Земли промышленности транспорта связи в рб

4.1. Понятие и признаки земель промышленности, транспорта, связи, энергетики и другого назначения.

Кодекс Республики Беларусь о земле к землям промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения относит земли, предоставленные юридическим и физическим лицам для осуществления возложенных на них задач (ст.

Законодательство содержит довольно расплывчатые признаки, которыми характеризуется данная категория земель. Из названия категории усматривается, что она предназначена для несельскохозяйственных целей. Перечислить все нужды, для которых предоставляются указанные земли, невозможно, поэтому назначение этих земель имеет некоторую неопределенность.

Определение несельскохозяйственных целей, для которых предоставляются эти земли, нужно понимать ограничительно, так как имеются и другие категории земель, имеющие несельскохозяйственную направленность. Данная категория рассматривает несельскохозяйственные земли в узком значении, связывая их с выполняемыми юридическими и физическими лицами задачами. Можно предположить, что в понятие «задачи» входят уставные цели деятельности юридических лиц. В отношении граждан специальные нужды можно связывать с осуществлением их предпринимательской деятельности.

Однако, даже такая трактовка не определяет ясно назначение этих земель. Поэтому представляется неправильной точка зрения, что эти земли используются или предназначены для:

обеспечения деятельности организаций;

эксплуатации объектов несельскохозяйственного назначения;

осуществления иных специальных задач.[101]

Юридические лица могут удовлетворять свои потребности в земле для выполнения уставных целей за счет различных категорий земель. Необходимо четко определить те уставные цели, которые требуют предоставления земельного участка именно из земель данной категории.

Более последовательна позиция О.И. Крассова, который определяет общую цель этой категории – создание объектов недвижимости и их эксплуатация.[102] Но и в таком понимании остается расширительное толкование назначения земель указанной категории.

Понятие земель специального несельскохозяйственного назначения, которое употреблялось в советском законодательстве для обозначения этой категории, более определенно указывало на ее назначение, связанное с осуществлением специальных задач. Закон раскрывает содержание специальных задач примерным перечнем, который указывает на другие подобные нужды.[103] Но при этом не указывается на критерий, по которому определяются эти нужды – экономический, социальный и другой.

Как отмечалось в юридической литературе, общее целевое назначение этих земель выражается в создании условий для [104] размещения и эксплуатации на этих землях различных объектов несельскохозяйственного назначения.

Эти земли служат пространственным базисом для размещения несельскохозяйственных объектов, принадлежащих юридическим и физическим лицам, которые предназначены и используются для специальных видов деятельности, осуществляемых данными юридическими лицами.

В юридической литературе отмечалась характерная для этой категории земель нестабильность в определении ее состава, в основе которой лежат прогрессивные процессы развития новых видов хозяйственной и иной деятельности.[105] Нестабильность исключает возможность простого перечисления земель, составляющих эту категорию.

Действительно, законодательство не устанавливает исчерпывающего перечня тех надобностей, для которых предназначена данная категория земель. В силу этого к ней будут относиться и те земельные участки, целевое назначение которых не указано в перечне задач, но сходно с указанными целями. Структура этой категории неоднородна и не может оставаться неизменной. Поэтому необходимо точно определить принцип, по которому будет формироваться данная категория земель.

В настоящее время эту категорию образуют земли, используемые в основном в различных отраслях экономики для размещения соответствующих объектов. Их состав фактически определяет структура экономики и видов хозяйственной деятельности.[106]

Исключение среди названных в Кодексе о земле составляют земли для нужд обороны. Включение их в данную категорию показывает, что не только экономические цели деятельности могут учитываться при формировании этой категории. Обособленные виды деятельности, для осуществления которых выделяются отдельные виды земель данной категории, определяются специальным законодательством.

Так, Закон Республики Беларусь «Об основах транспортной деятельности» от 5 мая 1998 г.[107] выделяет территории транспортной деятельности (земельные и водные участки, зоны воздушного пространства), в пределах которых производители транспортных работ и услуг осуществляют транспортную деятельность.

Закон Республики Беларусь от 5 октября 1994 г. «О связи» называет земли связи, которые используются субъектами хозяйствования, осуществляющими свою деятельность в области связи.[108]

Из Закона Республики Беларусь «Об обороне»[109] видно, что для размещения и содержания стационарных военных объектов и объектов оборонного сектора экономики выделяются специальные земли.

Аналогичным образом решается вопрос о других видах земель. Правовое положение этих земель определяется многочисленными нормативными правовыми актами различных отраслей законодательства, в которых, однако, правовой режим земель не конкретизируется. Необходимо, чтобы земельное законодательство более четко определяло отнесение тех или иных земель к определенному виду данной категории.

Таким образом, устойчивым квалификационным признаком этих земель служат специальные задачи, для которых они предназначены. В российском земельном законодательстве также закреплен такой признак, как расположение этих земель за пределами населенных пунктов.

Территориальное расположение этих земель в законодательстве Республики Беларусь определено достаточно четко. Включение аналогичного вида земель в состав земель населенных пунктов показывает, что они могут располагаться как в границах, так и за пределами населенных пунктов. При нахождении этих земель в пределах населенных пунктов их правовой режим будет подчинен градостроительным требованиям развития населенного пункта. Земли промышленности, транспорта, связи, энергетики и иного населения в населенных пунктах могут располагаться в производственных зонах, зонах транспортной, инженерной инфраструктуры. Производственные зоны предназначены для размещения промышленных предприятий, транспортной, инженерной инфраструктуры, коммунальных и складских объектов, обеспечивающих функционирование этих предприятий. Зоны транспортной, инженерной инфраструктуры предназначены для размещения и функционирования сооружений и коммуникаций транспорта, связи, инженерного оборудования.

Кроме того, специальные объекты несельскохозяйственного назначения могут размещаться на землях водного фонда и лесного фонда. Так, например, водное законодательство специально выделяет отдельные виды водопользования (для промышленных целей и нужд гидроэнергетики, для нужд водного и воздушного транспорта), связанные с эксплуатацией специальных несельскохозяйственных объектов.

Такой подход представляется более рациональным. Добиться полного отграничения этих земель от земель всех других категорий практически невозможно, так как невозможно полностью избежать влияния несельскохозяйственных объектов на смежные земли. Перевод части этих земель в другие категории не устранит их фактического несельскохозяйственного использования.

В эту категорию земель включаются земельные участки, уже предоставленные для размещения несельскохозяйственных объектов. Земельное законодательство не выделяет в этой категории земель такой разновидности как земли, предназначенные для несельскохозяйственных нужд. Возможность какого-либо резервирования земель несельскохозяйственного назначения для использования их в последующем для этих целей допускается в случаях, предусмотренных законодательством. Так, например, Закон «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» выделяет резервную зону — земельный участок, зарезервированный для перспективного строительства или реконструкции автомобильной дороги. Решение об установлении резервных зон с определением их границ принимается Советом Министров Республики Беларусь. Вопрос о включении этих земель в категорию земель промышленности, транспорта и иного назначения должен решаться в установленном порядке.

Состав земель Республики Беларусь

Юридическая классификация земель по категориям производится исходя из их основного целевого назначения. Основное целевое назначение земель — это установленные законодательством порядок, условия и ограничения использования земельного участка (земель) для конкретных целей.

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов;

3) земли промышленности, связи, транспорта, энергетики, обороны и иного назначения;

4) земли природоохранного, рекреационного, оздоровительного и историко-культурного назначения;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

Особое место среди всех категорий земель занимают земли сельскохозяйственного назначения, являясь главным средством производства в сельском хозяйстве.

