Уголовная ответственность за правонарушения в сфере налогообложения

Уголовная ответственность за правонарушения в сфере налогообложения

К тому же действующее законодательство четко разграничивает полномочия органов налоговой полиции и налоговых органов в части привлечения к ответственности за правонарушения в сфере налогообложения. Возбуждение уголовного дела в отношении должностных лиц организации и проведение следствия по нему относится к компетенции органов налоговой полиции, в то время как привлечение к налоговой ответственности за налоговые правонарушения самой организации находится в исключительной компетенции налоговых органов. [c.55]

Этот принцип находит свое проявление в том, что применение законодательства об административных правонарушениях в сфере налогообложения осуществляется в интересах государства органами (должностными лицами), уполномоченными на это государством. Так, меры административной ответственности за правонарушения устанавливаются законодательными органами государства (ч. 1 ст. 10) заинтересованность государства в установлении разумной фискальной политики способствует воспитанию граждан в духе законопослушности. Применение мер административного воздействия производится только уполномоченными на то государством органами и должностными лицами в пределах их компетенции и в точном соответствии с законодательством. Перечень органов и должностных лиц, правомочных рассматривать дела об административных правонарушениях, установлен законом (ст. 199—224 КоАП РСФСР). [c.261]

К каким видам ответственности может быть привлечен налогоплательщик за правонарушения в сфере налогообложения [c.508]

НК РФ не предусмотрел ни одного состава правонарушения против системы налогов. В этом усматривается дань традициям, когда отношения гражданина и государства в налоговой сфере не рассматривались как отношения равных субъектов. Подчиненное положение гражданина исключало саму мысль об ответственности государства за неправовые действия в сфере налогообложения. Возможна была только ответственность отдельных чиновников за должностные правонарушения. Между тем НК РФ вообще не устанавливает мер ответственности должностных лиц, в том числе должностных лиц налоговых органов. В отношении последних в НК РФ содержатся лишь отсылочные нормы. Так, п. 1 ст. 35 НК РФ определено, что за неправомерные действия (бездействие) должностные лица и другие работники налоговых и таможенных органов несут ответственность в соответствии с законодательством [c.437]

Следует иметь в виду, что за совершенные в сфере налогообложения противоправные деяния может наступить также уголовная, административная и дисциплинарная ответственность. Налоговая ответственность физического лица, предусмотренная НК РФ, наступает только в том случае, если совершенное им деяние не содержит признаков состава преступления по уголовному законодательству РФ (ст. 194, 198, 199 УК РФ). Что касается организаций, то привлечение их к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает должностных лиц этих организаций при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ. [c.345]

Каковы обязанности и ответственность банков в области налогообложения Какие виды нарушений банком своих обязанностей предусмотрены частью первой Налогового кодекса РФ, меры ответственности за эти нарушения Ответ дайте на основе конкретных норм НК РФ. Какие установлены меры административной ответственности должностных лиц банков за правонарушения в сфере налогообложения Ответ дайте со ссылкой на правовые нормы. [c.351]

Какие установлены меры административной ответственности должностных лиц организаций за правонарушения в сфере налогообложения Ответ дайте со ссылкой на правовые нормы. [c.351]

Ответственность за правонарушения в сфере налогообложения — 343 налоговые санкции — 343 административная ответственность — 345 уголовная ответственность — 345 дисциплинарная ответственность — 345 [c.743]

Все составы налоговых правонарушений зафиксированы только в одном документе — Налоговом кодексе РФ, регулирующем исключительно отношения в сфере налогообложения. Никто не может быть привлечен к налоговой ответственности за деяния, не указанные в Налоговом кодексе РФ как налоговые правонарушения. [c.443]

Проводимая в стране налоговая реформа должна реализовать комплекс мер, позволяющих установить справедливый налоговый порядок, ослабить налоговое бремя для предприятий, занятых в сфере материального производства и являющихся исправными плательщиками налогов. Но в то же время реформа должна усилить ответственность за налоговые правонарушения юридических и физических лиц, которые уклоняются от налогообложения. [c.458]

Под административным производством по делам о нарушениях законодательства в сфере налогообложения понимается урегулированная нормами административно-процессуального права деятельность уполномоченных на то органов (должностных лиц) по возбуждению административных дел об указанных нарушениях, юридической фиксации фактов правонарушений, административному расследованию, рассмотрению дел и привлечению лиц, виновных в их совершении, к административной ответственности в соответствии с действующим законодательством. Участниками данного вида производства являются налоговые органы и их должностные лица, суды общей юрисдикции, арбитражные суды, должностные лица организаций, юридические и физические лица, привлекаемые к ответственности за нарушение налогового законодательства, и др. Все участники производства наделяются правами и несут обязанности, предусмотренные не только административно-процессуальными, но и нормами иных отраслей права (гражданского, гражданско-процессуального, арбитражно-процессуального и др.). В этой связи административное производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах охватывает не только урегулированную административно-процессуальными нормами деятельность субъектов, наделенных админи-стративно-юрисдикционными полномочиями по рассмотрению дел и наложению административных взысканий (руководители налоговых органов и их заместители, суды общей юрисдикции, арбитражные суды), но также и всех иных участников производства по этим делам. [c.374]

