Воинский учет на предприятии с чего начать

Содержание статьи:

Бизнес портал

В статье рассматривается, как ведут учет военнообязанных (призывников) на предприятии, кто ответственен за воинский учет, какое наказание за неподачу списка работников в военкомат, а также даны ссылки на законодательные нормы.

Инструкция, введенная МОУ, предусматривает в вопросе учета призывников и военнообязанных на предприятии следующее:

8. Организацию регулярных сверок личных карточек, списков военнообязанных, списков призывников с записями в военных билетах и ​​удостоверениях о приписке к призывным участкам.

9. Ежегодную проверку на соответствие личных карточек военнообязанных работников с учетной информацией военкоматов.

10. В пятидневный срок внесение в личные карточки сотрудников изменений, которые отражают актуальность образования, семейного положения, места работы и жительства. Затем до 5 числа каждого месяца передача измененных данных военкому.

11. Приемку под роспись от призывников и военнообязанных их военно-учетных документов для передачи в военкомат для сверки с личными карточками.

12. Оформление бронирования военнообязанных по организациям, предприятиям и учреждениям при объявлении мобилизации.

13. Составление и подача (до 1 декабря текущего года) в военный комиссариат списка работников, которым нужно приписаться к призывным участкам.

14. Постоянный контроль за выполнением перечисленных мероприятий:

  • допризывная подготовка;
  • приписка к призывным участкам;
  • соблюдение правил военного учета;
  • проведение разъяснительной работы среди граждан о необходимости выполнении обязанностей по-воинскому учету.

15. Сообщение о работниках, которые нарушают требования законодательства о воинской обязанности и военной службе, в военные комиссариаты для привлечения провинившихся к ответственности.

Какая ответственность за неподачу списков работников в военкомат?

Наказание за игнорирование законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации, предусмотрено статьей 210-1 КУпАП (Кодекс Украины об административных правонарушениях).

Наказание для должностных лиц — штраф от 30 до 100 необлагаемых минимумов доходов граждан.

Как вести учет на предприятии, если у многих работников вместо военного билета есть временное удостоверение со штампом “негоден в мирное время”?

Указанные сотрудники подлежат призыву в военное время, а при частичной мобилизации в особый период их могут призвать лишь при условии изменения состояния здоровья, что обязательно должно подтверждаться выводами медицинской комиссии.

Обратим внимание, что вышесказанное не согласуется с пунктом 1.4. Инструкции, которая утверждена Минобороны в 2010 году.

1.4. С воинского учета в органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях, организациях и учебных заведениях снимаются военнообязанные и призывники, которые по частям пятой и шестой статьи 37 Закона Украины “О воинской обязанности и военной службе” 2232-12) сняты или исключены из военного учета в военных комиссариатах.

Согласно документу, таких работников нужно снимать с воинского учета на предприятии, но только при условии, что ранее они были сняты (исключены) с военного учета в военкомате на основании ч. 5 и 6 ст. 37 ЗУ “Про військовий обов’язок і військову службу”.

Какая доплата за ведение воинского учета на предприятии?

Кабмин постановлением № 921 утвердил новый Порядок организации и ведения воинского учета призывников и военнообязанных.

Если на предприятии менее 500 военнообязанных, воинский учет обязано вести должностное лицо кадрового подразделения (с доплатой до 50 % его должностного оклада, кроме госслужащих). В других случаях руководитель организации должен вводить отдельную штатную единицу.

Отметим, что действие документа распространяется, в частности, на предприятия, учреждения, организации и учебные заведения независимо от их подчиненности и формы собственности.

Как организовать воинский учет в организации. Пошаговая инструкция 2018

Воинский учет в организации 2018: нормативно-правовая база

  • Федеральный закон от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне»;
  • Федеральный закон от 26 февраля 1997 года № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
  • Указ Президента РФ от 14 августа 1992 года № 890 «Об организации работы по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях»;
  • Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2006 года № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете»;
  • Постановление Правительства РФ от 17 марта 2010 года № 156 «Об утверждении Правил бронирования граждан РФ, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях»;
  • Инструкция по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, на период мобилизации и на военное время от 03.02.2015 №664с;
  • Инструкция Генерального Штаба Вооруженных Сил Российской Федерации по ведению воинского учета в организациях;
  • Методические рекомендации Генерального Штаба Вооруженных Сил Российской Федерации по ведению воинского учета в организациях.

Военно-учетная работа (ВУР) условно подразделяется на следующие категории:

  1. Общий воинский учет.
  2. Специальный – бронирование граждан, пребывающих в запасе (ГПЗ).

Организация воинского учета в организации. Пошаговая инструкция

Шаг 1. Назначение ответственного лица

Чтобы начать ВУР на предприятии, необходимо издать приказ и назначить ответственное лицо, а также лиц, замещающих на время отсутствия основного ответственного. Как правило, этой работой занимаются работники отдела кадров.

