможности осуществления им своих полномочий его обязанности исполняет старший по возрасту заместитель.

В случае отсутствия обоих заместителей обязанности Председателя Конституционного Суда Украины исполняет старший по возрасту судья Конституционного Суда Украины.

Заместители Председателя Конституционного Суда Украины избираются по предложению Председателя Конституционного Суда Украины только на один трехлетний срок тайным голосованием путем подачи бюллетеней в порядке, определенном статьей 20 настоящего Закона.

Статья 23. Прекращение полномочий судьи
Конституционного Суда Украины

Полномочия судьи Конституционного Суда Украины прекращаются в случае:

1) истечения срока назначения;

2) достижения судьей шестидесятипятилетнего возраста;

3) невозможности исполнять свои полномочия по состоянию здоровья:

4) нарушения судьей требований, предусмотренных частью второй статьи 16 настоящего Закона;

5) нарушения судьей присяги;

6) вступления в законную силу обвинительного приговора в отношении его;

7) прекращения его гражданства;

8) признания его безвестно отсутствующим или объявления умершим;

9) подачи судьей заявления об отставке или об освобождении от должности по собственному желанию.

Решение о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда Украины в случаях, предусмотренных пунктами 1-3, 6-9, принимается на заседании Конституционного (Суда Украины, а в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5,- Верховной Радой Украины.

Полномочия судьи прекращаются в случае его смерти.

Статья 24. Досрочное освобождение от должности
Председателя Конституционного Суда Украины,
заместителя Председателя Конституционного Суда
Украины по их заявлениям

Председатель Конституционного Суда Украины, заместитель Председателя Конституционного Суда Украины освобождаются от должности по их заявлениям Конституционным Судом Украины.

Решение о досрочном освобождении считается принятым, если за него проголосовало более половины конституционного состава судей Конституционного Суда Украины.

Освобождение от должности Председателя Конституционного Суда Украины, заместителя Председателя Конституционного Суда Украины не лишает их полномочий судьи Конституционного Суда Украины.

Статья 25. Научные консультанты и помощники
судей Конституционного Суда Украины

Судья Конституционного Суда Украины имеет научного консультанта и помощника.

Научный консультант и помощник выполняют поручения судьи Конституционного Суда Украины по делам конституционного производства.

Научный консультант и помощник судьи Конституционного Суда Украины являются государственными служащими.

Статья 26. Внесудебная деятельность судей
Конституционного Суда Украины

Судьи Конституционного Суда Украины имеют право участвовать в конференциях, симпозиумах, входить в состав делегаций Конституционного Суда Украины.

Решения о служебных командировках судей Конституционного Суда Украины принимает Председатель Конституционного Суда Украины, а в случае его отсутствия — заместитель Председателя Конституционного Суда Украины.

Глава 4. Гарантии деятельности судей
Конституционного Суда Украины

Статья 27. Независимость судей
Конституционного Суда Украины

Судьи Конституционного Суда Украины при осуществлении своих полномочий независимы, подчиняются только Конституции Украины и руководствуются настоящим Законом, иными законами Украины, кроме тех законов или их отдельных положений, которые являются предметом рассмотрения Конституционного Суда Украины.

Статья 28. Неприкосновенность личности судьи
Конституционного Суда Украины

Личность судьи Конституционного Суда Украины неприкосновенна. Судья Конституционного Суда Украины не может быть задержан или арестован без согласия Верховной Рады Украины до вынесения обвинительного приговора судом.

Судьи Конституционного Суда Украины не несут юридической ответственности за результаты голосования или высказывания в Конституционном суде Украины и в его коллегиях, за исключением ответственности за оскорбление либо клевету при рассмотрении дел, принятии решений и даче заключений Конституционным Судом Украины.

Статья 29. Социальное и бытовое обеспечение судей
Конституционного Суда Украины.

Судьи Конституционного Суда Украины получают заработную плату и пользуются иными видами материального обеспечения, установленными законами Украины о статусе судей.

В случае когда полномочия судьи Конституционного Суда Украины были прекращены в соответствии с пунктами 1 и 3 части первой статьи 23 настоящего Закона, за ним сохраняются до выхода на пенсию по возрасту восемьдесят процентов денежного содержания и иные виды материального обеспечения, которыми пользуется судья Конституционного Суда Украины.

Глава 5. Организация и деятельность
Конституционного Суда Украины

Статья 30. Организация деятельности
Конституционного Суда Украины

Вопросы производства по делам и деятельности Конституционного Суда Украины, его Секретариата, порядок делопроизводства, правила внутреннего распорядка Конституционного Суда Украины определяются Конституцией Украины, настоящим Законом и актами Конституционного Суда Украины, устанавливающими порядок организации внутренней работы Конституционного Суда Украины.

Статья 31. Финансирование Конституционного Суда Украины

Финансирование Конституционного Суда Украины предусматривается в Государственном бюджете Украины отдельной строкой.

Предложения по объему финансирования Конституционного Суда Украины и проект соответствующей сметы представляются Председателем Конституционного Суда Украины в Кабинет Министров Украины и Верховную Раду Украины при составлении проекта Государственного бюджета Украины на каждый последующий год.

