Закон гос службе

О государственной службе

Раздел I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Раздел II
Правовой статус государственных служащих

Раздел III
УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБОЙ

Раздел IV
Поступления на государственную службу
Глава 1. Общие условия поступления на государственную службу

Глава 2. Порядок проведения конкурса на занятие вакантной должности государственной службы

Глава 3. Назначение на должность государственной службы

Раздел
V Служебная карьера

Раздел VI
ОПЛАТА ТРУДА, ПООЩРЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ

Раздел VII
РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ И ВРЕМЯ ОТДЫХА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ. ОТПУСКА

Раздел VIII
ДИСЦИПЛИНАРНОЙ И МАТЕРИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО
Глава 1. Служебная дисциплина

Глава 2. Основы дисциплинарной ответственности

Глава 3. Материальная ответственность государственных служащих

Раздел IX
ПРЕКРАЩЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Раздел X
ОСОБЕННОСТИ ПРОХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В ОТДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНАХ. ПАТРОНАТНОЙ СЛУЖБЫ

Новый закон о госслужбе: чиновниками станут непрофессионалы

С 1 мая вступает в силу закон о государственной службе. Об этом заявил премьер-министр Владимир Гройсман в видеообращении, размещенном в Facebook.

По словам главы правительства, ее формирование будет основано на профессиональных принципах. Новый закон в эфире радиостанции Голос Столицы проанализировал профессор кафедры государственной политики и общественного развития Национальной Академии госуправления Эдуард Афонин.

Действительно ли процедура отбора служащих станет более прозрачной с 1 мая?

— Речь идет не о прозрачности процедуры, хотя это тоже важно, а о профессионализме государственной службы. И в этом отношении пример по должности генерального прокурора как раз очень яркий.

Например, в законе «О государственной службе» написано, что базовым основанием для зачисления на государственную службу должен быть магистерский уровень образования. То есть любого высшего образования. То есть речь идет о том, что на государственной службе не будет профессионала, по большому счету. Для того, чтобы это был профессионал, нужно, чтобы он прошел специальную подготовку к государственной службе.

По генеральному прокурору Европа уже высказалась против того, чтобы юрист занимал эту должность. Таким образом мы должны подходить в этом отношении, чтобы должность занял человек, который имеет профессиональное образование, а не так, как это было в советские времена — любое.

А для этого созданы факультеты, разработаны программы, чтобы готовить специалистов, которые затем будут представлять этот фонд госслужащих?

— Еще с 1995 года ведется специальная подготовка государственных служащих. Единственное, что в законе не предусмотрена эта обязательность, на которую я сделал ударение.

Подготовка ведется, у нас этим занимается Национальная академия государственного управления при президенте Украины, ее филиалы во Львове, Одессе, Днепропетровске, Харькове. Кроме того, ведут подготовку специальные кафедры, созданные по этой специальности в других университетах. И НАГУ выступает методологом по составлению этих программ.

Эта база знаний соответствует европейским стандартам 2016?

— В последнее время не только парламент занимается электронизацией этой деятельности. Электронное правительство этим занимается длительное время, в том числе и компетентности соответствующие просматриваются и программы социальные. Здесь есть проблемы, связанные с организацией педагогического образования. Причем не на уровне вуза, а на уровне министерства. Будем надеяться, что новый глава правительства МОН решит эти вопросы.

А почему работники госслужбы самостоятельно не осваивают компьютеры?

— Я не хотел бы говорить, что с этими вопросами у нас плохо обстоят дела. Речь идет о необходимости омоложения состава государственной службы. Однако зарплаты на сегодняшний день не выдерживают никакой критики.

Поэтому там и остаются те, кто должен уйти на пенсию?

— Несколько факторов работает в этом отношении, в том числе и финансовый.

Здесь есть еще проблемы в содержании обучения. Мы в 2014 году впервые в мировой практике применили инструменты на основе идей американской социологии — и они дали результаты неутешительные об уровне готовности чиновников к осуществлению публичного администрирования. Например, этот уровень должен был составлять 36-87% условных процентов с соответствующим содержанием, а реальный — 12-19%. И среди структуры государственной работы, я бы сказал, что этот опыт обезличен.

То есть нет мотивационной части работы с людьми, нет контролирующего элемента, и частично это проблемы работы с интернетом, компьютером.

Что ожидает тех госслужащих, которые работают сейчас?

— Я не думаю, что такой вопрос будет стоять радикально. Переаттестация проводится ежегодно. Здесь практика наработана. Только нужно понять, что вкладывать в инструмент этой ежегодной оценки качества работы. Очевидно, он должен быть доработан, адаптирован к сегодняшнему времени.

Я, например, еще десять лет назад об этом говорил руководителю Национального агентства по вопросам государственной службы, но сегодня эта организация, которая отвечает за содержательную часть работы государственной службы, готовится к 1 мая, разрабатываются определенные нормативные основы на уровне подзаконных актов.

Я думаю, здесь все будет обеспечено. Но одни лишь финансовые компоненты не промотивируют эту работу, ее качество.

Но объем госслужащих остается прежним, никто не увольняется. Есть другие способы подзаработать?

— Очевидно, если говорить о низовой коррупции, то когда людям нечем платить, то даже если бы и захотели иметь такие заработки, их все равно нет. На сегодняшний день, когда общество беднеет, растет коррупция именно на высоком уровне. Разговоры об этом ведутся в парламенте и в правоохранительной системе.

К слову, ранее в эфире 106 FM политический эксперт Янина Соколовская заявила, что кодекс поведения депутатов будет «филькиной грамотой» для депутатов. По мнению Соколовской, кодекс не заработает в любом случае, если депутатов-нарушителей не будут лишать неприкосновенности.

Новый закон о госслужбе: новации в оплате труда госслужащих

06.05.2016 5647 0 1

Как определено в ст. 50 Закона № 889, теперь составляющими заработка госслужащего будут: должностной оклад; надбавки за выслугу лет и за ранг госслужащего; выплаты за дополнительную нагрузку при исполнении обязанностей временно отсутствующего госслужащего; выплаты за дополнительную нагрузку при исполнении обязанностей по вакантной должности; премии. Материальной помощи среди этих составляющих в настоящее время нет.

Установлено, что в целом объем премий госслужащего не может превышать 30 % годового фонда его должностного оклада (данная норма вступает в силу с 01.01.19 г.).

Предусматриваются такие премии:

  • по результатам ежегодной оценки служебной деятельности;
  • месячная или квартальная – в зависимости от личного вклада госслужащего в общие результаты работы госоргана.

Новацией является то, что кроме средств госбюджета на оплату труда будут направляться средства международных организаций, которые поступают в госбюджет. Порядок их использования должен утверждать Кабмин.

Добавим, что в соответствии с п. 37 Плана действий Кабинета Министров Украины, утвержденного распоряжением КМУ от 16.03.16 г. № 184-р, предусматривается привлечение средств в бюджет для финансирования стимулирующих выплат госслужащих. Это планируется осуществить в июле текущего года после подписания Соглашения с ЕС по привлечению бюджетной поддержки реформы государственного управления. Впоследствии, в течение трех месяцев с момента заключения этого соглашения, принимается правительственное решение об установлении должностным лицам категорий «А» и «Б» (если они назначены после 01.05.16 г.) стимулирующих выплат.

По аналогии с нормами Закона № 3723 государством гарантировано: сокращение бюджетных ассигнований не может служить основанием для уменьшения заработка госслужащих.

Новацией в Законе № 889 (ст. 51) является установление групп оплаты труда. Заметим, что число таких групп равно количеству рангов, то есть их девять. Важно для установления размеров должностных окладов деление госорганов по юрисдикции, а именно: территория всей Украины; территория одной или нескольких областей, г. Киева или Севастополя; территория одного или нескольких районов, городов областного значения.

Наиболее существенным отличием нового Закона является норма о том, что Кабмин ежегодно во время проработки проекта государственного бюджета на следующий год должен определить схемы должностных окладов на должностях госслужбы. При этом минимальный должностной оклад по госорганам 1-й группы (наивысшей) должен составлять не более 7 минимальных окладов по 9-й (самой низкой) группе госорганов. Это значит, что соотношение минимального должностного оклада руководителя госоргана (группа 1) к минимальному окладу специалиста госоргана группы 9 составляет семь к одному.

