П 51 ст 169 нк рф

Содержание статьи:

Вопрос: Согласно части 2 ст. 169 НК РФ счета-фактуры являются основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету при выполнении требований, установленных п. 5, п. 5.1 и п. 6 настоящей статьи. Сетевая организация оказывает услуги по передаче электроэнергии гарантирующему поставщику, который действует в интересах потребителей. Продавец выставил покупателю счет к оплате, но воздерживается от направления последнему счета-фактуры. Существует судебная практика, в которой указано, что НДС к вычету можно принимать на основании иных документов. Какие документы можно считать «иными» в ситуации, когда поставщик не представляет счет-фактуру? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2016 г.)

Согласно части 2 ст. 169 НК РФ счета-фактуры являются основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету при выполнении требований, установленных п. 5, п. 5.1 и п. 6 настоящей статьи.

Сетевая организация оказывает услуги по передаче электроэнергии гарантирующему поставщику, который действует в интересах потребителей (п. 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее — Правила)). Продавец выставил покупателю счет к оплате, но воздерживается от направления последнему счета-фактуры, счет оплачен.

В соответствии с п. 50, п. 51 Правил сетевая организация компенсирует гарантирующему поставщику потери электроэнергии на основании договора купли-продажи.

Существует судебная практика, в которой указано, что НДС к вычету можно принимать на основании иных документов (например определение КС РФ от 02.10.2003 N 384-О).

Какие документы можно считать «иными» в ситуации, когда поставщик не представляет счет-фактуру?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Из сложившейся судебной практики следует, что в некоторых случаях иным документом, необходимым для принятия к вычету «входного» НДС, может служить платежный документ с выделенной суммой налога.

Однако в данной ситуации, на наш взгляд, для получения вычета по НДС наличие счета-фактуры обязательно.

В соответствии с п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты. Вычеты сумм НДС, предъявленных налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав, производятся на основании ст. 171 НК РФ в порядке, предусмотренном ст. 172 НК РФ.

Налогоплательщик имеет право на вычет «входного» НДС, если одновременно выполняются следующие условия:

— приобретенные товары (работы, услуги) предназначены для осуществления операций, облагаемых НДС (п. 2 ст. 171 НК РФ);

— товары (работы, услуги) приняты к учету (п. 1 ст. 172 НК РФ);

— имеется надлежащим образом оформленный счет-фактура поставщика (в установленных НК РФ случаях — иные документы, подтверждающие фактическую уплату сумм налога) (п. 1 ст. 172 НК РФ).

Исходя из п. 1 ст. 172 НК РФ вычеты налога на основании иных документов производятся в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 ст. 171 НК РФ.

При этом из анализа названных норм НК РФ и Правил ведения книги покупок, утвержденных постановлением от 26.12.2011 N 1137 (далее — Правила ведения книги покупок), следует, что иными документами являются:

— бланки строгой отчетности с выделенной суммой налога, уплаченного по расходам на командировки (расходам по проезду к месту служебной командировки и обратно, включая расходы на пользование в поездах постельными принадлежностями, а также расходам на наем жилого помещения) (п. 7 ст. 171 НК РФ, п. 18 Правил ведения книги покупок);

— счета-фактуры, выписанные самими налогоплательщиками при выполнении СМР для собственных нужд, при получении предоплаты, а также при выполнении функций налогового агента (п.п. 3, 6, 7 ст. 171 НК РФ, п. 20, 22, 23 Правил ведения книги покупок).

Кроме того, пунктом 14 Правил ведения книги покупок предусмотрено, что регистрируются в книге покупок документы, которыми оформляется передача имущества, нематериальных активов, имущественных прав в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или паевых взносов в паевые фонды кооперативов и в которых указаны суммы налога, восстановленного акционером (участником, пайщиком) в порядке, установленном п. 3 ст. 170 НК РФ.

В указанном в вопросе определении КС РФ от 02.10.2003 N 384-О суд, ссылаясь п. 1 ст. 172 НК РФ, подтвердил, что счет-фактура не является единственным документом для предоставления налогоплательщику вычетов по НДС, и отметил, что налоговые вычеты в рассматриваемом случае могут предоставляться и на основании иных документов, подтверждающих уплату НДС. Отметим, что в указанном определении рассмотрено право на получение вычета арендатором государственного и муниципального имущества, который выступает налоговым агентом, и для получения вычета, помимо счета-фактуры, в таком случае требуется подтвердить уплату налога в бюджет.

Суды, основываясь на правовой позиции, изложенной в определении КС РФ от 02.10.2003 N 384-О, а также п. 7 ст. 168 НК РФ, поддерживают налогоплательщиков в основном в случаях, когда документом, подтверждающим вычет НДС, являются кассовые чеки с выделенной суммой налога при приобретении материалов за наличный расчет (смотрите, например, постановления Президиума ВАС РФ от 13.05.2008 N 17718/07, ФАС Северо-Западного округа от 03.09.2013 N Ф07-6570/13, ФАС Московского округа от 23.08.2011 N Ф05-6832/11).

В постановлении ФАС Московского округа от 19.03.2013 N Ф05-1264/13 рассмотрена ситуация, аналогичная рассматриваемой в вопросе. Контрагент при осуществлении операции, облагаемой НДС, обязан был выставить счет-фактуру в адрес покупателя, но не сделал этого, что привело к нарушению права покупателя на осуществление налогового вычета НДС. При этом покупатель выделил НДС в платежных документах. Суд признал, что налогоплательщик вправе был принять НДС к вычету на основании платежных документов с выделенной суммой налога. На решение суда повлиял тот факт, что контрагент, который должен был выписать счет-фактуру, не имел уже возможности выписать счет-фактуру в связи с его ликвидацией. Следует отметить, что в рассматриваемом случае, несмотря на решение суда о правомерности вычета на основании платежных документов, в вычете НДС было отказано на основании того, что доказательств, подтверждающих факт обращения налогоплательщика в налоговый орган для возмещения НДС и отказа налоговым органом в возмещении уплаченного налога в связи с отсутствием счетов-фактур, в материалы дела не представлено.

В постановлении ФАС Уральского округа от 25.10.2013 N Ф09-11793/13 суд отказал в вычете налога из-за отсутствия счета-фактуры. При этом ссылка общества на определение КС РФ от 02.10.2003 N 384-О отклонена, поскольку в данном определении содержатся выводы относительно иных фактических обстоятельств.

Таким образом, при рассмотрении споров о принятии к вычету НДС при отсутствии счета-фактуры суды принимают решения исходя из обстоятельств рассматриваемых дел.