Статья 32. Секретариат Конституционного Суда Украины

Организационное, научно-экспертное, информационно-справочное и иное обеспечение деятельности Конституционного Суда Украины осуществляет Секретариат Конституционного Суда Украины во главе с руководителем Секретариата Конституционного Суда Украины.

Положение о Секретариате Конституционного Суда Украины, его структура и штаты утверждаются Конституционным Судом Украины.

Руководитель Секретариата Конституционного Суда Украины назначается Конституционным Судом Украины по представлению Председателя Конституционного Суда Украины из числа граждан, имеющих право на занятие должности профессионального судьи.

Руководитель Секретариата Конституционного Суда Украины не может принадлежать к политическим партиям, иметь представительский мандат, принимать участие в какой бы то ни было политической деятельности, занимать какие-либо иные оплачиваемые должности, выполнять другую оплачиваемую работу, кроме научной, преподавательской и творческой.

Руководитель и другие должностные лица Секретариата Конституционного Суда Украины являются государственными служащими.

Статья 33. Постоянные комиссии
Конституционного Суда Украины

Конституционный Суд Украины на своем заседании создает из числа судей Конституционного Суда Украины постоянные комиссии Конституционного Суда Украины, являющиеся его вспомогательными рабочими органами но вопросам организации его внутренней деятельности.

Положение о постоянных комиссиях Конституционного Суда Украины утверждается Конституционным Судом Украины на пленарном заседании.

Председатели постоянных комиссий назначаются Председателем Конституционного Суда Украины на срок своих полномочий.

Статья 34. Временные комиссии
Конституционного Суда Украины

Конституционный Суд Украины может создавать на своих пленарных заседаниях временные комиссии для дополнительного исследования вопросов, связанных с конституционным производством по делу, с участием специалистов в соответствующих областях права.

Статья 35. Архив Конституционного Суда Украины

Материалы деятельности Конституционного Суда Украины хранятся в Архиве Конституционного суда Украины.

Материалы дел, по которым Конституционным Судом Украины принято решение или дано заключение, хранятся в Архиве Конституционного Суда Украины сто лет.

Оригиналы решений и заключений Конституционного Суда Украины хранятся в Архиве Конституционного Суда Украины бессрочно.

Другие материалы о деятельности Конституционного Суда Украины хранятся в Архиве Конституционного Суда Украины на общих основаниях, определенных законодательством Украины.

Положение об Архиве Конституционного Суда Украины утверждается Конституционным Судом Украины.

Статья 36. Библиотека Конституционного Суда Украины

Для обеспечения Конституционного Суда Украины нормативно-правовыми актами, научной и иной специальной литературой создается Библиотека Конституционного Суда Украины.

Положение о Библиотеке Конституционного Суда Украины утверждается Конституционным Судом Украины.

Статья 37. Печатный орган Конституционного Суда Украины

Печатным органом Конституционного Суда Украины является «Вестник Конституционного Суда Украины».

Раздел II. Конституционное производство

Глава 6. Обращение в Конституционный Суд Украины

Статья 38. Формы обращения в
Конституционный Суд Украины

Формами обращения в Конституционный Суд Украины являются конституционное представление и конституционное обращение.

Статья 39. Конституционное представление

Конституционное представление — это письменное ходатайство в Конституционный Суд Украины о признании правового акта (его отдельных положений) неконституционным, об определении конституционности международного договора или о необходимости в официальном толковании Конституции Украины и законов Украины. Конституционным представлением является также обращение Верховной Рады Украины о даче заключения относительно соблюдения конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела о смещении Президента окраины с поста в порядке импичмента.

В конституционном представлении указываются:

1) полное наименование органа, должностного лица, которые направляют конституционное представление согласно праву, предоставленному Конституцией Украины и настоящим Законом;

2) сведения о представителе по закону или уполномоченном по поручению;

3) полное наименование, номер, дата принятия, источник опубликования (в случае публикации) правового акта, конституционность которого (отдельных его положений) оспаривается либо который требует официального толкования;

4) правовое обоснование утверждений относительно неконституционности правового акта (его отдельных положений) или необходимости в официальном толковании;

5) данные о других документах и материалах, на которые ссылаются субъекты права на конституционное представление (копии этих документов и материалов прилагаются);

6) перечень прилагаемых документов и материалов.

Конституционное представление, документы и иные материалы к нему представляются в трех экземплярах.

Статья 40. Субъекты права на конституционное представление
по вопросам принятия решений Конституционным Судом Украины

Субъектами права на конституционное представление по вопросам принятия решений Конституционным Судом Украины в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 13 настоящего Закона, являются Президент Украины, не менее сорока пяти народных депутатов Украины (подпись депутата не отзывается), Верховный Суд Украины, Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека, Верховная Рада Автономной Республики Крым.

Статья 41. Субъекты права на конституционное представление
по вопросам дачи заключений Конституционным Судом Украины

Субъектами права на конституционное представление по вопросам дачи заключений Конституционным Судом Украины в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3, 4 статьи 13 настоящего Закона, являются:

по пункту 2 — Президент Украины, Кабинет Министров Украины;

по пункту 3 — Верховная Рада Украины;

по пункту 4 — Президент Украины, не менее сорока пяти народных депутатов Украины (подпись депутата не отзывается), Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека, Верховный Суд Украины, Кабинет Министров Украины, другие органы государственной власти, Верховная Рада Автономной Республики Крым, органы местного самоуправления.

