Нормативные акты органов местного самоуправления принимаемые ими в пределах

Содержание статьи:

Трудовой кодекс Российской Федерации

Принят Государственной Думой
21 декабря 2001 года
Одобрен Советом Федерации
26 декабря 2001 года

(с изменениями от 24, 25 июля 2002 г., 30 июня 2003 г., 27 апреля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г., 30 июня, 18, 30 декабря 2006 г., 20 апреля, 21 июля, 1, 18 октября, 1 декабря 2007 г., 28 февраля, 22, 23 июля, 25, 30 декабря 2008 г., 7 мая 2009 г)

Часть первая

Раздел I. Общие положения

Глава 1. Основные начала трудового законодательства

Статья 1. Цели и задачи трудового законодательства

Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:

организации труда и управлению трудом;

трудоустройству у данного работодателя;

профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;

социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;

участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;

материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;

надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

разрешению трудовых споров;

обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Статья 2. Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:

свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;

запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;

защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;

обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;

равенство прав и возможностей работников;

обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;

обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них;

обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;

сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением;

обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту;

обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами;

обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;
обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.

Статья 3. Запрещение дискриминации в сфере труда

Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.

Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.

Статья 4. Запрещение принудительного труда

Принудительный труд запрещен.

Принудительный труд — выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:

в целях поддержания трудовой дисциплины;

в качестве меры ответственности за участие в забастовке;

в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;

в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;

в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.

К принудительному труду также относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с:

нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере;

возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности необеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами.

Для целей настоящего Кодекса принудительный труд не включает в себя:

работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;

работу, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами;

работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;

работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

Статья 5. Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:

трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;

иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:

указами Президента Российской Федерации;

постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

В случае противоречий между настоящим Кодексом и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется настоящий Кодекс.

Если вновь принятый федеральный закон, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в настоящий Кодекс.

Указы Президента Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам.

Постановления Правительства Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации.

Законы субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

Органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статья 6. Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений

К ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:

основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (включая определение правил, процедур, критериев и нормативов, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности);

обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);

порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;

основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;

порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;

принципы и порядок осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также систему и полномочия федеральных органов государственной власти, осуществляющих указанный надзор и контроль;
порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

систему и порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, государственной экспертизы условий труда, подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения;

систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда;

особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.

В случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный настоящим Кодексом или иными федеральными законами, применяется настоящий Кодекс или иной федеральный закон.

Статья 7. Утратила силу

Статья 8. Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права

Работодатели, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее — локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).

Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников.

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

Статья 9. Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в договорном порядке

В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.

Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.

Статья 10. Трудовое законодательство, иные акты, содержащие нормы трудового права, и нормы международного права

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.

Если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора.

Статья 11. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права

Трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, также применяются к другим отношениям, связанным с использованием личного труда, если это предусмотрено настоящим Кодексом или иным федеральным законом.

Все работодатели (физические лица и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

В тех случаях, когда судом установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников (руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, женщин, лиц с семейными обязанностями, молодежи и других) устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом.

На государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном настоящим Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):

военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы;

члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);

лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера;

другие лица, если это установлено федеральным законом.

Статья 12. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, во времени

Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте либо в законе или ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида.

Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, либо отдельные их положения прекращают свое действие в связи с:

истечением срока действия;

вступлением в силу другого акта равной или высшей юридической силы;

отменой (признанием утратившими силу) данного акта либо отдельных его положений актом равной или высшей юридической силы.

Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.

Действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

В отношениях, возникших до введения в действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, указанный закон или акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Действие коллективного договора, соглашения во времени определяется их сторонами в соответствии с настоящим Кодексом.

Локальный нормативный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем либо со дня, указанного в этом локальном нормативном акте, и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. В отношениях, возникших до введения в действие локального нормативного акта, указанный акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Локальный нормативный акт либо отдельные его положения прекращают свое действие в связи с:

истечением срока действия;

отменой (признанием утратившими силу) данного локального нормативного акта либо отдельных его положений другим локальным нормативным актом;

вступлением в силу закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, коллективного договора, соглашения (в случае, когда указанные акты устанавливают более высокий уровень гарантий работникам по сравнению с установленным локальным нормативным актом).