В данной ситуации сетевая компания приобретает по договору купли-продажи электроэнергию в счет компенсации потерь.

В соответствии с п. 3 ст. 32 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» величина потерь электрической энергии (далее также — электроэнергия), не учтенная в ценах на электроэнергию, оплачивается сетевыми организациями, в сетях которых они возникли, в установленном правилами оптового и (или) розничных рынков порядке. При этом сетевые организации обязаны заключить в соответствии с указанными правилами договоры купли-продажи электроэнергии в целях компенсации потерь в пределах не учтенной в ценах на электроэнергию величины.

Пункт 51 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, также возлагает на сетевые организации обязанность оплачивать стоимость фактических потерь электроэнергии, возникших в принадлежащих им объектах сетевого хозяйства, за вычетом стоимости потерь, учтенных в ценах (тарифах) на электроэнергию на оптовом рынке. При этом размер фактических потерь электроэнергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электроэнергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электроэнергии, и объемом электроэнергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети, а также переданной в другие сетевые организации (п. 50 тех же Правил).

При этом передача электроэнергии в счет компенсации потерь по договору купли-продажи является объектом налогообложения НДС в соответствии со ст. 146 НК РФ.

Учитывая, что расходы сетевой организации на приобретение электроэнергии для компенсации потерь в принадлежащих ей электрических сетях напрямую связаны со спецификой деятельности сетевых организаций и обязанность сетевой организации оплатить потери электроэнергии в случае, если вина конечного потребителя (абонента) в произошедших сверхнормативных потерях не будет доказана, прямо предусмотрена нормативными правовыми актами в области электроэнергетики, а следовательно, связана с осуществлением налогооблагаемых операций, суммы НДС, предъявленные поставщиком по электроэнергии, приобретаемой сетевой организацией для компенсации потерь в электрических сетях, подлежат вычету в общеустановленном порядке.

Этот вывод подтверждает правовая позиция Президиума ВАС РФ, который, рассматривая правомерность применения вычетов НДС по товарам, обязанность приобретения которых вменена налогоплательщику законом и не зависит от его усмотрения, в постановлении от 23.11.2010 N 9202/10 указал, что операции по приобретению таких товаров должны признаваться связанными с осуществлением налогооблагаемых операций, в связи с чем суммы НДС, предъявленные к оплате поставщиками таких товаров, могут быть приняты к вычету в общеустановленном порядке. При этом судьи указали, что содержащееся в этом постановлении Президиума ВАС РФ толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.

Арбитражные суды, признавая правомерность принятия сетевыми организациями к вычету сумм НДС, предъявленных им при оплате (компенсации) фактических потерь электроэнергии, исходят из того, что услуги по передаче электрической энергии являются операциями, облагаемыми НДС, а расходы на приобретение электрической энергии для компенсации потерь в электрических сетях непосредственно связаны с этой деятельностью (смотрите, например, определение СК по экономическим спорам Верховного Суда России от 12.12.2014 N 301-КГ14-4865, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 13.04.2012 N Ф08-1672/12, ФАС Уральского округа от 08.12.2010 Ф09-10415/10-С2, ФАС Поволжского округа от 08.10.2010 по делу N А55-26988/2009, Первого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2014 N 01АП-2734/14).

Принимая во внимание приведенную позицию ВАС РФ и сложившуюся арбитражную практику, с правомерностью применения вычетов НДС при приобретении сетевыми организациями электроэнергии для компенсации сверхнормативных потерь в электрических сетях соглашаются и налоговые, и финансовые ведомства. Их специалисты разъясняют, что, поскольку услуги по передаче электроэнергии являются операциями, облагаемыми НДС, а приобретение электроэнергии для компенсации сверхнормативных потерь в сетях непосредственно связано с этой деятельностью и осуществляется в силу прямого указания закона, сетевая организация вправе принять к вычету налог на добавленную стоимость, предъявленный поставщиком электроэнергии (п. 18 письма ФНС России от 24.12.2015 N СА-4-7/[email protected], письма Минфина России от 11.11.2014 N 03-07-11/56886, от 28.10.2014 N 03-07-11/54553, от 29.09.2014 N 03-07-15/48602 (доведено до нижестоящих налоговых органов письмом ФНС России от 31.10.2014 N ГД-4-3/[email protected]), ФНС России от 03.10.2014 N ГД-4-3/20269).

При этом, несмотря на указанную позицию ВАС РФ и разъяснения финансового и налогового ведомств, существуют судебные решения, в которых суды апелляционной и кассационной инстанций установили, что отсутствие дальнейшей реализации обществом приобретенной им электрической энергии в виде потерь в процессе транспортировки не дает обществу права на вычет НДС, уплаченного в стоимости потерянной электрической энергии (постановление АС Северо-Кавказского округа от 14.08.2014 N Ф08-2044/14). Однако из определения СК по экономическим спорам Верховного Суда России от 26.01.2015 N 308-КГ14-4128 следует, что суды апелляционной и кассационной инстанций неверно указали на отсутствие у общества права на вычет НДС по таким операциям. Но в вычете все равно было отказано в связи с тем, что в ходе судебного разбирательства было доказано, что спорные операции производились в целях получения необоснованной налоговой выгоды. Основным аргументом при этом был тот факт, что приобретенный обществом объем электроэнергии в целях компенсации сверхнормативных потерь превышает объем электроэнергии, переданный по электросетям общества.

В постановлении АС Дальневосточного округа от 16.12.2014 N Ф03-5043/14 суд, рассматривая аналогичное дело, признал, что у инспекции имелись правовые основания для отказа в применении налоговых вычетов по НДС. Однако в этом случае судебная коллегия поддержала налогоплательщика и признала вычет НДС правомерным, отменив указанное постановление АС (определение СК по экономическим спорам Верховного Суда России от 29.07.2015 N 303-КГ15-1752).

При этом во всех случаях, рассматриваемых судами, налогоплательщиками для подтверждения права на вычет представлялись в том числе счета-фактуры, выставленные поставщиками.

Таким образом, сложившаяся судебная практика свидетельствует о том, что даже при наличии у налогоплательщика счета-фактуры, выписанного поставщиком на электроэнергию, поставляемую в счет компенсации потерь, налоговые органы отказывают в вычете налога по таким операциям.