Статья 42. Конституционное обращение

Конституционное обращение — это письменное ходатайство в Конституционный Суд Украины о необходимости в официальном толковании Конституции Украины и законов Украины в целях обеспечения реализации или защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также прав юридического лица.

В конституционном обращении указываются:

1) фамилия, имя, отчество гражданина Украины, иностранца либо лица без гражданства, адрес, по которому лицо проживает, или полное название и местонахождение юридического лица;

2) сведения о представителе лица по закону или уполномоченном по поручению;

3) статьи (отдельные положения) Конституции Украины или Закона Украины; толкование которых должен дать Конституционный Суд Украины;

4) обоснования необходимости в официальном толковании положений Конституции Украины или законов Украины;

5) данные о других документах и материалах, на которые ссылаются субъекты права на конституционное обращение (копии этих документов и материалов прилагаются);

6) перечень прилагаемых документов и материалов.

Конституционное обращение, документы и иные материалы к нему представляются в трех экземплярах.

Статья 43. Субъекты права на конституционное обращение
по вопросам дачи заключений Конституционным Судом Украины

Субъектами права на конституционное обращение по вопросам дачи заключений Конституционным Судом Украины в случае предусмотренном пунктом 4 статьи 13 настоящего Закона, являются граждане Украины, иностранцы, лица без гражданства и юридические лица.

Статья 44. Отзыв конституционного представления,
конституционного обращения

Конституционное представление или конституционное обращение может быть отозвано по письменному заявлению субъекта, направившего его в Конституционный Суд Украины, в любое время до дня рассмотрения на пленарном заседании Конституционного Суда Украины.

Процессуальное определение о прекращении производства по делу по отзываемому конституционному представлению, конституционному обращению принимается на заседании Конституционного Суда Украины.

Статья 45. Основания для отказа в открытии
конституционного производства

Основаниями для отказа в открытии производства по делу в Конституционном Суде Украины являются:

1) отсутствие установленного Конституцией Украины, настоящим Законом права на конституционное представление, конституционное обращение;

2) несоответствие конституционного представления, конституционного обращения требованиям, предусмотренным Конституцией Украины. настоящим Законом;

3) неподведомственность Конституционному Суду Украины вопросов, поднятых в конституционном представлении, конституционном обращении.

Глава 7. Производство по делам в
Конституционном Суде Украины

Статья 46. Порядок конституционного производства по делу

Открытие производства по делу в Конституционном Суде Украины по конституционному представлению либо конституционному обращению постановляется Коллегией судей Конституционного Суда Украины или Конституционным Судом Украины на его заседании.

Дело, по которому открыто конституционное производство, рассматривается Конституционным Судом Украины на пленарном заседании в порядке и в срок, установленные настоящим Законом.

Дата рассмотрения дела Конституционным Судом Украины определяется Председателем Конституционного Суда Украины.

Статья 47. Коллегии судей Конституционного Суда Украины

В составе Конституционного Суда Украины образуются коллегии судей для рассмотрения вопросов об открытии производства по делам по конституционным представлениям и коллегии судей для рассмотрения вопросов об открытии производства по делам по конституционным обращениям.

Решение об образовании коллегий судей Конституционного Суда Украины, утверждении состава и назначении секретарей коллегий судей принимается на заседании Конституционного Суда Украины в течение первого месяца каждого календарного года.

Секретарь Коллегии судей назначается из числа судей, входящих в состав Коллегии, и возглавляет ее.

Статья 48. Полномочия коллегий судей Конституционного Суда Украины
по делам по конституционным представлениям

Коллегия судей Конституционного Суда Украины по делам по конституционным представлениям большинством голосов судей, входящих в ее состав, принимает процессуальное определение об открытии производства по делу в Конституционном Суде Украины или об отказе в таком производстве.

В случае принятия Коллегией судей Конституционного Суда Украины процессуального определения об открытии производства по делу в Конституционном Суде Украины это дело вносится Председателем Конституционного Суда Украины на рассмотрение пленарного заседания Конституционного Суда Украины.

В случае принятия Коллегией судей процессуального определения об отказе в открытии производства по делу секретарь Коллегии судей направляет материалы Председателю Конституционного Суда Украины для рассмотрения дела на заседании Конституционного Суда Украины.

Статья 49. Полномочия коллегий судей Конституционного Суда Украины
по делам по конституционным обращениям

Коллегия судей Конституционного Суда Украины по делам по конституционным обращениям принимает процессуальное определение об открытии производства по делу в Конституционном Суде Украины или об отказе в таком производстве в порядке, установленном статьей 48 настоящего Закона.

Статья 50. Заседание Конституционного Суда Украины

Конституционный Суд Украины на своих заседаниях рассматривает вопросы об открытии производства по делу в Конституционном Суде Украины в случае принятия Коллегией судей Конституционного Суда Украины процессуального определения об отказе в открытии такого производства.

В случае принятия на заседании Конституционного Суда Украины процессуального определения об открытии производства по делу в Конституционном Суде Украины это дело вносится Председателем Конституционного Суда Украины на рассмотрение пленарного заседания Конституционного Суда Украины.