К землям сельскохозяйственного назначения относятся земельные участки, включающие в себя сельскохозяйственные и иные земли, предоставленные для ведения сельского хозяйства.

К землям населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов относятся земли, земельные участки, расположенные в границах городов, поселков городского типа, сельских населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов, за исключением земель, отнесенных к иным категориям в этих границах.

К землям промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения относятся земельные участки, предоставленные для размещения объектов промышленности, транспорта, связи, энергетики, размещения и постоянной дислокации государственных таможенных органов, воинских частей, военных учебных заведений и организаций Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований Республики Беларусь, иных объектов.

К землям природоохранного назначения относятся земельные участки, предоставленные для размещения заповедников, национальных парков и заказников.

К землям оздоровительного назначения относятся предоставленные земельные участки для размещения объектов санаторно-курортного лечения и оздоровления и иные земельные участки, обладающие природными лечебными факторами.

К землям рекреационного назначения относятся земельные участки для размещения объектов, предназначенных для организованного массового отдыха населения и туризма.

К землям историко-культурного назначения относятся земельные участки, предоставленные для размещения недвижимых материальных историко-культурных ценностей и археологических объектов.

К землям лесного фонда относятся лесные земли, а также нелесные земли, расположенные в границах лесного фонда, предоставленные для ведения лесного хозяйства.

К землям водного фонда относятся земли, занятые водными объектами, а также земельные участки, предоставленные для ведения водного хозяйства, в том числе для размещения водохозяйственных сооружений и устройств.

К землям запаса относятся земли, земельные участки, не отнесенные к иным категориям и не предоставленные землепользователям. Земли запаса находятся в ведении соответствующего исполнительного комитета, рассматриваются как резерв и могут использоваться после перевода их в иные категории земель.

Следует указать, что выделенные по основному целевому назначению категории земель внутренне не однородны.

Помимо классификации по категориям, существует подразделение земель на виды по природно-историческим признакам, состоянию и характеру использования. При этом на подразделение земель на виды не влияет их классификация на категории. В данном случае выделяют следующие виды:

— пахотные земли — сельскохозяйственные земли, систематически обрабатываемые (перепахиваемые) и используемые под посевы сельскохозяйственных культур, включая посевы многолетних трав со сроком пользования, предусмотренным схемой севооборота, а также выводные поля, участки закрытого грунта (парники, теплицы и оранжереи) и чистые пары;

— залежные земли — сельскохозяйственные земли, которые ранее использовались как пахотные и более одного года после уборки урожая не используются для посева сельскохозяйственных культур и не подготовлены под пар;

— земли под постоянными культурами — сельскохозяйственные земли, занятые искусственно созданными насаждениями древесных, кустарниковых или травянистых многолетних растений, предназначенными для получения урожая плодов, продовольственного, технического и лекарственного сырья, а также для озеленения;

— луговые земли — сельскохозяйственные земли, используемые преимущественно для возделывания луговых многолетних трав, земли, на которых создан искусственный травостой или проведены мероприятия по улучшению естественного травостоя (улучшенные луговые земли), а также покрытые естественными луговыми травостоями;

— лесные земли — земли лесного фонда, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предназначенные для его восстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины, погибшие древостои, площади, занятые питомниками, плантациями и несомкнувшимися лесными культурами, иные земли, предназначенные для восстановления леса), предоставленные для ведения лесного хозяйства;

— земли под древесно-кустарниковой растительностью (насаждениями) — земли, покрытые древесно-кустарниковой растительностью (насаждениями), не входящей в лесной фонд;

— земли под болотами — избыточно увлажненные земли, покрытые слоем торфа;

— земли под водными объектами — земли, занятые сосредоточением природных вод на поверхности суши (реками, ручьями, родниками, озерами, водохранилищами, прудами, прудами-копанями, каналами и иными поверхностными водными объектами);

— земли под дорогами и иными транспортными коммуникациями — земли, занятые дорогами, трубопроводами, просеками, прогонами и другими линейными сооружениями;

— земли общего пользования — земли, занятые улицами, проспектами, площадями, проездами, набережными, бульварами, скверами, парками и другими местами общего пользования;

— земли под застройкой — земли, занятые капитальными строениями (зданиями, сооружениями), а также земли, прилегающие к этим объектам и используемые для их обслуживания;

— нарушенные земли — земли, утратившие свою природно-историческую и хозяйственную ценность в результате вредного антропогенного воздействия и находящиеся в состоянии, исключающем их эффективное использование по исходному целевому назначению;

— неиспользуемые земли — земли, не используемые в хозяйственной и иной деятельности;

— иные земли — земли, не отнесенные к указанным выше видам.

Значение классификации земель по видам состоит в том, что она является основой государственного кадастрового учета земель при ведении государственного земельного кадастра и организации эффективного использования и охраны земель.

ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС — Глава 16. ЗЕМЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ЭНЕРГЕТИКИ, ТРАНСПОРТА, СВЯЗИ, РАДИОВЕЩАНИЯ, ТЕЛЕВИДЕНИЯ, ИНФОРМАТИКИ, ЗЕМЛИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЗЕМЛИ ОБОРОНЫ, БЕЗОПАСНОСТИ И ЗЕМЛИ ИНОГО СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Статья 87. Состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения
1. Землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее — земли промышленности и иного специального назначения).Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации.2. Земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на:
1) земли промышленности;
2) земли энергетики;
3) земли транспорта;
4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;
5) земли для обеспечения космической деятельности;
6) земли обороны и безопасности;
7) земли иного специального назначения.Особенности правового режима этих земель устанавливаются статьями 88 — 93 настоящего Кодекса и учитываются при проведении зонирования территорий.3. В состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.4. Земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.5. Порядок использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения, а также установления зон с особыми условиями использования земель данной категории, если иное не установлено настоящим Кодексом, определяется:
1) Правительством Российской Федерации в отношении указанных земель, находящихся в федеральной собственности;
2) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении указанных земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
3) органами местного самоуправления в отношении указанных земель, находящихся в муниципальной собственности.6. Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 24 настоящего Кодекса могут предоставляться в безвозмездное срочное пользование для сельскохозяйственного производства и иного использования.

Статья 88. Земли промышленности
1. Землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.2. В целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности могут предоставляться земельные участки для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, а также устанавливаться санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования указанных в пункте 1 настоящей статьи земель.3. Размеры земельных участков, предоставляемых для целей, указанных в пункте 2 настоящей статьи, определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами или проектно-технической документацией.4. Организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности земельные участки для разработки полезных ископаемых предоставляются после оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации земель, восстановления ранее отработанных земель. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья предоставляются в соответствии со статьей 79 настоящего Кодекса после отработки других сельскохозяйственных угодий, расположенных в границах горного отвода.

