Комитет по правам человека написать письмо

Направление жалоб в Комитет ООН по правам человека в Женеве

Конституции большинства стран СНГ содержат нормы, утверждающие право граждан при определенных условиях обращаться в международные институты по правам человека. В России это право закреплено в ст. 46 Конституции.

Непременным условием обращения лица в Комитет по правам человека, созданный в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах, является участие страны, под юрисдикцией которой находится это лицо, в этом Пакте и Факультативном протоколе к нему. Россия ратифицировала и сам Пакт и Факультативный протокол.

Международный пакт о гражданских и политических правах был провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН 16.12.96 г. Это означает, что государство, которое ратифицировало Пакт, обязалось гарантировать права и свободы, установленные в Пакте, каждому человеку. Законы страны и другие правовые акты должны соответствовать положениям Пакта. Также органы, выносящие индивидуальные решения, — например, прокурор, суд, орган администрации — обязаны уважать права человека, установленные в Пакте. На страже соблюдения прав человека и стоит Комитет по правам человека.

Процедура подачи и рассмотрения индивидуальных жалоб урегулирована в Факультативном протоколе к Международному пакту о гражданских и политических правах.

С жалобой в Комитет по правам человека могут обращаться только индивидуальные лица. Таким правом не обладают ни группы лиц, ни организации. Право обратиться с жалобой имеет только лицо, которое чувствует себя жертвой нарушения государственным органом одного из прав, провозглашенных в Пакте. Это означает, что с жалобой может обратиться непосредственно потерпевшее лицо, которому в результате нарушения прав человека был причинен какой-либо ущерб. В особых случаях, например, если жертва нарушения прав человека отбывает наказание в виде лишения свободы или находится в психиатрической больнице, Комитет принимает жалобы, поданные членами семьи. С жалобой можно также обратиться через уполномоченного (например, адвоката), который должен представить Комитету по правам человека соответствующую доверенность.

Жалоба, как уже указывалось выше, может касаться только индивидуального решения, вынесенного государственным органом, которое — по мнению данного лица — нарушает его права человека, гарантированные в Пакте. Это может быть, например, судебное решение, решение административного органа или прокурора и т.п.

Жалоба не может касаться содержания закона или другого правового акта, даже если данный правовой акт явно противоречит Пакту. Комитет по правам человека не имеет права проверять соответствие внутреннего законодательства положениям Пакта.

Жалоба не может вноситься в интересах общественности, т.е. нельзя, например, формулировать обобщенные обвинения в плохом обращении с заключенными, о погрешностях в судопроизводстве, о нарушениях тайны переписки. Жалоба может касаться исключительно нарушения определенных прав человека в отношении конкретного лица.

Предметом жалобы, как указывалось выше, могут быть только права человека, провозглашенные в Пакте, а именно:

Право на жизнь (ст. 6). Включает в себя также принципы вынесения решений и приведения в исполнение смертной казни, помилования и изменения наказания.

Запрещение пыток или жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания (ст. 7). На практике на эту статью чаще всего ссылаются лица, лишенные свободы.

— Запрещение рабства и работорговли (ст. 8).

Право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 9). Касается прав лица, подвергшегося задержанию или аресту.

Право лиц, лишенных свободы, на гуманное обращение (ст. 10). Касается, в частности, обращения с обвиняемыми и осужденными — совершеннолетними и несовершеннолетними.

— Запрещение лишения свободы на том основании, что данное лицо не в состоянии выполнить договорные обязательства (ст. 11).

— Право на свободное передвижение по территории государства и выбора местожительства, а также право покидать любую страну (ст. 12).

— Право иностранца в связи с решением о высылке (ст. 13).

Право на независимый и беспристрастный суд (ст. 14). Это наиболее обширная статья, в которой установлен ряд прав обвиняемого и принципы уголовной процедуры.

— Принцип презумпции невиновности и запрещение обратной силы уголовного законодательства (ст. 15).

— Защита личной и семейной жизни, неприкосновенности жилища, а также тайны корреспонденции (ст. 17). Не может относиться к арестованным и осужденным, переписка которых может подвергаться цензуре.

— Свобода мысли, совести и религии (ст. 18).

— Свобода слова (ст. 19).

— Запрещение пропаганды расовой, национальной или религиозной ненависти (ст. 20).

Право на мирные собрания (ст. 21). Не может относиться к арестованным и осужденным, собрания которых могут осуществляться только под контролем администрации.

— Право на свободу ассоциации с другими людьми (ст. 22).

— Права супругов и семьи (ст. 23).

— Права ребенка (ст. 24).

— Право принимать участие в общественной жизни (ст. 25).

— Права лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам (ст. 27).