Статья 13. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в пространстве

Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, действуют на всей территории Российской Федерации, если в этих законах и иных нормативных правовых актах не предусмотрено иное.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего муниципального образования.

Принимаемые работодателем локальные нормативные акты действуют в отношении работников данного работодателя независимо от места выполнения ими работы.

Статья 14. Исчисление сроков

Течение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает возникновение трудовых прав и обязанностей, начинается с календарной даты, которой определено начало возникновения указанных прав и обязанностей.

Течение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает прекращение трудовых прав и обязанностей, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено окончание трудовых отношений.

Сроки, исчисляемые годами, месяцами, неделями, истекают в соответствующее число последнего года, месяца или недели срока. В срок, исчисляемый в календарных неделях или днях, включаются и нерабочие дни.

Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Статья 7. Акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права.

Органы местного самоуправления вправе принимать акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции.

Статья 8. Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, принимаемые работодателем.

Работодатель принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, работодатель при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, учитывает мнение представительного органа работников.

Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, по согласованию с представительным органом работников.

Локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями либо принятые без соблюдения предусмотренного настоящим Кодексом порядка учета мнения представительного органа работников, являются недействительными. В таких случаях применяются законы или иные нормативные пра­вовые акты, содержащие нормы трудового права.

Статья 13. Действие законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в пространстве.

Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения, возникающие на всей территории Российской Федерации, если в этих законах и иных нормативных правовых актах не предусмотрено иное.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего муниципального образования.

Локальные нормативные акты организации, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах этой организации.

Статья 20. Стороны трудовых отношений.

Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.

Работник — физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.

Работодатель — физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, установленных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.

Права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются: физическим лицом, являющимся работодателем;

органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами в порядке, установленном законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.

По обязательствам учреждений, финансируемых полностью или частично собственником (учредителем), вытекающим из трудовых отношений, дополнительную ответственность несет собственник (учредитель) в установленном законом порядке.

Статья 21. Основные права и обязанности работника.

Работник имеет право на:

заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами;

предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;

рабочее место, соответствующее условиям, предусмотренным государственными стандартами организации и безопасности труда и коллективным договором;

своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;

отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оп­лачиваемых ежегодных отпусков;

полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте;

профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;

объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов;

участие в управлении организацией в предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами и коллективным договором формах;

ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей, а также на информацию о выполнении коллективного договора, соглашений;

защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами;

разрешение индивидуальных и коллективных трудовых Споров, включая право на забастовку, в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;

возмещение вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;

обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами.

добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;

соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации;

соблюдать трудовую дисциплину;

выполнять установленные нормы труда;

соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;

бережно относиться к имуществу работодателя и других работников;

незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя.

Нормативно-правовая база

    История документа

ЛУГАНСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

О нормативных правовых актах в Луганской Народной Республике

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) аналогия закона – применение к общественным отношениям вследствие отсутствия нормативных правовых актов, регулирующих данные общественные отношения, нормативных правовых актов, регулирующих подобные общественные отношения;

2) государственный реестр нормативных правовых актов в Луганской Народной Республике – единая система государственного учета (регистрации) нормативных правовых актов в Луганской Народной Республике, содержащая реквизиты нормативных правовых актов и другие сведения информационно-справочного характера об этих актах;

3) государственный регистр нормативных правовых актов в Луганской Народной Республике – банк нормативных правовых актов в Луганской Народной Республике, содержащий номера государственной регистрации, реквизиты, тексты, источники официального опубликования нормативных правовых актов, а также дополнительные сведения к ним;

4) законодательство – совокупность нормативных правовых актов, принятых (изданных) в установленном порядке;

5) систематизация нормативных правовых актов – деятельность по упорядочению нормативных правовых актов, приведению их в единую внутренне согласованную систему;

6) инкорпорация – вид систематизации нормативных правовых актов, осуществляемой путем объединения нормативных правовых актов в сборники и собрания без изменения установленного ими содержания правового регулирования;

7) кодификация – упорядочение норм права путем коренной переработки имеющихся в определенной сфере правового регулирования нормативных правовых актов и создания на их основе единого юридически и логически цельного нормативного правового акта;