На основании Постановления Правительства № 719, исходят из следующих нормативов:

  • 1 работник, выполняющий обязанности по совместительству, — при наличии на воинском учете менее 500 граждан;
  • 1 освобожденный работник — при наличии от 500 до 2000 граждан;
  • 2 освобожденных работника — при наличии от 2000 до 4000 граждан;
  • 1 освобожденный работник на каждые последующие 3000 граждан.

Копию данного приказа необходимо будет представить в местный военный комиссариат. О последующих изменениях также надо уведомлять ВК.

Работнику кадровой службы необходимо включить в трудовой договор и должностную инструкцию соответствующие обязанности по ведению воинского учета.

Шаг 2. Определить, с кем работать

Итак, все граждане РФ обязаны состоять на воинском учете (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ). Исключения составляют лица:

  1. проходящие военную службу;
  2. отбывающие наказание в виде лишения свободы;
  3. женского пола, не имеющие военной специальности;
  4. постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства № 719, Методическими рекомендациями по ведению воинского учета на предприятиях, утвержденными Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации 11.04.2008 года, необходимо учитывать:

  • мужчин призывного возраста (18–27 лет), не зачисленных в запас;
  • мужчин, находящихся в запасе;
  • сотрудников, обучившихся на военных кафедрах в учебных заведениях профессионального образования;
  • лиц, освобожденных от призыва;
  • мужчин старше 27 лет, по причине отсрочки не прошедших службу;
  • граждан, уволенных из армии;
  • работников, служивших альтернативно;
  • женщин, получивших военные специальности.

Если в компании осуществляется бронирование граждан, пребывающих в запасе, то дополнительно разрабатываются и ведутся документы в соответствии с приложениями к Инструкции от 03.02.2015 №664с.

Шаг 3. Регистрация работодателя в военном комиссариате

Если воинский учет в компании раньше не велся, либо фирма недавно создана, для начала необходимо договориться о встрече в местном военном комиссариате (ВК). Как правило, сотрудники ВК готовы провести вводный инструктаж, выдать методические указания, бланки, а также проконсультировать ответственного сотрудника по сложным или спорным вопросам.

Юридическому лицу необходимо зарегистрироваться в местном военном комиссариате.

Воинский учет и бронирование в организации, которая является филиалом, ведется по месту ее нахождения, в случае отсутствия возможности и необходимости – данные направляются по почте из головного общества;

Работодатель обязан вести воинский учет, в том числе и работников – внешних совместителей.

Документооборот по общей ВУР

Компания предоставляет в ВК:

  • сведения о принятых на работу или уволенных гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете (в двухнедельный срок);
  • списки мужчин, которым в следующем году исполнится 17 лет, а также ежегодно в сентябре – списки мужчин 15 и 16 лет (каждый год до 1 ноября).

Основными документами воинского учета, на основании которых заполняется раздел II личной карточки формы № Т-2, являются:

  • для граждан, пребывающих в запасе, — военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета);
  • для граждан, подлежащих призыву на военную службу, — удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.

Компания работодателя обязана создать и вести:

  • Приказ об организации воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе;
  • План работы по ведению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе;
  • Картотеку личных карточек формы № Т-2 и № Т-2 ГС на граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу;
  • Журнал проверок состояния воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе;
  • Расписки в приеме документов воинского учета и корешки от них;
  • Карточка учета организации (КУО форма № 18);
  • Другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и руководителями предприятий.

Кроме того, работодатель обязан вести разъяснительную работу с работниками. Согласно п. 39 Методических рекомендаций, сотрудникам надо предоставить справочную информацию по мобилизации и подготовке к ней.

Современные программные продукты позволяют автоматизировать часть ВУР, формировать и выводить на печать разные документы.

Практическая часть

При приеме на работу, в соответствии со статьей 65 Трудового Кодекса, соискатель обязан предъявить военный билет. На практике кандидаты могут уклоняться от этой обязанности, ссылаясь на то, что военный билет находится в военкомате, утерян, отсутствуют бланки и т.д. В таком случае, работодателю следует отказаться от заключения трудового договора с соискателем, по крайней мере, до момента предоставления всех документов. Работодатель может пойти на встречу и взять письменную расписку, в которой указан срок предоставления документа.

Другой вариант – самостоятельное обращение в военкомат по месту регистрации работника с запросом о его статусе либо с информацией об отсутствии у уже принятого работника надлежащих документов и отметок.

В любом случае данный факт нужно зафиксировать письменно, чтобы обезопасить компанию от административной ответственности.

При заключении трудового договора работодатель обязан проконтролировать наличие отметки о регистрации в военкомате по месту жительства в паспорте, действительный военный билет или приписное свидетельство. Иногородние работники обязаны явиться в военкомат в течение 2-х недель с момента получения временной регистрации. Если временная регистрация на срок более трех месяцев, то явка в военкомат обязательна.

Ответственное лицо снимает копию или сканирует военный билет полностью или со всех страниц, на которых есть записи.

