Закон о полиции гарантии личной безопасности

Содержание статьи:

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 21.11.2011) «О ПОЛИЦИИ»
  • В данном виде документ опубликован не был
  • (в ред. от 07.02.2011 — «Российская газета» N 25, 08.02.2011
  • «Российская газета», N 28, 10.02.2011
  • «Собрание законодательства РФ», 14.02.2011, N 7, ст. 900)

Статья 24 Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции

1. Сотрудник полиции имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения, предусмотренные статьей 23 настоящего Федерального закона.

2. При попытке лица, задерживаемого сотрудником полиции с обнаженным огнестрельным оружием, приблизиться к сотруднику полиции, сократив при этом указанное им расстояние, или прикоснуться к его огнестрельному оружию сотрудник полиции имеет право применить огнестрельное оружие в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Применение полицией огнестрельного оружия

В ст. 1 Федерального закона «Об оружии» огнестрельное оружие определяется как «оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии метаемым снаряжением, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда».

Механическое же поражение цели метаемым снаряжением может быть только при производстве выстрела. Итак, под применением огнестрельного оружия следует понимать производство сотрудником полиции прицельного выстрела.

В соответствии с ч. 1 ст. 23 Федерального закона «О полиции» сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

• для защиты другого лица от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья.

Посягательство (посягнуть) – покушение причинить вред, ущерб кому- или чему-нибудь. Насилие – принудительное воздействие на кого-нибудь. Насилие может быть в форме физического или психического воздействия. Физическое насилие выражается в воздействии на организм человека: побои, истязания. Психическое насилие оказывается в виде оскорблений, запугиваний, угроз и т.п. Опасность – угроза причинения вреда, несчастья. Таким образом, в данном случае сотрудник полиции, применяя огнестрельное оружие, правомерно защищает себя и другое лицо от преступного посягательства на жизнь и здоровье, т.е. действует в состоянии необходимой обороны (ст. 37 УК РФ);

• пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении полиции.

Очевидно, что попытка завладеть огнестрельным оружием, которое находится у сотрудника полиции, будет сопряжена с насилием в отношении него. Эти действия в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона «О полиции» являются основанием для применения сотрудником полиции огнестрельного оружия. Пресечение попытки завладеть транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящей на вооружении (обеспечении) полиции преследует цель не допустить использование данных технических средств в преступных целях. В первую очередь это касается специальной и боевой техники;

Действия, совершаемые с целью захвата заложников, или удержание лиц в качестве заложников влекут уголовную ответственность в соответствии со ст. 206 «Захват заложника» УК РФ. Названное преступление является преступлением террористического характера. При освобождении заложников возможны два варианта действий. Первый – без применения силы, в результате проведения переговоров и склонения преступников к отказу от совершения противоправных действий. Второй – силовой, требующий проведения специальной операции. Когда возникает прямая угроза жизни и здоровью заложников, применение огнестрельного оружия не только правомерно, но и является фактически единственным способом их освобождения. В результате применения огнестрельного оружия удерживающим заложников лицам могут быть причинены ранения, в том числе со смертельным исходом. В соответствии со ст. 22 «Правомерное причинение вреда» Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ΦЗ «О противодействии терроризму» лишение жизни лица, совершающего террористический акт, а также причинение вреда здоровью или имуществу такого лица при пресечении террористического акта либо осуществлении иных мероприятий по борьбе с терроризмом действиями, предписываемыми или разрешенными законодательством РФ, являются правомерными;

• задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 УК РФ к тяжким преступлениям относятся умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено максимальное наказание, не превышающее 10 лет лишения свободы. Так, к тяжким преступлениям согласно УК РФ относятся: умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ч. 1 и 2 ст. 111); организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов (ч. 2 ст. 232); захват заложников (ч. 1 ст. 206); уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иным способом (ч. 2 ст. 339) и др. В соответствии с ч. 5 ст. 15 УК РФ к особо тяжким преступлениям относятся умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 10 лет или более строгое наказание. Перечень № 7 статей УК РФ, используемых при формировании статистической отчетности [1] , к ним относит: убийство (ст. 105); похищение человека (ч. 2 и 3 ст. 126); пиратство (ч. 2 и 3 ст. 227) и др. Содержание перечней показывает, что сотрудник полиции должен действовать с учетом создавшейся обстановки и степени общественной опасности совершенного задержи

ваемым деяния. Например, вред, причиненный в результате применения огнестрельного оружия лицу, уклоняющемуся от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иным способом, будет чрезмерным;

• задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ.

