Дискриминация военнопленных на религиозной основе классифицируется как

Дискриминация по религиозному признаку и проблема религиоведческой экспертизы в России

Современный мир, при всем многообразии составляющих его социальных, экономических и политических систем, расовых, этнических, религиозных, культурных и других различиях народов, представляет собой общность людей, для которых взаимопонимание и сотрудничество, основанное на принципах справедливости и ненасилия, являются важнейшим условием сохранения и развития человеческой цивилизации [1].

На данном этапе истории мы сталкиваемся с тем, что религиозная мотивация может радикально влиять на мировые события. Печальный пример этому события, происходившие на территории бывшей Югославии, которые показали, что религиозные противостояния могут привести к распаду страны.

Существующие религии и лежащие в их основе конфессиональные вероучения настолько разнообразны и друг другу противоречивы, что нередко становятся источником социальной напряженности, конфликтов и войн, религиозными идеями зачастую прикрывается современный терроризм, угрожая миру и безопасности человечества. С этими вызовами приходится сталкиваться современному обществу, которое «может считаться благополучным и здоровым» только тогда, когда «каждый индивид в нем обладает реальными гарантиями нормального развития и защищенности»[2].

На территории нашей страны исторически проживает множество народов со своими традициями и верованиями и как следствие, религиозный фактор всегда оказывал заметное влияние на общественные процессы.

Несмотря на ряд демократических преобразований, произошедших в Российской Федерации за последние 15 лет, сфера государственно-церковных отношений все еще имеет массу проблемных зон.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Лукин В.П. выступая на международной конференции «Религия и права человека» подчеркнул: «…неуклонно растет и число граждан, постоянно сталкивающихся с трудностями при стремлении добиться государственного признания образуемых ими религиозных организаций и тем самым получить статус юридического лица, что, безусловно, представляет более широкие возможности для граждан при реализации ими своих мировоззренческих (религиозных или нерелигиозных) убеждений. В числе этих организаций – разнообразные православные объединения (не относящиеся к Московскому Патриархату), протестантские деноминации, а также объединения, появившиеся в России в последние 10-15 лет. Настораживает тот факт, что ограничение деятельности этих объединений осуществляется не на правовых основаниях, а в силу произвольно избранных субъективных, конфессиональных, идеологических и иных предпочтений, которые кажутся иным представителям власти «правильными» и «достаточными» для отказа в удовлетворении законных просьб российских граждан [3]».

Существование многочисленных религиозных организаций в поле гражданского общества требует необходимости правового обеспечения их функционирования и согласования интересов с целью предотвращения незаконных действий.

В подобных координатах, институт религиоведческой экспертизы является одним из необходимых средств гармонизации взаимоотношений государства и религиозных организаций, а привлечение к процедуре религиоведческой экспертизы видных ученых-религиоведов свидетельствует о достоверности и высоком качестве проведения экспертизы.

Проведение религиоведческой экспертизы представляется насущной проблемой, решение которой позволит оптимизировать государственно-религиозные отношения и повысить эффективность регулирующих функций в правовом поле [4].

Однако, как показывает сегодняшняя практика одной из основных проблем, приводящих к дискриминации по религиозному признаку, является вынесение необъективных и ошибочных экспертных заключений.

Так, например, Гайским межрайонным прокурором Оренбургской области Челышевым С.В. была инициирована подача в Гайский городской суд заявления о признании в качестве экстремистских материалов целого ряда мусульманских богословских трудов, включая хадисы Пророка Мухаммада, произведения известного татарского богослова 18-го века Утыз-Имяни, издание «В молитве спасение» автором которой является ректор Московского исламского университета Марат Муртазин, а также книга заместителя председателя Духовного Управления мусульман Европейской части России Мустафы Кютюкчю «Намаз через призму размышлений» и другие. В материалах дела находилась копия Акта естественно-гуманитарной судебной экспертизы проведенная экспертом Ислановой Н.Н.

Согласно данной экспертизы вышеуказанные книги были отнесены к экстремистским. Однако, при этом ни один из признаков, предусмотренных статьей 1 Федерального закона № 114-ФЗ от 25 июля 2002 г. «О противодействии экстремисткой деятельности» не приведен. Кроме того, нигде в исследовательской части акта не приведен анализ и соответственно примененный метод анализа содержания книг. Следовательно, не известно, на каком основании эксперт пришел к такому серьезному выводу.

В результате Муфтий Шейх Равиль Гайнутдин Председатель Совета муфтиев России, Председатель Духовного Управления мусульман Европейской части России был вынужден обратиться от лица всех мусульман России к Генеральному Прокурору Российской Федерации Чайке Ю.Я. с просьбой оказать содействие и принять необходимые меры по недопущению подобного отношения к духовно-религиозной литературе.

При этом следует отметить, что, несмотря на то, что вышеперечисленная литература является очень ценной для мусульман России, Председателю Совета муфтиев России об этом стало известно от Издательства РАН «Восточная литература», которое издало книгу «В молитве спасение» в 1998 г. и было привлечено в дело в качестве заинтересованного лица[5].

7 июня 2010 года Люблинская межрайонная прокуратура ЮВАО обратилась в Люблинский районный суд с представлением о признании информационных материалов экстремистскими. В нем отмечается, что прокуратура провела проверку группы «Антирелигия» на сайте «Вконтакте.ру» на основании обращения гражданина И.В. Лебедева, жителя Петербурга, который сообщил о размещении в Интернете материалов, оскорбляющих православную и мусульманскую веру. В качестве третьего лица был указан администратор группы «Антирелигия» житель Москвы N.

Прокуратура направила материалы для проверки в Центр по противодействию экстремизму ГУВД г. Москвы, который методом случайно выборки отобрал семь изображений, полученных из фотоальбомов группы «Антирелигия».

Затем, Российским институтом культурологии было проведено комплексное психолого-лингвистическое исследование, по результатам которого было признано, что только изображение девушки в футболке с лозунгом «Православие или смерть!» на русском и греческом языках и символов в виде православных крестов, трех черепов с кинжалами в зубах, буквами «Г» и «А» и аббревиатурой «СПХ» является «материалом, содержащим пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии».

В данных случаях из-за неквалифицированности экспертов сделавших неквалифицированные и ошибочные экспертные заключения были без всяких причин инициированы два судебных дела направленных против двух традиционных и крупнейших в России конфессий: ислама и православия.

В этой связи чрезвычайно важным становится вопрос о профессиональной подготовленности экспертов. Без преувеличения можно сказать, что от профессиональной подготовки экспертов зависит научная обоснованность и объективность результатов исследования.

