При увольнении муниципального служащего на пенсию

Об утверждении Положения о порядке и условиях назначения муниципальным служащим пенсии за выслугу лет

Назаровский городской Совет депутатов

«04» мая 2011 № 46-445

Об утверждении Положения о порядке и условиях назначения муниципальным служащим пенсии за выслугу лет

В целях реализации социальных гарантий, предусмотренных законодательством о муниципальной службе в Российской Федерации, в соответствии со статьями 23, 24 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», статьями 3, 7, 9, 10 Закона Красноярского края от 24.04.2008 № 5-1565 «Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае», статьей 2 Закона Красноярского края от 25.11.2010 № 11-5335 «О внесении изменений в Закон края «Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае», Уставом города, Назаровский городской Совет депутатов РЕШИЛ:

1. Утвердить Положение о порядке и условиях назначения муниципальным служащим пенсии за выслугу лет согласно приложению.

2. Признать утратившим силу пункт 1 решения Назаровского городского Совета депутатов от 02.12.2008 № 24-236 «Об утверждении Положения об условиях и порядке предоставления муниципальным служащим пенсии за выслугу лет за счет бюджета г. Назарово».

3. Контроль за исполнением решения возложить на председателя постоянной комиссии по социальным вопросам Юмина С.И. и заместителя главы города Потапову Г.В.

4. Настоящее решение подлежит опубликованию в газете «Точное время» и распространяет действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.

Глава города С.А. Сетов

Приложение к решению

от 04 мая 2011 № 46-445

о порядке и условиях назначения муниципальным

служащим пенсии за выслугу лет

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет порядок и условия назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим, замещавшим должности муниципальной службы в городе Назарово, предусмотренные Реестром должностей муниципальной службы, утвержденным Законом Красноярского края «О реестре должностей муниципальной службы» (далее — муниципальные служащие).

1.2. Муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с муниципальной службы по одному из следующих оснований:

а) ликвидация органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования, а также сокращение штата муниципальных служащих;

б) достижение предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы;

в) отказ муниципального служащего от перевода на другую работу (должность), необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо отсутствие у представителя нанимателя (работодателя) соответствующей работы (должности);

г) признание муниципального служащего полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

д) увольнение по собственному желанию в связи с выходом на трудовую пенсию;

е) перевод на другую работу после достижения пенсионного возраста;

ж) истечение срока действия срочного трудового договора (контракта) при условии, что на день увольнения муниципальный служащий достиг возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Непрерывная продолжительность муниципальной службы перед увольнением по одному из названных оснований должна составлять не менее 12 месяцев.

1.3. Муниципальные служащие, имеющие стаж муниципальной (государственной) службы 25 лет и более в государственных органах края, органах местного самоуправления, избирательных муниципальных образований, расположенных на территории края, имеют право на пенсию за выслугу лет, назначаемую на условиях, установленных статьей 9 Закона Красноярского края «Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае», независимо от последнего места работы перед достижением пенсионного возраста и независимо от оснований прекращения муниципальной службы, за исключением оснований прекращения муниципальной службы, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 1 статьи 19 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», пунктами 5 — 11 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

1.4. Пенсия за выслугу лет назначается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии в Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», по заявлению лица, претендующего на пенсию за выслугу лет, решением руководителя органа местного самоуправления, в котором гражданин замещал должность муниципальной службы перед увольнением с замещаемой должности.

1.5. Пенсия за выслугу лет не устанавливается лицам, которым в соответствии с федеральным и краевым законодательством назначено ежемесячное пожизненное содержание или установлено дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение, либо в соответствии с федеральным законодательством или законодательством других субъектов Российской Федерации установлена ежемесячная доплата к трудовой пенсии или пенсия за выслугу лет, либо в соответствии с краевым законодательством назначена ежемесячная доплата к трудовой пенсии или пенсия за выслугу лет в другом муниципальном образовании.

1.6. Пенсия за выслугу лет не может быть назначена (либо выплата ее приостанавливается) в случаях замещения лицом, претендующим на получение пенсии за выслугу лет, государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации, выборной муниципальной должности, замещаемой на постоянной основе, должности федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации или должности муниципальной службы, а также в случае прекращения гражданства Российской Федерации и (или) выезда на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации. После освобождения названных лиц от указанных должностей выплата пенсии за выслугу лет возобновляется на прежних условиях либо по заявлению лица, замещавшего должность муниципальной службы, пенсия за выслугу лет устанавливается вновь в соответствии с новыми условиями и существующим порядком ее назначения.