Равенство перед законом и запрещение дискриминации (ст. 2 п. 1; ст. 26).

Прежде чем писать жалобу в Комитет по правам человека, следует внимательно ознакомиться с соответствующей статьей Пакта, обращая особое внимание на степень подробности положений и допускаемые ограничения. Комитет не принимает жалобы, касающихся нарушений прав человека, не провозглашенных в Пакте. Нельзя, например, ссылаться на нарушения таких прав человека, как право на труд или право на образование.

Основные формальные требования

1. Подающий жалобу обязан использовать все внутренние средства обжалования, предусмотренные национальным законодательством. Так, в судебных делах предварительно следует обжаловать решение в суде вышестоящей (кассационной) инстанции. В административных делах следует обратиться в вышестоящий орган; если внутренним законодательством предусмотрено судебное разбирательство по административным делам, решение следует обжаловать в суд. Однако нет необходимости использования чрезвычайных или исключительных мер (таких, как, например, обращение к Уполномоченному по правам человека, заявление о возобновлении судебного производства). Принцип исчерпания средств обжалования означает, что предметом жалобы может быть только окончательное решение (вступившее в законную силу судебное решение) 4 . Причиной отклонения большинства жалоб было то, что заявители не исчерпали всех внутренних средств обжалования. В совершенно исключительных случаях Комитет может рассмотреть жалобу до исчерпания возможностей обжалования (например, когда производство по делу необоснованно затягивается). Никаких сроков для подачи жалобы со дня принятия государственным органом окончательного решения не установлено 5 .

2. Нельзя злоупотреблять правом обжалования. Это означает, что, например, содержание жалобы не может быть оскорбительным для государства, не может содержать ложной информации, заявитель не должен выступать с маловажными обвинениями, ни использовать контрольный механизм без достаточных оснований.

3. Комитет по правам человека отклоняет жалобу, если этот же вопрос уже рассматривается другим международным органом, например в ЕСПЧ. Следовательно, нельзя обращаться с жалобами одного и того же содержания в различные международные органы одновременно.

Содержание и форма жалобы

Жалоба должна содержать следующие данные:

1. личные данные: фамилию, имя, гражданство, профессию, дату и место рождения, адрес;

2. указание на государство, против которого подается жалоба;

3. содержание обвинений;

4. статьи Пакта, которые, по мнению заявителя, были нарушены;

5. предпринятые внутренние средства правовой защиты и их результаты.

К жалобе следует приложить копии всех документов, имеющих существенное значение для данного дела. Жалоба может быть составлена на родном языке и написана от руки. В связи с тем, что официальными языками Комитета являются английский и французский, жалобу и сопровождающие документы лучше составить на одном из этих языков, что, несомненно, ускорит контрольную процедуру.

Контрольная процедура

Контрольная процедура состоит из двух основных этапов:

первый завершается решением о приемлемости жалобы;

во втором выносится решение по существу — были ли нарушены (или нет) права конкретного человека.

Комитет по правам человека отклоняет жалобу — даже без уведомления о ней соответствующего государства, — если жалоба самым очевидным образом не соответствует формальным требованиям: например, она анонимна или относится к вопросам, не урегулированным в Пакте. Если жалоба является приемлемой, Комитет передает жалобу заинтересованному государству.

В назначенный Комитетом срок государство представляет Комитету объяснения, а также информацию и документы, связанные с вопросом о допустимости жалобы. Объяснения государства передаются подавшему жалобу лицу, которое может представить свои замечания и комментарии. На любом этапе разбирательства Комитет может обратиться к подавшему жалобу за предоставлением дополнительной информации или разъяснений. Комитет принимает решение о неприемлемости жалобы, если она не отвечает формальным требованиям (см. выше), и уведомляет об этом заявителя и соответствующее государство.

Решение о признании жалобы приемлемой доводится до сведения соответствующего государства и заявителя. Это решение является окончательным. В течение 6 месяцев государство обязано представить разъяснения, информацию, а также указать, какие меры оно предприняло или собирается предпринять в пользу подавшего жалобу. Копии этих документов получает подавший жалобу, который вправе представить свои замечания и комментарии. Если государство не соблюдает назначенные сроки и упорно не реагирует на напоминания, Комитет принимает решение на основании документации, полученной от подавшего жалобу.

В течение срока, предоставленного данному государству на разъяснения, оно может восстановить нарушенные права человека или устранить последствия таких нарушений. В таком случае Комитет принимает решение о прекращении дела.

Решение Комитета о нарушении прав человека

Если Комитет придет к заключению, что права человека нарушены не были, он уведомляет о своем решении соответствующее государство и подавшего жалобу. Решение Комитета является окончательным.