Принятое Конституционным Судом Украины на его заседании процессуальное определение об отказе в открытии производства по делу в Конституционном Суде Украины является окончательным.

На заседаниях Конституционного Суда Украины рассматриваются все вопросы, требующие разрешения Конституционным Судом Украины, кроме тех, которые разрешаются на его пленарных заседаниях в соответствии с настоящим Законом.

Заседание Конституционного Суда Украины является правомочным, если на нем присутствует не менее одиннадцати судей Конституционного Суда Украины.

Решение Конституционного Суда Украины на его заседаниях принимается, если за это решение проголосовало более половины судей Конституционного Суда Украины, участвовавших в заседании.

Статья 51. Пленарные заседания Конституционного Суда Украины

Конституционный Суд Украины на своих пленарных заседаниях рассматривает дела, производство по которым открыто по конституционным представлениям и конституционным обращениям, а также другие вопросы, отнесенные к рассмотрению Конституционным Судом Украины на его пленарных заседаниях настоящим Законом.

На пленарных заседаниях Конституционным Судом Украины принимаются решения по делам, предусмотренным пунктом 1 статьи 13, и даются заключения по делам, предусмотренным пунктами 2, 3, 4 статьи 13 настоящего Закона.

Пленарное заседание Конституционного Суда Украины является правомочным, если на нем присутствует не менее двенадцати судей Конституционного Суда Украины.

Решения Конституционного Суда Украины принимаются и его заключения даются на пленарном заседании, если за них проголосовало не менее десяти судей Конституционного Суда Украины.

Статья 52. Порядок проведения пленарных заседаний,
заседаний Конституционного Суда Украины

Порядок проведения пленарных заседаний, заседаний Конституционного Суда Украины устанавливается настоящим Законом и актами Конституционного Суда Украины, регламентирующими организацию его внутренней работы.

На пленарных заседаниях и на заседаниях Конституционного Суда Украины председательствует Председатель Конституционного Суда Украины.

Статья 53. Ответственность за нарушение порядка проведения
пленарного заседания Конституционного Суда Украины

Председательствующий на пленарном заседании Конституционного Суда Украины обеспечивает соблюдение порядка его проведения.

Участники конституционного производства и присутствующие в Зале заседаний Конституционного Суда Украины предупреждаются о необходимости соблюдения установленного порядка.

В случае выявления неуважения к Конституционному Суду Украины или препятствования проведению его пленарного заседания нарушитель привлекается к установленной законом ответственности.

Определение о привлечении к ответственности принимается Конституционным Судом Украины по предложению председательствующего в Зале заседаний Конституционного Суда Украины.

Нарушитель выдворяется из Зала заседаний Конституционного Суда Украины.

Статья 54. Обеспечение полноты рассмотрения дела
Конституционным Судом Украины

Коллегия судей Конституционного Суда Украины при подготовке дела, Конституционный Суд Украины в процессе производства по делу имеют право истребовать у Верховной Рады Украины. Президента Украины, Премьер-министра Украины, Генерального прокурора Украины, судей, органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, политических партий, иных объединений граждан и отдельных граждан необходимые документы, материалы и иные касающиеся дела сведения.

Коллегия судей Конституционного Суда Украины при подготовке дела, Конституционный Суд Украины в процессе производства по делу в случае необходимости назначают экспертизу по делу и решают вопрос о привлечении к участию в конституционном производстве экспертов.

Коллегия судей Конституционного Суда Украины при подготовке дела, Конституционный Суд Украины в процессе производства по делу имеют право вызвать должностных лиц, экспертов, свидетелей, представителей по закону и уполномоченных по поручению, граждан, участие которых должно обеспечить объективное и полное рассмотрение дела.

Уклонение без уважительных причин от явки в Коллегию судей Конституционного Суда Украины либо в Конституционный Суд Украины, а равно отказ предоставить необходимые документы, материалы и иные сведения или их умышленное сокрытие влекут ответственность виновных лиц по закону.

Статья 55. Участники конституционного производства

Участниками конституционного производства являются субъекты права на конституционное представление и конституционное обращение. их представители, а также привлеченные Конституционным Судом Украины к участию в рассмотрении дела органы и должностные лица. свидетели, эксперты и переводчики.

Неявка по уважительной причине участника конституционного производства на пленарное заседание или на заседание Конституционного Суда Украины может быть основанием для отложения рассмотрения дела.

В случае повторной неявки по уважительной причине участника конституционного производства на пленарное заседание или на заседание Конституционного Суда Украины Конституционный Суд Украины может принять решение о рассмотрении дела на соответствующем заседании в его отсутствие.

В случае неявки без уважительной причины участника конституционного производства Конституционный Суд Украины принимает решение в его отсутствие.

Статья 56. Язык конституционного производства

В Конституционном Суде Украины производство ведется, решения, определения принимаются, заключения даются и обнародуются на государственном языке.

Участники конституционного производства, не владеющие государственным языком, имеют право пользоваться услугами переводчика. О своих намерениях пользоваться услугами переводчика участники конституционного производства своевременно уведомляют Конституционный Суд Украины.