В соответствии с ч. 2 ст. 23 Федерального закона «О полиции» вооруженным сопротивлением и вооруженным нападением признаются сопротивление и нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием и внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть. В данном случае действия задерживаемого лица квалифицируются как посягательство на жизнь или здоровье сотрудника полиции;

• отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан.

Под нападением на здания, сооружения, помещения и иные объекты понимаются действия насильственного характера, сопровождаемые проникновением внутрь и установлением контроля над объектом. Как правило, подобные действия сопровождаются бессмысленными погромами и уничтожением имущества;

• пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.

В данных случаях применение оружия сотрудником полиции регламентируется п. 6 ст. 47 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» для пресечения попытки побега подозреваемого или обвиняемого из места содержания под стражей или из-под конвоя. Побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи является преступлением, за совершение которого предусмотрена уголовная ответственность по ст. 313 УК РФ, поэтому, применяя огнестрельное оружие, сотрудник полиции пресекает преступление. Использование огнестрельного оружия при конвоировании и этапировании подследственных, осужденных, подсудимых на территории другого государства осуществляется в рамках соответствующего международного договора, заключенного Российской Федерацией с этим государством [2] .

В этой группе оснований применения огнестрельного оружия объектом воздействия выступает лицо, совершающее общественно опасное деяние.

Наряду с этим в соответствии с ч. 3 ст. 23 Федерального закона «О полиции» сотрудник полиции имеет право применять огнестрельное оружие:

• для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;

• обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции;

• разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным ст. 15 Федерального закона «О полиции»;

• производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.

В отличие от первой группы оснований, здесь объектом воздействия выступают в большинстве случаев материальные объекты и животные, угрожающие жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции.

В ч. 4 ст. 23 Федерального закона «О полиции» закреплено право сотрудников полиции применять служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения во всех случаях, когда разрешено применение огнестрельного оружия, а также в некоторых случаях, применения специальных средств:

• для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;

• задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;

• освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

• пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об оружии» огнестрельным оружием ограниченного поражения является короткоствольное оружие и бесствольное оружие, предназначенные для механического поражения живой цели на расстоянии метаемым снаряжением патрона травматического действия, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда, и не предназначенные для причинения смерти человеку. При внимательном рассмотрении данного определения выделяются два признака, отличающие данный вид оружия от огнестрельного. Это «патрон травматического действия» и «не предназначенные для причинения смерти человеку».

Основным назначением данного вида оружия является оказание ударного воздействия на правонарушителя. В специальной литературе можно встретить такое понятие, как «патроны и выстрелы непроникающего ударного воздействия».

Концепция применения натронов ударного непроникающего действия – нейтрализация живой силы за счет создания останавливающего эффекта без нанесения тяжелых телесных повреждений. Это обеспечивается конструктивными решениями патронов, и в первую очередь конструкцией ударников «пуль». Конструктивно ударники могут выполняться в виде мешочков с дробью, элементов с хвостовыми стабилизаторами или деформируемых элементов. Подобные конструкции обеспечивают рассеивание энергии ударника при встрече с целью, что снижает опасность поражения.

Большое значение имеет калибр патрона. Разработки осуществлялись в двух направлениях:

1) калибрами в интервале начиная от пистолетных (револьверных) и заканчивая 12-м калибром;

2) калибрами в интервале 37–40 мм.

В зависимости от калибра, это могут быть не только патроны, но и снаряд, граната.

Практика показала, что право на жизнь имеют конструктивные решения одного и другого направлений. Однако наблюдается преобладание боеприпасов калибрами 37–40 мм. Это объясняется тем, что увеличение калибра ударника («пули») при прочих равных условиях приводит к снижению «ударного» давления на цель (человека) в месте контакта и соответственно к снижению поражающего воздействия. Эффективность воздействия при сохранении уровня поражения может быть достигнута за счет использования боеприпасов комбинированного действия (два и более видов физиологического воздействия). В настоящее время проводятся работы по созданию боеприпасов, объединяющих ударное воздействие как основное с другими факторами: световым, раздражающим и акустическим воздействием.

На вооружении органов внутренних дел состоят травматический патрон и патрон с резиновой пулей калибром 18,5 мм, а также выстрелы ударношокового действия для специального гранатометного комплекса [3] .

Патроны травматического действия пистолетных (револьверных) калибров используются в оружии личной безопасности и в перечень специальных средств, состоящих на вооружении органов внутренних дел, не входят.