Бронирование граждан, пребывающих в запасе (ГПЗ)

Инструкция по ведению воинского учета в организациях включает в себя и такое отдельное направление как бронирование граждан, пребывающих в запасе. Это позволяет обеспечивать кадрами, трудовыми ресурсами в период мобилизации и в военное время, а заключается в предоставлении гражданам, пребывающим в запасе (руководителям, специалистам, высококвалифицированным кадрам), отсрочки от призыва на военную службу в военное время.

Забронированные граждане, пребывающие в запасе, освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации и последующих призывов в военное время, на срок действия предоставленной отсрочки, а также от призыва на военные сборы.

Нормативное и методическое обеспечение и контроль за этим осуществляет Межведомственная комиссия Вооруженных Сил РФ, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и частных компаниях.

Для бронирования граждан, пребывающих в запасе, работодателю направляют утвержденные перечни должностей и профессий (выписки из перечней) и выписки из нормативных документов.

Соответствующие решения принимаются на заседаниях комиссии по мобилизации в отделе специальных мероприятий (в администрации муниципального образования) при непосредственном участии представителя отдела ВК. Впоследствии данное решение доводится до предприятия, путем его вручения уполномоченному лицу работодателя под подпись.

Бланки формы №4 по доверенности от предприятия выдают в местном ВК. Работников бронируют по специальному перечню, в нем указаны требования к ГПЗ — профессии, возрасту, званию. После подбора отвечающих требованиям кадров в штате компании, необходимо заполнить форму.

Отчетность для работодателей

Компании представляют отчет:

  • в федеральные органы государственной власти или в головной офис;
  • в городскую комиссию по бронированию граждан, пребывающих в запасе;
  • в отдел военного комиссариата по месту нахождения (юридический адрес) компании.

Ежегодными отчетными документами о состоянии работы по бронированию ГПЗ являются:

  • отчет о численности работающих и отоборанных граждан, пребывающих в запасе, составленный по форме № 6;
  • доклад (пояснительная записка) о состоянии работы в этой сфере за отчетный период;
  • карточка учета (форма № 18).

Отчеты составляются по состоянию на 31 декабря отчетного года и должны содержать полные и достоверные сведения.

Предприятия, где не ведется бронирование, представляют в качестве отчета форма № 18.

Контроль за исполнением законодательства

Проверка в крупных компаниях (более 500 работников) проводится один раз в год. Проверка на небольших предприятиях (менее 500 человек) проводится один раз в течение 3 лет. Регулярность проверок в большей степени зависит от активности местного ВК.

Проверку проводят представители военкомата или органов местного самоуправления, они должны оценить ВУР юридического лица на соответствие требованиям российского законодательства. Кроме того, они контролируют достоверность и полноту представляемых документов (личных карточек сотрудников, плана работы). Результаты проверки отражаются в специальном журнале в виде оценки.

Ответственность установлена Кодексом об административных правонарушениях, Так, в соответствии со статьей 21.1 КоАП РФ непредставление руководителем или другим должностным лицом работодателя, а равно должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за ВУР, в установленный срок списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до одной тысячи рублей.

Воинский учет: с чего начать?

Какие организации должны вести воинский учет? Сколько человек требуется для ведения воинского учета? Что входит в обязанности сотрудника производящего учет? Каких работников следует учитывать? Все ответы вы найдете в нашей статье.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» все организации обязаны осуществлять воинский учет работников, то есть работодатель должен собирать, хранить, обновлять и передавать в военкомат сведения о военнообязанных работниках. Однако многие благополучно забывают о данной обязанности, либо считают, что если не трогать военкомат, то и он не будет о себе напоминать. Но рано или поздно организацию все-таки навестят люди из военкомата и ей придется заняться организацией воинского учета.

Так, откуда же военный комиссариат узнает данные организации, чтобы потребовать от нее всю необходимую информацию по воинскому учету? Ответ на данный вопрос довольно простой – из ЕГРЮЛ. Согласно Правилам утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1092 регистрирующий орган в течение пяти рабочих дней с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о создании, реорганизации и ликвидации юрлиц, а также иных сведений о них должен предоставить указанные сведения в военные комиссариаты.

Поэтому, как только организация начала свою деятельность лучше всего связаться с военным комиссариатом и организовать ведение воинского учета.

С чего начинается учет?

Порядок организации воинского учета определен постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете» (далее – Положение) и Методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях, утвержденными Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.04.2008 (далее – Рекомендации). В данных документах приводится порядок ведения воинского учета в организациях, обязанности работников, производящих учет, требования к хранению документов и т. п.

Прежде чем непосредственно приступать к воинскому учету, необходимо определить количество сотрудников необходимых для его ведения. Так, согласно пункту 12 Положения число сотрудников, осуществляющих воинский учет, определяется по следующим нормам:

  • один работник, выполняющий обязанности по совместительству, — при наличии на воинском учете менее 500 граждан;
  • один освобожденный работник — при наличии на воинском учете от 500 до 2000 граждан;
  • два освобожденных работника — при наличии на воинском учете от 2000 до 4000 граждан;
  • один освобожденный работник на каждые последующие 3000 граждан, состоящих на воинском учете.