Статья 57. Сроки конституционного производства

Срок производства по делам по конституционным представлениям не должен превышать трех месяцев.

При производстве по конституционному представлению, признанному Конституционным Судом Украины неотложным, срок рассмотрения такого представления не должен превышать одного месяца.

Срок производства по делам по конституционным обращениям не должен превышать шести месяцев.

Сроки конституционного производства начинают исчисляться со дня принятия процессуального определения об открытии конституционного производства по делу.

Статья 58. Объединение конституционных производств

В случае если в Конституционный Суд Украины поступило несколько конституционных представлений, конституционных обращений, касающихся одного и того же вопроса, они объединяются в одно конституционное производство но делу.

Статья 59. Возмещение расходов участникам конституционного производства

Расходы участников конституционного производства возмещаются из бюджетных средств по решению Конституционного Суда Украины.

Статья 60. Государственная пошлина

Конституционное представление или конституционное обращение направляются в Конституционный Суд Украины без взыскания государственной пошлины.

Если неоднократное направление конституционного представления, конституционного обращения по одному и тому же вопросу, который уже рассматривался в Конституционном Суде Украины, является злоупотреблением правом, Конституционный Суд Украины после принятия решения об отказе в открытии производства по делу может принять решение о взыскании с субъекта права на конституционное представление, конституционное обращение государственной пошлины в размере, установленном законом.

Глава 8. Решения и заключения
Конституционного Суда Украины

Статья 61. Решения Конституционного Суда Украины

Конституционный Суд Украины по результатам рассмотрения дел относительно конституционности законов и иных правовых актов Верховной Рады Украины, актов Президента Украины, актов Кабинета Министров Украины, правовых актов Верховной Рады Автономной Республики Крым принимает решения.

Конституционный Суд Украины может признать неконституционным правовой акт полностью или в отдельной его части.

В случае если в процессе рассмотрения дела по конституционному представлению или конституционному обращению выявлено несоответствие Конституции Украины иных правовых актов (их отдельных положений), кроме тех, по которым открыто производство по делу, и которые влияют на принятие решения или дачу заключения по делу, Конституционный Суд Украины признает такие правовые акты (их отдельные положения) неконституционными.

Статья 62. Заключение Конституционного Суда Украины

Конституционный Суд Украины дает заключения по делам по вопросам:

официального толкования Конституции Украины и законов Украины;

о соответствии Конституции Украины действующих международных договоров Украины или тех международных договоров, которые вносятся в Верховную Раду Украины для дачи согласия на их обязательность;

о соблюдении конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела о смещении Президента Украины с поста в порядке импичмента.

Статья 63. Принятие решений и дача заключений
Конституционным Судом Украины

Решения принимаются, заключения даются Конституционным Судом Украины поименным голосованием путем опроса судей Конституционного Суда Украины.

Предложения судей Конституционного Суда Украины к проекту решения или заключения голосуются в порядке поступления.

Судьи Конституционного Суда Украины не вправе воздерживаться от голосования.

Решения и заключения Конституционного Суда Украины мотивируются письменно, подписываются отдельно судьями Конституционного Суда Украины, голосовавшими за их принятие и голосовавшими против их принятия, и обнародуются. Они являются окончательными и не подлежат обжалованию.

Подписание судьей Конституционного Суда Украины решения, заключения Конституционного Суда Украины обязательно.

Статья 64. Особое мнение судьи Конституционного Суда Украины

Особое мнение судьи Конституционного Суда Украины, подписавшего решение или заключение Конституционного Суда Украины, излагается судьей Конституционного Суда Украины в письменной форме и прилагается к решению или заключению Конституционного Суда Украины.

Статья 65. Содержание решения Конституционного Суда Украины

Решение Конституционного Суда Украины содержит:

1) наименование решения, дату и место принятия, его номер;

2) персональный состав судей Конституционного Суда Украины, участвовавших в рассмотрении дела;

3) перечень участников судебного заседания;

4) содержание конституционного представления;

5) полное название, дату принятия, порядковый номер, по которому органом, должностным лицом принят правовой акт, конституционность которого рассматривается;

6) положения Конституции Украины, которыми руководствовался Конституционный Суд Украины при принятии решения;

7) мотивировочную часть решения;

8) резолютивную часть решения;

9) обязательное указание на то, что решение Конституционного Суда Украины окончательно и обжалованию не подлежит.

Статья 66. Содержание заключения
Конституционного Суда Украины

Заключение Конституционного Суда Украины содержит:

1) наименование заключения, дату и место дачи заключения, его номер;

2) персональный состав судей Конституционного Суда Украины, участвовавших в рассмотрении дела;

3) перечень участников судебного заседания;

4) содержание конституционного представления, конституционного обращения;

5) положения Конституции Украины, которыми руководствовался Конституционный Суд Украины при даче заключения;

6) мотивировочную часть заключения;

7) резолютивную часть заключения;

8) обязательное указание на то, что заключение Конституционного Суда Украины окончательно и обжалованию не подлежит.

Статья 67. Официальное обнародование решений
и заключений Конституционного Суда Украины

Решения и заключения Конституционного Суда Украины подписываются не позднее семи дней после принятия решения, дачи заключения.

Решения и заключения Конституционного Суда Украины официально обнародуются на следующий рабочий день после их подписания.

