Реорганизация и ликвидация юридических лиц фз

О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

(в ред. Федеральных законов от 23.06.2003 № 76-ФЗ,

от 08.12.2003 № 169-ФЗ, от 23.12.2003 № 185-ФЗ,

от 02.11.2004 № 127-ФЗ, от 02.07.2005 № 83-ФЗ,

от 05.02.2007 № 13-ФЗ, от 19.07.2007 № 140-ФЗ,

от 01.12.2007 № 318-ФЗ, от 30.04.2008 № 55-ФЗ,

от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 30.12.2008 № 311-ФЗ,

от 30.12.2008 № 312-ФЗ, от 30.12.2008 № 315-ФЗ,

от 19.07.2009 № 205-ФЗ, от 27.12.2009 № 352-ФЗ,

от 19.05.2010 № 88-ФЗ, от 27.07.2010 № 227-ФЗ,

от 29.11.2010 № 313-ФЗ, от 23.12.2010 № 387-ФЗ,

от 01.07.2011 № 169-ФЗ, от 18.07.2011 № 228-ФЗ,

от 03.12.2011 № 383-ФЗ, от 01.04.2012 № 27-ФЗ,

от 28.07.2012 № 133-ФЗ, от 29.12.2012 № 282-ФЗ,

с изм., внесенными Федеральным законом от 27.10.2008 № 175-ФЗ)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров — единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

(часть первая в ред. Федерального закона от 23.06.2003 № 76-ФЗ)

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее — государственная регистрация) — акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

(часть вторая в ред. Федерального закона от 23.06.2003 № 76-ФЗ)

Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Статья 2. Орган, осуществляющий государственную регистрацию

(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 № 76-ФЗ)

Государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти (далее — регистрирующий орган), уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации».

Статья 3. Государственная пошлина за государственную регистрацию

За государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Реорганизация и ликвидация юридических лиц

Прекращение юридического лица представляет собой утрату им своей правосубъектности. Прекращение юридического лица может наступить в результате реорганизации или ликвидации.

Реорганизация юридического лица представляет собой вид прекращения юридического лица, при котором его права и обязанности в полном объеме переходят к другим лицам, создаваемым в результате реорганизации, либо все имущество юридического лица разделяется между реорганизуемым и новыми юридическими лицами. Правовое регулирование реорганизации предприятий осуществляется с использованием общих механизмов правового регулирования путем принятия государственными органами в рамках их компетенции и в установленном порядке системы законодательных и нормативных актов. Действующим законодательством предусмотрено несколько механизмов существенного изменения структуры активов хозяйствующего субъекта (реорганизации). При этом часть из них реализуется решениями собственников, а часть — принудительно.

Статья 57 ГК устанавливает 5 форм реорганизации юридического лица: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Правовое регулирование реорганизации юридических лиц различных организационно-правовых форм осуществляется значительным количеством нормативных актов, основополагающее значение для которых имеют положения Гражданского кодекса РФ, устанавливающие основания и порядок реорганизации. Реорганизация юридического лица должна получить юридическое признание. По общему правилу она признается завершенной с момента государственной регистрации лиц, выступающих правопреемниками реорганизованного лица. В случаях присоединения одного юридического лица к другому завершением реорганизации считается внесение в Государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенной организации. Порядок государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности регулирует Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Ликвидация юридического лица представляет собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК). Именно отсутствие универсального правопреемства принципиально отличает ликвидацию от любой формы реорганизации. Так же как и реорганизация, ликвидация юридического лица может быть добровольной или принудительной.

Юридическое лицо может быть ликвидировано:

1) добровольно — по решению его учредителей (участников) либо уполномоченного органа, в том числе в связи с истечением срока, на который оно создано, и с достижением цели, ради которой создано;

2) или недобровольно — по инициативе уполномоченных государственных или муниципальных органов и по решению суда в случае грубых и неустранимых нарушений закона, допущенных при его создании, либо осуществления деятельности без лицензии, либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, а также при систематическом осуществлении некоммерческой организацией (в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом) деятельности, противоречащей ее уставным целям, и, кроме того, в других случаях, предусмотренных ГК.

В данном разделе размещены статьи, посвященные реорганизации и ликвидации юридических лиц.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Дата размещения статьи: 12.03.2018

Как известно, слияние — это одна из форм реорганизации юридических лиц. В результате слияния из двух либо нескольких компаний создается одно предприятие, а реорганизованные юридические лица прекращают свое существование. При этом сейчас допускается реорганизация юридических лиц, созданных в различных организационно-правовых формах, при условии, что законом разрешена возможность преобразования соответствующей фирмы из одной организационно-правовой формы в другую.