Под освобожденными понимаются работники в обязанности, которых будет входить только ведение воинского учета.

При наличии в организациях двух и более сотрудников, ведущих учет, они объединяются в отдельное подразделение — военно-учетный стол.

При этом численность работников, находящихся на учете, должна определяется по состоянию на 31 декабря предшествующего года. Таким образом, на 31 декабря необходимо сверить количество сотрудников (в том числе и женщин, имеющих военно-учетные специальности) подлежащих воинскому учету. Следовательно, и количество сотрудников занимающихся воинским учетом определяется ежегодно.

Для выполнения обязанностей воинского учета в организации требуется всего лишь один работник по совместительству, если численность военнообязанных сотрудников компании не достигает 500 человек.

После подсчета людей, разрабатывается и издается (ежегодно) приказ об организации воинского учета и бронировании граждан, пребывающих в запасе. Форма приказа приведена в приложении № 4 к Рекомендациям. В данном документе указывается состав и обязанности работников по ведению учета. Обратите внимание, что проект приказа, а также назначение, перемещение и увольнение сотрудников, занимающихся военно-учетной работой необходимо согласовывать с военкоматом по месту нахождения организации.

Помимо этого необходимо составить план работ по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе, который также составляется ежегодно и согласовывается с военным комиссариатом. Документ должен охватывать все мероприятия с указанием дат (сроков) их проведения, которые исполняет ответственный за воинский учет. Вариант плана приведен в приложении № 17 к Рекомендациям.

Также для работников ведущих воинский учет должны быть выделены специально оборудованные помещения и железные шкафы, обеспечивающие сохранность документов. Все расходы по организации воинского учета производятся за счет средств организации.

Оформление новых сотрудников

При приеме на работу нового работника специалисту по учету необходимо проверить наличие отметки в паспорте об отношении к воинской обязанности (страница 13 паспорта) и присутствие документов воинского учета. В военном билете должны быть верно, указаны:

  • Ф.И.О.;
  • дата рождения;
  • воинское звание;
  • категория запаса (для всех званий, кроме офицеров);
  • состав (профиль);
  • полное кодовое обозначение (ВУС);
  • категория годности к военной службе;
  • отметка о постановке на учете в военкомате (название военкомата и дата постановки на учет).

Если в военном билете есть отметки о вручении мобилизационного предписания или жетонов с личными номерами Вооруженных Сил РФ, то также проверяется и их наличие.

Если же у работника вместо военного билета на руках временное удостоверение, то в нем следует проверить срок действия. Оно выдается сроком на один месяц, который может быть продлен на срок до одного месяца, но общей продолжительностью не более трех месяцев.

В ситуации, когда работник предоставляет приписное удостоверение, в нем должны быть указаны категория годности, отметка о постановке на учет в военкомате и дата отсрочки (не должна быть просрочена). Обратите внимание, что призывным является возраст до 27 лет, следовательно, военнообязанный после наступления данного возраста обязан получить военный билет.

Также сверяются данные документов воинского учета с паспортными данными гражданина и идентичность фотографии ее владельцу.

При обнаружении в документах неоговоренных исправлений, неточностей, подделок или неполного количества листов, принимаемого работника следует направить в военный комиссариат, в котором он состоит на воинском учете для уточнения документов воинского учета.

Помимо этого при отсутствии отметки о постановки на воинский учет либо отметки об отношении к воинской обязанности принимаемого сотрудника также следует направить в военный комиссариат, в котором он состоит на воинском учете или не состоит, но обязан состоять для их получения.

Если сотрудник передал документы по воинскому учету ответственному за учет, то ему необходимо выдать расписку об их принятии (приложение № 14 к Рекомендациям).

Далее заполняется личная карточка по форме № Т-2 (приведена в приложении № 5 к Рекомендациям). В ней отражаются сведения о семейном положении, образовании, месте работы (подразделении организации), должности, месте жительства (пребывания) работника и т. д. Особое внимание следует уделить разделу II «Сведения о воинском учете» личной карточки. Порядок его заполнения приведен в приложении № 7 к Рекомендациям. Он должен вестись аккуратно, без помарок и неустановленных сокращений, четким и разборчивым почерком. Записи должны производиться чернилами, шариковыми, гелевыми и другими ручками черного или синего цветов, а отметки о проведении сверки с документами воинского учета военных комиссариатов – простым карандашом.