Федеральным законом «Об оружии» установлено отличие служебного огнестрельного оружия ограниченного поражения от гражданского, выражающееся в величине параметра дульной энергии при выстреле патронами травматического действия. Для служебного оружия данное значение составляет 150 Дж, для гражданского – 90 Дж.

В соответствии с ч. 5 ст. 23 Федерального закона «О полиции» запрещается применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц, с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции.

Сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате этого могут пострадать случайные лица. Данные запреты не относятся к применению огнестрельного оружия ограниченного поражения. Учитывая, что по характеру воздействия этот вид оружия ближе к специальным средствам, запреты и ограничения на его применение регламентируются ст. 22 Федерального закона «О полиции».

Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции

Безопасность – положение, при котором не угрожает опасность. Гарантиям личной безопасности вооруженного сотрудника полиции посвящена ст. 24 Федерального закона «О полиции». В соответствии с ч. 1 данной статьи сотрудник полиции имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения, предусмотренные ст. 23 Федерального закона «О полиции».

Обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность означает извлечь оружие из кобуры [4] и дослать патрон в патронник. Произведя эти действия, сотрудник полиции готов к производству выстрела. Законодательное закрепление подобных действий сотрудника полиции обусловлено необходимостью выполнения им служебно-боевых задач в различных обстоятельствах. В первую очередь это связано с быстрым изменением обстановки, результатом которого может быть нападение на сотрудника полиции. В этих условиях сотрудник полиции имеет право заранее подготовиться к применению огнестрельного оружия. Примерами быстроменяющейся обстановки могут быть, например, нахождение воров в помещении при осмотре нарядом вневедомственной охраны этого помещения (квартиры) по сигналу «Тревога» установленной сигнализации; ситуация, когда правонарушитель неожиданно пытается натравить собаку на сотрудника полиции; осмотр места возможного нахождения разыскиваемого преступника и т.д.

Сотрудник полиции имеет право применить огнестрельное оружие также при попытке лица, задерживаемого им, с обнаженным огнестрельным оружием приблизиться к сотруднику полиции, сократив при этом указанное тем расстояние, или прикоснуться к его огнестрельному оружию.

Объектом, в отношении которого применяется огнестрельное оружие, является задерживаемое лицо, т.е. лицо, в противоправности деяний которого сотрудник полиции не сомневается. Между задерживаемым лицом и сотрудником полиции должно быть установлено некоторое расстояние, величину которого сотрудник полиции определяет исходя из сложившейся обстановки. Это своеобразная «зона безопасности» [5] . При приближении задерживаемого к сотруднику полиции последний имеет право применить огнестрельное оружие в соответствии с п. 1 и 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона «О полиции».

Ситуация может осложниться тем, что у задерживаемого лица где-то поблизости могут находиться сообщники. Самый распространенный прием – затеряться в толпе. Реакция сотрудника полиции должна быть соответствующей по отношению к любому лицу, которое попробует приблизиться к нему с обнаженным огнестрельным оружием и тем более к нему прикоснуться.

  • [1] См.: Указание Генпрокуратуры России № 387-11, МВД России № 2 от 11.09.2013 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности»
  • [2] См., например: постановление Правительства РФ от 07.12.1996 № 1468 «О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о взаимодействии правоохранительных органов в обеспечении правопорядка на территории комплекса “Байконур”».
  • [3] См.: распоряжение Правительства РФ от 05.05.2012 № 737 «Об утверждении Перечня видов огнестрельного оружия, патронов к нему, боеприпасов, иных средств вооружения и специальных средств, состоящих на вооружении органов внутренних дел Российской Федерации» (п. 15 разд. V указанного Перечня).
  • [4] Кобура – специальный чехол для ношения пистолета или револьвера.
  • [5] См.: Административная деятельность органов внутренних дел. Часть общая: учебник. М.: ЦОКР МВД России, 2009. С. 171.

Статья 24. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции

Статья 24. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции

1. Сотрудник полиции имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения, предусмотренные статьей 23 настоящего Федерального закона.