Статья 89. Земли энергетики
1. Землями энергетики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.2. В целях обеспечения деятельности организаций и объектов энергетики могут предоставляться земельные участки для:
1) размещения гидроэлектростанций, атомных станций, ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов;
2) размещения объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.Для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категории земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.3. Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 90. Земли транспорта
1. Землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.2. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для:
1) размещения железнодорожных путей;
2) размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта;
3) установления полос отвода и охранных зон железных дорог.Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.Порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог определяется Правительством Российской Федерации.3. В целях обеспечения дорожной деятельности могут предоставляться земельные участки для:
1) размещения автомобильных дорог;
2) размещения объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних дел;
3) установления полос отвода автомобильных дорог.3.1. Земельные участки в границах полос отвода автомобильных дорог могут предоставляться в установленном настоящим Кодексом порядке гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса. Для создания необходимых условий использования автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения соблюдения требований безопасности дорожного движения и обеспечения безопасности граждан создаются придорожные полосы автомобильных дорог. Установление границ полос отвода автомобильных дорог и границ придорожных полос автомобильных дорог, использование таких полос отвода и придорожных полос осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.4. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов морского, внутреннего водного транспорта могут предоставляться земельные участки для:
1) размещения искусственно созданных внутренних водных путей;
2) размещения морских и речных портов, причалов, пристаней, гидротехнических сооружений, других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов морского, внутреннего водного транспорта;
3) выделения береговой полосы.Береговая полоса внутренних водных путей выделяется для работ, связанных с судоходством и сплавом по внутренним водным путям, вне территорий населенных пунктов. Порядок выделения береговой полосы и пользования ею определяется Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации.5. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов воздушного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения аэропортов, аэродромов, аэровокзалов, взлетно-посадочных полос, других наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов воздушного транспорта.6. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки для:
1) размещения нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов;
2) размещения объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта;
3) установления охранных зон с особыми условиями использования земельных участков.Границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации — собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.7. В целях создания условий для строительства и реконструкции объектов автомобильного, водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта осуществляется резервирование земель. Порядок резервирования земель для указанных целей устанавливается федеральными законами.

Статья 91. Земли связи, радиовещания, телевидения, информатики
1. Землями связи, радиовещания, телевидения, информатики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) объектов связи, радиовещания, телевидения, информатики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.2. В целях обеспечения связи (кроме космической связи), радиовещания, телевидения, информатики могут предоставляться земельные участки для размещения объектов соответствующих инфраструктур, включая:
1) эксплуатационные предприятия связи, на балансе которых находятся радиорелейные, воздушные, кабельные линии связи и соответствующие полосы отчуждения;
2) кабельные, радиорелейные и воздушные линии связи и линии радиофикации на трассах кабельных и воздушных линий связи и радиофикации и соответствующие охранные зоны линий связи;
3) подземные кабельные и воздушные линии связи и радиофикации и соответствующие охранные зоны линий связи;
4) наземные и подземные необслуживаемые усилительные пункты на кабельных линиях связи и соответствующие охранные зоны;
5) наземные сооружения и инфраструктуру спутниковой связи.

Статья 92. Земли для обеспечения космической деятельности
1. Землями для обеспечения космической деятельности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) объектов космической деятельности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.2. В целях обеспечения космической деятельности могут предоставляться земельные участки для размещения наземных объектов космической инфраструктуры, включая космодромы, стартовые комплексы и пусковые установки, командно-измерительные комплексы, центры и пункты управления полетами космических объектов, пункты приема, хранения и переработки информации, базы хранения космической техники, районы падения отделяющихся частей ракет, полигоны приземления космических объектов и взлетно-посадочные полосы, объекты экспериментальной базы для отработки космической техники, центры и оборудование для подготовки космонавтов, другие наземные сооружения и технику, используемые при осуществлении космической деятельности.3. Земельные участки, используемые под районы падения отделяющихся частей ракет эпизодически, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются.Порядок возмещения ущерба этим лицам определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 93. Земли обороны и безопасности
1. Землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.2. В целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для:
1) строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий);
2) разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов);
3) создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах (хранилища, склады и другие).При необходимости временного использования земель (территорий) для проведения учений и других мероприятий, связанных с нуждами обороны, земельные участки у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются.Использование этих земель осуществляется применительно к порядку, установленному для проведения изыскательских работ, а также для зон с особыми условиями использования.3. В целях обеспечения защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отводятся в постоянное (бессрочное) пользование земельные полосы или участки для обустройства и содержания инженерно-технических сооружений и заграждений, пограничных знаков, пограничных просек, коммуникаций, пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и других объектов.Нормы отвода земельных полос, размеры земельных участков, необходимых для обеспечения защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, порядок их использования, включая особенности хозяйственной, промысловой и иной деятельности, определяются законодательством Российской Федерации.4. Для размещения объектов по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военных и иных объектов в закрытых административно-территориальных образованиях земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.В закрытом административно-территориальном образовании устанавливается особый режим использования земель по решению Правительства Российской Федерации.Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, должны принимать необходимые меры по предоставлению земельных участков для удовлетворения потребностей населения в развитии садоводства, огородничества, сельскохозяйственного производства, жилищного и дачного строительства за пределами закрытого административно-территориального образования.5. Исполнительные органы государственной власти, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, могут передавать отдельные земельные участки из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования.6. В условиях чрезвычайного или военного положения использование земельных участков для нужд обороны и безопасности может осуществляться в порядке, установленном статьей 51 настоящего Кодекса.7. В целях обеспечения безопасности хранения вооружения и военной техники, другого военного имущества, защиты населения и объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, а также охраны окружающей среды при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера на прилегающих к арсеналам, базам и складам Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов земельных участках могут устанавливаться запретные зоны.

21.05.2014Анна
Строится предприятие по производству гипса. Размер СЗЗ 1000м. В районе 250 метров находятся склады яблок. Жилых застроек никаких нет в СЗЗ. Центр гигиены требует предоставить список мероприятий по отселению жителей в случае застройки территории. На чем можно основываться при составлении данных мероприятий.

Правовой режим земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения

Согласно ст.3 Кодекса РБ О Земле от 23.07.2008 N 425-З (под редакцией от 04.01.2014) все земли в соответствии с основным целевым назначением и независимо от форм собственности в Республике Беларусь подразделяются на категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов (городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов), садоводческих товариществ и дачного строительства;

3) земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения;

4) земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

Категория земель — земли, выделяемые по основному целевому назначению и имеющие определенный законодательством правовой режим использования и охраны.

Отнесение земель к определенным видам осуществляется в соответствии с природно-историческими признаками, состоянием и характером использования земель, которые устанавливаются на местности в отношении конкретных земельных контуров путем их обследования в процессе проведения геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и иных обследований и изысканий, инвентаризации земель.

В целях уточнения данных, полученных при обследовании земель на местности, могут использоваться дополнительные сведения, содержащиеся в документах государственного земельного кадастра, землеустроительной, лесоустроительной, градостроительной документации, документации по проведению мелиоративных, культуротехнических работ и иной документации.

Решения об отнесении земель к определенным видам принимаются районными, городскими (городов областного подчинения и г. Минска) исполнительными комитетами на основании материалов, подготовленных областными (Минской городской) землеустроительными и геодезическими службами.

Объединения разнообразных по составу и правовому режиму земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения в единую категорию было произведено в Общих началах землепользования и землеустройства СССР 1928 года, где они именовались землями специального назначения. В более позднем законодательстве они назывались землями несельскохозяйственного назначения.

Часть 6 Кодекса о земле дает легальное определение этих земель следующим образом. К землям промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения относятся земельные участки, предоставленные для размещения объектов промышленности, транспорта, связи, энергетики, размещения и постоянной дислокации государственных таможенных органов, воинских частей, военных учебных заведений и организаций Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований Республики Беларусь, иных объектов.

Размеры земельных участков, предоставленных для указанных целей, определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными нормами и градостроительной документацией, а отвод земельных участков осуществляется с учетом очередности их освоения.

Порядок использования земель промышленности, транспорта, связи, энергетики и иного назначения, а также установления зон с особыми условиями пользования (охранные, санитарные, защитные и другие зоны) определяется законодательством Республики Беларусь.