Людмила Штатнова, эксперт по трудовому законодательству, для журнала «Практическая бухгалтерия»

Профессиональная пресса для бухгалтера

Для тех, кто не может отказать себе в удовольствии полистать свежий журнал, почитать проверенные экспертами качественно сверстанные статьи. Выбрать журнал >>

Если у Вас есть вопрос — задайте его здесь >>

Читайте также по теме:

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Воинский учет в организации – постановка с «нуля»

Вести воинский учет в организации – это обязанность каждой компании, а далеко не право, как многие считают. Об этом нам говорит Федеральный закон «Об обороне» от 31.05.1996 № 61-ФЗ (пп. 6 п. 1 ст. 8). При этом многие организации пренебрегают этой обязанностью, поскольку штрафы за недобросовестное ведение воинского учета в организации или неведение его вовсе, ничтожно малы по сравнению с нарушениями других участков ведения кадрового делопроизводства, и не превышают 1000 рублей по каждому виду нарушения (гл. 21 КОАП РФ). Однако каждая компания рано или поздно приходит к необходимости постановки воинского учета, так как районные военкоматы с определенной периодичностью посещают каждую компанию, осуществляющую свою деятельность на вверенной им территории. Кроме этого, нужно помнить, что штраф может быть наложен за каждый «инцидент» нарушения, а не только за факт нарушения.

В этой статье мы рассмотрим основные вопросы, которые возникают у специалистов по кадрам в ходе проведения работ по организации воинского учета в компании. Ведь, несмотря на наличие точных указаний от Генерального штаба, непосредственно в начале работ, особенно, когда это делается впервые в жизни специалиста, указаний становится недостаточно. Нужен четко сконструированный план. Именно по принципу плана и будет построена наша статья.

Начиная работы по организации воинского учета, прежде всего, необходимо изучить все руководящие документы. В этом поможет так называемая «рабочая папка», содержащая в распечатанном виде руководящие документы для ведения воинского учета (законы). Такая папка должна быть обязательно в каждой организации, содержать в себе ФЗ от 24.04.1996 № 61 «Об обороне», ФЗ от 24.01.1997 № 31 «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ», ФЗ от 06. 03.1998 № 53 «О воинской обязанности и военной службе», Кодекс РФ «Об административных правонарушениях» глава 21, Комментарии к Кодексу РФ «Об административных нарушениях» глава 21, ФКЗ от 27.12.2001 «О Военном положении», Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете», Методические указания по организации и ведению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе (ГПЗ). В ходе проверки проверяющий инспектор обязательно обратит внимание на эту папку и, если её нет, то обязательно предпишет её завести. Кроме этого, предполагается, что сотрудник, отвечающий за воинский учет в организации, должен знать и постоянно изучать руководящие документы, поэтому, если вы собираетесь вести воинский учет по всем правилам, то наличие этой папки, прежде всего, в ваших интересах, а потом уже – в интересах прохождения проверки.

Обязанность по ведению воинского учета возложена на руководителя организации «по умолчанию». Однако на предприятии обязательно должен быть приказ о назначении ответственного за ведение воинского учета с указанием замещающего его сотрудника на время отсутствия основного (командировка, отпуск, больничный). Форма приказа о назначении ответственного за воинский учет в организации приведена в методических указаниях по организации и ведению воинского учета и бронирования ГПЗ и является обязательной. Приказ готовится ежегодно и в обязательном порядке согласовывается с военкоматом (после согласования на приказе появляется подпись военного комиссара с печатью военкомата, что является подтверждением выполнения правила согласования документа). Далее готовится пакет документов для постановки организации на воинский учет: карточка организации по ф-18 и план работ по воинскому учету на год, который также согласовывается ежегодно с районным военкоматом. Форма 18 заполняется исходя из статистических данных по сотрудникам организации на момент подготовки документа и содержит данные об организации, общей численности сотрудников, а также численности граждан, пребывающих в запасе и работающих в организации с выделением по составу и степени годности к военной службе. План работ готовится по форме, приведенной в методических указаниях по организации и ведению воинского учета и бронирования ГПЗ. В зависимости от военкомата и региона, при постановке организации на воинский учет также могут потребоваться уведомление о постановке организации на воинский учет, форма 6, план замены специалистов на время мобилизации и военное время, а также список призывников.

Особое внимание следует уделить картотеке личных карточек граждан, пребывающих в запасе. Строится она по форме Т-2, но сортируется по составу:

  • отдельно личные карточки офицеров запаса;
  • отдельно личные карточки прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов запаса;
  • отдельно личные карточки граждан, пребывающих в запасе, женского пола;
  • отдельно личные карточки граждан, подлежащих призыву на военную службу.

Все карточки Т-2 граждан, подлежащих запасу и работающих/работавших сотрудников, должны быть зафиксированы в журнале учета карточек Т-2. Форма журнала приведена в методических указаниях по организации и ведению воинского учета и бронирования ГПЗ и является обязательной. По форме журнала предусмотрены графы для отметок о постановке на учет и снятии с учета ГПЗ в организации. Обратите внимание, что ведение журнала допустимо в электронном виде. Однако во время проверки его нужно будет распечатать и представить инспектору в качестве подтверждения соблюдения требований. При увольнении сотрудника, карточка Т-2 переносится в архив. В отличие от карточек Т-2 по учету сотрудников, карточки Т-2 картотеки военнообязанных хранятся 3 года (карточки Т-2 работников – 75 лет) после увольнения.