На основании изложенного считаем, что для применения вычета по НДС в данной ситуации наличие счета-фактуры обязательно. В ином случае высока вероятность претензий со стороны налоговых органов.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Ст. 169 НК РФ (2017-2018): вопросы и ответы

Ст. 169 НК РФ: официальный текст

Ст. 169 НК РФ: вопросы и ответы

Ст. 169 НК РФ рассказывает о счете-фактуре — документе, неразрывно связанном с НДС. Новшества, дополняющие и упрощающие ее применение, вносятся в статью постоянно, но количество вопросов при этом не снижается.

Когда создается счет-фактура (п. 3 ст. 169 НК РФ)?

Согласно тексту п. 3 статьи 169 НК РФ 2017 года счет-фактуру надо оформить:

  • Плательщикам налога по операциям, расцененным как налогооблагаемые (ст. 146 НК РФ).
  • Лицам, имеющим освобождение по ст. 145 и 145.1 НК РФ (п. 5 ст. 168 НК РФ).
  • Налоговым агентам по покупкам на территории России у зарубежных поставщиков (пп. 1 и 2 ст. 161 НК РФ) или при пользовании госимуществом (п. 3 ст. 161 НК РФ).

О том, кто такие налоговые агенты по НДС, как они уплачивают налог, представляют декларацию и отражают данные в учете, читайте в статье «Кто признается налоговым агентом по НДС (обязанности, нюансы)».

Об особенностях вычета по НДС при приобретении на территории РФ товаров (работ, услуг) вы можете прочитать в статье «Как налоговому агенту принять к вычету НДС при приобретении товаров (работ, услуг) у иностранного продавца».

Когда при покупке или аренде имущества можно получить статус налогового агента, читайте в статье «Налоговый агент по НДС при сделках с госимуществом».

  • Плательщикам НДС по поступившим авансам и при изменении цены или объема уже произведенной отгрузки (п. 3 ст. 168 НК РФ).
  • Неплательщикам НДС при продаже от своего имени или при перевыставлении счетов-фактур (пп. 1 и 3.1 ст. 169 НК РФ).

Не нужно оформлять этот документ:

  • По необлагаемым операциям и объектам (ст. 146 и 149 НК РФ). Это не требуется и налоговым агентам (письмо Минфина России от 19.03.2014 № 03-07-09/11822).
  • Неплательщикам НДС, являющимся таковыми по п. 3 ст. 143 НК РФ.
  • Спецрежимникам (п. 3 ст. 346.1, пп. 2 и 3 ст. 346.11, п. 4 ст. 346.26, п. 11 ст. 346.43 НК РФ). Это касается, в том числе их продаж через посредников (письмо Минфина России от 31.05.2011 № 03-07-11/152).
  • С 01.01.2017 — иностранным организациям, которые подлежат постановке на учет в связи с оказанием интернет-услуг физическим лицам (п. 3.2 ст. 169 НК РФ).

Возможно не составлять документ:

  • При розничной продаже за наличку по чеку кассы или иному документу, его заменяющему (п. 7 ст. 168 НК РФ).
  • Письменном согласовании этого обстоятельства с покупателем, который не платит НДС (подп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ). Не потребуется тогда и составление документов на авансы (письмо Минфина России от 16.03.2015 № 03-07-09/13808). При этом продавец не лишается возможности оформить документ в единственном экземпляре (письмо Минфина России от 09.10.2014 № 03-07-11/50894).
  • Поступлении авансов по договорам на работы с длительным циклом, по продажам по ставке 0%, по операциям и объектам, которые не облагаются НДС (п. 1 ст. 154 НК РФ).

Какого вида документ выбрать?

Видов счетов-фактур несколько:

  • на продажу, к которому также относится перевыставляемый посредником документ;
  • на аванс;
  • корректировочный, который составляют при произошедшем после отгрузки изменении цены или количества;
  • исправительный, оформляемый при выявлении существенных технических ошибок в первых 3 видах документов.

Об исправлении счетов-фактур читайте в статье «Ошиблись в счете-фактуре – что и как исправлять».

Установленные формы бланка документа и порядок их заполнения содержит постановление Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137. При этом документы на продажу, аванс и исправительный к ним составляются на одном и том же бланке. Отличает их только набор обязательных для заполнения реквизитов.

Корректировочный же счет-фактура и исправительный к нему имеют особую форму в связи с необходимостью указания разниц, отражающих вносимые изменения. Кроме того, при совпадении параметров изменяемых позиций корректировочный документ может быть составлен одновременно по нескольким выставленным ранее документам (п. 5.2 ст. 169 НК РФ).

С 01.10.2017 применяются новые формы счетов-фактур. Скачать их вы можете на нашем сайте.

Что статья 169 НК РФ (пп. 5, 5.1 и 5.2) относит к важным данным?

В зависимости от вида счета-фактуры информация, обязательная для его заполнения, складывается из определенного набора показателей. При этом во всех них должны присутствовать:

  • Реквизиты (номер и дата).
  • Сведения о продавце и покупателе: название, ИНН, адрес. С 01.10.2017 адрес приводится в соответствии с данными ЕГРЮЛ или ЕГРИП с указанием всех его элементов (до 01.10.2017 адрес указывался согласно учредительным документам (письмо Минфина России от 28.01.2015 № 03-07-09/2992).
  • Валюта, в которой отражены цифры документа.
  • Однозначное наименование объекта продажи.
  • Общая стоимость продажи без налогов и с налогами, величина налогов, ставка НДС, если налог есть.
  • Подписи лиц, на которых возложено такое право.
  • КПП продавца и покупателя (постановления ФАС Московского округа от 27.02.2010 № КА-А40/1164-10, Центрального округа от 27.01.2010 № А35-3983/07-С21).
  • Информация о грузоотправителе и грузополучателе при реализации услуг и поступлении авансов. В документе, составленном одновременно на продажу товара и услуг, эти данные обязательны (письмо Минфина России от 30.10.2009 № 03-07-09/51). Данные платежного документа при оформлении продажи, если ей не предшествовало получение авансового платежа. Для счета-фактуры, оформляемого на аванс, этот реквизит обязателен (подп. 3 п. 5.1 ст. 169 НК РФ). Допустимо указание номера, содержащего только последние 3 цифры (письмо Минфина России от 19.09.2014 № 03-07-09/46986).
  • Данные, связанные с единицей измерения (количество), если единица измерения не определена (п. 5 ст. 169 НК РФ).
  • Величина налогов и ставка НДС, если налоги отсутствуют. Лица, освобождаемые от НДС, но не от обязанности оформления счета-фактуры, в местах, отведенных для информации об НДС, пишут: «Без НДС» (подп. «ж», «з» п. 2 Правил заполнения счетов-фактур, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137).
  • Данные об иностранном происхождении товара, если он произведен в РФ. С 01.10.2017 приводятся данные о стране происхождения товаров и регистрационный номер таможенной декларации (до 01.10.2017 указывался не регистрационный номер таможенный декларации, а номер таможенной декларации). См. также «Регистрационный номер таможенной декларации — в счете-фактуре теперь должен быть именно он».