С экономической точки зрения данные земли используются как базис, основа разнообразной деятельности и предназначены для различных целей. Правовой режим этих земель характеризуется рядом общих черт и особенностей:

1. Для правового регулирования состава данных земель характерны две тенденции. Первая состоит в постоянном расширении круга данных территорий. Законодатель выделил земли обороны в составе вышеназванных земель. Земельный кодекс относит к их числу, кроме того, земли радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики.

Считаю, что в процессе развития информационных технологий, информационных систем и сетей Беларусь в ближайшем будущем также приобщит земли радиовещания, телевидения, информатики к категории данных земель.

Вторая тенденция состоит в том, что из состава земель данной категории исключены некоторые земли. Это земли курортов, заповедников. Они образуют самостоятельную группу в составе земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения.

2. Правовой режим указанных земель характеризуется специальной целью их использования, определяется их ролью и значением в хозяйственной жизни страны. Эта цель является важным отграничителем данных земель от земель других категорий.

Данные земли в советском законодательстве именовались землями специального несельскохозяйственного назначения.

Как отмечалось в юридической литературе, общее целевое назначение этих земель выражается в создании условий для размещения и эксплуатации на этих землях различных объектов несельскохозяйственного назначения.

Эти земли служат пространственным базисом для размещения несельскохозяйственных объектов (принадлежащих юридическим и физическим лицам), которые предназначены и используются для специальных видов деятельности, осуществляемых данными юридическими лицами.

В настоящее время эту категорию образуют земли, используемые в различных отраслях экономики для размещения соответствующих объектов. Их состав фактически определяют структура экономики и виды хозяйственной деятельности.

Исключение среди названных в Кодексе о земле составляют земли для нужд обороны. Включение их в данную категорию показывает, что не только экономические цели деятельности могут учитываться при формировании этой категории. Обособленные виды деятельности, для осуществления которых выделяются отдельные виды земель данной категории, определяются специальным законодательством. Земельное законодательство следует уже сложившейся структуре хозяйственной и иной деятельности.

Так, Закон РБ «Об основах транспортной деятельности» от 5 мая 1998 №140-З (под редакцией от 04.01.2014) года выделяет территории транспортной деятельности (земельные и водные участки, зоны воздушного пространства), в пределах которых производители транспортных работ и услуг осуществляют транспортную деятельность.

Из Закона «О гражданской обороне» от 27 ноября 2006 года № 183-З (под редакцией от 31.12.2009) видно, что для размещения и содержания стационарных военных объектов и объектов оборонного сектора экономики выделяются специальные земли.

3. Для промышленных, транспортных и иных специальных нужд должны предоставляться в первую очередь земельные участки, которые не пригодны для сельского хозяйства, а также сельскохозяйственные угодья худшего качества.

4. Субъектами прав на земли данной категории являются в основном юридические лица. Физические лица могут владеть ими на праве собственности или пользования в случаях и порядке, установленных Кодексом о земле Республики Беларусь.

5. Одна из особенностей правового режима этих земель состоит в характеристике управления ими. Предоставление земель в собственность, пользование и аренду, регистрацию землепользования и ряд других распорядительных действий осуществляют органы, указанные в Кодексе о земле. Управление землями промышленности, транспорта, связи отнесено к ведению соответствующих предприятий и организаций. Множественность органов управления землями определяется их разнообразием. Но при всем различии отраслей промышленности, транспорта, связи, обороны функции управления этими землями имеют ряд общих черт: на них возложено осуществление внутрихозяйственного устройства, определение внутренней структуры, целевого назначения отдельных частей и некоторые другие.

6. Специфичен порядок использования таких земель. Круг прав и обязанностей субъектов по использованию данных земель определяется как Кодексом о земле, так и другим законодательством Республики Беларусь.

Так как деятельность промышленных предприятий и других субъектов прав на земельные участки данной категории не может осуществляться без воздействия на окружающую среду, законодателем на эти предприятия и организации возложены дополнительные обязанности. Они должны предпринимать меры охраны окружающей среды от загрязнения, озеленять территории санитарно-защитных зон, предупреждать аварии и иные экологически неблагоприятные ситуации, возникающие в процессе хозяйственной деятельности.

Виды земельных участков в рамках данных земель в зависимости от целевого и общего хозяйственного назначения:

1. Земли промышленности — земельные участки, предоставленные для размещения и эксплуатации предприятий обрабатывающей промышленности, а также горнодобывающих предприятий;

2. Земли транспорта — земельные участки, предоставленные для размещения и эксплуатации предприятий транспорта. На мой взгляд, данное определение является неисчерпывающим, поскольку к землям транспорта относятся земельные участки, которые предоставляются не только для размещения и эксплуатации предприятий транспорта, но и для размещения различного рода дорог (автомобильных, железных и др.), полос отвода, вокзалов, мостов и иных объектов.

3. Земли связи — земельные участки, предоставленные предприятиям и организациям связи для выполнения возложенных на них задач;

4. Земли электрических сетей — земельные участки, предназначенные для передачи электроэнергии, размещения высоковольтных электрических сетей;

5. Земли обороны — земельные участки, обслуживающие военно-оборонный комплекс;

6. Земли иного назначения — земельные участки, обслуживающие иные специальные хозяйственные нужды.

К землям транспорта относятся участки, предоставленные предприятиям и организациям транспорта для выполнения возложенных на них задач по эксплуатации, содержанию, строительству, реконструкции, ремонту, совершенствованию и развитию сооружений, устройств и других объектов транспорта.

Ю Внутренний водный.

Земли транспорта закрепляются за соответствующими организациями, как правило, в постоянное пользование.

Земли автомобильных дорог. Земли автомобильного транспорта регулируются Кодексом о Земле, Законом Республики Беларусь «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» от 2 декабря 1994 года №3434-ХII, Инструкцией по размещению и согласованию прокладки кабельных линий связи вдоль автомобильных дорог и иными актами законодательства.

Земли автомобильных дорог общего пользования входят в состав земель транспорта и включают в себя полосы отвода и иные земельные участки, предоставляемые владельцам автомобильных дорог в постоянное или временное пользование для выполнения работ по содержанию, ремонту и развитию (строительству, реконструкции) автомобильных дорог. [6, ст.22]

Земли автомобильного транспорта предназначены для размещения автоколонн, автопарков, других транспортных организаций, а также автомобильных дорог общего пользования.

Земли для размещения автомобильных дорог предоставляются автодорожным организациям в порядке отвода в постоянное пользование с изъятием их у прежних землепользователей.

Автомобильная дорога включает в себя земляное полотно с водоотводными сооружениями, дорожную одежду, искусственные сооружения, технические средства организации дорожного движения, инженерное оборудование и обустройство, защитные сооружения, а также расположенные на ней объекты дорожного сервиса. (ст.11 Закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности»)

Виды автомобильных дорог:

I. В зависимости от функционального назначения:

1. республиканские автомобильные дороги;

2. местные автомобильные дороги.

II. В зависимости от субъектов:

1. автомобильные дороги, находящиеся в государственной собственности;

2. автомобильные дороги, находящиеся в частной собственности.

III.1. автомобильные дороги общего пользования;

3. автомобильные дороги необщего пользования.

земля целевое хозяйственное назначение

Права всех собственников автомобильных дорог Республики Беларусь признаются равными и защищаются равным образом.

В частной собственности могут находиться автомобильные дороги, не отнесенные законом Республики Беларусь к объектам, которые находятся только в собственности государства.

Автомобильные дороги, находящиеся в республиканской собственности, закрепляются за государственными юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Автомобильные дороги, находящиеся в коммунальной собственности, закрепляются за государственными юридическими лицами на праве хозяйственного ведения.