Решения и заключения Конституционного Суда Украины вместе с особым мнением судей Конституционного Суда Украины публикуются в «Вестнике Конституционного Суда Украины» и в других официальных изданиях Украины.

Статья 68. Основание для открытия нового производства по делу

Конституционный Суд Украины открывает новое производство по делу при выявлении новых обстоятельств по делу, которые не были предметом его рассмотрения, но которые существовали на время рассмотрения и принятия решения или дачи заключения по делу.

Статья 69. Обязательность решений и заключений
Конституционного Суда Украины

Решения и заключения Конституционного Суда Украины в равной мере обязательны к исполнению.

Статья 70. Порядок исполнения решений и заключений
Конституционного Суда Украины

Копии решений и заключений Конституционного Суда Украины направляются на следующий рабочий день после их официального обнародования субъекту права на конституционное представление или конституционное обращение, по инициативе которого рассматривалось дело, в Министерство юстиции Украины, а также в орган власти, принявший правовой акт, который был предметом рассмотрения в Конституционном Суде Украины.

При необходимости Конституционный Суд Украины может определить в своем решении, заключении порядок и сроки их исполнения, а также возложить на соответствующие государственные органы обязанности по обеспечению исполнения решения, соблюдения заключения.

Конституционный Суд Украины вправе потребовать от органов, указанных в настоящей статье, письменное подтверждение исполнения решения, соблюдения заключения Конституционного Суда Украины.

Неисполнение решений и несоблюдение заключений Конституционного Суда Украины влекут ответственность согласно закону.

Раздел III. Особенности Конституционного производства

Глава 9. Производство по делам, предусмотренным
пунктом 1 статьи 13 настоящего Закона

Статья 71. Направление конституционных представлений

Субъекты права на конституционное представление, определенные в статье 40 настоящего Закона, направляют в Конституционный Суд Украины конституционные представления, в которых излагаются аргументы и утверждается о неконституционности законов, иных правовых актов Верховной Рады Украины, актов Президента Украины, актов Кабинета Министров Украины, правовых актов Верховной Рады Автономной Республики Крым.

Субъекты права на конституционное представление назначают до трех представителей для участия в рассмотрении дела.

Статья 72. Участие в конституционном производстве

Конституционный Суд Украины обязательно привлекает к участию в производстве по делу представителей органов власти, акты которых оспариваются по конституционному представлению относительно их конституционности.

Статья 73. Решения по делам

Конституционный Суд Украины принимает решения относительно конституционности актов, указанных в пункте 1 статьи 13 настоящего Закона.

В случае если эти акты или их отдельные положения признаются не соответствующими Конституции Украины (неконституционными) они объявляются недействующими и теряют силу со дня принятия Конституционным Судом Украины решения о их неконституционности.

Статья 74. Урегулирование правоотношений,
возникших в результате действия акта,
признанного неконституционным

Конституционный Суд Украины может указать на преюдициальность своего решения при рассмотрении судами общей юрисдикции исков в связи с правоотношениями, возникшими в результате действия неконституционного акта.

Глава 10. Особенности производства по делам относительно
конституционности правовых актов, вызывающих
спор в отношении полномочий конституционных органов
государственной власти Украины, органов власти Автономной
Республики Крым и органов местного самоуправления

Статья 75. Основания для конституционного представления

Основанием для конституционного представления является наличие спора в отношении полномочий конституционных органов государственной власти Украины, органов власти Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления, если один из субъектов права на конституционное представление, определенных в статье 40 настоящего Закона, считает, что правовые акты, которые указаны в пункте 1 статьи 13 настоящего Закона и которыми установлены полномочия указанных органов, не соответствуют Конституции Украины.

Статья 76. Право на участие в деле

Каждый из субъектов права на конституционное представление, определенных в статье 40 настоящего Закона, может обратиться в Конституционный Суд Украины с конституционным представлением в отношении полномочий конституционных органов государственной власти Украины, органов власти Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления на любой стадии конституционного производства, если он считает, что решение Конституционного Суда Украины по делу может повлиять на объем их полномочий.

Статья 77. Резолютивная часть решения

В резолютивной части решения Конституционного Суда Украины дается заключение относительно конституционности правового акта, которым установлены полномочия конституционных органов государственной власти Украины, органов власти Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления.

Глава 11. Особенности производства по делам
относительно конституционности актов о назначении выборов,
всеукраинского референдума или местного референдума
в Автономной Республике Крым

Статья 78. Сроки направления конституционного представления

Конституционное представление по вопросам дачи заключений относительно конституционности актов о назначении выборов, всеукраинского референдума или местного референдума в Автономной Республике Крым может быть направлено в Конституционный Суд Украины в срок не позднее месяца со дня официального объявления даты назначения, отмены или отсрочки в установленном порядке выборов, всеукраинского референдума или местного референдума в Автономной Республике Крым.

Статья 79. Предмет рассмотрения

Конституционный Суд Украины рассматривает вопрос относительно конституционности правовых актов Верховной Рады Украины, актов Президента Украины и правовых актов Верховной Рады Автономной Республики Крым о назначении выборов всеукраинского референдума или местного референдума в Автономной Республике Крым.