И еще: норма об установлении размера должностного оклада группы 9 на уровне как минимум 2 МЗП будет введена только с 01.01.19 г.

На сегодняшний день размеры должностных окладов будут определяться согласно соответствующим правительственным решениям.

В отличие от Закона № 3723 теперь надбавка за ранг будет выплачиваться в размере, установленном Кабмином при утверждении схемы должностных окладов (т. е. во время подготовки проекта закона о госбюджете на следующий год).

Что касается надбавки за выслугу лет, то она будет составлять 3 % должностного оклада госслужащего за каждый календарный год стажа, но не более 50 % должностного оклада.

Еще есть возможность стимулировать работу за временно отсутствующего госслужащего в размере 50 % оклада отсутствующего работника.

При наличии вакантной должности осуществляется распределение обязанностей между работающими, и тогда им полагается выплата за дополнительную нагрузку. Ее осуществляют за счет экономии фонда должностного оклада по вакансии.

Критерии и показатели, за которые госслужащему могут выплачивать премию, должно содержать Типовое положение о премировании, которое утверждается Минсоцполитики по согласованию с Нацгосслужбой. О его принятии сообщим отдельно (на сегодняшний день такого решения еще нет).

На основании данного положения в каждом государственном органе по согласованию с профсоюзами утверждается локальное положение о премировании госслужащих, а решение о премировании принимается руководителем госоргана. Как будут выплачиваться премии всех трех вышеупомянутых видов работникам категории «А» (в частности, госсекретарям министерств, руководителям аппаратов Конституционного суда, Верховного Суда, руководителям местных госадминистраций), будет определять субъект их назначения.

Добавим: создание фонда премирования госоргана в размере 20 % общего годового фонда должностных окладов и экономии фонда оплаты труда предусмотрено с 01.01.19 г. До тех пор, исходя из положений Закона № 889, решений Кабмина по условиям оплаты труда работников госорганов, премирование возможно исключительно в пределах расходов на оплату труда, утвержденных в сметах госорганов.

Поощрение госслужащих

Не все измеряется деньгами – законодательство предусматривает также различные виды моральных поощрений: благодарность, грамота, досрочное присвоение ранга, правительственное отличие (поздравительное письмо, благодарность, почетная грамота). Согласитесь, что признание его профессиональных заслуг позволяет госслужащему уверенно шагать по служебной лестнице выше и совершенствовать свои знания.

Также не менее важно то, что госслужащему может предоставляться служебное жилье, а для решения социально-бытовых вопросов – материальная помощь. Порядок такого обеспечения также должен определить Кабмин (пока еще такого решения нет).

Рабочее время и время отдыха, командировки

В ст. 56 Закона № 889 четко установлено, что продолжительность рабочего времени госслужащего составляет 40 ч в неделю (по аналогии со ст. 50 КЗоТ, где нормальная продолжительность не может превышать 40 ч в неделю). В то же время установлена обязанность должностных лиц явиться на работу и работать сверх этой продолжительности для выполнения безотлагательных или непредвиденных задач. Решение о работе в выходные, праздничные, нерабочие дни, в ночное время принимается руководителем госслужбы с уведомлением об этом профсоюзного органа. Однако время работы каждого госслужащего сверх установленной продолжительности не должно превышать 4 ч в течение двух дней подряд и 120 ч в год.

За такую работу предоставляется денежная компенсация, как это предусматривают нормы трудового законодательства.

Установлены и особенности предоставления госслужащим ежегодных отпусков. Так, основной ежегодный оплачиваемый отпуск будет длиться, как и ранее, 30 календарных дней, и к нему будет выплачиваться денежная помощь в размере среднемесячного заработка (было – в размере должностного оклада). Изменились принципы и критерии предоставления ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков. Отныне за каждый год после приобретения 5-летнего стажа госслужбы предоставляется один календарный день такого отпуска, но не более чем 15 календарных дней.

Есть возможность у госслужащего получить другие виды дополнительных отпусков: в связи с обучением, творческие, социальные, а также отпуска без сохранения заработной платы, в частности для участия в избирательном процессе.

Порядок и условия предоставления ежегодных отпусков будут определяться согласно нормам законодательства о труде.

Прохождение службы госслужащими имеет свои особенности, в частности, их даже могут отзывать из ежегодных отпусков. Поэтому во исполнение ст. 60 Закона № 889 постановлением КМУ от 25.03.16 г. № 230 утвержден Порядок такого отзыва. Кроме того, будут возмещаться непредвиденные расходы, связанные с отзывом из ежегодного основного и дополнительных отпусков. Возмещение будет производиться исходя из документально подтвержденных расходов (постановление КМУ от 25.03.16 г. № 231).

Впоследствии части неиспользованных отпусков, если на это есть согласие руководителя госслужбы, могут быть использованы работником или присоединены к отпуску следующего года.

Как и любой работающий, госслужащий может быть направлен в служебную командировку. В ст. 42 Закона № 889 установлено, что максимальная продолжительность такой командировки не может превышать 60 календарных дней, а более длительным она может быть лишь при условии письменного согласия госслужащего. При направлении лица в командировку следует учитывать его семейное положение и другие личные обстоятельства.

Новый закон о госслужбе: в чем суть

06.05.2016 20624 9 2

Принятие Закона от 10.12.15 г. № 889-VІІІ «О государственной службе» (далее – Закон № 889) является существенным шагом к построению эффективной, прозрачной и открытой государственной службы. Важно то, что в нем учтены европейские стандарты и лучший зарубежный опыт ради того, чтобы украинская государственная служба функционировала в интересах государства и общества.

Нормы Закона № 889 вступают в силу с 01.05.16 г., кроме некоторых позиций, о которых поговорим далее (о владении госслужащих иностранным языком, премировании в объеме 30 % годового фонда должностного оклада, установлении фонда премирования госоргана в размере 20 % общего годового фонда должностных окладов и экономии фонда оплаты труда, размера минимального должностного оклада госслужащего не менее двух минимальных заработных плат, далее – МЗП).

В то же время утрачивает силу Закон от 16.12.93 г. № 3723-ХІІ «О государственной службе» (далее – Закон № 3723), за некоторыми исключениями (касающимися пенсионного обеспечения лиц, которые на день вступления в силу Законом № 889 имеют не менее 10 лет и 20 лет стажа работы на должностях, отнесенных к категориям должностей госслужащих).

Что касается Закона от 17.11.11 г. № 4050-VІ «О государственной службе», то он утратил силу с 31.12.15 г.

Согласно новому определению, которое отличается от предоставленного в Законе № 3723, государственная служба – это публичная, профессиональная, политически беспристрастная деятельность по практическому выполнению задач и функций государства. Это значит, что каждый назначенный на должность госслужащий в первую очередь выполняет установленные для его должности полномочия, непосредственно связанные с задачами того государственного органа, в котором он работает.

В отличие от норм Закона № 3723, в ст. 3 Закона № 889 сказано, на каких именно госслужащих он распространяется (это должностные лица Кабмина, министерств, местных госадминистраций, органов прокуратуры, военного управления, заграничных дипломатических учреждений, других госорганов). Кроме того, предусмотрены и особенности прохождения службы в отдельных госорганах (ст. 91 Закона № 889).

Также четко урегулировано, к кому не применяются нормы данного Закона:

  • президент страны;
  • глава администрации президента, его заместители, постоянный представитель президента в АР Крым, его заместители;
  • члены КМУ, первые заместители и заместители министров;
  • председатели и члены Нацтелерадио, АМК, НАПК, Счетной палаты, ЦИК, председатели и члены других государственных коллегиальных органов;
  • секретарь Совета нацбезопасности, его заместители;
  • председатели Госкомтелерадио, Фонда госимущества, их заместители;
  • народные депутаты;
  • уполномоченный Верховной Рады по правам человека, его представители;
  • служащие НБУ;
  • депутаты Верховной Рады АР Крым, председатель Совета министров АР Крым, его заместители, министры АР Крым;
  • депутаты местных советов, должностные лица местного самоуправления;
  • судьи;
  • прокуроры;
  • работники госорганов, выполняющие функции по обслуживанию;
  • работники государственных предприятий, учреждений, организаций, учебных заведений, основанных госорганами;
  • военнослужащие ВСУ и других воинских формирований;
  • лица рядового и начальствующего состава правоохранительных органов и работники других органов, которым присваиваются специальные звания;
  • работники патронатных служб.