Дата размещения статьи: 09.03.2018

Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ в ст. 57 Гражданского кодекса РФ были внесены масштабные изменения, среди которых стоит особо выделить то, что с 1 сентября 2014 г. в российском правовом поле допускается реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм (так называемая совмещенная реорганизация), а также реорганизация с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах, если Кодексом или другим законом предусмотрена возможность преобразования юридического лица одной из таких организационно-правовых форм в юридическое лицо другой из таких организационно-правовых форм (так называемая смешанная реорганизация) и, кроме того (по смыслу закона), возможность сочетания смешанной и совмещенной реорганизации (так называемая комплексная реорганизация)

Дата размещения статьи: 20.12.2017

Одним из оснований признания долга безнадежным к взысканию является ликвидация организации (п. 2 ст. 266 НК РФ). Ликвидация компании может происходить либо по решению налогового органа, либо в общем судебном порядке, то есть с использованием процедуры банкротства. Упрощенная процедура ликвидации недействующих юридических лиц возможна в случае, если организация в течение последних 12 месяцев не представляла налоговую отчетность и не осуществляла операций ни по одному банковскому счету (ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Такая организация исключается из ЕГРЮЛ по решению налогового органа.

Дата размещения статьи: 31.10.2017

Суд удовлетворил требование ИФНС по городу Ангарску о взыскании с Администрации Ангарского городского округа задолженности МП «Благоустройство» по налогам, пени и налоговым санкциям и указал, что обязанность по уплате задолженности по налоговым обязательствам в случае ликвидации предприятия должна возлагаться на учредителя. По общему правилу налоговое законодательство не предусматривает привлечения к субсидиарной ответственности учредителя предприятия (собственника имущества). Исключение — ликвидация юридического лица.

Дата размещения статьи: 16.09.2017

В случае реорганизации юридического лица согласно ч. 3 п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам — правопреемникам реорганизованного юридического лица. В соответствии с п. 1 ст. 58 ГК РФ при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу. Конкретный момент перехода таких прав в законе не определен. Суды же исходят из того, что права на недвижимое имущество при реорганизации юридического лица в форме слияния возникают с момента внесения записи в ЕГРЮЛ.

Дата размещения статьи: 13.04.2017

Преобразование является одной из форм реорганизации юридических лиц. Его основная особенность состоит в том, что здесь не образуется новое юридическое лицо (лица) и не возникают отношения правопреемства; не прекращается и деятельность кого-либо из участников реорганизации (что характерно для большинства ее форм — слияния, присоединения и разделения). Реорганизация в форме преобразования изменяет «лишь» организационно-правовую форму юридического лица. Поэтому в экономическом смысле субъект имущественного оборота сохраняется, тогда как юридически ситуация изменяется — участник оборота приобретает иной правовой статус.

Дата размещения статьи: 01.04.2017

Единственный участник общества с ограниченной ответственностью принял решение в добровольном порядке прекратить деятельность общества, т.к. хозяйственной деятельности оно не вело, долгов не имело, в штате был лишь директор. Далее участник назначил ликвидатора и расторг трудовой договор с директором. Ликвидатор заполнил форму N Р15001 уведомления регистрирующего органа и обратился к нотариусу с заявлением о свидетельствовании подлинности своей подписи на форме уведомления. Нотариус отказала в совершении нотариального действия, мотивировав свой отказ тем, что.

Дата размещения статьи: 22.03.2017

По общему правилу, закрепленному в п. п. 1, 9 ст. 50 Налогового кодекса РФ, при преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо. НК РФ не определен порядок правопреемства в отношении специальных прав налогоплательщиков, т.е. таких прав, которые приобретаются в особом порядке (как правило, заявительном или уведомительном), в частности право на применение специальных налоговых режимов или право применения налоговых льгот, пониженных налоговых ставок.