От эксперта, принимающего участие в комплексной религиоведческой экспертизе, требуется способность делать выводы в более широком контексте, чем это традиционно принято в научной среде. Исходя из этого, было бы целесообразным, чтобы эксперт мог пройти соответствующую подготовку, по окончании которой выдавался бы специальный сертификат. Подобная практика существует в Центрах судебной экспертизы, так, например, в Российском Федеральном центре судебной экспертизы (РФЦСЭ) сертификацию проводят специализированные лаборатории внутри Центра судебной экспертизы – экспертов-лингвистов готовят в лингвистической лаборатории, экспертов-психологов – в лаборатории психологии и так далее. По окончании стажировки выдается сертификат, который требует подтверждения прохождением аттестации раз в 3-5 лет.

Несмотря на то, что религиоведческая экспертиза является важнейшим аспектом в области государственно-конфессиональных отношений, какой-либо подготовки эксперта-религиоведа попросту не существует. Поэтому пока в качестве экспертов выступают ученые-религиоведы, не прошедшие экспертной аттестации и не имеющие соответствующего сертификата, что, безусловно, не способствует успешному развитию практики проведения религиоведческой экспертизы.

От медицинской и психиатрической экспертиз требуют строгого соответствия определенным методическим стандартам. В религиоведческой экспертизе, как правило, специалист используется только как эрудит в соответствующей области [6]. При этом, поскольку законодательно не определены требования к эксперту-религиоведу, данного рода экспертизу проводят люди не только не имеющие ученой степени и научных трудов по данной тематике, но порой и высшего образования.

В этой связи, по мнению автора при определении правового статуса эксперта религиоведческой экспертизы необходимо обязательное законодательное закрепление образовательного ценза и уровня профессиональной подготовленности. Представляется необходимым законодательно закрепить следующий детальный перечень требований к экспертам:

— в качестве эксперта по проведению религиоведческой экспертизы должен выступать специалист, имеющий высшее светское образование по научному религиоведению и ученую степень, стаж работы по специальности не менее 5 лет, обладающий научными и (или) практическими познаниями по рассматриваемому вопросу по соответствующим направлениям науки.

— в качестве эксперта не имеет право выступать священнослужитель, представитель какой-либо конфессии, гражданин, состоящий в трудовых или иных договорных отношениях с какой-либо религиозной организацией.

Актуальным остается вопрос о конкретизации требований к содержанию религиоведческой экспертизы и порядку. В этой связи представляется необходимым детально закрепить следующие:

1) требование об указании сведений об экспертах — фамилия, имя, отчество, образование, специальность, ученая степень и звание, стаж экспертной деятельности;

2) требования к последовательности и этапам производства религиоведческой экспертизы;

3) требования к используемым научным инструментариям; обязательное указание научных методов;

4) требования к используемой терминологии;

5) разграничение вопросов в рамках религиоведческой экспертизы по предметно-профессиональному принципу.

Заключение религиоведческой экспертизы должно основываться на полном, всестороннем и объективном исследовании объектов экспертизы, следовательно, выводы сделанные экспертами должны быть обоснованы в процессе проведения экспертной работы.

Исследуя экспертные заключения вынесенные экспертами-религиоведами, следует отметить, что в последнее время особую значимость приобретает категориальный аппарат, применяемый в экспертизе. Из него должны быть исключены термины, оскорбляющие религиозные взгляды и чувства верующих, независимо от их конфессиональной принадлежности. Кроме того, следует иметь в виду, что Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» вводит в оборот такие типы религиозных образований как «религиозная группа» «религиозная организация», «местная религиозная организация», «централизованная религиозная организация». Применение в религиоведческих экспертизах понятий «тоталитарная секта», «деструктивный культ» можно расценивать как отступление от объективности и непредвзятости – необходимых условий честного и квалифицированного суждения о религиозном объединении [7].

Важно отметить, что термин «секта» не встречается в основополагающих международно-правовых документах. Кроме того, в силу исторически сложившейся практики, ментальность российского народа и его культуры, термин «секта» воспринимается в России менее нейтрально и терпимо, нежели в Европе. Этот термин, по сути, имеет оскорбительный оттенок [8]. Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации в своем Решении от 12 февраля 1996 года № 4 (138) прямо указала, что данный термин в силу сложившихся в обществе представлений несет, безусловно, негативную смысловую нагрузку и, употребляя его, журналисты могут оскорбить чувства верующих [9]. На некорректность употребления термина «секта» в официальных документах указывают и известные ученые филологи [10]. Данный термин является идеологическим.

Термин «деструктивный культ» вообще не может отражать сущность религиозных феноменов.

Во-первых, истории и современности известны достаточно активные религиозные образования, которые отрицают, какой бы то ни было культ.

Во-вторых, установка на разрушение встречается в религиозной жизни чрезвычайно редко; напротив, наибольшая общественная опасность чаще всего связана именно с созидательной установкой, вопрос лишь в том, что созидается [11].

Также на результаты исследования влияет инерционное мышления экспертов, устойчивая привычка к мировоззренческой комфортности, одномерные оценки многообразия религиозных образований, их вероучений и обрядовой практики, организационных форм. Перечисленные изъяны проявляются главным образом в оценках вероисповеданий и обрядов религиозных объединений через призму какой-то одной религиозной традиции, которая берется в качестве «образца», «стандарта» религиозной организации. В таком качестве чаще всего выступает иудейско-христианская традиция, для которой характерны вера в существование Бога-творца, персонифицированного существа, отдельного и отличного человека, а также то, что молитв этому Богу является высшей формой человеческой деятельности. Руководствуясь этими критериями, некоторые религиоведы не считают религиозными организациями не отвечающие им [12].

Другая проблема связана с неоднозначными выводами, представленными в заключении.

В качестве примера можно привести как, казалось бы, объективное, обоснованное Заключение было неверно истолковано должностными лицами Департамента по делам некоммерческих организаций Министерства юстиции РФ. Речь идет о Заключении государственной религиоведческой экспертизы от 25 мая 2000 года [13]о вероучении и соответствующей ему практике религиозной организации Церковь Объединения, действующей на территории Российской Федерации, проведенное Экспертным советом для проведения государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве РФ по запросу регистрирующего органа – Департамента по делам общественных и религиозных организаций Министерства юстиции РФ на предмет регистрации централизованной религиозной организации Церковь Объединения. Относительно вероучения в данном документе указывается: «Вероучение, культовая практика и другие формы религиозной и общественной деятельности Церкви Объединения основываются на ее главном догматическом произведении «Божественном Принципе», которое считается воплощением откровения, полученного свыше основателем этой организации корейцем Сан Мен Муном. В этом произведении библейская традиция во многом изменена и переосмыслена, к тому же сочетается с представлениями древнего даосизма и конфуцианства. Церковь Объединения не скрывает как своих расхождений с традиционными направлениями христианства, как и своего синкретического характера. Признаются, в частности, существенные различия с православной догматикой: в понимании Иисуса Христа и Богоматери. Все это свидетельствует, что Церковь Объединения принадлежит к типу новых религиозных движений».