Комитет, констатируя нарушение прав человека, обращается к государству с призывом предпринять соответствующие меры. Их характер зависит от нарушения прав человека.

Возмещение или компенсация присуждается только в тех случаях, когда нельзя иным образом восстановить нарушенные права человека. Надежда на получение крупной денежной суммы часто остается несбывшейся.

Выполнение государством решений Комитета.

Факультативный протокол не налагает на государства правовой обязанности выполнять рекомендации Комитета. Тем не менее, государство, которое одобрило и признает международный контроль, имеет политическую и моральную обязанность подчиниться решению Комитета. Практически так и поступает большинство государств.

Заявитель должен помнить о том, что целью контрольной процедуры не является компрометация государства на международной арене, а гарантирование прав человека.

(По материалам брошюры, изданной ООН «Международный пакт о гражданских и политических правах. Жалоба в Комитет по правам человека в Женеве. Братислава, 1999 г.)

4 Таким образом, обжалование приговора в надзорные инстанции не является обязательным условием для направления жалобы в Комитет по правам человека.

5 В этом состоит основное отличие от процедуры обращения в ЕСПЧ.

Образец написания жалобы

Уполномоченному по правам человека в Оренбургской области

от Иванова Ивана Ивановича,

проживающего по адресу : 460000, г. Оренбург

ул. ____________, д.____кв.____

Уважаемый Анатолий Михайлович!

Обстоятельства вынуждают меня обратиться к Вам с просьбой о защите моих прав.

Нарушение их заключается в следующем:

Далее подробно надо описать, кто и какие Ваши права нарушает.

Указать какие меры к защите своих права Вы принимали до этого, приложив к обращению копии ответов на Ваши ранее поданные жалобы, а также копии обжалуемых документов.

Жалоба должна быть подписана заявителем, а также указана дата ее подачи.

В соответствии с п.3 статьи 10 Закона Оренбургской области «Об Уполномоченном по правам человека в Оренбургской области» жалоба на действия (бездействия), нарушивших права заявителя, подается Уполномоченному в срок не позднее года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.








Часы приёма:

  • Пн: 09:00 — 18:00
  • Вт: 09:00 — 18:00
  • Ср: 09:00 — 18:00
  • Чт: 09:00 — 18:00

По понедельникам с 14.30 до 17.00 приём ведет Уполномоченный

Как обратиться?

Деятельность Уполномоченного дополняет существующие институты защиты прав и свобод граждан. Уполномоченный не заменяет те государственные органы, которые призваны обеспечить защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. Обращаться к Уполномоченному по правам человека в РФ следует тогда, когда исчерпаны все иные правовые возможности, но вы не удовлетворены принятым решением. В этом случае вы можете обратиться к Уполномоченному, жалуясь уже на те органы, которые, по вашему мнению, неправильно рассмотрели ваше дело или неправомерно отказали в решении.

Уполномоченный не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.

Подача жалобы Уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии аналогичной жалобы к рассмотрению Уполномоченным.

Жалоба (обращение, заявление) в письменном виде на имя Уполномоченного по правам человека в РФ должна сопровождаться копиями решений, принятых по жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке.

Получить более подробную информацию о порядке приема заявителей, о поступлении обращения, его входящих реквизитах, наименовании подразделения, ответственного за его исполнение, можно с понедельника по четверг с 9.30 ч. до 17.30 ч., в пятницу с 9.30 ч. до 16.15 ч. по телефонам (495) 607-19-22, (495) 607-34-67.

Адрес: 101000, Российская Федерация, г. Москва, ул. Мясницкая, дом 47, к. 115.

Новость дня

Почтовый адрес для направления писем:

454091, г. Челябинск, ул. Цвиллинга д. 51а, оф. 116

Телефон приемной: (351) 737-15-41

Адрес электронной почты — e-mail: [email protected]

Офис Уполномоченного по правам человека расположен по адресу:

454091, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 51а, оф. 116

Прием граждан осуществляется:

Каждый вторник по предварительной записи по телефону (351) 737-15-41 по адресу:

454091, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 51а, оф. 116

На прием к сотруднику Аппарата можно попасть без записи строго с 10-00 до 12-00 каждый четверг.

Уполномоченный по правам ребенка осуществляет прием каждый четверг по предварительной записи по адресу:

454091, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 51а, оф. 215

Комитет по правам человека написать письмо

16 октября начальник отдела по работе с правоохранительными органами Дмитрий Шевченко принял участие в заседании Координационного Совета Уполномоченных по правам человека в Уральском федеральном округе и поделился результатами работы по внедрению телемедицины в учреждения ФСИН — эта работа ведется по инцииативе краевого омбудсмана.

Павел Миков приветствовал участников пленарного заседания форума «Современные вызовы для молодёжи и задачи национальных диаспор», который прошёл по инициативе общественной организации «Общество Центральной Азии» узбеков Пермского края».