Дата размещения статьи: 14.11.2016

Присоединение представляет собой форму реорганизации, при которой новое общество с ограниченной ответственностью (далее — ООО, общество) не создается, а изменяется объем прав и обязанностей у продолжающего действовать общества в результате перехода к нему прав и обязанностей другого общества, которое, в свою очередь, прекращает свое существование (п. 2 ст. 58 ГК РФ, п. п. 1 и 4 ст. 53 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Дата размещения статьи: 14.05.2016

Одна из основных особенностей нормирования порядка ликвидации юридического лица состоит в том, что теперь он согласован с процедурой банкротства, которая в случае ее возбуждения ведет к прекращению ликвидации юридического лица, осуществляемой по общим правилам, о чем ликвидационная комиссия уведомляет всех известных ей кредиторов. Кроме того, в случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов или при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица, если такое юридическое лицо может быть признано несостоятельным (банкротом) (п. п. 3, 4 ст. 63 ГК).

Навигация по разделу: [1] [2] [3]

Вернуться на предыдущую страницу

  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Цель законопроекта — закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе — «токены», «криптовалюта» и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам.

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.

Цель данного законопроекта — уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.

Реорганизация и ликвидация юридических лиц

Реорганизация юридического лица

I. Реорганизация юридического лица осуществляется путем слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (п. 1 ст. 57 ГК).

Слияние представляет собой реорганизацию двух и более юридических лиц, при которой участвующие в слиянии лица прекращают свое существование, а их место в гражданском обороте занимает новое юридическое лицо, к которому переходят их гражданские права и обязанности.

При присоединении, в котором также участвуют не менее двух юридических лиц, происходит прекращение присоединяемого юридического лица (юридических лиц), а его (их) место в гражданском обороте переходит к юридическому лицу, к которому они были присоединены.

Разделение представляет собой процедуру реорганизации, обратную слиянию. В этом случае разделяемое юридическое лицо прекращает свое существование, а вместо него в гражданском обороте появляется несколько (два и более) новых юридических лиц, каждое из которых получает определенную часть прав и обязанностей, принадлежащих разделенному юридическому лицу.

Выделение, в свою очередь, является зеркальным отражением присоединения. Юридическое лицо утрачивает в результате выделения часть своих прав и обязанностей, имущества и участников, которые переходят к вновь создаваемому на его базе юридическому лицу.

Наконец, преобразованием называется изменение организационно-правовой формы юридического лица, т.е. по существу прекращение одного юридического лица и возникновение на его месте нового юридического лица, к которому переходят права и обязанности прекратившегося юридического лица.

Кроме вышеназванных видов, которые могут быть названы основными, законодательство устанавливает дополнительно комбинированные виды реорганизации. Так, ФЗ об АО различает реорганизацию в виде разделения со слиянием, разделения с присоединением, выделения со слиянием, выделения с присоединением (ст. 19.1).

Закон не дает прямого ответа на вопрос, что следует считать реорганизацией, однако знакомство с ее видами позволяет сделать вывод, что этим термином обозначается совокупность способов прекращения и(или) возникновения юридического лица (юридических лиц) с сохранением совокупного объема прав и обязанностей юридических лиц, участвующих в реорганизации. Правопреемство делает возможным достижение такого результата, при котором права и обязанности лиц, участвующих в реорганизации, меняют своих обладателей (переходят от одних лиц к другим полностью либо в части), но их совокупный объем остается неизменным.

С точки зрения юридического результата реорганизация представляет собой акт одновременного перераспределения прав и обязанностей между юридическими лицами (акт, направленный на возникновение, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей). Однако с содержательной стороны реорганизация представляет собой совокупность взаимосвязанных действий, к которым могут применяться в отдельных случаях правила о сделках, включая и правила об их недействительности, но ни один вид реорганизации как совокупность действий не может считаться сделкой.

Реорганизация может быть добровольной и принудительной. В большинстве случаев она осуществляется по воле учредителей юридических лиц, участвующих в реорганизации. В случаях, прямо указанных в законе, разделение и выделение могут производиться по решению суда, выносимому по иску антимонопольного органа (ст. 38 ФЗ «О защите конкуренции»).

Правовое регулирование реорганизации осуществляется многими нормативными актами и носит выраженный казуистичный характер. Есть немного норм, имеющих универсальное действие. Большинство же ориентировано на конкретную форму реорганизации юридических лиц определенной организационно-правовой формы: обществ с ограниченной ответственностью, акционерных обществ, производственных кооперативов, унитарных предприятий. В одной процедуре реорганизации возможно участие юридических лиц только одной организационно-правовой формы.

Процедура реорганизации. Эта процедура может быть поделена на ряд этапов, каждый из которых проходит с особенностями, определяемыми видом реорганизации и организационно-правовой формой участвующих в ней лиц. Деление это условное, не отражающее точно последовательности действий во времени. Речь идет иногда о действиях, совершаемых одновременно и параллельно, но разнородных, преследующих разные цели.