Принципы прохождения госслужбы

Отметим, что Закон № 889 четко и детально урегулировал принципы набора и увольнения госслужащих, прохождения их службы, требования к должностям, ответственность, карьерную мотивацию, прозрачность системы оплаты труда. В то же время в нем определено, что в части отношений, не урегулированных данным Законом, на госслужащих распространяется действие законодательства о труде.

Принципиально изменены подходы к определению категорий должностей госслужбы. Теперь это будут:

  • категория «А» (высший корпус госслужбы, так называемые «первые» руководители);
  • категория «Б» (заместители руководителей госорганов, руководители структурных подразделений, терорганов);
  • категория «В» – другие должности, не отнесенные к категориям «А» и «Б». Важно то, что число должностей первых двух категорий не должно превышать треть штатной численности соответствующего госоргана (ст. 6 Закона № 889).

Среди новаций – законодательное определение прав и обязанностей госслужащих, их подчиненности. Установлено, что государственному работнику необходимо соблюдать политическую беспристрастность (запрещено занимать должности в руководящих органах политической партии, любое использование своего служебного положения в политических целях и т. п.).

Органы управления госслужбой

Отдельный раздел Закона № 889 посвящен вопросу управления госслужбой, которая будет включать: Кабмин, Нацгосслужбу, Комиссию по вопросам высшего корпуса государственной службы и соответствующие комиссии, руководителей госслужбы, службы управления персоналом. Останавливаться на функциях и задачах КМУ и Нацгосслужбы не будем, а об указанных структурах – подробнее.

Комиссия по вопросам высшего корпуса государственной службы (далее – Комиссия) определена как постоянно действующий коллегиальный орган, члены которого работают на общественных началах (ст. 14 Закона № 889). Правда, на период участия в работе Комиссии за ее членами сохраняется должность и средний заработок по месту их основной работы. Полномочия Комиссии достаточно высоки, но они касаются только организации работы госслужащих категории «А»: согласование типовых требований к их профессиональной компетентности, проведение конкурса на занятие вакантных должностей среди претендентов на такие должности, дача согласия на их увольнение, осуществление относительно них дисциплинарных производств и т. п.

Что касается госслужащих категорий «Б» и «В», то ими в каждом отдельном госоргане занимается руководитель госслужбы. В министерстве такие полномочия будет исполнять государственный секретарь, в другом ЦОИВ – его руководитель или же руководитель аппарата (секретариата). Упомянутый руководитель фактически организует кадровую работу всего персонала органа. Его функциями, в частности, являются: проведение конкурсов на занятие вакантных должностей, планирование служебной карьеры, назначение на вакантные должности и увольнение с должностей, присвоение рангов, принятие решений о поощрении и привлечении к дисциплинарной ответственности и т. п. В то же время для работников, не являющихся госслужащими, руководитель госслужбы является работодателем.

Требования к госслужащим

Остановимся на требованиях к тем, кто намерен поступить на госслужбу. Кстати, эти требования касаются и тех, кто уже сейчас является госслужащим и будет продолжать служить дальше.

В ст. 20 и 21 Закона № 889 конкретизировано, что к претендентам на должности госслужбы выдвигаются общие и специальные требования. Общие касаются общего стажа работы и опыта, владения одним из официальных языков Совета Европы (данная норма будет действовать с 01.05.18 г.). Специальные требования, которые должна определить Нацгосслужба исходя из требований специальных законов относительно деятельности соответствующих госорганов, касаются претендентов на должности категорий «Б» и «В». Следовательно, это должен быть гражданин Украины, который свободно владеет украинским языком и имеет степень высшего образования: для категорий «А» и «Б» – магистр, «В» – бакалавр, младший бакалавр.

Запреты на вступление в должность таковы: возраст свыше 65 лет; недееспособность или ограниченная дееспособность; наличие непогашенной (неснятой) судимости; лишение судом права занимать соответствующие должности; коррупционные деяния; другое (не украинское) гражданство; непрохождение спецпроверки; необходимость люстрации (Закон от 16.09.14 г. № 1682-VІІ «Об очистке власти», далее – Закон № 1682).

Кроме указанных требований претенденты на должности должны пройти конкурс.

На государственную службу поступают исключительно по конкурсу. Прием лиц без конкурса запрещен. Обращаем внимание: вакантные должности, на которые в течение одного года не объявлен конкурс, подлежат сокращению (ст. 24 Закона № 889)!

Об особенностях проведения конкурса расскажем в одном из следующих номеров «БАЛАНС-БЮДЖЕТА» в комментарии к соответствующему постановлению КМУ, которым утвержден порядок его проведения. Но коротко отметим, что нормами Закона № 889 детально установлено: какие именно документы подаются претендентом конкурсной комиссии; какими должны быть действия службы персонала госоргана, в котором проводится конкурс; полномочия конкурсной комиссии; как оформляются и обнародуются результаты конкурса; обжалование результатов конкурса и другое.

Оформление назначения на должность

Назначенным на должность должен быть победитель конкурса (ст. 31 Закона № 889). Решение об этом принимается по окончании срока обжалования результатов конкурса, но не позднее 30 календарных дней после обнародования информации о победителе. Основанием для такого решения служит протокол заседания конкурсной комиссии. Важными являются результаты проверок, установленных Законом № 1682 и Законом от 14.10.14 г. № 1700-VІІ «О предотвращении коррупции» (далее – Закон № 1700).

Требования для занятия должности в госоргане на этом не исчерпаны. Нельзя назначать на должность лицо, которое будет прямо подчиняться близкому человеку (или которое само будет иметь в подчинении близких лиц). В противном случае ответственность за такое нарушение законодательства несет руководитель госслужбы. Если само лицо не уведомило о подобных обстоятельствах, оно и будет отвечать. Это является одним из ограничений, установленных Законом № 1700.

Закон № 889 установил, согласно какому локальному распорядительному документу производится назначение на должность государственной службы, а именно: согласно указу, постановлению, приказу, распоряжению, решению (далее – распорядительный документ). В этом документе обязательно должны быть указаны фамилия, имя, отчество лица, занимаемая должность, структурное подразделение, дата начала выполнения должностных обязанностей, условия оплаты труда. Также в нем может быть зафиксирован испытательный срок (если таковой установлен), срок назначения (при необходимости).

Процедура найма на госслужбу

Знаем, что госслужащие назначаются на должность бессрочно. Однако Закон № 889 предусмотрел и исключение, когда происходит срочное назначение. Обратим внимание, что должностные лица категории «А» назначаются сроком на 5 лет с правом повторного назначения еще на один срок или следующего перевода на равнозначную или более низкую должность в другой госорган. Предусмотрено срочное назначение и в случае замещения должности на период отсутствия госслужащего, за которым сохраняется должность (например, если работающий госслужащий призван на военную службу по мобилизации).

Как и в условиях действия Закона № 3723, предусматривается испытание для госслужащих. Для лиц, впервые претендующих на занятие должности, оно обязательно.

Как предусмотрено ст. 27 КЗоТ, срок испытания при приеме на работу не может превышать трех месяцев, за исключением частных случаев, когда по согласованию с профсоюзами он длится 6 месяцев. В отличие от норм общего трудового законодательства, Законом № 889 установлены более жесткие сроки и условия установления и прохождения испытания. Поэтому для проверки соответствия госслужащего занимаемой должности ст. 35 Закона № 889 установила его продолжительность до 6 месяцев.

Мало того, если лицо не соглашается на испытание, это расценивается как отказ от занятия должности госслужбы. В таком случае применяется отложенное право второго по результатам конкурса кандидата, который желает занять вакантную должность (ст. 29, 35 Закона № 889). Однако второй по результатам конкурса кандидат будет иметь право быть назначенным только в течение одного года со дня проведения конкурса. Также второй по очереди претендент может назначаться в течение этого периода, если победителю конкурса (т. е. первому претенденту) отказано в назначении по результатам спецпроверки.

Если субъект назначения или руководитель госслужбы уже в период испытания обнаружил признаки несоответствия лица занимаемой должности, госслужащего необходимо в письменном виде предупредить об увольнении за 7 календарных дней с обязательным указанием оснований несоответствия.

Заметим, что согласно ст. 2 Закона № 889: руководитель госслужбы – это должностное лицо, которое занимает высшую должность госслужбы в госоргане и к должностным обязанностям которого относится осуществление полномочий по вопросам госслужбы и организации работы других работников в этом органе; субъект назначения – госорган или должностное лицо, которому в соответствии с законодательством предоставлены полномочия от имени государства назначать на соответствующую должность госслужбы в госоргане и увольнять с такой должности.