Автомобильные дороги общего пользования могут быть в зависимости от их значимости 5 категорий:

1. полоса отвода для 1-ой категории составляет 32 метра в обе стороны от оси дороги;

2. второй — 16 метров по обе стороны;

3. третьей — по 14 метров;

4. четвертой — по 13 метров;

5. пятой — по 12 метров.

В пределах полосы отвода без разрешения владельцев автомобильных дорог запрещаются прокладка коммуникаций, размещение сооружений для контроля за дорожным движением, обслуживания участников дорожного движения и иных объектов, а также осуществление деятельности, не связанной с работами по содержанию, ремонту и развитию (строительству, реконструкции) автомобильных дорог (ст.23 Закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности»).

По центру полосы отвода оборудуется дорожное полотно, на остальной территории полосы отвода устанавливаются дорожные знаки, высаживаются при необходимости защитные озеленительные насаждения. Земли полосы могут предоставляться во временное пользование гражданам и юридическим лицам (например, для сенокошения или для пастьбы скота).

Кроме того, в составе рассматриваемых земель выделяется двухсотметровая по обе стороны дороги контролируемая полоса автомобильной дороги. Она у землепользователей не изымается, является резервным земельным фондом для расширения дороги при смене ее категории. В пределах указанной полосы могут размещаться авторемонтные предприятия, кемпинги, стоянки для отдыха водителей, другие объекты придорожного сервиса.

Пользователи земельных участков, находящихся в контролируемой зоне автомобильных дорог, обязаны:

Ю содержать в исправном состоянии выезды с закрепленных участков на дороги общего пользования, включая переездные мостики;

Ю постоянно содержать в надлежащем состоянии территорию земельных участков, а также находящиеся на ней строения, сооружения, коммуникации, лесонасаждения;

Ю разрешать установку временных устройств для охраны автомобильных дорог от снежных заносов.

Земли железнодорожного транспорта. К землям железнодорожного транспорта относятся земли, предоставленные в постоянное пользование его предприятиям и организациям для осуществления возложенных на них задач.

Земли железнодорожного транспорта предназначены для размещения ж/д вокзалов, станций, мостов, переходов, переездов и ж/д линий. Они ж/д транспортным организациям предоставляются в порядке отвода в постоянное пользование.

Земли железнодорожного транспорта общего пользования входят в состав земель транспорта и включают в себя полосы отвода железных дорог и иные земельные участки, предоставляемые организациям железнодорожного транспорта общего пользования для осуществления возложенных на них задач. [6, ст.6]

Для обеспечения безопасной эксплуатации железнодорожного транспорта общего пользования Советом Министров Республики Беларусь устанавливаются запреты (ограничения) на осуществление на землях железнодорожного транспорта общего пользования деятельности, противоречащей их целевому назначению, а также иные запреты (ограничения), связанные с особыми условиями использования этих земель.

Организации железнодорожного транспорта общего пользования обязаны использовать предоставленные им земельные участки в соответствии с целевым назначением и условиями их предоставления с соблюдением требований законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды и земельного законодательства Республики Беларусь.

Категории железных дорог:

1. ширококолейные — чуть больше 1, 5 метра;

2. узкоколейные — 0, 75 метра.

Ширина полосы отвода устанавливается в зависимости от категории железных дорог в размере от 23 до 28 метров.

В полосу отвода железнодорожных дорог входят земли, занимаемые земляным полотном, искусственными сооружениями, линейно-путевыми зданиями, устройствами связи, станциями, защитными лесонасаждениями и другими сооружениями и путевыми устройствами. Порядок использования земель железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода определяется органами управления транспорта с учетом требований земельного законодательства.

Кроме полосы отвода железнодорожному транспорту предоставляются земли, не прилегающие непосредственно к путям, но необходимые для эксплуатации железных дорог, под карьеры, водозаборные сооружения, питомники, насосные станции, другие сооружения и устройства, определенные соответствующими проектами.

В целях обеспечения безопасности населения и безопасной эксплуатации железнодорожных путей, железнодорожных станций, подъездных путей и других сооружений железнодорожного транспорта, расположенных на землях, подверженных оползням, обвалам, размывам и иным опасным воздействиям природного характера, в соответствии с законодательством Республики Беларусь устанавливаются охранные зоны. [6, ст.8]

К таким зонам относятся:

1. участки земли, необходимые для обеспечения сохранности, устойчивости и прочности железнодорожных сооружений;

2. прилегающие к железным дорогам полосы леса шириной по 500 метров в каждую сторону, в пределах которых не допускаются рубки, кроме рубок ухода и санитарных;

3. площади леса, где вырубка его может отражаться на устойчивости косогоров и привести к образованию оползней;

4. участки земель, необходимые для развития железной дороги, и некоторые другие.

В пределах зоны с особыми условиями землепользования не должна допускаться без согласования с органами управления железной дороги постройка капитальных зданий и сооружений, а также разведение многолетних культур, разрабатываться карьеры, сооружаться линии связи, силовые воздушные и кабельные сети, а также достраиваться дороги непосредственно под проводами и ближе чем в 3 метрах от крайнего провода для проезда машин высотой более 3 метров. После утверждения границ зон обязательно письменное уведомление собственников, владельцев, пользователей земли, на чьих землях установлены особые зоны, о характере и продолжительности действия особых условий пользования землей этих зон.

Использование земель железнодорожного транспорта должно соответствовать строительным и экологическим требованиям, санитарным и иным нормам. Для целей, носящих временный характер, предприятиям и учреждениям железнодорожного транспорта могут предоставляться земли на условиях аренды.

Земли авиационного транспорта (земли воздушного транспорта). К данным землям относятся участки, занятые аэропортами и аэродромами как основными объектами воздушного пространства. Землями воздушного транспорта также являются территории других объектов, связанных с обслуживанием воздушных полетов.

В соответствии со ст.1 Воздушного кодекса аэродром — земельный или водный участок, специально подготовленный и оборудованный для обеспечения взлета, посадки, руления, стоянки и обслуживания воздушных судов. Для обеспечения взлета и посадки воздушных судов выделяется посадочная площадка. Посадочная площадка — земельный участок или специально подготовленная искусственная площадка, пригодные для взлета и посадки воздушных судов.

Аэропорт — комплекс сооружений, предназначенный для приема, отправки и стоянки воздушных судов, их технического обслуживания, а также для обслуживания воздушных перевозок.

По своему назначению аэропорты делятся на внутренние и международные.

Аэропорт состоит из аэродрома и здания аэровокзала. Земли на расстоянии до 10 километров от аэродрома составляют приаэродромную территорию. Также на землях воздушного транспорта размещаются объекты единой системы организации воздушного движения. К ним относятся комплексы зданий и сооружений, коммуникаций, а также наземные объекты средств и систем обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи, предназначенных для организации воздушного движения. В пределах данных земель строительство различных высотных объектов высотой более 50 метров может осуществляться только по согласованию с Министерством обороны.

Вокруг аэродромов и других объектов транспорта создаются охранные зоны, где могут быть ограничены права смежных собственников, владельцев и пользователей.

Земли внутреннего водного транспорта.

Внутренний водный транспорт — вид транспорта, на котором перевозки пассажиров, грузов и багажа выполняются по внутренним водным путям с использованием судов внутреннего плавания, судов смешанного (река, море) плавания и маломерных судов.

К данным землям принадлежат земельные участки, расположенные по берегам водных объектов, в пределах которых сооружаются речные порты, пристани, причалы, служебные, культурно-бытовые помещения и сооружения, иные объекты, обслуживающие этот транспорт.