8) консолидация нормативных правовых актов – вид систематизации нормативных правовых актов, осуществляемой путем объединения в один нормативный правовой акт нескольких нормативных правовых актов по одному и тому же вопросу;

9) локальный нормативный акт – внутриорганизационный правовой акт, принимаемый уполномоченным субъектом организации в пределах своей компетенции для регулирования деятельности организации и отношений между ее участниками;

10) норма права – общеобязательное правило поведения постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение, распространяющееся на индивидуально неопределенный круг лиц в рамках регулируемых общественных отношений;

11) нормативный правовой акт – письменный официальный документ установленной формы, принятый (изданный) органом государственной власти (должностным лицом) Луганской Народной Республики, органом (должностным лицом) местного самоуправления в пределах их компетенции или путем референдума, направленный на установление, изменение, введение в действие, прекращение или приостановление действия правовых норм, как общеобязательных предписаний постоянного или временного характера, адресованных неопределенному кругу лиц и рассчитанных на многократное применение;

12) официальное опубликование (обнародование) нормативного правового акта – доведение нормативного правового акта до всеобщего сведения путем опубликования полного текста нормативного правового акта в официальных периодических печатных изданиях, Интернет-ресурсах, распространение его через другие средства массовой информации, определяемых Народным Советом Луганской Народной Республики, а также Главой Луганской Народной Республики;

13) правовая система – совокупность согласованных и взаимосвязанных юридических средств, институтов, учреждений, существующих и функционирующих в государстве, с помощью которых оно оказывает руководящее, организационное и регулятивное воздействие на общественные отношения;

14) правовой акт – официальный письменный документ, направленный на регулирование общественных отношений, имеющий обязательную силу для адресатов, принятый уполномоченным органом и порождающий соответствующие правовые последствия;

15) уполномоченный орган – граждане Луганской Народной Республики в период проведения референдума, государственные органы и должностные лица Луганской Народной Республики, которые вправе принимать нормативные правовые акты в соответствии с их компетенцией, установленной Конституцией Луганской Народной Республики, настоящим Законом, а также законодательством, определяющим правовой статус этих органов и должностных лиц;

16) юридическая сила нормативного правового акта – характеристика нормативного правового акта, определяющая обязательность его применения к соответствующим общественным отношениям, а также его соподчиненность по отношению к иным нормативным правовым актам;

17) юридическая техника – совокупность способов, требований и правил оформления нормативных правовых актов.

Глава 2. Система нормативных правовых актов

Статья 2. Понятие системы нормативных правовых актов

Система нормативных правовых актов – совокупность нормативных правовых актов, принимаемых (издаваемых) и реализуемых в установленном законодательством Луганской Народной Республики порядке, связанных отношениями соподчиненности и координации.

Совокупность нормативных правовых актов Луганской Народной Республики и нормативных правовых актов местного самоуправления (муниципальных нормативных правовых актов) образуют систему нормативных правовых актов в Луганской Народной Республике.

Статья 3. Законы

1. Закон – нормативный правовой акт, который регулирует важнейшие общественные отношения, устанавливает основополагающие принципы и нормы, общеобязательные правила поведения для всех субъектов таких отношений и ответственность за нарушение установленных правил, принимаемый Народным Советом Луганской Народной Республики или непосредственно народом путем проведения референдума.

2. Законы Луганской Народной Республики:

1) Конституция Луганской Народной Республики – Основной Закон Луганской Народной Республики прямого действия, имеющий высшую юридическую силу и создающий правовую основу для принятия законов и других нормативных правовых актов;

(пункт 2 части 2 статьи 3 утратил силу в соответствии с Законом Луганской Народной Республики от 07.03.2017 № 151-II )

3) Кодекс Луганской Народной Республики – закон, обеспечивающий полное системное регулирование определенной области общественных отношений;

4) Закон Луганской Народной Республики.

Статья 4. Основные и производные нормативные правовые акты

Основной нормативный правовой акт распорядительного характера (постановление, приказ, распоряжение) утверждает производные (специальные) нормативные правовые акты.

Статья 5. Специальные нормативные правовые акты

1. Специальные нормативные правовые акты принимаются для регулирования основных режимов организации и деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных, муниципальных и иных учреждений и организаций.