2. Определение размера пенсии за выслугу лет

2.1. Определение размера пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы края, установленным законом края.

Максимальный размер пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер пенсии государственного гражданского служащего края по соответствующей должности государственной гражданской службы края.

Размер пенсии за выслугу лет исчисляется по выбору муниципального служащего, обратившегося за установлением пенсии за выслугу лет, исходя из месячного денежного содержания за последние 12 полных месяцев муниципальной службы, предшествовавших дню ее прекращения либо дню достижения гражданином возраста, дающего право на трудовую пенсию.

2.2. При определении размера пенсии за выслугу лет не учитываются:

а) суммы фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости (фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности), приходящиеся на нетрудоспособных членов семьи;

б) суммы фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости (фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности), приходящиеся на увеличение указанного фиксированного базового размера в связи с достижением возраста 80 лет или наличием инвалидности 1 группы;

в) размер доли страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» исходя из расчетного пенсионного капитала, сформированного за счет общей суммы страховых взносов, поступивших за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации после назначения пенсии за выслугу лет за период не менее 12 полных месяцев работы и (или) иной деятельности, включая суммы ее увеличения в связи с индексацией (дополнительным увеличением) и перерасчетом (корректировкой) в соответствии с пунктом 6 статьи 17 и статьей 17.1 указанного Федерального закона;

г) суммы, полагающиеся в связи с валоризацией пенсионных прав в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

2.3. Пенсия за выслугу лет устанавливается при наличии не менее 15 лет стажа муниципальной службы в размере не более 45 процентов месячного денежного содержания муниципального служащего за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости (инвалидности).

Размер пенсии за выслугу лет увеличивается на 3 процента месячного денежного содержания муниципального служащего края за каждый полный год стажа муниципальной службы свыше установленного настоящим пунктом продолжительности стажа муниципальной службы, но сумма трудовой пенсии и пенсии за выслугу лет не может превышать 75 процентов его месячного денежного содержания:

Общая сумма трудовой пенсии и пенсии за выслугу лет в процентах от месячного денежного содержания

Гарантии муниципальным служащим (Куревина Л.В.)

Дата размещения статьи: 30.10.2015

Прежде всего, напомним, что муниципальные служащие — это граждане, исполняющие обязанности по должностям муниципальной службы в органах местного самоуправления. Их не следует путать с лицами, замещающими муниципальные должности и не являющимися муниципальными служащими, к которым согласно ст. 1 Закона N 25-ФЗ относятся:
— депутаты;
— члены выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления (главы муниципальных образований);
— члены избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами (избирательные комиссии муниципальных образований).
Итак, в силу ст. 23 Закона N 25-ФЗ муниципальному служащему гарантируются:
— условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей в соответствии с должностной инструкцией;
— право на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания;
— отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего (служебного) времени, предоставлением выходных и нерабочих праздничных дней, а также ежегодного оплачиваемого отпуска;
— медицинское обслуживание муниципального служащего и членов его семьи, в том числе после выхода муниципального служащего на пенсию;
— пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью, а также пенсионное обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей;
— обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу муниципального служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей;
— обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения муниципальным служащим муниципальной службы или после ее прекращения, но наступивших в связи с исполнением им должностных обязанностей;
— защита муниципального служащего и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в случаях, порядке и на условиях, установленных федеральными законами.
Рассмотрим особенности предоставления каждой из таких гарантий.

Условия работы

Муниципальному служащему гарантируются условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей в соответствии с должностной инструкцией.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 12 Закона N 25-ФЗ служащий обязан исполнять должностные обязанности согласно должностной инструкции. При этом для исполнения таких обязанностей работодатель должен обеспечить муниципальному служащему соответствующие условия работы.
Если руководствоваться трудовым законодательством, каждому муниципальному служащему должны быть обеспечены безопасные условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. Также работодатель должен обеспечить своих работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей (ст. 22 ТК РФ). Аналогичная обязанность по обеспечению организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей, установлена п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона N 25-ФЗ.
Конкретные условия работы определяются в соответствии с должностью того или иного служащего. Так, для осуществления своих полномочий муниципальным служащим определенных категорий наряду с оснащением рабочих мест мебелью и оргтехникой предоставляются отдельные кабинеты, обеспечивается транспортное обслуживание и т.п. Отметим, что муниципальный служащий имеет право на ознакомление с документами, устанавливающими его права и обязанности по замещаемой должности муниципальной службы, критериями оценки качества исполнения должностных обязанностей и условиями продвижения по службе (п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона N 25-ФЗ).