Внутренние водные пути составляют исключительную собственность государства. Реки, озера, водохранилища, каналы и иные водные объекты являются внутренними водными путями общего пользования, за исключением случаев, когда их использование в целях судоходства полностью или частично запрещено либо они предоставлены в обособленное водопользование.

В собственности юридических или физических лиц могут находиться искусственные сооружения на внутренних водных путях, не отнесенные законами Республики Беларусь к объектам, находящимся только в собственности государства. [2, ст.12]

В постоянное пользование республиканским унитарным предприятиям внутренних водных путей предоставляются земельные участки, занимаемые зданиями социального и производственного назначения и сооружениями.

РУП внутренних водных путей имеют право:

1. Пользоваться береговой полосой для выполнения работ по обеспечению судоходства;

2. Устанавливать на береговой полосе навигационные знаки; производить рубку расположенной на береговой полосе древесно-кустарниковой растительности, создающей опасность для судоходства, в целях обеспечения видимости навигационных знаков

3. по согласованию с территориальными органами государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды и юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство. При необходимости установка береговых навигационных знаков и рубка просек в целях обеспечения их видимости могут производиться за пределами береговой полосы в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

4. Использовать безвозмездно для выполнения работ грунт, камень, гравий, а также древесно-кустарниковую растительность, находящиеся в пределах береговой полосы.

По берегам водных объектов располагается береговая полоса (бичевик). Ширина полосы отвода составляет 20 метров вглубь материка либо острова от уреза воды. Эти земли — земли общего пользования, т.е. предоставляются гражданам в пользование без специального разрешения (лицензии) для купания, принятия солнечных ванн и т.д. Организациям внутреннего водного транспорта разрешено в пределах этих земель размещать навигационное оборудование, выгружать при необходимости с судов грузы.

Земли трубопроводного транспорта. Режим данных земель определяется Законом «О магистральном трубопроводном транспорте» от 9 января 2002 года № 87-З (под редакцией от 14.07.2011) и Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденные Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11.04.1998 № 584. К данным землям относятся земельные участки, занятые наземными и надземными объектами магистрального трубопровода.

В состав объектов магистрального трубопровода входят связанные в единый технологический процесс централизованно обслуживаемые и управляемые:

подземные, подводные, наземные и надземные трубопроводы (далее — трубопроводы) с комплексом линейных сооружений;

отводы и лупинги (участки трубопроводов, параллельно проложенные ранее построенным трубопроводам и технологически связанные с ними) магистральных трубопроводов;

установки электрохимической защиты трубопроводов от коррозии, линии и сооружения технологической связи, средства телемеханики трубопроводов и автоматики;

подземные хранилища газа;

нефтеперекачивающие станции, склады нефти и нефтепродуктов;

земляные амбары и иные сооружения для аварийного выпуска нефти, нефтепродуктов, конденсата и сжиженных углеводородов;

линии электропередачи и другие объекты энергоснабжения трубопроводов и иных объектов для транспортировки нефти, газа и нефтепродуктов;

технические средства противопожарной защиты и иные защитные сооружения трубопроводов;

насосные и напоропонижающие станции, резервуарные парки, водоочистные сооружения;

газораспределительные и газоизмерительные станции;

наливные и сливные эстакады, производственные склады;

диспетчерские и аварийно-восстановительные пункты;

здания и сооружения служб эксплуатации;

транспортные средства и места их хранения;

вдольтрассовые проезды и переезды через трубопроводы, подъезды к ним, постоянные дороги, вертолетные площадки, расположенные вдоль трассы трубопроводов;

иные объекты магистрального трубопровода.

Перечень объектов конкретных магистральных трубопроводов определяется проектной документацией на их строительство и реконструкцию.

Магистральные трубопроводы или система магистральных трубопроводов могут находиться в государственной или частной

В собственности юридических или физических лиц могут находиться магистральные трубопроводы или система магистральных трубопроводов, не отнесенные законодательными актами Республики Беларусь к объектам, находящимся только в собственности государства.

Магистральные трубопроводы или система магистральных трубопроводов, находящиеся в республиканской собственности, могут закрепляться за республиканскими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Выбор трассы магистрального трубопровода и определение оптимальных вариантов размещения его объектов осуществляются с учетом решений утвержденных в установленном порядке градостроительных проектов на основе результатов исследований по оценке воздействия на окружающую среду планируемых технологических решений, разрешенных лимитов природопользования и оценке вреда, причиняемого населению, проживающему в районе размещения магистрального трубопровода, и окружающей среде.

Не допускается размещение магистральных трубопроводов по территориям населенных пунктов, заповедников, заповедных зон национальных парков, зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, а также в опасных геологических условиях, представляющих угрозу безопасности при любых видах строительных и эксплуатационных работ, если это не обосновано экологическими изысканиями и исследованиями по оценке воздействия на окружающую среду.

С целью обеспечения промышленной, пожарной и экологической безопасности магистрального трубопровода устанавливается охранная зона магистрального трубопровода:

вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, — в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 50 метрах от оси трубопровода с каждой стороны;

вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих сжиженные углеводородные газы, нестабильные бензин и конденсат, — в виде участка, ограниченного условными линиями, проходящими в 100 метрах от оси трубопровода с каждой стороны;

вдоль трасс многониточных трубопроводов — в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими на указанных выше расстояниях от осей крайних трубопроводов;

вдоль подводных переходов — в виде участка водного пространства от водной поверхности до дна, заключенного между параллельными плоскостями, отстоящими от осей крайних ниток переходов на 100 метров с каждой стороны;

вокруг емкостей для хранения и разгазирования конденсата, земляных амбаров для аварийного выпуска продукции — в виде участка земли, ограниченного замкнутой линией, отстоящей от границ территорий указанных объектов на 50 метров во все стороны;

вокруг технологических установок подготовки продукции к транспорту, головных и промежуточных перекачивающих и наливных насосных станций, резервуарных парков, компрессорных и газораспределительных станций, узлов измерения продукции, наливных и сливных эстакад, станций подземного хранения газа, пунктов подогрева нефти, нефтепродуктов — в виде участков земли, ограниченного замкнутой линией, отстоящей от границ территорий указанных объектов на 100 метров во все стороны.

Земельные участки, входящие в охранные зоны трубопроводов, не изымаются у землевладельцев и землепользователей и используются ими для проведения сельскохозяйственных и иных работ с обязательным соблюдением требований Правил охраны магистральных трубопроводов.

Полевые сельскохозяйственные работы в охранных зонах трубопроводов производятся землевладельцами и землепользователями с предварительным уведомлением предприятий трубопроводного транспорта об их начале.

На орошаемых землях, находящихся в охранных зонах трубопроводов, работы, связанные с временным затоплением земель, производятся по согласованию между землевладельцем, землепользователем и предприятием трубопроводного транспорта.

В охранных зонах трубопроводов запрещается:

· перемещать, засыпать, повреждать опознавательные и сигнальные знаки, контрольно-измерительные пункты; возводить любые постройки и сооружения;

· проникать на территорию или открывать люки, калитки и двери необслуживаемых усилительных пунктов кабельной связи, блок-боксов систем телемеханики, ограждений узлов линейной арматуры, радиорелейных станций, станций катодной и дренажной защиты, линейных и смотровых колодцев и других линейных устройств, зданий и сооружений трубопроводов, открывать и закрывать краны и задвижки, отключать или включать средства энергоснабжения и телемеханики трубопроводов;

· устраивать всякого рода свалки, выливать растворы кислот, солей и щелочей;

· разрушать берегоукрепительные сооружения, водопропускные устройства, земляные и иные сооружения (устройства), предохраняющие трубопроводы от разрушения, а прилегающую территорию и окружающую местность — от аварийного разлива транспортируемой продукции;

· бросать якоря, проходить с отданными якорями, цепями, лотами, волокушами и тралами, производить дноуглубительные и землечерпальные работы;

· разводить огонь и размещать какие-либо открытые или закрытые источники огня;

· производить самовольные, не согласованные с предприятиями трубопроводного транспорта раскопки и земляные работы, а также осуществлять всякого рода действия, которые могут нарушить нормальную эксплуатацию трубопроводов, средств технологической связи и телемеханики, либо привести к их повреждению.