При поступлении из нескольких стран приводятся данные по всем ним (письмо Минфина России от 23.04.2015 № 03-07-08/23285), а если определить страну ввоза оказывается невозможным, эти сведения могут отсутствовать (письмо Минфина России от 05.02.2015 № 03-07-09/4572).

Об ошибках в заполнении счета-фактуры, которые не приводят к отказу в вычете НДС, читайте в статье «Какие ошибки в заполнении счета-фактуры не критичны для вычета НДС?».

Кроме того, в документах определенного вида необходимо указать следующую дополнительную информацию:

  • В документах посредников — данные об агенте, которые рекомендуется приводить под строкой данных о идентификаторе госконтракта, чтобы не менять основную последовательность реквизитов (письмо Минфина России от 20.07.2012 № 03-07-09/87).
  • В корректировочном документе — реквизиты документа (или документов), которых касается изменение цены или количества (подп. «б») п. 1 Правил заполнения корректировочного счета-фактуры, утвержденных постановлением Правительства № 1137).
  • В исправительном документе — данные об исправляемом документе (подп. «б») п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, подп. «б» п.1 Правил заполнения корректировочного счета-фактуры, утвержденных постановлением Правительства № 1137).

Какие дефекты сделают документ негодным?

Непригоден для вычета (п. 2 ст. 169 НК РФ) документ, в котором:

  • сведения о лицах, указанных в нем, отсутствуют или принципиально неверны;
  • невозможно однозначно определить объект продажи;
  • отсутствуют или приведены с ошибками стоимость продажи, ставка и величина налога (письма Минфина России от 19.04.2017 № 03-07-09/23491, от 18.09.2014 № 03-07-09/46708, от 30.05.2013 № 03-07-09/19826);
  • отсутствует или неправильно указана валюта (письмо Минфина России от 11.03.2012 № 03-07-08/68).

Какие дефекты не критичны?

Допускаются дефекты, не мешающие достоверному определению основных данных, внесенных в документ (п. 2 ст. 169 НК РФ):

  • Явные опечатки в сведениях о лицах, отраженных в нем (письмо Минфина России от 02.05.2012 № 03-07-11/130).
  • Отсутствие номера документа, его указание с нарушением порядка или при наличии символов, не установленных правилами заполнения (письмо Минфина России от 22.05.2012 № 03-07-09/59, постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.01.2013 № А21-3191/2012, постановление ФАС Центрального округа от 08.04.2013 по делу № А14-7612/2011).
  • Отсутствие или указание с ошибками кодов показателей (письма Минфина России от 26.03.2012 № 03-07-09/27, ФНС России от 04.09.2012 № ЕД-4-3/[email protected], от 18.07.2012 № ЕД-4-3/[email protected]), а также когда в качестве страны происхождения российских товаров отмечена РФ (письмо Минфина России от 10.01.2013 № 03-07-13/01-01).
  • Ошибки в сведениях о ГТД (письмо УФНС России по г. Москве от 08.11.2013 № 16-15/[email protected], постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.07.2015 № Ф08-2928/2015 по делу № А01-1401/2014, постановление ФАС Московского округа от 28.02.2013 по делу № А40-56451/12-20-314).
  • Пустые графы вместо прочерков в них или проставление прочерков вместо записи об отсутствии акцизов (письмо Минфина РФ от 18.04.2012 № 03-07-09/37).
  • Неточные (с пропуском промежуточных документов) ссылки на исправляемый или корректируемый документ (письмо ФНС России от 10.12.2012 № ЕД-4-3/[email protected]).
  • Подписание разных экземпляров одного документа разными лицами (письма Минфина России от 27.06.2017 № 03-07-05/40316, от 03.07.2013 № 03-07-15/25437, ФНС России от 19.07.2013 № ЕД-4-3/[email protected]).
  • Внесение в документ дополнительных реквизитов или проставление печати (письма Минфина России от 16.06.2014 № 03-07-09/28664, от 10.04.2013 № 03-07-09/11863,).

Когда документ составляется с прочерками?

Прочерк в соответствующем месте счета-фактуры используется, если нет данных для проставления показателя (постановление № 1137). Например, наличие прочерков оправдано при составлении документов:

  • По авансам, услугам, продаже прав, для которых не указываются грузоотправитель и грузополучатель и могут отсутствовать сведения о единице измерения и связанных с ней количестве и цене (письмо УФНС России по г. Москве от 15.03.2012 № 16-15/22629).
  • По объектам продажи, созданным (переработанным) в РФ, или тем, для которых невозможно указать страну их происхождения (письма Минфина России от 15.08.2013 № 03-07-08/33247, от 26.12.2014 № 03-07-08/67893).
  • По товарам из Таможенного союза, при ввозе из которого ГТД не оформляют и в связи с этим не нужны сведения о месте происхождения (письма Минфина России от 12.09.2012 № 03-07-14/88, от 25.07.2012 № 03-07-13/01-43).
  • По товарам из Европейского союза, для которого не существует особого кода, и тогда при наличии наименования союза в качестве страны прочерк будет присутствовать по графе ее кода (письма Минфина России от 19.07.2012 № 03-07-09/68, ФНС России от 04.09.2012 № ЕД-4-3/[email protected]).

У кого по ст. 169 НК РФ (п. 6) есть право подписи?

Счет-фактуру, созданный на бумаге, подписывают:

  • От фирмы — руководитель и главбух или иные лица (или одно лицо), имеющие доверенность. Для главбуха доверенность не нужна (письмо Минфина России от 21.10.2014 № 03-07-09/53005). При использовании доверенности реквизиты этого документа отмечаются рядом с расшифровкой подписи. Расшифровкой служат фамилия и инициалы (письмо Минфина России от 10.04.2013 № 03-07-09/11863). Можно привести также должность доверенного лица (письмо Минфина России от 23.04.2012 № 03-07-09/39).
  • За ИП — сам ИП или его представитель по доверенности.

Допускается подписание разных экземпляров одного и того же документа разными лицами, если это обусловлено особенностями документооборота продавца (письма Минфина России от 03.07.2013 № 03-07-15/25437, ФНС России от 19.07.2013 № ЕД-4-3/[email protected]).

Использование факсимильных подписей неприемлемо (письмо Минфина России от 27.08.2015 № 03-07-09/49478).