Традиция, введенная Законом № 3723 в части принесения присяги госслужащего, сохраняется и сейчас. Присягу публично должен принести тот, кто впервые назначается на должность. При отказе от присяги решение государственного органа о назначении на должность госслужащего отменяется, и к занятию должности приглашается второй по результатам конкурса кандидат на эту вакансию. Если второго кандидата не было, придется объявлять и проводить повторный конкурс.

Как видим, во-первых, следует тщательным образом избирать претендентов на должности госслужбы, а во-вторых, квалифицированно проводить сам конкурс и по его результатам выявлять достойного кандидата на службу государству.

Служебная карьера

Рассмотрим, как проходит прием и продвижение по службе лиц.

Одним из первейших признаков статуса должности, выполняемых полномочий, уровня ответственности служит присвоенный госслужащему ранг. В разд. V Закона № 889 (ст. 38, 39) ранг определен как вид специальных званий. В отличие от ст. 26 Закона № 3723, теперь рангов будет 9. Сейчас законодательно определено, что присваивается ранг одновременно с приемом на должность, за исключением назначения с испытательным сроком – тогда ранг присваивается после окончания испытательного срока.

Поэтому если госслужащий профессионально и компетентно выполняет возложенные на него задачи, то ему, конечно, повышается и ранг. Правда, очередной ранг может быть присвоен уже не после двух лет успешной работы, как это было ранее, а через три года. Для этого нужно иметь хорошие результаты оценки его служебной деятельности.

И тогда госслужащего продвигают по службе путем занятия им более высокой должности. Напомним, что для этого необходимо пройти конкурс. Конечно, те работники, к которым применено дисциплинарное взыскание (ст. 66 Закона № 889), о развитии своей карьеры на госслужбе могут забыть.

Перевод на другую должность

В ст. 41 Закона № 889 предусмотрена возможность перевода на другую должность госслужащего (причем конкурс не обязателен). Это происходит:

  • при переводе на другую равнозначную или низшего уровня вакантную должность в том же госоргане, включая другую местность (например: главный специалист управления соцзащиты населения облгосадминистрации переводится в управление персонала этой же госадминистрации или же директор департамента в аппарате министерства – на должность начальника отдела территориального подразделения, находящегося в ведении этого же министерства; начальник отдела благоустройства райгосадминистрации г. Конотопа – на должность главного специалиста Черкасской горгосадминистрации);
  • при переводе на равнозначную или низшего уровня вакантную должность в другом госоргане, в том числе в другой местности (например, руководитель финансового подразделения районной в городе госадминистрации переводится на такую же должность в другом районе города или начальник отдела благоустройства Киевской облгосадминистрации – на должность главного специалиста отдела капитального строительства г. Бровары).

Такие переводы могут осуществляться лишь с согласия госслужащего. Кстати, подобную норму о получении согласия работника на его перевод содержит и ст. 32 КЗоТ.

Из вышеупомянутой нормы ст. 32 КЗоТ и ст. 41 Закона № 889 следует, что относиться к самому процессу перевода нужно достаточно внимательно, поскольку, во-первых, беременные женщины или те, кто является инвалидом или единственным опекуном ребенка в возрасте до 14 лет, вообще не подлежат переводу. Во-вторых, перед принятием подобного решения руководителю, в частности, кадровой службы в первую очередь необходимо выяснить, нет ли у госслужащего особо важных личных или семейных обстоятельств.

И только тогда, получив личное согласие госслужащего, выдается акт о его переводе. А уже на новом месте работы переведенному госслужащему подлежит выплате тот заработок, который соответствует его новой должности.

Особенности прохождения госслужбы

Прохождение госслужбы в отдельных госорганах имеет свои особенности, связанные с особыми функциями этих органов. Речь идет о председателях местных госадминистраций, руководителях аппаратов Верховной Рады, созданных президентом вспомогательных органов, других определенных Конституцией органов (в частности, Антимонопольный комитет, Фонд госимущества, Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший совет юстиции, НАПК, Счетная палата), а также государственных коллегиальных органов.

Поэтому в ст. 91 Закона № 889 определено, как госслужащие упомянутых госорганов назначаются на должность и увольняются с нее. Также отмечено, в каком порядке утверждается: перечень должностей госслужбы, патронатной службы, должностей работников с выполнением обслуживающих функций, установление категорий должностей госслужбы по упомянутым «особым» органам.

Что касается патронатной службы, то о ней речь идет в ст. 92 Закона № 889. Теперь четко определено, какие именно должности относятся к этой службе: советники, помощники, уполномоченные и пресс-секретарь Президента, работники секретариатов председателя Верховной Рады, его первого заместителя и заместителя, работники патронатных служб премьер-министра и других членов Кабмина, помощники-консультанты народных депутатов, помощники и научные консультанты судей Конституционного Суда, помощники судей, а также должности патронатных служб в других госорганах.

Важным является то, что с работниками этой службы заключаются срочные трудовые договоры – на срок полномочий того лица, в патронате которого они работают. Из этого следует, что они увольняются в день прекращения полномочий своего «патрона».

Как предусмотрено ст. 3 Закона № 889, нормы данного Закона не распространяются на работников патронатной службы. Поэтому к ним применяются нормы общего трудового законодательства, то есть КЗоТа (кроме отдельных норм КЗоТа). Следовательно, такие работники при приеме на работу не должны проходить процедуру конкурсного отбора, им не присваивается ранг госслужащего, к ним не применяется дисциплинарная ответственность, условия оплаты их труда не могут быть определены на принципах, установленных для госслужащих, и т. п.

При этом зачисление в стаж гослужбы периода работы на должности патронатной службы возможно лишь в случае, если до назначения на такую должность работник находился на госслужбе и после увольнения с должности патронатной службы возвратился на госслужбу. При таких же условиях этот стаж учитывается при присвоении ранга госслужащего.

Однако при желании вернуться или поступить на госслужбу к претенденту применяются все требования Закона № 889, в частности обязательным является проведение конкурса.

Изменение существенных условий госслужбы

Согласно общим нормам трудового законодательства (ст. 32 КЗоТ) изменение существенных условий труда допускается, если происходят изменения в организации производства и труда и работник продолжает работать по той же специальности, квалификации или должности. Под таким изменением имеется в виду изменение систем и размеров оплаты труда, льгот, режима работы, установление или отмена неполного рабочего времени, совмещения профессий, изменение разрядов и наименования должностей и другое. Работодатель обязан об этом уведомить работника не позднее чем за 2 месяца.

Коротко отметим, что Закон № 889, исходя из особенностей функционирования госорганов, конкретизировал данный вопрос, установив основания для изменения существенных условий труда, которыми в госоргане могут быть: ликвидация, реорганизация, уменьшение фонда оплаты труда, сокращение численности или штата путем оптимизации системы госорганов или структуры отдельного госоргана.

Относительно отдельного госслужащего это может быть изменение:

  • отнесения должности к определенной категории;
  • основных должностных обязанностей;
  • условий (систем и размеров) оплаты труда или социально-бытового обеспечения;
  • режима службы, установления или отмены неполного рабочего времени;
  • места расположения госоргана.

Поэтому Закон № 889, по аналогии с нормами ст. 32 КЗоТ, предусматривает обязанность руководителя госслужбы заблаговременно, за 60 дней до таких изменений или еще раньше, в письменном виде уведомить госслужащих, за исключением случаев, когда условия улучшаются, то есть заработная плата повышается (тогда предварительно уведомлять не нужно).

В то же время госслужащему, который не согласен далее служить государству при изменении условий прохождения госслужбы, необходимо в течение 60 дней со дня ознакомления с уведомлением руководителя подать заявление о несогласии. При отсутствии заявления о несогласии он должен в дальнейшем проходить госслужбу в предложенных ему новых условиях. Есть у него также возможность обжаловать принятое руководством по нему решение, как это предусматривает ст. 11 Закона № 889.

Работа госслужащего и ее оценка

Конечно, в условиях реформирования государственности работа госслужащего должна быть качественной, профессиональной, эффективной, направленной на развитие страны. Поэтому предусмотрено, что она будет оцениваться. Об этом – далее.