2. Специальные нормативные правовые акты:

1) положение (устав) – акт, устанавливающий статус субъекта права;

2) инструкция – акт, определяющий порядок и формы деятельности по выполнению задач (функций) в отдельных сферах;

3) регламент – акт, устанавливающий порядок деятельности субъекта права;

4) порядок – акт, определяющий основания и последовательность юридических действий;

5) перечень – акт, определяющий группы предметов (товаров, работ, услуг), организаций и должностей (профессий).

Статья 6. Локальные нормативные правовые акты

Локальные нормативные правовые акты устанавливают порядок деятельности государственных и муниципальных учреждений и организаций по выполнению их уставных задач.

Статья 7. Нормативные правовые акты Луганской Народной Республики

Нормативными правовыми актами Луганской Народной Республики являются:

1) Конституция Луганской Народной Республики;

(пункт 2 статьи 7 утратил силу в соответствии с Законом Луганской Народной Республики от 07.03.2017 № 151-II )

3) кодексы Луганской Народной Республики;

4) законы Луганской Народной Республики;

5) нормативные правовые акты Народного Совета Луганской Народной Республики;

6) нормативные правовые акты Главы Луганской Народной Республики;

7) нормативные правовые акты Совета Министров Луганской Народной Республики;

8) нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Луганской Народной Республики;

9) нормативные правовые акты иных государственных органов Луганской Народной Республики и должностных лиц Луганской Народной Республики;

10) нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Статья 8. Нормативные правовые акты местного самоуправления (муниципальные нормативные правовые акты)

1. Нормативные правовые акты местного самоуправления (муниципальные нормативные правовые акты) принимаются (издаются) органами (должностными лицами) местного самоуправления в пределах их компетенции или путем проведения местного референдума.

2. Нормативные правовые акты местного самоуправления (муниципальные нормативные правовые акты) принимаются (издаются) по вопросам местного значения и являются обязательными для исполнения на соответствующей территории.

3. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, нормативные правовые акты местного самоуправления (муниципальные нормативные правовые акты) могут приниматься (издаваться) на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами Луганской Народной Республики.

Статья 9. Иерархия нормативных правовых актов

1. Иерархия нормативных правовых актов в Луганской Народной Республике основывается на их юридической силе, а также их соподчиненности по отношению к иным нормативным правовым актам.

2. Конституция Луганской Народной Республики имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Луганской Народной Республики.

Кодексы и законы Луганской Народной Республики, а также иные нормативные правовые акты, принимаемые (издаваемые) в Луганской Народной Республике, не должны противоречить Конституции Луганской Народной Республики.

(абзац второй части 2 статьи 9 в редакции Закона Луганской Народной Республики от 07.03.2017 № 151-II )

3. Законы Луганской Народной Республики не должны противоречить кодексам Луганской Народной Республики.

Нормы законов Луганской Народной Республики в случаях их расхождения с нормами кодексов Луганской Народной Республики могут применяться только после внесения в кодексы соответствующих изменений.

4. Кодексам и законам Луганской Народной Республики (далее – законы Луганской Народной Республики) не могут противоречить любые нормативные правовые акты.

5. Нормативные правовые акты Совета Министров Луганской Народной Республики не могут противоречить законам Луганской Народной Республики, а также указам Главы Луганской Народной Республики.

6. Нормативные правовые акты иных исполнительных органов государственной власти не могут противоречить законам Луганской Народной Республики, а также нормативным правовым актам Главы Луганской Народной Республики и Совета Министров Луганской Народной Республики.

7. Нормативные правовые акты местного самоуправления (муниципальные нормативные правовые акты) должны приниматься (издаваться) органами и должностными лицами местного самоуправления на основании законодательства Луганской Народной Республики и по вопросам, отнесенным к их полномочиям.

Статья 10. Прямое действие нормативных правовых актов

Все нормативные правовые акты имеют прямое действие, если иное не оговорено в самих нормативных правовых актах или актах о введении их в действие.

Статья 11. Разрешение юридических коллизий

1. Расхождение или противоречие между нормативными правовыми актами, регулирующими одни и те же общественные отношения, означает юридическую коллизию.