В охранных зонах трубопроводов без письменного разрешения предприятий трубопроводного транспорта запрещается:

1. высаживать деревья и кустарники всех видов, складировать корма, удобрения, материалы, сено и солому, располагать коновязи, содержать скот, выделять рыбопромысловые участки, производить добычу рыбы, а также водных животных и растений, устраивать водопои, производить колку и заготовку льда;

2. сооружать и совершать проезды и переезды через трассы трубопроводов, устраивать стоянки автомобильного транспорта, тракторов и механизмов, размещать огороды;

3. производить мелиоративные работы, сооружать оросительные и осушительные системы;

4. производить горные, строительные, монтажные и взрывные работы, планировку грунта (письменное разрешение на производство взрывных работ в охранных зонах трубопроводов выдается только после представления предприятием, производящим эти работы, соответствующих материалов, предусмотренных Едиными правилами безопасности при взрывных работах, утвержденными Проматомнадзором);

5. производить геологосъемочные, поисковые, геодезические и другие изыскательские работы, связанные с устройством скважин, шурфов и взятием проб грунта (кроме почвенных образцов).

Предприятия и организации, получившие письменное разрешение на ведение в охранных зонах трубопроводов работ, обязаны выполнять их с соблюдением условий, обеспечивающих сохранность трубопроводов, средств технологической связи и опознавательных знаков, и несут ответственность, установленную законодательством.

Предприятиям трубопроводного транспорта разрешается:

· подъезд в соответствии со схемой проездов, согласованной с землевладельцем, землепользователем, автомобильного транспорта и других средств к трубопроводу и его объектам для обслуживания и проведения ремонтных работ;

· устройство в пределах охранной зоны шурфов для проверки качества изоляции трубопроводов и состояния средств их электрохимической защиты от коррозии и производство других земляных работ, необходимых для обеспечения нормальной эксплуатации трубопроводов, с предварительным уведомлением об этом землевладельца, землепользователя;

· при авариях производить все виды работ, связанные с их ликвидацией (проезд, рубку и валку леса, пересыпку мелиоративных каналов, устройство проездов через мелиоративные каналы, сброс загрязненной воды, разгрузку техники, потраву сельскохозяйственных угодий, устройство межевых дорог и т.д.).

Предприятия трубопроводного транспорта после окончания плановых или аварийных ремонтно-восстановительных работ на трубопроводах обязаны возместить землевладельцам, землепользователям убытки, причиненные при производстве указанных работ, и привести нарушенные земли в районе производства работ в состояние, пригодное для дальнейшего использования по назначению.

Определение убытков землевладельцев, землепользователей производится в порядке, предусмотренном актами законодательства.

Строительство жилых массивов (населенных пунктов), промышленных и других объектов, отдельных зданий, строений (жилых и нежилых) и сооружений может производиться в районе нахождения действующих, строящихся и проектируемых трубопроводов при строгом соблюдении минимальных расстояний от оси трубопровода (от его объектов) до строений и сооружений, предусмотренных строительными нормами и правилами по проектированию магистральных трубопроводов.

Также в Правилах охраны магистральных трубопроводов имеется целая глава «Обустройство трасс трубопроводов». В ней сказано как должны отмечаться трассы трубопроводов.

Управление землями промышленности, транспорта, связи, энергетики является частью управления природопользованием и охраны окружающей среды. Его особенности обусловлены своеобразием названных земель как земельных участков, предоставленных юридическим и физическим лицам для размещения соответствующих объектов и осуществления производственной деятельности, размеры которых определяются в соответствии с государственными нормами и градостроительной документацией. Осуществляемая на подобных землях деятельность оказывает вредное воздействие как на сами земли, так на окружающую среду в целом. Это позволяет рассматривать государственное управление землями промышленности, транспорта, связи, энергетики в эколого-правовом аспекте.

Если исходить из норм законодательства РБ, то можно признать управление одним из правомочий права государственной собственности на землю неправомерным. Составляющие право собственности правомочия четко определены как Конституцией, так и гражданским законодательством: это правомочия владения, пользования и распоряжения. Гражданский кодекс не связывает понятие управления имуществом с содержанием права собственности на него.

Государственное управление в области использования и охраны земель осуществляют Президент, Совет Министров, местные исполнительные и распорядительные органы, а также специально уполномоченный на это орган — государственный орган по земельным ресурсам и землеустройству, действующий в соответствии с законодательством Республики Беларусь. [1, ст.5]

Однако данную норму нельзя считать исчерпывающей, в ней названы не все субъекты, осуществляющие государственное управление землями. В качестве направлений их деятельности можно назвать контроль в области охраны окружающей среды, планирование и организацию территорий, определение порядка использования земельных участков и т.д. Учитывая особенности рассматриваемых земель целесообразно исходить их предложенного в литературе деления государственного управления землями на общее, специальное и ведомственное управление названными землями.

Одним из органов специального управления землями является и Минстройархитектуры, в функции которого входит:

1. осуществление контроля за использованием территорий;

2. осуществление контроля за соблюдением законодательства, государственных стандартов, строительных норм и правил;

3. обеспечение разработки и реализации государственной схемы комплексной территориальной организации РБ;

4. проведение контроля за разработкой схем комплексной территориальной организации административно-территориальных единиц.

Для ведомственного управления землями данной категории характерно наличие в его субъектном составе не только органов государственного управления, но и государственных организаций. Ведомственное управление землями промышленности осуществляет Минпром в ходе выполнения различных функций. Он организует разработку краткосрочных и долгосрочных прогнозов развития соответствующих отраслей, а также отдельных производств; вырабатывает меры по обеспечению эффективного развития подведомственных организаций; согласовывает с местными исполнительными и распорядительными органами решения о создании, размещении, развитии и прекращении деятельности подведомственных организаций. Выполнение данных функций подразумевает решение вопросов о пространственном базисе, на котором планируется развивать промышленные отрасли и производства: необходимы ли подведомственным организациям дополнительные земельные участки, каким образом наиболее рационально разместить на уже предоставленных землях объекты промышленности и т.д. Одновременно ведомственное управление землями промышленности осуществляют и государственные организации. Железнодорожный транспорт находится в собственности РБ. Управление его объектами осуществляет Белорусская железная дорога, которая является объединением. Белорусская железная дорога проводит государственную политику в области железнодорожного транспорта, осуществляет регулирование хозяйственной деятельности отделений дороги, других предприятий и учреждений железнодорожного транспорта по организации и обеспечению перевозочного процесса. Она устанавливает границы отделений дороги, утверждает их уставы, создает, реорганизует и ликвидирует предприятия и организации, входящие в состав железнодорожного транспорта, координирует свою деятельность с органами управления другими видами транспорта по вопросам, затрагивающим их интересы. Также обеспечивает устойчивое и безопасное функционирование железнодорожного транспорта, создает многопрофильную сферу услуг, предоставляемых транспортными предприятиями, подведомственными ей, разрабатывает стандарты и нормы, определяющие порядок работы железнодорожного транспорта, руководит отделениями дороги, предприятиями в области перевозочного процесса, организует оперативное управление этим процессом, разрабатывает и утверждает графики движения поездов по дорогам, нормативы использования вагонов и контейнеров, нормативные документы по технической эксплуатации железной дороги и условия перевозок.