Каждое должностное лицо, прежде чем вступать в соответствующую должность, знакомится с функциями и полномочиями как госоргана, в котором он будет работать, так и с объемом своей работы, а также ответственностью, которая на него возлагается. Качество выполняемой госслужащим служебной деятельности подлежит ежегодной оценке, и по ее результатам принимается решение о возможности его премирования, карьерного роста или же необходимости профессионального обучения (ст. 44 Закона № 889)

Обратим внимание: ради получения объективных результатов оценки в первую очередь анализируются показатели результативности, эффективности и качества работы. В свою очередь, упомянутые показатели следуют из установленных по соответствующей должности обязанностей. Кроме того, учитывается соблюдение госслужащим этики поведения и норм законодательства по предотвращению коррупции.

Заключение по результатам оценки принимается приказом. Причем обоснованию подлежит любая из выставленных оценок: отрицательная, положительная, отличная.

Следует иметь в виду, что теперь на премирование или же продвижение по службе может рассчитывать только то должностное лицо, которое получило отличную оценку. А если дважды подряд получены отрицательные оценки, госслужащего увольняют. Установлено, что типовой порядок оценки госслужащих утверждает Кабмин (на сегодняшний день его еще нет).

Закон № 889 также содержит нормы, касающиеся:

  • нового порядка исчисления стажа государственной службы (ст. 46 Закона № 889, постановление КМУ от 25.03.16 г. № 229);
  • правил внутреннего служебного распорядка госоргана (ст. 47 Закона № 889, приказ Нацгосслужбы от 03.03.16 г. № 50);
  • порядка стажировки госслужащих (ст. 48 Закона № 889, приказ Нацгосслужбы от 03.03.16 г. № 48).

Закон гос службе

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ УКРАИНЫ

(Закон утратил силу на основании Закона
N 889-VIII от 10.12.2015,
кромe статьи 37, что применяется к лицам,
указанных в пунктах 10 и 12 раздела XI Закона
N 889-VIII от 10.12.2015, ВВР, 2016, N 4, стр.43)

О государственной службе

Настоящий Закон регулирует общественные отношения, охватывающие деятельность государства по созданию правовых, организационных, экономических и социальных условий реализации гражданами Украины права на государственную службу.

Он определяет общие принципы деятельности, а также статус государственных служащих, работающих в государственных органах и их аппарате.

Раздел I. Общие положения

Статья 1. Государственная служба и государственные служащие

Государственная служба в Украине — это профессиональная деятельность лиц, занимающих должности в государственных органах и их аппарате по практическому выполнению задач и функций государства и получающих заработную плату за счет государственных средств. Эти лица являются государственными служащими и имеют соответствующие служебные полномочия.

Статья 2. Должность и должностное лицо

Должность — это определенная структурой и штатным расписанием первичная структурная единица государственного органа и его аппарата, на которую возложен установленный нормативными актами круг служебных полномочий.

Должностными лицами в соответствии с настоящим Законом считаются руководители и заместители руководителей государственных органов и их аппарата, другие государственные служащие, на которых законами или иными нормативными актами возложено осуществление организационно-распорядительных и консультативно-совещательных функций.

Статья 3. Основные принципы государственной службы

Государственная служба базируется на следующих основных принципах:

служения народу Украины;

демократизма и законности;

гуманизма и социальной справедливости;

приоритета прав человека и гражданина;

профессионализма, компетентности, инициативности, честности, преданности делу;

персональной ответственности за исполнение служебных обязанностей и дисциплины;

соблюдения прав и законных интересов органов местного и регионального самоуправления;

соблюдения прав предприятий, учреждений и организаций, объединений граждан.

Статья 4. Право на государственную службу

Право на государственную службу имеют граждане Украины независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, политических взглядов, религиозных убеждений, места жительства, получившие соответствующее образование и профессиональную подготовку и прошедшие в установленном порядке конкурсный отбор, или по иной процедуре, предусмотренной Кабинетом Министров Украины.

Статья 5. Этика поведения государственного служащего

Государственный служащий должен:

добросовестно исполнять свои служебные обязанности;

уважительно относиться к гражданам, руководителям и сотрудникам, соблюдать высокую культуру общения;

не допускать действий и поступков, которые могут повредить интересам государственной службы либо отрицательно повлиять на репутацию государственного служащего.

Государственному служащему запрещается:

участвовать в действиях, противоречащих национальным интересам Украины, осложняющих функционирование государственных органов;

совершать действия, которые могут быть расценены как использование своего служебного положения в корыстных целях в собственных интересах, а также действия, которые в соответствии с действующим законодательством считаются коррупционными;

проявлять вопреки интересам дела предубежденность или благосклонность к какому-либо предприятию, учреждению, организации, органу, объединению граждан либо конкретному лицу;

проявлять бюрократизм, ведомственность и местничество.

Раздел II. Государственная политика в сфере
государственной службы

Статья 6. Основные направления государственной политики в сфере государственной службы

Государственная политика в сфере государственной службы определяется Верховным Советом Украины.

Основными направлениями государственной политики в сфере государственной службы является определение основных целей, задач и принципов функционирования института государственной службы, обеспечение эффективной работы всех государственных органов в соответствии с их компетенцией.

Для проведения единой государственной политики и функционального управления государственной службой образуется Главное управление государственной службы при Кабинете Министров Украины.

Вопросы функционирования государственной службы в других государственных органах, правовое положение которых регулируется специальными законами Украины, решаются этими органами.

Статья 7. Орган управления государственной службой

Органом управления государственной службой в государственных органах и их аппарате является Главное управление государственной службы при Кабинете Министров Украины.

Главное управление государственной службы при Кабинете Министров Украины:

прогнозирует и планирует потребность государственных органов и их аппарата в кадрах;

обеспечивает совместно с другими государственными органами реализацию общих направлений политики в сфере государственной службы в государственных органах и их аппарате;

разрабатывает и вносит на рассмотрение Кабинета Министров Украины проекты нормативных актов по вопросам государственной службы в государственных органах и их аппарате;

разрабатывает, координирует и контролирует осуществление мер по повышению эффективности государственной службы в государственных органах и их аппарате;

осуществляет методическое руководство проведением конкурсного отбора государственных служащих в государственных органах и их аппарате;

организует обучение и профессиональную подготовку государственных служащих государственных органов и их аппарата;

контролирует соблюдение определенных настоящим Законом условий реализации гражданами права на государственную службу;

организует, координирует и обеспечивает условия для развития научных исследований по вопросам государственной службы.

Статья 8. Координационный совет по вопросам государственной службы

В целях определения путей, средств и форм реализации основных направлений государственной политики в сфере государственной службы, объединения всех усилий государственных органов по повышению эффективности государственной службы создается межведомственный совещательный орган — Координационный совет по вопросам государственной службы в государственных органах.

Положение о Координационном совете по вопросам государственной службы в государственных органах утверждается Кабинетом Министров Украины.

Раздел III. Правовой статус государственных служащих
государственных органов и их аппарата

Статья 9. Особенности правового регулирования статуса государственных
служащих государственных органов и их аппарата

Правовой статус Президента Украины, Председателя Верховного Совета Украины и его заместителей, председателей постоянных комиссий Верховного Совета Украины и их заместителей, народных депутатов Украины, Премьер-министра Украины, членов Кабинета Министров Украины, Председателя и членов Конституционного Суда Украины,

Председателя и судей Верховного Суда Украины, Председателя и арбитров Высшего арбитражного суда Украины, Генерального прокурора Украины и его заместителей регулируется Конституцией и специальными законами Украины.

Регулирование правового положения государственных служащих, работающих в аппарате органов прокуратуры, судов, дипломатической службы, таможенного контроля, службы безопасности, внутренних дел и других, осуществляется в соответствии с настоящим Законом, если иное не предусмотрено законами Украины.

Статья 10. Основные обязанности государственных служащих

Основными обязанностями государственных служащих являются:

соблюдение Конституции Украины и иных актов законодательства Украины;

обеспечение эффективной работы и выполнение задач государственных органов в соответствии с их компетенцией;

недопущение нарушений прав и свобод человека и гражданина;

непосредственное исполнение возложенных на них служебных обязанностей, своевременное и точное выполнение решений государственных органов или должностных лиц, распоряжений и указаний своих руководителей;

сохранение государственной тайны, информации о гражданах, которая стала им известна при исполнении обязанностей государственной службы, а также другой информации, которая согласно законодательству не подлежит разглашению;

постоянное совершенствование организации своей работы и повышение профессиональной квалификации;

добросовестное исполнение своих служебных обязанностей, инициатива и творчество в работе.