Принятие решения (заключение договора) о реорганизации. Решение о реорганизации относится к компетенции высшего органа управления юридического лица и принимается по особо строгим правилам, нарушение которых влечет возможность признания решения недействительным. В случаях когда реорганизация происходит путем слияния или присоединения, участники реорганизации, являющиеся собственниками принадлежащего им имущества, должны заключить договор о слиянии или присоединении, который подлежит утверждению каждым участников в том же порядке, в каком принимается решение о реорганизации. Решение о реорганизации при этом есть одновременно решение об одобрении договора о слиянии или присоединении.

Государственная регистрация решения о реорганизации. Юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации. На основании данного уведомления орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации. Она влечет за собой ряд важных юридических последствий для реорганизуемого юридического лица, включая ограничение его в некоторых правах на период проведения реорганизации (п. 1 ст. 60 ГК).

Публичное сообщение о реорганизации. Публичное сообщение производится через средства массовой информации, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц. Делается это дважды с периодичностью один раз в месяц. Сообщение публикуется от имени всех юридических лиц лицом, которое последним приняло решение о реорганизации (п. 1 ст. 60 ГК).

Принятие решения о правопреемстве (имуществе). Объем прав и обязанностей (имущество), перераспределяемый в результате реорганизации, должен фиксироваться в особых документах — в передаточном акте и разделительном балансе. Первый составляется при слиянии, присоединении и преобразовании, второй — при разделении и выделении (ст. 58 ГК). Эти документы должны содержать данные о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.

Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

Непредставление вместе с учредительными документами соответственно передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (ст. 59 ГК).

Удовлетворение требований кредиторов. Кредитор юридического лица, если его права требования возникли до опубликования уведомления о реорганизации юридического лица, вправе потребовать досрочного исполнения соответствующе-го обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения — прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом (п. 2 ст. 60 ГК).

Кредитор открытого акционерного общества, реорганизуемого в форме слияния, присоединения или преобразования, такое требование вправе заявлять только в судебном порядке и только если реорганизуемым юридическим лицом, его участниками или третьими лицами не предоставлено достаточное обеспечение исполнения соответствующих обязательств. Он вправе предъявить такое требование в суд не позднее 30 дней с даты последнего опубликования уведомления о реорганизации юридического лица (п. 3 ст. 60 ГК). В случае если обязательства перед кредиторами реорганизуемого юридического лица — должника обеспечены залогом, такие кредиторы не вправе требовать предоставления дополнительного обеспечения (п. 5 ст. 60 ГК).

В случае если требования о досрочном исполнении или прекращении обязательств и возмещении убытков удовлетворены после завершения реорганизации, вновь созданные в результате реорганизации (продолжающие деятельность) юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица (п. 4 ст. 60 ГК).

Утверждение учредительных документов (изменений в учредительных документах) и формирование органов управления реорганизованных (вновь возникших) юридических лиц производится участниками реорганизованного (вновь возникшего) юридического лица в порядке, установленном для утверждения учредительных документов и формирования органов вновь создаваемого юридического лица.

Государственная регистрация результатов реорганизации осуществляется в порядке, аналогичном порядку государственной регистрации вновь создаваемых юридических лиц.

Государственная регистрация осуществляется на основании заявления и других обязательных документов, исчерпывающий перечень которых содержится в ФЗ о государственной регистрации лиц. Производится она по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц, а в случаях, когда место нахождение создаваемого юридического лица отличается от места нахождения реорганизуемого юридического лица, — органом, определяемым по особым правилам (см.: постановление Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. № 110 «О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

В случае преобразования реорганизация юридического лица считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо — прекратившим свою деятельность.

В случае слияния реорганизация юридических лиц считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а юридические лица, реорганизованные в форме слияния, считаются прекратившими свою деятельность.

В случае разделения реорганизация юридического лица с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц считается завершенной, а юридическое лицо, реорганизованное в форме разделения, считается прекратившим свою деятельность.

В случае выделения реорганизация юридического лица с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц считается завершенной.

В случае присоединения реорганизация юридического лица с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц считается завершенной.

Ликвидация юридического лица

II. Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК). Этим ликвидация отличается от прекращения юридических лиц в результате реорганизации. При ликвидации, правда, не исключается переход отдельных прав и обязанностей ликвидируемого юридического лица (сингулярное правопреемство), но только в случаях и в пределах, прямо предусмотренных законом.