Денежное содержание

Муниципальному служащему гарантируется право на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания. Прежде всего, право работника на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы установлено ст. 21 ТК РФ.
Разница заключается в том, что оплата труда муниципального служащего производится не в виде заработной платы, а в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта РФ.

Обратите внимание! Системы оплаты труда (в том числе тарифные) работников муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ст. 144 ТК РФ).

Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размеры должностных окладов, ежемесячных и иных дополнительных выплат, а также порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством РФ и субъекта РФ (ст. 22 Закона N 25-ФЗ). Так, например, Законом Нижегородской области от 03.08.2007 N 99-З «О муниципальной службе в Нижегородской области» (далее — Закон N 99-З) размер должностного оклада муниципального служащего определяется с учетом группы муниципального образования в зависимости от статуса соответствующего муниципального образования и численности постоянно проживающего на его территории населения. Согласно данному Закону различают следующие статусы муниципального образования:
— городской округ;
— муниципальный район;
— городское поселение;
— городское поселение (рабочий поселок);
— сельское поселение.
В свою очередь, каждое муниципальное образование распределяется на группы в зависимости от количества населения. Городской округ, например, делится на пять групп: в первой группе численность населения составляет свыше 500 000 человек, во второй — от 250 000 до 500 000 человек и т.д.
Законом N 99-З установлены следующие ежемесячные дополнительные выплаты к должностному окладу:
— надбавка за выслугу лет на муниципальной службе, размер которой зависит от стажа муниципальной службы (от 1 года до 5 лет — 10%, от 5 до 10 лет — 15% и т.д.);
— надбавка за особые условия работы, устанавливаемая в зависимости от группы должностей (высшие должности — до 200%, главные — до 150% и т.д.);
— надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, выплачиваемая в размере и порядке, определяемых законодательством РФ;
— ежемесячное денежное поощрение в размере до 25% от должностного оклада;
— премии за выполнение особо важных и сложных заданий и иные премии (не ограничены максимальным размером).
Кроме того, устанавливаются надбавка за классный чин и единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска. Все указанные выплаты предусматриваются при формировании фонда оплаты труда из средств местного бюджета соответствующего муниципального образования.
А за счет экономии средств фонда оплаты труда муниципальным служащим может выплачиваться материальная помощь (ст. ст. 23, 24 Закона N 99-З).
Порядок выплаты муниципальным служащим денежного содержания, как правило, не регулируется законами субъектов РФ, поэтому регламентируется ст. 136 ТК РФ, согласно которой при выплате денежного содержания работодатель обязан извещать в письменной форме каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах иных сумм, начисленных работнику, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других сумм, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате. Форма расчетного листка утверждается работодателем.
Заработная плата, как правило, выдается работнику в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных трудовым договором, не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным и трудовым договорами. Для отдельных категорий работников федеральным законом могут быть установлены иные сроки выдачи заработной платы.
При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выдача заработной платы производится накануне этого дня.
Оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала. Однако этот срок может быть увеличен законами субъектов РФ. Согласно ст. 28 Закона г. Москвы от 22.10.2008 N 50 «О муниципальной службе в городе Москве» (далее — Закон N 50) выплата денежного содержания муниципальному служащему за период ежегодного оплачиваемого отпуска должна производиться не позднее чем за 10 календарных дней до начала указанного отпуска.