Сегодня ни для кого не секрет, что достаточно открыть любую газету или журнал, чтобы без труда обнаружить множество объявлений «финансовых прачечных». Они без всяких проблем «обналичат», уводя от налогообложения доходы, облегчая переговорные процессы с любой компанией, увеличивая ваш потребительский потенциал. Не давая оценки деятельности правоохранительных органов, лишь заметим очевидная система мер в оперативном режиме времени в пределах крупных мегаполисов, как сосредоточения «финансовых прачечных», позволит, если не уничтожить полностью, то существенно усложнить процессы прямого «увода» финансовых ресурсов преступниками. Заметим также, что пристального внимания требуют банки, обслуживающие «финансовые прачечные», как правило зарегистрированные на фиктивных лиц. В большинстве случаев механизм «обналички» — результат альянса преступных элементов и банковских служащих, что несомненно нелегко доказать. Уничтожить это явление с использованием современных оперативно-розыскных методов невозможно до тех пор, пока такие альянсы не станут невыгодными для банковских учреждений, т.е. до того момента, когда ответственность за правонарушения будет существенно превышать выгоды, а основные возможности заработка переместятся в сферу легитимной экономики. [c.127]

Экономическая амнистия была объявлена исключительной разовой акцией по легализации денег граждан Республики Казахстан, ранее выведенных из легального экономического оборота и не задекларированных. Ее суть заключалась в освобождении от налогообложения и ответственности лиц, совершивших отдельные правонарушения в сфере экономики, если они легализуют добытые в результате них капиталы. [c.83]

Тема 13. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОВЕРШЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Налоговое правонарушение – это виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК установлена ответственность.

Среди видов налоговых правонарушений, предусмотренных действующим НК, следует, прежде всего, назвать:

– нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 НК);

– уклонение от постановки на учет в налоговом органе (ст. 117 НК);

– непредставление налоговой декларации (ст. 119 НК);

– грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК);

– неуплату или неполную уплату сумм налога (ст. 122 НК);

– невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст. 123 НК);

– непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126 НК);

– неправомерное несообщение сведений налоговому органу (ст. 129.1 НК);

– нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (ст. 133 НК);

– неисполнение банком решения о взыскании налога и сбора, а также пеней (ст. 135 НК);

– непредставление налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков – клиентов банка (ст. 135.1 НК).

Некоторые правонарушения, хотя и отнесены НК к налоговым правонарушениям и за их совершение ответственность назначается в соответствии с правилами назначения ответственности за налоговое правонарушение, с точки зрения теории налогового права к налоговым правонарушениям отнесены быть не могут и имеют скорее административно-правовую природу. Таковыми правонарушениями являются:

– нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст. 118 НК);

– несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест (ст. 125 НК);

– неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля (ст. 128 НК);

– отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода (ст. 129 НК);

– нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса (ст. 129.2 НК);

– нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику (ст. 132 НК);

– неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (ст. 134 НК).

13.2. Порядок привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения

Решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть вынесено руководителем (заместителем руководителя) налогового органа по результатам рассмотрения материалов проверки.

Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения:

– никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК;

– никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.

Привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога, сбора и пени.

Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда.

Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения.

Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Формы вины при совершении налогового правонарушения. Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).

Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредный характер последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

Лица, подлежащие ответственности за совершение налоговых правонарушений. Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица.

Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.

Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.

Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

– отсутствие события налогового правонарушения;

– отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;

– совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста;

– истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Срок давности по налоговым правонарушениям составляет три года, которые исчисляются:

– со дня совершения правонарушения (применяется в отношении правонарушений, состоящих в грубом нарушении правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, а также неуплаты или неполной уплаты налогов);

– со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение (применяется для всех остальных видов правонарушений, предусмотренных в НК).

Течение срока давности привлечения к ответственности приостанавливается, если лицо, привлекаемое к ответственности за налоговое правонарушение, активно противодействовало проведению выездной налоговой проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения налоговыми органами сумм налогов, подлежащих уплате в бюджетную систему РФ.

Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются:

– совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания);

– совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком – физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния (указанные обстоятельства доказываются представлением в налоговый орган документов, которые по смыслу, содержанию и дате относятся к тому налоговому периоду, в котором совершено налоговое правонарушение);

– выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующих документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов).

При наличии вышеуказанных обстоятельств лицо не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом и учитываются им при наложении санкций.

Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:

– совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

– совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

– иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими ответственность.