Ликвидация юридического лица представляет собой основной способ его прекращения, завершения всех дел и прекращения всех прав и обязанностей без перехода к другим юридическим лицам (универсального правопреемства). Кроме ликвидации в последние годы появились еще два способа прекращения юридического лица без правопреемства — исключение из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа и исключение из ЕГРЮЛ вследствие отчуждения имущественного комплекса унитарного предприятия либо имущества учреждения. Оба они здесь рассматриваться не будут.

Ликвидация может осуществлять добровольно и принудительно.

Добровольная ликвидация может в любое время осуществляться по решению учредителей либо уполномоченного на то органа юридического лица, в частности, по истечении срока или с достижением целей, для которых оно создавалось. В случаях, предусмотренных в законе, добровольная ликвидация не допускается (к числу таких лиц относится, например, фонд, который может быть ликвидирован только в принудительном порядке, — п. 2 ст. 119). Добровольная ликвидация может быть исключена также особыми условиями приватизации государственного имущества (условиями конкурса).

Принудительная ликвидация производится по решению суда. Основаниями принудительной ликвидации являются:

  1. допущенные при его создании грубые нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо
  2. осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо
  3. запрещенной законом, либо
  4. с нарушением КонституцииРоссийской Федерации, либо
  5. с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо
  6. при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также
  7. в иных случаях, предусмотренных ГК.

Вышеназванные основания носят публичный характер, а потому право требовать ликвидации в таких случаях принадлежит государственным или муниципальным органам в случаях, прямо указанных в законе (п. 3 ст. 61 ГК). Примером такой ликвидации может служить уже упоминавшийся выше случай признания государственной регистрации юридического лица недействительной из-за допущенных при создании юридического лица нарушений неустранимого характера. Решение суда в этом случае должно содержать приказ о ликвидации возникшего юридического лица, а не аннулирование (объявление недействительными) всех действий, совершенных им с момента государственной регистрации.

Наряду с ними есть еще одно универсальное основание принудительной ликвидации юридического лица — признание его несостоятельным или банкротом.

Банкротом не могут быть признаны казенное предприятие, учреждение, политическая партия и религиозная организация.

Государственная корпорация или государственная компания может быть ликвидирована вследствие признания ее несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание.

Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда.

Во всех случаях, когда стоимость имущества ликвидируемого юридического лица оказывается недостаточной для удовлетворения требований кредиторов, оно подлежит ликвидации в порядке, предусмотренном для лиц, признаваемых несостоятельными (банкротами).

Ликвидация юридического лица одновременно затрагивает интересы многих лиц: кредиторов, включая кредиторов по требованиям об уплате обязательных платежей, работников, участников, публичных образований. Данное обстоятельство заставило законодателя обратить внимание на необходимость обеспечения баланса защиты интересов указанных лиц, поскольку в подавляющем большинстве случаев защитить их полностью оказывается невозможным. Гражданское законодательство особое внимание уделяет защите интересов кредиторов, предусматривая гарантии разумной и добросовестной ликвидации.

Процедура ликвидации в общем и целом может быть представлена следующими этапами.

Решение о ликвидации принимается либо учредителями (участниками) юридического лица, либо лицом, наделенным законом правом принятия такого решения, либо судом.

Государственная регистрация решения о ликвидации осуществляется по заявлению лица, принявшего решение о ликвидации. Последний обязан незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С момента внесения данных сведений к наименованию (фирменному наименованию) юридического лица обязательно добавляются слова «в ликвидации».

Назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) производят лица, принявшие решение о ликвидации. Они же устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с требованиями законодательства. О назначении ликвидационной комиссии уведомляется регистрирующий орган. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

Выявление кредиторов и составление промежуточного ликвидационного баланса.

Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (ст. 23 ФЗ о банках, ст. 50.42 ФЗ о банкротстве кредитных организаций, ст. 14 ФЗ о ЖНК).

Если выясниться, что стоимость имущества юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, установленном для ликвидации несостоятельных должников (абз. 2 п. 4 ст. 61, ст. 65 ГК).

Расчеты с кредиторами. Требования кредиторов удовлетворяются за счет денежных средств ликвидируемого юридического лица. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Гражданский кодекс делит всех кредиторов ликвидируемого юридического лица на четыре очереди.