Право на отдых

Муниципальный служащий, как и любой другой работник, имеет право на отдых, обеспечиваемое установлением нормальной продолжительности рабочего (служебного) времени, предоставлением выходных и нерабочих праздничных дней, а также ежегодного оплачиваемого отпуска.
В силу ст. 107 ТК РФ видами времени отдыха являются:
— перерывы в течение рабочего дня (смены);
— ежедневный (междусменный) отдых;
— выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);
— нерабочие праздничные дни;
— отпуска.
Предоставление муниципальным служащим перерывов в течение рабочего дня, выходных и нерабочих праздничных дней осуществляется в соответствии с ТК РФ. Особенности имеет предоставление служащим отпусков.
В силу ст. 21 Закона N 25-ФЗ муниципальному служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности муниципальной службы и денежного содержания, размер которого определяется в порядке, установленном трудовым законодательством для исчисления средней заработной платы.
Отпуск муниципального служащего состоит из основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Ежегодный отпуск составляет 30 календарных дней (для муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы отдельных групп должностей, законами субъектов РФ может устанавливаться отпуск большей продолжительности). Так, муниципальным служащим Нижегородской области, замещающим высшие должности муниципальной службы, предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 35 календарных дней (ст. 20 Закона N 99-З).
Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются муниципальному служащему за выслугу лет (отпуска продолжительностью не более 15 календарных дней), а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов РФ (служащим районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей).
Порядок и условия предоставления муниципальному служащему ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет определяются законом субъекта РФ. Так, продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет муниципальным служащим г. Москвы исчисляется из расчета один календарный день за каждый год муниципальной службы (ст. 28 Закона N 50).
Муниципальному служащему по его письменному заявлению решением представителя нанимателя (работодателя) может предоставляться отпуск продолжительностью не более одного года без сохранения денежного содержания.
Также муниципальному служащему на основании его заявления предоставляется отпуск без сохранения денежного содержания в случаях, предусмотренных ст. 128 ТК РФ, в частности:
— если он является участником Великой Отечественной войны;
— если служащий является работающим пенсионером по старости (возрасту);
— если он является родителем или супругом (супругой) военнослужащего, погибшего или умершего вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с прохождением военной службы;
— в случае если служащий — работающий инвалид;
— при рождении у него ребенка, регистрации брака, смерти близких родственников.

Медицинское обслуживание

Муниципальному служащему и членам его семьи обеспечивается медицинское обслуживание, в том числе после выхода муниципального служащего на пенсию.
При этом Законом N 25-ФЗ не определено, кто из членов семьи служащего имеет право на медицинское обеспечение, поэтому такие лица могут устанавливаться нормативными правовыми актами субъектов РФ или муниципальных образований.
Напомним, что согласно ст. 2 СК РФ членами семьи считаются супруг (супруга), родители и дети (в том числе усыновители и усыновленные).

К сведению. К членам семьи сотрудника полиции, являющегося федеральным государственным служащим, которые имеют право на медицинское обслуживание, относятся супруг (супруга), несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме, а также лица, находящиеся на иждивении сотрудника полиции и проживающие совместно с ним (ст. 45 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции»).

Порядок и стоимость осуществления медицинского обслуживания устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов РФ. Так, Распоряжением Департамента экономической политики и развития г. Москвы от 25.08.2011 N 22-Р утверждена стоимость медицинского обслуживания государственных гражданских и муниципальных служащих г. Москвы и членов их семей.
Не следует путать предоставление гарантии на медицинское обслуживание с медицинским обследованием. Медицинское обследование муниципального служащего проводится с целью исключения заболеваний, препятствующих его поступлению на муниципальную службу или ее прохождению.

Обратите внимание! При поступлении на муниципальную службу гражданин должен представить заключение медицинского учреждения об отсутствии у него заболевания, препятствующего поступлению на эту службу (ст. 16 Закона N 25-ФЗ).

Кроме того, для муниципальных служащих предусмотрено прохождение диспансеризации. Порядок ее прохождения и Перечень заболеваний, препятствующих поступлению на муниципальную службу или ее прохождению, а также форма заключения медицинского учреждения утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 984н .
———————————
«Об утверждении Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, Перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения».

Диспансеризация муниципальных служащих проводится в служебное время в течение календарного года в соответствии с графиком прохождения диспансеризации, утвержденным работодателем. В случае если муниципальному служащему по результатам диспансеризации выдано заключение о наличии у него заболевания, препятствующего прохождению муниципальной службы, медицинское учреждение, выдавшее заключение, в 10-дневный срок направляет его копию в государственный орган (орган муниципального образования) по месту прохождения муниципальной службы. Выданное по результатам диспансеризации заключение действительно до прохождения служащим следующей диспансеризации.
Медицинское же обслуживание муниципальных служащих и членов их семей заключается в проведении профилактических и лечебных мероприятий, обеспечении лекарственными препаратами, оказании услуг по протезированию зубов и т.п.

Пенсионное обеспечение

Муниципальному служащему гарантировано право на пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью, а также на пенсионное обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей.
Согласно ч. 1 ст. 24 Закона N 25-ФЗ в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов РФ.
При этом размер государственной пенсии муниципального служащего определяется в соответствии с установленным законом субъекта РФ соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта РФ. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимального размера государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта РФ по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта РФ (ч. 2 ст. 24 Закона N 25-ФЗ).