Именно это послужило «камнем преткновения» при проверки органами юстиции этой организации спустя 10 лет после вынесения заключения. Так, в Акте проверки от 05 мая 2010 года [14] было указано: «В соответствии с п. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» в уставе религиозной организации в обязательном порядке указывается ее вероисповедание. Кроме того, в соответствии с п. 8 ст. 8 Федерального закона от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» вероисповедание обязательно должно указано и в наименовании религиозной организации.

Согласно п. 1.1. Устава полное наименование Организации — Религиозная организация «Ассоциация христианских «Церквей Объединения».

В соответствии с п. 1.2. Устава по вероисповедной принадлежности Организация придерживается христианского вероучения. Организация признает в качестве всемирного канонического органа религиозной организации «Ассоциация Святого Духа за объединение Мирового Христианства – Церковь Объединения» — Центральное управление Ассоциации, расположенное в США, г. Нью-Йорк. Вероучение организации основывается на Библии и изложено в «Божественном принципе».

Вместе с тем, в соответствии с заключением Экспертного совета для проведения государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации от 25 мая 2000 г. вероучение Организации носит синкретический характер и не является христианским».

Что же привело контролирующий орган к такому выводу? Для ответа на этот вопрос, рассмотрим выводы, изложенные в Заключение:

«Общий вывод: в ходе изучения содержания учредительных документов, а также сведений о вероучении, предоставленных церковью Муна («Ассоциацией Святого Духа за Объединение Мирового Христианства») в Минюст, и руководствуясь ст. 6 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», Экспертный совет препятствий для регистрации данной религиозной организации не обнаружил.

Вместе с тем Экспертный совет обращает внимание Минюста на несоответствие между названием Церкви Объединения («Ассоциация Святого Духа за Объединение Мирового Христианства») и содержанием ее вероучения. Не ясно, как религиозное движение не собственно христианского, а синкретического характера может добиваться объединения именно мирового христианства».

Как видно из вышеприведенного отрывка, Заключение содержит весьма размытые выводы. Которые, как следствие, создают почву для его двоякого толкования и провоцируют конфликтные ситуации.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что непрофессиональный уровень проведения экспертных исследований и некомпетентность чиновников приводит не только к нарушениям в области свободы совести и вероисповедания, но и порождает откровенную имитацию борьбы с экстремизмом. Между тем, пока на основании необъективных экспертиз органы государственной власти запрещают деятельность законопослушных религиозных объединений, реальные экстремистские организации продолжают осуществлять свою деятельность, неся в себе откровенную угрозу всему российскому обществу.

В этой связи, остается надеется, что поднятые в докладе проблемы не останутся не замеченными. В противном случае в ближайшем будущем мы еще не раз столкнемся с вопиющим нарушением прав, как граждан так и религиозных объединений.

[1] Залужный А.Г. Правовые проблемы государственно-конфессиональных отношений в современной России. М.: Институт комплексных социальных исследований РАН Исследовательский центр «Религия в современном обществе». Фонд поддержки ученых «Научная перспектива». 2004. С.3.

[2] Ескина Л.Б. Два юбилея российской Конституции // Правоведение. – 1999. – № 1. – С. 13.

[3] В.П. Лукин. Свобода совести, религии и права человека в Российской Федерации. Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. Выпуск 4. Сборник статей. – Москва: Российское объединение исследователей религии, 2007. С. 8.

[4] Личный архив автора. Отзыв от 09.08.07 г. № 14207-676 Исследовательского Центра «Религия в современном обществе» Института социологии РАН на предложения, изложенные в обращении Федеральной регистрационной службы №6-1035 от 20.07.2007 о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 июня 1998 № 565 « О порядке проведения государственной религиоведческой экспертизы»

[5] См.: Письмо председателя Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина Генеральному прокурору России и председателю Гайского городского суда Оренбургской области в связи с попытками признания экстремистскими ряда ислкамских книг // http://www.islamtat.ru/publ/generalnomu_prokuroru_rossii_i_orenburgskomu_sude/62-1-0-902

[6] Тихонравов Ю.В. О методике религиоведческой экспертизы. // Религия и право. – 1999. № 2. С. 25.

[7] Кантеров И.Я. Экспертные советы как субъекты конфессиональной политики. // Религия и право. – 2004. — № 1. С. 12.

[8] Пчелинцев А.В. Конституционное право граждан на свободу вероисповедания и проблемы его реализации в Российской Федерации. // Свобода религии и убеждений: основные принципы. Под ред.: Торе Линдхольма, Кола Дурэма и Бахии Тахзиб-Ли. М.: НИЧУ «Институт религии иправа», Центр по изучению религии и права Университета Бригма Янга, ТЦ Юнеско, 2010. С. 621.

[9] Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания. Религиоведческая экспертиза. Нормативные акты. Судебная практика. Заключения экспертов / Сост. А.В. Пчелинцев, В.В. Ряховский, С.В. Чугунов; под общ. ред. А. В. Пчелинцева, — 3-е изд., испр. и доп. М.: ИД «Юриспруденция», 2009. С. 914.

[10] Николаев А.А. О понятии «секта» // Религия и право, 1999. № 2. С. 23.

[11] См.: Тихонравов Ю.В. О методике религиоведческой экспертизы. // Религия и право. – 1999. № 2. С. 25.

[12] Кантеров И.Я. Экспертные советы как субъекты конфессиональной политики. // Религия и право. – 2004. — № 1. С. 12.

дискриминация

ДИСКРИМИНА́ЦИЯ, ограничение в правах части населения страны на основании принадлежности к определенной расе, нации, религии, полу, профессии и т. п.