Обстоятельствами, отягчающими ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.

Особенности привлечения физических лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений. Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с шестнадцатилетнего возраста. Предусмотренная НК ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством РФ.

Особенности привлечения организаций к ответственности за совершение налоговых правонарушений. Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ.

Особенности привлечения налогового агента к ответственности за совершение налоговых правонарушений. Привлечение налогового агента к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности перечислить причитающиеся суммы налога и пени.

13.3. Налоговые санкции

Мерой ответственности за совершение налогового правонарушения является налоговая санкция.

Формы налоговых санкций. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных статьями НК за совершение конкретного вида налогового правонарушения.

Особенности применения мер ответственности в зависимости от наличия смягчающих и отягчающих обстоятельств совершения налогового правонарушения. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК за совершение налогового правонарушения.

При наличии отягчающего вину обстоятельства размер штрафа увеличивается на 100 % по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК за совершение налогового правонарушения.

Порядок взыскания налоговой санкции. После вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в случаях, когда внесудебный порядок взыскания налоговых санкций не допускается, соответствующий налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании с этого лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции.

Исковое заявление о взыскании налоговой санкции подается:

– в арбитражный суд (при взыскании налоговой санкции с организации или индивидуального предпринимателя);

– суд общей юрисдикции (при взыскании налоговой санкции с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем).

13.4. Меры административной ответственности за нарушения в сфере налогообложения

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Формы вины при совершении административного правонарушения. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, т. е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, т. е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Состав лиц, подлежащих административной ответственности. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых НК или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Для целей КоАП должностное лицо – это:

– лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т. е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него;

– лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Состав административных правонарушений в области налогов и сборов и ответственность за их совершение указаны в гл. 15 КоАП (ст. 15.3-15.7 и ст. 15.11). За совершение административных правонарушений в сфере налогообложения в настоящее время применяются меры административной ответственности в форме административного штрафа.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

13.5. Уголовная ответственность за налоговые преступления

Особенности совершения отдельных противоправных деяний в налоговой сфере, размеры и характер нанесенного посредством их ущерба обусловили необходимость отнесения их к группе наиболее опасных противоправных посягательств – преступлений. В отношении указанной категории деяний был введен специальный термин «налоговое преступление».

Налоговое преступление – это совершенное в налоговой сфере противоправное деяние, преступный характер которого признан действующим уголовным законодательством территории, к юрисдикционной принадлежности которой оно отнесено.

В уголовном законодательстве России в настоящее время криминализовано три вида налоговых преступлений:

– уклонение от уплаты налоговых платежей (ст. 194, 198 и 199 УК);

– нарушение обязанностей по удержанию и перечислению налоговых платежей (ст. 199.1 УК);

– воспрепятствование принудительному взысканию налоговых платежей (ст. 199.2 УК).

Состав лиц, привлекаемых к уголовной ответственности. Уголовной ответственности за совершение налогового преступления подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.

Если несовершеннолетний достиг предусмотренного возраста, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности.

Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии:

– невменяемости, т. е. не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства;

– временного психического расстройства;

– иного болезненного состояния психики.

Формы вины при совершении налогового преступления. Виновным в преступлении признается лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности. Преступлением, совершенным умышленно, признается деяние, совершенное с прямым или косвенным умыслом.

Преступление признается совершенным с прямым умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления.

Преступление признается совершенным с косвенным умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично.

Преступлением, совершенным по неосторожности, признается деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности.

Преступление признается совершенным по легкомыслию, если лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение данных последствий.

Преступление признается совершенным по небрежности, если лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия.

Деяние признается совершенным невиновно, если лицо, его совершившее, не осознавало и по обстоятельствам дела не могло осознавать общественной опасности своих действий (бездействия) либо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий и по обстоятельствам дела не должно было или не могло их предвидеть.

Деяние признается также совершенным невиновно, если лицо, его совершившее, хотя и предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но не могло предотвратить эти последствия в силу несоответствия своих психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам.

Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам:

– в состоянии крайней необходимости, т. е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости;

– в результате физического принуждения, если вследствие такого принуждения лицо не могло руководить своими действиями (бездействием);

– лицом, действующим во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения. Уголовную ответственность за причинение такого вреда несет лицо, отдавшее незаконные приказ или распоряжение.

Лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях. Неисполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения исключает уголовную ответственность.

Виды налоговых преступлений. Действующее уголовное законодательство РФ придерживается позиции отнесения налоговых преступлений к группе экономических преступлений. В действующем УК налоговые преступления рассматриваются в гл. 22 «Преступления в сфере экономической деятельности» разд. 8 «Преступления в сфере экономики».