2. При попытке лица, задерживаемого сотрудником полиции с обнаженным огнестрельным оружием, приблизиться к сотруднику полиции, сократив при этом указанное им расстояние, или прикоснуться к его огнестрельному оружию сотрудник полиции имеет право применить огнестрельное оружие в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Похожие главы из других книг

Глава 3 ОТ ЛИЧНОЙ ОХРАНЫ К ПАРТИЙНОЙ ПОЛИЦИИ

Глава 3 ОТ ЛИЧНОЙ ОХРАНЫ К ПАРТИЙНОЙ ПОЛИЦИИ В своем послании правлению партии в Мюнхене земельный руководитель НСДАП округа Южный Ганновер и ведущий член народнического ордена скальдов Лудольф Хаазе изложил то, что, по его мнению, имело решающее значение для развития

Донесение оперкоманды 8 опергруппы 13 полиции безопасности и СД верховному фюреру СС и полиции Центральной России от 3 ноября 1941 г. о критических замечаниях коменданта пересыльного лагеря 185 по поводу «Обращения с евреями и партизанами».

Донесение оперкоманды 8 опергруппы 13 полиции безопасности и СД верховному фюреру СС и полиции Центральной России от 3 ноября 1941 г. о критических замечаниях коменданта пересыльного лагеря 185 по поводу «Обращения с евреями и партизанами». Немецкая полиция безопасности

П.58. Распоряжение начальника полиции безопасности и СД руководителям полиции безопасности и гестапо о срочном направлении в концентрационные лагеря трудоспособных заключенных

П.58. Распоряжение начальника полиции безопасности и СД руководителям полиции безопасности и гестапо о срочном направлении в концентрационные лагеря трудоспособных заключенных [Документ ПС-1063, США-219]Берлин 17 декабря 1942 г.СекретноВ силу важных соображений военного

Глава 6. Правовое положение сотрудника полиции

Глава 6. Правовое положение сотрудника полиции Статья 25. Сотрудник полиции 1. Сотрудником полиции является гражданин Российской Федерации, который осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которому

Статья 27. Основные обязанности сотрудника полиции

Статья 27. Основные обязанности сотрудника полиции 1. Сотрудник полиции обязан:1) знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение; проходить в порядке, определяемом

Статья 28. Основные права сотрудника полиции

Статья 28. Основные права сотрудника полиции 1. Сотрудник полиции имеет право:1) на обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для выполнения служебных обязанностей;2) на ознакомление с должностным регламентом (должностной инструкцией) и

Статья 30. Гарантии правовой защиты сотрудника полиции

Статья 30. Гарантии правовой защиты сотрудника полиции 1. Сотрудник полиции, выполняя обязанности, возложенные на полицию, и реализуя права, предоставленные полиции, выступает в качестве представителя государственной власти и находится под защитой

Статья 33. Ответственность сотрудника полиции

Статья 33. Ответственность сотрудника полиции 1. Сотрудник полиции независимо от замещаемой должности несет ответственность за свои действия (бездействие) и за отдаваемые приказы и распоряжения.2. За противоправные действия (бездействие) сотрудник полиции несет

Статья 41. Гарантии сотруднику полиции, избранному (назначенному) в законодательный (представительный) или исполнительный орган государственной власти либо в орган местного самоуправления

Статья 41. Гарантии сотруднику полиции, избранному (назначенному) в законодательный (представительный) или исполнительный орган государственной власти либо в орган местного самоуправления 1. Сотрудник полиции, избранный (назначенный) членом Совета Федерации

Глава 8. Гарантии социальной защиты сотрудника полиции

Глава 8. Гарантии социальной защиты сотрудника полиции Статья 42. Оплата труда сотрудника полиции 1. Оплата труда сотрудника полиции производится в виде денежного довольствия, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования служебной

Статья 42. Оплата труда сотрудника полиции

Статья 42. Оплата труда сотрудника полиции 1. Оплата труда сотрудника полиции производится в виде денежного довольствия, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования служебной деятельности по замещаемой должности.2. Обеспечение

Статья 43. Страховые гарантии сотруднику полиции и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей

Статья 43. Страховые гарантии сотруднику полиции и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей 1. Жизнь и здоровье сотрудника полиции подлежат обязательному государственному страхованию за счет бюджетных ассигнований

Статья 44. Право сотрудника полиции на жилищное обеспечение

Статья 44. Право сотрудника полиции на жилищное обеспечение 1. Обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в

Статья 45. Право сотрудника полиции и членов его семьи на медицинское обслуживание

Статья 45. Право сотрудника полиции и членов его семьи на медицинское обслуживание 1. Медицинское обслуживание сотрудника полиции осуществляется в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или в иных медицинских