Статья 80. Участие в конституционном производстве

Конституционный Суд Украины может привлечь к участию в рассмотрении дела представителей органов, назначивших выборы, всеукраинский референдум или местный референдум в Автономной Республике Крым, и органов, на которые возложены обязанности по проведению выборов или референдумов, представителя Центральной избирательной комиссии, а также представителей органов власти, органов местного самоуправления либо органов, на которые возложены полномочия по проведению выборов, референдумов.

В случае необходимости Конституционный Суд Украины может привлечь к участию в рассмотрении дела представителей политических партий, иных объединений граждан.

Статья 81. Резолютивная часть решения

В резолютивной части решения Конституционного Суда Украины дается заключение относительно конституционности актов о назначении выборов, всеукраинского референдума или местного референдума в Автономной Республике Крым.

В случае признания таких актов неконституционными в решении Конституционного Суда Украины указывается о прекращении деятельности всех органов, которые были созданы для проведения этих выборов или референдумов, об уничтожении бюллетеней, агитационных материалов и о прекращении финансирования мероприятий по проведению выборов или референдумов и возврате в доход государства перечисленных, но не использованных средств.

Глава 12. Особенности производства по делам
о соответствии положений действующих правовых актов,
указанных в пункте 1 статьи 13 настоящего закона,
конституционным принципам и нормам относительно прав
и свобод человека и гражданина

Статья 82. Основания для возбуждения вопроса об
открытии конституционного производства

Основаниями для возбуждения вопроса об открытии производства по делу о соответствии норм действующего законодательства принципам и нормам Конституции Украины относительно прав и свобод человека и гражданина являются:

1) наличие спорных вопросов относительно конституционности принятых и обнародованных в установленном порядке законов, иных правовых актов;

2) возникновение спорных вопросов относительно конституционности правовых актов, выявленных в процессе общего судопроизводства;

3) возникновение спорных вопросов относительно конституционности правовых актов, выявленных органами исполнительной власти в процессе их применения и Уполномоченным Верховной Рады Украины по правам человека в процессе его деятельности.

Статья 83. Вопросы конституционности,
возникающие в процессе общего судопроизводства

В случае возникновения в процессе общего судопроизводства спора относительно конституционности нормы закона, применяемой судом, производство по делу приостанавливается.

При таких условиях открывается конституционное производство по делу и дело рассматривается Конституционным Судом Украины безотлагательно.

Глава 13. Особенности производства по делам
относительно конституционности правовых актов,
которыми противоречиво регулируется порядок реализации
конституционных прав и свобод человека и гражданина

Статья 84. Предмет конституционного производства
и порядок его открытия

Предметом конституционного производства по делам относительно конституционности норм законов, которыми противоречиво регулируется порядок реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина, является разрешение спорных вопросов относительно конституционности норм двух либо более законов или актов международного права, признанных обязательными на территории Украины, которые устанавливают разный порядок реализации одних и тех же конституционных прав и свобод, чем существенно ограничиваются возможности их использования.

Статья 85. Порядок открытия производства по делу
и особенности содержания решения

Конституционное производство по делу открывается по инициативе субъектов права на конституционное представление, определенных в статье 40 настоящего Закона.

В решении Конституционного Суда Украины определяется, нормы какого закона являются конституционными, а какого — неконституционными и недействующими.

Глава 14. Производство по делам,
предусмотренным пунктом 2 статьи 13 настоящего закона

Статья 86. Предмет производства по делу

Конституционный Суд Украины рассматривает дела и дает заключения относительно конституционности:

1) действующих международных договоров Украины;

2) международных договоров Украины, которые вносятся в Верховную Раду Украины для дачи согласия на их обязательность.

Статья 87. Дача заключений относительно конституционности
действующих международных договоров

Вопрос относительно конституционности действующего международного договора рассматривается Конституционным Судом Украины по конституционному представлению Президента Украины, Кабинета Министров Украины.

При даче заключений о несоответствии международного договора Конституции Украины Конституционный Суд Украины в этом же производстве решает также вопрос относительно неконституционности этого договора либо его отдельных частей.

Статья 88. Дача заключений относительно конституционности международных договоров,
которые вносятся в Верховную Раду Украины для дачи согласия на их обязательность

Вопросы относительно конституционности международных договоров, которые вносятся в Верховную Раду Украины для дачи согласия на их обязательность, рассматриваются Конституционным Судом Украины по конституционному представлению Президента Украины, Кабинета Министров Украины до принятия Верховной Радой Украины соответствующего закона.

Открытие конституционного производства по этим делам приостанавливает рассмотрение Верховной Радой Украины вопроса о даче согласия на их обязательность.

Статья 89. Рассмотрение дел относительно конституционности
правовых актов о вступлении международных договоров в силу для Украины

Вопросы относительно конституционности правовых актов Верховной Рады Украины, Президента Украины или Кабинета Министров Украины о вступлении международных договоров в силу для Украины рассматриваются Конституционным Судом Украины в соответствии с пунктом 1 статьи 13 по конституционным представлениям субъектов, определенных в статье 40 настоящего Закона.

При рассмотрении дела относительно конституционности правового акта, указанного в части первой настоящей статьи, Конституционный Суд Украины одновременно дает заключение относительно конституционности вступившего в силу международного договора Украины согласно этому правовому акту.