В тексте УК содержатся пять статей, посвященных налоговым преступлениям:

– ст. 194 «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица»;

– ст. 198 «Уклонение от уплаты налога и (или) сбора с физического лица»;

– ст. 199 «Уклонение от уплаты налогов или сборов с организации»;

– ст. 199.1 «Неисполнение обязанностей налогового агента»;

– ст. 199.2 «Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов».

§ 4. Уголовные преступления в сфере налогообложения

Круг общественно опасных деяний постоянно изменяется в связи с изменениями, происходящими в экономической системе и политике государства. В советский период государство получало необходимые финансовые средства за счет прямого ‘изъятия прибыли предприятий, полностью находящихся в его собственности, и части доходов граждан. Отсюда вытекало и отсутствие в уголовном законодательстве СССР налоговых преступлений. Действующее уголовное законодательство Российской Федерации учитывает изменения, произошедшие в экономике, путем введения понятия налоговых преступлений.

общественной опасностью, т.е. посягательством или угрозой жизненно важным отношениям для государства;

противоправностью, т. е. запрещенным уголовным законом деянием;

виновностью, т.е. отношением лица к действию (бездействию) и преступным последствиям в форме умысла или неосторожности;

наказуемостью, т. е. преступлением признается только запрещенное законом под угрозой наказания деяние.

Все эти признаки в совокупности должны быть присущи совершенному деянию, признаваемому налоговым преступлением.

Ответственность за преступления в сфере налогообложения в действующем Уголовном кодексе Российской Федерации предусмотрена статьями 198—1992, помещенными в главе 22 «Преступления в сфере экономической деятельности».

Статья 198. Уклонение от уплаты налогов и <или) сборов с физического лица

1. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы за ведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

2. То же деяние, совершенное в особо крупном размере, — наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет.

Примечание. Крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более ста тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая триста тысяч рублей, а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов пре- -вышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей.

Статья 199. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации

1. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы за ведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) в особо крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Крупным размером в настоящей статье, а также в статье 199′ настоящего Кодекса признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая семь миллионов пятьсот тысяч рублей.

Статья 1991. Неисполнение обязанностей налогового агента

1. Неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершенное в крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, совершенное в особо крупном размере, — наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот

тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Статья 1992. Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов

Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, совершенное собственником или руководителем организации либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации, или индивидуальным предпринимателем в крупном размере,—

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Рассмотрим подробнее состав данного вида преступлений. Объектом налоговых преступлений являются посягательства на интересы государства в сфере налогообложения, а именно:

а) недополучение налогов, что влечет сокращение доходной части бюджета;

б) нарушение законов рыночной конкуренции, поскольку не плательщик налогов оказывается в привилегированном положении;

в) нарушение принципа социальной справедливости;

г) противодействие функциям государственного управления экономикой, так как изъятие части дохода в виде налогов оказывает стимулирующее воздействие на экономические процессы.

Объективная сторона состоит из действия (бездействия), негативных налоговых последствий и причинно-следственной связи между ними. Негативные последствия налоговых преступлений имеют материальный характер — государство недополучает де-нежные средства для формирования доходов, что заставляет защищать его интересы с помощью уголовного закона. Статьи о налоговых преступлениях предусматривают привлечение к ответственности только за уклонение от уплаты налогов в крупном размере. Наказание устанавливается в виде штрафа, размера заработной платы или иного дохода, ареста, лишения свободы с запретом занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Наступление негативных последствий должно быть вызвано действиями преступного лица, при этом для привлечения к уголовной ответственности необходимо доказать бесспорную связь последствий с поступками преступника.

Субъектом налогового преступления является физическое лицо. Это относится к преступлениям, связанным с уклонением от уплаты налогов и сборов как физических лиц, так и организаций, а также с неисполнением обязанностей налоговых агентов. Законодательство определяет субъекта — гражданина России, иностранного гражданина и лица без гражданства, достигшего 16-летнего возраста, имеющего облагаемый налогом доход и обязанного представить в налоговые органы налоговую декларацию или иные документы, представление которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Статья 1992 Уголовного кодекса Российской Федерации конкретизирует субъекта данного вида налогового преступления, а именно: собственник денежных средств или имущества; руководитель организации либо иное лицо, выполняющее управленческие функции в этой организации, и индивидуальный предприниматель.

Субъективная сторона налогового преступления проявляется только в виде умысла. При совершении данного вида преступлений субъект знает, что его действия неправомерны и повлекут за собой неуплату налога либо неверные исчисления сумм налога или сбора. Совершая умышленное преступление, лицо осознает общественную опасность своих действий, предвидит возможность или неизбежность наступления последствий, влекущих применение норм уголовного законодательства. Доказывание субъективной стороны налоговых преступлений вызывает наибольшие за-труднения, поскольку суду необходимо доказать, что лицо знало требования законодательства о налогах и сборах, правила заполнения налоговой декларации и внесенные ложные сведения сделаны умышленно, а не в результате ошибки или неправильного понимания нормативных актов.