Государственный служащий должен действовать в пределах своих полномочий. В случае получения поручения, противоречащего действующему законодательству, государственный служащий обязан безотлагательно в письменной форме доложить об этом должностному лицу, давшему поручение, а в случае настаивания на его исполнении — уведомить вышестоящее по должности лицо.

Статья 11. Основные права государственных служащих

Государственные служащие имеют право:

пользоваться правами и свободами, которые гарантируются гражданам Украины Конституцией и законами Украины;

участвовать в рассмотрении вопросов и принятии в пределах своих полномочий решений;

получать от государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, органов местного и регионального самоуправления необходимую информацию по вопросам, относящимся к их компетенции;

на уважение личного достоинства, справедливое и уважительное отношение к себе со стороны руководителей, сотрудников и граждан;

требовать утверждения руководителем четко определенного объема служебных полномочий согласно должности служащего;

на оплату труда в зависимости от должности, которую он занимает, ранга, который ему присваивается, качества, опыта и стажа работы;

беспрепятственно ознакомляться с материалами, которые касаются прохождения им государственной службы, в необходимых случаях давать личные объяснения;

на продвижение по службе с учетом квалификации и способностей, добросовестного исполнения своих служебных обязанностей, участие в конкурсах на замещение должностей более высокой категории;

требовать служебного расследования с целью снятия безосновательных, по мнению служащего, обвинений или подозрения;

на здоровые, безопасные и надлежащие для высокопроизводительной работы условия труда;

на социальную и правовую защиту в соответствий с его статусом;

защищать свои законные права и интересы в вышестоящих государственных органах и в судебном порядке.

Конкретные обязанности и права государственных служащих определяются на основе типовых квалификационных характеристик и отражаются в должностных положениях и инструкциях, утверждаемых руководителями соответствующих государственных органов в пределах закона и их компетенции.

Статья 12. Ограничения, связанные с приемом на государственную службу

Не могут быть избранными или назначенными на должность в государственном органе и его аппарате лица, которые:

признаны в установленном порядке недееспособными;

имеют судимость, которая несовместима с занятием должности;

в случае приема на службу будут непосредственно подчинены или подведомственны лицам, которые являются их близкими родственниками либо свояками; в других случаях, установленных законами Украины.

Статья 13. Декларирование доходов государственных служащих

Лицо, претендующее на занятие должности государственного служащего третьей — седьмой категорий, предусмотренных статьей 25 настоящего Закона, представляет по месту будущей службы сведения о доходах и обязательства финансового характера, в том числе и за границей, в отношении себя и членов своей семьи. Лицо, претендующее на занятие должности государственного служащего первой и второй категорий, предусмотренных статьей 25 настоящего Закона, должно представить также сведения о принадлежащих ему и членам его семьи недвижимом и ценном движимом имуществе, вкладах в банках и ценных бумагах.

Указанные сведения представляются государственным служащим ежегодно. Порядок представления, хранения и использования этих сведений устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Статья 14. Особенности дисциплинарной ответственности государственных служащих

Дисциплинарные взыскания применяются к государственному служащему за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, превышение своих полномочий, нарушение ограничений, связанных с прохождением государственной службы, а также за поступок, порочащий его как государственного служащего или дискредитирующий государственный орган, в котором он работает.

К служащим, кроме дисциплинарных взысканий, предусмотренных действующим законодательством о труде Украины, могут применяться следующие меры дисциплинарного воздействия:

предупреждение о неполном служебном соответствии;

задержка до одного года в присвоении очередного ранга или в назначении на более высокую должность.

Раздел IV. Прохождение государственной службы в
государственных органах и их аппарате

Статья 15. Прием на государственную службу

Прием на государственную службу на должности третьей — седьмой категорий, предусмотренных статьей 25 настоящего Закона, осуществляется на конкурсной основе, кроме случаев, когда иное установлено законами Украины.

Порядок проведения конкурса для поступления на государственную службу регулируется Положением, утверждаемым Кабинетом Министров Украины.

Данные о вакансиях должностей государственных служащих подлежат публикации и распространению через средства массовой информации не позднее чем за один месяц до проведения конкурса.

Запрещается требовать от кандидатов на государственную службу сведения и документы, представление которых не предусмотрено законодательством Украины.

Президент Украины, Председатель Верховного Совета Украины, члены Правительства Украины, главы местных государственных администраций имеют право самостоятельно подбирать и принимать лиц на должности своих помощников, руководителей пресс-служб, советников и секретарей согласно штатному расписанию и категории, соответствующей должности (патронатная служба). Порядок пребывания на государственной службе таких лиц устанавливается соответствующими органами.

Статья 16. Ограничения, связанные с прохождением государственной службы

Государственный служащий не имеет права:

заниматься предпринимательской деятельностью непосредственно либо через посредников, кроме случаев, предусмотренных действующим законодательством, или быть поверенным третьих лиц в делах государственного органа, где он работает, а также выполнять работу на условиях совместительства (кроме научной, преподавательской, творческой деятельности, а также медицинской практики);

содействовать, используя свое служебное положение, физическим и юридическим лицам в осуществлении ими предпринимательской деятельности с целью получения за это вознаграждения в денежном либо ином виде, услуг, льгот;

самостоятельно или через представителя входить в состав руководящих органов предприятий, хозяйственных обществ и т. п., организаций, союзов, объединений, кооперативов, осуществляющих предпринимательскую деятельность;

принимать подарки либо услуги от физических или юридических лиц в связи со своей служебной деятельностью.

Государственные служащие не могут принимать участие в забастовках и совершать иные действия, препятствующие нормальному функционированию государственного органа.

Иные ограничения, связанные с прохождением государственной службы отдельными категориями государственных служащих, устанавливаются исключительно законодательными актами Украины.

Статья 17. Присяга государственных служащих

Граждане Украины, которые впервые зачисляются на государственную службу, принимают Присягу следующего содержания:

«Полностью сознавая свою высокую ответственность, торжественно клянусь, что буду верно служить народу Украины, строго соблюдать Конституцию и законы Украины, содействовать воплощению их в жизнь, укреплять их авторитет, охранять права, свободы и законные интересы граждан, с достоинством нести высокое звание государственного служащего, добросовестно исполнять свои обязанности».

Государственный служащий подписывает текст Присяги, который хранится по месту работы. О принятии Присяги производится запись в трудовой книжке.

Статья 18. Испытание при приеме на государственную службу

При приеме на государственную службу может устанавливаться испытание сроком до шести месяцев.

Статья 19. Стажировка государственных служащих

В целях приобретения практического опыта, проверки профессионального уровня и деловых качеств лица, претендующего на должность государственного служащего, может проводиться стажировка в соответствующем государственном органе сроком до двух месяцев с сохранением заработной платы по основному месту работы.

Статья 20. Рабочее время

Продолжительность рабочего времени государственных служащих определяется в соответствии с законодательством о труде Украины с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Законом.

Для выполнения неотложной и непредвиденной работы государственные служащие обязаны по распоряжению руководителя органа, в котором они работают, являться на службу в выходные, праздничные и нерабочие дни, работа за которые компенсируется в соответствии с действующим трудовым законодательством.

По решению руководителя органа государственные служащие могут быть отозваны из ежегодного или дополнительного отпуска. Оставшаяся часть неиспользованного отпуска предоставляется государственному служащему в любое другое время соответствующего года либо присоединяется к отпуску в следующем году.

Статья 21. Служебные командировки

Государственным служащим возмещаются расходы на служебные командировки и выплачиваются другие компенсации в соответствии с законодательством о труде Украины.

Во время командировки государственные служащие пользуются правом бронирования мест в гостиницах и на все виды транспорта, а также первоочередного приобретения проездных документов.

Государственным служащим по месту командировки предоставляется место для работы, возможность пользоваться связью, транспортом, множительной техникой, иными услугами технического характера.

Статья 22. Отстранение от исполнения полномочий по должности

Неисполнение служебных обязанностей, повлекшее человеческие жертвы или причинившее значительный материальный или моральный ущерб гражданину, государству, предприятию, учреждению, организации либо объединению граждан, является основанием для отстранения государственного служащего от исполнения полномочий по должности с сохранением заработной платы. Решение об отстранении государственного служащего от исполнения полномочий по должности принимается руководителем государственного органа, в котором работает этот служащий.