В античном мире дискриминации евреев фактически не существовало. За исключением кратковременных периодов жестоких гонений (например, Антиоха IV Эпифана и Адриана), евреям в Эрец-Исраэль и в других частях эллинистическо-римского мира предоставлялось право жить в соответствии с религиозными предписаниями иудаизма и осуществлять собственное судопроизводство. В Персидской империи в период, предшествовавший мусульманскому завоеванию, проводилась последовательная, хотя и весьма умеренная, дискриминация евреев. Систематическая дискриминация евреев началась с победой христианства: император Феодосий Великий, хотя и не принудил евреев, как язычников, принять христианство, ввел специальное дискриминационное законодательство, ограничивающее права евреев почти во всех областях жизни. В своей основе это законодательство оставалось в силе в христианских странах вплоть до эмансипации. Каноническое право было направлено на ограждение христианского населения от влияния евреев, и Вселенские соборы вводили законы, углубляющие изоляцию евреев от христианского общества. В исламе иноверцы, включая евреев, рассматриваются как подданные низшей категории, и эта точка зрения нашла свое юридическое выражение в системе ограничительных законов (см. Зимми). Правовые отношения между мусульманскими властями и евреями основывались на Омаровых законах, включавших ряд дискриминационных положений. Юридическим основанием Омаровых законов был договор, заключенный Мухаммадом с евреями оазиса Хайбара (см. Аравийский полуостров), по которому им разрешалось проживать в областях, завоеванных Мухаммадом, однако они были обязаны платить высокие налоги.

Дискриминационный правовой статус евреев сохранялся в Западной Европе вплоть до 18–19 вв., а в России и Румынии — до конца Первой мировой войны. В ряде мусульманских стран (Сирии, Ираке, Саудовской Аравии, Ливии, Марокко, Алжире, Иране, Индонезии) законодательная дискриминация евреев существует по сей день. Достижение евреями равноправия в результате отмены дискриминационных законов в эпоху эмансипации привело к появлению новой формы дискриминации: из юридического статуса дискриминация превращается в социальный узус, зачастую противоречащий существующему законодательству. Лишь в нацистской Германии и на оккупированных ею территориях дискриминация евреев вновь приняла юридические формы (см. Нюрнбергские законы). В странах Восточной Европы и СССР выработались специфические формы систематической дискриминации евреев, осуществляющейся с полным сохранением видимости формального соблюдения буквы закона.

Характер неформальной (не основанной на законодательстве) дискриминации евреев связан с государственным строем и численностью еврейского населения данной страны, а зачастую (в первую очередь, в мусульманских странах) — с враждебным отношением к Израилю.

234Основанием для применения силы государством является только …

нарушение мира

блокада

агрессия

+ нарушение мира, угроза миру, агрессия

235Депонированием международного договора именуется …

передача ратификационных грамот депозитарию на хранение

+ упрощенная процедура выражения согласия на обязательность международного договора, предусмотренная в договоре

условное, предварительное подписание, требующее подтверждения компетентного органа государства

подготовка текста международного договора

236Защита мигрирующих видов диких животных в международном экологическом праве рассматривается как

элемент охраны флоры и фауны

виды дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения

факультативный элемент изучения в рамках учебной дисциплины

основа для формирования неправительственных организаций

237Критерием разграничения сфер применения международного экономического права и других отраслей международного права может служить наличие …

определенного имущественного статуса и защиты

фактора, исключающего двойное налогообложения

коммерческого элемента в регулируемых правоотношениях, охраняемых имущественных прав

238Под апартеидом в международном уголовном праве следует понимать …

деяния, совершаемые в рамках сознательного широкомасштабного или систематического нападения на любых гражданских лиц

действия, совершаемые в форме систематического угнетения и господства одной расовой группы над другой

деяния, совершаемые с намерением полностью или частично уничтожить какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую

убийство, истребление, порабощение, депортацию или насильственное перемещение; жестокое лишение физической свободы

239Под воздушным пиратством понимается

любой неправомерный акт насилия, задержания, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами частного летательного аппарата

любой правомерный акт задержания, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами частного летательного аппарата

любой неправомерный акт насилия, совершаемый с личными целями пассажирами частного летательного аппарата

любой неправомерный акт агрессии, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами частного летательного аппарата

240Парламентер и сопровождающие его трубач, горнист или барабанщик, лицо, несущее флаг, и переводчик пользуются правом …

на военный плен

на медицинскую помощь

неприкосновенности

на транспортные средства

241Одной из целей международной конференции является …

выработка рекомендаций по определенной международной проблеме или проблемам

принятие судебных решений по определенной международной проблеме или проблемам

обмен мнениями и информацией по определенной международной проблеме или проблемам

подписание мирных договоров по определенной международной проблеме или проблемам

242После вступления договоров в силу для регистрации они направляются …

в Секретариат ООН

в Совет Безопасности ООН

в Генеральную Ассамблею ООН

в Экономический и Социальный Совет ООН

243Под полномочиями в праве международных договоров понимают исходящий от компетентного государственного органа документ, посредством которого одно или несколько лиц назначаются представлять данное государство с целью

выражения согласия на обязательность заключенного договора

принятия текста международного договора

ведения переговоров по заключению международного договора

осуществления определенного действия по заключению международного договора

244Международно-правовой механизм имплементации представляет собой …

систему органов государства, участвующих в имплементации международно-правовых норм

совокупность структур, на которые возложено осуществление международных норм

совокупность внутригосударственных средств, обеспечивающих реализацию норм международного права

совокупность международных средств, обеспечивающих осуществление норм международного права

245 Государство в международной организации может быть представлено …

миссией наблюдателей и главой государства

временным представительством и постоянной миссией наблюдателей

+ постоянным представительством и миссией наблюдателей

постоянным представительством и консульским учреждением

246 Государство пребывания, признавая главу дипломатического представительства нежелательным лицом, ___________ аргументировать свое решение.

не имеет право

обязано

не обязано

247 Самооборона от агрессии – это …

отражение акта агрессии посредством вооруженной силы, применяемое в соответствии с обязательствами государств по международному праву

+ ответные меры, которые могут применяться с предельной степенью интенсивности

отражение актов применения вооруженных сил, не являющихся актом агрессии по международному праву

восстановление международного мира и обеспечение международной безопасности

248 К запрещённым методам ведения войны относится …

вероломство

+ применение химического оружия

употребление взрывчатых и зажигательных пуль

использование военных хитростей

249 К парламентерам можно отнести …

лиц, испытывающих страдания в результате вооруженного конфликта

любое лицо, специально завербованное на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте, руководствуясь главным образом желанием получить личную выгоду

военных советников, официально направляемых на службу в иностранные вооруженные силы на основе межгосударственного соглашения

+ лиц, специально уполномоченных военным командованием воюющей стороны на ведение переговоров с военным командованием неприятеля

250. международным гуманитарном правом называется совокупность норм и принципов, регулирующих…

А) международную защиту прав и основных свобод индивидов и представляющих собой международные стандарты для национального права;

Б) средства и методы ведения войны, а также защита больных и раненных военнослужащих и военнопленных;

+В) средства и методы ведения войны, а также гуманитарной защиты гражданского населения, больных и раненных военнослужащих, а также военнопленных;

Г) гуманитарную защиту гражданского населения, больных и раненных.