Для подписи электронного документа применяется усиленная квалифицированная электронная подпись (п. 6 ст. 169 НК РФ) одного из следующих лиц:

  • руководителя фирмы;
  • ИП;
  • уполномоченного лица.

В течение какого срока делается счет-фактура?

Счет-фактуру составляют (выставляют) не позже 5-го календарного дня (п. 3 ст. 168 НК РФ в согласовании с п. 2 ст. 6.1 НК РФ), следующего за событием, с которым он связан:

  • за отгрузкой;
  • получением аванса;
  • согласованием факта изменения цены или количества уже реализованного товара.

Если последний день этого срока выпадает на выходной день, его окончание переносится на следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

Обычно счет-фактура оформляется на каждое событие отдельно, но возможно составление одного документа на все отгрузки, сделанные в адрес 1 покупателя за 1 день (письмо Минфина России от 02.05.2012 № 03-07-09/44).

Если отгрузка происходит в непрерывном режиме (энергоресурсы или аренда), то документ допустимо оформить 1 раз за весь месяц или квартал (письма Минфина России от 22.04.2015 № 03-07-09/22983, 25.06.2008 № 07-05-06/142, от 17.02.2009 № 03-07-11/41).

Оформление счета-фактуры датой, превышающей 5-дневный срок, не должно повлечь проблемы с вычетом у покупателя (письмо Минфина России от 25.01.2016 № 03-07-11/2722, постановление ФАС Поволжского округа от 15.04.2014 по делу № А65-11811/2013).

В чем изюминка документа подразделения?

Документы, оформляемые подразделениями, имеют следующие особенности:

  • Их номер содержит указание (через дробь) на номер подразделения (п. 1 Правил заполнения счетов-фактур, п. 1 Правил заполнения корректировочного счета-фактуры).
  • В качестве продавца указывается основная фирма, но с КПП подразделения (см. письмо Минфина России от 18.05.2017 № 03-07-09/30038). При этом при продаже в страны Таможенного союза допустимо указание КПП основной фирмы (письма Минфина России от 03.06.2014 № 03-07-15/26524, ФНС России от 08.07.2014 № ГД-4-3/[email protected]).
  • В качестве грузоотправителя указывается тот, кто фактически отгрузил товар, в том числе это может быть подразделение (письма Минфина России от 03.06.2014 № 03-07-15/26524, ФНС России от 08.07.2014 № ГД-4-3/[email protected]).

Если подразделение выступает как покупатель, то особенности оформления документов для него таковы (письма Минфина России от 04.05.2016 № 03-07-09/25719, от 26.02.2016 № 03-07-09/11029, от 03.06.2014 № 03-07-15/26524,, от 13.04.2012 № 03-07-09/35):

  • В качестве покупателя указывается основная фирма, но с КПП подразделения.
  • В качестве грузополучателя указывается тот, кто фактически получает товар, — основная фирма или подразделение.

Что выделяет счет-фактуру ИП?

В документе, составленном ИП, особенными будут такие данные:

  • В качестве наименования продавца, а при необходимости и грузоотправителя приводится Ф. И. О. индивидуального предпринимателя.
  • В качестве адреса продавца для ИП указывается его место жительства, указанное в ЕГРИП.
  • КПП, не присваиваемый ИП, в счете-фактуре не отражается никогда.
  • Дополнительно приводятся данные свидетельства о госрегистрации ИП. Можно указать ОГРНИП в дополнительной строке после подписи ИП.

В какой форме может существовать счет-фактура?

У счета-фактуры есть две формы (п. 1 ст. 169 НК РФ):

  • Бумажная, которую, как правило, составляют в 2 экземплярах и хранят соответственно у продавца и покупателя.
  • Электронная, для применения которой нужны необходимые технические средства и согласие контрагента. Хранится она в электронном виде (письмо ФНС России от 06.02.2014 № ГД-4-3/[email protected]). При этом не запрещается оформление бумажных документов (письмо Минфина России от 12.09.2013 № 03-07-09/37682), но тогда их электронный вариант покупателю повторно не направляется (письмо ФНС России от 17.06.2013 № ЕД-4-3/10769).

С 07.05.2016 по 30.06.2017 электронный счет-фактуру можно было создать как в формате, утвержденном приказом ФНС России от 04.03.2015 № ММВ-7-6/[email protected] , так и формате, утвержденном приказом ФНС России от 24.03.2016 № ММВ-7-15/[email protected] С 01.07.2017 электронный счет-фактура создается только в формате, утвержденном приказом № ММВ-7-15/[email protected]

В соответствии с постановлением Правительства от 19.08.2017 № 981 форма счета-фактуры, корректировочного счета-фактуры изменяется с 01.10.2017, и, следовательно, можно ожидать изменения формата представления этих документов в электронном виде. Однако на момент подготовки настоящей статьи новый формат электронного счета-фактуры еще не утвержден.

О порядке заполнения счета-фактуры по форме, применяемой с 01.10.2017, читайте в статье «Как заполнить новую форму счета-фактуры с октября 2017 года?».

Полученный в электронной форме счет-фактуру по запросу ИФНС можно представить на проверку через ТКС (письмо ФНС России от 09.09.2015 № СА-4-7/15871).

Можно ли в счете-фактуре указать вместо полного наименования товаров аббревиатуру либо их иное сокращенное наименование?

Рассмотрим, является ли нарушением указание в счете-фактуре вместо полного наименования товаров аббревиатуры либо их иного сокращенного наименования (пп. 5 п. 5 ст. 169 НК РФ).

В пп. 5 п. 5 ст. 169 НК РФ нет прямого указания на то, что наименование товара может быть отражено в счете-фактуре в сокращенной форме.

Возникает вопрос: является ли нарушением указание в счете-фактуре вместо полного наименования товаров аббревиатуры либо их иного сокращенного наименования?

По данному вопросу существует две точки зрения.

Есть судебный акт, согласно которому указание в счете-фактуре сокращенного наименования товара недопустимо.

В то же время в некоторых судебных актах содержится вывод о том, что использование аббревиатуры не запрещено ст. 169 НК РФ.

Использование аббревиатуры при заполнении счета-фактуры неправомерно:

— Постановление ФАС Поволжского округа от 20.09.2007 по делу N А65-28668/06-СА1-37 (Суд указал, что счет-фактура, в котором наименование товара представлено в виде буквенно-цифрового обозначения (9,00 Р20, ИН-142 БМ), не соответствует требованиям пп. 5 п. 5 ст. 169 НК РФ о необходимости указывать наименование товара).