Продолжительность отстранения от исполнения полномочий по должности не должна превышать времени служебного расследования. Служебное расследование проводится в срок до двух месяцев в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.

Если правомерность решения об отстранении государственного служащего от исполнений полномочий по должности не подтверждается результатами служебного расследования, настоящее решение отменяется.

Статья 23. Предельный возраст пребывания на государственной службе

Предельный возраст пребывания на государственной службе составляет 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. В случае необходимости руководитель государственного органа по согласованию с Начальником Главного управления государственной службы при Кабинете Министров Украины может продлить срок пребывания на государственной службе, но не более чем на пять лет.

В исключительных случаях по истечении этого срока государственные служащие могут быть оставлены на государственной службе лишь на должностях советников или консультантов по решению руководителя соответствующего государственного органа.

Раздел V. Служебная карьера

Статья 24. Прохождение службы

Прием на государственную службу, продвижение по ней служащих, стимулирование их труда, решение других вопросов, связанных со службой, проводится в соответствии с категориями должностей служащих, а также согласно рангам, которые им присваиваются.

Статья 25. Классификация должностей

Основными критериями классификации должностей государственных служащих является организационно-правовой уровень органа, который принимает их на работу, объем и характер компетенции на конкретной должности, роль и место должности в структуре государственного органа.

Устанавливаются следующие категории должностей служащих:

первая категория — должности председателей государственных комитетов, не являющихся членами Правительства Украины, председателей других центральных органов государственной исполнительной власти при Кабинете Министров Украины, Постоянного Представителя Президента Украины в Республике Крым, представителей Президента Украины в областях, городах Киеве и Севастополе, первых заместителей министров, первых заместителей председателей государственных комитетов, входящих в состав Правительства, руководителей Администрации Президента Украины, Секретариата Верховного Совета Украины и другие приравненные к ним должности;

вторая категория-должности заместителей руководителя Администрации Президента Украины, заместителей руководителя Секретариата Верховного Совета Украины, заместителей руководителя аппарата Кабинета Министров Украины, руководителей структурных подразделений Секретариата Верховного Совета Украины, секретариатов постоянных комиссий Верховного Совета Украины, Администрации Президента Украины, аппарата Кабинета Министров Украины, советников и помощников Президента Украины, Председателя Верховного Совета Украины, Премьер-министра Украины, заместителей министров, заместителей председателей государственных комитетов, входящих в состав Правительства, первых заместителей, заместителей председателей комитетов и других центральных органов государственной исполнительной власти при Кабинете Министров Украины, первого заместителя Постоянного Представителя Президента Украины в Республике Крым, первых заместителей глав областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций и другие приравненные к ним должности;

третья категория — должности заместителей руководителей структурных подразделений, заведующих секторами, главных специалистов, экспертов, консультантов Администрации Президента Украины, Секретариата Верховного Совета Украины и аппарата Кабинета Министров Украины, заместителей Постоянного Представителя Президента Украины в Республике Крым, заместителей глав областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, представителей Президента Украины в районах, районах городов Киева и Севастополя, начальников управлений, самостоятельных отделов в составе министерств и других центральных органов государственной исполнительной власти и другие приравненные к ним должности:

четвертая категория — должности специалистов Администрации Президента Украины, Секретариата Верховного Совета Украины и аппарата Кабинета Министров Украины, заместителей начальников управлений, самостоятельных отделов (подотделов) министерств и других центральных органов государственной исполнительной власти, руководителей управлений, отделов, служб областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций и другие приравненные к ним должности;

пятая категория — должности специалистов министерств, других центральных органов государственной исполнительной власти, заместителей представителей Президента Украины в районах, районах городов Киева и Севастополя, заместителей руководителей управлений, отделов, служб областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, специалистов аппарата этих администраций и другие приравненные к ним должности;

шестая категория — должности руководителей управлений, отделов, служб районных, районных в городах Киеве и Севастополе государственных администраций, специалисты управлений, отделов, служб областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций и другие приравненные к ним должности;

седьмая категория — должности специалистов районных, районных в городах Киеве и Севастополе государственных администраций, их управлений и отделов и другие приравненные к ним должности.

Отнесение существующих должностей государственных служащих, не перечисленных в настоящей статье, а также отнесение к соответствующей категории новых должностей государственных служащих проводится Кабинетом Министров Украины по согласованию с соответствующим государственным органом.

Статья 26. Ранги государственных служащих

Устанавливаются следующие ранги государственных служащих:

служащим, занимающим должности, отнесенные к первой категории, может быть присвоен 3, 2 и 1 ранг;

служащим, занимающим должности, отнесенные ко второй категории, может быть присвоен 5, 4 и 3 ранг;

служащим, занимающим должности, отнесенные к третьей категории, может быть присвоен 7, 6 и 5 ранг;

служащим, занимающим должности, отнесенные к четвертой категории, может быть присвоен 9, 8 и 7 ранг;

служащим, занимающим должности, отнесенные к пятой категории, может быть присвоен 11, 10 и 9 ранг;

служащим, занимающим должности, отнесенные к шестой категории, может быть присвоен 13, 12 и 11 ранг;

служащим, занимающим должности, отнесенные к седьмой категории, может быть присвоен 15, 14 и 13 ранг.

Положение о рангах служащих утверждается Кабинетом Министров Украины.

Ранг служащему присваивается в соответствии с занимаемой должностью, уровнем профессиональной квалификации и результатами работы.

Ранги, соответствующие должностям первой категории, присваиваются Президентом Украины.

Ранги, соответствующие должностям второй категории, присваиваются Кабинетом Министров Украины.

Ранги, соответствующие должностям третьей — седьмой категорий, присваиваются руководителем государственного органа, в системе которого работает государственный служащий.

При приеме на государственную службу служащему присваивается ранг в пределах соответствующей категории должностей.

Для присвоения очередного ранга в пределах соответствующей категории должности государственный служащий должен успешно отработать на занимаемой должности два года. За выполнение особо ответственных задач государственному служащему может быть присвоен очередной ранг досрочно в пределах соответствующей категории должностей.

За добросовестный труд государственному служащему при выходе на пенсию может быть присвоен очередной ранг вне пределов соответствующей категории должностей.

Государственный служащий может быть лишен ранга органом, присвоившим ему этот ранг, лишь по приговору суда.

Если государственный служащий перешел на должность более низкой категории или оставил государственную службу, на которую потом возвратился, за ним сохраняется присвоенный ранг.

Народным депутатам Украины, которые до избрания пребывали на государственной службе, время исполнения этих обязанностей засчитывается в стаж государственной службы.

В трудовой книжке государственного служащего производится запись о присвоении, изменении и лишении соответствующего ранга.

Статья 27. Продвижение по службе

Продвижение по службе государственного служащего осуществляется путем занятия более высокой должности на конкурсной основе, кроме случаев, когда иное установлено законами Украины и Кабинетом Министров Украины, или путем присвоения государственному служащему более высокого ранга.

Государственный служащий имеет право участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности. Преимущественным правом на продвижение по службе пользуются государственные служащие, достигшие наилучших результатов в работе, проявляющие инициативность, постоянно повышающие свой профессиональный уровень и зачисленные в кадровый резерв.

Статья 28. Кадровый резерв государственной службы

В государственных органах создается кадровый резерв для занятия должностей государственных служащих, а также для продвижения по службе.

Кадровый резерв формируется из:

специалистов местного и регионального самоуправления, производственной, социально-культурной, научной и иных сфер, а также выпускников учебных заведений соответствующего профиля;

государственных служащих, повысивших квалификацию или прошедших стажировку и рекомендованных для продвижения на более высокие должности.

Порядок формирования и организация работы с кадровым резервом регулируются Положением о кадровом резерве государственной службы, которое утверждается Кабинетом Министров Украины.

Статья 29. Обучение и повышение квалификации государственных служащих

Государственным служащим создаются условия для обучения и повышения квалификации в соответствующих учебных заведениях (на факультетах) и путем самообразования.

Государственные служащие повышают свою квалификацию постоянно, в том числе через обучение в соответствующих учебных заведениях, как правило, не реже одного раза в пять лет. Результаты обучения и повышения квалификации являются одним из оснований для продвижения по службе.