22 октября в Государственной приемной Уполномоченного по правам человека в Пермском крае омбудсмен Павел Миков проведет прием граждан по личным вопросам. Записаться на прием можно по телефону.

Омбудсмен Павел Миков выразил свое отношение к озвученному сегодня, 18 октября, посланию губернатора Прикамья Максима Решетникова к депутатам краевого парламента: «У Прикамья уверенный тренд развития!»

Разделяю скорбь родных и близких детей погибших в Керченском колледже.
Их жизнь оборвалась на самом взлете, когла можно было любить, мечтать, строить планы. Они верили в жизнь, которую им подарили родители, они верили в будущее, которое могли построить сами.

16 октября краевой омбудсмен Павел Миков, депутат Законодательного Собрания Прикамья Татьяна Шестакова и прокурор по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях Владимир Рыбайло посетили пермскую женскую колонию №32.

16 октября в пермском Доме журналиста по инициативе Павла Микова прошло заседание круглого стола «Свобода слова и мирных собраний: безграничные возможности или бесконечные ограничения?»

Павел Миков предлагает уделить больше внимания социальному сопровождению детей после выхода на свободу. 9 октября в Пермской воспитательной колонии прошло выездное заседание Попечительского совета

Павел Миков представил пермский опыт в области медиации на международном форуме «Сибирь: Европа и Азия — диалог о медиации», который прошел в Иркутске

«Мы, жители поселка Таежный в Пермском районе, отрезаны от цивилизации». С целью проверки информации коллективной жалобы 1 октября в поселок выехали сотрудники аппарата Уполномоченного по правам человека в Пермском крае

Обращения граждан

В интересах осужденного в адрес краевого омбудсмена обратился адвокат

После обращения к Уполномоченному ветерану выделена материальная помощь на ремонт квартиры

Из почты омбудсмана Павла Микова: «Жалуюсь на низкий размер пенсии и отказ в учете трудового стажа в Киргизии»

Из почты краевого омбудсмена: «Соседские пчелы кусают нас и наших детей!»

Омбудсман инициировал проверку по жалобе на нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства в ИК-18

Из почты омбудсмана: «Муж объявил голодовку, помогите разрешить тюремный беспредел»

Уполномоченный оказал содействие в получении звания Ветеран труда федерального значения

В адрес Уполномоченного обратилась пермячка с жалобой на действия судебного пристава

Из почты омбудсмана: «Маме очень нужен курс реабилитации, ждать до зимы или следующего года в таком состоянии очень сложно»

Омбудсман помог женщине получить жизненно важный препарат

Комитет по вопросам прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений: Омбудсмен должен назначаться путем тайного голосования в соответствии с Парижскими принципами ООН

Комитет по вопросам прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений отмечает, что назначение Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека должно происходить путем тайного голосования и в соответствии с Парижскими принципами ООН. Об этом говорится в письме председателя комитета к Председателю Верховной Рады Украины.

«Открытое голосование при назначении на должность Уполномоченного противоречит Парижским принципам ООН в отношении национальных институтов по правам человека и приведет к разрушению конституционного статуса независимости Уполномоченного по правам человека. Принятые решения на основе политических соглашений могут не только негативно повлиять на статус аккредитации украинского Уполномоченного, но и подорвать общественное доверие к наивысшему независимому органу по правам человека», — отметил председатель комитета.

Г. Немыря подчеркнул, что «несогласованность норм в действующем законодательстве Украины относительно процедуры избрания и увольнения Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека ставит под сомнение легитимность его избрания. Об этом неоднократно отмечалось в обращениях в адрес Верховной Рады Украины и комета, в частности от международных и правозащитных неправительственных организаций».

В письме сообщается, что «Комитет по вопросам прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений на своем заседании 4 октября 2017 года рассмотрел законопроекты №№7018 и 7018-1, о внесении изменений в Закон Украины «О Регламенте Верховной Рады Украины» относительно порядка назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека и предлагает главному комитету внести на рассмотрение Верховной Рады Украины для принятия в целях исправления несоответствия норм в законах Украины о назначении Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека тайным голосованием путем подачи бюллетеней, как это предусмотрено в специальном законе».

6 июня 2017 года рассмотрение вопроса о назначении Уполномоченного во время пленарного заседания Верховной Рады Украины не состоялось. 13.07 2017 года Верховной Радой Украины был принят Закон Украины «О Конституционном Суде Украины», в переходных положениях которого изменен порядок назначения и освобождения от должности Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека с тайного голосования бюллетенями на открытое голосование (в редакции ст. 208 Регламента Верховной Рады Украины).