2. В случае возникновения юридических коллизий применению подлежит нормативный правовой акт, приоритет которого определяется в следующей последовательности:

1) нормативный правовой акт высшей юридической силы имеет преимущество над нормативным правовым актом меньшей юридической силы;

2) специальный нормативный правовой акт имеет преимущество перед общим нормативным правовым актом;

3) введенный в действие более поздний нормативный правовой акт имеет преимущество над введенным в действие более ранним нормативным правовым актом.

Глава 3. Подготовка и оформление проектов
нормативных правовых актов

Статья 12. Субъекты правотворчества

1. Правомочие по принятию (изданию) нормативных правовых актов в Луганской Народной Республике имеют:

граждане Луганской Народной Республики;

органы государственной власти и должностные лица Луганской Народной Республики;

органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления.

2. Граждане Луганской Народной Республики принимают нормативные правовые акты непосредственно на референдуме Луганской Народной Республики, а также на местном референдуме, в порядке, установленном законодательством.

Граждане Луганской Народной Республики участвуют в разработке, принятии (издании) нормативных правовых актов в порядке, установленном законодательством и иными нормативными правовыми актами Луганской Народной Республики, нормативными правовыми актами местного самоуправления (муниципальными нормативными правовыми актами).

Статья 13. Порядок разработки проекта нормативного
правового акта

1. Уполномоченный орган, разрабатывающий проект нормативного правового акта, создает рабочую группу по подготовке проекта или поручает его подготовку одному из своих подразделений, которое выполняет функции рабочей группы. В подготовке проекта нормативного правового акта обязательно участие работников юридического подразделения органа, подготавливающего проект.

2. К подготовке проектов законов, указов Главы Луганской Народной Республики и постановлений Совета Министров Луганской Народной Республики, а при необходимости – проектов нормативных правовых актов других уполномоченных органов могут привлекаться специалисты различных областей знаний, научные учреждения и научные работники, представители общественных объединений.

3. Уполномоченный орган вправе поручать подготовку альтернативных проектов нормативного правового акта нескольким органам, организациям или заключать с ними договоры, а также объявлять конкурсы на лучший проект.

4. Подзаконные нормативные правовые акты нескольких уполномоченных органов разрабатываются ими совместно.

Статья 14. Опубликование (обнародование) проектов нормативных правовых актов. Публичное обсуждение.

1. Подготовленные проекты нормативных правовых актов по общему правилу публикуются для сведения заинтересованных лиц.

2. Проекты нормативных правовых актов, непосредственно затрагивающих права и свободы человека и гражданина или правовой статус организаций, а также проекты нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность, подлежат обязательному размещению на официальном сайте и/или в официальном печатном издании соответствующего уполномоченного органа.

3. Проекты нормативных правовых актов Луганской Народной Республики, нормативных правовых актов местного самоуправления (муниципальных нормативных правовых актов), могут быть вынесены на публичное обсуждение, порядок проведения и подведения итогов которого определяется соответственно законодательством Луганской Народной Республики, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 15. Требования юридической техники к качеству нормативных правовых актов

1. Нормативные правовые акты должны быть подготовлены с учетом следующих основных принципов:

1) нормативность, предполагающая регулирование соответствующих видов общественных отношений и предусматривающая длительное действие;

2) полнота – закрепление в нормативном правовом акте всех необходимых элементов для регулирования правоотношения;

3) конкретность – отражение в нормативном правовом акте специфических, наиболее характерных признаков регулируемого правоотношения, позволяющих в процессе реализации нормы права определить правовые отношения, подпадающие под сферу ее действия;

4) системность – не противоречие другим предписаниям нормативного правового акта, а также действующим нормам права;

5) точность, означающая соответствие нормативных правовых предписаний, сформулированных в тексте нормативного правового акта, воле законодателя и обеспечивающая их однозначное восприятие всеми заинтересованными лицами;

6) социально – экономическая обоснованность, предполагающая соответствие содержания нормативных правовых актов уровню развития общественных отношений.

Глава 4. Принятие, опубликование и регистрация
нормативных правовых актов

Статья 16. Определение порядка принятия (издания) нормативных правовых актов

Порядок принятия (издания) нормативных правовых актов определяется Конституцией Луганской Народной Республики, настоящим Законом, иными законами Луганской Народной Республики и другими нормативными правовыми актами Луганской Народной Республики, нормативными правовыми актами местного самоуправления (муниципальными нормативными правовыми актами).