Использование аббревиатуры при заполнении счета-фактуры правомерно:

— Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.05.2009 N А33-02144/07-Ф02-1809/09 по делу N А33-02144/07; Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 08.04.2008 N А33-10394/07-Ф02-1274/08 по делу N А33-10394/07; Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.05.2007 N А33-30556/05-Ф02-2286/07 по делу N А33-30556/05; Постановление ФАС Дальневосточного округа от 10.10.2007 N Ф03-А51/07-2/4130 по делу N А51-795/2007-20-40; Постановление ФАС Московского округа от 24.04.2008 N КА-А41/3147-08 по делу N А41-К2-10190/07; Постановление ФАС Уральского округа от 25.08.2008 N Ф09-5942/08-С2 по делу N А07-3604/08 (Суд указал, что ст. 169 НК РФ не содержит запрета на указание сокращенного наименования товара в счете-фактуре).

— Постановление ФАС Московского округа от 15.02.2008 N КА-А40/554-08 по делу N А40-24193/07-117-161 (Суд указал, что обозначение товара в счете-фактуре цифрами в данном случае не является нарушением ст. 169 НК РФ, так как это объясняется сложившейся практикой и позволяет идентифицировать товар — модель автомобиля);

— Постановление ФАС Московского округа от 31.03.2008 N КА-А40/762-08 по делу N А40-19126/07-98-122 (Суд отклонил довод налогового органа об отсутствии наименования товара в счете-фактуре, так как в нем было указано цифровое и буквенное обозначение продукции. Кроме того, инспекция не направила налогоплательщику требование о пояснении по поводу наименования товара в соответствии со ст. 88 НК РФ);

— Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.04.2008 N А33-10393/07-Ф02-1373/08 по делу N А33-10393/07 (Суд указал, что сокращенное наименование товара в счете-фактуре не препятствует идентификации поставленной продукции и поэтому соответствует требованиям ст. 169 НК РФ);

— Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.03.2008 N А74-1917/07-Ф02-750/08 по делу N А74-1917/07 (Суд отклонил довод налогового органа о том, что в графе счетов-фактур «наименование товара» указан неопределенный набор букв, цифр, символов, и отметил, что там отражены общеизвестные наименования товаров (стационарных и сотовых телефонов, компьютерной техники, оргтехники и комплектующих, деталей к ним). Сведения о наименовании товаров совпадают с данными в товарных накладных. Таким образом, такие счета-фактуры соответствуют требованиям ст. 169 НК РФ).

С уважением к вашему бизнесу,

Уже в продаже электронное методическое пособие «Все об уточненной налоговой декларации» автора Сушонковой Елены

Уже в продаже электронное методическое пособие «Все о счетах-фактурах» автора Сушонковой Елены

Подписывайтесь на нас:

Материал подготовлен с использованием системы КонсультантПлюс

Ассоциация международных
автомобильных перевозчиков

Создана в 1974 году

Возмещение НДС

Возмещение НДС может производиться налогоплательщику как в связи с применением налоговой ставки 0% (п. 1 ст. 164, ст. 165 НК РФ), так и с превышением сумм налоговых вычетов над суммами налога, подлежащими уплате в бюджет (п. 2 ст. 173, ст. ст. 176, 176.1 НК РФ). Порядок возмещения сумм НДС установлен в ст. ст. 176 и 176.1 НК РФ.

Принятию налоговым органом решения о возмещении налогоплательщику сумм НДС предшествует процедура проведения камеральной налоговой проверки в соответствии со ст. 88 НК РФ. По окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении НДС (полностью или частично), если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах. Если такие нарушения имели место, выносится решение об отказе в возмещении НДС (полностью или частично).

Как показывает анализ правоприменительной практики арбитражных судов, налоговые органы отказывают в возмещении НДС по следующим причинам.

Представленные в обоснование вычета документы

оформлены с нарушениями

Распространенной причиной отказа в возмещении НДС является представление в налоговый орган документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, оформленных с нарушением требований ст. ст. 169, 171, 172 НК РФ, ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». В частности, в возмещении НДС отказывают из-за:

подписания счета-фактуры неуполномоченным лицом;

указания в счете-фактуре фактического адреса грузополучателя;

заключения сделки с контрагентом, не прошедшим государственную регистрацию.

Арбитражная практика по данным основаниям отказа складывается в пользу как налогоплательщика, так и фискальных органов.

Например, вывод о недостоверности счетов-фактур, подписанных не лицами, значащимися в учредительных документах поставщиков в качестве руководителей этих организаций, по мнению арбитражных судов, не может самостоятельно в отсутствие иных фактов и обстоятельств, позволяющих усомниться в добросовестности налогоплательщика, рассматриваться в качестве основания для признания налоговой выгоды необоснованной (см. Постановления Президиума ВАС РФ от 20.04.2010 N 18162/09, ФАС Северо-Западного округа от 01.02.2011 по делу N А66-3490/2010, от 03.02.2011 по делу N А56-17089/2010, ФАС Центрального округа от 16.11.2010 по делу N А54-988/2010).

Арбитражные суды также не подтверждают правомерности отказа в возмещении НДС по причине указания в счете-фактуре фактического адреса грузополучателя. В судебных актах отмечается, что положениями ст. 169 НК РФ не регламентируется, какой именно адрес грузополучателя должен быть указан и должен ли он соответствовать учредительным документам, в связи с чем указание вместо юридического адреса фактического не является основанием для отказа в принятии НДС к вычету. Обязанность указывать юридический адрес в счете-фактуре не установлена п. п. 5 и 6 ст. 169 НК РФ. Согласно п. 2 ст. 169 НК РФ невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных п. п. 5 и 6 ст. 169 НК РФ, не может являться основанием для отказа в вычете сумм налога, предъявленных продавцом (Постановление ФАС Московского округа от 08.04.2009 N КА-А40/2493-09).

Если сделка заключена с контрагентом, не прошедшим государственную регистрацию, арбитражные суды подтверждают правомерность отказа в возмещении НДС. При этом суды указывают на то, что согласно положениям ст. ст. 49, 51 ГК РФ организации, не прошедшие государственную регистрацию в качестве юридических лиц, не приобретают правоспособности юридического лица, а их действия, направленные на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей, не могут быть признаны сделками, что влечет за собой негативные налоговые последствия для участников данных правоотношений.