Статья 46. Гарантии сотруднику полиции в связи с прохождением службы в полиции

Статья 46. Гарантии сотруднику полиции в связи с прохождением службы в полиции 1. Сотрудник полиции в служебных целях обеспечивается проездными документами на все виды транспорта общего пользования (кроме такси) городского, пригородного и местного сообщения в порядке,

Статья 53. Обжалование действий (бездействия) сотрудника полиции

Статья 53. Обжалование действий (бездействия) сотрудника полиции Действия (бездействие) сотрудника полиции, нарушающие права и законные интересы гражданина, государственного и муниципального органа, общественного объединения, религиозной и иной организации, могут быть

Статья 24. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции

1. Сотрудник полиции имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения, предусмотренные статьей 23 настоящего Федерального закона.

2. При попытке лица, задерживаемого сотрудником полиции с обнаженным огнестрельным оружием, приблизиться к сотруднику полиции, сократив при этом указанное им расстояние, или прикоснуться к его огнестрельному оружию сотрудник полиции имеет право применить огнестрельное оружие в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Глава 6. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ

Закон РФ «О полиции» — N 3-ФЗ — ориентирован на создание корректных взаимоотношений между обществом и такой силовой структурой, как полиция. Утверждает, что данный орган предназначен для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан нашей страны, а также иностранцев, лиц без гражданства. Устанавливает правовой статус полиции и права, а также обязанности её служащих, границы, необходимость и порядок применения огнестрельного оружия, использования специальных устройств и физической силы. Корректирует деятельность полиции с учётом современных требований общества. Регламентирует меры принуждения и порядок их применения.

Закон РФ «О полиции» 2015 года № 3-ФЗ был принят 28.01.2011 г.

Закон РФ «О полиции» – регулирует организацию милиции в нашем государстве, служебные обязанности, права, правила приёма и увольнения, гарантии правовой и соц. защиты сотрудников милиции. Утверждает систему данной структуры, описывает иерархию должностного подчинения в её рамках. Указывает гарантии законности и обеспечения прав граждан в деятельности милиции, а также ситуации, когда сотрудникам милиции допустимо применять специальные средства, огнестрельное оружие и физическую силу.

Закон РФ «О полиции» (7 февраля 2011 года N 3-ФЗ)

Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ/Глава 5

Содержание

Глава 5. ПРИМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ, СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ Править

Статья 18. Право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия Править

1. Сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

2. Перечень состоящих на вооружении полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов устанавливается Правительством Российской Федерации. Не допускается принятие на вооружение полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов, которые наносят чрезмерно тяжёлые ранения или служат источником неоправданного риска.

3. В состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление, сотрудник полиции при отсутствии у него необходимых специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства, а также по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, применять иное не состоящее на вооружении полиции оружие.

4. Сотрудник полиции обязан проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

5. Содержание программ специальной подготовки сотрудников полиции определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

6. Право на применение световых и акустических специальных средств, а также средств разрушения преград имеет сотрудник полиции, получивший в установленном порядке соответствующий допуск.

7. Сотрудник полиции, не прошедший проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, проходит аттестацию на соответствие замещаемой должности. До вынесения решения о соответствии замещаемой должности сотрудник полиции отстраняется от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

8. Превышение сотрудником полиции полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечёт ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

9. Сотрудник полиции не несёт ответственность за вред, причинённый гражданам и организациям при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Статья 19. Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия Править

1. Сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своём намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции. В случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из сотрудников полиции, входящих в подразделение (группу).

2. Сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своём намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, если промедление в их применении создаёт непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия.

3. Сотрудник полиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия действует с учётом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба.

4. Сотрудник полиции обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок.

5. О причинении гражданину телесных повреждений в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия полиция в возможно короткий срок, но не более 24 часов уведомляет близких родственников или близких лиц гражданина.

6. О каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия уведомляется прокурор в течение 24 часов.

7. Сотрудник полиции обязан по возможности сохранить без изменения место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если в результате применения им физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия гражданину причинено ранение либо наступила его смерть.

8. О каждом случае применения физической силы, в результате которого причинён вред здоровью гражданина или причинён материальный ущерб гражданину либо организации, а также о каждом случае применения специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции и в течение 24 часов с момента их применения представить соответствующий рапорт.

9. В составе подразделения (группы) сотрудник полиции применяет физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в соответствии с федеральным законом, руководствуясь приказами и распоряжениями руководителя этого подразделения (группы).

Статья 20. Применение физической силы Править

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приёмы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях:

1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;

2) для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;

3) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.