Глава 15. Производство по делам,
предусмотренным пунктом 3 статьи 13 настоящего закона

Статья 90. Открытие конституционного производства по делу относительно
соблюдения конституционной процедуры расследования и
рассмотрения дела о смещении Президента Украины с поста в порядке импичмента

Основанием для открытия конституционного производства по делу является конституционное представление Верховной Рады Украины по вопросу дачи заключения относительно соблюдения конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела о смещении Президента Украины с поста в порядке импичмента.

К указанному конституционному представлению Верховной Рады Украины прилагаются следующие документы и материалы:

об инициировании вопроса о смещении Президента Украины с поста в порядке импичмента;

о создании и работе специальной временной следственной комиссии Верховной Рады Украины для проведения расследования, заключения и предложения этой комиссии;

о рассмотрении Верховной Радой Украины заключений и предложений временной следственной комиссии;

решение Верховной Рады Украины об обвинении Президента Украины в совершении государственной измены или иного преступления;

решение Верховной Рады Украины об обращении в Конституционный Суд Украины.

Статья 91. Прекращение конституционного производства

Отставка по собственному желанию Президента Украины, которому предъявлено обвинение, является основанием для прекращения конституционного производства по делу.

Привлечение этого лица к судебной ответственности осуществляется в таком случае в общем порядке.

Статья 92. Заключение Конституционного Суда Украины

Конституционный Суд Украины даст заключение по делу относительно соблюдения конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела о смещении Президента Украины с поста в порядке импичмента в соответствии с частью шестой статьи 111 Конституции Украины.

Глава 16. Производство по делам,
предусмотренным пунктом 4 статьи 13 настоящего закона

Статья 93. Основание для конституционного представления

Основанием для конституционного представления об официальном толковании Конституции Украины и законов Украины является практическая необходимость в выяснении или разъяснении, официальной интерпретации положений Конституции Украины и законов Украины.

При открытии конституционного производства по такому делу Конституционный Суд Украины уведомляет об этом в десятидневный срок субъектов права на конституционное представление, обратившихся с таким представлением.

Статья 94. Основание для конституционного обращения

Основанием для конституционного обращения об официальном толковании Конституции Украины и законов Украины является наличие неоднозначного применения положений Конституции Украины или законов Украины судами Украины, другими органами государственной власти, если субъект нрава на конституционное обращение считает, что это может привести или привело к нарушению его конституционных прав и свобод

Статья 95. Резолютивная часть заключения конституционного Суда Украины

В резолютивной части заключения Конституционного Суда Украины официально толкуются положения Конституции Украины и законов Украины, по которым было представлено конституционное представление либо конституционное обращение.

В случае если при толковании Закона Украины (его отдельных положений) было установлено наличие признаков его несоответствия Конституции Украины, Конституционный Суд Украины в этом же производстве решает вопрос относительно неконституционности этого Закона.

Раздел IV. Заключительные и переходные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования.

3. Юрисдикция Конституционного Суда Украины по вопросам о соответствии Конституции Украины (конституционности) распространяется на:

1) законы Украины и иные правовые акты Верховной Рады Украины, акты Президента Украины, акты Кабинета Министров Украины, правовые акты Верховной Рады Автономной Республики Крым, принятые после вступления в силу Конституции Украины;

2) законы Украины и иные правовые акты Верховной Рады Украины, ее органов, акты Президента Украины, акты Кабинета Министров Украины, правовые акты Верховной Рады Автономной Республики Крым, принятые до вступления в силу Конституции Украины;

3) все действующие международные договоры Украины или те международные договоры, которые вносятся в Верховную Раду Украины для дачи согласия на их обязательность.

4. Конституционный Суд Украины начинает принимать конституционные представления и конституционные обращения к рассмотрению с 1 января 1997 года.

5. Заседание Верховной Рады Украины для принесения присяги судьями Конституционного Суда Украины назначается не позднее чем через месяц после первого назначения судей Конституционного Суда Украины

6. Первое специальное пленарное заседание Конституционного Суда Украины для избрания Председателя Конституционного Суда Украины созывается в день принесения присяги судьями, образующими правомочный состав Конституционного Суда Украины.

Это заседание проводится под председательствованием старшего по возрасту судьи Конституционного Суда Украины.

7. До решения Верховной Радой Украины вопроса о создании комитетов Верховной Рады Украины функции Комитета Верховной Рады Украины, определенные в части второй статьи 7 настоящего Закона, выполняет постоянная Комиссия Верховной Рады Украины.

8. Расходы на содержание Конституционного Суда Украины, которые будут производиться до 1 января 1997 рода, осуществляются за счет Верховной Рады Украины с возмещением этих расходов из резервного фонда Кабинета Министров Украины.

9. Кабинетом Министров Украины в трехмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Закона предоставляется в городе Киеве отдельное здание для размещения Конституционного Суда Украины, его подразделений и служб, осуществляется его оборудование, а также решаются вопросы о финансовом и материально-техническом обеспечении деятельности Конституционного Суда Украины.

Президент Украины Л. КУЧМА

г. Киев, 16 октября 1996 года
N 422/96-ВР