К сведению. Должности муниципальной службы в представительном органе муниципального образования Нижегородской области «консультант» соответствует должность государственной гражданской службы в Законодательном собрании Нижегородской области «главный специалист», должности «ведущий специалист» — должность «специалист первой категории» и т.д. (Закон N 99-З).

Такая соотносительность основных условий государственного пенсионного обеспечения муниципальных и гражданских служащих, а также членов их семей в случае потери кормильца является одним из проявлений взаимосвязи муниципальной и государственной гражданской службы РФ наравне с единством квалификационных требований, требований к подготовке, переподготовке и повышению квалификации, ограничений при прохождении муниципальной и государственной гражданской службы и т.д. (ст. 5 Закона N 25-ФЗ).
Наряду с соотносительностью пенсионного обеспечения муниципальных и гражданских служащих в п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» указано, что условия предоставления муниципальным служащим права на пенсию за счет средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления.
Так, основания для возникновения права на пенсию за выслугу лет у лиц, замещавших муниципальные должности или должности муниципальной службы в органах местного самоуправления и муниципальных образованиях Московской области, а также порядок ее назначения, перерасчета и выплаты установлены Законом Московской области от 11.11.2002 N 118/2002-ОЗ (далее — Закон Московской области).
———————————
«О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности или должности муниципальной службы в органах местного самоуправления и избирательных комиссиях муниципальных образований Московской области».

Стаж муниципальной службы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, устанавливается законами субъектов РФ.
В силу ст. 25 Закона N 25-ФЗ стаж муниципальной службы состоит из периодов работы:
— на должностях муниципальной службы (муниципальных должностях муниципальной службы);
— на муниципальных должностях;
— на государственных должностях РФ и субъектов РФ;
— на должностях государственной гражданской службы, воинских должностях и должностях правоохранительной службы (государственных должностях государственной службы);
— на иных должностях в соответствии с законом субъекта РФ.
Законами субъектов РФ также могут устанавливаться иные должности и периоды трудовой деятельности, включаемые в стаж.
Так, Законом Московской области лицам, замещавшим по состоянию на 01.09.1995 и позднее должности муниципальной службы в органах местного самоуправления и уволенным с этих должностей по определенным п. 2 ст. 1 данного Закона основаниям, а также лицам, замещавшим муниципальные должности менее одного года, пенсия за выслугу лет назначается при наличии на дату увольнения из органа местного самоуправления не менее 10 (для женщин) и 12,5 (для мужчин) лет стажа муниципальной службы. А за каждый год стажа свыше указанного размер пенсии за выслугу лет увеличивается на 3% от суммы должностного оклада, надбавки к должностному окладу за классный чин и выслугу лет.

К сведению. Стаж муниципальной службы муниципального служащего приравнивается к стажу государственной гражданской службы государственного гражданского служащего. Время работы на должностях муниципальной службы засчитывается в стаж государственной гражданской службы, исчисляемый для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу.

Пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Закон N 173-ФЗ), и выплачивается одновременно с ней.
В случае смерти муниципального служащего, связанной с исполнением им должностных обязанностей, члены семьи умершего имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца в порядке, определяемом федеральными законами (в частности, Законом N 173-ФЗ). Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи, состоявшие на его иждивении. Одному из родителей, супругу или некоторым другим членам семьи такая пенсия выплачивается независимо от того, состояли ли они на его иждивении, если они вне зависимости от времени, прошедшего после его смерти, утратили источник средств к существованию.
Трудовая пенсия по случаю потери кормильца устанавливается независимо от страхового стажа умершего, а также от причины и времени наступления смерти. Исключения составляют полное отсутствие страхового стажа и наступление смерти вследствие совершения им умышленного уголовного деяния, установленного в судебном порядке, и умышленного нанесения ущерба своему здоровью. В этом случае членам семьи служащего устанавливается социальная пенсия.

Страхование здоровья и имущества

Статьей 927 ГК РФ установлено, что законом могут быть предусмотрены случаи обязательного страхования жизни, здоровья и имущества граждан за счет средств, предоставленных из соответствующего бюджета (обязательное государственное страхование).
Так, Федеральным законом от 28.03.1998 N 52-ФЗ определены условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, работников ОВД, противопожарной службы и т.д.
———————————
«Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы».

Обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу гарантировано и муниципальному служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей.
Также муниципальным служащим гарантировано обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или утраты ими трудоспособности в период прохождения муниципальными служащими муниципальной службы или после ее прекращения, но наступивших в связи с исполнением ими должностных обязанностей. Такое страхование осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
Порядок и условия обязательного государственного страхования жизни и здоровья муниципальных служащих на федеральном уровне, к сожалению, не установлены и на сегодняшний день требуют доработки. Некоторыми муниципальными актами предусмотрена обязанность представителя нанимателя (работодателя) обеспечить муниципальному служащему обязательное государственное страхование на случай причинения вреда жизни, здоровью и имуществу муниципального служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей . Представляется, что реализация обязанности по страхованию муниципальных служащих осуществляется работодателем путем заключения договоров обязательного страхования со страховыми организациями, имеющими разрешения (лицензии) на осуществление обязательного государственного страхования. При этом такие организации выбираются в порядке, предусмотренном законодательством РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
———————————
Решение Совета депутатов Волоколамского муниципального района МО от 31.05.2011 N 40-263 «Об утверждении Положения о предоставлении социальных гарантий муниципальным служащим Контрольно-ревизионной палаты Волоколамского муниципального района Московской области».

Защита муниципального служащего

Муниципальный служащий и члены его семьи имеют право на защиту от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением служащим должностных обязанностей в случаях, порядке и на условиях, установленных федеральными законами.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 20.04.1995 N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» (далее — Закон N 45-ФЗ) государственной защите подлежат категории муниципальных служащих, установленные Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 900 .
———————————
«Об утверждении Перечня категорий государственных и муниципальных служащих, подлежащих государственной защите».

К ним относятся должностные лица органов местного самоуправления, осуществляющие функции по выявлению, предупреждению и пресечению правонарушений в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ.
С учетом конкретных обстоятельств для обеспечения защиты жизни и здоровья защищаемых лиц и сохранности их имущества органы, обеспечивающие безопасность (ОВД, органы Федеральной службы безопасности, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, таможенные органы, органы по контролю за оборотом наркотических средств), могут принимать следующие меры:
— личная охрана, охрана жилища и имущества;
— выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности;
— временное помещение в безопасное место;
— обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах;
— перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы;
— переселение на другое место жительства;
— замена документов, изменение внешности (ст. 5 Закона N 45-ФЗ).
В силу ст. 20 Закона N 45-ФЗ страховые гарантии должностным лицам органов местного самоуправления, осуществляющим функции по выявлению, предупреждению и пресечению правонарушений в соответствии с законодательством РФ, субъектов РФ, если они проходят муниципальную службу, устанавливаются по решению органов местного самоуправления.

Иные гарантии

Частью 2 ст. 23 Закона N 25-ФЗ предусмотрено, что при расторжении трудового договора с муниципальным служащим в связи с ликвидацией органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования либо сокращением штата работников органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные трудовым законодательством для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата.
Не будем на них останавливаться, напомним лишь, что данные гарантии предусмотрены ч. 3 ст. 81, ч. 1, 2 ст. 178 и ст. 180 ТК РФ.
Кроме того, отметим, что законами субъектов РФ и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии (ч. 3 ст. 23 Закона N 25-ФЗ), в том числе гарантии, связанные с увольнением в связи с ликвидацией органа или сокращением штата.
Так, согласно Решению Совета депутатов Егорьевского муниципального района МО от 22.02.2011 N 465/46 «Об утверждении Положения о муниципальной службе в Егорьевском муниципальном районе» при увольнении в связи с ликвидацией органа местного самоуправления или сокращением его штата муниципальному служащему дополнительно к гарантиям, установленным трудовым законодательством, единовременно выплачивается средняя месячная заработная плата по замещаемой должности.
Среди дополнительных гарантий муниципальным служащим могут быть различные единовременные выплаты (к отпуску, в связи с выходом на пенсию), выплаты на лечение и отдых, материальная помощь, оплата расходов на ритуальные услуги и т.д.
Муниципальному служащему г. Москвы дополнительно гарантируются, в частности:
— бесплатная или льготная санаторно-курортная путевка, предоставляемая к ежегодному оплачиваемому отпуску, с оплатой проезда к месту отдыха и обратно или соответствующая компенсация;
— переподготовка и повышение квалификации с сохранением денежного содержания на период обучения;
— ежемесячная доплата к пенсии по старости или инвалидности при наличии ограничения способности к трудовой деятельности II или III степени;
— единовременное денежное поощрение при достижении возраста 50 лет и далее через каждые пять лет;
— единовременное денежное поощрение при достижении стажа муниципальной службы 20 лет и далее через каждые пять лет;
— выплата один раз за весь период муниципальной службы денежного вознаграждения в случае освобождения его от замещаемой должности и увольнения при наличии права на получение пенсии по старости или инвалидности при наличии ограничения способности к трудовой деятельности II или III степени (ст. 31 Закона N 50).
В заключение отметим, что гарантии, установленные нормативным правовым актом муниципального образования, также являются обязательными для предоставления лицам, занимающим должности муниципальной службы. Если же какая-либо из гарантий, предусмотренных ТК РФ для работников, не нашла отражения в нормативных актах, регулирующих профессиональную деятельность муниципальных служащих (возмещение расходов, связанных с командировками, или др.), работодателю следует применять положения Трудового кодекса.