Управление землями автомобильного транспорта. Отраслевое управление автомобильным транспортом и коммуникациями на республиканском уровне осуществляется Министерством транспорта и коммуникаций.

В соответствии с пунктом 3 Положения о Министерстве транспорта и коммуникаций РБ на Министерство возложена обязанность проводить единую дорожно-транспортную политику независимо от вида транспорта, координировать в этой сфере деятельность республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству РБ.

Таким образом, Министерство осуществляет управление в области автомобильного, внутреннего водного транспорта, дорожного хозяйства, контроль за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые выполняют перевозочную и транспортно-экспедиционную деятельность, работы (услуги), связанные с обслуживанием пассажиров, грузов, транспортных средств, ремонтом транспортных средств и технологического оборудования; обслуживание, проектирование строительство, реконструкцию, ремонт, содержание республиканских автомобильных дорог, водных путей; научные исследования; подготовку кадров; информационное обеспечение; иные работы в области транспортной деятельности.

Также управление землями осуществляют местные Советов депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы. Местные исполнительные и распорядительные органы предоставляют земельные участки в пользование, аренду, пожизненное наследуемое владение, передают их в собственность, а также изымают земельные участки в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом и иным законодательством Республики Беларусь.

Местный Совет депутатов может в течение одного месяца со дня принятия решения об изъятии и предоставлении земельных участков предложить соответствующему исполнительному и распорядительному органу пересмотреть данное решение. Исполнительный и распорядительный орган обязан в месячный срок повторно рассмотреть вопрос об изъятии и предоставлении земельных участков и принять решение, соответствующее действующему законодательству.

Решения местных исполнительных и распорядительных органов об изъятии и предоставлении земельных участков в пользование, аренду, пожизненное наследуемое владение, о передаче их в собственность, не соответствующие действующему законодательству, отменяются соответствующими Советами депутатов, вышестоящими исполнительными и распорядительными органами, Советом Министров Республики Беларусь, а также Президентом Республики Беларусь.

Местные исполнительные и распорядительные органы в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, передают свои полномочия в части изъятия и предоставления земельных участков, передачи их в аренду администрации свободных экономических зон.

Управление авиационным транспортом и землями, необходимыми для его обслуживания.

Специально уполномоченный орган в области обороны осуществляет государственное регулирование использования воздушного пространства Республики Беларусь в целом.

Специально уполномоченный орган в области гражданской авиации осуществляет государственное регулирование использования части воздушного пространства Республики Беларусь, которая в установленном порядке определена для воздушных трасс, местных воздушных линий, районов выполнения авиационных работ, аэродромов гражданской авиации и аэропортов.

Государственное регулирование деятельности в области авиации предусматривает лицензирование деятельности в области авиации, сертификацию в области гражданской авиации, разработку и утверждение авиационных правил, контроль за выполнением их требований.

Государственное регулирование деятельности в области гражданской авиации осуществляется специально уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Организация деятельности в области государственной авиации и управление этой деятельностью осуществляются государственными органами и организациями, имеющими подразделения государственной авиации. [3, ст.18]

Управление землями магистрального транспорта. Определенные полномочия в данной области имеют местные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы. К этим полномочиям относятся:

участие в реализации государственной политики в области магистрального трубопроводного транспорта;

предоставление в пользование собственникам магистральных трубопроводов земельных участков и обособленных водных объектов в установленном порядке;

организация общественного контроля за обеспечением промышленной, пожарной и экологической безопасности при создании, эксплуатации, консервации и ликвидации магистральных трубопроводов;

участие в приемке магистральных трубопроводов и (или) их объектов в эксплуатацию и приемке земельных участков при ликвидации магистральных трубопроводов и (или) его объектов;

содействие в ликвидации аварий и транспортировке грузов к месту аварий;

иные полномочия в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Государственное регулирование в области магистрального трубопроводного транспорта осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Государственное регулирование в области магистрального трубопроводного транспорта включает:

разработку и реализацию государственной политики в области магистрального трубопроводного транспорта;

разработку, утверждение и обеспечение реализации государственных программ развития магистрального трубопроводного транспорта;

осуществление государственного контроля и надзора за безопасностью объектов магистрального трубопровода;

лицензирование, техническое нормирование, стандартизацию, подтверждение соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации и метрологическое обеспечение в области магистрального трубопроводного транспорта;

определение порядка предоставления услуг по транспортировке продукции магистральными трубопроводами;

установление требований по обеспечению промышленной, пожарной и экологической безопасности при создании, эксплуатации, консервации и ликвидации магистрального трубопровода и его объектов;

формирование ценовой политики на услуги по транспортировке продукции;

определение порядка ликвидации чрезвычайных ситуаций при авариях на магистральных трубопроводах;

установление порядка предоставления информации о промышленной, пожарной и экологической безопасности магистральных трубопроводов;

организацию международного сотрудничества в области магистрального трубопроводного транспорта;

иные формы и методы государственного регулирования.

Государственное управление в области магистрального трубопроводного транспорта осуществляется также Советом Министров Республики Беларусь.

Совет Министров Республики Беларусь:

разрабатывает основные направления государственной политики в области магистрального трубопроводного транспорта;

устанавливает приоритетные направления развития магистрального трубопроводного транспорта;

организует разработку и обеспечивает реализацию государственных программ в области магистрального трубопроводного транспорта;

определяет направления международного сотрудничества Республики Беларусь в области магистрального трубопроводного транспорта;

решает иные вопросы в области магистрального трубопроводного транспорта в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Совет Министров Республики Беларусь осуществляет свои полномочия в области магистрального трубопроводного транспорта непосредственно или через уполномоченные государственные органы, иные государственные юридические лица.

И в заключение хотелось бы сказать, что роль земель транспорта довольно таки велика. Данные земли предоставляются предприятиям различной формы собственности в постоянное либо во временное пользование для реализации целей деятельности предприятий, предусмотренных их учредительными документами. Деятельность данных предприятий необходима для человека, для удовлетворения его потребностей, и без предоставления данных земель, предприятия не могли бы выполнять их общественно-полезную деятельность.

Земли транспорта служат пространственно-территориальным базисом для размещения железнодорожных линий, а также иных сооружений, необходимых для обеспечения эксплуатации и реконструкции коммуникаций железнодорожного транспорта с учетом перспективы их развития, аэропортами, аэродромами, пристанями, причалами, газопроводами, нефтепроводами, продуктопроводами.

Список использованных источников

Нормативно-правовые акты РБ:

1. Кодекс Республики Беларусь о Земле от 23.07.2008 №425-З (ред. 04.01.2014).

2. Воздушный Кодекс Республики Беларусь от 16.05.2006 №117.

3. Закон Республики Беларусь «О гражданской обороне» от 27.11.2006 №186-З (ред. 31.12.2009).

4. Закон Республики Беларусь «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» от 02.12.1994 №3434-ХII (ред. 04.01.2014).

5. Закон Республики Беларусь «Об основах транспортной деятельности» от 05.05.1998 № 140-З (ред. 04.01.2014).

6. Закон Республики Беларусь «О железнодорожном транспорте» от 06.01.1999 №237-З (ред. 22.12.2011).

7. Закон Республики Беларусь «О магистральном трубопроводном транспорте» от 09.01.2002 №87-З (ред. 14.07.2011).