251. суверенитет государств распространяется на воздушное пространство в пределах…

А) водной территории;

Б) сухопутной и речной территории;

В) сухопутной территории;

+Г) сухопутной и водной территории.

252. норма международного права- это…

А) формально не обязательное правило поведения только государств;

+Б) общеобязательные правила деятельности и взаимоотношений субъекта международного права;

В) общеобязательные правила деятельности и взаимоотношений между государствами и международными межправительственными организациями;

Г) правила деятельности и взаимоотношений международных организаций.

253.под национальными техническими средствами контроля понимают…

А) проведение периодических конференций для рассмотрения хода выполнения того или иного соглашения;

Б) международные процедуры с использованием механизмов ООН и ОБСЕ;

+В) искусственные спутники Земли, сейсмические станции и иное оборудовании. Которое позволяет вести наблюдение за определенным государством за его пределами;

Г) обмен информацией и данными; проведение консультаций и инспекций, в том числе инспекций на местах.

254. международный вооруженный конфликт означает…

А) вооруженное столкновение между субъектами международного права;

Б) столкновение без применения оружия между организованными антиправительственными группами и вооруженными силами правительства в пределах определенного государства;

+В) вооруженное столкновение между государством или государствами (метрополией) и национально-освободительным движениям;

Г) столкновение с применение оружия между организованными антиправительственными группами и вооруженными силами правительства в пределах определенного государства.

255. под обстановкой в определении чрезвычайной ситуации понимается…

+А) положение, обстоятельства, условия существования чего- либо;

Б) принятие мер по обеспечению безопасности населения;

В) ситуация которая складывается в результате объективных причин;

Г) стихийное или иное бедствие.

256. специальный документ, выдаваемый государственным органом, от имени которого заключается договор, уполномоченным на ведение переговоров и подписание договора лицам, называется…

257. основными теориями, определяющими соотношение международного и внутригосударственного права, является…

+А) дуалистическая и монистическая доктрина;

Б) доктрина континуитета и концепция;

В) негативная и универсальная теория;

Г) корпоративная теория и теория унификации.

258. под основными принципами международного права понимается…

А) нормы, содержащиеся в Уставе ООН;

Б) основополагающие общепризнанные нормы, обладающие высшей юридической силой;

+В) международно- правовые нормы, принятые государствами в рамках ООН;

Г) нормы регионального международного права, регулирующие отношение между государствами в конкретном географическом регионе.

259. судебными властями прибрежного государства, Могут рассматриваться гражданские иски…

А) между членами экипажа иностранного торгового судна, которые попадают под юрисдикцию прибрежного государства;

Б) в отношении иностранного торгового судна и имущества, находящегося на его борту, во время стоянки судна в порту;

В) о применении оружия в отношении любых проходящих судов;

+Б) о выполнении таможенных и санитарных правил, а также, мер контроля, относящихся к безопасности судов, охране человеческой жизни, допуска иностранцев.

260. положительный ответ принимающего государства на назначение лица на должность главы дипломатического представительства означает дачу…

А) верительной грамоты;

261. ответной реакцией государства в связи с недружественными действиями называется…

262. выбывающий член ЭКОСОС может быть переизбран на новый срок…

В) через 18 месяцев;

263. запрещение агрессии рассматривается в рамках принципа…

+А) неприменение силы или угрозы силой;

Б) сотрудничества между государствами;

В) невмешательства во внутренние дела государства;

Г) неприкосновенности государственных границ.

264. основателем науки международного права традиционно следует считать…

В) Михаила Горбачева;

265. оговорка должна быть сделана в…

+А) письменной форме;

Б) факсимильной форме;

Г) форме резолюции.

266 Понятие и источники международного гуманитарного права В развитии законов и обычаев ведения войны участвует международная неправительственная организация, именуемая …

267 Совет Безопасности ООН наделен правом обращения в Международный уголовный суд в случае …

акта агрессии одного государства в отношении другого государства

угрозы органам ООН, нарушения всеобщего мира

угрозы миру, нарушения мира и акта агрессии

нарушения мира и акта агрессии со стороны какого-либо государства

268 Вопрос о компенсации ущерба, причиняемого загрязнением нефтью, решается возникновением ответственности судовладельца …

только при наличии его вины

при наличии вины государства, в чьих территориальных водах произошло загрязнение независимо от его вины

при наличии его вины и вины государства, в чьих территориальных водах произошло загрязнения

269 Юрисдикцию и контроль в отношении экипажа космического объекта, находящегося в космическом пространстве, осуществляет

Международная организация космической связи

Комитет ООН по использованию космического пространства

государство гражданства членов экипажа

270 Органами Совета Европы являются …

Комитет министров, Консультативная ассамблея, Совещания отраслевых министров, Секретариат

Комитет глав государств, Консультативная ассамблея, Совещания отраслевых министров, Секретариат

Комитет министров, Генеральная ассамблея, Совещания отраслевых министров, Секретариат

Комитет министров, Консультативная ассамблея, Совет Безопасности Европы, Секретариат

271 Международный Суд ООН действует на основе …

положений Статута Международного Суда

резолюций Совета Безопасности ООН

положений Устава ООН

272 Процедура назначения главы дипломатического представительства регулируется нормами …

международного и европейского права

европейского и внутригосударственного права

универсального международного и внутригосударственного права

международного и внутригосударственного права

273 Простое изменение обстоятельств …

влечет за собой правовые последствия для участников договора

влечет за собой правовые последствия для третьих участников договора

не влечет за собой правовых последствий для участников договора

влечет за собой временные правовые последствия для участников договора

274 Основные направления для выполнения международных договоров РФ устанавливаются …

ФЗ РФ от 15.07.1995 года «О международных договорах РФ»

специальными двусторонними соглашениями

Венской конвенцией 1969 года «О праве международных договоров»

275 Дискриминация военнопленных на религиозной основе классифицируется как …

уголовное деяние, подсудное Международному суду ООН

276 Имущество, являющееся собственностью неприятельского государства (кроме имущества дипломатических представительств и консульских учреждений), подлежит …

277 Дополнительный протокол IIне применяется к случаям …

Дополнительный протокол IIне применяется к случаям …

защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера

нарушения внутреннего порядка и возникновения обстановки внутренней напряженности

278 Юридические лица с участием иностранного элемента субъектами международного права …

являются, так как обладают всеми элементами международной правосубъектности

являются, но только в качестве должностных лиц государства или международных организаций

не являются, так как не обладают элементами международной правосубъектности

являются, но только в отношениях с юридическими лицами иностранных государств

279 Международные договоры по общему правилу обратную силу …

имеют в течение года после подписания

имеют только после пролонгации

280 Подтверждение аутентичности текста инициалами уполномоченных лиц договаривающихся государств, свидетельствующее, что данный согласованный текст договора является окончательным назывется..