Муниципальная пенсия

Пенсия муниципальным служащим начисляется не по старости, а по выслуге лет. Если работник данной категории обладает иным стажем (был ранее трудоустроен не в государственном учреждении), то он может дополнительно получать выплаты по старости.

Если лицо на 1 января 2017 года являлось госслужащим, имело выслугу 15 лет или более, получило право на пенсию по старости или инвалидности, оно вправе претендовать на пенсию по выслуге лет по ранее установленным нормам, а не с учетом новых положений. Рассмотрим подробнее в представленном материале, как осуществляется начисление данной выплаты, и кто вправе претендовать на ее получение.

Кто имеет право на муниципальную пенсию?

Основными нормативными актами, регулирующими право муниципальных служащих на пенсионное обеспечение за выслугу лет, являются:

  • Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 02.03.007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

По действующему ранее законодательству чиновники могли продлевать срок службы с 60 до 65 лет, но с 01.01.2017 года такая возможность утеряна. Исключение составляют следующая категория работников — руководители госслужб в возрасте до 70 лет при условии согласования с органом власти, назначившим их на эту должность.

Законом № 25-ФЗ (ст. 4) определяет правовой статус муниципальных образований, согласно которому они являются одной из ветвей власти на местном уровне. Муниципалитеты имеют полномочия и обязанности по реализации государственной политики и соблюдения законных прав граждан, проживающих в территориальном объединении.

Условия предоставления муниципальной пенсии за счет бюджетных средств устанавливаются законодательством субъектов РФ, актами органов местного самоуправления. Пенсия за выслугу лет госслужащим назначается к страховой пенсии по старости или инвалидности и выплачивается одновременно с ней.

Назначение муниципальной пенсии за выслугу лет производится:

  • военнослужащим;
  • государственным и муниципальным служащим;
  • приравненным к ним гражданам из числа работников летно-испытательного состава или космонавтов.

Данной категории граждан выплачивается:

  • пенсия за выслугу лет;
  • единовременные выплаты и доплаты при наличии оснований;
  • доля страховой выплаты по старости или по инвалидности.

Если сейчас право на муниципальную пенсию за выслугу лет получают госслужащие, отслужившие 15 лет (в 2017 году — не менее 15 лет 6 мес.) и замещающие должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев, то минимально необходимый стаж с 2020 года составит 20 лет.

При наличии стажа 15 лет пенсия составит 45% от среднемесячной зарплаты за вычетом стандартных страховых выплат. При выходе на пенсию госслужащего на 5 лет позже, он будет получать на 10% больше, а до 01.01.2017 необходимо было отработать 1 лишний год.

Если служащий отслужил 10 лет, с начала 2017 ему положена прибавка в 75%, а до этого момента такую же надбавку он получает, если срок составляет 3 года. При стаже в 15 лет и более служащий получает ежегодно надбавку в размере 3% от среднемесячного заработка.

Право на муниципальную пенсию с 01.01.2017 возникает как и раньше — в случае увольнения, но список причин изменился:

  • выход чиновника на пенсию;
  • ликвидация государственного органа;
  • уход по состоянию здоровья;
  • достижение служащим предельного возраста для работы;
  • соглашение сторон служебного контракта истекло, иное.

Если уволиться по другим причинам, получать пенсию можно на общих основаниях.