Статья 17. Обязательность опубликования (обнародования) нормативных правовых актов

1. Законы Луганской Народной Республики подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются.

2. Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения.

3. Нормативные правовые акты, содержащие сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, могут быть официально опубликованы (обнародованы) лишь в части, не содержащей сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну.

Статья 18. Порядок официального опубликования (обнародования) нормативных правовых актов

1. Порядок официального опубликования (обнародования) законов Луганской Народной Республики устанавливается настоящим Законом.

2. Порядок опубликования нормативных правовых актов Народного Совета Луганской Народной Республики определяется Народным Советом Луганской Народной Республики.

3. Порядок официального опубликования нормативных правовых актов Главы Луганской Народной Республики и Совета Министров Луганской Народной Республики определяется Главой Луганской Народной Республики.

4. Порядок официального опубликования нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Луганской Народной Республики определяется Советом Министров Луганской Народной Республики по согласованию с Главой Луганской Народной Республики.

5. Нормативные правовые акты местного самоуправления (муниципальные нормативные правовые акты) подлежат официальному опубликованию в порядке, установленном законодательством Луганской Народной Республики.

Статья 19. Порядок опубликования (обнародования) законов Луганской Народной Республики

1. Законы Луганской Народной Республики подлежат официальному опубликованию (обнародованию) в течение семи дней после их подписания Главой Луганской Народной Республики в официальных периодических печатных изданиях, Интернет-ресурсах, определяемых Главой Луганской Народной Республики (далее – официальное издание, Интернет-ресурс).

2. Датой официального опубликования (обнародования) закона считается день первой публикации его полного текста в официальном издании, Интернет-ресурсе.

3. Законы вступают в силу со дня, следующего за днем официального опубликования (обнародования), если более поздний срок вступления в силу не установлен законом.

4. Законы по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.

5. В случае, если при официальном опубликовании (обнародовании) закона были допущены ошибки, опечатки, иные неточности в сравнении с подлинником, то в официальном издании, Интернет-ресурсе должны быть опубликованы (обнародованы) официальное извещение об исправлении ошибки, опечатки, неточности и подлинная редакция соответствующих положений закона.

6. Законы могут быть также опубликованы (обнародованы) Главой Луганской Народной Республики в иных периодических печатных изданиях, Интернет-ресурсах, а также доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио, разосланы органам государственной власти, местного самоуправления, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи.

7. Контроль за правильностью и своевременностью опубликования (обнародования) законов осуществляется Народным Советом Луганской Народной Республики.

Статья 20. Государственный реестр нормативных правовых актов. Государственный регистр нормативных правовых актов.

Нормативные правовые акты Луганской Народной Республики и нормативные правовые акты местного самоуправления (муниципальные нормативные правовые акты) подлежат включению в Государственный реестр нормативных правовых актов в Луганской Народной Республике, Государственный регистр нормативных правовых актов в Луганской Народной Республике в порядке, установленном Главой Луганской Народной Республики.

Глава 4 1 . Изменение нормативных правовых актов.
Утрата юридической силы

Статья 21. Внесение изменений в нормативные правовые акты

1. Внесением изменений в нормативные правовые акты считается:

1) замена слов, цифр;

2) исключение слов, цифр, предложений, структурных единиц;

3) исключение структурных единиц не вступившего в силу нормативного правового акта;

4) новая редакция структурной единицы;

5) дополнение структурной единицы новыми словами, цифрами или предложениями;

6) дополнение структурными единицами нормативного правового акта;

7) приостановление действия нормативного правового акта или его структурных единиц;

8) продление действия нормативного правового акта или его структурных единиц.

2. Изменения вносятся только в основной нормативный правовой акт. Вносить изменения в основной нормативный правовой акт путем внесения изменений в изменяющий его нормативный правовой акт недопустимо.

3. Нормативный правовой акт, вносящий изменения в основной нормативный правовой акт не должен содержать положений, устанавливающих новое правовое регулирование.

4. При изменении текста структурной единицы действующего нормативного правового акта такая структурная единица продолжает действовать в измененной редакции. После текста измененной структурной единицы следует ссылка на то, что эта структурная единица действует в редакции акта, изменившего ее.