При приеме сотрудника, а также при построении картотеки военнообязанных, обратите внимание на корректность заполненных данных о воинском учете в карточке Т-2:

  • Состав (профиль) заполняется без сокращений исходя из данных документа воинского учета: командный, инженерный и технический, военно-гуманитарный,педагогический, юридический, медицинский, ветеринарный.
  • Полное кодовое обозначение ВУС также указано в документе воинского учета, вносится в карточку в полном соответствии с военным билетом.
  • Категория годности к военной службе также представлена на соответствующей странице в военном билете. При этом, если запись о годности отсутствует, то проставляется категория годности «А» (так часто бывает у офицеров запаса).
  • Наименование военного комиссариата проставляется в соответствии с последней записью в военном билете.
  • Графа «Состоит на воинском учете» заполняется по следующим строкам:

а) в случаях наличия мобилизационного предписания и (или) штампа о выдаче и изъятии мобилизационных предписаний;

б) на граждан, забронированных за организацией на период мобилизации и на военное время (разд. I п. 4 военного билета).

  • Отметка о снятии с воинского учета производится в личной карточке тех граждан, которые достигли предельного возраста пребывания в запасе или признаны не годными к военной службе по состоянию здоровья.
  • Граждане, подлежащие призыву на военную службу (до 27 лет): графы «Категория запаса», «Состав (профиль)», «Полное кодовое обозначение ВУС» и «Состоит на воинском учете» не заполняются. В графе «Воинское звание» делается запись простым карандашом «подлежит призыву».
  • Категория годности к военной службе записывается буквами в соответствии с данными документа воинского учета:
    А — годные к военной службе.
    Б — годные к военной службе с незначительными ограничениями.
    В — ограниченно годные к военной службе.
    Г — временно не годные к военной службе (срок переосвидетельствования).
    Д — не годные к военной службе (снимаются с воинского учета).

(При отсутствии записей проставляется категория годности «А»)

При построении картотеки нужно также обратить внимание на такие поля карточки, как «знание иностранных языков» и «образование». Военные комиссары обращают внимание на информацию в этих полях и считают, что они в обязательном порядке должны быть заполнены, несмотря на 152-ФЗ (О защите персональных данных) и на отсутствие требований к образованию по занимаемой должности работника. Своё требование к заполнению данных полей они мотивируют тем, что эти данные военкоматам будут крайне необходимы на случай мобилизации или военного времени. Возможно это и так, но нам, кадровикам, это обстоятельство, конечно, работу не облегчает. Особенно, если в компании менее 500 сотрудников – в этом случае воинским учетом сотрудник занимается наряду со своей основной работой. И только тогда, когда ГПЗ более 500, полагается отдельный работник на этот участок работ.

В каждой организации помимо картотеки, рабочей папки, приказа о назначении ответственного за воинский учет и согласованного плана работ также должен быть журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации. Форма журнала приведена в методических указаниях по организации и ведению воинского учета и бронирования ГПЗ и является обязательной. В этом журнале будут давать свои комментарии и оценки представители администрации и военные комиссары, которые будут приходить с проверками – ежегодно при численности более 500 сотрудников и 1 раз в 3 года при численности менее 500 сотрудников.

Последним шагом в этом нелегком деле,организации воинского учета на предприятии с нуля,послужит подготовка рабочей папки, где будет храниться вся исходящая и входящая документация по воинскому учету. Именно в эту папку будут перенесены на хранение уведомления о приеме и увольнении сотрудников, готовящиеся в течение 2-х недель, переписка с военкоматами и так далее. Рекомендуется все исходящие документы готовить в 2-х экземплярах – один для военкомата, второй – для работодателя. На документах необходимо проставлять исходящий номер и дату. Документы, передаваемые в военкоматы напрямую, рекомендуется передавать по описи, а при отправке по почте – обязательно прикладывать опись об отправке. В ином случае будет достаточно трудно доказать, что вы своевременно, в соответствии с требованиями законодательства осуществляли работы по воинскому учету.

Дальнейшее ведение воинского учета осуществляется согласно плану ведения воинского учета в организации с соблюдением сроков, указанных в плане.

Как вы видите, ничего сложного в ведении воинского учета в принципе нет. Здесь больше однообразной, бумажной работы, которая не каждому человеку приходится по нраву. Кроме этого, работы по постановке и ведению воинского учета достаточно трудозатратны, так как предполагают наличие отдельной картотеки Т-2 военнообязанных, которую также нужно вести, заполнять и пополнять, как и основную.

Вести или нет воинский учет – конечно, компания может решать сама, как и то, платить заработную плату работникам на карту, отчитываясь во все соответствующие фонды, или выдавать её в конвертах, лишая сотрудников будущей пенсии и других льгот. Но, исходя из опыта, если ваша компания уже «засветилась» в военкомате тем или иным образом, товести воинский учёт придётся по всем правилам.

С чего следует начать и как правильно оформить процедуру воинского учета на предприятии?

Вопрос-ответ по теме

Добрый день! Организация существует с 2009 года, но по настоящее время воинский учет в ней не велся, с чего следует начать и как правильно оформить всю процедуру? Должен ли сотрудник самостоятельно становится на учет в военкомат? В какой военкомат необходимо подавать сведения? В военкомат по месту прописки сотрудника или же по месту нахождения организации, в которую устроился сотрудник?