Раздел VI. Прекращение государственной службы

Статья 30. Основания прекращения государственной службы

Кроме общих оснований, предусмотренных Кодексом законов о труде Украины, государственная служба прекращается в случае:

1) нарушения условий реализации права на государственную службу (статья 4 настоящего Закона);

2) несоблюдения связанных с прохождением государственной службы требований, предусмотренных статьей 16 настоящего Закона;

3) достижения государственным служащим предельного возраста прохождения государственной службы (статья 23 настоящего Закона);

4) отставки государственных служащих, занимающих должности первой или второй категории (статья 31 настоящего Закона);

5) выявления или возникновения обстоятельств, препятствующих пребыванию государственного служащего на государственной службе (статья 12 настоящего Закона);

6) отказа государственного служащего от принятия или нарушения Присяги, предусмотренной статьей 17 настоящего Закона;

7) непредставления или представления государственным служащим неправдивых сведений о его доходах, предусмотренных статьей 13 настоящего Закона.

Смена руководителей или состава государственных органов не может быть основанием для прекращения государственным служащим государственной службы на занимаемой должности по инициативе вновь назначенных руководителей, кроме государственных служащих патронатной службы.

За государственными служащими, которые занимали должности первой категории не менее трех лет и освобождены в связи со сменой состава органа, где они работали, или истечением срока полномочий настоящего органа, сохраняется среднемесячный заработок на период трудоустройства, но не более одного года.

Статья 31. Отставка государственного служащего

Отставкой является прекращение государственной службы служащим, занимающим должность первой или второй категории, по его письменному заявлению.

Основаниями для отставки являются:

принципиальное несогласие с решением государственного органа или должностного лица, а также этические препятствия для пребывания на государственной службе;

принуждение государственного служащего к выполнению решения государственного органа или должностного лица, противоречащего действующему законодательству, что может причинить значительный материальный либо моральный ущерб государству, предприятиям, учреждениям, организациям или объединениям граждан, гражданину;

состояние здоровья, препятствующее исполнению служебных полномочий (при наличии медицинского заключения).

Отставка принимается или в ней дается мотивированный отказ государственным органом или должностным лицом, назначившими государственного служащего на эту должность. Решение о принятии отставки или отказе в ней принимается в месячный срок. В случае отказа в отставке государственный служащий должен продолжать исполнение служебных обязанностей и имеет право на увольнение в порядке, предусмотренном Кодексом законов о труде Украины.

В случае отставки государственного служащего, не достигшего пенсионного возраста, но имеющего достаточный для назначения пенсии стаж (для мужчин — 25, для женщин — 20 лет) и отработавшего на должностях первой или второй категории не менее пяти лет, ему выплачивается ежемесячно 85 процентов его должностного оклада с учетом надбавок за ранг и за выслугу лет до достижения пенсионного возраста.

По достижении пенсионного возраста государственным служащим, находящимся в отставке, ему назначается пенсия как государственному служащему.

В случае назначения пенсии по возрасту, трудоустройства, осуждения за совершение преступления выплаты, предусмотренные частью четвертой настоящей статьи, прекращаются.

Статья 32. Обжалование решения о прекращении государственной службы

Решение о прекращении государственной службы может быть обжаловано государственным служащим непосредственно в суд.

Раздел VII. Материальное и социально-бытовое обеспечение
государственных служащих

Статья 33. Оплата труда

Оплата труда государственных служащих должна обеспечивать достаточные материальные условия для независимого исполнения служебных обязанностей, способствовать укомплектованию аппарата государственных органов компетентными и опытными кадрами, стимулировать их добросовестный и инициативный труд.

Заработная плата государственных служащих состоит из должностных окладов, премий, доплаты за ранги, надбавки за выслугу лет на государственной службе и других надбавок.

Должностные оклады государственных служащих устанавливаются в зависимости от сложности и уровня ответственности исполняемых служебных обязанностей.

Доплата за ранг производится в соответствии с рангом, присвоенным государственному служащему.

Надбавка за выслугу лет выплачивается государственным служащим ежемесячно в процентах к должностному окладу с учетом доплаты за ранг и в зависимости от стажа государственной службы в следующих размерах: свыше 3 лет — 10, свыше 5 лет — 15, свыше 10 лет — 20, свыше 15 лет — 25, свыше 20 лет — 30, свыше 25 лет — 40 процентов.

Государственным служащим могут устанавливаться надбавки за высокие достижения в труде и выполнение особо важной работы, доплаты за исполнение обязанностей временно отсутствующих работников и другие надбавки и доплаты, а также предоставляться материальная помощь для решения социально-бытовых вопросов.

Условия оплаты труда государственных служащих, размеры их должностных окладов, надбавок, доплат и материальной помощи определяются Кабинетом Министров Украины.

Источником формирования фонда оплаты труда государственных служащих является Государственный бюджет Украины.

Сокращение бюджетных ассигнований не может быть основанием для уменьшения должностных окладов, надбавок к ним и финансирования иных, предусмотренных настоящим Законом, гарантий, льгот и компенсаций.

Статья 34. Поощрение за добросовестный труд

За добросовестную непрерывную работу в государственных органах, образцовое исполнение трудовых обязанностей государственным служащим выдается денежное вознаграждение в размере и порядке, устанавливаемых Кабинетом Министров Украины.

За особые трудовые заслуги государственные служащие представляются к государственным наградам и присвоению почетных званий.

Статья 35. Ежегодные и дополнительные отпуска государственных служащих

Государственным служащим предоставляется ежегодный отпуск продолжительностью 30 календарных дней, если законодательством не предусмотрен более длительный отпуск, с выплатой пособия для оздоровления в размере должностного оклада.

Государственным служащим, имеющим стаж работы в государственных органах более 10 лет, предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью до 15 календарных дней. Порядок и условия предоставления дополнительных оплачиваемых отпусков устанавливаются Кабинетом Министров Украины.

Статья 36. Социально-бытовое обеспечение государственных служащих

Государственные служащие обеспечиваются жильем в установленном порядке из государственного фонда.

Государственные служащие, занимающие должности первой — четвертой категорий, имеют право на первоочередную установку квартирных телефонов.

На индивидуальное и кооперативное жилищное строительство или для приобретения квартир либо индивидуальных жилых домов государственным служащим, нуждающимся в соответствии с действующим законодательством в улучшении жилищных условий, предоставляется земельный участок и беспроцентный кредит на срок до 20 лет. Условия предоставления кредита определяются Кабинетом Министров Украины.

Государственные служащие и члены их семей, проживающие совместно с ними, пользуются в установленном порядке бесплатным медицинским обслуживанием в государственных учреждениях здравоохранения. Этими же учреждениями они обслуживаются после выхода на пенсию.

Статья 37. Пенсионное обеспечение и денежное пособие государственным служащим

Пенсия государственным служащим выплачивается за счет государства.

На получение пенсии государственных служащих имеют право лица, достигшие установленного законодательством Украины пенсионного возраста, при наличии общего трудового стажа для мужчин — не менее 25 лет, для женщин — не менее 20 лет, в том числе стажа государственной службы — не менее 10 лет. Указанным лицам назначаются пенсии в размере 80 процентов суммы их должностного (действующего) оклада с учетом надбавок, предусмотренных настоящим Законом, без ограничения предельного размера пенсии.

Пенсия государственному служащему выплачивается в полном размере независимо от его заработка (дохода), получаемого после выхода на пенсию.

За каждый полный год работы свыше 10 лет на государственной службе пенсия увеличивается на один процент заработка, но не более 90 процентов должностного (действующего) оклада с учетом надбавок, предусмотренных настоящим Законом, без ограничения предельного размера пенсии.

Государственным служащим в случае выхода на пенсию при наличии стажа государственной службы не менее 10 лет выплачивается денежное пособие в размере 10 месячных должностных окладов.

В случае выхода на пенсию государственные служащие при наличии стажа государственной службы не менее 10 лет пользуются условиями по коммунально-бытовому обслуживанию, предусмотренными настоящим Законом.

Раздел VIII. Ответственность за нарушение законодательства
о государственной службе

Статья 38. Ответственность за нарушение законодательства о государственной службе

Лица, виновные в нарушении законодательства о государственной службе, несут гражданскую, административную или уголовную ответственность согласно действующему законодательству.

Президент Украины Л.КРАВЧУК

г. Киев, 16 декабря 1993 года
N 3723-XII