281 Режим предоставления льгот в отношении таможенных пошлин, действующий между отдельными государствами или группами государств, называется …

режимом наибольшего благоприятствования

режимом экономической интеграции

282 К региональным международным организациям можно отнести …

Европейский Союз, АСЕАН, ООН, НАТО, ОБСЕ

Европейский Союз, Совет Европы, Африканский Союз, Лига арабских государств

ООН, Совет Европы, Африканский Союз, Организация американских государств Совет Европы, ОБСЕ, НАТО

283 Государство, систематически нарушающее принципы Устава ООН, может быть исключено из …

исключено из ООН решением Генеральной Ассамблеи ООН по рекомендации ЭКОСОС

ООН решением Генеральной Ассамблеи ООН по рекомендации Совета Безопасности

исключено из ООН решением Совета Безопасности ООН по рекомендации Генеральной Ассамблеи ООН

исключено из международного общения решением Генеральной Ассамблеи ООН по рекомендации Совета Безопасности ООН

284 Под дипломатическими привилегиями и иммунитетами следует понимать специальные ____________________________ для эффективного выполнения ими своих функции

права и льготы, предоставляемые международным правом дипломатическому представительству и его персоналу

права и льготы, предоставляемые внутригосударственным правом дипломатическому представительству и его персоналу

права и льготы, предоставляемые международным правом дипломатическому персоналу

обязанности, предоставляемые международным правом дипломатическому представительству и его персоналу

285 Основными источниками, закрепляющими и регулирующими принципы международного права, являются …

Декларация ООН 1970 года, Хельсинский заключительный Акт 1975 года; Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года

Декларация ООН 1970 года; Хельсинский заключительный Акт 1975 года; Женевские конвенции 1949 года

Устав ООН 1945 года; Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года; Международный пакт об экономических, социальных и культурных пр

Устав ООН 1945 года; Декларация ООН 1970 года, Хельсинский заключительный Акт 1975 года

286 Начало созданию общеевропейской системы безопасности и сотрудничества было положено принятием …

Устава ООН 1945 г.

Хельсинкского заключительного акта от 1 августа 1975 г.

Всеобщей декларации прав человека 1948 г.

Устава Совета Европы

287 Все органы ООН делятся на …

главные и дополнительные

универсальные и региональные

главные и вспомогательные

общие и специальные

288 Подготовка проектов конвенций по тем вопросам, которые еще не регулируются международным правом или по которым право еще недостаточно развито в практике государств , именуются

прогрессивным развитием международного права

289 Принцип исключительной юрисдикции государства флага судна в открытом море в свое содержание включает возможность возбуждения преследования только перед властями государства флага судна в случае..

какого-нибудь навигационного инцидента с судном в открытом море, влекущего уголовную или административную ответственность члена экипажа

зафиксировавшего столкновение какого-нибудь навигационного инцидента с судном в открытом море, влекущего уголовную или административную ответственность члена экипажа

только столкновения судов, влекущего уголовную или административную ответственность члена экипажа

любого инцидента с судном в открытом море, влекущего правовую ответственность члена экипажа

290 Возникновение новой императивной нормы международного права в отношении международного договора влечет …

недействительность противоречащих ей договоров или отдельных положений

простое изменение обстоятельств

устранение всего совершенного по договору

право аннулирование международного договора

291 Вопросы повышения эффективности и развития взаимовыгодной международной торговли находятся в центре внимания …

вспомогательных органов Генеральной Ассамблеи ООН

специализированных учреждений ООН

главных органов Генеральной Ассамблеи ООН

вспомогательных органов ООН

292 Государства несут за нарушения принципов и норм международного воздушного права _______ ответственность.

293 В ст. 1 Устава ООН в перечне целей Организации Объединенных Наций также дается …

перечень задач ООН на ближайшие 10 лет

содержание целевых задач

содержание целевых программ органов ООН

перечень временных целей ООН

294 Государство – участник СНГ имеет право выйти из Содружества, если известит об этом …

депозитария Устава СНГ за 1 месяц до даты выхода

Правительство Белоруссии за 12 месяцев до даты выхода

депозитария Устава СНГ за 1 месяц до даты выхода

Правительство Белоруссии за 12 месяцев до даты выхода

295 После каждого боя воюющие обязаны принимать меры …

к розыску раненых и умерших

к прикрытию военных объектов

к ограждению женщин от дурного обращения

к ограждению гражданского населения от ограбления и дурного обращения

296 Первыми международными межправительственными организациями в международном праве следует считать …

религиозные международные формирования

международные административные союзы

союзы административных центров

297 Международный договор есть …

письменное соглашение, заключаемое субъектами международного права и регулируемое международным правом

пакт, конвенция или протоколы к ним, заключаемые в письменной форме любыми субъектами международного права и регулируемые международным правом

соглашение, заключаемое только государствами в устной форме и регулируемое международным правом

соглашение между государствами, международными организациями и юридическими лицами, осуществляющими международные контракты, устанавливающие их взаимные права и обязанности

298 Под сегрегацией в международном праве понимается …

отделение или изоляция расы или этнической группы путем насильственного или добровольного поселения на ограниченной территории, или путем установления раздельного обучения и воспитания женщин и мужчин

отделение или изоляция расы или этнической группы путем насильственного или добровольного поселения на ограниченной территории, или путем установления преград для социального общения, или раздельного обучения и воспитания

отделение или изоляция расы или этнической группы путем насильственного или добровольного поселения на ограниченной территории, или путем установления преград для социального общения, или установления преград для социального общения между детьми и взрослыми

насильственное или добровольное поселение на ограниченной территории путем установления преград для социального общения, или раздельного обучения и воспитания