Все организации независимо от форм собственности обязаны вести воинский учет своих сотрудников.

Воинский учет нужно вести в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719 (п. 7 ст. 8 Закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ), и Методическими рекомендациями, утвержденными Генштабом Вооруженных сил РФ.

Более подробную (пошаговую) процедуру ведения воинского учета в организации смотрите ниже по тексту.

Статья о организации воинского учета 2016 поможет вам не допускать ошибок в работе.

Также, необходимо отметить, что за нарушение порядка ведения воинского учета установлена административная ответственность, в виде штрафа. Размер штрафа варьируется в зависимости от характера нарушения. Ответственность за нарушение порядка ведения воинского учета указана ниже по тексту.

Что касается Вашего второго вопроса: Должен ли сотрудник самостоятельно становится на учет в военкомат?

В абз. 2 п. 1 ст. 10 Закона N 53-ФЗ определено, что в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны состоять на воинском учете по месту жительства (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более 3 месяцев или проходящие альтернативную гражданскую службу, — по месту их пребывания) в военном комиссариате.

Таким образом, можно сказать, что работник самостоятельно должен вставать на воинский учет по месту жительства (по месту пребывания) в военном комиссариате.

Что касается Вашего третьего вопроса: В какой военкомат необходимо подавать сведения? В военкомат по месту нахождения организации сотрудника или же по месту нахождения организации, в которую устроился сотрудник?

В данном случае, сведения о приеме военнообязанных необходимо подавать по месту учета непосредственно работника, о том, что он принят (уволен). Например, работник переехал из Волгограда в Москву и устраивается на работу, то работодатель в Москве должен уведомить военкомат в Волгограде.

При этом, всю отчетность работодатель должен подавать в военкомат по месту нахождения организации.

Подробности в материалах Системы:

Ответ: Как организовать воинский учет сотрудников

Организация воинского учета

Сотрудники, подлежащие воинскому учету

К сотрудникам, подлежащим воинскому учету, относятся:

Сотрудники, не подлежащие воинскому учету

Воинскому учету не подлежат сотрудники:

освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии со статьей 23 Закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ (например, признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, прошедшие военную службу в другом государстве и т. п.);

проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;

женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;

постоянно проживающие за пределами России;

имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе СВР России и ФСБ России.

Виды воинского учета

Воинский учет подразделяется на общий и специальный.

На специальном воинском учете состоят сотрудники, которые в установленном порядке бронируются за организациями и учреждениями на период мобилизации, военного положения и в военное время, а также проходящие службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на должностях рядового и начальствующего состава. Все остальные сотрудники состоят на общем воинском учете. Об этом говорится в пункте 16 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719 .

Документы воинского учета

Воинский учет ведется на основании документов воинского учета ( п. 28 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719 ). Их должны предъявлять граждане при приеме на работу ( ч. 1 ст. 65 ТК РФ ). При непредъявлении данных документов организация обязана сама запросить сведения о статусе человека в контексте воинского учета ( решение Верховного суда РФ от 19 ноября 2009 г. № ГКПИ 09-1351 ).

К документам воинского учета относятся:

для призывников удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу;

для военнообязанных женщин паспорт гражданина РФ с наличием в нем соответствующего штампа.

За состояние воинского учета в организации отвечает ее руководитель ( п. 6 ст. 1 Закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ , п. 9 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719 ).

Он же определяет состав и обязанности сотрудников , ответственных за организацию и ведение воинского учета. Для этого руководитель организации издает приказ , форма которого приведена в Методических рекомендациях , утвержденных Генштабом Вооруженных сил РФ.

Проект приказа следует согласовать с территориальным военным комиссариатом или органом местного самоуправления, который занимается первичным воинским учетом на территориях, где нет военных комиссариатов.

Об этом говорится в пункте 22 Методических рекомендаций, утвержденных Генштабом Вооруженных сил РФ.

Помимо приказа, необходимо разработать план работ по организации воинского учета. Его форма приведена в Методических рекомендациях , утвержденных Генштабом Вооруженных сил РФ. Такой план также необходимо согласовать с военным комиссариатом, причем впоследствии такую процедуру нужно будет проводить ежегодно ( п. 37 Методических рекомендаций, утвержденных Генштабом Вооруженных сил РФ).

Вместе с приказом и планом работ в военный комиссариат нужно представить:

справку из администрации района о том, что данная организация зарегистрирована по указанному местонахождению;

отчет по форме № 6 , утвержденной постановлением Комиссии по вопросам бронирования рабочей силы за народным хозяйством по согласованию с Госкомстатом СССР от 10 февраля 1989 г. № 760.

Эти документы необходимы для постановки организации на учет в военном комиссариате.

Унифицированная форма карточки учета организации законодательством не установлена. В частности, российские суды для постановки на первичный учет в военкомате применяют форму следующего образца ( приказ Судебного департамента при Верховном суде РФ от 12 января 2005 г. № 2 ).