Возраст ухода на пенсию

Ст. 8 Федерального закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлен пороговый возраст выхода на пенсию для всех категорий граждан: 55 лет для работающих женщин и 60 лет для работающих мужчин. Изменения коснутся только государственных служащих. Согласно нововведениям:

  • пенсионный возраст будут повышать постепенно в течение 15 лет;
  • увеличат минимальный стаж для начислений выплат чиновникам по выслуге лет;
  • определят новый список причин для увольнения госслужащих с правом получения пенсии.

График увеличения пенсионного возраста расписан в приложении 5 к Закону № 400-ФЗ. Ежегодно до 2032 года он будет увеличиваться на 6 месяцев. Женщины будут уходить на заслуженный отдых в 63 года, а мужчины в 65 лет. Стаж при расчете муниципальной пенсии в 2017 году определяется суммой периодов госслужбы и иной деятельностью, включенной в службу на иных должностях, определяемых Президентом РФ.

Во всех случаях обязательным условием для получения пенсии за выслугу лет является наличие у госслужащего не менее 1 года стажа в должности на федеральной службе, а отдельные категории чиновников должны иметь 12 месяцев непосредственно перед увольнением.

Пенсия по выслуге лет

За назначением пенсии по выслуге лет граждане вправе обратиться в любое время после возникновения на нее права без каких-либо ограничений. Если за назначением пенсии граждане обращаются в МФЦ или территориальный орган ПФР, то за пенсией по выслуге лет необходимо обращаться:

  • с заявлением на имя председателя правления ПФР и документами в кадровую службы федерального органа государственной власти;
  • в кадровую службу его аппарата, в котором лицо замещало должность перед увольнением;
  • при ликвидации госоргана — в кадровую службу реорганизованного или ликвидированного органа, которой переданы функции прежнего органа.

Документы для назначения этого вида пенсии необходимо собирать в соответствии с Приказом Минтруда России от 22.05.2017 № 436н.

Размер муниципальной пенсии

Порядок пенсионного обеспечения служащих муниципалитета, в том числе условия расчета стажа и его подтверждения, регламентируются Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.12.2011 № 1648н и Приказом Минтруда России от 28.11.2014 № 958н. Каждый субъект РФ издает свое положение, регулирующее процесс назначения пенсии чиновникам с учетом особенностей их занятости, сроки подачи документов, порядок их регистрации.

Расчет пенсии служащих муниципалитета

Размер пенсии муниципальных служащих зависит от:

  • стажа трудовой деятельности;
  • размера отчислений страховых взносов в процентном соотношении от начисленной зарплаты.

Минимальное значение пенсии для указанной категории лиц составляет 45% зарплаты за последний год за вычетом пенсии по старости, исчисленная пропорционально имеющемуся индивидуальному пенсионному коэффициенту (ИПК), который рассчитан из стажа и размера отчислений.

Максимальный размер составляет 75%, расчет которых производится следующим образом: присвоение 45% за 15 лет стажа, добавление по 3% за каждый последующий год, но не более 75% всего.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 17.10.2009 № 818 при расчете среднего заработка для исчисления размера пенсии учитываются:

  • оклад;
  • больничные и премии;
  • отпускные, оздоровительные;
  • все виды надбавок, доплат.

Не учитываются при определении размера — поощрения, выплаты в связи с болезнью, безвременной кончиной близкого родственника.

Льготы муниципальным служащим

Служащие имеют право на получение одновременно двух пенсий: по выслуге лет — исходя из стажа госслужбы и по старости — из оставшегося общего стажа. Если размер будет небольшим, он вправе отказаться от пенсии по выслуге и получать только выплаты по старости, поскольку суммарное количество ИПК будет выше в этом случае, а размер пенсии увеличится.

Доплата к пенсии

Ежемесячные доплаты к трудовым пенсиям, выплачиваемые бывшим муниципальным служащим, порядок перерасчета размера пенсий и выплат утверждается Правилами назначения ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, которые принимают органы муниципалитетов. Правила, принимаемые субъектами Федерации, определяют условия приобретения права на доплату за стаж.

Муниципальные пенсионеры часто обращаются в суд за доплатой к пенсии, поскольку районная администрация или иной муниципальный орган не спешит соблюдать закон. Без юриста добиться причитающихся выплат практически невозможно. Рекомендуем обратиться за правовой поддержкой к нашим опытным специалистам. Позвоните нам по телефону или свяжитесь с нами через форму обратной связи для получения консультации по любым вопросам о муниципальных пенсиях.