Таким образом, юридическое лицо, не прошедшее государственной регистрации, не обладает правоспособностью, в связи с чем сделки, заключенные с таким лицом, являются ничтожными. При этом, как указывают суды, документы, оформляемые такой организацией, не соответствуют требованиям ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ. В свою очередь данные требования касаются не только полноты заполнения всех реквизитов, но и достоверности содержащихся в них сведений (см. Постановления Президиума ВАС РФ от 01.02.2011 N 10230/10, ФАС Уральского округа от 24.05.2011 N Ф09-1952/11-С2, ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.02.2011 по делу N А33-3456/2010).

Хозяйственные операции не являются реально совершенными

Данное основание отказа в возмещении НДС обусловлено мнимостью совершаемых налогоплательщиком хозяйственных операций, направленных на искусственное формирование налоговых вычетов и возмещение налога из бюджета. Как показывает анализ правоприменительной практики, в большинстве случаев фискальным органам не удается доказать мнимость хозяйственной операции. Однако в судебной практике имеются примеры, когда факт совершения налогоплательщиком хозяйственных операций не подтверждается.

Например, в ходе разбирательства ФАС Волго-Вятского округа установил, что у спорных контрагентов отсутствовали необходимые для производства работ производственная база, оборудование и сотрудники, а строительные работы на объектах, в отношении которых заявлены налоговые вычеты, выполнены силами налогоплательщика — заявителя вычета без привлечения третьих лиц (Постановление от 25.08.2011 по делу N А11-4767/2010).

По аналогичному делу ФАС Северо-Западного округа установил, что контрагенты налогоплательщика являются фактически несуществующими организациями, которые не могли реально вступать в хозяйственные отношения с налогоплательщиком (не находятся по адресам, указанным в учредительных документах, не занимаются производственной деятельностью; лица, значащиеся в качестве руководителей и учредителей названных организаций в соответствии с данными Единого государственного реестра юридических лиц, отрицают свое отношение к их деятельности). Документы, представленные налогоплательщиком в подтверждение произведенных затрат и обоснованности налоговых вычетов, подписаны со стороны контрагентов неустановленными или неуполномоченными лицами (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 03.08.2011 по делу N А33-13718/2010 и др.).

ВАС РФ в Определении от 17.08.2011 N ВАС-10583/11 подтвердил правильность выводов судов нижестоящих инстанций, которые установили, что лицо, идентифицируемое в качестве единоличного исполнительного органа контрагента, не дает оснований считать, что налогоплательщик вступил в какие-либо гражданско-правовые отношения, влекущие налоговые последствия. Налогоплательщик, по мнению ВАС РФ, в такой ситуации не вправе претендовать на получение налоговой выгоды по операциям с контрагентом, если последний их не осуществлял.

Судами установлено, что регистрация налогоплательщика носит формальный характер; лицо, на которое зарегистрирована данная организация, отрицает свою причастность к указанному юридическому лицу. Таким образом, фактически от имени указанной организации действовало иное лицо, не имеющее на это полномочий, и, соответственно, документы, оформленные от имени указанной организации, содержат недостоверные сведения и не могут являться оправдательными документами для подтверждения факта приобретения товара.

Право на вычет по НДС реализовано не в том налоговом

периоде, в котором налогоплательщиком были соблюдены

условия для его применения

Основанием для отказа в возмещении НДС может послужить то обстоятельство, что право на налоговый вычет реализовано налогоплательщиком не в том налоговом периоде, в котором возникли предусмотренные законом условия для его применения. По мнению налоговой службы, применение налоговых вычетов в том налоговом периоде, когда возникло право на его применение, является обязанностью налогоплательщика. Соответственно применение налогового вычета в более позднем периоде незаконно. Однако, по мнению ВАС РФ, такой подход не соответствует требованиям законодательства о налогах и сборах.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 15.06.2010 N 2217/10 указано, что ст. 172 НК РФ, определяющая порядок применения налоговых вычетов, не исключает возможности применения вычета сумм налога на добавленную стоимость за пределами налогового периода. То обстоятельство, что общество заявило налоговый вычет, право на который возникло в 2004 — 2005 гг., в налоговой декларации за I квартал 2006 г., само по себе не может служить основанием для лишения его права на применение налогового вычета. Вместе с тем непременным условием для применения налогового вычета и соответствующего возмещения сумм налога на добавленную стоимость является соблюдение трехлетнего срока, установленного п. 2 ст. 173 НК РФ.

Таким образом, исходя из правовой позиции ВАС РФ применение налогового вычета в более позднем периоде является правомерным. Единственным условием законности возмещения налога является закрепление налогоплательщиком данного права в декларации с соблюдением срока, предусмотренного п. 2 ст. 173 НК РФ. При этом налогоплательщиком, безусловно, должны быть соблюдены прочие условия для получения налогового вычета, установленные НК РФ. Трехлетний срок для получения налогового вычета начинает исчисляться с налогового периода, когда налогоплательщиком выполнены все условия для применения вычетов.

С какой даты исчисляется трехлетний срок при возмещении НДС

В соответствии с п. 9 ст. 165 НК РФ, если в дальнейшем по неподтвержденному экспорту организация представляет документы, обосновывающие ставку 0 процентов, уплаченный НДС возмещается на основании ст. 176, ст. 176.1 НК РФ. Согласно п. 2 ст. 173 НК РФ налогоплательщик имеет право возместить налог, только если декларация подается до истечения трехлетнего срока после окончания соответствующего налогового периода. НК РФ не разъясняет, с какой даты начинается отсчет этого срока.

По данному вопросу существует три точки зрения.

Есть судебные решения, в том числе Постановление Президиума ВАС РФ, и работы авторов, согласно которым трехлетний срок исчисляется с периода отгрузки товаров (работ, услуг) на экспорт.

В то же время имеются судебные решения, согласно которым трехлетний срок исчисляется с того налогового периода, когда возникла обязанность уплатить налог , т.е. с последнего числа месяца либо квартала, в котором истекли 180 календарных дней с момента отгрузки товара на экспорт.

Согласно третьей позиции, представленной в судебных актах, трехлетний срок исчисляется с периода, в котором собран полный комплект документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.

Президиум ВАС РФ в Постановлении от 15.06.2010 N 2217/10 подчеркнул: «непременным условием для применения налогового вычета и соответствующего возмещения сумм налога на добавленную стоимость является соблюдение трехлетнего срока, установленного пунктом 2 статьи 173 НК РФ».

Президиум ВАС РФ в данном Постановлении указал, что пропуск налогоплательщиком срока, установленного п. 2 ст. 173 НК РФ, исключает возмещение НДС.

При этом исходя из складывающейся судебной практики право на возмещение НДС может быть реализовано налогоплательщиком в любой налоговый период в пределах срока, установленного п. 2 ст. 173 НК РФ.