2. Сотрудник полиции имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.

Статья 21. Применение специальных средств Править

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях:

1) для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;

2) для пресечения преступления или административного правонарушения;

3) для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;

5) для задержания лица, если это лицо может оказать вооружённое сопротивление;

6) для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключённых под стражу, лиц, осуждённых к лишению свободы, лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;

7) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

8) для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;

9) для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке;

10) для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;

11) для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

2. Сотрудник полиции имеет право применять следующие специальные средства:

1) палки специальные — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

2) специальные газовые средства — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

3) средства ограничения подвижности — в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4 и 6 части 1 настоящей статьи. При отсутствии средств ограничения подвижности сотрудник полиции вправе использовать подручные средства связывания;

4) специальные окрашивающие и маркирующие средства — в случаях, предусмотренных пунктами 10 и 11 части 1 настоящей статьи;

5) электрошоковые устройства — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

6) светошоковые устройства — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

7) служебных животных — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 7, 10 и 11 части 1 настоящей статьи;

8) световые и акустические специальные средства — в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

9) средства принудительной остановки транспорта — в случаях, предусмотренных пунктами 9 и 11 части 1 настоящей статьи;

10) средства сковывания движения — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5 части 1 настоящей статьи;

11) водомёты — в случаях, предусмотренных пунктами 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

12) бронемашины — в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

13) средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия, — в случаях, предусмотренных пунктом 11 части 1 настоящей статьи;

14) средства разрушения преград — в случаях, предусмотренных пунктами 5 и 7 части 1 настоящей статьи.

3. Сотрудник полиции имеет право применять специальные средства во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение огнестрельного оружия.

Статья 22. Запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств Править

1. Сотруднику полиции запрещается применять специальные средства:

1) в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц, за исключением случаев оказания указанными лицами вооружённого сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции;

2) при пресечении незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований ненасильственного характера, которые не нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и организаций.

2. Специальные средства применяются с учётом следующих ограничений:

1) не допускается нанесение человеку ударов палкой специальной по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца;

2) не допускается применение водомётов при температуре воздуха ниже нуля градусов Цельсия;

3) не допускается применение средств принудительной остановки транспорта в отношении транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров (при наличии пассажиров), транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, а также в отношении мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров и мопедов; на горных дорогах или участках дорог с ограниченной видимостью; на железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, в туннелях;

4) установка специальных окрашивающих средств на объекте осуществляется с согласия собственника объекта или уполномоченного им лица, при этом сотрудником полиции принимаются меры, исключающие применение указанных средств против случайных лиц.

3. Применение водомётов и бронемашин осуществляется по решению руководителя территориального органа с последующим уведомлением прокурора в течение 24 часов.

4. Иные ограничения, связанные с применением сотрудником полиции специальных средств, могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

5. Допускается отступление от запретов и ограничений, установленных частями 1 и 2 настоящей статьи, если специальные средства применяются по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Статья 23. Применение огнестрельного оружия Править

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

1) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;

2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции;

3) для освобождения заложников;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;

5) для задержания лица, оказывающего вооружённое сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нём оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;

6) для отражения группового или вооружённого нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;

7) для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осуждённых к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.

2. Вооружённым сопротивлением и вооружённым нападением, указанными в пунктах 5 и 6 части 1 настоящей статьи, признаются сопротивление и нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием и внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.

3. Сотрудник полиции также имеет право применять огнестрельное оружие:

1) для остановки транспортного средства путём его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;

2) для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции;

3) для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным статьёй 15 настоящего Федерального закона;

4) для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путём производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.

4. Сотрудник полиции имеет право применять служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения во всех случаях, предусмотренных частями 1 и 3 настоящей статьи, а также в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4, 7 и 8 части 1 статьи 21 настоящего Федерального закона.

5. Запрещается применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев оказания указанными лицами вооружённого сопротивления, совершения вооружённого или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции.

6. Сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.

Статья 24. Гарантии личной безопасности вооружённого сотрудника полиции Править

1. Сотрудник полиции имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения, предусмотренные статьёй 23 настоящего Федерального закона.

2. При попытке лица, задерживаемого сотрудником полиции с обнажённым огнестрельным оружием, приблизиться к сотруднику полиции, сократив при этом указанное им расстояние, или прикоснуться к его огнестрельному оружию сотрудник полиции имеет право применить огнестрельное оружие в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.