299 В отношении космического пространства и небесных тел установлен режим …

частичной демилитаризации и нейтрализации

полной демилитаризации и нейтрализации

частичной демилитаризации и полной нейтрализации

полной демилитаризации и частичной нейтрализации

300 Юридическими формами реализации (имплементации) международно-правовых норм являются …

соблюдение, исполнение, принятие, применение

соблюдение, исполнение, использование, применение

соблюдение, исполнение, использование, создание

соблюдение, исполнение, использование, реализация

301 Исполнение международных договоров обеспечивается системой международного(-ых) …

гарантий и контроля

контроля и инспекций

гарантий и внутригосударственного контроля

гарантий и надзора

302 К одним из основных двусторонних договорных источников международного экономического права относят двусторонние договоры о(об) …

регулировании вопросов двойного налогообложения

исключении двойного налогообложения

исключении двойного налогообложения в отношении недвижимого имущества

исключении двойного и более налогообложения

303 Под органом международной организации понимается структурное звено, …

созданное на основании учредительных актов международной организации, наделенное определенной компетенцией, полномочиями и функциями

наделенное определенной компетенцией, полномочиями и функциями

обладающее внутренней структурой и имеющее определенный состав

созданное на основании учредительного или иного акта международной организации

304 Субъектами международного права являются …

государствоподобные образования и международные межправительственные организации

государства, народы, нации и народности

государствоподобные образования, транснациональные корпорации

международные неправительственные организации и государствоподобные образования

305 Одной из задач сотрудничества государств в борьбе с международной преступностью является …

оказание правовой помощи по гражданским, уголовным и семейным делам

обеспечение неотвратимости наказания

согласование квалификации преступлений, представляющих опасность только для одного государства

координация мер по предупреждению преступлений против мира и безопасности

306 Принципом международного воздушного права не является

принцип свободы полетов в международном воздушном пространстве

принцип обеспечения безопасности международной гражданской авиации

принцип полного и исключительного суверенитета государств над их воздушным пространством

свобода полетов в воздушном пространстве любого государства

307 Международные договоры международного процессуального права следует относить …

к источникам международного торгового права

к источникам международного экономического права

к рекомендательным источникам международного экономического права

к общим источникам международного права

308 Международное право есть …

отрасль российского права, обладающая собственными принципами, нормами и институтами

особая правовая система в рамках системы права каждого государства

совокупность международно-правовых принципов и норм, создаваемых субъектами международного права, отличающаяся от внутригосударственной системы

особый правовой институт внутригосударственного права

309 Одним из оснований аннулирования международного договора Венской конвенцией о праве международных договоров предусмотрено …

заключение нового договора по тем же вопросам и между теми же государствами

истечение срока действия договора

согласие всех договаривающихся государств

коренное изменение обстоятельств

310 Одностороннее правомерное прекращение договора на условиях, которые в нем не предусмотрены …

ратификацией

денонсацией

реновацией

аннулированием

311 Международное право запрещает национальное присвоение …

только небесных тел

космического пространства, Луны и других небесных тел

космического пространства, кроме небесных тел

Луны и других небесных тел

312 Бенефициирующее государство означает …

государство, которое согласилось предоставить режим наиболее благоприятствуемой титульной нации

государство, которому такой режим не предоставлен

государство, которое согласилось предоставить режим наиболее благоприятствуемой нации

государство, которому такой режим предоставлен

Дифференциация международных правонарушений включает деление на …

международные преступления и преступления международного характера

преступления международного характера и деликты

международные деликты и внутригосударственные деликты

международные преступления и деликты

Федеральный закон «О международных договорах РФ» от 15.07.1995 года регулирует вопросы …

заключения, выполнения и прекращения международных договоров Российской Федерации

ратификации международных договоров субъектов Российской Федерации

заключения договора, затрагивающего полномочия муниципального образования в Российской Федерации

официального опубликования международных договоров Российской Федерации в ООН

Военнопленным во время нахождения во власти иного государства должна быть предоставлена свобода для …

переписки и получения посылок

совершения любых организационных действий

перемещения

совершения религиозных обрядов

Военнопленные, находящиеся во власти неприятельской державы, полностью сохраняют …свою гражданскую дееспособность, которой они пользовались до захвата в плен

равноценную информацию

свою гражданскую правоспособность, которой они пользовались до захвата в плен

только фамилию, имя и звание, дату рождения и личный номер

К лицу, признанному виновным в Международном уголовном суде, применяется такая мера наказания, как лишение свободы сроком до …

10 лет и смертная казнь

50 лет и штраф

30 лет и пожизненное лишение свободы

30 лет и смертная казнь

Приостановление международного договора означает временное прекращение его действия …

только с согласия участников договора

в соответствии с положениями договора или с согласия всех участников

только с согласия двух третей участников международного договора

только с согласия его участников перед ратификацией

Предметом международного экологического права является …

окружающая человека природная среда как комплексное нематериальное благо, обеспечивающее создание на ее основе производных материальных благ, нормальную жизнедеятельность поколений

ресурсы Антарктики, морского дна за пределами национальной юрисдикции, открытого моря, космического пространства, включая небесные тела

окружающая человека природная среда как комплексное материальное благо, обеспечивающее создание на ее основе производных материальных и нематериальных благ, нормальную жизнедеятельность поколений

ресурсы, которые находятся под суверенитетом и юрисдикцией соответствующих государств и являются достоянием всего человечества и находятся в общем пользовании международного сообщества

Обстоятельства введения чрезвычайного положения – это обстоятельства, которые ________ и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер.

представляют собой воздушную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю

не представляют собой непосредственной угрозы жизни и безопасности граждан или конституционному строю страны

представляют собой непосредственную вооруженную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю

представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю страны

Предмет российской науки международного права образуют следующие компоненты:

нормы и институты международного права; тенденции развития международно-правовой системы и вопросы ее взаимодействия с внутригосударственным правом

отношения, регулируемые нормами и институтами международного права, тенденции развития международно-правовой системы

тенденции развития международно-правовой системы и вопросы ее взаимодействия с внутригосударственным правом, зарубежная наука международного права

вопросы взаимодействия международного права с внутригосударственным правом, зарубежная наука международного права

Воюющие стороны обязаны обеспечить покровительство и охрану …

всем участникам вооруженного конфликта, которые нуждаются в медицинской помощи

санитарным и медицинским формированиям, за исключением санитарных транспортных средств

санитарным и медицинским формированиям, включая санитарные транспортные средства

только медицинским формированиям, включая транспортные средства

Документ, с помощью которого оформляется прекращение функций главы дипломатического представительства, именуется …