Статья 22. Порядок признания нормативных правовых актов утратившими силу

1. Нормативный правовой акт или его отдельные нормы утрачивают юридическую силу в случаях:

1) истечения срока действия нормативного правового акта или его отдельной структурной единицы;

2) признания нормативного правового акта или его отдельных положений утратившим (утратившими) юридическую силу;

3) отмены нормативного правового акта;

4) признания нормативного правового акта или его отдельных положений недействительным (недействительными).

2. Признание нормативного правового акта (отдельных его положений) судом в соответствии с законодательством Луганской Народной Республики недействительным (недействительными) влечет утрату им (ими) юридической силы и не требует его (их) отмены уполномоченным органом, принявшим данный нормативный правовой акт.

3. Признание нормативного правового акта (отдельных его положений) судом в соответствии с законодательством Луганской Народной Республики недействующим (недействующими) влечет запрет на его (их) применение. Отмена такого нормативного правового акта (отдельных его положений) или признание его (их) утратившим силу осуществляется уполномоченным органом, принявшим данный нормативный правовой акт.

4. Признание основного нормативного правового акта утратившим юридическую силу означает утрату юридической силы производных и вспомогательных нормативных правовых актов, если не установлено иное.

Статья 23. Вид акта о внесении изменений в нормативные правовые акты, признании их утратившими силу

1. Внесение изменений в нормативный правовой акт, признание его утратившим силу осуществляются актом, имеющим вид изменяемого (признаваемого утратившим силу) нормативного правового акта.

Нормативный правовой акт или его части также могут быть признаны утратившими силу законом, актом вышестоящего органа или суда в случаях, установленных законодательством Луганской Народной Республики.

2. Закон, принятый на референдуме Луганской Народной Республики, нормативный правовой акт, принятый на местном референдуме, может быть изменен, приостановлен, отменен, признан утратившим силу в порядке, установленном указанным законом, нормативным правовым актом. Если данный порядок не установлен, изменения в закон, нормативный правовой акт, его приостановление, отмена или признание утратившим силу могут быть осуществлены в порядке, предусмотренном для соответствующего закона, нормативного правового акта, но не ранее чем через пять лет со дня принятия соответствующего решения на референдуме.

Статья 24. Изменения нормативных правовых актов, признание их утратившими силу в связи с принятием (изданием) нового нормативного правового акта

1. В связи с принятием (изданием) нормативного правового акта подлежат признанию утратившими силу или изменению все ранее принятые (изданные) нормативные правовые акты или их структурные единицы, если они противоречат включенным в новый акт нормам права или поглощаются ими.

2. Перечень актов и их частей, подлежащих признанию утратившими силу в связи с принятием (изданием) нового нормативного правового акта, должен содержаться либо в самом акте, либо в акте о порядке введения его в действие.

3. Если имеется значительное число нормативных правовых актов (их структурных элементов), подлежащих признанию утратившими силу, изменению и (или) дополнению в связи с принятием (изданием) нормативного правового акта, их перечни могут оформляться в виде самостоятельного проекта и представляться одновременно с проектом основного акта.

(Закон дополнен главой 4 1 в соответствии с Законом Луганской Народной Республики от 07.03.2017 № 151-II )

Глава 5. Заключительные и переходные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу на следующий день со дня его официального опубликования.

2. До принятия Конституции Луганской Народной Республики продолжает действовать Временный Основной Закон (Конституция) Луганской Народной Республики, принятый Верховным Советом Луганской Народной Республики 18 мая 2014 года (с последующими изменениями).

3. Законодательство Украины, а также законы и иные нормативные правовые акты, принятые (изданные) правотворческими органами бывшего Союза Советских Социалистических Республик, иными правотворческими органами, прекратившими впоследствии свое существование, но нормативные правовые акты, которых действовали на территории Украины до вступления в силу Временного Основного Закона (Конституции) Луганской Народной Республики, а именно до 18 мая 2014 года, применяются на территории Луганской Народной Республики в части, не противоречащей Временному Основному Закону (Конституции) Луганской Народной Республики, международным договорам Луганской Народной Республики, законам и иным нормативным правовым актам Луганской Народной Республики, до принятия (издания) соответствующих законов и иных нормативных правовых актов.