Президиум ВАС РФ в нескольких постановлениях делает следующие выводы:

— «при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг) в таможенном режиме экспорта уплаченные поставщикам этих товаров (работ, услуг) суммы налога на добавленную стоимость, если они документально подтверждены, подлежат возмещению в пределах установленного законом срока вне зависимости от того, в каком налоговом периоде налогоплательщик-экспортер заявил о своем праве на такое возмещение» (Постановление Президиума ВАС РФ от 20.03.2007 N 16086/06);

— «само по себе то обстоятельство, что общество заявило налоговые вычеты в налоговой декларации за иной налоговый период, а не представило уточненную налоговую декларацию, не может служить правовым основанием для лишения его права на обоснованную налоговую выгоду» (Постановление Президиума ВАС РФ от 30.06.2009 N 692/09);

— «то обстоятельство, что общество заявило налоговый вычет, право на который возникло в 2004 — 2005 гг., в налоговой декларации за I квартал 2006 г., само по себе не может служить основанием для лишения его права на применение налогового вычета» (Постановление Президиума ВАС РФ от 15.06.2010 N 2217/10).

Таким образом, право на применение вычета НДС не зависит от того, в какой именно налоговый период, ограниченный тремя годами, и в какой именно — первичной или уточненной — налоговой декларации заявлен вычет НДС.

Право на применение налогового вычета возникает у налогоплательщика в том налоговом периоде, в котором соблюдены все предусмотренные НК РФ условия для вычета, а именно:

— товары (работы, услуги), имущественные права приобретены плательщиком НДС для осуществления операций, признаваемых объектом обложения НДС;

— приобретенные товары (работ, услуг), имущественные права приняты на учет, а также имеются в наличии соответствующие первичные документы, подтверждающие принятие их к учету;

— имеются в наличии счета-фактуры по приобретенным у плательщиков НДС, состоящих на учете в налоговых органах РФ, товарам (работам, услугам), имущественным правам. При этом исходя из складывающейся судебной практики факт поступления счета-фактуры от контрагента с опозданием должен подтверждаться соответствующими доказательствами, например это может быть оригинал почтового конверта с отметками почты. В этом случае также будут учитываться данные книги покупок и журнала учета входящих счетов-фактур.

Каких-либо дополнительных условий для применения вычетов НК РФ не установлено.

В связи с этим вычет НДС не зависит от того, в какой налоговый период приобретенный товар (работа, услуга) начал использоваться в деятельности налогоплательщика, облагаемой НДС, в каком периоде был введен в эксплуатацию (составлен акт о вводе в эксплуатацию) объект основных средств, в каком периоде закончены все работы по договору (при наличии положений в договоре о поэтапном принятии работ и акта, составленного по форме КС-2) и т.д. (см. Постановления ФАС Поволжского округа от 09.02.2012 по делу N А57-4110/2011 и ФАС Северо-Западного округа от 21.12.2010 по делу N А56-13852/2010 и от 17.12.2010 по делу N А56-10812/2010).

При этом начало течения срока для возмещения НДС определяется именно моментом окончания соответствующего налогового периода, когда возникло право на налоговый вычет (возмещение) НДС, а не моментом подачи налогоплательщиком декларации в налоговый орган или каким-либо иным моментом.

Окончание определенного таким образом соответствующего налогового периода является начальной точкой отсчета трехлетнего срока, отведенного налогоплательщику п. 2 ст. 173 НК РФ на возмещение НДС в административном порядке, т.е. посредством подачи налоговой декларации в налоговый орган.

В Определении от 01.10.2008 N 675-О-П Конституционный Суд РФ указал, что пропуск трехлетнего срока не препятствует налогоплательщику обратиться в суд в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства с иском о возврате соответствующей суммы из бюджета, и в таком случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности — со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса РФ).

Таким образом, Конституционным Судом РФ фактически был унифицирован подход к применению ст. 78 НК РФ, регулирующей порядок и сроки возврата излишне уплаченных налогов, и ст. ст. 173 и 176 НК РФ, устанавливающих порядок и сроки возмещения НДС, в части применения срока на судебную защиту нарушенного права. Несмотря на различный механизм возникновения обязательств государства по возврату сумм налога перед налогоплательщиком, возникающих в силу ст. ст. 78 и 176 НК РФ, Конституционный Суд РФ признал единство правовой природы излишне уплаченного налога и права на возмещение НДС как обязательства государства по возврату денежных средств налогоплательщику.

При этом Конституционный Суд РФ в приведенных судебных актах также сослался на п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса РФ как на норму, являющуюся общей для исчисления срока исковой давности.

ПРОЦЕНТЫ ЗА НЕСВОЕВРЕМЕННЫЙ ВОЗВРАТ НАЛОГОВ

Статьями 78, 79, 176 и 203 Налогового кодекса РФ предусмотрены основания для начисления и уплаты налогоплательщику процентов на сумму излишне уплаченного и не возвращенного в установленный срок или излишне взысканного налога. Проценты выплачиваются за счет бюджета, в пользу которого произошла переплата. Правила о начислении и уплате процентов применяются также в отношении сумм несвоевременно возвращенных (излишне взысканных) авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков. Но налоговики редко добровольно идут на возврат процентов. Рассказываем о том, как заставить их это сделать.

В каких случаях налогоплательщик вправе требовать от инспекции уплаты процентов за несвоевременный возврат налогов и какие проблемы могут при этом возникнуть?

Налогоплательщик вправе требовать от инспекции уплаты процентов в четырех ситуациях. Первая — за нарушение налоговым органом установленного п. 6 ст. 78 НК РФ срока возврата суммы излишне уплаченного налога — за каждый календарный день нарушения срока возврата (п. 10 ст. 78 НК РФ).

Вторая — за излишнее взыскание налоговым органом налога — осуществляется за период со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата (п. 5 ст. 79 НК РФ).

Третья — за нарушение срока возврата (возмещения) суммы НДС — считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы НДС (п. 10 ст. 176 НК РФ). Проценты также начисляются в случае незаконного отказа в возмещении НДС или бездействия, выразившегося в непринятии соответствующего решения.

Четвертая — за нарушение сроков возврата акцизов за каждый день просрочки (п. п. 3 и 4 ст. 203 НК РФ).

Уплата процентов по своей правовой природе является компенсацией вреда налогоплательщику, причиненного действиями/бездействием налогового органа по удержанию излишне уплаченного или необоснованно взысканного в виде налога имущества налогоплательщика.