Подготовленные документы направьте в два адреса: военный комиссариат и комиссию по бронированию. Туда же следует обращаться для уточнения информации о применяемой в конкретном регионе формы карточки учета организации и составе документов для постановки на учет.

Количество сотрудников, ведущих воинский учет

Чтобы определить количество сотрудников, необходимых для ведения воинского учета, следует ориентироваться на нормы нагрузки, установленные законодательством по числу лиц, подлежащих воинскому учету.

Согласно указанным нормам заниматься воинским учетом в организации должны:

один сотрудник-совместитель при наличии менее 500 работников, подлежащих воинскому учету;

один основной сотрудник при наличии на воинском учете от 500 до 2000 работников;

два основных сотрудника при наличии на воинском учете от 2000 до 4000 работников;

один основной сотрудник на каждые последующие 3000 работников, состоящих на воинском учете.

Общее количество сотрудников, осуществляющих воинский учет в организациях, определяется ежегодно исходя из количества сотрудников, состоящих в организации на воинском учете по состоянию на 31 декабря предыдущего года, с применением вышеуказанных норм.

При наличии в организации двух и более сотрудников, осуществляющих воинский учет, следует создать отдельное подразделение – военно-учетный стол.

Об этом говорится в пунктах 12 , 13 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719 .

Ответственность за нарушение порядка ведения воинского учета

За нарушение порядка ведения воинского учета предусмотрена административная ответственность ( п. 54 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719 ).

Ответственность предусмотрена в отношении руководителя или сотрудника, ответственного за ведение воинского учета. Размер штрафов составляет:

за неоповещение военкомата о приеме или увольнении гражданина, подлежащего воинскому учету, от 300 до 1000 руб. ( ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ );

за ненаправление по запросу военкомата и органов местного самоуправления в установленный срок необходимых сведений о гражданах, обязанных состоять на воинском учете, от 300 до 1000 руб. ( ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ );

за непредставление до 1 ноября (ежегодно) в военкоматы списков граждан мужского пола, которым в следующем году исполнится 17 лет, от 300 до 1000 руб. ( ст. 21.1 КоАП РФ );

за неоповещение сотрудника о вызове (повестке) военкомата и необеспечение ему возможности своевременной явки в место, указанное военкоматом, от 500 до 1000 руб. ( ст. 21.2 КоАП РФ ).

Наложить штраф за неисполнение обязанностей по воинскому учету могут военные комиссары ( ст. 23.11 КоАП РФ ).

Все нарушения в сфере воинского учета, за которые установлена административная ответственность, не относятся к длящимся. Срок привлечения к ответственности по ним не превышает двух месяцев со дня совершения ( ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ ).

Ситуация: Как уведомить военкомат о приеме на работу и увольнении военнообязанных сотрудников

О приеме и увольнении сотрудника, подлежащего воинскому учету, работодатель обязан в течение двух недель уведомить военный комиссариат и (или) органы местного самоуправления ( подп. «а» п. 32 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719 , п. 29 Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организации, утвержденных Генеральным штабом Вооруженных сил РФ ).

Направить сведения можно по форме , которая приведена в Методических рекомендациях , утвержденных Генеральным штабом Вооруженных сил РФ .

Ситуация: Как определить, что сотрудник, которого организация принимает на работу, подлежит воинскому учету

Отношение к воинской обязанности можно определить по паспорту гражданина Российской Федерации ( п. 49 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719 ).

При приеме на работу нового сотрудника нужно проверить его паспорт. Если гражданин подлежит воинскому учету, то на 13-й странице паспорта будет стоять штамп «Военнообязанный» ( п. 11 Описания бланка паспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828 ).

Иван Шкловец,
заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

Нормативно-правовая база: Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»

О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ

Принят
Государственной Думой
6 марта 1998 года

Одобрен
Советом Федерации
12 марта 1998 года

Статья 10. Обязанности граждан по воинскому учету

1. В целях обеспечения воинского учета граждане обязаны:

состоять на воинском учете по месту жительства (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящие альтернативную гражданскую службу, — по месту их пребывания) в военном комиссариате, а граждане, имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и в запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, — в указанных органах;

явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову соответствующего органа местного самоуправления поселения или соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учет;

при исключении их из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы в запас Вооруженных Сил Российской Федерации, освобождении от отбывания наказания в виде лишения свободы, получении гражданином женского пола военно-учетной специальности, приобретении гражданства Российской Федерации (для граждан, подлежащих постановке на воинский учет) явиться в двухнедельный срок со дня наступления указанных событий в военный комиссариат для постановки на воинский учет;

сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания;

явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию;

бережно хранить военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета), а также удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. В случае утраты указанных документов в двухнедельный срок обратиться в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, для решения вопроса о получении документов взамен утраченных.

2. Граждане, подлежащие призыву на военную службу, выезжающие в период проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства или места пребывания, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет.

3. Граждане исполняют и иные обязанности, установленные Положением о воинском учете.