верительной грамотой

отзывной грамотой

верительной грамотой ad hoc

отзывно-верительной грамотой

Под правом международных договоров понимают …

совокупность правовых норм, регламентирующих порядок заключения, исполнения и прекращения международных договоров в отношении Российской Федерации

совокупность коллизионных норм, регламентирующих порядок заключения, прекращения международных договоров

совокупность нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок заключения, исполнения и прекращения международных договоров в отношении отдельного государства

совокупность правовых норм, регламентирующих порядок заключения, исполнения и прекращения международных договоров

Целью НАТО является сотрудничество в …

политической и военной областях между государствами – членами

политической, социально-экономической и военной областях между государствами – членами ООН

политической, социально-экономической и военной областях между государствами – членами

социально-экономической и военной областях между государствами – членам

Международная межправительственная (межгосударственная) организация как субъект международного права – это объединение …

государств в отдельное государство как новый субъект международного права с сохранением правосубъектности государств-учредителей

суверенных государств, созданное на определенный период времени для достижения одной общей цели

государств, государственно-подобных образований, транснациональных компаний или юридических лиц, созданных для достижения определённых целей

суверенных государств, учрежденное международным договором на постоянной основе, имеющее постоянные органы, наделенное международной правосубъектностью

Для международной системы характерно …

наличие издательского органа

отсутствие законодательного органа

наличие специального законодательного органа

отсутствие органа исполнительной власти

В рамках института правопреемства государств под государственным долгом следует понимать …

имущество, а также права и интересы, которые на момент правопреемства принадлежали, согласно внутреннему праву государства-предшественника, этому государству

нематериальные обязательства государств в отношении субъекта международного права, возникшие в соответствии с международным правом

любые материальные блага государства, возникшие в соответствии с международным правом и являющиеся его достоянием

любое финансовое обязательство государства в отношении другого государства или любого иного субъекта международного права, возникшее в соответствии с международным правом

328. Тема: Субъекты и объекты международного праваВ рамках института правопреемства государств под государственным долгом следует понимать …

любые материальные блага государства, возникшие в соответствии с международным правом и являющиеся его достоянием

любое финансовое обязательство государства в отношении другого государства или любого иного субъекта международного права, возникшее в соответствии с международным правом

имущество, а также права и интересы, которые на момент правопреемства принадлежали, согласно внутреннему праву государства-предшественника, этому государству

нематериальные обязательства государств в отношении субъекта международного права, возникшие в соответствии с международным правом

329. Тема: Международно-правовая ответственностьНормы, определяющие ответственность государств в международном праве, образуют …

комплекс норм внутригосударственного характера

подотрасль международного права

международно-правовой институт

отрасль международного права

330. Тема: Система органов ООНВопросы, рассматриваемые Советом Безопасности, делятся на …

ключевые и вторичные

основные и дополнительные

процедурные и непроцедурные

общие и специальные

331. Под термином «разоружение» принято понимать …

запрещение размещать в любой форме ядерное оружие на определенной территории

прекращение расходования средств на военные цели

ликвидацию всех запасов ядерного, химического, бактериологического и других видов оружия массового уничтожения и прекращение производства такого оружия

комплекс согласованных государствами мероприятий, направленных на уменьшение, а в итоге и на полную ликвидацию материальных средств ведения войны

332. Тема: ООН: Устав, цели и принципы, членство в ООНЕсли обязательства членов ООН по Уставу окажутся в противоречии с их обязательствами по какому-либо другому международному соглашению, преимущественную силу имеют обязательства …

государств – постоянных членов Совета Безопасности ООН

по любому многостороннему международному договору ООН

по Уставу ООН

по Регламенту Генеральной Ассамблеи ООН

333. Тема: Консульские учреждения, торговые представительства и специальные миссииКонсульские учреждения прекращают свою деятельность в случае …

открытия еще одного консульского учреждения

выхода из международной межправительственной организации

выхода территории, на которой расположен консульский округ, из-под суверенитета государства пребывания

разрыва дипломатических отношений

334. Тема: Международное морское правоОсновным источником международного морского права является …

Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г.

Конвенция о защите Черного моря от загрязнения 1992 года

Конвенция ООН по морскому праву 1982 года

Международная конвенция об охране человеческой жизни на море 1974 года

335. Тема: Консульские учреждения, торговые представительства и специальные миссииФункции члена персонала консульского учреждения прекращаются в случае …

отзыва, аннулирования экзекватуры, уведомления представляемого государства о том, что страна пребывания перестала считать его работником консульского персонала

объявление его persona non grata в представляемом государстве и органах ООН

уведомления государства пребывания представляемым государством о том, что его функции приостанавливаются, аннулирования нормативно-правового акта о присвоение звания лицу

уведомления государством пребывания ООН о том, что государство пребывания перестало считать его работником консульского персонала

336. Тема: Международное экологическое правоК специфическим принципам международного экологического права относят …

окружающая среда – внутригосударственная забота человечества; свобода исследования и использования окружающей среды и ее компонентов; взаимозависимость охраны окружающей среды, мира, развития, обеспечения прав человека и фундаментальных свобод; предотвращение вреда и загрязнения окружающей среды

окружающая среда – общая забота граждан только своего государства; свобода исследования и использования окружающей среды и ее компонентов; взаимозависимость охраны окружающей среды, мира, развития, обеспечения прав человека и фундаментальных свобод; предотвращение вреда и загрязнения окружающей среды

окружающая среда – международная забота человечества; свобода исследования и использования окружающей среды и ее компонентов; взаимозависимость охраны окружающей среды, мира, развития, обеспечения прав человека и фундаментальных свобод; предотвращение вреда и загрязнения окружающей среды

окружающая среда – общая забота человечества; свобода исследования и использования окружающей среды и ее компонентов; взаимозависимость охраны окружающей среды, мира, развития, обеспечения прав человека и фундаментальных свобод; предотвращение вреда и загрязнения окружающей среды

337. Тема: Нормы международного праваПод имплементацией норм международного права следует понимать …

воплощение норм международного права в поведении, деятельности государств и других субъектов, практическое осуществление нормативных предписаний

использование норм международного права в поведении, деятельности государств и других субъектов, практическое осуществление нормативных предписаний

соблюдение норм международного права в поведении, деятельности государств и других субъектов, практическое осуществление нормативных предписаний

исполнение норм международного права в поведении, деятельности государств и других субъектов, практическое осуществление нормативных предписаний