Первая очередь: требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда. При ликвидации банков перечень требований первой очереди увеличивается за счет трех категорий: а) требований физических лиц, являющихся вкладчиками по договорам банковского вклада либо банковского счета (за исключением требований по возмещению убытков в форме упущенной выгоды и по уплате сумм финансовых санкций и требований физических лиц, отрывающих счета в банках для занятия профессиональной деятельностью — индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов); б) требований организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, в связи с выплатой возмещения по вкладам в соответствии с законом о страховании вкладов физических лиц в банках; в) требований Банка России в связи с осуществлением выплат по вкладам физических лиц в банках в соответствии с законом.

Вторая очередь: расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.

Третья очередь: расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.

Четвертая очередь: расчеты с другими кредиторами.

Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.

Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются за счет средств, полученных от продажи предмета залога, преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога.

Не удовлетворенные за счет средств, полученных от продажи предмета залога, требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются в составе требований кредиторов четвертой очереди (п. 2 ст. 64 ГК).

При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом (п. 3 ст. 64 ГК).

В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица (п. 4 ст. 64 ГК).

Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок (п. 5 ст. 64 ГК).

Утверждение окончательного ликвидационного баланса. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (п. 5 ст. 63 ГК).

При недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения — денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения (п. 6 ст. 63 ГК).

Требования кредиторов, не удовлетворенные изза недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано (п. 6 ст. 64).

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица (п. 7 ст. 63 ГК).

Государственная регистрация ликвидации юридического лица. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц (п. 8 ст. 63 ГК).

Ликвидация юридического лица при банкротстве. Ликвидация при банкротстве осуществляется в порядке, установленном специальным законодательством о банкротстве. Гражданский кодекс предусматривает, что юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом).

Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию. Ликвидация юридического лица при банкротстве регулируется Федеральным законом о банкротстве и Федеральным законом о банкротстве кредитных организаций.

Под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Суть ликвидации юридического лица при банкротстве заключается в признании его арбитражным судом несостоятельным (банкротом) и открытии особой процедуры конкурсного производства, в ходе которой имущество юридического лица распродается в порядке, установленном законом, а вырученные суммы распределяются между кредиторами в порядке установленной законом очередности пропорционально размеру их требований.

Такое признание осуществляется по требованию заинтересованных лиц при условии установления признаков банкротства, указанных в законе (ст. 3 ФЗ о банкротстве).

Признаками несостоятельности являются наличие просроченной задолженности по денежным обязательствам и приравненным к ним обязанностям по уплате обязательных платежей. Если просрочка в уплате составляет более трех месяцев, то юридическое лицо уже считается неспособным удовлетворить требования кредиторов.

С заявлением о несостоятельности могут обратиться в арбитражный суд сам должник, его кредиторы, уполномоченные органы (ст. 7 ФЗ о банкротстве). При этом сумма денежных требований, дающая право на возбуждение в суде дела о банкротстве, должна быть по отношению к юридическому лицу не менее 100 000 руб.

Возбуждение дела о несостоятельности юридического лица в суде в подавляющем большинстве случаев приводит к открытию особой процедуры, именуемой наблюдением. Цель ее — установить наличие у должника признаков несостоятельности и обеспечить сохранность имущества должника для проведения иных процедур банкротства. Разбирательство по делу о несостоятельности необязательно должно завершаться признанием должника несостоятельным (банкротом), открытием конкурсного производства и государственной регистрацией ликвидации юридического лица. Законодательство предусматривает возможность проведения в отношении должника специальных процедур, направленных на восстановление платежеспособности должника (финансовое оздоровление, внешнее управление). Дело может быть также прекращено без признания должника несостоятельным путем заключения сторонами мирового соглашения.

В случае если будет признано нецелесообразным проведение восстановительных процедур или же их проведение запрещено законом, арбитражный суд выносит решение о признании должника банкротом. Это решение влечет за собой открытие конкурсного производства (ст. 124 ФЗ о банкротстве). Руководит конкурсным производством специальное лицо — конкурсный управляющий, назначаемый арбитражным судом.

Все имущество должника, за исключением отдельных видов, указанных в законе, составляет конкурсную массу. Оно продается в порядке, установленном законом, и из вырученных сумм производятся расчеты с кредиторами (ст. 142 ФЗ о банкротстве) в порядке очередности, установленной ФЗ о банкротстве (ст. 134— 138). После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства. На основании этого отчета суд выносит определение о завершении конкурсного производства. Это определение является основанием для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника. Заявление об этом представляется конкурсным управляющим (п. 2—3 ст. 149 ФЗ о банкротстве).